На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Я с детства знал папу... ____ ​​О своём папе я узнал, когда мне исполнилось 23 года. Перед смертью мама попросила наш... ЭНЕРГИЯ ДНЯ  27 ...
  • Андрей Алферов
    Враг - США, это ещё В.Путин обозначил. Первый.Александр Бортник...
  • Юрий Ильинов
    ЛЁГКИЙ СЕМЕЙНЫЙ ШОК Лёгкий семейный шок. Наша бабушка собирается стать мамой! — Алло, мамулечка? Привет! Как поживаеш...Александр Бортник...

Почему так трудно признавать свою неправоту

      Поговорим о том, почему же так сложно признавать собственную неправоту. На практике большинству из нас кажется, что всё дело в «праведной» защите истины и справедливости, от которой отступаться «нельзя». Но глубинная подоплёка выглядит не так благочестиво и оправдывает она не столько истину, сколько нашу личную выгоду.

     На объективном уровне неправота – это обычное заблуждение. На уровне переживаний неправота подразумевает, что наша персона неидеальна и в действиях своих где-то неуместна и ошибочна. В такой ситуации мы как бы сталкиваемся с выбором – либо укрепиться в уютном самообмане, застряв в личном развитии, либо выбрать личную ответственность, правду и присущий им душевный рост.

     Признавать свою неправоту страшно, когда она угрожает понижением рейтинга в локальной иерархии. Чувствовал человек себя умным и сильным, оказался неправ – самооценка упала. В таких ситуациях большинство из нас склонны изо всех сил увиливать и выворачиваться, прибегая ко всем возможным аргументам, чтобы, если уж стороннему наблюдателю все ясно, одурачить лживыми оправданиями, хотя бы себя.

     Даже если об ошибочности нашего мнения твердят все вокруг, наша упёртая горделивость может запросто сравнивать себя с каким-нибудь Галилеем, которого преследовала несправедливая инквизиция за опровержение их заблуждений о том, что земля представляет собой плоский диск.

     Иногда в сознании отдельного человека иррациональным критерием большого ума может быть вечная непробиваемая правота. При таком раскладе даже единичное признание своей неправоты равносильно унизительному осознанию собственной тупости. А если при этом человек самооценку строит на своём большом уме, ситуация для него становится катастрофической.

     Ещё одна популярная причина, по которой так сложно признавать свою неправоту – это когда человек верит, что прав буквально всегда, во всех спорах, и веры этой, несмотря на всю её иррациональную наивность, лишаться ни за что не хочет. Как же? Ведь, если свою неправоту признать хотя бы раз, это же будет значить, что и во всех предыдущих и возможных будущих перепалках наша персона может оказаться неправой! Не правда ли драматично?

     Зеркальная причина трудности признания своей неправоты связана с колким опасением, что оппонент, оказавшийся «правым», теперь насядет на наш мозг с такой претензией, что теперь, он дескать, прав во всём, и к нему надо бы прислушиваться, как к более важному и более ценному старшему товарищу.

     Другая причина великой сложности признания своей неправоты всплывает там, где таковое признание подразумевает перемены в поведении – какие-то уступки и повинности. Например, признав себя бездельником, уже не получится закрывать глаза на тот факт, что надо бы делать, куда больше полезных дел по дому. С этой проблемой сталкиваются почти все родители, дрессирующие своих чад для личной выгоды.

     Страшно признавать свою неправоту, когда это признание подразумевает, что на нашу персону и впредь можно упрекать и обвинять. Например, когда один член семьи пилит другого, признание правомерности его действий предполагает, что пилил он вроде как не напрасно, в своей раздражительности был «прав», и теперь имеет законную привилегию и впредь «праведно» гневаться и сверлить мозг окружающим.

     То есть, даже если разгневанный сожитель прав по смыслу сказанного, соглашаться с его правотой, признавая свою неправоту, не захочется, просто, чтобы не потворствовать его гневной форме подачи слов. В семейных конфликтах люди редко разбирают происходящее по полочкам, отделяя форму от содержания, а чаще, свалив всё в кучу, отторгают нелицеприятную картину в целом.

     В целом жажда правоты – это что-то вроде «инстинкта» эго, пытающегося в хаосе жизни удерживаться на шатких опорах своих убеждений, этот хаос упорядочивающих (на progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья  о строении психики). Поэтому все мы в каком-то смысле заслуживаем душевной скидки за свой самообман, потому что вцепляемся в него не из какой-то гнусной подлости, а скорей из страха потерять себя в сложном мире.

     Быть правым – не заслуга. Быть неправым – не грех. Все ошибаются. Собственную неправоту признавать совсем несложно и она перестает быть пугающей, когда правда становится милее инфантильного самоутверждения. В этом, кстати, кроется один из ключей к душевному росту и уверенности в себе.

© Игорь Саторин

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх