На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты выдвигают версии о том, зачем Нетаньяху отдавал приказ атаковать консульство Ирана, зная о высокой вероятнос...Провал ЦАХАЛа
  • Юрий Ильинов
    The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Варианты ответа Израиля варьируются от нане...Провокация века: ...
  • Юрий Ильинов
    Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал соотечест...#Аудионовинка|Там...

Книга Силы. Исполнение желаний 2 (3)

Книга Силы. Исполнение желаний.

Избегатель

Пример договора: Если я никого не трогаю, то и меня никто не должен трогать. Если я ничего не хочу, то, соответственно, не могу потерпеть поражение, испытать боль и разочарование.

Примеры надо: надо стараться быть независимым и самодостаточным, ни в чем не нуждаться.

Не нашёл какого-либо приемлемого баланса между стремлением к людям и против людей. В качестве снижения интенсивности конфликта и защиты себя выбрал способ максимально отгородиться от контактов с окружением, которое привносит проблемы и напряжение. Он стремится к свободе, иметь какой-то уголок, где он мог бы быть самим собой, где никто не навязывает свою волю. Его мало волнуют какие-либо достижения, титулы (нередко это просто сильно подавлено).

Избегатель старается максимально, насколько это возможно, сократить контакты и взаимообмен с социумом, быть самодостаточным. Ради свободы и спокойствия он готов снизить уровень своих притязаний и подавить желания. Все его желания приглушаются, что снижает интенсивность внутренних конфликтов, разочарований, страданий, но и радостей тоже, жизнь становится пресной. В своём уголке, у него может быть какая-то отрада, которой он с удовольствием занимается ради себя. Частным следствием могут быть проблемы с деньгами, т.к. деньги – это некий эквивалент полезности для социума, а этот человек старается максимально снизить обмен (в идеале, обмен делает богаче обе стороны, т.к. каждая сторона передаёт менее необходимые излишки чего-то, а взамен получает нечто более ценное для себя). Нередко проплывают мысли вроде: «Уеду подальше из города, построю домик и буду там жить», «Хочу в деревню, в монастырь». Иногда внутреннее желание бросить работу, т.к. она может порождать множество трений с людьми, а также, тесные рамки, внешнее управление, тяжело переносимые обязательства перед другими, которые воспринимаются как принуждение и посягательство на свободу.

Когда его о чем-либо просят, может тихо и быстро сделать, но не ради похвалы или потому что человек понравился, не из желания произвести впечатление, а чтобы побыстрее отстали от него.

Избегатель, если работает, то больше склонен к такой работе, где он предоставлен сам себе, где мало взаимодействий с людьми (в плане управления, выяснения отношений, трений), где он сам себе хозяин, например фриланс, программирование, возможно, какое-либо врачевание, взаимодействие с животными, предметами или техникой. Есть уход из социума, когда человеку он становится не интересен, когда свой потенциал в его рамках реализован, а есть путь Избегателя – у него есть и желания, и места, которые необходимо проработать, но человек старается от них увильнуть, уйти, подавить, сделать вид, что социум с его благами и стремлениями никак не прельщает. Человек может убежать и спрятаться в книги, фильмы, в какие-либо религии или секты (где, например, может быть хорошее отношение к пришедшим – никак не напрягают, а также говорят о том, что человек особенный, что нередко подпитывает внутренние подавленные стремления – к любви и доминированию), туда, где, как ему кажется, его никто не будет трогать. Внешние же обстоятельства могут складываться так, что он периодически встречается с тем, на что ему необходимо обратить внимание, регулярно сталкивается со своими недоработками, проблемами, которые приходят извне (в виде жены, особенностей начальника, счетов, которые необходимо оплачивать и т.д.) и подталкивают что-то переосмыслить в себе, измениться, вынимают из защитной скорлупы, которую он себе построил.

Какая-либо активность, расширение, деятельность тяготит. Другие, вышеперечисленные фигуры, как правило человека толкают на какие-либо действия, активность, ненасытные жгучие стремления, а здесь идёт полное подавление всех импульсов, громкость хорошего и плохого в жизни стремится к нулю. Готов пожертвовать качеством реализации своих потребностей ради спокойствия (варёная лапша для него лучше, чем ужин в ресторане, если ради последнего необходимо приложить усилия). Он может уйти от мира в безконечные просмотры фильмов и сериалов, продолжительные пребывания в постели, игры и сёрфинг в социальных сетях. Желание чтобы от него отстали. Старается идти той дорогой, которая меньше всего напрягает, не сильно задумываясь о том, к чему она приведёт.

Одно из следствий его подавлений желаний и самоограничений является то, что постепенно мирок, в котором он обитает, может начать сокращаться, в нём становится пресно, тускло, а потом и душно. Человек не расцветает и раскрывается, а угасает, костенеет и застревает в небольшом пространстве.

Хочется стать кошкой и пролежать на подоконнике под лучами солнца до конца жизни, чтобы никто не приставал и ни о чём не безпокоясь.

Последствия

Создание и отождествление с идеальным образом себя – одна из причин проявления гордыни. Каждая стратегия, каждая фигура гордынится по-своему. В предыдущем предложении сознательно написал в такой форме, т.к. гордость иногда воспринимается в положительном ключе. Я бы дал гордости следующее определение. Гордость – это ощущение себя, принятие себя, позволение быть как себе, так и всему другому, любовь и уважение к себе, без относительно других, без каких-либо условий, не сравнивая, не принижая и не возвеличивая кого-либо, связь. Это ощущение Я. В гордыне есть некая констатация, разграничение того кем я являюсь и кем не являюсь, что мне положено делать, а что – нет, фиксация, ограничение спектра своих проявлений, рамки, сравнение. Это может порождать конфликт с потоком жизни.

Некоторые способы, которыми человек старается (или лучше сказать, к которым вынужден прибегать, несвободен) восстановить раненую гордыню, снизить силу ударов по ней:

  • Желание мести тому, кто, как кажется человеку, унизил его. Человек хочет унизить своего обидчика, а сам – возвыситься на его фоне. Он лелеет коварные планы отмщения, живёт ими, они становятся источником его деяний. Месть может направляться не только на фактического обидчика, но и на других людей, которые, вероятно, никакого отношения к обидным событиям не имели (или имели, но очень косвенно, например, человек тем, что просто достиг какого-либо успеха, делает больно невротику, хотя, возможно он даже не знает этого невротика или не задумывается о нём). Восстановление своего величия за счет свержения и унижения другого. Невротик может сильно критиковать других за малейшие оплошности, выискивать недостатки, высмеивать и упиваться неудачами людей. Чем более посрамлён другой, тем лучше себя чувствует невротик. Также это временно помогает облегчить страдания от собственной нереализованности, которая сильно кусает человека. Он может подойти и начать ковырять ранку, увеличить в размерах, чтобы как следует насытиться истекающей энергией. Месть – одна из основных составляющих погони за славой. Частным случаем может быть склонность к различным спорам («ради рождения истины»), основная цель которых победить и принизить противника. Какой-либо авторитет или дело, в которое вложено много энергии может быть хорошим лакомством для критика. Во-первых, во время спора, он стягивает энергию с другого (как, минимум, фокусирует на себе внимание того с кем спорит, а, зачастую и группы людей), во-вторых, в случае победы, срывает большой куш.
  • Избегание областей, которые могут угрожать гордыне. Человек по своему прежнему опыту знает, что некоторые мероприятия, встречи и деятельность могут серьёзно ударить по его гордыне. Он их сознательно, либо безсознательно старается обходить, не попадать в неблагоприятные ситуации. Для себя и других он часто придумывает какие-либо логичные красивые правдоподобные объяснения. Честно признаться почему не идёт на какое-то мероприятие или не делает что-либо он не может, т.к. это будет сильным ударом для его гордыни.
  • Потеря интереса, безразличие к ситуациям или людям, которые ранили гордыню (например, к девушке, которая отказала или к спорту, где не удаётся одерживать верх), или там, где не удаётся добиться быстрого потрясающего результата, где человек не самый-самый. Могут серьёзно снизить свою планку и заняться тем, в чем они точно не потерпят поражение, но что значительно ниже их возможностей. В особо серьёзном случае, человек подавляет все свои желания (и на поверхностном уровне не знает чего хочет), т.к. путь к их реализации небезопасен и может обернуться ударами по гордыне, проявить то, на что не хочется смотреть.
  • Человек может заранее сдаваться, не стараться – гордыня не так сильно травмируется, это даёт ему иллюзию контроля над ситуацией, а также возможность отвертеться, считать для себя и объяснять другим, что если бы он в полную силу работал, то он бы обязательно преуспел.
  • Вытеснение ситуаций, которые бьют по гордыне. Ложь, различные способы оправдания, снятие с себя и перекладывание на других людей и обстоятельства ответственности за произошедшее. Важный момент – отговорки не смягчают вину, а полностью сглаживают произошедшее, человек считает себя чистым. Какие-либо неидеальности со стороны других людей – также полностью оправдывают человека и его действия.
  • Уход в воображения, где человек наказывает обидчиков, расправляется с недругами, имеет большие возможности, признание и почёт.
  • Юмор. Благодаря юмору, идёт профанация событий и энергий, которые не воспринимаются во всей глубине, внимание смещается в другую область.

В угоду идеальному образу, постепенно реальные чувства и желания заменяются тем, что человеку надо чувствовать и желать. Доминирующая стратегия может подталкивать человека к тем или иным поступкам, независимо от того хочет он этого или нет – он должен. Всюду появляются жёсткие барьеры, которые ограничивают, не дают пройти, колются и приводят к внутренним мощным бессознательным реакциям-вспышкам, которыми тяжело управлять (например, человеком овладевает страх, невыносимо хочется убежать из какой-то ситуации, сами собой происходят действия, которых человек до этого не планировал, саботируются планы). С каждым разом человек всё дальше отходит от истинного себя в сторону вымышленного образа. Растёт количество внутренних запретов, когда человек искренне хочет что-то сделать, но нечто мешает ему. Например, ему сказали или сделали что-то хорошее, он хочет отблагодарить, обнять, но не может, ему нельзя быть мягким, нельзя раскрыться, нельзя показать свою «слабость».

Пример «Просьба»

Человека о чём-то просят. В это время активизируется несколько сторон его личности. Первая сторона говорит о том, что он должен всем угождать и потому необходимо немедленно всё бросить, взяться и «с удовольствием» выполнить то, о чём просят. Другая сторона требует мести и хочет возвеличиться, соответственно, это можно сделать через фрустрацию просящего, можно на него как-то надавить, принизить, уколоть в уязвимое место. Или можно некоторое время отказывать, подталкивать человека к тому, чтобы он начал упрашивать (в этот момент просящий становится всё ниже, а тот, кого просят, – всё выше), а потом, насытившись, «снисходительно» и «великодушно» помочь. Третья часть может сказать, что необходимо показать себя, возникает потребность покрасоваться перед просящим, щегольнуть, сыграть на публику, блеснуть. Здесь ключевой момент в том, что всё, что выше проявилось, – это жёсткие предписания того, как надо поступить: человек не задумывается о своих желаниях, не чувствует что внутри хочет (даже не задаёт себе вопрос об этом), а выбирает из нескольких надо. Потом, в случае выбора какого-либо решения, которое противоречит другим, придумывает как обойти другие требования, не заметить их, подтасовывает.

Есть большое количество рекомендаций вроде: «надо принимать», «надо любить» и т.д., а также, как правильно это делать. Они в чём-то хороши, но достаточно сложно «любить» и «принимать», пока внутренний конфликт не решён, а первый шаг на пути к нему – его обнаружить и научиться видеть, не подавлять и сразу забывать (этому могут помочь внешние наблюдатели, которые подскажут основные черты поведения человека, а также паттерны, которые можно уловить в книгах, как в художественных, так и психологических, а потом их у себя постепенно замечать). У человека несколько сторон, которые могут подталкивать его в разных направлениях. Если он, например, сегодня через силу «полюбил» кого-то, т.е. подавил стремление одной части в угоду другой, то завтра, возможно, его качнёт в противоположную сторону. Либо, если одна из сторон регулярно подавляется, то она будет проявлять себя всё настойчивей и покажется в виде какого-либо более явного и грубого симптома. В рамках вышеописанных фигур, например, Мститель и Смиренный могут мешать любить и принимать. Мстителю нельзя любить, а Смиренный может выглядеть хоть внешне и принимающим, и любящим, но на внутреннем уровне может иметь претензии и требования.

Пример «Желаю всего хорошего»

Есть настоящие чувства внутри, а есть формальная вежливость, «красивое поведение». Человек не осознаёт своих истинных чувств, а «чувствует» то, что должен чувствовать в соответствии с идеальным образом себя. Он говорит, что любит и желает всего хорошего (или «рад познакомиться»), а на самом деле ничего подобного не чувствует, слова идут пустые, без энергии, либо к ним примешивается какая-то другая энергия, например, высокомерие или торжествующая мстительность. Можно дать себе установку стараться как можно меньше лицемерить, говорить на автомате, то что «должен», – хотя бы просто молчать, когда возникает желание сказать откровенную ложь, осознавать такие моменты (пусть даже и после того, как было сказано). Если в какой-то раз не получилось, то настойчиво и без вредных самобичеваний и упрёков, продолжать, стараться в следующий раз воплотить установку лучше, тренироваться. Далее, постепенно выводить в сознание то, что стоит за стремлением сказать ложь, проявить лицемерие, выявлять мотивацию. Перед тем, как что-то сказать, мотивация иногда вспыхивает, показывается, а потом, если она каким-либо образом нежелательна, гонима, осуждаема – исчезает, растворяется, вместо неё может придумываться какое-то одобряемое объяснение, а человек потом сам верит в муляж, убеждён в том, что выдумка является истиной.

Соответствовать жёстким предписаниям периодически не удаётся, поэтому человек склонен прибегать к помощи психологических защит для скрывания расхождения между идеальным образом себя и реальной мотивацией и поступком, выставлять события таким образом, чтобы они соответствовали образу (не струсил, а проявил разумную осторожность). Иначе может возникнуть мощная агрессия, направленная против самого себя. Идеальный образ себя – один из источников, увеличивающих самоедство и внутреннюю ложь, т.к. ему нельзя соответствовать, и потому приходится периодически скрывать нежелательное.

Пример «Стриптиз»

Как-то раз, на культурно-развлекательном мероприятии, ведущий попросил выйти из зала несколько смелых молодых людей. Один молодой человек внутри у себя представил, как он сейчас выйдет на сцену и всех «сделает». Он же умный, сильный, ловкий, спортсмен – никто не устоит! Когда вышел на сцену, ведущий сказал, что это конкурс на лучший мужской шуточный стриптиз. Молодой человек такой темы конкурса на данном мероприятии совсем не ожидал. Это был полный провал для него: не смог и с места сдвинуться, хотя другие участники достаточно легко и раскованно вытворяли различные выкрутасы. Он чувствовал себя ужасно в эти долгие мгновения. В зале ещё находились его друзья. Он не помнит о том, как оказался снова в кресле: дождался ли на сцене окончания конкурса или ушёл с позором в самый разгар представления. Это был очень большой шок для него, он чувствовал сильное унижение и презрение к себе. Потом молодой человек ещё себя внутри очень сильно терзал, занимался самобичеванием, критиковал, надсмехался над собой и своим поведением, злорадствовал по поводу полного провала. Эти воспоминания из-за своей травматичности были жёстко вытеснены и забыты, как будто их и не было. Всплыли на поверхность только спустя несколько лет во время анализа.

Так как у человека имеется множество запретов и «надо», которые предписывают, каким он должен быть, а также мощные вспышки саморепрессий, которыми он старается приучить себя к тому как надо, субличности прячутся, не говорят, кто действует на самом деле. Осознавать и видеть то, что происходит, очень болезненно и опасно. В результате, субличность, для того чтобы проявить себя, может повесить себе приемлемый фасад-название, например, вместо «Разъярённый» – «Строгий» или «Справедливый». Другой способ – субличность вообще не называет себя, не говорит даже поверхностно о своей мотивации, а внутри как бы внушает человеку, чтобы он не задумывался об этом, просто действовал, возникает некоторое, порой достаточно мощное, сопротивление на то, чтобы человек хоть как-то «со стороны» (т.е. например, глазами другой субличности) посмотрел на то, что он сейчас делает, человека просто тащит. При необходимости, потом также заметаются следы. В итоге происходит и делается совсем не то, что и как себе человек представляет. Есть реальное поведение и мысли, а есть некий искусственный ложный, рафинированный, хороший образ, который очень близок к Идеальному Образу Себя.

Агрессия и презрение, которые человек испытывает к себе в случае, когда он не выполнил предписанное идеальным образом, для снижения интенсивности, могут быть экстериоризированы – он может их чувствовать изходящими извне, а также переносить и выплёскивать на других своё раздражение, перекладывать на них ответственность и обвинять за то, что не смог сделать сам.

Пример «Dota 2»

Dota 2 – игра, в которой 2 команды по 5 человек сражаются друг с другом. Часто бывает так, что игрок допускает какую-то серьёзную ошибку и в результате проигрывает поединок. Не выдерживая боль от поражения, он начинает обвинять в этом свою команду или кого-то из игроков, как-либо осуждать их, высмеивать, сквернословить, выискивать недостатки. Весь внутренний яд изливается на других.

Появляется замкнутый круг: искусственные приёмы порождают следствия, которые приводят к разрастанию искусственного в человеке, к ещё большей лжи. Идеальный образ себя породил множество «надо», которые недостижимы и противоречивы между собой. Нарастающая разница между реальным состоянием и идеальным образом, в случае обнаружения, чревата серьёзными потрясениями, грозит разрушить весь этот карточный домик, заставляет человека ещё сильнее закрывать глаза, отстаивать и защищать идеальный образ при помощи психологических защит, сильнее держаться за выбранную стратегию. Но условия договора, как правило, не реализуются.

Несмотря на «существующую» сделку, мир далеко не всегда реагирует на лицемерие и притворство так, как ожидает человек. Тому есть причины. Как минимум, в человеке много искусственного, из-за лжи он не видит себя таким, каков он есть на самом деле. Чтобы быть добрым, необходимо пройти большой путь, проработать себя, чтобы это было естественно, а не подгонять своё поведение под некоторый красивый образ доброго человека. Одним усилием воли получается только подавление, а то, что есть в человеке, так или иначе прорывается со временем наружу. Другая причина: если присмотреться, то требования, как правило, непомерны. У людей, так или иначе, возникают какие-то сложности, т.к. рост – это выход за прежние рамки, встреча с чем-то неизвестным, изменчивость. Человек же своим договором хочет зафиксировать мир, ограничить и поставить под свой контроль, сделать управляемым.

Сделка также накладывает определённые ограничения на действия других людей и ситуации, «обязует» их поступать и обращаться с человеком определённым образом. Если реальность не совпадает с ожиданиями, тем, как «должно быть», то это порождает конфликт и предъявление претензий (как явных, так и скрытых). Источники конфликта, как правило, не осознаются. Человек не видит своих требований и насколько они адекватны, а потому существенно снижается вероятность решения конфликта (другая сторона также, вероятно, имеет невротические черты, что может усиливать остроту разногласий). В некотором роде, этика и правила поведения – это способы, которыми общество старается снизить трение и конфликты, возникающие из-за наличия у людей невротических черт, смягчить соударения защитных буферов (например, один человек сделал какую-то глупость и на скорую руку придумывает ложь-оправдание, чтобы «сохранить лицо», а другие люди, хотя и знают, и видят эту ложь, подыгрывают, что верят в неё).

Пример «Друзья»

В сериале «Друзья» есть эпизод, где они представляют, что бы было с их жизнью, если бы не произошли некоторые ключевые события. Там есть сцена, в которой случайно встречаются бывшие знакомые Росс и Рейчел около газетного лотка. Росс в это время покупал журнал с порнографией, т.к. давно не было секса с его женой. Во время разговора он успел его свернуть так, чтобы Рейчел не заметила обложку. Пара обменялась стандартными вопросами о том как дела, а также ответами, что всё замечательно. Когда они отошли от прилавка, Рейчел спохватилась, не будет ли Росс платить за журнал, нечаянно раскрыла и увидела содержание, что было для неё шоком. Росс начал отшучиваться и сказал, что журнал попросил купить подросток, подошёл к прилавку и небрежно его вернул. Уходя вместе с Россом от лотка, Рейчел напомнила вернуть деньги подростку. Росс опомнился и отдал незнакомому парню свои деньги.

Подобные ситуации в различных вариациях в обычной жизни встречаются довольно часто. Человек, захваченный врасплох, как правило, привык машинально врать, придумывать какую-то историю-объяснение, чтобы не потерять лицо. Потом он вынужден следовать этой легенде. Шаг за шагом получается большое нагромождение. Т.к. легенда искусственна, придумывается только для прикрытия, то человек преследует не те цели, что декларирует, а потому его поступки могут быть неполными и противоречивыми (если бы Росс действительно покупал журнал для подростка, то, вероятно, он бы не забыл отдать ему деньги).

Муляж нужен только для прикрытия, человек преследует не те цели, что декларирует, и потому часто совершает полудействия, необходимые только для минимального поддержания вранья. Они могут отличаться от того, что и как делал бы человек, действительно обладающий той мотивацией, что говорит. Выдавать могут различные несогласованные знаки в его поведении, словах, позе и т.д., а также ощущение диссонанса, которое тяжело бывает выразить словами (часто наблюдатель просто чувствует, что «что-то здесь не то», но объяснить, что именно, не может. Ему становится понятно только спустя некоторое время). Помимо сотворения легенды, человек часто врёт себе, что другие ничего не поняли. Это помогает ему сбросить напряжение, он спасается от мучений и самобичеваний, внутренней агрессии за несоответствие образу. Ключевой момент в этом эпизоде заключается в том, что Росс вынужден был всё это придумать, он не мог поступить иначе, он несвободен.

Первым важным шагом в работе над собой было бы научиться замечать такие моменты машинальной лжи (но не бичевать себя за них), не стараться проскочить, побыстрее забыть. Дальше можно постепенно прослеживать, вспоминать и осознавать что происходило, обнаруживать места, в которых сильно колется, где начинаются безсознательные реакции с целью убежать из ситуации, не увидеть чего-то важного. В болезненной зоне человека начинает лихорадить, ему тяжело совладать с собой, безсознательно и безконтрольно проявляются различные сигналы. Фокусирование внимания на ситуации, а также паттернах и механизмах реагирования человека, которые он где-то почерпнул, могут подтолкнуть его к более полному пониманию себя, немного осветлят темные дебри внутреннего мира.

Когда распутываются некоторые внутренние узелки, блоки уходят, и человека больше не корёжит, не подталкивает мощно и безсознательно к каким-либо машинальным реакциям. Там, где раньше был невидимый барьер, о который он регулярно ударялся и не мог пройти, ничего больше не мешает движению – человек, например, спокойно, без внутреннего перенапряжения, без волевого насилия над собой, может просить о чём-либо, признаться, что совершил ошибку, свободно отстаивать свои интересы и не действует в угоду «а что обо мне люди подумают». Его не ранят какие-то слова и ситуации не потому, что он отгородился большим панцирем, наоборот – он открыт, подвижен и чувствителен, но этим словам не за что зацепиться: растворилась часть искусственного образа, спали оковы, нет необходимости соответствовать некоторому предписанию, нет потребности в маске, которая бы что-то скрывала.

Картина дня

наверх