На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Глава МАГАТЭ на Совбезе ООН: Мы приближаемся к ядерному инциденту Глава МАГАТЭ выступил на заседании Совета безопасно...Упреждающий ответ...
  • Юрий Ильинов
    В ДНР предложили изменить закон для активизации сдачи в плен солдат ВСУ Советник главы ДНР: демократизация закона акт...«Библия Мациевско...
  • Юрий Ильинов
    Правительство Швейцарии отказалось присоединиться к G7 для поиска замороженных российских активов Правительство Швейц...#Аудионовинка|Там...

Дэн Миллман. НИЧЕГО ОБЫЧНОГО. I. Часть ПУТЬ МИРНОГО ВОИНА . Стр.1-18

Книга "Путь мирного воина"

НИЧЕГО ОБЫЧНОГО.

Предисловие.

Даже если человек подметает улицы, он должен делать это так, как рисовал Микеланджело, как сочинял Бетховен, как писал Шекспир.

Мартин Лютер Кинг

В течение всех этих лет, что прошли после издания моей первой книги, "Пути Мирного Воина", я получаю тысячи писем от людей со всего мира, в которых они просят меня подробнее рассказать о подходе Мирного Воина к жизни.

       Книга, которую вы сейчас держите в руках, представляет собой детальное руководство по тому образу жизни, который веду я сам и который я описывал в своих прежних книгах. Она содержит и теоретические принципы, и практические упражнения, которые могут помочь любому человеку, независимо от того, читал ли он предыдущие мои книги. Для тех, кто пока незнаком с ними, и для напоминания тем, кто их уже читал, я бы хотел вкратце описать основную тему "Пути Мирного Воина", ибо она дала название и общее содержание той книге, которую вы держите в руках сейчас.

       Однажды вечером, через несколько месяцев после встречи с Сократом, необычным владельцем бензозаправки, который стал моим наставником на Пути Мирного Воина, я задал ему очередной из бесконечной серии своих вопросов:

       - Сократ, как ты считаешь, я когда-нибудь смогу читать мысли других людей?

       - Сначала, - ответил он, - тебе нужно научиться разбираться в своих собственных мыслях. Ты должен искать ответ на любой вопрос в себе самом.

       - Я не знаю многих ответов, поэтому и обращаюсь к тебе.

       - Ты знаешь гораздо больше, чем тебе кажется, но ты еще не доверяешь своему внутреннему знанию. - Сократ отвернулся к окну, задумчиво посмотрел в него и глубоко вздохнул. Это означало, что он принимает какое-то решение.

       - Выйди на улицу, Дэн, и зайди за бензоколонку. Там есть большой камень. Сиди на нём, пока тебе в голову не придёт нечто значительное, что ты посчитал бы нужным мне сообщить.

       - Что?

       - Мне казалось, что ты меня слушаешь.

       - Это что-то вроде испытания, да?

       Он ничего не ответил.

       - Это испытание?

       Никто не умел молчать так многозначительно, как Сократ.

       Со вздохом, я вышел наружу, нашел камень и уселся на него. "Что за глупости?" - пробормотал я. Чтобы убить время, я начал вспоминать все те концепции, которым меня учили. "Нечто значительное... нечто значительное", - думал я про себя.

       Прошло довольно много времени, и мне стало очень холодно. Солнце должно было взойти только через несколько часов.

       К рассвету у меня кое-что появилось - не особенно вдохновляющее, но это было лучшее, что мне удалось придумать. Я поднялся, размял затекшие ноги и поспешил в тёплую контору. Сократ уютно и расслабленно расположился за столом и что-то писал, готовясь сдавать ночную смену.

       - О, так быстро? - спросил он, улыбаясь. - Ну, и что ты можешь сказать?

       То, что я сообщил ему, не стоит повторять, настолько глупым и незначительным оно было. Я вернулся на камень.

       Скоро Сократа сменила дневная смена, и он ушёл. Начались и закончились мои дневные занятия в колледже. Я очень тосковал по гимнастическому залу. Сколько еще мне придётся сидеть на этом камне? Я отчаянно напрягал свой мозг, пытаясь придумать что-то глубокомысленное и ценное, что могло бы понравиться Сократу.

       Сократ вернулся с наступлением сумерек, кивнул мне и вошёл в контору. Когда стемнело, я вошёл, чтобы рассказать ему нечто другое. Я проскользнул в комнату, потирая затылок, и описал ему свою новую мысль. Он снова покачал головой и указал в направлении камня:

       - Это слишком мудреные слова. Расскажи мне что-то, идущее от сердца, изнутри - что-то более подвижное.

       Вновь взобравшись на камень, я повторял: "Что-то более подвижное... подвижное". Чего же он от меня ждет? Голодный, усталый и раздраженный, настолько замерзший, что едва мог о чём-то думать, я встал на камне и начал выполнять плавные движения тай-чи, просто чтобы согреться.

       Я чуть согнул ноги в коленях и двигался вперед-назад, покачивая бедрами и плавно помахивая руками над головой; мой ум стал совершенно пустым. Внезапно передо мной предстала одна сцена: несколько дней назад я совершал пробежку и оказался в Право Сквер, маленьком парке в центре города. Чтобы отдохнуть и расслабиться после бега, я сделал несколько медленных упражнений тай-чи, которым меня научил Сократ. Мой разум и тело пришли в очень спокойное состояние уравновешенности и сосредоточенности. Я полностью проникся этими движениями, я дввигался грациозно, как водоросли в море, меня словно носило вперёд и назад мягким океанским прибоем.

       Несколько ребят, возвращающихся из школы неподалеку, остановились, глядя на меня. Сосредоточенный на каждом своём движении, я едва взглянул на них, - пока не закончил свои упражнения и не начал одевать поверх спортивных трусов тренировочный костюм. Как только восстановилось моё обычное сознание, вся сосредоточенность мгновенно испарилась.

       Школьники, наблюдавшие за мной, отвлекли мое внимание, - особенно симпатичная девчушка, которая показывала на меня пальцем, улыбалась и что-то говорила своему приятелю. Я решил, что их впечатлили мои упражнения, и в этот момент сунул обе ноги в одну штанину, потерял равновесие и грохнулся на спину.

       Ребята начали хохотать. Через мгновение я преодолел своё смущение, опрокинулся на траву и начал смеяться вместе с ними.

       Даже теперь, стоя на камне на заднем дворе бензоколонки, я улыбнулся, вспомнив этот случай. В следующий миг меня захлестнул прилив энергии - я был поражён глубочайшим осознанием факта, который изменил всю мою дальнейшую жизнь. Я понял, что всегда уделял полное внимание движениям тай-чи, но никогда - "обыденным" действиям, вроде одевания штанов. Я всегда считал одни мгновения особенными, а другие - ничем не примечательными.

       Теперь я знал, что могу сообщить Сократу нечто ценное. Я вбежал в контору и объявил: "Нет незначительных мгновений!"

       Он поднял голову и улыбнулся: "Добро пожаловать." - сказал он. Я забрался на кушетку, стараясь согреться, а он заварил чай. Пока мы отхлёбывали обжигающий напиток, Сократ рассказывал:

       - Спортсмены тренируются в спортивном зале, музыканты - репетируют в оркестре, художники упражняются в искусстве живописи. Мирный Воин тренируется на всём. В этом заключается секрет его пути и в этом всё его отличие от остальных людей.

       Наконец-то я понимал, что имел в виду Сократ, когда несколько лет утверждал:

       - Хождение, сидение, дыхание - даже выбрасывание мусора - требуют не меньшего внимания, чем тройное сальто.

       - Возможно, это и так, - спорил тогда я, - но когда я исполняю тройное сальто, я рискую своей жизнью.

       - Да, - согласился Сократ, - но в каждое мгновение ты рискуешь качеством своей жизни. Жизнь - последовательность мгновений. В каждый момент ты либо бодрствуешь, либо спишь, живёшь полной жизнью или являешься, практически, мёртвым.

       Я поклялся никогда больше не считать какой-либо момент обыденным.

       Шли месяцы, и время от времени я спрашивал сам себя: в данный момент, в этот самый миг, я живу полнокровной жизнью или почти что мёртв? Я старался выполнять любое действие, уделяя ему полное внимание.

       Я понял, что качество любого мгновения зависит не от того, что мы извлекаем из него, но от того, что привносим в этот миг. Я не считал обыкновенным никакой момент, каким бы обыденным и скучным он ни казался. Я писал, сидел, ел и дышал с полным вниманием к этим процессам. В результате я начал получать от повседневной жизни не меньшее удовольствие, чем то, которое раньше мне приносила только гимнастика. При этом моя жизнь никак не изменилась - изменился я сам.

       Рассматривая любое действие с уважением, каждый момент как священный, я открыл новую систему отношений с жизнью - страстную и целеустремлённую.

       Все, о чем я расскажу в этой книге, приходит естественным образом, почти без усилий, как только мы начинаем осознавать те внутренние преграды, которые усложняют нашу жизнь. Эта книга рассказывает о том, как можно устранить эти барьеры.

       Если "Ничего обычного" хоть в какой-то мере поможет вам сделать свою повседневную жизнь более спокойной, счастливой и здоровой, то мои усилия будут полностью вознаграждены, а радость моей жизни многократно приумножится, отражаясь в зеркалах вашего счастья.

 

Дэн Миллман, Сан-Рафаэль,

Калифорния, весна 1992 года

 

 

 

Часть I.           ПУТЬ МИРНОГО ВОИНА.

 

                                    ВВЕДЕНИЕ.

Глубоко под бурной поверхностью повседневной жизни можно обнаружить наше сокровенное стремление - путешествие ввысь, к вершине наших надежд и мечтаний. "Ничего обычного" является картой горной тропы, ведущей к новому образу жизни, пролегающей через те прозрения, открытия, озарения и вдохновение, которые я описал в "Пути Мирного Воина"..

        Понятие "Мирный Воин" кажется внутренне противоречивым. Как можно быть миролюбивым - и в то же время воином? Знаменитые воины любой эпохи и культуры, несмотря на свою кровавую славу, проявляли и положительные качества: смелость, решительность и внутреннюю силу; тем не менее, немногие из них имели доброе сердце. На протяжении всей истории человечества миротворцы демонстрировали любовь, доброту и сострадание; однако, мало кто из них обладал духом воина. Мирный Воин совмещает в себе отвагу и любовь, дух воина и доброе сердце. .

        Сейчас мы начнём наше путешествие. Первая часть этой книги описывает испытания, встречающиеся на Пути Мирного Воина, и те принципы, благодаря которым он пробивается сквозь лесную тьму - эту чащу необходимо преодолеть, чтобы начать своё восхождение к облакам и к солнцу, скрывающемуся за ними.

       Чтобы сделать наше путешествие более удобным, я включил в книгу целый ряд практических упражнений. Они помогут мне передать опыт, трудновыразимый словами. Большинство из этих упражнений требуют для своего выполнения совсем немного времени. Если вы будете выполнять их, то существенно повысите свою способность переводить теоретические принципы в реальную практику повседневности.

 

  1. СЕРДЦЕ ПУТИ ВОИНА

 

Мир наступает не по причине отсутствия конфликтов, но благодаря умению их преодолевать.

 

Неизвестный.

Где-то на американском Западе мягко завывающий ветер гонит пыль и кусты перекати-поле по бескрайней и дикой пустыне, по бесплодным землям, простирающимся на огромные пространства, на которых нет ни малейших признаков человеческой жизни, за исключением редких крошечных и изолированных приграничных поселений.

       Вопли ветра перекрываются внезапным и резким плачем койота, когда из облаков пыли возникает одинокая фигура, неторопливо бредущая по каменистой земле, оставляя на ней едва заметные следы. Человек идёт спокойно, размеренно и с достоинством; изредка он приостанавливается, провожая взглядом степного зайца или суслика. На нём старая шляпа, к груди привязан скатанный спальный мешок, а на плече болтается небольшая сумка. Его безмятежное, без морщин, лицо указывает на человека без прошлого и будущего - он полностью пребывает в настоящем.

       В нём чувствуются огромное мужество, энергия и сила, но в то же время - сострадательность и доброта. Воин и жрец, он живёт, чтобы служить людям и защищать тех, кто нуждается в помощи. Он говорит мягко, он воспитан, и его манеры утонченны. Умудрённый в боевых искусствах монах Шаолиня, он - знахарь и добрый советчик, черпающий свою мудрость из мира природы. Архетип Мирного Воина носит имя Квай Чанг Кейн; этот персонаж был создан режиссером Эдом Спиллманом и воплощён в старом телевизионном сериале "Кунг Фу" Дэвидом Каррадайном.

       Примерами Мирных Воинов реальной жизни могут быть Махатма Ганди и Гарриэт Тубмен, Мартин Лютер Кинг и Жанна Д'Арк, Альберт Швейцер и многие другие великие люди, проявившие дух воина в делах мира. В них раскрылся тот огромный потенциал, который кроется в каждом из нас.

 

 ПУТЬ МИРНОГО ВОИНА.

Счастье, или Дух, повсюду окружает нас и пронизывает каждую клетку нашего существа. Однако из-за внутренних барьеров нашего тела, разума и эмоций мы чувствуем это вдохновение лишь в редкие мгновения жизни. На своем пути Мирный Воин преодолевает эти внутренние препятствия; благодаря этому человек способен вновь вернутся к тому счастью, на которое имеет право с самого, они открыты миру и приветствуют всё, что в нём происходит. Готовые ко всему, рождения.

       Мирные Воины идут по пути жизни с помощью неустрашимости духа, но источником подлинного исцеления в конечном итоге является сердце. Мирные Воины знают, что лишь оно придаёт жизни форму, и что изменение самих себя способно изменить весь мир вокруг. Начало пути - у нас под ногами. Он оказывает своё влияние на всех уровнях бытия. Основной метод - обычное действие. Время начинать - сейчас.

       Мирные воины терпеливы, они ждут, пока не уляжется ил, пока вода не прояснится. Они неподвижны, пока не настал подходящий момент, и тогда любое их действие становится верным. Они не стремятся к завершению не упускающие ничего, они воплощают собой сам Свет.

       У мирных воинов есть три драгоценных святыни: простота, терпимость и сострадание. Простые в своих действиях и мыслях, они возвращаются к источнику Бытия. Терпимые и к друзьям, и к врагам, они живут в гармонии со всем вокруг. Сострадательные к себе, они пребывают в мире со Вселенной.

       Одни посчитают это учение вздором; другие назовут его высокопарным и непрактичным. Но те, кто всматривался в глубины свои, найдут в этой бессмыслице совершенное содержание. Те же, кто воплотят его в жизнь, достигнут самых корней его возвышенности.

 

По мотивам Лао Цзы

 

 ВОИНЫ В ШКОЛЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.

Представьте, что в суете обыденной жизни вдруг наступает момент, когда ваш разум чист и безмятежен, вас переполняет блаженство и радость, а физически вы чувствуете себя сильным, гибким, раскрепощённым и оживленным. Несмотря на то, что это кажется невозможным, такое состояние является вполне нормальным для любого человека - когда ему два месяца от роду.

       Все мы когда-нибудь испытывали это состояние, состояние Воина, и мы способны вновь вернуться к нему. Для этого нет необходимости учиться чему-то новому; нужно лишь устранить те препятствия, которые заслоняют от нас наш естественный опыт. Отсекая свои шаблонные привычки, страхи и убеждения мечом осознанности, мы способны всем своим существом испытать вновь пробуждённую сияющую невинность нашего детства, сохранив при этом всю накопленную мудрость опыта взрослого человека.

       Земля иногда напоминает духовный лагерь для новобранцев, - место, в котором мы постигаем материальное царство, мир перемен. В нём со временем проходят даже самые глубокие привязанности нашей жизни, в нём мы рано или поздно расстаёмся с самыми дорогими людьми. Условия жизни требуют и развивают в нас всё лучшие качества. В процессе этого обучения все мы - Мирные Воины. Жизнь даёт нам необходимые уроки; повседневность становится нашим классом для занятий.

       В каждом из нас бьётся сердце Мирного Воина. Если мы внимательно всмотримся в своё отражение на зеркале, мы можем заметить туманную тень того, кем нам предстоит стать, промелькнувшую в наших глазах.

 

УПР. Лицо Мирного Воина.

Подойдите к зеркалу и всматривайтесь в своё лицо не меньше минуты.

попробуйте смотреть на него как на незнакомца, которого видите в первый раз;

смотрите сочувственно и постарайтесь быть открытым по отношению к любым чувствам, которые у вас при этом возникают.

Посмотрите себе прямо в глаза и представьте, что смотрите в глаза Мирного Воина.

 

 ТРИ "Я"

Тело, разум и эмоции составляют одно из триединств, образующих человеческое существо. Другая троица, под названием "три "Я", представляет собой модель, чрезвычайно полезную для понимания Пути Мирного Воина. Я буду говорить о Базовом Я (подсознании), Сознательном Я (эго) и Высшем Я (духовном Я). Понимание этих различных форм сознания становится мощной опорой для достижения большей осознанности, целеустремлённости, радости и одухотворённости нашей жизни.

 

Базовое Я

Базовое Я иногда называют "внутренним дитя", так как качества, мотивы и характерные черты этого сознания очень схожи с поведением 4-7-летнего ребёнка. Как и все дети, Базовые Я обладают определёнными общими свойствами, тем не менее некоторые из них демонстрируют большую яркость, силу и понимание, чем остальные. Хотя иногда я буду использовать термины "подсознание" и "внутреннее дитя", но в основном я предпочитаю более широкое понятие "Базовое Я", потому что рассказываю и о тех принципах этого сознания, которые выходят за рамки общепринятого образа "подсознательного ума".

       Отличающееся от сознательного разума, Базовое Я связано с физическим телом и проявляется как мудрость тела - инстинкты, предчувствия, интуиция, скрытые способности и память. Отвечающее за деятельность нашего тела и накопление в организме энергии, Базовое Я управляет им посредством автономной (неконтролируемой усилиями воли) нервной системы.

       Подобно большинству детей, оно чрезвычайно восприимчиво к суггестии (гипнозу), программированию поведения, визуализации и к любым формам терапии, нацеленным на подсознание. Когда Базовое Я пребывает в безопасности и удовлетворённости, оно проявляет игривость, энергичность, воодушевление, мягкость, лёгкое упрямство и спонтанность действий. Но если сознательный ум игнорирует, унижает или подавляет Базовое Я, что очень часто случается, то это приводит к его отстранённости, блокированию энергии, низкому иммунитету организма и неподчинению тела волевому контролю. Более чёткое осознание работы нашего подсознания позволяет получить доступ к энергетическим запасам тела, стать здоровым и усилить удовлетворение жизнью. Базовое Я служит той основой, от которой мы отталкиваемся при прыжке к высшим состояниям осознанности.

 

Сознательное Я.

Сознательное Я является центром логического мышления, рассудка и распознавания - всё это совершенно необходимо в нашей жизни. Его основные функции включают, помимо прочего, способность к сознательному изучению, которая позволяет нам приспосабливаться к окружающей среде. Для его обозначения я буду использовать как равнозначные понятия "Сознательное Я", "сознательный ум" и "эго".

       При гармоничном режиме работы Сознательное Я направляет, обучает и заботится о Базовом Я, точно так же, как родитель опекает своего ребёнка. Оно помогает Базовому Я постигать окружающую жизнь, позволяя ему при этом проявлять собственные уникальные способности. Неуравновешенное Сознательное Я склонно использовать логику и суждения для обесценивания ощущений и предчувствий Базового Я, подобно тому, как некоторые взрослые недооценивают силу детского восприятия. Результатом является разрыв между разумом и телом, потеря связи с чувствами и интуицией. Чтобы исправить такое нарушение равновесия, Сознательное Я должно научиться восстанавливать взаимопонимание с Базовым Я, что приводит к возвращению ощущений жизненной силы, удовольствия и здоровья.

       Мирный Воин высоко ценит логическое мышление, рассудительность и другие свойства Сознательного Я, но он осознает и их ограниченность. Наблюдая за собственным Сознательным Я со стороны, мы убеждаемся, что жить становится гораздо легче, когда Базовое Я и Сознательное Я дружно взаимодействуют под любящим присмотром Высшего Я.

 

Высшее Я.

Высшее Я, ярчайшая сторона нашего сознания, которую иногда называют "ангелом-хранителем", завершает триединство всех "Я". Высшему Я присущи качества неэгоистичности, смелости, любви, сострадания, мудрости, альтруизма и радости. Оно служит "путеводной звёздой души", напоминая Сознательному Я о духовных возможностях и стремлениях человека, направленных за пределы материального мира, и об ограниченности сознательного ума.

       Хотя Высшее Я глубоко связано с Сознательным и Базовым Я, оно пребывает в состоянии любящей отстранённости; его руководство осуществляется мягко, без насильственного вмешательства, и позволяет Сознательному Я совершать самостоятельный выбор, обеспечивая ему при этом необходимые уроки жизни.

       В этом мире человек способен достичь огромных успехов, овладев только лишь силами Базового и Сознательного Я, однако непрерывная связь с Высшим Я дополняет любые свершения радостью, любовью и ощущением высшего предназначения.

 

УПР. Восприятие трех "Я".

Осознайте своё Базовое Я, сосредоточившись на своём теле; вспомните, когда в последний раз у вас возникало ощущение, предчувствие или интуитивное понимание чего-либо. Обратите внимание на то, как тело откликается на ваши мысли и чувства, как оно подаёт вам сигналы, которые можно использовать как направляющие знаки.

Осознайте своё Сознательное Я, отметив свои мысли и рассуждения, возникающие именно сейчас. Наблюдайте за тем, как вы собираете информацию, применяете логические суждения и постигаете что-либо.

Осознайте свое Высшее Я, настроившись на своё сердце и высшие чувства. Вспомните те особые моменты, когда вы ощущали вдохновение и душевный подъём - когда ваш разум замирал, тело расслаблялось, а сердце открывалось навстречу объятиям Высшего Я.

 

 АСПЕКТЫ ПУТИ.

В Пути Мирного Воина, который существует уже многие столетия, воплотились мудрость и высшие духовные достижения человечества. Сегодня мы пытаемся преобразовать эти универсальные знания в формы, пригодные для понимания современного человека. Существуют тысячи троп, подходов, методик, систем, школ и сект, иногда лишь чуть-чуть отличающихся друг от друга. Некоторые обращены, в основном, к Базовому Я, другие развивают прежде всего Сознательное или Высшее Я. Одни уделяют внимание, в первую очередь, телу, другие - разуму, третьи - эмоциям. Путь Мирного Воина заключается в единении всех трёх аспектов нашего существа.

 

Тело, Разум и Чувства.

Когда в смертельной схватке в лицо ему смотрело отточенное, как бритва, лезвие меча, древний самурай осознавал важность своих физических способностей, но он понимал также, что мастерства тела окажется недостаточно, если его разум отвлечётся или если его чувства придут в смятение. Эти воины сражались не за награды и почести - ставками в битвах были жизнь и смерть. Если у них были слабости, они не могли позволить себе не обращать на них внимания или скрывать их от самих себя. Древние воины понимали, что жизнь, как и цепь, рвётся в самом тонком звене. От совершенства и уравновешенности взаимодействия тела, разума и эмоций зависела их жизнь. Если в нашей жизни есть хоть какой-то смысл, то нам тоже необходимо усиливать уязвимые звенья цепи нашей жизни.

 

УПР. Уязвимое звено.

Любая сложность нашей жизни связана со слабостями тела, разума или эмоций. Вспомните несколько проблем, с которыми когда-либо сталкивались в своей жизни.

По отношению к каждой такой проблеме попробуйте определить, к какому аспекту она относится. Замечаете ли вы какую-нибудь закономерность?

 

 Простое осознание уязвимого звена является первым шагом к его укреплению.

 Уравновешенная жизнь.

Чтобы достичь состояния гармонии и одухотворённости, необходимо объединить тело, разум и эмоции, а также все три "Я", - соединить небеса с землёй, твёрдо стоя на земле и дотягиваясь головой до облаков.

 

Небеса не только в вышине, но и у нас под ногами.

 

Генри Дэвид Торо.

 

Как сказал Рам Дасс, "Мы можем затеряться в космическом блаженстве - тем не менее, мы все ещё должны помнить свой почтовый индекс."

 

Отвага и Любовь.

Смелость и любовь - две основных заповеди Мирного Воина. Смелость не означает полного отсутствия страха. Собственная открытость и уязвимость непременно вызывает страх, но смелость означает либо своевременные и необходимые действия, либо своевременную и необходимую неподвижность и ожидание. Любовь означает принятие вещей такими, каковы они есть, что не исключает попыток их изменения к лучшему. Одни из нас сделали огромные шаги в развитии смелости; другие широко раскрыли своё сердце пространству любви. Мирный Воин развивает себя в обеих сферах.

 

Путь Действия.

Многие из нас живут разумом, связываясь с повседневной реальностью через фильтры своих принципов и мыслей. Мы только считаем, что понимаем такие концепции, как жизнь в текущем моменте, вера в себя и решительность, но подлинное их осознание приходит только с действием; только деятельность превращает теоретические знания в практическую мудрость. Путь Мирного Воина основан на смелых и направляемых сердцем действиях.

 

В день Страшного Суда нас не спросят, что мы читали; нас спросят, что мы сделали.

 Томас Кемпис.

Иногда самое великое свершение может оказаться бесполезным. Ритм природы таит в себе "своё время для каждой цели в Поднебесной". Воин дорожит теми моментами созерцания и неподвижности, когда высшая мудрость подчиняется естественному течению жизни.

 

Свет и тень.

В древних традициях всех культур человечества воины сталкивались и сотрудничали и со светлыми, и с тёмными составляющими своего Я. Не позволяя себе пребывать в роскоши комфортных иллюзий, воины имеют дело с реальностями жизни и смерти и рассматривают тёмные силы страха, опасности и сомнений как партнёров, предназначенных для тренировки и развития физических и духовных сил. Тени возникают лишь в присутствии яркого Света, и Свет всегда оказывается сильнее Тьмы. Убеждённый в этом, Мирный Воин открыт любым случайностям и всем возможностям, он уважает законы природы, управляющие материальным планом реальности.

 

Поле боя.

Воинские искусства могут служить образной метафорой всей жизни, тем не менее Путь Мирного Воина редко связан со столкновениями с внешними противниками. Самые трудные битвы скрыты глубоко внутри души - в глубинах самих себя мы сражаемся со своими страхами, сомнениями и неуверенностью. Эти внутренние враги угрожают нашей жизни и благополучию гораздо больше, чем любые внешние трудности повседневной жизни.

 

Будь милосерден, ибо каждый человек рядом с тобой сражается в смертельной битве.

 Платон.

Мы часто слышим, что "самый страшный наш враг кроется в нас самих", но редко осознаем, насколько справедливы эти слова. Сколько раз мы гневались на других людей вместо того, чтобы направить энергию своей ярости против своих внутренних врагов - страхов, волнений и сомнений? Самые трудные схватки происходят в глубине нашего Я.

 

Мы уже познали своего смертельного врага, и он - внутри нас.

 Пого.

 

Момент истины.

Однажды тихим вечером Майкл припарковывал машину у магазина в центре города. Из машины, стоявшей позади, посигналили. Майкл приостановился и оглянулся, пытаясь понять, в чём дело, но всё было в порядке - места для парковки было вполне достаточно, и стоянка там была разрешена. Решив, что сигналили кому-то другому, он продолжил заводить машину задним ходом в выбранный просвет.

       Машина позади вновь просигналила и мигнула фарами. "Что такое?" - подумал Майкл. Несколько раздражённый и озадаченный, он снова остановился, вышел и подошел к окну водителя странной машины. "Простите," - сказал он, - "Какие-то проблемы?"

       Майкл окаменел, когда увидел, что из окна на него смотрит дуло винтовки 12-го калибра. В это мгновенье он думал, действительно ли его сейчас застрелят - является ли этот миг его последним вздохом, последней секундой жизни на земле. Нет нужды говорить, что тихий вечер потерял всё своё очарование.

       Прошло ещё одно бесконечное мгновение, и человек в машине произнес: "Забери свою чертову машину".

       Майкл ощутил глубочайшее облегчение и радость. Судя по всему, ему суждено было жить. "Конечно," - ответил он, бегом вернулся к своей машине и торопливо вывел её на улицу. Уезжая, он заметил другого человека, выходящего из винного магазинчика неподалеку с винтовкой в одной руке и большой сумкой в другой. Очевидно, машина Майкла преграждала грабителям путь к отступлению.

       Этот случай оказал на Майкла огромное влияние, и не только потому, что был таким страшным. Шли часы, дни, месяцы, и он вновь и вновь переживал эти мгновения - дуло ружья, направленное ему прямо в глаза, короткая мысль о том, останется ли хоть что-то на его плечах в следующий миг.

       Он спрашивал себя: "Если я умру - внезапно, прямо сейчас, - могу ли я считать свою жизнь правильной? Завершил ли я всё, что начал? Как много забот я отложил на завтрашний день? Есть ли кто-то, кого я не успел простить, или кто-то, у кого не успел попросить прощения? Какие мои дела остались незаконченными?"

       Когда Майкл рассказал мне об этом случае и о том, как сильно он изменил его жизнь, я ещё глубже осознал, что обычных моментов не бывает. Учитывая существование в мире людей с ружьями, которые в любой момент могут поставить заключительную точку нашей жизни, каждый её момент становится драгоценным; каждый миг чего-то стоит, и мы не можем позволить себе растратить его впустую. Момент истины - сейчас.

 

 1. НА АРЕНЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.

 

Ученик, от которого никогда не требовали невозможного, неспособен ни на что.

 Джон Стюарт Милл.

 

ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ.

В заключении "Пути Мирного Воина" я выразил всю суть своего осознания в единственных словах, которые мне удалось для этого найти:

       Не нужно ничего искать... Никакие цели ни к чему не приводят... они не играют никакой роли. Будь счастлив здесь и сейчас. Отстранись от своей борьбы, отпусти свой ум, отбрось свои заботы и расслабься. Жизни нельзя сопротивляться. Открой глаза - ты увидишь, что представляешь собой гораздо больше, чем кажется. Ты уже свободен.

       Эти возвышенные слова пришли ко мне в экстатический момент просветления. Спустя несколько лет они уже казались мне словами незнакомца - я помнил их, но не мог вновь прочувствовать. Высокие идеи не могут помочь нам, когда страдает тело, когда рвутся отношения с друзьями, когда мы ломаем голову над тем, удастся ли оплатить все счета, скопившиеся в почтовом ящике.

       Во время того периода спада моей жизни все двери, казалось, захлопнулись передо мной, все мои возможности иссякли. Несмотря на мой прошлый опыт расширенного осознания, я чувствовал себя покинутым и обманутым. Я делал всё, что только мог, чтобы поддержать свою семью - работал в двух местах одновременно, начиная свой рабочий день в половине пятого утра и завершая его в шесть вечера. Я работал машинисткой - это было единственное умение, которое я смог продавать в то время. Сидя в долгах, я беспокоился только о том, что видел прямо перед собой, я был открыт любой возможности и заботился только о сегодняшнем дне.

       Выдержать этот период упадка мне помогли слова, когда-то сказанные Сократом. Он рассказывал мне, что жизнь состоит из циклов - подъёмы сменяются спадами, и каждый спад переходит в новый подъём. Изменения могут быть очень медленными; мы что-то вспоминаем, потом забываем, затем вспоминаем вновь. Мы делаем два шага вперёд, а затем - шаг назад. Независимо от степени нашей просветлённости, нам всегда приходится иметь дело с реалиями повседневности.

       Молодой человек провёл пять лет в упорных поисках истины. Однажды, достигнув подножий огромной горы, он увидел старца, спускавшегося по тропе и несущего на спине тяжёлый мешок. Юноша понял, что старик спускается с самой вершины; он почувствовал, что наконец-то нашёл того мудреца, который сможет ответить на самые сокровенные вопросы его сердца.

       - Прошу вас, - спросил он. - Скажите мне, в чем смысл просветления?

       Старик усмехнулся и остановился. Пристально глядя на юношу, он медленно стащил со спины тяжкую ношу, опустил мешок на землю и выпрямился во весь рост.

       - О, я понял, - сказал юноша. - Но, Учитель, что происходит после просветления?

       Старик глубоко вздохнул, взвалил мешок на спину и продолжил свой путь.

       Однажды Сократ сказал мне:

       - Вспышка просветления является обещанием блаженства, которому предстоит наступить, но когда эта вспышка блекнет, ты начинаешь ещё яснее видеть всё то, что отделяет тебя от этого состояния - косные привычки, устаревшие убеждения, ложные ассоциации и другие жесткие умственные образования.

       Только тогда, когда наша жизнь становится хуже, и мы всем свои существом ощущаем, что значит оказаться в скверной ситуации, мы впервые начинаем ясно видеть, что именно необходимо предпринять.

       - После озарения, - продолжил Сократ, - сложности продолжают усиливаться; изменяется только наше отношение к ним. Ты больше видишь и меньше сопротивляешься. У тебя появляется способность превращать свои проблемы в уроки, а уроки - в мудрость.

 

Простая жизнь.

Махатма Ганди, учитель ненасилия и политический деятель, советовал всем нам "жить просто; так, чтобы остальные могли просто жить". Сам Ганди действительно жил в соответствии с этим высоким идеалом - он носил очень простые одежды, ткань для которых прял сам; он брал только то, что было необходимым, и отдавал другим все, что только мог отдать. Тем не менее Ганди получал помощь от других. Один индийский промышленник, который пожертвовал миссии Ганди несколько миллионов долларов, сказал: "Простота Ганди стоила мне целого состояния".

       Для каждого из нас простота подразумевает различные признаки, которые зависят от нашего возраста, обстоятельств и целей жизни. Лишь немногие способны воплотить в жизнь высшие идеалы Ганди, достичь предельной простоты или жить в пещерах или в лесу, как аскеты-отшельники. Большинство из нас имеет дело с повседневной жизнью современного общества, в котором необходимо получать образование, зарабатывать себе на жизнь, вступать во взаимоотношения со многими людьми, заботиться о семьях и воспитывать детей - и преодолевать все те трудности, которые возникают перед нами в связи с этими сферами жизни. Тем не менее, каждый из нас вполне способен развить в себе внутреннюю простоту - спокойствие и тишину разума в суете деловой повседневной жизни.

 

 В СУЕТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.

Один человек как-то сказал мне: "Мне бы очень хотелось вести жизнь Мирного Воина и развиваться духовно, но мне приходится заботиться о семье и работать целыми днями, так что у меня просто не хватает времени ни на что другое."

       Этот человек не понимал, что его семья и работа - отношения с женой, ответственность за детей и напряжённый труд - всё это и есть духовная практика. И такая практика зачастую предъявляет к нам гораздо больше требований и приносит намного более серьёзные результаты, чем жизнь и медитации в пещере. Я совершенно уверен в этом, потому что испытал и то, и другое.

       Временное отстранение от мирской жизни, конечно, является неплохой формой внутреннего развития, однако сферой тренировок Мирного Воина является повседневность. Требования, предъявляемые к нам жизнью, становятся средствами выявления наших скрытых слабостей, укрепления этих уязвимых звеньев, развития нашего тела, разума и чувств.

       Незадолго до нашего расставания Сократ напомнил мне: "Я показал тебе Путь, по которому идёт Мирный Воин, а не путь, который приводит к состоянию Мирного Воина. Человек становится воином во время этого путешествия; средством его практики является сама жизнь. Когда ты осознаешь это, каждое мгновенье твоей жизни будет направлено на высшую цель."

       Повседневная жизнь обеспечивает такое разнообразие форм практики именно потому, что выдвигает перед нами множество различных требований. Все мы способны определить те события жизни, которые становятся для нас испытаниями и развивают нас: работа, деловая карьера, финансовые проблемы, отношения с людьми, образование, жилищные вопросы, здоровье, питание и физические тренировки, а также цели нашей жизни, их значимость и направления их достижения.

 

Отношения с людьми.

Если жизнь - танец, то в этом танце нам необходим партнёр. Самой важной и обязательной формой взаимоотношений является разделение тягот жизни с другим человеком; она помогает освободить время и уделять внимание другим явлениям жизни. Поскольку огромное значение в жизни большинства из нас играет сексуальность, и все мы имеем потребность в сексуальном удовлетворении, то отсутствие стабильных половых отношений приводит человека либо к заменяющей интимные отношения мастурбации, либо к постоянному поиску стабильного партнёра, который может продолжаться всю жизнь.

       Несмотря на существования других форм привлекательности людей, большинство супружеских пар соединяются на основе взаимных сексуальных потребностей. Почти во всех браках один из партнёров обладает большей необходимостью в половой активности, чем второй, и поэтому все такие отношения обладают определенной динамической напряжённостью.

       Бурлящий котёл человеческих взаимоотношений включает также необходимость в интимности и привязанности, в дружбе и близких отношениях, во взаимной поддержке и верности, в честном взаимопонимании и открытости общения.

       Требования взаимоотношений - близость, открытость, разделение обязанностей, жертвование собой, умение находить компромиссы, эмоциональность, страстность, честность и чувствительность - могут подвергнуть риску личные интересы человека, интересы его Сознательного Я, которое превыше всего ставит свои собственные потребности и стремится удовлетворить их в любых обстоятельствах. Другими словами, отношения с другими людьми оскорбляют наше эго; трения в супружеских парах, как правило, возникают уже вскоре после медового месяца. Такие традиционные формы отношений между людьми, как брак, обеспечивают самые сложные духовные испытания и уроки на земле, поскольку противоречат нашей склонности к отстранению от любви и близости к другим людям и заставляют духовно взрослеть в борьбе с этой склонностью.

       У некоторых супружеских пар неосознанно формируются определённые договорённости, помогающие ладить друг с другом. Пока удовлетворяются нужды каждого из супругов, они остаются вместе, однако как только жертвы начинают превышать преимущества совместной жизни, люди официально или эмоционально отдаляются. Наиболее сознательные супруги привносят в свои отношения психологические моменты. Они намеренно добиваются взаимопонимания, определяют определенные рамки поведения, заключают устные соглашения, и доводят совместную жизнь до максимума взаимной заинтересованности и поддержки.

       В связи с этим я испытываю глубокую признательность и уважение к своим родителям - и другим подобным супружеским парам - которые, несмотря на определённые трудности и споры, сохранили в своём браке отношения любви в течение пятидесяти девяти лет. У них всегда оставалось чувство юмора, и это, судя по всему, сыграло основную роль в продолжительности их совместной жизни. Такой уровень взаимных обязательств представляет собой редкий случай духовного достижения, посредством которого люди способны стать чрезвычайно зрелыми и превзойти тех моих юных друзей, которым известно абсолютно все об "уровнях осознанности".

       Ответственность родителей, несмотря на все её радости, предъявляет человеку серьёзные эмоциональные и денежные требования и призывает к самопожертвованию. Материнство и отцовство - одни из самых зрелых форм духовного развития, которые только можно обнаружить в нашей жизни. Однажды я видел плакат, который справедливо гласил: "Не зрелость взрослых создает детей; дети делают взрослых зрелыми".

       Те из нас, кто решил не иметь детей, могут развиваться, проводя время со своими племянниками, племянницами и другими детьми, поскольку такое общение помогает нам восстановить в себе простоту, игривость и творческую активность Базового Я. Забота о собаке, кошке или других домашних животных, которые требуют внимания и привязанности, является для бездетных людей возможностью реализовать отношения любви к созданиям, воплощающим  в себе множество качеств Базового Я.

       Помимо детей и домашних любимцев, существуют также чрезвычайно важные взаимоотношения с родителями. Подлинные чувства в таких отношениях очень часто скрываются, поскольку они могут "огорчать", "излишне волновать" или "задевать". Именно поэтому наши отношения с родителями могут стать прекрасной возможностью развития смелости, любви и других духовных качеств.

       Мне хотелось бы напомнить тем, кто решил никогда не вступать в брак или не иметь детей, что эти сферы духовного развития являются самыми основными и общими для всех людей.

                                                                                       

Практика в процессе работы.

Большинство из нас заинтересовано в серьёзной карьере - в достойной сфере деятельности, позволяющей человеку ощущать себя значительным членом общества, в котором он живёт. Внутренняя политическая жизнь организации является отдельным микрокосмом, и те отношения, в которые мы вступаем на работе, заключают в себе бесчисленные возможности "самовоспитания" в общении с коллегами, сотрудниками и различными неприятными личностями, с которыми, тем не менее, приходится иметь дело (и которые часто являются нашими начальниками).

       Наша работа непрерывно заставляет нас задумываться и задавать самим себе разные вопросы. Кто мы? В чем наша ценность и каковы наши основные интересы? Как мы ладим с другими людьми? Таким образом, рабочие отношения обладают не меньшими потенциальными возможностями внуутреннего развития, чем брак.

       Для того, чтобы прожить в этом мире, необходимы деньги, и даже если мы независимы в финансовом отношении и вполне состоятельны, достаточность денежных средств определяется нашими ценностями, потребностями и способностями приносить пользу окружающему миру. Та сумма денег, какую мы зарабатываем, связана как с нашей рыночной полезностью, потребностью мира в выбранной нами профессии, так и с нашим самоуважением - с тем, насколько высоко мы сами себя ценим. Финансовое состояние и род нашей деятельности указывают на текущий уровень наших способностей, то есть на потенциал нашего развития.

 

В зеркале тела.

Физическое здоровье и состояние нашего организма являются отражением степени нашей самодисциплины, эмоциональной чистоты и психологического здоровья. Не так уж просто обмануть себя, стоя перед зеркалом. Под одеждой и косметикой скрывается наш подлинный уровень жизненной энергии, который связан с текущим образом жизни, степенью осознанности и дисциплины - и даже с нашим мнением о самом себе. Наша забота о своем здоровье, внешности и физическом состоянии, проявляющаяся в режиме питания, физических упражнениях и уравновешенности жизни, требует непрерывного наблюдения за собой, самоанализа и критической оценки и формирует существенную часть нашей повседневной практики.

 

УПР. События и уроки повседневности.

Какие сферы жизни - работа, карьера, финансовые вопросы, отношения с людьми, образование, здоровье (дурные привычки, физические упражнения, диета и т.п.) представляют для вас самые серьёзные трудности?

Напишите или сформулируйте устно в одной-двух фразах основной урок, который вы усвоили, или основное качество, которое обрели, сталкиваясь с этими трудностями.

 

 Гвозди на дороге.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостями выбора. Вставать или полежать в постели ещё немного? Вступить в брак или остаться холостым? Начать работать или продолжить учёбу? Ориентироваться на близкие цели или заботиться о далёких надеждах? У каждого выбора есть свои достоинства и недостатки. Явления жизни заставляют нас определять для свои важнейшие ценности и осуществлять каждый выбор в соответствии с этими приоритетами. Любой выбор приводит к определённым последствиям, каждый выбор учит чему-то новому. Таким образом, каждый из нас, пребывающий и действующий на арене повседневности, вовлекается в непрерывную практику духовного развития, которая согласуется с Путём Мирного Воина.

 

  1. КОГДА ПРИХОДИТСЯ ТУГО.

 

Жизнь может быть сложной и опасной; ищущий счастья может найти горе; стремящийся к миру может прийти к войне; поиски любви могут привести к разочарованиям. Радость приходит к тем, кто не страшится одиночества. Полна жизнь тех, кто не боится умереть.

 По Джойсу Кэри

 

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК ШКОЛА ТРУДНОСТЕЙ.

Мы знаем об этом мире так много, потому что повседневная жизнь является школой трудностей. Начиная с шока рождения, мы неизбежно сталкиваемся не только с удовольствиями, но и со страданиями. Помимо обычных испытаний и сложностей жизни, временами нам становится так тяжело, что мы начинаем понимать мудреца-таоиста, сказавшего: "Празднующие рождение и оплакивающие смерть могут когда-нибудь изменить свое мнение на обратное."

       Подобно кораблям, пересекающим океан от одного порта назначения к другому, мы иногда движемся спокойно, руководствуясь звездами на ясном небе и чёткими показаниями компаса, но временами чувствуем себя затерянными в море и плывем по воле волн. Когда океан нашей жизни спокоен, мы уверенно продвигаемся согласно проложенному маршруту, часто просто установив программу автопилота, но как только приходит буря, нам приходится использовать все свои внутренние ресурсы.

 

Жизнь иногда сдаёт нам хорошие карты, но игру приходится продолжать и при совершенно неудачной раздаче.

 Роберт Льюис Стивенсон.

Хотя нам не всегда удаётся избежать штормов в океане жизни, мы способны контролировать свои действия в трудные моменты плавания: управлять парусами, задраивать люки, делать всё своевременно и изо всех сил. В зависимости от того, насколько мужественно мы противостоим стихии, волны жизни могут либо поднять нас к небесам, либо пустить на дно. То, что нас не убивает и к чему мы подходим с правильным отношением, делает нас сильнее.

 

 ДУХОВНАЯ ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА.

Каждый, кто занимался физическими упражнениями с гирями или штангой, знает, что если попытаться поднять слишком большой вес, можно порвать связки; с другой стороны, работа с лёгким весом никак не развивает мышцы. Тяготы жизни являются теми тяжестями, которые мы поднимаем, чтобы усилить свой дух. Несчастья и беды предоставляют нам возможность оценить свои подлинные силы. Смелость можно проявить только перед лицом страха.

 

Отвага подобна мускулам - она развивается в упражнениях.

 Руфь Гордон.

Несколько лет назад изучавшие иммунную систему учёные вырастили группу цыплят в идеально благоприятной и стерильной среде: оптимальная температура и состав питания, никаких трудностей в получении пищи, никаких угрожающих факторов, риска и волнений. Через несколько поколений потомки этих цыплят были возвращены в обычную среду; все они быстро погибли.

       Сталкиваясь с несчастьями, нет смысла спрашивать: "Почему это случилось именно со мной?". Гораздо лучше закатать рукава и вспомнить, что нам необходимо заниматься упражнениями с духовными тяжестями. Жизнь развивает нас по своим законам, и закон трудностей предназначен для укрепления нашего духа.

 

В разгар холодной зимы я открыл в себе непобедимость лета.

 Камю.

 

Благословенные несчастья.

Летом 1966 года, перед началом моего выпускного года в колледже, я ощущал себя в самой лучшей физической форме, чем когда-либо ещё в своей жизни. Я как раз купил новый мотоцикл "Триумф" - и это стало самым точным символом того периода моей жизни. На нём я исполнил несколько каскадёрских трюков для фильма Тони Кертиса, снимавшегося на пляжах Малибу. Потом я отправился в Беркли, а оттуда самолётом - в Югославию, куда меня пригласили как потенциального участника Олимпийских игр для совместных тренировок с лучшими гимнастами мира перед началом мирового чемпионата.

       А потом, всего за два дня до того, как я должен был выезжать на первенство мира, мой мотоцикл столкнулся с нарушившим правила автомобилем. Моё правое бедро было раздроблено почти на сорок осколков. Случай, занявший считанные секунды, полность изменил всю мою дальнейшую жизнь - не только внешне, но и внутренне. Изменилось что-то внутри меня.

 

Иногда, когда расшатываются все основания нашей жизни, мы обращаемся к Богу - только для того, чтобы осознать, что именно Он расшатывает их.

 Неизвестный

Если бы я не сломал ногу, я мог бы никогда не встретиться с человеком, которого называю Сократом. Я мог никогда не задумываться о жизни и смерти, никогда не испытать настоящей боли и страдания, никогда не обнаружить в себе решительность, силу и энергию. Теперь, когда я оглядываюсь назад, эта сломанная нога представляется мне самым великим благословением моей жизни. Несчастье может оказаться одним из величайших даров Духа. Я совсем не призываю всех ломать ноги, просто именно это стало источником пробуждения для меня.

       В "Пути Мирного Воина" Сократ рассказывает мне историю о старом крестьянине и его сыне, от которых убежал их единственный конь. Соседи посчитали это невезеньем, но вскоре конь вернулся и привел с собой еще трех диких лошадей. Это было расценено как огромная удача - пока сын, пытавшийся объездить одну из диких кобыл, не свалился и не сломал ногу. Это снова показалось несчастьем - до тех пор, пока не появились военные, забиравшие всех сильных и здоровых молодых людей на кровавую войну. Разумеется, больного сына оставили с отцом. За каждым даром следует несчастье; каждая беда скрывает в себе подарок судьбы.

       Однажды, чтобы протереть стол, я взял салфетку и увидел муравья, ползавшего по ней. Я чуть было не скомкал салфетку, но потом легким дуновением сбросил с не муравья. С точки зрения насекомого, это, наверное, показалось невезеньем, но он и не предполагал, что иначе оказался бы размазанным по столу.

 

УПР. Учимся на неприятностях.

Вспомните болезненные или несчастливые обстоятельства своей жизни.

Ответьте на следующие вопросы:

Что в этих обстоятельствах было самым тяжёлым?

Какие положительные уроки несла эта ситуация?

Находите ли вы в этом болезненном случае какие-либо выгоды и пользу?

Как опыт этих обстоятельств помог вам в будущем?

 

 Урок cиней птички.

Однажды, холодным осенним днём, когда тысячи птиц собирались в стаи и отправлялись на юг, чтобы избежать морозной зимы, одна синяя птичка решила не покидать своё гнездо. "Это лишь потеря времени". - рассудила она. - "Все равно к весне придется возращаться". Вскоре пришла исключительно суровая зима, какой не помнили в тех краях, и пташка поняла, что ей все же придётся улететь на юг. Она поднялась сначала, к облакам, но очень скоро ледяной ветер совершенно сковал её крылья, и она рухнула вниз. К счастью, её полумёртвое тельце упало на мягкую соломенную крышу и провалилось сквозь неё в коровник.

       Заледеневшее сердце почти остановилось, но в это время проходившая мимо корова уронила лепешку прямо на птицу. Теплый навоз полностью накрыл птичку и сохранил ей жизнь; крошечное сердце стало биться сильнее, а крылышки оттаяли. Счастливая и вновь полная жизни птичка стала распевать радостные песни; по воле судьбы, они привлекли внимание дворового кота, который прокрался в коровник, разрыл навоз, нашел там птичку и немедленно проглотил её.

       Из этой истории можно извлечь две морали:

Не каждый, кто бросает нас в грязь, - наш враг.

Не каждый, кто извлекает нас из навоза, - наш друг.

       Сложные отношения с людьми и затруднительные ситуации - не единственные источники изменений в нас, однако они, пожалуй, являются самыми надежными такими источниками. Подобные обстоятельства заставляют обращать на них полное внимание и указывают нам все наши слабые звенья. Мне вспомнилась еще одна история, рассказанная одним приятелем-католиком:

       Святая Тереза Авильская была полна жизни, весела, шаловлива и остроумна. Однажды ночью, во время сильной бури, она путешествовала по размокшим дорогам Испании в старой телеге, которую тащили два старых вола.

       Вспыхивали молнии, раздавались раскаты грома, перепуганные волы понесли, и Терезу выбросило из телеги, когда её колесо попало в глубокую рытвину. Тереза шлепнулась лицом прямо в грязь.

       Тереза прекрасно знала, что Бога нужно благодарить за все, что случается, но в данных обстоятельствах это было нелегко. И тогда она услышала голос Христа, который произнёс:

       - Тереза, не отчаивайся, но укрепись - подобное уготовлено лишь моим самым возлюбленным друзьям.

       Тереза, полностью перемазанная грязью, на мгновение задумалась, подняла лицо в начало и ответила:

       - Наверное, именно поэтому их у Тебя так мало.

 Боль как причина пробуждения.

В повседневной жизни каждый из нас сталкивается с физическими, умственными и эмоциональными страданиями. Физическая боль является самой явной формой этих страданий. Умственные страдания проявляются в форме беспокойств, сожалений, противоречий и сомнений, эмоциональные - в виде страхов, горя и гнева. Независимо от конкретной формы, страдания становятся причиной перемен и пробуждает спящих от их сновидений.

 

Боль - лучший врач. Доброте и мудрости мы лишь обещаем; страданиям мы подчиняемся полностью.

 Марсель Пруст

Любая форма боли является для нас сигналом того, что нечто требует нашего внимания и перемен - физические привычки, убеждения или чувства.

       Несчастье может быть даром, потому что ставит нас перед ясным выбором - либо остаться прежним и продолжать страдать, либо принять вызов судьбы и измениться.

 

Я восхищаюсь теми, кто способен улыбаться в беде, кто может собрать все свои силы перед лицом горя, кто умеет становиться сильнее благодаря несчастьям.

 Томас Пейн.

Слабую боль можно терпеть достаточно долго. Страх неизвестности, связанный с переменами, заставляет нас выносить знакомые страдания годами. Мы можем пытаться бороться с нескладывающимися отношениями, с постылой и уничтожающей нас работой и другими отравляющими нашу жизнь явлениями. Духу присущи сострадание и терпимость, но жизнь - суровый учитель; боль, на которую мы стараемся не обращать внимания и скрываем от самих себя, становится все более сильной и нестерпимой, пока не остается единственный выбор - перемены или безумие.

       В этот кризисный момент, когда любое сопротивление становится тщетным, Мирный Воин выбирает пройти через боль, как через надвигающуюся тёмную тучу, и вновь оказаться на светлой стороне мира. Выйдя из тени, мы открываем в себе способность вновь привести свою жизнь в порядок. Самое главное - никогда не бросать своих попыток.

 

 Святые - это грешники, которые никогда не сдаются.

 Роберт Люьис Стивенсон.

 

В ЕСТЕСТВЕННОМ РИТМЕ.

Некоторые считают трудные времена Божественным провидением, Божьей карой. Мне кажется, что Бог никогда не наказывает нас - Он лишь даёт нам возможность учиться и развиваться.

 

Мудрые учатся на своих ошибках; глупцы повторяют ошибки вновь и вновь.

 Неизвестный

Всё в мире, как времена года, развивается циклами - пора расцвета, изобилия и подарков судьбы сменяется порой нужды, когда огромные усилия приносят скудные плоды. Мудрые используют трудные времена в своих целях, для нового посева, для подготовки к наводнению или засухе, для закладывания основ в ожидании новых возможностей.

 

Лучше подготовиться к тому, что никогда не случится, чем столкнуться с возможностью - и упустить её.

 Лес Браун.

 

Бой на ринге жизни.

Просыпаясь каждое утро, мы выходим на ринг жизни для схватки с испытаниями повседневности - не только с другими людьми и внешними обстоятельствами, но и с внутренними врагами: страхом, сомнениями, ревностью, завистью и неуверенностью в себе.

       Жизнь успокаивает беспокойных и беспокоит успокоившихся. Иногда, казалось бы, из ниоткуда, наш Дух получает неожиданный удар в челюсть, который отбрасывает нас на ограждение ринга, отправляет в нокдаун. Этот шок может проявиться в форме финансового кризиса, смерти в семье, развода, болезни или несчастного случая.

       Подобные удары судьбы выбивают почву из-под наших ног, лишают нас ориентации, но в то же время они заставляют нас пробудиться от сладкой дремоты и заставляют подсознание вырабатывать и фокусировать энергию, необходимую для проведения перемен в жизни. Они расширяют горизонты нашего пространства, мы начинаем спрашивать себя: "В чем смысл моей жизни?", "Кто я?", "Где я был и куда направляюсь?"

       Когда нас сокрушают обстоятельства - когда жизнь наносит нам несколько ударов и отправляет на ковер ринга - мы можем остаться лежать или пытаться подняться. Чтобы оправиться от сильного удара, нужна огромная выносливость и отвага. Когда мы вновь встали на ноги, мы можем посмотреть несчастью прямо в глаза, упереться руками в бедра и сказать: "Хорошо, ты сбила меня с ног, но я поднялся, и я буду подниматься каждый раз, когда это случится вновь". А потом мы можем собрать в кулак всю волю воина и спросить беду: "Так что, вот это был твой самый страшный удар? Ну-ка, теперь попробуй врезать мне по-настоящему!"

В молитве проси не лёгкой ноши, но крепких плеч.

Святой Августин.

 

 

 

 

Картина дня

наверх