Стр.32
Глава VI
Открываем неведомое
В укрытии нуждается лишь тот, кто находится в опасности.
Очень многие люди во главу угла ставят свою безопасность – они отвергают неизвестное ради того, чтобы всегда знать, куда идти и какой их ждёт результат. Система образования в нашем обществе изначально воспитывает осторожность в ущерб любознательности, а стремление к безопасности ставится выше жажды приключений.
Нас учат избегать неоднозначных ситуаций, делать лишь то, что мы умеем, учат не забираться в дебри неизвестного. Подобные установки создают в дальнейшем психологические барьеры на пути нашей самореализации как личностей и мешают находить счастье в каждом дарованном нам мгновении.Альберт Эйнштейн, посвятивший жизнь изучению неведомого, высказал свои мысли по этому поводу в своей статье «Во что я верю» («Форум», октябрь 1930 года):
Самое прекрасное из всего, что дано пережить человеку, – это тайна. Именно она по-настоящему питает и искусство, и науку.
Стр.33
Он мог также сказать, что тайна является источником совершенства и интереса к жизни.
Но очень многие из нас отождествляют неизвестное с опасностью. Цель жизни часто видится в полной определенности, в том, чтобы всегда знать, куда идти. И лишь безрассудные храбрецы отваживаются отправиться в неведомое. Их ждут там неожиданности и опасности. Но что хуже всего, они убеждаются в своей полной неподготовленности. А ведь ещё в юности всем постоянно твердили: «Готовься!» Но разве можно подготовиться к неизвестному? Конечно нельзя! Поэтому и следует избегать неизвестного, и вы не будете набивать себе шишек. Будьте осторожны, не рискуйте, всегда сверяйте свой маршрут по карте – даже если это будет смертельно скучно.
Возможно, вам уже порядком поднадоела та определённость, при которой каждый день в точности повторяет уже прожитые. Ведь если знать ответы на ещё незаданные вопросы, невозможно расти над собой. К тому же самые яркие воспоминания жизни часто бывают связаны именно со спонтанными действиями, когда вы с радостным предвкушением окунались в неведомое.
Установки нашей культурной среды о необходимости определённости преследуют нас всю жизнь. Ими пичкают в семье, затем эстафету подхватывают учителя. Ребёнка учат не экспериментировать и настраивают опасаться неведомого:
«Старайтесь не заблудиться…» «Заранее готовьте правильные ответы… Делайте лишь то, в чём твёрдо уверены!» Если вы всё ещё опутаны подобными сетями страха и стремления к безопасности, сейчас самое время попытаться вырваться на свободу. Избавьтесь от мысли, что вам не дано испытать что-либо новое и пока не совсем понятное. Вы всё можете, если только захотите! А для начала необходимо разобраться с условным рефлексом, заставляющим нас сторониться нового опыта.
Открытость всему новому и неведомому
Если человек действительно верит в себя, нет такого вида деятельности, который не был бы ему по плечу. Если вы решились попробовать себя на поприще, где вам не дают никаких гарантий, перед вами раскрывается вся гамма радостных переживаний, на которые только способен человек. Поразмышляйте о людях, которых признавали гениями и которые всю жизнь поражали всех необыкновенной плодотворностью. Вы не найдёте среди них тех, кто преуспел бы лишь в чём-то одном. Нет среди них и таких, кто избегал неизвестного. Бенджамин Франклин, Людвиг Ван Бетховен, Леонардо да Винчи, Иисус Христос, Альберт Эйнштейн, Галилей, Бертран Рассел, Джордж Бернард Шоу, Уинстон Черчилль – эти и многие другие выдающиеся люди были пионерами, бесстрашными исследователями нового и неизвестного. Они были такими же, как вы, только стремились проникнуть в те области, которые другие старались обходить стороной. Альберт Швейцер – ещё один подвижник масштаба гениев эпохи Возрождения – повторял, что ничто человеческое ему не чуждо. Вы можете посмотреть на себя новыми глазами и открыть для себя те стороны жизни, к которым вы прежде боялись подступиться; либо вы можете до гробовой доски продолжать идти по проторенной дорожке. Великие люди действительно уникальны, и эта неповторимость связана с их жаждой открытий, с тем бесстрашием, с которым они окунались в неизведанное.
Открытость новому означает отказ от принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе», отказ от желания заниматься лишь знакомыми вещами, сторонясь риска, связанного с неизвестностью. Возможно, вы исповедуете философию, что человек слаб и легко может пропасть, оказавшись в незнакомой обстановке. Но это не более, чем миф. У вас огромный запас прочности, и вас не так-то легко сбить с ног или с правильного пути, даже если вы сталкиваетесь с чем-то для себя новым. На самом деле вы даже уменьшите вероятность психологического коллапса тем, что устраните из своей жизни рутину и однообразие. Ведь скука чрезвычайно опасна для ума и душевного здоровья. Потеряв интерес к жизни, человек становится живым трупом. Острота ощущений, связанная с неопределённостью, значительно уменьшает опасность нервного срыва.
Открытости новому опыту часто препятствует и менталитет, который можно сформулировать словами «следует держаться подальше от всего необычного». Скажем, увидев глухонемых людей, общающихся с помощью жестов, вы, несмотря на все любопытство, не рискуете вступить с ними в контакт. Или избегаете иностранцев, поскольку не отваживаетесь общаться с теми, кто говорит на незнакомом языке. Можно продолжать этот список и далее – люди бесконечно обедняют свою жизнь тем, что сторонятся неизвестного. В закрытые для общения категории попадают, например, гомосексуалисты, трансвеститы, инвалиды, умственно отсталые люди, нудисты и так далее. Вы не знаете, как себя с ними вести, поэтому просто вообще вычеркиваете их из своего круга общения.
Иногда люди считают, что действовать следует лишь при наличии конкретной причины; в противном случае зачем что-то делать? Вздор! Вы можете делать всё что угодно просто потому, что этого хотите, безо всяких других причин. И никаких оправданий для этого не нужно! Навязчивое стремление обосновать всё на свете как раз и удерживает людей от захватывающей встречи с неизведанным. Ребёнком вы могли часами играть с кузнечиком без всяких на то причин – просто потому, что вам это нравилось. Вы могли взбираться на гору или целый день бродить по неведомым лесным тропам. Зачем? Да просто потому, что вам так хотелось. Но с годами вырабатывается потребность для всего иметь уважительную причину. И именно эта потребность часто препятствует открытости и росту человека. Подумайте, как замечательно не искать оправданий ничьим поступкам, в том числе и своим!
В своем дневнике 11 апреля 1834 года Эмерсон записал:
Четыре змеи ползали в ложбине туда и обратно по причине, которая так и осталась для меня загадкой. Они не искали пищу, не занимались любовью… Просто ползали.
Вы можете заниматься всем, чем только захотите, и не нужно искать для оправдания этого какую-то причину. Такая философия откроет вам новые подходы к неизвестному опыту и поможет избавиться от страха перед неведомым, изменив этим стиль жизни.
Жёсткие рамки или стихийность?
Попробуйте подумать над тем, что называют «спонтанностью поведения». Способны ли вы открывать для себя что-то новое или строго придерживаетесь привычного образа жизни? Спонтанность связана со способностью под воздействием момента совершать неожиданные поступки – просто потому, что вы почувствовали непреодолимую тягу к этому. Может, вас привлекает не результат, а самая попытка испытать себя. В подобных ситуациях вы рискуете прослыть безответственным и неосторожным, но что значит чужое мнение по сравнению с чудом познания неизвестного? Очень многие из тех, кто занимает высокое положение, неспособны на такие порывы. Их жизнь протекает в строго определённых рамках, они слепо следуют принятым правилам несмотря на всю их абсурдность. Демократы и республиканцы безоговорочно поддерживают решения своих партийных лидеров и голосуют, строго соблюдая партийную дисциплину. Чиновники, которые позволяют себе спонтанные действия и искренние высказывания, очень скоро превращаются в экс-чиновников. В их окружении осуждают независимое мышление и вырабатываются жёсткие правила по поводу того, как нужно думать и что следует говорить. Подхалим никогда не ведёт себя спонтанно – он панически боится всего неизвестного, всегда подстраивается под других и говорит то, что ему велят. От него не следует ждать ничего неожиданного – всё полностью предсказуемо. Может, вы узнали в этом нелестном описании некоторые свои черты? Или вы способны всегда оставаться самим собой? Хватает ли у вас отваги выбирать по велению души путь, который не ведёт к заведомо известному пункту назначения?
Стр.34
Люди, не выходящие из строгих рамок, практически не растут над собой. Они всё время делают то, что делали раньше. Мой коллега, преподававший на курсах повышения квалификации учителей, часто спрашивает у ветеранов, имеющих за плечами тридцатилетний опыт работы: «Вы учили детей тридцать лет или тридцать раз по одному году?» А вы, дорогой читатель, что прожили: десять тысяч или более дней или всего один день десять тысяч раз? Очень хороший вопрос для тех, что решил избавиться от рутины в своей жизни!
Предубеждённость и жёсткие рамки
В основе различных видов предубеждённости, то есть «доопытного» формирования мнения, лежит жёсткость. Предубеждённость или предвзятость бывают в меньшей степени связаны с реальной ненавистью или неприязнью к различным людям, идеям или поступкам, чем с тем обстоятельством, что часто проще и безопаснее придерживаться чего-то заранее известного. Например, поддерживать людей, похожих на вас. Иногда создаётся впечатление, что предубеждённость – ваш союзник. Она ограждает вас от всего – людей, вещей, идей, – что неизвестно и может представлять опасность. На самом же деле она препятствует вашему росту. Спонтанность или непосредственность поведения связана с избавлением от предвзятых суждений и мнений и возможностью восприятия новых идей и сотрудничеством с новыми людьми. Действие предубеждённости можно сравнить с действием системы блокировки, которая препятствует попаданию в непонятные или связанные с опасностью области. Но при этом человек теряет возможность обретать новые качества. Если вы кому-то не доверяете, то будете его интуитивно сторониться; фактически это означает, что вы не доверяете себе в неопределённой обстановке.
Ловушка под названием «Всегда нужен план»
Не существует такого понятия, как «запланированная спонтанность», поскольку эти два слова по определению несовместимы друг с другом. Нам всем приходилось сталкиваться с людьми, которые идут по жизни, не выпуская из рук карту или расписание и ни на йоту не отступая от первоначального плана. Никто не утверждает, что планы никогда не нужны, просто иногда любовь к ним принимает форму настоящего невроза. Отдельные люди составляют план своих действий в возрасте 25, 30, 40, 50, 70 и более лет, а затем строго его придерживаются, вместо того чтобы каждый день принимать оптимальные решения или обрести достаточную веру в себя, чтобы не становиться рабом однажды написанной инструкции. Не делайте план важнее себя самих!
Когда-то у меня был клиент по имени Генри, молодой человек лет двадцати пяти. О нём с полным основанием можно было сказать, что он страдал от «невроза планирования», упустив из-за него несколько блестящих возможностей изменить свою жизнь. В возрасте двадцати двух лет Генри получил предложение престижной работы в другом штате. Но перспектива переезда была для него немыслимой. Как это можно, все бросить и уехать в Джорджию? А где он будет жить? А как же родители и друзья? Страх неизвестности буквально парализовал Генри, и он отверг предложение, сулившее блестящую карьеру, увлекательную работу, новую интересную жизнь, – только ради того, чтобы всё оставалось по-прежнему. Генри почувствовал пагубность своего поведения и поэтому обратился за консультацией. Он сам понял, что привычка действовать строго по плану тормозит его рост, заставляет сторониться всего нового и интересного. В результате собеседования удалось установить, что вера в планирование превратилась у Генри в навязчивую идею. Он ежедневно ел на завтрак одно и то же, загодя планировал, что надеть, тщательно подбирал канцелярские принадлежности по цвету и размерам. Более того, жертвами его страсти к планированию оказались и члены семьи. Детям приходилось поддерживать идеальный порядок, а жена должна была строго придерживаться установленных им правил. Короче говоря, мы столкнулись с хорошо организованным, но несчастным человеком. В нём не осталось места ни творчеству, ни новаторству, ни личному обаянию. Он стал живым воплощением плана и свою главную цель видел в поддержании безупречного порядка. После консультаций Генри попытался внести в своё поведение некоторую спонтанность. Он стал осознавать, что планы часто служат для манипулирования другими людьми и представляют собой удобное укрытие для тех, кто боится риска, связанного с неизвестностью. Вскоре он ослабил давление на свою семью, дав возможность жене и детям вести себя по своему усмотрению. Через несколько месяцев Генри получил новую работу, которая требовала от него частых разъездов. И то, что прежде его пугало, стало желанным. Нельзя сказать, что Генри стал абсолютно непредсказуемым человеком, но он сознательно избавился от тех невротических привычек, которые сделали из него запрограммированного робота. Он настойчиво работал над собой, стараясь научиться радоваться жизни, а не превращать её в некий обязательный скучный ритуал.
Внешние и внутренние аспекты безопасности
Когда-то ещё в средней школе вас учили тому, как нужно писать реферат или сочинение. Сначала необходимо дать хорошее введение, затем содержательную часть и заключение. К сожалению, многие применяют эту науку к собственной жизни, пытаясь построить её по аналогичному принципу. Введением в этом случае служит детство, в котором человек готовится к последующей жизни. Взрослая жизнь – это содержательная часть, которая организуются и планируется так, чтобы из неё естественно вытекало заключение – подведение итогов в конце жизни, своего рода «хеппи-энд». Подобная организация не позволяет человеку полноценно и счастливо использовать каждое дарованное ему мгновение. Жизнь по плану подразумевает наличие гарантий в том, что все всегда будет хорошо. Но такая безопасность и полный план годятся для автомата, а не для человека. Наличие полной безопасности означает, что всё заранее известно. Безопасность исключает из жизни риск, волнения и радость победы. Безопасность препятствует развитию и росту, а ведь отсутствие развития равносильно смерти. Кроме того, полная безопасность – миф. Пока вы живёте на земле и пока действует нынешний миропорядок, никто ни от чего не застрахован. Но если бы безопасность стала реальностью, она превратила бы нашу жизнь в кошмарное существование – без волнений, без радости, без совершенствования.
До сих пор, используя слово «безопасность», мы имели в виду её внешние аспекты, которые выражаются в виде неких внешних гарантий – наличием имущества, денег, дома, автомобиля, а также такими категориями, как работа и положение в обществе. Но есть ещё один вид безопасности, к которому-то и следует стремиться. Речь идёт о внутренней безопасности – уверенности в собственных силах и способности противостоять любым атакам судьбы. Именно эта безопасность является подлинной и непреходящей. Могут круто измениться обстоятельства, экономическая депрессия может лишить вас сбережений, у вас могут отобрать дом, но и после этого вы можете остаться непоколебимо уверенными в себе. Вера в себя может быть настолько сильной, что все внешнее будет рассматриваться просто как приятное, но не имеющее особого значения дополнение.
Попробуйте провести такой мысленный эксперимент. Прямо сейчас, читая эти строки, попробуйте представить, что к вам врываются какие-люди, срывают с вас одежду и сажают в вертолет. Вы остаетесь один на один с новыми обстоятельствами – без денег, без одежды, без друзей. Вас доставляют в центр Китая и высаживают в чистом поле. Другой язык, другие привычки, новый климат – из прежнего только вы сами. Сможете вы выжить или пропадете? Сумеете ли найти новых друзей, пищу, одежду, крышу над головой и т. п. или будете лежать, причитая о своей несчастной доле? Если главное для вас – внешняя безопасность, вы пропали, поскольку вас лишили всего, что ее составляет. Но, если вы обладаете внутренней безопасностью и не боитесь неизвестности, у вас есть шансы выжить. Поэтому безопасность можно переопределить как уверенность в себе и способность преодолевать любые невзгоды, даже лишившись того, что подразумевается под внешней безопасностью. Не попадайтесь в ловушку внешней безопасности – она заберёт у вас способность жить и совершенствоваться. Присмотритесь к людям, которые намеренно избегают атрибутики внешней безопасности. По крайней мере, они свободны и радуются новым поворотам судьбы, не опасаясь лишиться нажитого.
Стр.35
В своей книге «Станешь ли ты моим другом?» Джон Каваноу высказал своё отношение к безопасности в маленьком стихотворении «Когда-нибудь».
Когда-нибудь я уйду, Стану свободным. И оставлю стерильных друзей В безопасном стерильном мире. Пусть никто мне не рад на далёкой чужбине, Побреду я без страха по дикой пустыне, Старый мир покидая и глядя вперёд. Снова буду шагать, сбросив бремя забот, Как Атлас, прощенный богами отныне.
Стремление к достижениям как форма обеспечения безопасности
Многим людям бывает очень трудно «уйти» и «стать свободными», как пишет об этом Каваноу, поскольку они убеждены, что обязаны чего-то достичь в своей жизни. Страх перед неудачей является одной из наиболее сильных мотиваций в нашем обществе. Он прививается в детстве и часто сохраняется на протяжении всей жизни.
Должно быть, вы будете удивлены, но дело в том, что неудачи как таковой не существует. Неудача – просто стороннее мнение о том, что должно быть получено в результате некоторых действий. Приняв точку зрения, что никакие действия не должны осуществляться заранее строго определённым образом, вы исключите и возможность неудачи.
Однако могут быть и ситуации, когда вам не удаётся выполнить задачу в соответствии со своими собственными стандартами. В подобных случаях нельзя отождествлять определённые действия и вашу внутреннюю значимость. Не преуспеть вовсе не означает потерпеть крах как личность. Просто не удалась конкретная попытка в данный конкретный момент.
Попробуйте представить себе, как понятие неудачи может использоваться для оценки поведения животных. Предположим, кто-то слушает лай собаки в течение пятнадцать минут, а затем заявляет: «Слабовато, могла бы лаять и получше. Ставлю ей “тройку”». Ведь это полная чушь! Животное не может потерпеть неудачу, поскольку не существует критериев оценки естественного поведения. Пауки плетут паутину, и у них нет удавшейся или неудавшейся паутины. Кошка охотится на мышей. Промахнувшись один раз, она предпринимает следующую попытку. Она не ноет о том, что первая мышь удрала, и у неё не бывает в связи с этим нервных срывов. В естественном поведении просто нет места для неудач.
Так почему бы не перенести подобную логику и на собственное поведение и не избавиться от страха перед неудачами?
Ориентация на успех, на достижения связана с одним из наиболее пагубных принципов нашей культуры, состоящим в том, что делать что-либо надо только хорошо. Об этом постоянно твердят со всех сторон. «Старайтесь изо всех сил!» Именно эти слова и приводят к «неврозу достижений». Во всём, за что вы беретесь, необходимо стремиться к совершенству. А почему нельзя, например, просто так покататься на велосипеде или в своё удовольствие прогуляться по парку? Почему нельзя просто чем-то заниматься, а нужно обязательно лезть из кожи вон, показывая всё, на что способен? Невроз стремления к совершенству может сдерживать попытки пробовать для себя что-то новое, он способен отравить удовольствие от привычных занятий.
Когда-то мне пришлось консультировать восемнадцатилетнюю старшеклассницу по имени Лоуэнн, явную жертву синдрома погони за достижениями. С самого первого дня учебы Лоуэнн была круглой отличницей. Она сутками просиживала над домашними заданиями, и в результате на себя у нее времени не оставалось. Со временем девушка превратилась в какой-то компьютер, напичканный всевозможной информацией. В обществе мальчиков Лоуэнн абсолютно терялась, за всю свою жизнь ни разу не держалась ни с одним из них за руку, не говоря уже о свиданиях. Дошло до того, что, когда речь заходила о её личной жизни, у неё начинали дергаться мышцы лица. Короче говоря, своё общее развитие Лоуэнн принесла в жертву достижениям в учёбе. Работая с девушкой, я поинтересовался, что для неё важнее – мысли или чувства. Лоуэнн была явно несчастлива, у неё был внутренний разлад – и это несмотря на то, что её признали лучшей ученицей выпуска. После консультации девушка начала уделять больше внимания своим чувствам и, как настоящая отличница, со всей ответственностью принялась участвовать в общественной жизни школы. Год спустя мне позвонила её мать и с тревогой в голосе сообщила, что Лоуэнн – к тому времени уже первокурсница колледжа – получила свою первую тройку по английскому языку. Я попросил поздравить от меня девушку с этим замечательным событием в её жизни и предложил отметить его обедом в ресторане.
Мания совершенства
С какой стати вы должны все делать хорошо? Вам что, постоянно выставляют оценки? Очень хорошо об этой мании сказал в своё время Уинстон Черчилль, заметивший, насколько связывает человека постоянное стремление к успеху.
Афоризм «лучше ничего не делать, чем делать что-то неидеально» можно с полным правом отождествить со словом ПАРАЛИЧ.
Действительно, подобной чепухой о стремлении к совершенству человек может полностью парализовать себя. Конечно, можно выделить для себя что-то действительно важное, в чём стоит стараться изо всех сил. Но требование отличных или просто хороших результатов буквально во всех делах может вообще отбить охоту работать. Не позволяйте синдрому совершенства отвадить вас от занятий, которые могут принести вам массу удовольствия. Попытайтесь заменить указание «старайся из всех сил» простой установкой «делай».
Мания совершенства способна вызывать состояние иммобилизации. Если признавать только высшие стандарты, то можно совсем опустить руки и даже не пытаться что-либо делать – ведь человек несовершенен по самой своей природе, идеален лишь Господь Бог. Поэтому избавьтесь от этих глупых претензий на совершенство как можно скорее.
Воспитывая своих детей, ограждайте их от подобного паралича и связанных с ним переживаний, не внушайте, что всё нужно делать только хорошо. Помогите им найти для себя самое важное и интересное и поощряйте усилия в этих областях. Но в остальном главным должно быть участие, а не достижение успеха. Учите их играть в волейбол, а не сидеть рядом с площадкой, потому что «у них плохо получается». Пусть они ходят на лыжах, поют, рисуют или танцуют потому, что это доставляет им удовольствие – дети не должны сторониться подобных занятий лишь от того, что их результаты далеки от совершенства. Не прививайте им дух конкуренции и желание быть лучше всех. Учите укреплять уверенность в себе, гордиться собой и получать радость от всего, чем они занимаются.
Ребёнка очень легко убедить, что его личные качества напрямую связаны с его успехами или неудачами. Как следствие он начинает избегать занятий, где выглядит хуже других. Ещё более опасно, что у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, потребность в одобрении и прочие нежелательные особенности характера.
Отождествление собственной значимости с успехами и неудачами однозначно ведёт к мыслям о своей никчёмности. Подумайте в связи с этим о Томасе Эдисоне. Если бы Эдисон оценивал себя в зависимости от неизбежных неудач в работе, он очень скоро махнул бы на себя рукой как на отпетого неудачника, а человечество лишилось бы множества великих изобретений. Неудача способна многому научить, она должна служить побудительным мотивом для дальнейшей работы и исследований. С точки зрения продвижения к новым открытиям она не менее ценна, чем успех. Об этом хорошо сказал Кеннет Болдинг:
Свежие комментарии