Глава 3
ЭЗОТЕРИЗМ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
РЕЛИГИИ И УЧЕНИЯ ОБ ИЗНАЧАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ.
О психической энергии, используя разные термины, говорят все мировые религии и духовные учения прошлого и настоящего. Эзотеризм подошёл к проблеме основательнее всех других систем знания. Он утверждает, что психическая энергия есть изначальная сила, разлитая в космосе и наиболее полно сконцентрированная в человеке. Вездесущая и всепроникающая психическая энергия представляет собой творческую силу, посредством которой Абсолют создал Вселенную. Это основа мира. В зависимости от того проводника, через который она проявляется, психическая энергия раскрывает свои разнообразные свойства, выступая и как жизненная сила (эфирный аспект), и как энергия человеческих чувств (астральный аспект), и как творческая сила мысли (ментальный аспект), и как высшая субстанция любви (духовный аспект). Психическая энергия, согласно эзотеризму, аналог христианского понятия «Дух Святой». Она может накапливаться в организме и сознании (вспомним слова Серафима Саровского о «стяжании Духа Святого»), а также передаваться от человека к человеку. Учение Агни Йога считает, что со временем будет открыта формула психической энергии и станет возможным более широкое применение её в жизни благодаря возросшему психоэнергетическому и духовному потенциалу людей, и с помощью приборов нового типа.
Понятие психической энергии, введенное Агни Йогой, возникло не на пустом месте. Упоминания о силах присутствуют на страницах Нового Завета, а сам термин «энергия» заимствован у Аристотеля. О божественных «нетварных» энергиях, существующих в противовес энергиям «тварным», говорят такие выдающиеся деятели раннего христианства, как Василий Великий, Климент Александрийский, Григорий Синаит, Максим Исповедник, Григорий Палама. В книге «Разоблаченная Изида» Е. П. Блаватская приводит огромный и ещё не полный список названий этой незримой силы:
«Хаос древних, Священный Огонь Зороастра или Аташ-Бэхрам парсийцев; Огонь Гермеса, Огонь Св. Эльма древних германцев; Молния Кибелы; Горящий Факел Аполлона; Пламя на алтаре Пана; Неугасаемый Огонь в храме на Акрополе и в Храме Весты; огненное Пламя на шлеме Плутона; блистающие Искры на головных уборах Диоскуров, на голове Горгоны, на шлеме Паллады и на жезле Меркурия; египетский Пта-Ра: греческий Зевс Катайбат (Нисходящий) Павзаниев; Огненные языки дня Св. Троицы; неопалимая купина Моисея. Огненный столб в книге Исход и горящий светильник Авраама; Вечный Огонь «Бездонной Бездны»; Пары Дельфийского оракула; Звёздный Свет розенкрейцеров; Акаша индусских Адептов; Астральный Свет Элифаса Леви; Аура нервов и Флюид магнетизеров; Од Рейхенбаха; Психод и Эктеническая силаThury; «Психическая Сила» сержанта Кокса и атмосферический магнетизм некоторых натуралистов; гальванизм и, наконец, электричество ... все это лишь различные наименования для многих различных проявлений или воздействий той же самой таинственной, всепроникающей Причины, греческого Архея».
К обширному списку определений, приведённому Блаватской, можно добавить «апейрон» Анаксагора, «алайю» махаянистов, «Шакти» шиванистов, «Белый Огонь» Зохара, «Оджас» и «Прану» раджа-йогов, «Софию» мистического христианства, «Адонай» Ветхого Завета, «Небесное Дэ» даосов, славянский «яр», зороастрийскую солнечную энергию Хварено, «личную силу» Карлоса Кастанеды, «биополе» и многие другие понятия.
Русский философ-эзотерик, знаток египетского герметизма и системы арканов Таро В. Шмаков выделяет три вида космической энергии:
• электричество, представляющее собой активную модификацию космической энергии, принципом которой является пульсирующее колебание (мужской аспект космической силы).
• магнетизм, представляющий собой пассивную модификацию космической энергии, принципом которой является силовое поле, в самом общем смысле слова (женский аспект космической силы).
• флюидическое состояние энергии, «состояние истечения», принципом которого является неустойчивое равновесие (женско-мужской аспект космической силы).
Первые две модификации – абстрактные духовные принципы состояния энергии. Первый – динамический, второй – статический. Они отделены друг от друга и не проявлены. В реальном космосе и физическом мире они неотделимы друг от друга и существуют лишь в третьем, флюидическом, или электромагнитном, состоянии.
По законам герметической аналогии («как вверху, так и внизу») психическая энергия, действующая в пределах круга, очерченного человеческой активностью, существует в трёх модификациях. Две представляют собой её непроявленные принципы – мужской божественный аспект, выражающий динамический принцип с бесконечно большой частотой пульсирующего колебания энергии, и женский божественный аспект, олицетворяющий собой принцип статического поля энергии. Лишь третья модификация, являющаяся комбинацией двух высших принципов, соответствует проявленному существованию психической энергии. Признаки проявленной психической энергии – это существование в двух основных формах (личная, динамическая, направленная энергия и безличная, пассивная энергия, не имеющая сфокусированного направления), способность к действию, делимость, вездесущность, постоянное пребывание в мировом кругообороте, наличие источника; свойство переходить в другие формы и состояния, способность оказывать влияние на события и судьбы.
ВИДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Различные традиции свидетельствуют о разных проявлениях и видах психической энергии. Так, древнеиндийское учение йогов говорит о пяти пранах (тонких эфирных силах), действующих внутри организма, о двух основных токах, обвивающих центральный канал позвоночника, – лунном («ида») и солнечном («пингала»), а также об энергии Кундалини, поднимающейся по центральному каналу позвоночника к тысячелепестковому лотосу, который находится в области темени. Духовная работа превращает эту энергию в «оджас», силу святости и мудрости.
В древнекитайской традиции есть два аспекта энергии – женский («инь») и мужской («ян»), на которые подразделяется единая в основании энергия «ун», а также энергия «дэ», соответствующая духовности и являющаяся манифестацией великого «дао».
Христианство также содержит в себе учение об энергиях: сатанинских (демонических), тварных (природных), небесных (божественных). Говорится и о силе Духа Святого, который можно стяжать, то есть накапливать, как Божественную энергию.
Суфийское мировоззрение говорит о «бараке», мистической энергии, тайно передающейся от учителя к ученику, и выделяет несколько её уровней.
Агни Йога говорит об энергиях тьмы, энергиях хаоса, энергиях свободной воли человека и, наконец, об энергиях иерархических, Высших, Божественных.
Интересную и достаточно подробную классификацию энергий даёт итальянская писательница, автор оккультно-эзотерических книг Карла Парола:
– первичная материнская энергия;
– растительная энергия;
– животная энергия;
– человеческая энергия;
– энергетические консонансы и диссонансы (тонкие симпатии и антипатии);
– энергетические слияния (основанные на соединении двух частей одной энергии);
– сцепления (энергетические союзы людей, объединившихся для достижения одной цели);
– целостные энергии (рождённые не от первичной материнской силы, а непосредственно от Бога);
– провизорные энергии (свободные силы, временно отделившиеся от больших энергий и готовые вступить в новые сочетания);
– летучие энергии (привлекаемые туда, где требуется помощь);
– энергетические диатрибы (энергии глубоких конфликтов);
– рудиментарные энергии (эмбриональные энергетические образования, состоящие из положительных сил и ещё не полностью сформированные);
– энергетические выбросы (несамостоятельные и неполноценные образования, представляющие собой сгустки положительной или отрицательной энергии без полюса, излишки, отторгнутые самостоятельными энергиями);
– земные энергии;
– космические энергии;
– смешанные энергии.
Американец Джон Уайт в своей книге «Наука будущего» перечисляет 97 культур, в которых энергетические и аурические феномены описываются 97 различными терминами.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ.
Войдите в образ эзотерика с продвинутым расширенным сознанием и утончённым восприятием. Представьте, что он постоянно ощущает присутствие психической энергии в своём тонком теле, видит движение её потоков, сознательно вдыхает и выдыхает её. Попробуйте на какое-то время вжиться во внутренний мир подобного человека, уловить его мироощущение и принять его энергетическую картину мира. Старайтесь при этом не столько представлять подобную картину зрительно, сколько чувствовать её. Думайте о том, что он чувствует себя мастером, находящимся в средоточии многослойных энергетических потоков, которыми он легко и свободно управляет. Рано или поздно и вы должны достичь подобного мастерства и стать центром пересечения энергетических потоков. Настройтесь на образ человека, в совершенстве управляющего внутренней энергией, и старайтесь направить своё устремление к этой цели. Будьте готовы учиться различать разные уровни и виды психической энергии и постоянно повышать в себе как её общий объём, так и качество, накапливая всё более тонкие элементы.
Свежие комментарии