Книга Урантии.
Документ 71.
Становление государства.
(800.1) 71:0.1 Государство является полезным продуктом развития
цивилизации; оно представляет собой чистую прибыль, которая
остаётся после вычета приносимых войной разрушений и страданий.
Даже искусство государственного управления есть всего лишь
совокупный метод, направленный на урегулирование силового
противоборства соперничающих племён и народов.
(800.2) 71:0.2 Современное государство является институтом,
сохранившимся на протяжении долгой борьбы за власть в группе. В
конце концов, победила превосходящая сила, породившая
фактическую сущность – государство – вместе с моральным мифом об
абсолютном долге гражданина жить и умереть за него. Однако по
своему происхождению государство не является божественным. Его
создание не было даже связано с волевым, разумным человеческим
действием. Государство представляет собой исключительно
эволюционный институт, и его возникновение было полностью
автоматическим.
1. Зачатки государства.
(800.3) 71:1.1 Государство есть территориальная, социальная и
регулятивная организация; наиболее сильным, успешным и
устойчивым государством является то, которое образовано единой
нацией, имеющей общий язык, нравы и институты.
(800.4) 71:1.2 Все ранние государства были небольшими и появились
в результате завоеваний, а не добровольных объединений. Многие
были основаны кочевниками-завоевателями, которые обрушивались
на мирных скотоводов и оседлых земледельцев, покоряя и порабощая
их. В таких государствах, возникших в результате завоеваний, не
могло не появиться социальное расслоение: образование классов
было неизбежным, а классовая борьба всегда имела избирательный
характер.
(800.5) 71:1.3 У северных племен американской красной расы никогда
не было настоящей государственности. В своём развитии они дошли
только до свободной ассоциации племён – весьма примитивной
формы государственного устройства. Наиболее похожей на
государство была Ирокезская лига, однако эта группа из шести наций
никогда не функционировала как истинное государство и не
сохранилась из-за отсутствия ряда ключевых для современного
общества элементов:
(800.6) 71:1.4 1. Накопление и передача по наследству
частной собственности.
(800.7) 71:1.5 2. Города, сельское хозяйство и
промышленность.
(800.8) 71:1.6 3. Полезные домашние животные.
(800.9) 71:1.7 4. Практичная организация семьи. Красный
человек придерживался матриархата, а
имущество наследовалось двоюродными
родственниками.
(800.10) 71:1.8 5. Чётко обозначенная территория.
(800.11) 71:1.9 6. Сильный глава исполнительной власти.
(800.12) 71:1.10 7. Порабощение пленных – они либо
принимали их, либо убивали.
(800.13) 71:1.11 8. Решающие завоевания.
(800.14) 71:1.12 Красные люди были слишком демократичными; у них
было хорошее управление, но оно оказалось несостоятельным. Со
временем у них могло бы появиться государство, если бы не их
преждевременное столкновение с более прогрессивной цивилизацией
белого человека, который следовал государственным методам греков
и римлян.
(801.1) 71:1.13 Успех римского государства основывался на следующих
факторах:
(801.2) 71:1.14 1. Патриархат.
(801.3) 71:1.15 2. Сельское хозяйство и приручение
животных.
(801.4) 71:1.16 3. Уплотнение населения – города.
(801.5) 71:1.17 4. Частная собственность и земля.
(801.6) 71:1.18 5. Рабовладение – классы граждан.
(801.7) 71:1.19 6. Покорение и реорганизация слабых и
отсталых народов.
(801.8) 71:1.20 7. Чётко обозначенная территория с дорогами.
(801.9) 71:1.21 8. Сильная личная власть правителей.
(801.10) 71:1.22 Великой слабостью римской цивилизации – и одним
из тех факторов, которые в итоге привели к краху империи, – стало
считавшееся либеральным и прогрессивным положение,
освобождавшее юношу из-под опеки семьи в возрасте двадцати
одного года, а также безусловное освобождение девушки, которая
имела право беспрепятственно выйти замуж за любого человека или
же покинуть дом и вести аморальный образ жизни. Вред для
общества заключался не столько в самих реформах, сколько в их
поспешности и масштабности. Крах Рима показывает, чем грозит
слишком стремительный рост государства при одновременном
внутреннем упадке.
(801.11) 71:1.23 Появление зачатков государства стало возможным
из-за ослабления кровных уз и усиления территориальных связей.
Обычно такие племенные федерации прочно цементировались
завоеваниями. Хотя для истинного государства характерен
суверенитет, стоящий над всеми второстепенными противоборствами
и групповыми разногласиями, тем не менее, в государственных
формациях более позднего периода сохраняются многие классы и
касты – остатки прежних кланов и племён. Возникшие впоследствии
более крупные территориальные государства прошли через
длительную и жестокую борьбу с этими меньшими единокровными
клановыми группами, и племенное управление было необходимой
переходной формой между семейной и государственной властью.
Позднее многие кланы возникали на основании торговых и иных
промышленных объединений.
(801.12) 71:1.24 Если объединение государства терпит провал,
происходит обратное движение к догосударственным методам
управления – таким как феодализм средневековой Европы. В то
смутное время территориальное государство потерпело крах;
произошёл возврат к небольшим феодальным группировкам, к
клановым и племенным стадиям развития. Даже сегодня такие
полугосударства существуют в Азии и Африке, однако не все они
являются примерами возврата к прежнему состоянию: многие из них
представляют собой зародыши будущих государств.
2. Зволюция представительного управления.
(801.13) 71:2.1 Хотя демократия и является идеалом, она представляет
собой продукт цивилизации, а не эволюции. Не торопитесь! Будьте
внимательны в выборе, ибо демократия сопряжена с определёнными
опасностями:
(801.14) 71:2.2 1. Прославление посредственности.
(801.15) 71:2.3 2. Избрание низменных и невежественных
правителей.
(801.16) 71:2.4 3. Неспособность признать основные факты
социальной эволюции.
(801.17) 71:2.5 4. Опасность всеобщего избирательного права,
предоставленного ленивому и
необразованному большинству.
(801.18) 71:2.6 5. Рабское подчинение общественному
мнению; большинство не всегда право.
(802.1) 71:2.7 Общественное мнение, общее мнение, всегда
задерживало развитие общества; тем не менее, оно необходимо, ибо
хотя оно и замедляет развитие общества, оно сохраняет
цивилизацию. Воспитание общественного мнения – единственный
надёжный и истинный метод ускорения развития цивилизации. Сила
является лишь временным средством, и культурный рост будет всё
более ускоряться по мере того, как на смену погребальным урнам
будут приходить урны избирательные. Общественное мнение, нравы
– основная и стихийная энергия социальной эволюции и развития
государства, однако для того, чтобы принести государству пользу,
проявление этой энергии должно быть ненасильственным.
(802.2) 71:2.8 Уровень развития общества непосредственно зависит от
того, насколько ненасильственное общественное мнение способно
контролировать поведение граждан и государственную
администрацию. По-настоящему цивилизованное управление
появилось лишь тогда, когда общественное мнение было наделено
правом голоса. Всеобщие выборы не всегда дают правильные
решения, но они являются правильным путём даже в случае
неправильного решения. Эволюция не сразу приводит к высшему
совершенству – скорее, она идёт путём сравнительных и постепенных
практических приспособлений.
(802.3) 71:2.9 В эволюции эффективной и успешной формы
представительного управления существует десять ступеней, или
этапов.
(802.4) 71:2.10 1. Свобода личности.
Должны исчезнуть рабство, зависимость, все формы закабаления
человека.
(802.5) 71:2.11 2. Свобода разума.
До тех пор, пока свободные люди не становятся образованными –
обученными разумно мыслить и мудро планировать, – свобода
обычно приносит больше вреда, чем пользы.
(802.6) 71:2.12 3. Незыблемость закона.
Свобода может существовать только тогда, когда желания и
прихоти человеческих правителей заменяются законодательными
актами, опирающимися на признанный основной закон.
(802.7) 71:2.13 4. Свобода слова. Представительное управление
немыслимо без свободы всех форм выражения человеческих
устремлений и взглядов.
(802.8) 71:2.14 5. Безопасность собственности. Любое
управление будет недолговечным, если оно не обеспечивает права
пользоваться личной собственностью в той или иной форме.
Человек желает использовать, контролировать, дарить, продавать,
сдавать в аренду и завещать свою личную собственность.
(802.9) 71:2.15 6. Право подачи петиций.
Представительное управление признаёт за гражданами право быть
услышанными. Право подачи петиций является неотъемлемым
правом свободного гражданина.
(802.10) 71:2.16 7. Право управления.
Одной только возможности быть услышанными недостаточно;
сила петиции должна обеспечивать реальное воздействие на
правительство.
(802.11) 71:2.17 8. Всеобщее избирательное право.
Представительное управление подразумевает наличие
разумного, эффективного и всеобщего контингента избирателей.
Характер такого управления всегда будет определяться характером
и уровнем тех, кто его составляет. По мере развития цивилизации
избирательное право – оставаясь всеобщим для обоих полов –
претерпит существенные изменения, будет перегруппировано и
дифференцировано.
(802.12) 71:2.18 9. Контроль за деятельностью
государственных служащих.
Никакая форма гражданского управления не будет
полезной и эффективной, если граждане не обладают и не
пользуются мудрыми методами для руководства и контроля за
деятельностью должностных лиц и государственных служащих.
(802.13) 71:2.19 10. Разумные и подготовленные
представители.
Существование демократии зависит от успеха
представительного управления, что обусловлено практикой
избрания на государственные посты только профессионально
подготовленных, интеллектуально компетентных, социально
лояльных и морально достойных индивидуумов. Только при таких
условиях может сохраняться избранное народом, существующее с
помощью народа и действующее во благо народа правительство.
Свежие комментарии