На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Я с детства знал папу... ____ ​​О своём папе я узнал, когда мне исполнилось 23 года. Перед смертью мама попросила наш... ЭНЕРГИЯ ДНЯ  27 ...
  • Андрей Алферов
    Враг - США, это ещё В.Путин обозначил. Первый.Александр Бортник...
  • Юрий Ильинов
    ЛЁГКИЙ СЕМЕЙНЫЙ ШОК Лёгкий семейный шок. Наша бабушка собирается стать мамой! — Алло, мамулечка? Привет! Как поживаеш...Александр Бортник...

Книга Урантии. Часть III. Документ 68. Истоки цивилизации. №2.

           2. Факторы социального развития. (продолжение)

(765.6) 68:2.9 Функция брака в эволюции – обеспечение

существования расы, а не только реализация личного счастья.

Истинной целью семьи является самозащита и продолжение рода.

Самоуслаждение несущественно, оно необходимо только как стимул,

обеспечивающий половую связь. Природа требует выживания,

однако достижения цивилизации продолжают повышать

удовольствие в браке и удовлетворение от семейной жизни.

(765.7) 68:2.10 Если в понятие тщеславия включить гордость,

честолюбие и честь, то тогда мы не только увидим, как эти качества

помогают образованию человеческих объединений, но и как они

удерживают людей вместе, ибо такие чувства теряют всякий смысл,

если нет аудитории, перед которой их можно было бы

продемонстрировать. Тщеславие быстро соединилось с остальными

чувствами и побуждениями, требовавшими социальной арены, на

которой они могли бы проявляться и удовлетворяться. Эта группа

чувств породила все виды искусств, ритуалов и все формы

спортивных игр и состязаний.

(766.1) 68:2.11 Тщеславие внесло огромный вклад в создание

общества. Однако в настоящее время – время появления этих

откровений – заблуждения самовлюблённого поколения угрожают

погубить, уничтожить всю сложную структуру

высокоспециализированной цивилизации. На смену потребности в

пропитании уже давно пришла потребность в наслаждении;

оправданные социальные цели самообеспечения быстро

трансформируются в низменные и угрожающие формы

самоуслаждения. Самообеспечение создаёт общество; необузданное

самоуслаждение неизбежно разрушает цивилизацию.

 

3. Социализирующее воздействие страха перед духами.

(766.2) 68:3.1 Примитивные желания привели к появлению

исходного общества, однако страх перед духами сплотил его и внёс в

него сверхчеловеческий элемент. Обычный страх был

физиологическим по своей природе: страх физической боли,

неутолённого голода или какого-либо земного бедствия; что же

касается страха перед духами, то это был новый и возвышенный вид

страха.

(766.3) 68:3.2 Возможно, важнейшим отдельно взятым фактором в

эволюции человеческого общества были сны, в которых являлись

духи. Сны вообще чрезвычайно тревожили сознание примитивного

человека; сны же с видениями духов приводили древнего человека в

настоящий ужас, бросая людей в объятия друг другу в добровольном

и искреннем стремлении объединиться для взаимной защиты от

смутных и невидимых, вымышленных опасностей мира духов.

Сновидения с духами стали одним из первых отличий разума

человека от разума животных. Животным незнакомо образное

представление о жизни после смерти.

(766.4) 68:3.3 Кроме страха перед духами, в основе общества лежали

важнейшие потребности и наиболее существенные биологические

побуждения. Однако страх перед духами стал новым фактором

цивилизации, представляя собой вид страха, который оставляет

далеко позади элементарные потребности индивидуума и

значительно превосходит даже стремление к сохранению группы.

Страх перед душами усопших привёл к появлению нового и

поразительного вида страха: то был приводивший в смятение ужас,

который способствовал превращению неопределённого социального

уклада первобытного человека в более дисциплинированные и

лучше управляемые группы древнего мира. Через суеверный страх

перед воображаемым и сверхъестественным, эта бессмысленная

суеверность – до сих пор полностью не исчезнувшая – подготовила

человеческий ум к открытию той истины, что «начало мудрости –

страх перед Господом». Беспочвенные страхи эволюции должны

вытесняться благоговением перед Божеством – благоговением,

которое внушается откровением. Древний культ, основанный на

страхе перед духами, стал могущественной социальной связью, и с

тех давних пор человечество в большей или меньшей степени

стремится к обретению духовности.

(766.5) 68:3.4 Голод и любовь соединяли людей; тщеславие и страх

перед духами удерживали их вместе. Однако одни только эти

влияния, без содействующих мирному развитию откровений,

неспособны противостоять напряжению, к которому приводят

бытующие в человеческих объединениях подозрительность и

раздражительность. Без помощи сверхчеловеческих сил

возникающее в обществе напряжение, достигнув определённого

предела, приводит к взрыву, и совокупность тех же самых

мобилизующих социальных факторов – голода, любви, тщеславия и

страха – ввергает общество в войны и кровопролития.

(766.6) 68:3.5 Стремление человечества к миру не является

природным даром. Оно возникает из учений богооткровенной

религии, из совокупного опыта прогрессивных рас, – но более всего

из учений Иисуса, Князя Мира.

 

4. Эволюция нравов.

(767.1) 68:4.1 Все современные социальные институты появились в

результате эволюции первобытных обычаев ваших дикарских

предков. Нынешние уклады – это видоизменённые и развитые

обычаи прошлого. То, что для индивидуума привычка, для группы –

обычай. Групповые обычаи превращаются в народные или

племенные традиции – общественные уклады. Из этих древних

истоков берут своё незаметное начало все современные институты

человеческого общества.

(767.2) 68:4.2 Необходимо уяснить, что нравы появились в попытке

согласовать жизнь группы с условиями существования массы. Нравы

стали первым социальным атрибутом. И все эти племенные реакции

возникли из попытки избежать боли и унижения при

одновременном стремлении к удовольствию и власти.

Происхождение групповых традиций, как и возникновение языков,

всегда бессознательно и непроизвольно и потому всегда покрыто

тайной.

(767.3) 68:4.3 Страх перед духами привёл первобытного человека к

представлениям о сверхъестественном и, таким образом, создал

прочную основу для тех мощных социальных воздействий этики и

религии, которые, в свою очередь, из поколения в поколение

хранили в неприкосновенности нравы и обычаи. Вера в ревнивое

отношение мертвецов к обычаям, которым они следовали при

жизни, была тем фактором, который уже в глубокой древности

привел к формированию и укреплению нравов; считалось, что

усопшие сурово покарают тех живых, которые осмеливаются с

беспечным презрением относиться к жизненным нормам,

чтившимся этими мертвецами при жизни во плоти. Лучшей тому

иллюстрацией является нынешнее почитание предков у жёлтой

расы. Появившаяся позднее примитивная религия, укрепляя нравы,

значительно усилила страх перед духами, однако прогрессирующая

цивилизация всё больше освобождает человечество от цепей страха и

рабства суеверий.

(767.4) 68:4.4 До появления учителей Даламатии с их воспитанием,

освобождающим от предрассудков и расширяющим кругозор,

древний человек оставался беспомощной жертвой ритуальных

обычаев; первобытного дикаря окружал частокол обрядов. Что бы он

ни делал – от утреннего пробуждения до ночного погружения в сон в

своей пещере, – всё должно было выполняться строго по правилам,

согласно племенным традициям. Он был рабом, полностью

подчинённым обычаю; в его жизни не было ничего свободного,

непроизвольного или самобытного. Отсутствовал естественный

прогресс к более высокой интеллектуальной, нравственной или

социальной жизни.

(767.5) 68:4.5 Древний человек прочно удерживался во власти

обычая; дикарь был настоящим рабом привычки. Однако время от

времени появлялись люди, которые, отклоняясь от стереотипа,

находили в себе мужество предложить новый образ мышления и

более совершенный уклад жизни. И всё же инертность первобытного

человека – это биологический аварийный тормоз, предохраняющий

его от внезапного низвержения в губительную неприспособленность,

к которой приводит слишком быстрое развитие цивилизации.

(767.6) 68:4.6 Однако эти обычаи не являются абсолютным злом; их

развитие должно продолжаться. Огульное и радикальное изменение

обычаев имеет почти роковые последствия для самого

существования цивилизации. Обычай всегда был той нитью, которая

скрепляла цивилизацию. Исторический путь человека устлан

остатками отвергнутых обычаев и устаревших общественных

укладов. Однако не сохранилось ни одной цивилизации,

отказавшейся от своих традиций, если только на смену старым

обычаям не приходили лучшие и более целесообразные.

(767.7) 68:4.7 Сохранение общества зависит в первую очередь от

постепенной эволюции его нравов. Такой процесс возникает из

желания экспериментировать: новые идеи неизбежно начинают

конкурировать со старыми. Прогрессирующая цивилизация

усваивает более совершенные идеи и сохраняется; в итоге, время и

обстоятельства отбирают более приспособленную группу. Но из этого

не следует, что каждое данное изменение в человеческом обществе

всегда было к лучшему. Нет, далеко не так! Ибо на протяжении

длительного и трудного развития урантийской цивилизации

прогресс неоднократно сменялся регрессом.

5. Методы использования земли — средства к существованию.

(768.1) 68:5.1 Земля – это подмостки общества, а люди – актёры. И

человек должен извечно приспосабливать свою игру к состоянию

Земли. Эволюция нравов всегда зависит от обеспеченности землей.

Это так, каким бы трудным для вас ни было постижение этой

истины. Методы использования человеком земли – то есть

имеющиеся средства к существованию – и уровень жизни

соответствуют совокупности народных представлений, нравов. А

совокупность приспособлений человека к требованиям жизни

соответствует уровню его культуры.

(768.2) 68:5.2 Первые культурные общества возникли вдоль рек

восточного полушария, и в своём развитии цивилизация прошла

четыре важнейших этапа:

(768.3) 68:5.3 1. Стадия собирательства. Принудительное

воздействие голода привело к появлению первого вида промысла

– примитивного собирательства. Порой вереница подталкиваемых

голодом людей, по крупицам собиравших пищу, достигала десяти

миль в длину. В развитии культуры это была стадия примитивного

номадизма; такой образ жизни сохранился у африканских

бушменов.

 

 

Картина дня

наверх