ВСЕЛЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Стр.1

КОСМОС — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

 

1. ВО ВСЕЛЕННОЙ ВСЕ ПРОНИЗАНО ЖИЗНЬЮ И РАЗУМОМ

 

Согласно Жнани-йоге Абсолют является источником всего, и все, что существует, должно являться эманацией Абсолюта, А если какая-либо вещь вытекает из Абсолюта, значит Абсолют должен присутствовать в ней, составлять ее сущность. Принимая это, мы по логике вещей не можем отрицать, что все в мире наполнено сущностью жизни, так как жизнь есть одно из качеств Абсолюта, внешнее выражение существования Абсолюта. А если это так, то естественно утверждение Жнани-йоги: весь мир должен быть живым.

В мире существует только единая жизнь, и основой ее является Абсолют. По словам американского йога Аткинсона, Абсолют, «живущий, чувствующий, страдающий, радующийся, стремящийся и борющийся в нас и через нас» есть то, что действительно существует; весь видимый мир и все формы жизни являются его выражением.

В мире все живет, в природе нет ничего мертвого. Даже смерть означает только перемену формы в материале тела. Жизнь в разнообразных формах проявления и выражения присутствует во всем, включая минералы и атомы, составляющие эти минералы. Кристаллы, как и живые организмы, можно стерилизовать и сделать неспособными к размножению путем химического воздействия или других методов воздействия; их можно также «убить» и, таким образом, помешать их развитию в будущем. Но ведь и горные породы, и металлы в принципе состоят из кристаллов. Земля, на которой мы растем и живем, есть не что иное как раскрошившиеся скалы и миниатюрные кристаллы. Поэтому даже пыль под нашими ногами живет.

В природе нет трансформации «мертвой материи» в живую растительную ткань и затем в живую ткань животных. Неорганические тела живут, и от тела неорганического до тела человека — одна непрерывная смена видов и форм живой материи. Всякое разлагающееся тело человека вновь обращается в тело неорганическое, и цепь начинается сначала. Природа дает нам много примеров присутствия жизни в неорганическом мире. Чтобы понять истину утверждения, что все живет, нам стоит только посмотреть вокруг себя. Металлы обладают тем, что называется «притуплением эластичности, они же обладают свойством „усталости“, подвержены „болезням“. Тот, кто много лет работает с инструментами или управляет машинами (особенно те, кого называют „мастер — золотые руки“), приобретают привычку говорить об этих предметах как о живых существах. Они как будто признают за инструментами или машинами способность „чувствовать“ и различают в каждом из них своего рода „характер“ или личные особенности, с которыми следует считаться, приспосабливаться к ним или „задабривать“ их, чтобы добиться лучших результатов.

Что касается атомов, то Жнани-йога утверждает: жизнь и жизнедеятельность присущи мельчайшим частицам материи. В своих притяжениях и отталкиваниях атомы обнаруживают жизненные характеристики. Они движутся в направлении своих притяжений, заключая «браки», и в своих соединениях образуют известные нам вещества. Безжизненного притяжения и отталкивания не существует. Всякая склонность или отвращение к какому-то другому предмету или вещи является доказательством присутствия жизни; и здесь к месту слова, немецкого ученого Геккеля: «Я не могу представить себе простейшие химические и физические процессы, не приписывая движению материальных частиц способности бессознательного ощущения. Идея химического сродства заключается в том, что различные; химические элементы отличают разницу в качествах других элементов и испытывают удовольствие или отвращение при соприкосновении с ними; на почве этого они и производят свое взаимное движение»

Но всюду присутствует не только жизнь, но и разум, ибо там, где есть жизнь, есть и разум. Это утверждение Жнани-йоги подтверждает американский ученый начала XX века Салиби в своем труде «Эволюция»: «Жизнь присуща материи; жизненная энергия не является вещью исключительной и созданной в какой-нибудь определенный период прошлого. Если эволюция действительно существует, то живая материя путем естественных процессов развилась из той формы материи, которая на вид безжизненна. И если жизнь присуща материи, то еще в тысячу раз более очевидно, что разум присущ жизни. Сторонник эволюции непременно должен думать, что разум присущ материи. Микроскопическая клеточка, маленький комочек материи, который должен стать человеком, заключает в себе обещание и зародыш разума. Разве нельзя отсюда сделать вывод, что элемент разума находится и в тех химических элементах — углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, калий, хлор, — которые входят в состав клетки? Мы не только вынуждены сделать этот вывод, но вынуждены пойти еще дальше: раз мы знаем, что каждый из этих элементов, да и всякий другой, неизбежно состоит из одной и той же единицы — электрона, то мы должны признать, что разум присущ единице материи, то есть самому электрону».

 

2. ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ АБСОЛЮТА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИЛА ЭВОЛЮЦИИ

 

Созидающая сила Абсолюта проявляется под видом законов и сил природы, которые в Жнани-йоге называются Творческой Волей. Творческая Воля является внутренним двигателем, побуждением, скрывающимся за всеми формами и видами жизни. В атоме, молекуле, клетке, растении, птице, рыбе, животном и человеке жизненный принцип Творческой Воли постоянно действует, творит, сохраняет, продолжает жизнь и поддерживает ее функции. Мы можем назвать это — инстинктом или природой, но суть остается одна: любое проявление энергии, силы — будь она физическая, механическая или психическая — является выражением Творческой Воли, исходящей из одного источника — Абсолюта.

Идея активной Творческой Воли, действующей в мире — созидающей, разрушающей, изменяющей, восстанавливающей, — всегда активной, поддерживалась под разными названиями и формами многими философами и мыслителями. Немецкий ученый Вундт, психологическая школа которого носила название волюнтаризма, считал двигательной силой энергии нечто такое, что может быть названо волей. Шопенгауэр в основе своей увлекательной, но мрачной философии и своей метафизики положил принцип активной формы энергии, которую он назвал «волей к жизни» и которую он считал вещью в себе, или Абсолютном. Бальзак считал, что двигательной силой мира является нечто, похожее на волю.

Творческая Воля, согласно философии йогов, является эманацией из разума Абсолюта, действующее проявление его Воли; она действует по установленным, естественным законам, выполняя в мире активную творческую работу. Творческая Воля — продукт скорее психический, чем физический (и, конечно, насыщенный жизненной энергией своего источника), ибо она не просто слепая механическая энергия или сила, а нечто гораздо большее. Можно показать это на примере действий человека. Он хочет двинуть рукой — и рука делает движение. Непосредственная сила при этом кажется силой механической. Но что скрывается за этой силой, что является ее сущностью? За этой силой скрывается воля, ибо любые проявления энергии, силы — формы действия Творческой Воли (действующей, как было сказано выше, по естественным законам, установленным Абсолютом), побуждающей, направляющей и руководящей.

На какие бы формы жизни мы не обратили внимание, везде можно наблюдать присутствие и действие Творческой Воли, стремящейся создать, защитить и сохранить жизнь. Творческая Воля есть то прогрессирующее эволюционное усилие, действие которого видно во всех формах жизни — во всей природе. От самой низшей до самой высшей ступени жизни можно видеть в действии усилия, энергию, давление, — действие созидающее, охраняющее, питающее и совершенствующее формы природы. Творческая Воля — это то, что называется «работой природы», проявляющейся в росте растений, в прорастании семени, в оплодотворении цветка и т. д. В то же время Творческая Воля определяет жизненные процессы, не зависящие от личной воли ее индивидуальных форм.

К ним относятся все так называемые бессознательные явления жизни. Творческая Воля заставляет расти тело, наблюдает за процессами питания, усвоения пищеварения, освобождения организма от лишних веществ и т. д. Она формирует тело, органы и части, поддерживает их функции и деятельность.

Согласно Жнани-йоге Творческая Воля обладает таким свойством, как желание. Во всех формах ее действия проявляется это желание. Вечно присутствующее желание Творческой Воли заставляет низшие формы жизни превращаться в высшие. Оно является движущей причиной эволюции, оно есть само эволюционное побуждение. Эволюция — это нечто большее, чем проявление законов приспособляемости, естественного отбора. И хотя она пользуется этими законами как средствами и орудиями, за ними стоит это настоятельное побуждение, вечно призывающее желание, вечно деятельная Творческая Воля. Ламарк был ближе к истине, чем Дарвин, говоря, что желание существовало раньше и предшествовало развитию функций и форм.

Итак, Творческая Воля — этот активный принцип мировой жизни — всегда находится в действии, образуя формы, виды и комбинации, а затем уничтожая их, с тем чтобы претворить материю в новые формы, виды и комбинации. Творческая Воля находится в постоянной деятельности, выполняя тройную функцию созидания, поддержания и разрушения живых форм, но перемена при этом происходит только в видах, формах или комбинациях, реальная же субстанция остается неизменной в своем внутреннем аспекте, невзирая на бесчисленные видимые смены в своих конкретных формах.

3. ЕДИНСТВО ЖИЗНИ В КОСМОСЕ НУЖНО ОСОЗНАТЬ

Одной из основ йоговского учения является положение о том, что жизнь везде одна, что все формы проявления жизни пребывают в гармоническом начальном единстве. Эманация Абсолюта проявляется в форме великой Единой Мировой Жизни, в которой различные, казалось бы отдельные друг от друга формы жизни служат лишь центрами энергии и сознания в общем космическом поле жизни.

Эту истину трудно охватить разумом. Наш разум говорит, что все формы жизни отличны друг от друга и что при таком их разнообразии в них не может быть единства. В конце концов, можно прийти к пониманию единства жизни, прослушав лекцию или прочитав йоговские источники. Но только осознание единства жизни (когда человек в полном смысле слова начинает чувствовать, что он является только центром сознания в великом океане жизни и что он связан с другими центрами бесчисленными умственными и духовными нитями, а все центры возникают из Единого — Абсолюта) внутренне изменяет человека, поднимает человека на новую ступень духовного развития.

Многие люди, идущие по пути самосовершенствования, приходят к осознанию единства жизни. К одним из них осознание единства приходит постепенно в результате длительных рассуждений, размышлений, озаренных редким вдохновением. Для других это — следствие достижения космического сознания; для них осознание единства приходит как озарение или сияние истины. Ведь по-существу достижение космического сознания есть осознание единства жизни. И сам термин «космическое сознание» означает внезапное сияние знания сути мира, в котором все иллюзорные линии, разделяющие вещи, исчезают, и вся жизнь Вселенной делается явно видима, как действительно Единая Жизнь.

У того, кто пришел к осознанию единства жизни, не появляется чувства утраты своей индивидуальности, а наоборот, появляется новое чувство, чувство возрастающего могущества, силы и знания. Вместо чувства потери индивидуальности возникает чувство обретения своей индивидуальности. И в то же время человек начинает как бы чувствовать, что он носит в себе целый мир.

Осознание единства жизни, объединенности всего живого делает жизнь человека, как уже упоминалось выше, совершенно другой. Он уже более не чувствует, что он простая часть чего-то, что он подлежит разрушению или что он крошечное, личное существо, отдельное и противоположное всему остальному в мире. Он осознает себя центром сознания в Великой Единой Жизни. Он понимает, что обладает мудростью стоящего за ним Абсолюта, откуда он может научиться черпать могущество и силу по мере своего возрастающего духовного развития. У него исчезает чувство страха перед смертью, так как он понимает, что если он принадлежит к Единой Жизни, он не может быть для нее потерян (страх смерти возникает из-за призрачного чувства одиночества или отдельности от Единой Жизни). Когда такой человек возвращается к мысли о Единстве Жизни, он испытывает особое чувство оптимизма. Горечь, порожденная иллюзией одиночества, растворяется в сладостном чувстве единения: к нему не приходят уже недоверие и ожесточение, но зато его охватывает чувство гармонии с окружающим миром. У него появляется ключ ко многим загадкам жизни, и многое становится понятным. Вся природа кажется ему дружественной, он не испытывает и не видит в ней антагонизма и противоположности по отношению к себе, ибо осознает, что все на своем месте, и каждая вещь выполняет отведенную ей в мировом плане работу.

4. ТАЙНА ПРИЧИНЫ ЭМАНАЦИИ АБСОЛЮТА

Почему происходят проявления эманации Абсолюта? Вопрос сложный, им безуспешно занимались многие философские школы. Поиски ответа на вопрос осложняются тем, что речь идет об Абсолюте, к которому относятся следующие положения:

1) Абсолют, обладая свойством бесконечности, не может иметь желаний, так как это свойство конечного;

2) Абсолюту не может чего-либо недоставать, потому что в нем есть все;

3) и даже если бы Абсолюту чего-нибудь не хватало, ему неоткуда было бы получить это недостающее, ибо вне его ничего нет.

Таким образом, отпадают мысли о существовании понятных людям стимулов (в виде желания, стремления к развитию) для совершения эманации Абсолюта.

Ответа на вопрос, почему Абсолют, обладающий всем, чем можно обладать, и сам по себе являющийся источником всех вещей, эманировал (создал) Вселенную из себя и в себе, человек не может получить и никогда не получит, ибо он касается сути Абсолюта. Значит, нам нужно просто допустить как аксиому, что эманация всего во Вселенной — это необходимое свойство Абсолюта.

Эманации Абсолюта осуществляются в виде разума, энергии и материи, то есть речь идет о тройственной эманации. Первичная эманация Абсолюта — Мировой разум, вторичная эманация (исходящая из разума) — Мировая энергия, третичная эманация (исходящая из энергии) — Мировая материя.

Если обобщить вышесказанное, можно считать, что проявления и эманации Абсолюта {мы говорим о не— -посредственной, первичной эманации) есть мысленные создания Абсолюта — мыслеформы.

Эти мыслеформы составляют общее поле Мирового разума. И в этом поле Мирового разума пребывает Абсолют (Бесконечный Дух), являющийся абсолютной реальностью. Если соотнести это с человеком, то можно сказать, что единственная реальная вещь в человеке есть его «Я» (дух, облеченный в мыслеформу); остальное только личность, которая меняется и перестает существовать. Дух в душе человека, являясь частицей Абсолюта, есть реальная сущность человека, которая никогда не рождается, никогда не умирает, она вечна.

 

Источник: Ю. М. Иванов  "Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире"

 

Часть III История Урантии. Документ 92. Дальнейшая эволюция религии.

 

6. Составные религии.

92:6.1 (1010.5) Урантийские религии двадцатого века представляют собой интересный материал для исследования социальной эволюции религиозного влечения у человека. Многие вероисповедания почти не изменились со времени культа духов. Как группа, африканские пигмеи не имеют религиозных реакций, хотя некоторые из них в какой-то мере верят в духовное окружение. Сегодня они находятся на той же стадии развития, что и первобытный человек в начале эволюции религии. Основой примитивной религии была вера в жизнь после смерти.

Поклонение личностному Богу свидетельствует об эволюционном прогрессе и даже первом этапе откровения. У даяков сложились только наиболее примитивные религиозные обряды. Ещё сравнительно недавно весьма неопределённые представления о Боге существовали у эскимосов и америндов, которые верили в духов и имели смутное представление о некотором подобии жизни после смерти. У современных австралийских аборигенов есть только страх перед духами, боязнь темноты и примитивное поклонение предкам. У зулусов только сейчас появляется религия, основанная на страхе перед духами и жертвоприношениях. Многие африканские племена, кроме тех, которые испытали влияние христианских и мусульманских миссионеров, ещё не поднялись в своем религиозном развитии выше уровня фетишей. Однако некоторые группы уже давно придерживаются идеи монотеизма, как, например, потомки фракийцев, которые верили также в бессмертие.

92:6.2 (1010.6) На Урантии эволюционная и богооткровенная религии развиваются бок о бок, объединяясь и срастаясь в разнообразные теологические системы, существующие в мире на время составления настоящих документов. Можно предложить перечень этих религий Урантии двадцатого века:

92:6.3 (1011.1) 1. Индуизм – древнейшая.

92:6.4 (1011.2) 2. Иудаизм.

92:6.5 (1011.3) 3. Буддизм.

92:6.6 (1011.4) 4. Конфуцианские учения.

92:6.7 (1011.5) 5. Даосские верования.

92:6.8 (1011.6) 6. Зороастризм.

92:6.9 (1011.7) 7. Синтоизм.

92:6.10 (1011.8) 8. Джайнизм.

92:6.11 (1011.9) 9. Христианство.

92:6.12 (1011.10) 10. Ислам.

92:6.13 (1011.11) 11. Сикхизм – новейшая.

92:6.14 (1011.12) Наиболее развитыми религиями древности были иудаизм и индуизм, и каждая из них оказала огромное влияние на историю развития религии на Востоке и Западе. Как индусы, так и иудеи верили в боговдохновенность и богооткровенность своих религий и считали, что все остальные учения – упадочные формы единственной истинной веры.

92:6.15 (1011.13) Индия поделена между приверженцами индуизма, сикхизма, ислама и джайнизма, причем каждая конфессия изображает Бога, человека и вселенную в своём, отличном от других, понимании. Китай придерживается даосских учений и конфуцианства; в Японии почитается синтоизм.

92:6.16 (1011.14) Великими межнациональными и межрасовыми вероучениями являются иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Регионы, охваченные буддизмом, простираются от Цейлона и Бирмы – через Тибет и Китай – до Японии. Буддизм смог приспособиться к нравам многих народов и в этом отношении сравним только с христианством.

92:6.17 (1011.15) Иудейская религия заключает в себе философский переход от политеизма к монотеизму; она является эволюционным связующим звеном между религиями эволюции и религиями откровения. Иудеи – единственный из народов Запада, прошедший весь путь от своих ранних эволюционных богов вплоть до Бога откровения. Однако широкое распространение эта истина получила только в дни пророка Исайи, который в очередной раз учил смешанному представлению, объединив расовое божество и Всеобщего Творца: «О, Господь Саваоф, Бог Израиля, ты Бог, только ты один; ты сотворил небеса и землю». В своё время надежда на спасение западной цивилизации связывалась с возвышенными иудаистскими концепциями благости и прогрессивными эллинскими представлениями о красоте.

92:6.18 (1011.16) Христианская религия – это религия о жизни и учениях Христа. Она основана на теологии иудаизма, модифицирована через усвоение некоторых учений зороастризма и греческой философии и сформулирована, в первую очередь, тремя индивидуумами: Филоном, Петром и Павлом. Со времени Павла она претерпела целый ряд эволюционных изменений и настолько пропиталась западным духом, что многие неевропейские народы совершенно естественно смотрят на христианство как на чужеродное откровение чужеродного Бога для чужеродцев.

92:6.19 (1011.17) Ислам является религиозно-культурной общностью северной Африки, Леванта и юго-восточной Азии. Именно еврейская теология в сочетании с последующими христианскими учениями превратила ислам в монотеистическую религию. Приверженцы Магомета были озадачены прогрессивными учениями о Троице; им была непонятна доктрина о трёх божественных личностях и едином Божестве. Попытка внезапно склонить эволюционный разум к восприятию прогрессивной богооткровенной истины всегда сопряжена с большими трудностями. Человек – эволюционное создание и должен обрести свою религию в основном с помощью эволюционных методов.

92:6.20 (1012.1) В своё время поклонение предкам было явным прогрессом в религиозной эволюции, однако столь же удивителен, сколь и печален тот факт, что эта примитивная идея сохраняется в Китае, Японии и Индии наряду с обилием относительно более прогрессивных взглядов, например, буддизмом и индуизмом. На Западе поклонение предкам переросло в преклонение перед национальными богами и почитание народных героев. В двадцатом веке эта националистическая религия преклонения перед героями проявляется в различных радикальных и националистических светских течениях, характерных для многих рас и народов Запада. Схожее отношение встречается в знаменитых университетах и крупных промышленных сообществах англоязычных народов. Не слишком далека от таких представлений идея о том, что религия является всего лишь «общим стремлением к счастливой жизни». «Национальные религии» – это не более, чем возврат к древнеримскому поклонению перед императором и к синтоизму, поклонению государству в образе императорской семьи.

Картина дня

))}
Loading...
наверх