На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Ирак продолжает обманывать США по негласным договоренностям против Ирана На прошлой неделе большая делегация Ирака в...Байден ошибся. Аг...
  • Юрий Ильинов
    Экс-разведчик армии США: неоконы всегда используют слово «демократия» в качестве оправдания своих действий Очередную ...В чем заключается...
  • Юрий Ильинов
    Азербайджан и РФ готовят новый проект в рамках коридора «Север – Юг» Москва и Баку активно готовятся к реализации но...Как банды «рыцаре...

Барбара Шер и наука осуществления желаний. №1

Искусство быть счастливым

Барбару Шер называют «крестной мамой коучинга». Она – знаменитый психолог-консультант, тренер, коуч, лектор, автора нескольких бестселлеров, создатель «Команд успеха», участники которых учились исполнять мечты, а если говорить точнее – учились понимать, о чём они на самом деле мечтают, чего хотят.

«Умение желать», или «Wishcraft» – так называлась первая книга Барбары Шер, положившая начало уникальной авторской системе. Книга вышла в конце 1970-х, и с тех пор методы, описанные Шер, успешно применяются по всему миру. Сейчас за её плечами уже семь книг, а также огромное количество проведённых лекций, семинаров и групп. И по большому счёту то, чему она учит – это искусство быть счастливым.

Тренинг по системе Барбары Шер – это своего рода практическое пособие по превращению мечты в реальность. Кроме описания интереснейшей методики, вы найдёте здесь десятки увлекательных, эффективных и гибких упражнений, которые можно применять в жизни так часто, как захотите, улучшая, корректируя и «подгоняя» упражнения под себя.

С помощью этого тренинга вы поймёте, какой хотите видеть свою жизнь, что вам на самом деле нужно для счастья и как это получить.

Творите сами свою настоящую жизнь. Счастливую, успешную, полную открытий и творчества, свободную от чужих ожиданий и наносных ценностей, только вашу. И помните: любой человек должен и может жить только так, как хочет сам!

Глава 1. Верните себе детскую способность мечтать.

Почему с годами мы перестаём мечтать.

Вы умеете мечтать? У вас много желаний? Вы точно знаете чего хотите?

У большинства взрослых людей желаний гораздо меньше, чем было в детстве. Мечты исчезают, а ведь жизнь без них становится скучной, пресной. А главное – что без мечты нам не достичь даже малейшего успеха, мы теряем шанс получить в жизни хоть что-то хорошее. Потому что желания, страсть к воплощению задуманного – это самое настоящее топливо для развития не только каждого человека, но и всего человечества. Мечты – самый значимый стимул, заставляющий нас действовать, стремиться к чему-то, достигать своих целей. Именно благодаря мечтам стали возможны научные открытия, изобретения, чудеса технического прогресса, постижение тайн природы, появление на географической карте вновь открытых стран и материков. Человек покорил космос, ступил на Луну, потому что мечтал об этом!

Почему же мы перестаём мечтать с возрастом?

• Кто-то, став взрослым человеком, решил, что хватит грезить о воздушных замках, надо жить в реальном мире.

• Кто-то попытался исполнить свою мечту, но с первого раза не получилось, и у него опустились руки.

• Кому-то заветное желание по прошествии времени перестало казаться таким уж заветным.

Во всех этих ситуациях есть общее: человек перестал верить в собственные мечты.

Если такое случилось с вами, то наверняка вашу веру в мечту разными способами подрывали уже в детстве. Вспомните, как вы делились мечтами со взрослыми, и что слышали в ответ.

• «Хочу быть космонавтом!» – «В космонавты берут сильных, а ты посмотри на свои мышцы!»

• «Хочу быть художником!» – «Мазать краской по бумаге? Дорогой, ты способен на большее!»

• «Хочу разводить лошадей»! – «Ишь ты, размечтался!»

«Хочу стать учёным!» – «Учёные живут в нищете, подумай хорошенько».

Знакомая история? Если нет, то вам крупно повезло!

На самом деле, каждый второй ребёнок, рассказывающий родителям о своей мечте, вместо воодушевляющего: «Попробуй! Давай!» – слышит вот такие предостерегающие наставления. И, как цветок в саду, не дополучивший полезных витаминов для почвы, постепенно вянет, сникает и чахнет.

Вот признаки того, что в саду вашего детства не хватало плодородной почвы для роста деятельных мечтателей и людей-победителей.

• Сейчас вам с трудом даются размышления о том, чего вы хотите на самом деле, где и с кем вы хотите быть, как видите свою дальнейшую жизнь. Вам хочется упрятать такие мысли поглубже, следуя шаблонным схемам и сценариям поведения.

• Вам требуется постоянное подтверждение от окружающих, что ваши мысли правильны, что ваши мечты соответствуют ситуации, ожиданиям, обстоятельствам, а значит, имеют право на существование.

• Вам сложно просить о помощи: вы не знаете, о чём именно следует просить, как лучше сформулировать просьбу и как организовать людей, готовых вам помочь.

• Ситуация успеха страшит вас ещё сильнее, чем ситуация провала. Сами мысли о воображаемом успехе способны вызвать чувство стыда (надо жить тихо и не высовываться; привлекать к себе внимание – неприлично) и страх (все равно ничего не получится; все мне будут завидовать).

• Когда у вас что-то не получается, вам тоже стыдно: вам кажется, что раз уж взялся – все должно выйти идеально и сразу! Даже мелкие неудачи для вас кажутся непреодолимыми стенами.

• Воплощение мечты, успехи кажутся вам чем-то, что оттолкнёт от вас семью и родных. Среди ваших близких мало кто поддерживал вас во всех начинаниях, умеет радоваться своим и вашим успехам, открыт новому и любознателен.

Если вы узнали по этим приметам себя, то вам сейчас, конечно, досадно, обидно и больно. Возможно, вы даже гневаетесь на своих родителей, которые не дали вам стать человеком, способным мечтать, достигать своих целей и побеждать. Ещё бы! Конечно, обидно! Это естественно, и не корите себя за это!

Но нужно сразу сказать две вещи.

Первая – вы не одиноки. Большинство любящих, заботливых родителей невольно или сознательно транслируют детям схемы поведения, описанные выше. Просто так сложилось.

Вторая – никто ни в чём не виноват. Предостерегающие, боязливые родители (если вам достались именно такие) любили вас ничуть не меньше, чем те, кто взращивал в своих детях страсть к приключениям и дух к победе. Они просто не знали, что можно любить иначе.

Зато можете узнать вы сами. И изменить свою жизнь.

Ваш внутренний ребёнок всё ещё умеет мечтать!

Прошлое не изменить, зато можно изменить настоящее.

Тропинки к вашему счастью могут быть спрятаны, занесены, как снегом, разочарованиями и страхами, но всё же они не утеряны.

В каждом из нас, независимо от того, сколько нам лет, продолжает жить внутренний ребёнок – это существо предельно творческое, жизнерадостное, любознательное, а главное – способное мечтать. Ведь способность мечтать дана каждому из нас от природы. Это дар, вручаемый нам при рождении. И если этот дар был отвергнут, забыт, отобран, засунут в дальний угол и прочее, пора вернуть то, что вам по праву принадлежит!

Давайте попробуем выполнить упражнение, которое ненадолго вернёт нас в детство, чтобы вы могли найти и «достать» оттуда уникальные качества, которые делали вас поистине уникальной, самобытной, творческой, созидательной личностью.

Упражнение 1. Встреча с внутренним ребёнком.

1. Сядьте поудобнее. Возьмите листок бумаги и ручку. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов.

2. Вспомните эпизод (случай, ситуацию, момент) из детства, когда вы себя чувствовали счастливым, ни на кого не похожим человеком. В любом детстве таких моментов множество, поэтому не торопитесь.

3. «Поскользите» по детству, вспомните ощущения и эмоции, которые вы переживали в то время и наконец выберите какой-нибудь один, наиболее ярко сохранившийся в памяти, эмоционально насыщенный эпизод. Не так важно, к какому времени относится этот эпизод. Главное, чтобы ситуация была непременно счастливая, а вы в ней – неповторимы, уникальны, почти гениальны!

4. Теперь вспомните себя – настроение, одежду, привычки, манеру говорить – в той ситуации. Не торопясь, попробуйте ответить себе на вопросы.

– Как вы чувствовали себя тогда?

– Какими качествами вы себя наделяли?

– Что вам удалось сделать, чего достичь, благодаря вашим уникальным особенностям?

– Что именно делало вас счастливым?

– Какие эпитеты вы бы использовали сейчас, чтобы описать себя тогда?

5. Теперь попробуем конкретизировать. Что вам, счастливому и смелому ребёнку, нравилось больше всего: лепить, бегать, рисовать, строить, читать, размышлять, купаться, возиться с землёй, с тряпочками, с червячками, с водой?…

6. Попробуйте понять, что вы чувствуете прямо сейчас: радость, грусть, сожаление, вдохновение? Почувствовав радость и вдохновение, постарайтесь зафиксировать свои ощущения. Назовите свои эмоции.

7. Если вам сейчас предложат позаниматься тем же самым, какие эмоции вы испытаете? Представьте себя сегодняшнего, взрослого, в ситуации, когда вы увлеченно бегаете, рисуете, лепите, кидаете мяч, ищите жуков и т. п. Как эта фантазия откликается в вас?

8. Попробуйте ответить на самый главный вопрос: есть ли в вас какая-то часть, которая хочет быть смелой и оригинальной, как бывало в детстве? Мысленно поприветствуйте эту часть (того самого «внутреннего ребёнка»), скажите ему о своей любви и заботе. Пригласите «внутреннего ребёнка» занять место внутри вас.

9. Путешествуйте по счастливому детству столько, сколько нужно, чтобы ухватить и конкретизировать эмоции, чтобы вспомнить себя смелого, неугомонного, творческого.

10. Запишите на бумаге ассоциации, эмоции, образы, обрывки диалогов – все, что в путешествии по детству кажется важным. Записи не должны быть обязательно связными; главное – ухватить состояние, в котором ваша уникальность проявлялась во всей красе.

Если с первого раза не будет ответов на вопросы – не беда. Повторяйте это упражнение время от времени, пока не почувствуете, что детство, счастье, творчество, воображение и ВЫ сложились в цельную картинку.

Вы гений. Без шуток!

Вы знаете, что вы гениальны? Да, это так. Без шуток!

Когда вам было пять лет отроду, вы без труда делали волшебную палочку из осинового прутика, домик – из одеяла и шляпу – из корзины.

Вас нисколько не смущало, что только вам известно о волшебных свойствах осинового прутика, а красоту и эстетику шляпы-корзины не ценят окружающие.

В том же возрасте и ещё раньше, эдак года в 2–3, вы могли тридцать раз подряд кидать на пол ложку и следить за траекторией полета. Или час бегать вокруг дерева, хохоча до упаду. Или каждый день смотреть один и тот же мультик, слушать одну и ту же песенку, обнаруживая новые оттенки и смыслы. Не покладая рук, вы трудились над тем, чтобы вывести шарик из лабиринта или выковырять пластмассовый глаз плюшевой собаки. Возможно, взрослые поддерживали ваши начинания. Возможно, называли такое поведение баловством.

На самом деле, вы исследовали мир и границы возможного, проявляя при этом и смелость, и трудолюбие, и завидное упорство в достижении цели.

Вы верили в себя, вы были смелым и решительным, вы чувствовали в себе огромные силы, вы были готовы горы свернуть, изменить мир к лучшему, прожить яркую, счастливую жизнь!

И если взросление протекало гармонично, то вера в себя и в свои возможности только укреплялась. Ну а если взрослые не только не поддерживали ваших начинаний, но ещё и осуждали за них? Например, любовь к рисованию принималась за неряшливость («Весь пол заляпал!»), желание исследовать всяких букашек пугало маму («Убери эту гадость!»), а ваша активность и целеустремленность вызывала желание усмирить вас («Сиди тихо!»). В результате смелость, упорство и тяга к исследованию мира постепенно исчезали. Внутренний ребёнок забивался в угол, дрожал от страха и терял голос.

Так и сидит он, напуганный, притаившийся и забытый. Но по-прежнему способный на великие открытия и творческие поиски.

Может, хватит ему бояться? Может, пора вернуть ему голос? Может, пора вспомнить о том, что вы – гений?

Но как же выявить свою спящую гениальность? И к чему применить её? Это один из самых непростых вопросов. И ответы на него не лежат на поверхности. Почему?

Во-первых, понять, чего же хочется, бывает действительно сложно. И это нормально. Почти любой живущий в обществе человек вынужден время от времени разрываться между своими желаниями и ожиданиями других людей, между «надо» и «хочется», между «еще рано» и «уже поздно», между ситуацией текущего дня и планами на будущее.

Во-вторых, думать о том, что хочется, бывает страшно. И это тоже нормально. Желания имеют природное свойство превосходить реальность, а зачастую и противоречить ей. Скажем, сидите вы в душном офисе и сочиняете рекламные слоганы для маринованного горошка. А сами мечтаете сидеть на берегу океана и сочинять великий роман. Такое расхождение между желаемым и реальным кого хочешь испугает. Обычно страх работает не в пользу желаний: скромный офисный сотрудник скорее скажет, что «ни о чём таком он не мечтает», чем признаётся в том, что костюмчик ему маловат.

В-третьих, думать о том, что хочется, – непривычно. Гораздо привычнее для нас жить так, словно всё решили за нас – родители, окружение и, что бывает гораздо чаще, некое абстрактное общество. Те, кто вырос под лейтмотив «Всяк сверчок знай свой шесток», отлично знают, какие желания социально одобряемы и нормальны (карьера, машина, крепкая семья, дача, отпуск, материальный достаток), а какие (все, которые не вписываются в «нормальный» жизненный сценарий) лучше выкинуть из головы.

Но как бы мы ни сопротивлялись мыслям о том, чего нам хочется, рано или поздно нам придётся к ним прислушаться. И если вам в голову лезут «неудобные» мысли: «А зачем я живу?», «Кто я на самом деле?», «Эта жизнь – моя ли на самом деле?» и т. д., значит, ваша душа стонет и плачет и не хочет жить по-старому – ей подавай новые возможности, планы, мечты, перемены, осуществление потаённых желаний.

Перестаньте страшиться мечты! Поймите: мечта, которая, как вам кажется, превосходит реальность и представляется по этой причине нереальной – вполне вероятно, не превосходит, а предвосхищает реальность! То есть – является прообразом того счастливого будущего, которое на самом деле ждёт вас. Но вы никогда этого не узнаете, если не рискнёте.

Чтобы последовать за мечтой, надо набраться решимости и отваги, заглянуть внутрь себя и обнаружить там свои истинные мечты и желания, которые могут очень сильно отличаться от привычных вам вещей.

Как же понять, чего вам хочется на самом деле?

И снова поможет возвращение в детство – туда, где ваша гениальность ещё не была задавлена взрослыми.

Упражнение 2. Кем я буду, когда вырасту.

1. Снова вспомните себя ребёнком, счастливым и смелым, отважным исследователем и гениальным творцом. Мысленно перенеситесь в какой-нибудь из лучших моментов детства.

2. Представьте, что вас не осуждали, не порицали, а только хвалили и одобряли, а потому ваши упорство, смелость и оригинальность мышления никуда не делись, а росли и крепли вместе с вами.

3. Представьте, что с вами остались и любимые занятия, которые приносили истинное наслаждение. Представьте, что детские творческие успехи были не кульминацией, а только началом вашего творческого пути.

4. Как вы думаете, где бы вы были сейчас? Чем бы вы занимались? Насколько иной была бы ваша жизнь? Каким человеком были бы вы сами? Не спешите и не скромничайте. Позвольте себе быть настолько сумасбродным и оригинальным, каким только может быть ребёнок. Если от представлений об альтернативной жизни станет больно – примите боль. Если вы разозлитесь на судьбу, родителей, обстоятельства и на самого себя – примите и гнев. Главное – не останавливайте воображение, ведь за полётом воображения последуют действия, и никак иначе.

5. Итак, кем бы вы стали? Музыкантом, учёным, спортсменом, богачом, фермером, благотворителем, гением бизнеса, сапожником, великим политиком, писателем, садовником, летчиком, собаководом, портным, кинорежиссёром… Смелее! Это просто игра воображения!

Ну как, представили? Впечатляюще, не так ли? Зафиксируйте ваш ответ и постарайтесь поймать ощущения, которые вы испытываете, примеряя «альтернативную» судьбу, будь то восторг, страх, грусть или счастье.

6. А теперь попробуйте задать ещё один вопрос, на сей раз не в сослагательном наклонении: кем я хотел бы стать?

Хитрость в том, что в пункте 5 вы уже ответили на этот вопрос. Да-да, именно так. Вы нашли ответ на вопросы о том, что всегда хотели делать и как снова стать тем человеком, каким вы были от рождения.

7. Запишите ответ на сокровенный вопрос на листе бумаги.

Например.

– Я хочу стать цветоводом.

– Я хочу объехать весь мир на велосипеде и снять об этом фильм.

– Я хочу помогать животным.

– Я хочу стать актёром.

– Я хочу рисовать.

– Я хочу строить дома.

8. Перечитайте то, что вы написали, и постарайтесь на минутку представить себя, воплотившего заветную, отчаянную, сумасбродную мечту.

9. Прикрепите ответ куда-нибудь на видное место. Пусть пока повисит. Считайте, что вы только что сочинили своё собственное заклинание и нужно время, чтобы оно сбылось.

Картина дня

наверх