На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Часто оставляю в комментах, потому ,что это единственный вариант спасенияТаджикистан как п...
  • Юрий Ильинов
    Эксперты выдвигают версии о том, зачем Нетаньяху отдавал приказ атаковать консульство Ирана, зная о высокой вероятнос...Провал ЦАХАЛа
  • Юрий Ильинов
    The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Варианты ответа Израиля варьируются от нане...Провокация века: ...

50 основных психологических ловушек и способы их избежания , Н. Медянкин

 

Ошибка 21. Комплекс всезнайства.

     Никаких всезнаек на свете, конечно, не существует. Просто нет такого человека, который был бы компетентен абсолютно во всём! Но есть люди, которые очень любят давать советы, и вести себя так, будто они знают всё лучше всех.

     Обычно это люди с неудовлетворёнными амбициями, которым хочется самоутвердиться в глазах других и продемонстрировать своё превосходство. Да, комплекс всезнайства – это одна из распространённых разновидностей комплекса превосходства. Но он выступает в данном случае в замаскированном виде. Ведь «всезнайки» подчас играют роль очень доброжелательных, заботливых людей, которые только и думают, как бы помочь окружающим. Иногда они играют эту роль так успешно, что у окружающих, вовсе не нуждающихся в советах «всезнаек», все же остаётся чувство вины: ведь человек так хотел помочь, а я его не послушался…

     На самом деле «всезнайка» не столько хотел помочь, сколько продемонстрировать свою учёность, умения, опыт, да и заставить кого-то испытать чувство вины – тоже. «Всезнайка» так самоутверждается, демонстрирует себе, что он чего-то стоит – причём стоит больше, чем окружающие!

     Надо ли говорить, что его превосходство – мнимое. Что на самом деле он не ощущает своей собственной ценности. Поэтому ему хочется, чтобы эту ценность все время кто-то подтверждал. А если окружающие не подтверждают его ценности, он чувствует себя обиженным и несчастным.

     Поверьте: не обязательно давать бесконечные советы окружающим, чтобы быть уважаемым человеком, слыть мудрым и знающим. Мудрость как раз и состоит в том, чтобы понимать, где лучше промолчать, а где можно и поделиться своими знаниями. Отнестись с уважением к другому человеку и к его точке зрения – это не означает отказаться от своего мнения. Это значит признать ценность чужих знаний и опыта точно так же, как и своего.

     Человек, уверенный в себе и своих знаниях, не будет навязывать их всем и каждому, независимо от того, просит его об этом кто-то, или нет.

Чем нам мешает «всезнайство»?

     Заметьте: никто не любит непрошеных советов. Если вы даёте советы, или делитесь знаниями, опытом, когда вас об этом не просят – это равносильно вмешательству в чужую жизнь, своего рода ментальному вторжению. Такой вторгающийся очень часто получает отпор. Если вы часто даёте другим непрошеные советы, то наверняка знакомы с этим. Не правда ли, неприятное ощущение? Может быть, вы привыкли обижаться и винить других, что они не хотят вас слушать? Таким образом вы лишь портите себе жизнь, и создаёте для себя негативные эмоции буквально на пустом месте. К тому же, если ваши советы никому не нужны, страдает ваша самооценка: ведь вы хотели самоутвердиться, а получилось наоборот.

     Но если даже вам не дадут отпор, а вежливо выслушают – вряд ли вы заслужите таким образом уважение и авторитет. Авторитетные люди – те, к кому приходят за советом добровольно. Они никогда не дают советов и не демонстрируют свои знания, если их об этом не просят.

     Вы наверняка знающий человек – конечно, все знать невозможно, но есть такие области знаний, в которых вы разбираетесь лучше, чем другие. Поверьте, это заметно – не столько по вашим словам, сколько по делам. Если вы не будете пытаться демонстрировать это всем и каждому, если будете уверены в ценности вашего знания и опыта – люди сами придут к вам за советом. И вот тогда вам не нужно будет пытаться ничего доказывать и демонстрировать окружающим.

     Вы увидите: когда вы пытались что-то навязывать людям – они отворачивались от вас. Когда же вы начнёте со спокойным достоинством нести свои знания и опыт – люди повернутся к вам даже без ваших на то просьб.

 

Упражнение 1.

Убедись в самоценности своих знаний и опыта.

     Подумайте: почему вам так уж хочется демонстрировать другим свой опыт и знания? Может быть, иначе вы не чувствуете, что они имеют ценность сами по себе?

     Сосредоточьтесь и припомните случаи из вашей жизни, когда ваши знания и опыт сослужили вам хорошую службу. Когда вам не нужно было никому ничего доказывать, и демонстрировать, как вы много знаете и понимаете – вы просто делали дело, и всем было очевидно, что вы много знаете и умеете. Можете кратко записать такие случаи – чем больше вспомните, тем лучше. Вспомните, какое удовлетворение вы получили от этого. Не важно, что именно вы сделали – справились с профессиональной задачей или просто вырастили красивые цветы в своём саду.

     Перечитайте список своих достижений, похвалите себя за них, осознайте, что они ценны сами по себе, независимо от того, признает их кто-то или нет. Скажите себе: «Мои опыт и знания – это несомненная ценность. Я ценю свои опыт и знания, совершенно независимо от того, как к ним относятся другие. Я с уважением отношусь как к своим опыту и знаниям, так и к опыту и знаниям других людей. Я живу своим умом, и позволяю им также жить своим умом».

И возьмите за правило никогда не давать советов, если вас об этом не просят.

 

Упражнение 2.

Научись делать паузу, прежде чем что-то сказать.

     Начните замечать за собой, когда вы пытаетесь дать непрошеный совет или рассказать людям то, о чём они не спрашивают. Очень часто это происходит автоматически. Начните отдавать себе отчёт в подобном своем поведении. Задайтесь целью: отслеживать, когда вам захочется сделать так в следующий раз. Как только почувствуете, что опять тянет дать совет или продемонстрировать «всезнайство» – сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, и скажите себе: «Я беру паузу на две секунды». Затем выдохните и дышите как обычно. Возможно, через эти две секунды вам уже не захочется ничего говорить. А если захочется, задайте себе один из следующих вопросов: «Я уверен, что моему собеседнику нужно это знать?», «Разве меня об этом спрашивают?», «Я уверен, что знаю это лучше, чем другие?»

      Если вам удастся сдержаться и промолчать хотя бы один-два раза – в дальнейшем будет легче. Если же чувствуете, что трудно сдерживаться, и хочется высказаться – ещё раз глубоко вдохните, задержите дыхание, и скажите про себя: «У меня своё мнение, у других – другое мнение. Я имею право на своё мнение, они имеют право на своё мнение. И точка». Выдохните и дышите как обычно.

Упражнение 3.

Сними с себя ответственность за других.

      Возможно, вам хочется давать советы и делиться знаниями потому, что вы невольно берёте на себя ответственность за других людей. Это свойственно чересчур опекающим мамам, или руководителям, которые не слишком доверяют своим подчиненным, считая, что нужно контролировать каждый их шаг. Таким образом вы не только берёте на себя лишнюю нагрузку, но и заставляете окружающих чувствовать себя слабыми и беспомощными. Поверьте, взрослым людям это совершенно не нравится – да и дети, особенно подросшие, далеко не всегда стерпят, когда им навязывается роль несмышленого младенца. Люди очень хорошо чувствуют, если вы считаете их глупее себя, или менее способными.

     Скажите себе: «Каждый человек имеет право на свой опыт и свои ошибки». Расслабьтесь, и позвольте другим людям действовать так, как они считают нужным – даже если вам кажется, что они ошибаются. Не вмешивайтесь! На своих ошибках человек научится гораздо быстрее, чем на ваших советах. (Исключение: если вы видите, что маленький ребёнок может причинить себе серьёзный вред – конечно, нужно вмешаться. Но порой и ребёнку нужно позволить самому почувствовать, что чайник горячий, а иголка – колкая.)

     Если вам трудно сразу осуществить это на практике – попробуйте сначала это сделать в воображении. Вспомните ситуации, когда вы давали непрошеные советы, которым никто был не рад. Представьте, что вы сделали вдох – и промолчали, позволив событиям идти своим чередом. Как вам кажется, что произошло бы в этом случае? Может быть, вы избежали бы ссоры с кем-то? Может быть, кто-то из ваших близких, знакомых, подчинённых наконец сделал бы что-то сам, без ваших указаний и советов, и это был бы для него прекрасный опыт?

     Скажите себе, что ваши знания и опыт всегда при вас, они не станут менее ценными, если вы не будете делиться ими с каждым встречным. Что ваша жизнь будет спокойнее, если вы не будете пытаться «вкладывать свой ум» в каждую голову. И другим людям это пойдёт на пользу – они наконец начнут до всего доходить своим умом.

* стр 29 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх