На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Все дроны – в щепки: анализ обломков украинских БПЛА раскрыл место запуска Российская ПВО справилась с массированной...Новости СВО: Арми...
  • Юрий Ильинов
    Секретный план НАТО: альянс допускает свой первый шаг к большой войне НАТО изучает возможность упреждающих ударов по...Sky News: Принцип...
  • Юрий Ильинов
    Киев изменил риторику о ракетном потенциале РФ Россия сохраняет возможность наносить массированные ракетно-дроновые ...Ракеты-мишени ADM...

Ральф Петмэн ПСИХИЧЕСКОЕ АЙКИДО. №6

Глава 6. ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

 

    Со стороны айкидо выглядит как бесконечный физический поток. Всё время повторяются бросковые и захватные движения. Эти движения взяты Уэсибой на основе приёмов владения мечом, дубинкой и копьём, а также приёмов невооруженной борьбы мастеров старых стилей джиу-джитсу.

      Начав разрабатывать айкидо, Уэсиба никогда не останавливался на достигнутом. Он разработал базовый комплекс приёмов и продолжал совершенствовать их, одновременно с этим, изобретая новые приёмы. И так - всю свою жизнь. Известен рассказ об одном из учеников Уэсибы, который записывал все приёмы, используемые своим учителем. Описав пару тысяч приёмов, он сдался, и прекратил это занятие, поняв, что движения учителя были спонтанными. Уэсиба импровизировал. Были некоторые приёмы, которые он повторял, но всё остальное шло экспромтом. Это говорит о том, что в принципе нет предела числу приёмов айкидо.

     Импровизации Уэсибы сами по себе являются важным уроком. Его могли атаковать, используя для этого бесконечное число различных способов, и точно так же он мог защищаться, применяя бесчисленное количество различных приёмов обороны. Импровизации Уэсибы естественным образом вытекали из чистого движения, именуемого айкидо.

    Чистое движение может быть осуществлено мириадами разных способов. Айкидо - это просто реагирование. Нужно научиться безо всяких усилий реагировать на бесконечное разнообразие ситуаций, возникающих в процессе самообороны.  Боевое искусство, использующее только жесткие формы, может быть очень опасным.

Оно может развить у учеников чрезмерную самонадеянность. Вы можете заучить две тысячи стандартных приёмов самообороны, но если противник будет атаковать неожиданным для вас способом, вы не сможете защититься. Как вы будете отвечать на атаку, не предусмотренную вашей парой тысяч заученных приемов?

    У всех движений Уэсибы есть общая основа. Она позволяла ему творчески реагировать на неожиданные атаки. Его приёмы, фактически, были вариациями одного и того же энергетического потока. Этот поток возникал задолго до атаки и продолжал существовать ещё длительное время после неё. Для Уэсибы это был энергопоток Вселенной. В том пространственно-временном континууме, где Уэсиба совершал свои движения, не было никаких неожиданностей. Он никогда не выглядел сконфуженным. Его движения были неторопливыми. Он выполнял движения точно в нужный момент, чтобы попасть в ритм своего противника. Его противники никогда не имели даже малейшего шанса на успех.

     В одном из старых демонстрационных фильмов есть фрагмент, когда Уэсибу атакуют окружившие его бойцы - примерно пятнадцать человек с самурайскими мечами. Атакуют одновременно. Вдруг, непонятно каким образом, все они оказываются сваленными в одну кучу, а Уэсиба стоит в стороне, поглядывая на них. Совершенно невероятно, но отчасти забавно.

    Я переписал этот фильм на свой видеомагнитофон и стал прокручивать его с замедленной скоростью, пытаясь увидеть и понять, как Уэсиба сделал это. Просматривая кадр за кадром, я понял, что произошло.

     Люди с мечами были готовы атаковать - Уэсиба сделал лёгкий нырок. Атака началась. Уэсиба с потрясающей скоростью выскочил из круга, образованного атакующими, проскочив между двух противников. Он двигался настолько быстро, что его изображение от одного кадра до другого было смазанным, нерезким. Его скорость превышала скорость движения киноплёнки.

Проскакивая между двух противников, он захватил одного из них рукой и бросил его обратно в круг. Атакующие слишком поздно сообразили, что объектом их атаки является один из своих. Все это произошло очень быстро. Замена была почти мгновенной. Они пытались остановиться, чтобы не поранить своего товарища, но не успели, в замешательстве все они рухнули в общую кучу-малу, а Уэсиба невозмутимо смотрел на них, отступив на некоторое расстояние.

     Немногие мастера были способны выполнять такие движения. Одним из них был великий фехтовальщик Мусаси. Он описал ощущения, сопутствующие подобным движениям в своём классическом труде "Книга пяти колец". Как и Мусаси, Уэсиба вдохновил многих людей на поиск этих ощущений.

   Физически айкидоисты тренируются в парах. Партнер применяет одну из атак базового комплекса. Комплекс атак, используемых в айкидо, представляет собой обобщение всех известных ударов и захватов. Так, например, атакующий захватывает одной или двумя руками запястье противника или наносит противнику удар в область живота или в голову. Он может атаковать спереди или сзади. Защитник не парирует атакующее движение, но сливается с ним, используя силу атакующего до тех пор, пока движение не закончится естественно завершающим его захватом или броском. Слияние с движением противника выполняется путём непосредственного вхождения в это движение или путём направления атакующего движения по поворотной круговой траектории.                               

    Слиться с атакой, - легче сказать, чем сделать. Это требует огромного умения и координации движений и приходит только с большой практикой. Вы не освоите этого путём простого подражания тому, что видите. Этому лучше обучаешься тогда, когда выполняешь роль атакующего, а не роль защитника с присущими ей приёмами обороны. Лучше всего осваивать слияние с атакой с помощью "укеми". "Укеми" - это японское слово, обозначающее процесс получения чего-либо, что в данном случае относится к защищающемуся.

   В одной и той же книге нельзя слишком часто повторять, что айкидо связано с нахождением согласия, а не соперничества, но иногда всё же приходится возвращаться к этому положению. Айкидо базируется на духе сотрудничества. Атака, проникнутая духом сотрудничества, имеет открытый и дающий характер. Такая атака даёт защищающемуся наилучшую возможность ловить эти чувства. Те, чьи атаки не пронизаны духом соперничества, двигаются очень свободно. Они не заботятся о том, чтобы совершать правильные движения. Им, вообще, не нужно думать. Они черпают свою энергию из чистого потока. Энергией своей атаки они могут разбудить защищающегося. Они сами чувствуют эту энергию, устремлённую к обороняющемуся партнеру. Они могут слиться с защитой в тот самый момент, когда партнер сливается с их атакой. Вы можете почувствовать свою собственную "укеми" (что в данном случае будет означать восприятие атакующим защиты партнёра). Вы можете атаковать, однако вы не можете знать, какие ощущения вызывает ваша атака, иначе, чем по реакции вашего партнера. Подобно этому и в  жизни вы можете судить о вашем воздействии на других по их реакции. Очень немногие люди умеют делать это. Вы можете судить, что вы собой представляете и, что вы делаете только по реакции других людей.

    Ваши партнеры по айкидо, как и ваши партнеры в жизни - это ваши зеркала. Вы можете видеть себя в их отражении. Если, например, вы напряжены и ждёте нападения, такими же будут и они. Если вам свойственны гибкость и умение приспосабливаться, то вы тем, самым даёте им возможность быть такими же. На вашу пессимистичность и уныние люди будут отвечать тем же самым. Если вы конструктивны и бодры, возрастает вероятность того, что и они будут такими же.

   Хорошее, то есть, открытое и дающее "укеми" несёт атакующему большое количество информации. Хороший мастер непосредственно ощущает защищающегося партнёра, чувствует, что происходит у него внутри. Точно так же хорошее "укеми" много говорит защищающемуся об атакующем. При таком расширенном контакте невозможно никого обмануть.

   Вы можете обманывать других людей, произнося слова, но то, что вы свободно отдаёте, то, что исходит из всего вашего тела, не может лгать. По мере развития чувствительности в роли атакующего она будет расти и применительно к роли защищающегося. Вы обнаружите. что можете воспринимать много непосредственной информации, исходящей от атакующих партнёров. Не спрашивая их ни о чём, вы узнаете многое об их секретах, страхах, здоровье, настроении, об их слабых и сильных сторонах.

   Даже те, кто не делает искреннее, дарящее себя "укеми", все же кое-что говорят о себе. Чувство замкнутости, сопровождающее их атаки, может многое поведать о том, как нуждаются их души в защите от отрицательного влияния. Чувство замкнутости, сопутствующее их защите, также может рассказать многое о состоянии их сознания и их душ.

   Один из моих старейших товарищей по айкидо может служить хорошим примером вышесказанному. Когда во время тренировок я захватывал его запястье, я ничего не чувствовал, не мог воспринять абсолютно никакой информации. Это было непривычно для меня, поскольку, как правило, работая с любым партнером, я улавливал хоть что-нибудь. Здесь же было ощущение, что я дотрагиваюсь рукой до сплошной стены. И такие ощущения от него оставались неизменными на протяжении ряда лет.

Однако в один прекрасный день всё изменилось. С ним случилось большое несчастье, которое стало жизненным испытанием для него, и он стал заниматься айкидо с максимально возможным старанием, чувствуя, что айкидо может помочь ему справиться с бедой.    

      Его товарищи айкидоисты также делали всё, что в их силах, чтобы помочь ему.  

 Однажды в середине занятия, атаковав его самым обычным образом, я захватил его запястье и... испытал при этом настоящий шок. Я почувствовал, что внутри его руки находится нечто, похожее на тонкий стержень. Да, несомненно, это присутствовало там. Впервые я ощутил, что-то внутри стены.

    В течение последующих нескольких месяцев этот маленький тонкий стержень, это связующее звено с глубинами его души, стал постепенно увеличиваться в объёме до тех пор, пока не заполнил собой всё запястье. А сознание человека одновременно с этим стало полностью присутствовать на занятиях. Человек, наконец, ожил и раскрыл свою душу для нас. Было чудесно видеть и чувствовать это. Это был один из самых воодушевляющих эпизодов в моей жизни.

   Дух соперничества не даёт таким чувствам пробиться наружу. Не имея ничего общего с этими чувствами, он, напротив, загоняет их внутрь. Соперничество закрывает путь к постижению, в лучшем случае он приводит к безразличию, а в худшем - к конфликтам.

Соперничать значит воевать. Состязаться значит выполнять противоборствующие движения. Это уже не айкидо. Малейшее стремление к конфликту противоречит целям айкидо. Вот почему в айкидо не проводятся соревнования. Любые отрицательные чувства снижают уровень понимания физических приёмов, ослабляют борьбу с эго, препятствуют сопереживанию. Наверное, было бы преувеличением утверждать, что победитель в схватке не может относиться к побеждённому с уважением и сочувствием. Но все же противоборство явно не способствует сопереживанию.

   Айкидо - это боевое искусство, исключающее противоборство. Заниматься айкидо - это значит отказаться от желания применить физическую силу в ответ на атаку. Это особенно трудно для мужчин, которые используют свою физическую силу чаще, чем женщины, что даёт многим женщинам преимущество - они с меньшей вероятностью будут применять грубую силу для выполнения приёма или станут рассчитывать на своё физическое превосходство. Они будут применять само движение, то есть, использовать айкидо.

   С другой стороны, многим женщинам недостаёт доверия к собственному телу. Доминирование мужчин - это повсеместное явление, от которого страдает любое человеческое сообщество. Может быть, я не имею права на глобальные обобщения, однако, многим женщинам, которым всю жизнь твердили о необходимости подчинения и покорности, трудно поверить в свои физические возможности. Их просто пугает возможность выражать себя с помощью атаки и защиты. Это очень трудно для них, по крайней мере, в начальной стадии тренировок. При выполнении кувырков они кажутся себе такими неуклюжими, что могут даже бросить занятия, не успев научиться получать удовольствие от своих движений и не осознав их значения.

    В этом плане можно подметить интересные особенности, накладываемые различными культурами. Возможно, снова превышаю допустимые масштабы обобщения, но всё же мне кажется, что японские женщины воспитываются в обществе, которое характеризуется высокой степенью иерархичности и доминирования мужчин. Самыми разнообразными способами им внушают мысль о том, что они люди второго сорта. Но посмотрите, каковы они на тренировочном татами! Куда только исчезают привитые им установки о второсортности женщин! Они тренируются с такой открытостью, что каждое их движение одухотворено "дженки" не менее чем движения мужчин.

     Это выглядит так, словно, входя в царство айкидо, они получают разрешение стать самими собой. Как будто они на короткое время покинули своё общество и здесь, за его пределами, могут использовать свою естественную силу. Это выглядит так, словно айкидо снимает ментальные ограничения, контролирующие их поведение в их повседневном мире. Они получают свободу действовать как личность.

   Большинство современных западных обществ пришло к вере в индивидуальную самореализацию и равенство возможностей. Там эта вера сильнее, чем в Японии. Поэтому можно было бы ожидать, что западные женщины начинают заниматься айкидо, имея большее доверие к нему чем их японские сёстры.

    ан, нет. Часто бывает совсем наоборот. И это несмотря на то, что западные женщины обычно крупнее и сильнее японских. Часто кажется, что женщины Запада приносят с собой на татами все свои психические тормоза. Кажется, что им труднее быть раскованными, хотя общество, где доминируют мужчины, поощряет их к этому.

   Мужчины также не оказывают им помощи. В Японии большинство мужчин, видимо, уважают тренировочное татами, как нейтральную зону в битве между полами. На Западе же, однако, мужчины иногда пытаются принести свои идеи о мужском превосходстве даже в тренировочный зал, захватить с собой на татами ту силу, которую им даёт их общественное положение.

   Для таких мужчин может оказаться невозможным принять то освобождающее воздействие, которое айкидо оказывает на женщин. Часто они сами не осознают того, что делают. Женщины же в группе айкидо понимают, что они делают, хотя довольно часто это понимание причиняет им боль.

    Многие мужчины не хотят думать о женщинах, как о равноценных существах. Их пугает демократичность айкидо, где у каждого появляется возможность стать по-настоящему сильным. Их "укеми", то есть слияние атаки с защитой, пронизано духом соперничества и беспомощностью.

 

 

наверх