2. Факторы социального развития. (продолжение)
(765.6) 68:2.9 Функция брака в эволюции – обеспечение
существования расы, а не только реализация личного счастья.
Истинной целью семьи является самозащита и продолжение рода.
Самоуслаждение несущественно, оно необходимо только как стимул,
обеспечивающий половую связь. Природа требует выживания,
однако достижения цивилизации продолжают повышать
удовольствие в браке и удовлетворение от семейной жизни.
(765.7) 68:2.10 Если в понятие тщеславия включить гордость,
честолюбие и честь, то тогда мы не только увидим, как эти качества
помогают образованию человеческих объединений, но и как они
удерживают людей вместе, ибо такие чувства теряют всякий смысл,
если нет аудитории, перед которой их можно было бы
продемонстрировать. Тщеславие быстро соединилось с остальными
чувствами и побуждениями, требовавшими социальной арены, на
которой они могли бы проявляться и удовлетворяться. Эта группа
чувств породила все виды искусств, ритуалов и все формы
спортивных игр и состязаний.
(766.1) 68:2.11 Тщеславие внесло огромный вклад в создание
общества. Однако в настоящее время – время появления этих
откровений – заблуждения самовлюблённого поколения угрожают
погубить, уничтожить всю сложную структуру
высокоспециализированной цивилизации. На смену потребности в
пропитании уже давно пришла потребность в наслаждении;
оправданные социальные цели самообеспечения быстро
трансформируются в низменные и угрожающие формы
самоуслаждения. Самообеспечение создаёт общество; необузданное
самоуслаждение неизбежно разрушает цивилизацию.
3. Социализирующее воздействие страха перед духами.
(766.2) 68:3.1 Примитивные желания привели к появлению
исходного общества, однако страх перед духами сплотил его и внёс в
него сверхчеловеческий элемент. Обычный страх был
физиологическим по своей природе: страх физической боли,
неутолённого голода или какого-либо земного бедствия; что же
касается страха перед духами, то это был новый и возвышенный вид
страха.
(766.3) 68:3.2 Возможно, важнейшим отдельно взятым фактором в
эволюции человеческого общества были сны, в которых являлись
духи. Сны вообще чрезвычайно тревожили сознание примитивного
человека; сны же с видениями духов приводили древнего человека в
настоящий ужас, бросая людей в объятия друг другу в добровольном
и искреннем стремлении объединиться для взаимной защиты от
смутных и невидимых, вымышленных опасностей мира духов.
Сновидения с духами стали одним из первых отличий разума
человека от разума животных. Животным незнакомо образное
представление о жизни после смерти.
(766.4) 68:3.3 Кроме страха перед духами, в основе общества лежали
важнейшие потребности и наиболее существенные биологические
побуждения. Однако страх перед духами стал новым фактором
цивилизации, представляя собой вид страха, который оставляет
далеко позади элементарные потребности индивидуума и
значительно превосходит даже стремление к сохранению группы.
Страх перед душами усопших привёл к появлению нового и
поразительного вида страха: то был приводивший в смятение ужас,
который способствовал превращению неопределённого социального
уклада первобытного человека в более дисциплинированные и
лучше управляемые группы древнего мира. Через суеверный страх
перед воображаемым и сверхъестественным, эта бессмысленная
суеверность – до сих пор полностью не исчезнувшая – подготовила
человеческий ум к открытию той истины, что «начало мудрости –
страх перед Господом». Беспочвенные страхи эволюции должны
вытесняться благоговением перед Божеством – благоговением,
которое внушается откровением. Древний культ, основанный на
страхе перед духами, стал могущественной социальной связью, и с
тех давних пор человечество в большей или меньшей степени
стремится к обретению духовности.
(766.5) 68:3.4 Голод и любовь соединяли людей; тщеславие и страх
перед духами удерживали их вместе. Однако одни только эти
влияния, без содействующих мирному развитию откровений,
неспособны противостоять напряжению, к которому приводят
бытующие в человеческих объединениях подозрительность и
раздражительность. Без помощи сверхчеловеческих сил
возникающее в обществе напряжение, достигнув определённого
предела, приводит к взрыву, и совокупность тех же самых
мобилизующих социальных факторов – голода, любви, тщеславия и
страха – ввергает общество в войны и кровопролития.
(766.6) 68:3.5 Стремление человечества к миру не является
природным даром. Оно возникает из учений богооткровенной
религии, из совокупного опыта прогрессивных рас, – но более всего
из учений Иисуса, Князя Мира.
4. Эволюция нравов.
(767.1) 68:4.1 Все современные социальные институты появились в
результате эволюции первобытных обычаев ваших дикарских
предков. Нынешние уклады – это видоизменённые и развитые
обычаи прошлого. То, что для индивидуума привычка, для группы –
обычай. Групповые обычаи превращаются в народные или
племенные традиции – общественные уклады. Из этих древних
истоков берут своё незаметное начало все современные институты
человеческого общества.
(767.2) 68:4.2 Необходимо уяснить, что нравы появились в попытке
согласовать жизнь группы с условиями существования массы. Нравы
стали первым социальным атрибутом. И все эти племенные реакции
возникли из попытки избежать боли и унижения при
одновременном стремлении к удовольствию и власти.
Происхождение групповых традиций, как и возникновение языков,
всегда бессознательно и непроизвольно и потому всегда покрыто
тайной.
(767.3) 68:4.3 Страх перед духами привёл первобытного человека к
представлениям о сверхъестественном и, таким образом, создал
прочную основу для тех мощных социальных воздействий этики и
религии, которые, в свою очередь, из поколения в поколение
хранили в неприкосновенности нравы и обычаи. Вера в ревнивое
отношение мертвецов к обычаям, которым они следовали при
жизни, была тем фактором, который уже в глубокой древности
привел к формированию и укреплению нравов; считалось, что
усопшие сурово покарают тех живых, которые осмеливаются с
беспечным презрением относиться к жизненным нормам,
чтившимся этими мертвецами при жизни во плоти. Лучшей тому
иллюстрацией является нынешнее почитание предков у жёлтой
расы. Появившаяся позднее примитивная религия, укрепляя нравы,
значительно усилила страх перед духами, однако прогрессирующая
цивилизация всё больше освобождает человечество от цепей страха и
рабства суеверий.
(767.4) 68:4.4 До появления учителей Даламатии с их воспитанием,
освобождающим от предрассудков и расширяющим кругозор,
древний человек оставался беспомощной жертвой ритуальных
обычаев; первобытного дикаря окружал частокол обрядов. Что бы он
ни делал – от утреннего пробуждения до ночного погружения в сон в
своей пещере, – всё должно было выполняться строго по правилам,
согласно племенным традициям. Он был рабом, полностью
подчинённым обычаю; в его жизни не было ничего свободного,
непроизвольного или самобытного. Отсутствовал естественный
прогресс к более высокой интеллектуальной, нравственной или
социальной жизни.
(767.5) 68:4.5 Древний человек прочно удерживался во власти
обычая; дикарь был настоящим рабом привычки. Однако время от
времени появлялись люди, которые, отклоняясь от стереотипа,
находили в себе мужество предложить новый образ мышления и
более совершенный уклад жизни. И всё же инертность первобытного
человека – это биологический аварийный тормоз, предохраняющий
его от внезапного низвержения в губительную неприспособленность,
к которой приводит слишком быстрое развитие цивилизации.
(767.6) 68:4.6 Однако эти обычаи не являются абсолютным злом; их
развитие должно продолжаться. Огульное и радикальное изменение
обычаев имеет почти роковые последствия для самого
существования цивилизации. Обычай всегда был той нитью, которая
скрепляла цивилизацию. Исторический путь человека устлан
остатками отвергнутых обычаев и устаревших общественных
укладов. Однако не сохранилось ни одной цивилизации,
отказавшейся от своих традиций, если только на смену старым
обычаям не приходили лучшие и более целесообразные.
(767.7) 68:4.7 Сохранение общества зависит в первую очередь от
постепенной эволюции его нравов. Такой процесс возникает из
желания экспериментировать: новые идеи неизбежно начинают
конкурировать со старыми. Прогрессирующая цивилизация
усваивает более совершенные идеи и сохраняется; в итоге, время и
обстоятельства отбирают более приспособленную группу. Но из этого
не следует, что каждое данное изменение в человеческом обществе
всегда было к лучшему. Нет, далеко не так! Ибо на протяжении
длительного и трудного развития урантийской цивилизации
прогресс неоднократно сменялся регрессом.
5. Методы использования земли — средства к существованию.
(768.1) 68:5.1 Земля – это подмостки общества, а люди – актёры. И
человек должен извечно приспосабливать свою игру к состоянию
Земли. Эволюция нравов всегда зависит от обеспеченности землей.
Это так, каким бы трудным для вас ни было постижение этой
истины. Методы использования человеком земли – то есть
имеющиеся средства к существованию – и уровень жизни
соответствуют совокупности народных представлений, нравов. А
совокупность приспособлений человека к требованиям жизни
соответствует уровню его культуры.
(768.2) 68:5.2 Первые культурные общества возникли вдоль рек
восточного полушария, и в своём развитии цивилизация прошла
четыре важнейших этапа:
(768.3) 68:5.3 1. Стадия собирательства. Принудительное
воздействие голода привело к появлению первого вида промысла
– примитивного собирательства. Порой вереница подталкиваемых
голодом людей, по крупицам собиравших пищу, достигала десяти
миль в длину. В развитии культуры это была стадия примитивного
номадизма; такой образ жизни сохранился у африканских
бушменов.
Свежие комментарии