На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Вы о чём? Сегодня президентом Токаев, а не Назарбаев.За распродажей ка...
  • Алекс Сэм
    МИД,СВР России просрали очередную страну? Как так-то?За распродажей ка...
  • Валерий Мязин
    Выявились очередные укры, и жизнь будет как у укров, ничего своего не останется, баи всё продадут а народ их не волнует.За распродажей ка...

Дейл Карнеги и искусство счастливого общения. №2

Урок 2. Дайте человеку почувствовать

свою значимость.

Вы мгновенно завоюете расположение того, кем искренне восхищаетесь.

Способность искренне восхищаться достоинствами других людей творит чудеса! Грубая лесть, подхалимаж никого не обманут – так вы не заслужите доверия других, а лишь оттолкнёте их. Совсем другое дело – когда вы искренне признаете достоинства и заслуги других людей и от всего сердца выражаете своё восхищение. Тот, кем вы искренне восхищаетесь, запомнит ваши добрые слова на всю жизнь, и всегда будет считать вас лучшим из людей.

Вы моментально завоюете расположение человека, если дадите ему почувствовать свою значимость.

Вам может казаться, что с умением восхищаться людьми надо родиться. Вы можете сказать: я совсем другой человек, у меня не тот характер и т. д. Но на самом деле научиться этому может каждый. И ничего сложного в этом нет. Начните с себя!

Восхититесь сначала собой – и вам не составит никакого труда восхищаться другими.

Упражнение 1. Сначала восхитись собой – потом другими.

Найдите время, когда вам никто не помешает. Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, отгоните посторонние мысли. Возьмите ручку и тетрадь. Далее выполните упражнение в пять этапов.

Первый этап. Поставьте вверху листа цифру 1 и напишите: «Я – хороший человек».

Пусть это станет для вас аксиомой. Почаще повторяйте себе эту фразу вслух и мысленно.

Затем вам нужно записать ещё девять пунктов (как минимум, можно больше), где вы сформулируете фразы, в которых отражено ваше хорошее отношение к самому себе. Это могут быть как чисто эмоциональные высказывания (например «Я настоящее чудо»), так и перечисление тех положительных качеств, которыми вы гордитесь в себе. Записывайте всё положительное, что вспомните о себе, в любой удобной для вас формулировке. Можете, к примеру, написать: «Я добрый», а можно прибегнуть к более развернутой формулировке: «Я умею сочувствовать людям, понимать их, проявлять сострадание» и т. д.

Возможно, поначалу вам будет непросто сходу выразить хорошее отношение к себе в десяти фразах. Не торопитесь. Отгоняйте сомнения и плохие мысли о себе. Хотя бы на время забудьте о своих недостатках. Ваша задача – сосредоточиться на положительных качествах. Не обязательно, чтобы это было что-то значительное. Вспомните своё поведение в каких-то жизненных ситуациях, когда вы проявили себя с хорошей стороны – помогли другу, совершили какой-то смелый поступок, приняли правильное решение, достигли своей цели.

Когда у вас получится десять пунктов (это минимум, но можно и больше), перечитайте их вслух, один за другим, после каждого пункта добавляя: «Я достоин восхищения!»

Не сочтите это нескромным. Поверьте, каждый из нас достоин восхищения за каждую мелочь, в которой мы проявили себя с лучшей стороны. Жизнь – достаточно сложная штука, и в ней не так легко бывает проявлять свои лучшие качества. Очень часто социум побуждает нас демонстрировать как раз не лучшие свои стороны, да и с детства нам, как правило, больше говорят о наших недостатках, чем о достоинствах. И если в этих условиях вы вопреки всему проявляете достоинства – то вы достойны восхищения. Признайтесь себе в этом. Начните искренне восхищаться собой. После этого вы с легкостью сможете восхищаться другими, и это восхищение никак не ущемит вашего чувства собственного достоинства.

Второй этап. Когда проделаете работу первого этапа, на другом листе вашей тетради напишите: «Мои удачи и успехи». Вспомните все, что вы делали хорошо, начиная с самого детства. Большинство людей хорошо помнят свои ошибки и неудачи и несут с собой этот негативный опыт всю жизнь. Тогда как удачи и успехи мы склонны забывать, и даже больше – очень часто мы их просто не замечаем! Когда мы делаем что-то хорошо, нам кажется, что это само собой разумеется, и даже не удосуживаемся себя ни похвалить, ни поздравить с успехом. Ну что ж, это не поздно сделать никогда. Не пожалейте времени – пересмотрите всю свою жизнь, и выпишите все удачи и успехи, пусть даже самые незначительные (или такие, которые кажутся вам незначительными).

Пусть у вас наберётся не менее десяти пунктов. Вспомните свои школьные успехи, ваши отличные оценки на экзаменах, достижения в спорте или других соревнованиях, работу, с которой вы справлялись лучше других. Записав не менее десяти пунктов, перечитайте их вслух, после каждого пункта добавляя: «Мне это удалось!», «Я это сделал!», «Какой же я молодец!» или другую подобную фразу по вашему выбору.

Третий этап. Подойдите к зеркалу, и, глядя на своё отражение, скажите вслух:

– Я очень хороший, достойный человек.

– Я замечательный человек. Я достоин восхищения просто за то, что я такой, какой я есть.

– У меня множество достоинств (перечислите).

– У меня есть такие прекрасные качества, как… (перечислите).

– Я прекрасно умею делать… (перечислите, что именно).

– Я достиг успехов в… (перечислите, в чем именно).

– Я очень много умею и очень много могу. Этим можно гордиться.

– Я достоин любви и уважения. Я люблю и уважаю себя. Я такой, какой я есть – и это прекрасно.

Эту часть упражнения нужно выполнять ежедневно.

Четвёртый этап. Снова возьмите тетрадь и ручку. Теперь вам нужно написать имена самых близких ваших людей – тех, с кем вы общаетесь постоянно. Это могут быть супруг или супруга, дети, родители, близкие друзья и т. д. Для каждого из них выделите две страницы в вашей тетради.

Заполните эти страницы по той же схеме, по какой вы заполняли их для себя, выполняя первый и второй этапы упражнения. Для начала постарайтесь хотя бы на время забыть о недостатках этих людей и о ваших к ним претензиях. Ваша задача – найти в них как можно больше хорошего. Сначала вам надо написать десять фраз, выражающих ваше хорошее отношение к каждому из этих людей (первым пунктом также можно написать, что он или она – хороший человек). Затем перечислите десять удач, успехов этого человека, или просто тех дел, которые он (она) делает хорошо. Только каждый пункт начинайте не с местоимения «он» или «она», а с имени этого человека. Затем прочитайте вслух, в конце также добавляя фразы «Я восхищаюсь им!», «Он достоин восхищения!», «Он молодец!», «Я горжусь им!» или тому подобные.

Пятый этап. Подумайте, в какой форме вы можете сказать каждому из этих людей слова одобрения и восхищения – чтобы это было искренне и не выглядело неуместно. При первом удобном случае обязательно скажите каждому, какой он молодец, как вы им гордитесь и т. д., подчеркнув выявленные вами достоинства и успехи этого человека. Вы поймёте, как легко вы можете благодаря этому изменить к лучшему ваши отношения, причём сделать это мгновенно.

Будьте дружелюбны со всеми!

Поймите, что вы не хуже и не лучше других. Все остальные люди – тоже. По большому счёту мы все равны. У всех есть недостатки и достоинства. И в каждом есть то, чем можно восхититься. И, безусловно, каждый человек заслуживает дружелюбного отношения.

А самое главное – что от дружелюбного отношения ко всем выиграете в первую очередь вы сами. Это поможет вам поддерживать позитивный настрой – раз. Это позволит вам получать удовольствие от общения буквально со всеми – два.

Конечно, бывает, что человек вас обидел, причинил какое-то зло или просто неприятен вам без видимых причин. Как же быть дружелюбным с такими? Если правда человек с вами очень плохо поступил и вы не можете с ним общаться – не общайтесь. Но в большинстве случаев всё-таки вполне можно исправить отношения даже с теми, с кем они у вас довольно напряжённые. Вы можете перейти от неприязни не только к нейтральному отношению, но даже к симпатии. Для этого попробуйте забыть о том, что вам не нравится или раздражает в человеке – и найти то, за что его можно высоко ценить. И не забудьте сказать человеку об этом!

Важно: говорите людям об их достоинствах не тогда, когда хотите что-то от них получить. Делайте это бескорыстно и безо всякого повода. А главное – не ждите ничего взамен. Только тогда ваша искренность будет оценена по достоинству.

Самое интересное, что бескорыстное восхищение людьми может неожиданно принести весьма зримую выгоду, в том числе и материальную. Дейл Карнеги рассказывает историю одного из слушателей своих курсов, который не по своей воле остался наедине с престарелой дамой, тетушкой его жены, когда они пришли в гости. Он начал восхищаться и домом тётушки, и окружавшими её вещами, и ею самой, причем делал это искренне и бескорыстно. В итоге ему был подарен почти новый автомобиль, оставшийся у тетушки после смерти её супруга. А ведь машина могла достаться более близкому родственнику! Но тётушка по достоинству оценила доброту и внимание почти постороннего человека и вознаградила его за это.

Упражнение 2. Смените неприязнь на доброжелательность.

Возьмите ручку, тетрадь, и составьте список людей, с которыми у вас отношения складываются не очень хорошо из-за того, что эти люди вам несимпатичны, вызывают ваше осуждение или неприязнь.

Это упражнение вам придётся выполнить столько раз, сколько людей в вашем списке. За один раз работайте только с одним человеком из списка.

Выполните упражнение в шесть этапов.

Первый этап. Представьте себе первого человека из вашего списка. Если вам так будет легче представить, закройте глаза. Подумайте о том, что именно вам в нём не нравится, а может, вызывает ваше негодование и неприязнь. Вспомните ситуацию вашей первой встречи (или ту ситуацию, когда вы впервые почувствовали неприязнь к этому человеку). Вспомните, что стало тому причиной. Этот человек вёл себя неприемлемо с вашей точки зрения? Или сказал, сделал что-то плохое по отношению к вам? Или ваша неприязнь не имеет конкретной причины – просто человек вам не нравится, и всё?

Попробуйте представить себя на его месте. Чувствует он себя счастливым или нет? Доволен ли собой? Что его заботит, тревожит? Нравится ли ему, как складываются его отношения с другими людьми? Чего он хочет, к чему стремится, о чём мечтает?

Второй этап. Мысленно попросите у него прощения за то, что осуждали, критиковали его, испытывали к нему неприязнь. Мысленно пожелайте ему добра. Представьте, что он смотрит на вас с улыбкой и вы видите его добрый, тёплый взгляд.

Третий этап. Теперь подумайте о том, что наверняка есть люди, которые любят этого человека, относятся к нему с симпатией. Вероятно, они видят в нём что-то хорошее, чего не видите вы. Подумайте о том, что это может быть. Какие достоинства есть у этого человека? За что ему можно симпатизировать? Что в нём есть такого, чем можно восхищаться? Может быть, у него есть какие-то качества, которых нет у вас и которые вы хотели бы приобрести? Как вы считаете, чему бы вы могли поучиться у этого человека?

Помните: у каждого встреченного вами человека вы можете чему-то поучиться – как и у вас каждый встреченный вами может чему-то поучиться.

Четвёртый этап. В своей тетради составьте список всех положительных качеств этого человека и напишите, чему бы вы хотели научиться у него.

Пятый этап. Представьте, что этот человек стоит перед вами, и мысленно обратитесь к нему примерно с такими словами: «Я уважаю тебя и восхищаюсь тобой за то, что ты… (перечислите: к примеру, отличный профессионал, мастер своего дела, прекрасная мать, любящий отец, всегда прекрасно выглядишь, очень хорошо играешь в шахматы и т. д.). Я хотел бы научиться у тебя… (назовите, чему). Ты хороший, достойный человек. Я хорошо отношусь к тебе».

Шестой этап. Найдите возможность в реальной жизни сказать этому человеку хорошие, добрые слова о его достоинствах.

Картина дня

наверх