На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Ирак продолжает обманывать США по негласным договоренностям против Ирана На прошлой неделе большая делегация Ирака в...Байден ошибся. Аг...
  • Юрий Ильинов
    Экс-разведчик армии США: неоконы всегда используют слово «демократия» в качестве оправдания своих действий Очередную ...В чем заключается...
  • Юрий Ильинов
    Азербайджан и РФ готовят новый проект в рамках коридора «Север – Юг» Москва и Баку активно готовятся к реализации но...Как банды «рыцаре...

Уэйн ДАЙЕР КАК избавиться от КОМПЛЕКСА неполноценности. Глава V Бесполезные эмоции – вина и беспокойство . Стр.29-32

Как избавиться от комплекса неполноценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.29

  • Спросите себя, какой проблемы вы избегаете в настоящем, навязывая себе вину за прошлое. Примитесь за решение этой проблемы, и надобность в переживании вины отпадёт сама собой.

 

  • Случай с одним моим клиентом, который в течение некоторого времени поддерживал любовную связь «на стороне», может служить хорошим примером того, как можно подобным образом избавляться от переживания вины. Этот человек признался, что терзается угрызениями совести, но продолжает каждую неделю тайком от жены ходить на свидания с другой женщиной. Я указал ему, что все его переживания совершенно напрасны. Они не только не способствуют укреплению брака, но и не дают ему получать полное удовольствие от своего выбора. У него есть две возможности. Либо признаться самому себе, что свою жизнь он тратит на переживание вины лишь потому, что это легче, чем тщательно проанализировать свои брачные отношения и попытаться как-то изменить их и себя тоже. Либо примириться со своим поведением. Тогда ему придётся признать, что его система ценностей допускает и такое поведение, которое многие люди осуждают. Какой бы вариант он ни предпочёл, в нём не будет места чувству вины, а сам он либо изменится, либо примет себя таким, каков он есть.

 

  • Измените отношение к тем своим качествам, которые, возможно, не нравятся другим. Скажем, если ваши родители, шеф, соседи или даже супруг осуждают ваше поведение, воспринимайте этот факт как нечто естественное. Вспомните, что говорилось выше о стремлении получать одобрение со стороны окружающих. Главное, чтобы вы одобряли себя сами; расположение других людей приятно, но к делу не относится. И, как только вы перестанете нуждаться в одобрении окружающих, вина за поведение, вызывающее неодобрительную реакцию, исчезнет сама собой.

 

  • Ведите «Журнал вины» и отмечайте в нем любые проявления чувства вины, точно указывая, когда и почему возникло это чувство; отмечайте, чего вы пытаетесь избегать в настоящем, терзаясь из-за прошлого. Такой журнал поможет вам по-новому взглянуть на свои «зоны вины».

 

  • Пересмотрите свою систему ценностей. В какие из них вы верите всецело, а в какие лишь делаете вид, что верите? Составьте список всех этих ложных ценностей и решите жить по тем этическим нормам, которые выбраны вами, а не навязаны другими.

 

  • Составьте список всех своих недостойных поступков. Выставьте за каждый из них оценки от единицы до десяти сообразно степени вины. Просуммируйте все оценки и подумайте, изменится ли хоть что-нибудь в сегодняшней жизни, если в сумме у вас получится, скажем, не тысяча, а миллион. Сегодняшняя действительность останется прежней, а значит, все ваши переживания есть не более чем бесполезная трата энергии.

 

  • Оцените реальные последствия своих поступков. Вместо того чтобы обращаться к некому таинственному чувству в поисках ответа на вопрос, правильно ли вы поступаете, сами определяйте, удовлетворяют ли вас результаты вашей деятельности и приносят ли они вам пользу.

 

  • Дайте понять тем, кто пытается манипулировать вами посредством навязывания чувства вины, что вы в совершенстве овладели техникой обмана их надежд. Так, если мама начнёт свою обычную сцену навязывания вины фразами типа «Ты не сделал этого» или «Я сама принесу стулья, а ты сиди себе», попробуйте отвечать по-новому, например: «Ладно, мамочка, если тебе хочется рисковать спиной ради каких-то стульев только из-за того, что ты не можешь подождать несколько минут, то, пожалуй, мне вряд ли удастся отговорить тебя». На это уйдёт некоторое время, но поведение окружающих начнёт меняться, едва они увидят, что не могут заставить вас принять вину на себя. Как только вы снимете вопрос о своей вине, они утратят эмоциональный контроль и бесповоротно лишатся возможности манипулирования вами.

 

  • Совершите поступок, который наверняка вызовет у вас чувство вины. Например, зарегистрируйтесь в гостинице и, когда коридорный пойдёт проводить вас в номер, найти который с вашим скромным багажом не составит труда, заявите, что обойдётесь без провожатых. Если ваш ответ не будет воспринят всерьёз, втолкуйте нежелательному компаньону, что он понапрасну теряет время и энергию, поскольку вы не намерены давать на чай за услугу, в которой не нуждаетесь. Или выберите неделю, чтобы пожить одному, если у вас возникло такое желание, несмотря на вызывающие чувство вины протесты со стороны других членов семьи. Такие приёмы помогут вам противостоять этому вездесущему чувству, столь искусно навязываемому со всех сторон.

 

Приведённый ниже диалог взят из упражнений по ролевому тренингу в консультационной группе, которую я веду; в нём молодая девушка (23 года), собирающаяся оставить родительское гнездо, конфликтует по этому поводу со своей матерью (её роль исполняет ещё одна участница группы). Чтобы удержать дочь в доме, мать использует любые мыслимые предлоги, порождающие у девушки чувство вины. Этот диалог явился плодом примерно часового занятия с дочерью по обучению её технике отражения навязывающих вину утверждений матери.

Дочь: Мама, я собираюсь уйти из дома!

Мать: Если ты это сделаешь, у меня будет сердечный приступ; ведь ты же знаешь, как у меня с сердцем и как мне нужна твоя помощь, чтобы принимать лекарства и всё такое.

Дочь: Ты волнуешься о своём здоровье и полагаешь, что не справишься без меня?

Мать: Конечно не справлюсь. Послушай, ведь я хорошо относилась к тебе все эти годы, а сейчас ты так просто уходишь, оставляя меня здесь умирать! Если совершенно не думаешь о своей матери, можешь уходить.

Дочь: По-твоему, если ты помогала мне, когда я была ребёнком, то я в знак благодарности должна всё время оставаться здесь, отказавшись от мысли стать самостоятельной и жить как мне хочется?

Мать (хватается за сердце): Ну вот, начинается приступ тахикардии. Похоже, я вот-вот умру. Ты же просто-напросто убиваешь меня!

Дочь: Ты что-нибудь хотела бы мне сказать на прощание?

В этом диалоге дочь отказывается реагировать на явные возбудители вины, навязываемые матерью. Эта девушка была в доме буквально на положении рабыни, и любые её попытки проявить самостоятельность всегда встречались с порождающими в ней чувство вины монологами. Матери хочется любыми способами добиться того, чтобы дочь по-прежнему находилась у неё в зависимости, была под её контролем, а дочери в этой ситуации остаётся либо научиться новым ответам и реакциям, либо продолжать оставаться невольницей и испытывать ощущение вины до конца жизни. Внимательно проанализируйте ответы дочери. В каждом из них она даёт матери понять, что та сама несёт ответственность за свои чувства. Благодаря использованию оборотов типа «ты чувствуешь» вместо «я чувствую» риск быть обременённой виной тактично сводится к минимуму.

Такова роль чувства вины в нашей культуре – быть удобным инструментом манипулирования другими людьми и предлогом для пустой траты времени. Оборотная сторона медали, именуемая беспокойством, по своим симптомам аналогична вине, но сосредоточивается исключительно на будущем и на всех тех неприятностях, которые могут в нём произойти.

Более пристальный взгляд на беспокойство

Он показывает, что причин для беспокойства нет! Совершенно никаких. Можно, начав хоть прямо сейчас, провести весь остаток жизни в беспокойстве о будущем, но оно не изменится ни на йоту, как бы сильно вы ни переживали. Не надо забывать, что по самому своему определению беспокойство есть состояние бездеятельности в настоящем, обусловленное событиями, которые произойдут либо не произойдут в будущем. Но надо быть внимательным, чтобы не спутать беспокойство с составлением планов на будущее. Если вы заняты планированием и ваши действия в настоящем сулят эффективные достижения в будущем, это вовсе не беспокойство. Ваше поведение будет определяться беспокойством, только когда вы лишаетесь способности действовать в настоящем из-за событий, ожидающихся в будущем.

Стр.30

В нашем обществе беспокойство поощряется в той же мере, что и вина. А начинается все с того же – с отождествления беспокойства и заботливости. Если вы заботитесь о ком-то, сообщение об этом доходит до окружающих и тогда вы просто обязаны беспокоиться об этом человеке. Поэтому то и дело можно слышать фразы вроде «Разумеется, я обеспокоен, ведь это так естественно, если заботишься о ком-то» или «Как же мне не беспокоиться, ведь я люблю тебя». Таким образом, проявляя должную степень беспокойства в должное время, человек якобы доказывает свою любовь.

Беспокойство стало неотъемлемым элементом нашей культуры. Почти каждый из нас изводит чрезмерное количество моментов настоящего на беспокойство о будущем. И всё напрасно! Ни один из этих моментов не способен ничего улучшить. По сути же беспокойство негативно отражается на эффективности текущих действий индивидуума. Более того, беспокойство не имеет ничего общего с любовью, ведь в основе любви лежат взаимоотношения, в которых каждая сторона имеет право быть кем пожелает и не признавать никаких обязательных условий, выдвигаемых другой стороной.

Представьте, что вы перенеслись в 1860 год, как раз накануне Гражданской войны в США. Страна готовится к военным действиям, население Соединённых Штатов составляет около тридцати двух миллионов человек. У каждого из этих тридцати двух миллионов есть сотни причин для беспокойства, и множество времени они проводят в терзаниях перед будущим. Их беспокоит война, цены на продукты, засуха, состояние экономики, словом, все те вещи, о которых все мы беспокоимся и сегодня. В 1975 году, спустя сто пятнадцать лет, все эти заботы отошли в небытие и все тревоги, даже помноженные на тридцать два миллиона, и на самую малость не изменили того, что сегодня стало уже достоянием истории. Это же справедливо и в отношении ваших собственных моментов беспокойства. Разве сейчас, когда земля заселена совершенно новыми людьми, эти ваши мгновения, заполненные тревогой и беспокойством, хоть в чём-то отличаются от тех, прежних? Ни в чём! И разве они, не в пример прежним, могут хоть как-то повлиять на события, вызывающие ваше беспокойство? Тоже не могут. А значит, эту зону следует удалить из сознания, иначе вы по-прежнему будете просто растрачивать драгоценные мгновения настоящего на поведение, не дающее вам абсолютно никакого положительного выхода.

По большей части человек беспокоится о вещах, управлять которыми он не в состоянии. Можно сколь угодно долго изводить себя мыслями о войне, о состоянии экономики или о возможности заболеть, но все эти тревоги не способны ни принести мир, ни дать возможность преуспеть, ни вылечить. Ибо влияние индивидуума на подобные события слишком ничтожно. Более того, катастрофа, так долго занимавшая его мысли, на деле нередко оказывается менее ужасной, чем представлялось.

Как-то мне пришлось в течение семнадцати месяцев проработать с неким Гарольдом, которому было тогда сорок семь лет. Его тревожила перспектива увольнения из-за отсутствия работы и, как следствие, неспособность прокормить семью. Это был человек, который буквально понуждал себя беспокоиться. Он начал терять вес, потерял сон и стал часто болеть. В юридической консультации мы говорили ему о тщетности беспокойства и рекомендовали научиться получать удовольствие от настоящего. Но Гарольда было не сбить с его позиций, он чувствовал, что просто обязан ежедневно волноваться по поводу неотвратимости предстоящей катастрофы. В конце концов, после нескольких месяцев мучительного ожидания, он и в самом деле получил уведомление об увольнении и впервые в жизни стал безработным. В течение трех дней он нашёл новое место, причём платили там больше, да и сама работа приносила ему гораздо большее удовлетворение. Чтобы найти новое место, он задействовал весь свой запас обязательности. Неустанные поиски продолжались недолго. И все его волнения оказались напрасными! Семья не голодала, сам Гарольд не успел пасть духом. Как это часто бывает, бередящие душу видения мрачной перспективы в голове Гарольда не реализовались в кошмарную явь, но, напротив, обернулись к его выгоде. Гарольд из первых рук познал всю тщету беспокойства и начал вырабатывать в себе беззаботное отношение к жизни.

Ральф Шенстайн в мудром эссе на темы беспокойства, опубликованном в «Нью-йоркер», дал такой иронический образ беспокойства.

Что за список! Что-то залежалое и что-то новенькое, что-то космическое и тривиальное одновременно, потому что творческий индивидуум, объятый духом беспокойства, просто не может не смешать в одну кучу древность с прозой будней. Если замороженные криогенным способом человеческие особи когда-либо оживут, должны ли они перерегистрироваться, чтобы иметь право голоса? И если мизинец на ноге человека когда-нибудь отомрёт, не уменьшится ли число голов в ходе игр на чемпионатах Национальной футбольной лиги?

Бывают поистине профессиональные искатели причин для беспокойства. Они создают в своей жизни ненужное напряжение и заботы, вменяя себе в обязанности беспокойства по поводу любого мыслимого вида деятельности. Есть и такие любители, которые озабочены лишь своими личными проблемами. В приведённом ниже списке представлены наиболее типичные ответы на вопрос: «Что вас беспокоит?»

Типичные проявления беспокойства в нашем обществе

Я собрал эти данные в течение одного вечера на своей лекции, опросив около двухсот взрослых, и назвал эту коллекцию «Списком ваших забот». Вы можете пометить в нём свои «точки беспокойства», как раньше помечали «точки вины». Приведённый список не упорядочен ни по частотности, ни по значимости. В скобках приведены предлоги, которыми опрашиваемые оправдывали своё беспокойство.

Список ваших забот

Меня беспокоят…

 

  • Мои дети («Все беспокоятся о своих детях, и я был бы плохим родителем, если бы не беспокоился, разве не так?»).

 

  • Моё здоровье («Если не беспокоиться о своём здоровье, то можно умереть в любую минуту!»).

 

  • Смерть («Никому не хочется умирать. Всех беспокоят мысли о смерти»).

 

  • Моя работа («Если не беспокоиться, можно её потерять»).

 

  • Состояние экономики («Кто-то же должен беспокоиться о ней, если президента, как видно, это вовсе не заботит»).

 

  • Возможность сердечного приступа («Это может случиться с каждым, верно?», «Сердце может отказать в любую минуту»).

 

  • Проблемы безопасности («Если не заботиться о безопасности, то можно очутиться в богадельне или на социальном обеспечении»).

 

  • Счастье моего супруга («Бог свидетель, я не жалею времени, забочусь о нём, лишь бы он был счастлив, а он не ценит этого»).

 

  • Правильно ли я поступаю («Я всегда забочусь, чтобы все было сделано как надо, только тогда я знаю, что всё будет в порядке»).

 

  • Как родить здорового ребёнка, будучи беременной («Любую будущую мать беспокоит этот вопрос»).

 

  • Цены («Ведь должен же кто-то беспокоиться об этом, иначе они подскочат до небес»).

 

  • Авария («Я постоянно боюсь, что мой супруг или дети попадут в аварию. Это вполне естественное беспокойство, вы не находите?»).

Стр.31

  • Мнение окружающих («Меня беспокоит, а вдруг мои друзья перестанут меня любить»).

 

  • Мой вес («Кому охота быть толстым, вот я и беспокоюсь, как бы опять не набрать вес, который сбросил»).

 

  • Проблема денег («Наверное, мы никогда не будем иметь их в достатке, и меня заботит, как бы в один прекрасный день нам не разориться и не очутиться на пособии»).

 

  • Мой разваливающийся автомобиль («Это старый драндулет, а я гоняю на нём по скоростной магистрали, ну и, понятно, меня заботит и его состояние, и возможные последствия того, что он и в самом деле может рассыпаться»).

 

  • Мои счета («Проблема уплаты по счетам заботит всех. А ежели кого не заботит, так это как-то не по-людски»).

 

  • Смерть моих родителей («Не знаю, что я буду делать, если они умрут, это безумно беспокоит меня. Я боюсь остаться одна, думаю, мне не справиться»).

 

  • Как попасть в рай или «А что, если Бога нет?» («Мне невыносима даже сама мысль, что там может не оказаться ничего»).

 

  • Погода («Я планирую всякие дела вроде пикника, а тут вдруг пойдёт дождь. Когда я собираюсь покататься на лыжах, меня беспокоит, не растает ли снег»).

 

  • Старость («Никто не хочет стареть, и не надо рассказывать мне сказок, эта проблема беспокоит всех». «Не знаю, что буду делать, когда уйду на пенсию, меня эта мысль просто угнетает»).

 

  • Путешествия самолётом («Вы же слышали, все эти самолёты то и дело разбиваются»).

 

  • Девственность моей дочери («Любой отец, если он любит свою дочь, беспокоится, как бы кто не сделал ей больно или не обидел»).

 

  • Выступление перед аудиторией («Я прямо деревенею, когда оказываюсь перед толпой, и безумно волнуюсь, пока всё не закончится»).

 

  • Если моя половина не звонит («По мне, это нормально – волноваться, когда не знаешь, где тот, кого любишь, и не попал ли он в беду»).

 

  • Выход в город («Кто знает, что может случиться в этих джунглях!» «Меня всегда тревожит, найду ли я место, где поставить автомобиль»). И, возможно, самая невротическая из всех причин…

 

  • Отсутствие причин для беспокойства («Я просто места себе не нахожу, когда всё идёт вроде как надо, меня беспокоит, что я не знаю, что может произойти в следующий момент»).

 

Итак, перед вами целая коллекция проблем, составляющих предмет беспокойства людей нашей культуры. Вы можете пометить те, которые, на ваш взгляд, наиболее созвучны с вашими собственными, и сосчитать, сколько таких набралось. Но какую бы сумму вы ни получили, итог по-прежнему будет нулевым. Следующий абзац может служить иллюстрацией степени озабоченности в нашем мире. Материал взят из опубликованного в «Ньюсдей» (3 мая 1975 года) очерка, посвящённого проблеме страхования от небрежного лечения.

Двое представителей совета больницы Нассау-Саффолк предупредили вчера, что те, кто обеспокоен проблемами, к которым может привести кризис системы страхования от небрежного лечения, – такими как полное прекращение врачами лечения пациентов или обслуживание только неотложные случаев, – проявляют не слишком-то большую озабоченность.

Здесь прямо звучит призыв проявлять больше беспокойства из-за какой-то проблемы. Как вообще могла случиться подобная история? Причина в том, что наша культура сфокусирована на развитии беспокойства, а не на побуждении к действию. В результате подспудно внушается мысль, что если бы все, кого это касается, обеспокоились чуть больше, глядишь, проблема исчезла бы сама собой.

Чтобы избавиться от беспокойства, необходимо понять стоящую за ним причину. Если человек большую часть времени пребывает в состоянии беспокойства, это состояние наверняка имеет множество корней в прошлом. Но чего он добивается в итоге чрезмерной озабоченности? Расплата аналогична связанной с увлеченностью чувством вины, ибо как беспокойство, так и вина представляют собой вредные для самого человека формы поведения, различающиеся лишь направленностью во времени. Вина сосредоточена на прошлом; беспокойство же обращено в будущее.

Психологические последствия беспокойства

Беспокойство проявляется в настоящем. А значит, растрачивая жизнь на тревожные размышления о дне завтрашнем, человек уходит от действительности и всего того, с чем она связана. Например, лето 1974-го я проводил в городе Карамурселе, Турция, где преподавал и писал книгу по психологическому консультированию. Моя семнадцатилетняя дочь осталась с матерью в Соединённых Штатах. Хотя мне нравится писать, я считаю это занятие чрезвычайно утомительным, требующим уединения и суровой самодисциплины. Обычно я садился за пишущую машинку с заправленным листом бумаги и установленными полями и внезапно уносился мыслями домой, к малышке Трейси-Линн. Что, если она в этот момент выезжает на велосипеде на улицу и не глядит по сторонам? А если девочка сейчас в бассейне, присматривает ли за ней кто-нибудь, а то она уж слишком беспечна. Я даже не замечаю, как в тревожных размышлениях проходит целый час. Конечно, все это было напрасно. Впрочем, напрасно ли? Ведь пока я тратил мгновения настоящего на беспокойство, мне не нужно было трудиться над книгой. Действительно, чем не грандиозный итог!

Используя свою обеспокоенность как предлог для бездействия, можно увильнуть от необходимости идти на риск. Как поступает человек, целиком отдавшийся своему беспокойству? «У меня все валится из рук, я очень тревожусь о…» Такова обычная в подобных случаях жалоба, и эта жалоба приносит свои плоды, разрешая застыть в неподвижности и избежать риска активных действий.

Прикрываясь беспокойством, можно приобрести репутацию заботливого человека. Ваше беспокойство показывает, что вы хороший родитель, хороший супруг или кто-то еще. Великолепный результат, хотя ему недостает логики и здравого смысла.

Беспокойство может служить удобным оправданием поведения, наносящего вред самому его носителю. Если у человека лишний вес, он наверняка ест больше, когда чем-то озабочен, следовательно, у него есть прекрасный повод подольше пребывать в обеспокоенном состоянии. Точно так же курильщик, занятый тревожными мыслями, курит чаще, а потому может использовать беспокойство, чтобы избежать необходимости бросить курить. Подобная система невротических вознаграждений применима и к другим сферам, таким как супружество, деньги, здоровье и тому подобное. Беспокойство помогает избегать жизненных перемен. Проще волноваться из-за болей в груди, чем нарываться на риск узнать горькую правду, после чего быть вынужденным поступить честно в отношении самого себя.

Пребывание в состоянии беспокойства препятствует нормальной жизни. Озабоченный чем-то человек засиживается без дела, уйдя в свои мысли, тогда как человеку деятельному приходится постоянно быть на ногах. Беспокойство – это хитроумное средство, позволяющее оставаться в бездействии, что, разумеется, гораздо проще, пусть даже и менее прибыльно, нежели быть активным человеком, причастным к происходящему вокруг.

Последствиями излишней обеспокоенности могут быть язва желудка, повышенное давление, судороги, головные боли от чрезмерного напряжения, боли в спине и прочие недуги. Хотя их, возможно, и нельзя назвать подарками, тем не менее благодаря им вечно озабоченному индивидууму достаётся больше внимания со стороны окружающих, да и сам он может оправдывать ими чрезмерную жалость к собственной персоне. Именно поэтому некоторые предпочитают быть не субъектами, а объектами сочувствия.

Стр.32

Теперь, после ознакомления с механизмом психологической поддержки чувства беспокойства, можно приступать к разработке стратегических программ, направленных на ликвидацию докучливых вирусов беспокойства, кишащих в этой зоне ошибок.

Ряд стратегий избавления от беспокойства

  • Попробуйте смотреть на мгновения настоящего как на время, отведённое вам для жизни, а не для каких-то мучительных размышлений о будущем. Поймав себя на тревожных мыслях, задайте вопрос: «Чего я избегаю сейчас, тратя это мгновение на беспокойство?» А затем энергично принимайтесь за занятие, от которого пытались уклониться, каким бы неприятным оно ни было. Лучшее противоядие от беспокойства – это действие. Один из моих клиентов, в прошлом имевший склонность к беспокойству, поведал мне о своей недавней победе над ним. Проводя отпуск в доме отдыха, он как-то вечером зашел в сауну. И там встретил человека, который не знал буквально ни минуты покоя от своих забот. Этот человек был неистощим в изобретении проблем, из-за которых моему клиенту следовало бы побеспокоиться. Упомянул он и рынок ценных бумаг, заметив при этом, что за кратковременные колебания их курса можно не волноваться. Но в ближайшие шесть месяцев рынку грозит форменный крах, и вот им-то следует озаботиться по-настоящему. Мой клиент заверил его, что принял к сведению всё, о чём нужно побеспокоиться, и удалился. Примерно с час он поиграл в теннис, затем с удовольствием погонял с подростками футбольный мяч, поучаствовал с женой в турнире по настольному теннису, которым оба они остались несказанно довольны, и спустя три часа вернулся в сауну принять душ. Его охваченный дурными предчувствиями приятель, который так никуда и не уходил, вновь принялся выискивать все новые причины для тревоги. Между тем эти три часа мой клиент прожил радостной, захватывающей жизнью, а тот человек провёл их в тревожном ожидании неприятностей. И время препровождение обоих мужчин, сколь бы сильно оно ни разнилось, не возымело никакого действия на положение дел на рынке ценных бумаг!

 

  • Осознайте всю абсурдность беспокойства. Неустанно спрашивайте себя: «Может ли хоть что-то измениться в результате моих тревог?»

 

  • Делайте свои «периоды беспокойства» все более краткими. Отведите под эти периоды по десять минут утром и вечером. Используйте это время, чтобы поразмышлять обо всех потенциальных бедствиях, которые могут обрушиться на вас на данном временном отрезке. Затем, пустив в ход умение управлять собственными мыслями, отложите все тревоги, относящиеся к более отдаленному будущему, до наступления следующего «периода беспокойства». Вскоре вам станет очевидной нелепость траты даже коротких отрезков времени столь расточительным образом, и в конечном итоге зона беспокойства будет полностью вытеснена из вашего сознания.

 

  • Составьте список причин, вызывавших у вас беспокойство вчера, на минувшей неделе и даже в прошлом году. Посмотрите, принесла ли вам вся эта озабоченность хоть какую-то пользу. Тревоги ни в чём не способствуют изменению будущего. Да и ожидаемая катастрофа, когда она в конце концов разражается, нередко оказывается ничтожной по своим последствиям, а то и вовсе оборачивается благом.

 

  • Просто беспокойтесь! Когда вас охватит искушение попереживать, проверьте, заслуживает ли это чувство того, чтобы его демонстрировать. Для этого остановитесь и обратитесь к кому-нибудь со словами: «Понаблюдайте за мной – сейчас я начну беспокоиться». Человек начнет недоумевать, ведь вы, скорее всего, даже не представляете, как продемонстрировать то, что вы умеете делаете так часто и с таким успехом.

 

  • Задайте себе помогающий унять тревогу вопрос: «Что самое худшее может случиться со мной (или с теми, о ком я думаю) и какова вероятность, что это действительно произойдёт?» Так вы откроете для себя всю абсурдность беспокойства.

 

  • Намеренно решитесь действовать так, чтобы это противоречило свойственным вам областям беспокойства. Скажем, если вы усердно откладываете деньги на будущее, непрестанно терзаясь мыслью, как бы завтра не остаться без гроша в кармане, начните тратить деньги уже сегодня. Уподобьтесь богатому дядюшке, оставившему такое завещание: «Будучи в здравом уме, я истратил все свои деньги, пока был жив».

 

  • Попробуйте противопоставить обуревающим вас страхам конструктивные мысли и поступки. Недавно одна моя приятельница провела неделю на острове у побережья Коннектикута. Этой женщине нравилось совершать длительные прогулки, но вскоре выяснилось, что остров населяет громадная стая бродячих собак. Она решила побороть беспокойство и страх быть укушенной, а то и растерзанной на куски. Моя приятельница стала ходить с камнем в руке (для страховки), решив не выказывать и тени страха при приближении собак. Она даже не замедлила шаг, когда псы залаяли и бросились ей навстречу. Если собак встречают «в лицо», не пускаясь в бегство, они, как правило, не отваживаются нападать и обходят вас стороной. Я ни в коей мере не оправдываю безрассудное поведение, но считаю, что умение отважно взглянуть страху в глаза является наиболее эффективным способом избавления от него.

 

Итак, мы рассказали о некоторых способах борьбы с тревогами. Но наиболее эффективным оружием в этом деле является ваша решимость искоренить эти пагубные невротические привычки.

Заключительные мысли о беспокойстве и чувстве вины

Ключевым моментом в понимании вопросов, связанных с обеспокоенностью и чувством вины, должна стать необходимость осознания важности настоящего момента. Учитесь жить сейчас, а не растрачивайте жизненные силы в переживаниях о прошлом или будущем. Для жизни вам отведено только сегодня, так не отравляйте же его пустыми тревогами о том, что было или, может быть, будет.

Вопрос о жизни в настоящем затрагивал и Льюис Кэрролл в «Алисе в Зазеркалье».

– Вот моё правило: бывает варенье завтра и варенье вчера… но никогда варенье сегодня.

– Но когда-то должно наступать и «варенье сегодня», – возразила Алиса.

А как обстоят дела с этим у вас? Есть ли «варенье на сегодня»? Ведь сегодня должно когда-то наступить, так почему бы не прямо сейчас?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх