На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Азербайджан и РФ готовят новый проект в рамках коридора «Север – Юг» Москва и Баку активно готовятся к реализации но...Как банды «рыцаре...
  • Юрий Ильинов
    NYT: Трамп поменял мнение о нецелесообразности помощи Киеву По информации газеты, экс-президент США также опубликовал...КВАНТОВЫЙ ПЕРЕХОД...
  • Юрий Ильинов
    СМИ сообщили о скандале во время саммита лидеров Евросоюза в Брюсселе Лидеры стран-участницах Евросоюза (ЕС) экстренн...«Изображая жертву...

Дейл Карнеги и искусство счастливого общения. №3

Урок 3. Проявляйте интерес к людям.

Думайте о людях, а не о том, какое впечатление вы на них производите.

Если вы хотите, чтобы люди вами интересовались – начните первым интересоваться людьми.

К сожалению, большинство людей мечтают о внимании к себе со стороны других, и мало кто готов сам проявлять это внимание к людям. Таким образом, все хотят получать то, чего сами дать не могут. Достаточно послушать, как и о чём люди разговаривают и по телефону, и при личных встречах, чтобы понять: каждый желает говорить о себе и не желает слушать собеседника. Местоимение «Я» – это слово, которое встречается в разговорах чаще всего.

Но разве вам интересно вести беседу с человеком, который говорит только о себе, а вас и слушать не хочет? Точно так же и ему неинтересно выслушивать ваши рассказы о себе, если при этом вы нисколько не интересуетесь его персоной.

Вывод: тот, кто интересуется лишь собой и не интересуется другими, обречён оставаться в одиночестве, либо довольствоваться таким общением, которое не принесёт ему никакого удовлетворения, так как он будет вечно чувствовать себя не услышанным и не понятым.

Интересуйтесь людьми, делайте это искренне – и люди будут интересоваться вами!

Понаблюдайте за тем, как вы общаетесь с людьми. Ваше внимание в самом деле направлено на собеседника – или вы озабочены главным образом тем впечатлением, которое производите на него?

Если вы сосредоточены лишь на собственной персоне и смотрите на собеседника, но не видите его – ваше общение не будет полноценным. Между вами в таком случае словно вырастает стена, и ваш разговор напоминает диалог слепых и глухих.

Но стоит вам мысленно как бы отойти в сторону, в тень и перевести внимание с себя на собеседника – как все волшебным образом изменится. Вы сможете заметить, как он выглядит, как себя ведёт, какое у него настроение. Между вами словно рухнет стена, исчезнет напряжение, и вы заметите, что, искренне интересуясь собеседником, тоже получаете от него внимание и заинтересованность.

Вам не обязательно даже что-то говорить – потому что искренний интерес отражается в ваших глазах, улыбке, выражении лица. Этим вы сразу же расположите собеседника к себе.

Упражнение 1. Научитесь переключать внимание с себя на других.

Это упражнение выполняется в два этапа, на каждый из которых потребуется, возможно, не один день. Приступайте ко второму этапу тогда, когда уже достаточно будете справляться с заданием первого – то есть когда вы почувствуете искренний интерес к людям.

Первый этап. Начинать развивать свою способность интересоваться другими лучше в тех ситуациях, которые не предусматривают непосредственного общения. Выберите момент, когда вы находитесь среди людей и можете просто спокойно наблюдать за ними со стороны. Это может быть и на совещании, и в транспорте, и в зале ожидания вокзала или аэропорта, и за столиком кафе. Представьте, что вы находитесь в тени и вас никто не видит. А вы можете спокойно и расслабленно наблюдать за окружающими.

Выберите любого незнакомого человека, которого вы можете рассмотреть, не особо привлекая к себе внимание. При этом задайтесь целью рассматривать его исключительно доброжелательно, без осуждения и критики.

Заметьте, как он одет, какая у него прическа, рассмотрите черты лица. Как вы думаете, кто он по профессии? Сколько ему лет? Какая у него семья? Есть ли у него дети, и если есть, то какого они возраста? В каком доме он может жить?

Отметьте его настроение. Он бодр и весел или подавлен и уныл? Или его что-то тревожит, беспокоит? А может, у него ровное и спокойное состояние? Как вы думаете, доволен ли он жизнью? Он оптимист или пессимист? Попробуйте пофантазировать и представить себе обстоятельства его жизни. Как сложилась его судьба? Все у него ровно и гладко или постоянно что-то происходит? Жизнь его спокойная или бурная?

Дайте ещё больше воли вашей фантазии и представьте, о чем этот человек мечтает. Каковы его цели, планы? Он целеустремлён и деятелен – или плывёт по течению? Как и где он работает? Как проводит досуг? Куда ездит в отпуск?

Обязательно найдите что-то, что вам нравится в этом человеке. Подумайте, чему можно было бы у него поучиться.

Теперь подумайте о том, какие у этого человека есть проблемы. Представьте, если бы это был ваш близкий друг и вы бы сочувственно отнеслись к его проблемам – чем бы вы могли ему помочь, что посоветовали бы? Как именно бы вы это сделали, чтобы не задеть его самооценки? Найдите для этого слова, чтобы ваш совет прозвучал мягко, деликатно и ни в коем случае не унизительно.

Если вы и в самом деле решите подойти к этому человеку и заговорить, начните со слов одобрения в его адрес. Но это не обязательно – решайте сами, вступать ли в общение. Если не чувствуете себя готовым, не делайте этого.

Потренируйтесь в аналогичных обстоятельствах точно так же направлять все своё внимание и на других людей. Постепенно в вас проснётся искренняя любознательность к людям. Вы поймете, что каждый человек многогранен и неисчерпаем, как целая вселенная. В каждом есть нечто уникальное и уже потому интересное. Вы научитесь отыскивать эту уникальность в каждом, и ценить её.

Второй этап. Когда вы научитесь быть внимательным к людям, наблюдая их со стороны, начните оттачивать эти навыки в непосредственном общении. Разговаривая с кем-либо, представьте, что вы находитесь в тени, а ваш собеседник ярко освещён лучом прожектора, словно актёр на сцене.

Помните: проявлять интерес – это не значит демонстративно разглядывать человека, а тем более «поедать» его глазами. Смотрите спокойно, без напряжения, но с интересом и уважением.

Помните, что это уникальный человек – другого точно такого же нет во всем мире. Старайтесь увидеть эту его уникальность. Помните, что человек – это не только и не столько внешность, которую вы видите перед глазами, это прежде всего душа. Попробуйте увидеть душу этого человека и мысленно направьте ему волны любви и добра. Вы можете даже не говорить ни слова – а уже расположите к себе собеседника, который, конечно же, почувствует ваш искренний тёплый и доброжелательный интерес.

Станьте хорошим слушателем

Проявлять искренний интерес к людям – это значит помимо всего прочего быть ещё и хорошим слушателем. Большинство людей совершают ошибки во время общения. Главная ошибка – когда мы только делаем вид, что слушаем собеседника, а на самом деле думаем о чём-то своём.

Ещё хуже – если мы перебиваем собеседника, не давая ему и слова сказать, и всё время переводим разговор на себя.

Это закон: если вы говорите только о себе и стараетесь произвести впечатление – вы оттолкнёте от себя людей, и лишь проявляя интерес к другим, сможете завоевать огромное количество друзей.

Хотите прослыть не только добрым, внимательным человеком, к которому тянутся люди, но и прекрасным собеседником?

Освойте искусство слушать и слышать другого – слышать по-настоящему, а не для вида.

Упражнение 2. Научитесь слушать.

Начинать тренировать вашу способность к слушанию лучше в общении с кем-то, кто хорошо вам знаком и в чьём обществе вы чувствуете себя достаточно комфортно. Для этого вам надо следовать следующим шести шагам.

1. Настройтесь на общение, заранее выработайте у себя намерение внимательно выслушать и понять человека. Помните: выслушав, вы не обязаны соглашаться во всем с человеком. Но если даже вы не согласны с ним, не перебивайте, не спешите высказать свою точку зрения. Сначала вам нужно будет выслушать его до конца не с намерением ответить, а с намерением услышать и понять.

2. Если это необходимо, начните разговор с какого-либо вопроса, на который предполагается развернутый ответ. Например, расспросите человека о том, как он живёт, о его самочувствии, так, чтобы у него не возникло соблазна отделаться обычным «Нормально» или «Спасибо, хорошо». Почувствовав ваш искренний интерес, он действительно начнёт рассказывать вам обстоятельно про то, что у него на душе.

3. Полностью сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Обратите внимание: когда мы действительно чем-то увлечены, то вся наша поза выражает сосредоточенность. Забудьте на время о себе, и «превратитесь в слух». Повернитесь к собеседнику всем корпусом. Смотрите ему в глаза с выражением внимательности и заинтересованности. Но помните, что неотрывный взгляд может отталкивать, поэтому время от времени на одну-две секунды отводите глаза чуть в сторону, а затем снова обращайте их к собеседнику.

4. Следите и за интонациями, выражением лица, жестами собеседника. Так вы легче поймёте его чувства. Ведь по-настоящему услышать человека – это не значит только понять смысл слов. Не менее важно понять, что человек чувствует и переживает в связи с произносимым им.

5. Помните, что в большинстве случаев люди говорят только для того, чтобы быть выслушанными, а не для того, чтобы получить какой-то совет и тем более оценку сказанного ими. Не впадайте в заблуждение, думая, что от вас ждут совета. Избегайте самых распространённых ошибок в диалоге, которые состоят именно в том, что слушающий начинает либо давать советы, либо высказывать свою оценку услышанному, либо на свой лад интерпретировать слова собеседника (например, говоря: «Все понятно, со мной тоже такое было, я знаю, что это такое»), либо задавать множество непрошеных вопросов. Контролируйте себя и не позволяйте чему-то подобному сорваться с вашего языка. Вместо этого просто внимательно слушайте, продолжая сосредоточиваться не только на словах, но и на чувствах собеседника. Поощряйте его продолжать говорить одобрительным покачиванием головой, короткими междометиями «да-да», «ага», «угу» и т. д. Ни в коем случае не используйте паузы, чтобы вставить свою реплику, а тем более перевести разговор на другую тему. Вместо этого в паузе можно негромко повторить последнюю сказанную собеседником фразу (теми же самыми или другими словами), как бы стараясь лучше осмыслить его слова. Таким образом вы поможете ему продолжить свой рассказ.

6. Когда вы почувствуете, что хорошо понимаете произносимое собеседником, можно начать в паузах называть те чувства, которые, как вам кажется, испытывает собеседник, с мягкой полувопросительной-полутвердительной интонацией, например: «Тебя это очень беспокоит?», «Вижу, что ты очень переживаешь», «Тебе тяжело», «Тебя это обрадовало?» и т. д. Таким образом вы продемонстрируете собеседнику ваш искренний интерес к нему и не менее искреннее желание понять. Это пробудит его доверие, и он со своей стороны будет искренним с вами. А ведь именно с взаимной искренности начинаются подлинно дружеские доверительные отношения!

Простые приёмы, помогающие расположить

к себе людей.

Есть несколько безотказных приёмов, которые позволят вам располагать к себе людей. Вот они.

1. Запоминайте имена всех, с кем вы общаетесь, и в разговоре обязательно называйте человека по имени.

Помните, что для каждого человека звук его имени является самым приятным и самым важным звуком человеческой речи. Не обязательно в разговоре через слово вставлять имя собеседника – это может показаться неестественным и чересчур навязчивым. Но обязательно запоминайте имена всех, с кем вы знакомы хотя бы поверхностно. Если вы, встретив человека, с которым встречались всего раз в жизни, причём достаточно давно, сможете назвать его по имени – его восхищение и признательность вам гарантированы.

2. Узнайте дни рождения всех ваших друзей и знакомых и обязательно поздравляйте их.

Если не хотите напрямую спрашивать дату рождения человека – спросите под каким-нибудь предлогом, например, поинтересовавшись, под каким знаком Зодиака он родился (даже если сами не верите в астрологию), или заведя разговор о том времени года, когда родились вы сами и о том, влияет ли на человека дата рождения. Запомните названную вам дату рождения и при первой возможности сразу запишите её. Внесите дни рождения всех ваших друзей и знакомых в ежедневник, который обычно у вас перед глазами, и обязательно отправляйте письмо, открытку или смс-сообщение. Многие люди будут приятно удивлены и признательны вам за это, так как, возможно, вы будете единственным, кроме самых близких, кто вспомнил про день рождения этих людей.

3. Будьте внимательны к проблемам других людей, даже если они не говорят об этом, и старайтесь при малейшей возможности помочь хотя бы советом.

Дейл Карнеги рассказывает о студенте университета, который пришёл в канцелярию ректора, чтобы взять пять долларов из студенческой ссудной кассы. Получив деньги, он собрался уходить, и был крайне удивлён, когда присутствовавший при этом ректор предложил ему присесть и дал несколько советов, как покупать мясо и самому готовить пищу, питаясь полноценно и при этом не тратя слишком много денег.

Благодарность за подобное внимание к их проблемам люди обычно сохраняют на всю жизнь.

4. Будьте внимательны к желаниям, даже самым мелким, других людей и старайтесь, насколько это зависит от вас, исполнять их.

В книге о президенте Теодоре Рузвельте, написанной его камердинером Дж. Амосом, рассказывается, что жена автора однажды сказала при президенте, что не знает, как выглядит куропатка. Рузвельт тут же подробно описал ей эту птицу. В тот же день в коттедже, где жили Амос с женой, зазвонил телефон. Сам мистер Рузвельт звонил, чтобы сказать жене камердинера, что как раз сейчас перед её окнами разгуливает куропатка и она может выглянуть в окно, чтобы увидеть ее.

Для Рузвельта были характерны подобные мелочи, и именно в них заключается один из секретов его популярности.

Картина дня

наверх