Не совсем паны — наши друзья и наши враги. Все они из кресовых поляков
Никто не пан, никто и не пропал
Не сказать, многим ли полякам сегодня так и не терпится ввязаться в драку русских с украинцами, где на самом деле не может быть никакой национальной вражды, поскольку на кону совсем иное. Россия — одна из самых многонациональных стран в мире, и, хотя многие считают это тяжёлым наследием империи — российской или советской, не так важно, пользы от этого куда больше, чем вреда.
Причём во всех отношениях, даже если «пришлые» ассимилируются в стране без всякого на то желания, стремясь сохранить национальные традиции. Тем не менее особых диаспор многие не создают, становясь не только россиянами, но и русскими как по культуре, так и по образу жизни, пусть и не на все 100. Имеют право.
Особенно чувствуется это среди славян, которым такое «превращение» перенести намного проще – общего слишком много. Открывая небольшой цикл статей о явлении в России людей из соседних стран, затронем первыми поляков, вроде бы вечных врагов России, которые, однако, без неё фактически не могут обойтись.
Впоследствии мы вспомним не только о выходцах из Литвы и Беларуси, считающих себя поляками, но вызывающих сомнения в своем настоящем происхождении. Считаем, что в пророссийском контексте обязательным будет упомянуть самые известные примеры политических, военных, государственных, культурных деятелей из этой специфической субэтнической категории.
Вспомним только некоторых из врагов, но больше из друзей, хотя подчас и превращавшихся во врагов. Никто из них не был по сути паном, хотя считать себя таковым готов чуть ли не каждый поляк. Не ищите здесь подробных биографий – всё предельно кратко, подробностей в сети и без нас хватает, всё только в связи с Россией.
Быть может, для знатоков хоть что-то станет открытием. А для несведущего в вопросе читателя многое в польском вопросе, на который, как и прежде, у России нет однозначного ответа, чуть больше прояснится.
Юзеф Пилсудский
Родился в богатом имении Зулов на территории современной Литвы. Зулов никогда не принадлежал кому-либо из наследственной шляхты из коронной Польши, его владельцами были либо местные шляхтичи с белорусскими фамилиями, либо русские купцы и военные деятели.
Корни Пилсудского — из древнего рода военных деятелей Великого княжества Литовского Гинетовичей, судя по фамилии, родоначальники были балтийского, а возможно, ятвяжского происхождения, но в дальнейшем ославянились. Мать — из виленского шляхетского рода, носила фамилию Билевич.
Никто из родителей не имел предков на территории Польши, все их корни с территории современного белорусско-литовского пограничья. В юности Пилсудский, которого регулярно задерживала охранка за политическую деятельность в Харькове, Санкт-Петербурге и Вильно, в анкетах писался белорусом.
Затем будущий диктатор резко изменил свою идентификацию, мало того, что однозначно считал себя поляком, так на посту «начальника Польши», который придумал для себя сам, развернул такой национальный гнёт во «всходних кресах», что в исторической памяти белорусов, украинцев и литовцев навсегда останется чуть ли не дьяволом.
Именно при нём в Западной Беларуси осталась только одна белорусская школа, остальные были ликвидированы, за разговор в школе на белорусском языке учеников били по рукам линейкой, православные церкви в массовом порядке закрывались, на Белосточчине, где сохранилось униатство, то же самое делалось и с униатскими.
Ну а про концлагерь в Берёзе-Картузской «Военное Обозрение» уже писало — Берёза Картузская: забытая история.
Кастусь Калиновский
Руководитель восстания 1863 года, названного «Повстанием» и затеянного не вымершей ещё шляхтой на территории современной Западной Беларуси и литовской Виленщины. В российской историографии по ряду политических причин считается поляком, в польской – тоже.
Зато литовцы вообще его на памятнике обозвали Костасом Калинаускасом, в современной белорусской, равно как и в советской, — белорусом, его числят борцом за права угнетённых крестьян. Дальние корни этой исторически спорной, особенно в России, фигуры происходят из польской Мазовии.
Несмотря на это, аргументы в пользу не совсем, мягко скажем, польского происхождения Калиновского можно найти, причём веские.
Во-первых, в составленном по поручению генерал-губернатора графа Н. М. Муравьева «Описании мятежа 1863 года в Западных губерниях» артиллерийский генерал Василий Ратч называл Калиновского «литвином». В терминологии того времени это означало западным белорусом.
Во-вторых, Калиновский по-белорусски не только свободно говорил, но и писал, апеллируя именно к мужицкому сословию. Мужиков «пан Кастусь» рассматривал примерно как марксисты пролетариат – в качестве опоры в реализации своих планов преимущественно крестьянского восстания в Северо-Западном крае с национальным при этом уклоном.
Феликс Дзержинский
Наверное, самый известный в России и в других постсоветских странах «кресовый поляк» и представитель мелкой и небогатой «застенковой шляхты». Пожалуй, у него-то как раз было право считать себя паном, но он им не пользовался.
Чем прославился Феликс Эдмундович, пояснять не надо. Личность Дзержинского неоднозначна, и давать его деятельности какие-либо оценки — лишний раз подливать масла в огонь.
Будущий руководитель ВЧК, предтечи всех советских спецслужб, родился в фольварке Дзержиново, сейчас это Столбцовский район. Фамилия и родовой герб шляхтичей Дзержинских — всё-таки польские, но их по бедности угораздило перебраться из «коронной Польши» в Великое княжество Литовское.
В итоге они, окончательно обеднев, растворились среди местной застенковой шляхты – то есть, не совсем панов, или совсем не панов. А вот свою национальность Железный Феликс менял в анкетах как минимум четыре раза: царской охранке представляясь то как белорус, то как поляк, в конце концов, будучи на первых ролях в русской революции и ленинском Совнаркоме, оставался в документах поляком до самой своей безвременной кончины.
Показательно, что старшая сестра Дзержинского Альдона всю жизнь записывалась белоруской, что не помешало ей после Великой Отечественной войны по не совсем ясным причинам уехать в тогда уже подконтрольную СССР Польшу. Да, родина, но только вроде бы…
Константин Рокоссовский
Весьма уважаемый ветеранами, Константин Константинович вошёл в историю как маршал армий двух государств: СССР и Польши. При этом был ещё и офицером царской армии, воевал за Российскую империю и СССР.
Происхождением Рокоссовский из застенковой шляхты. По отцу, всё же, его происхождение частично польское, но лишь частично. Мать — белоруска из Телехан, современный Ивацевичский район Брестской области.
В разное время красный командир указывал различные места своего рождения: сначала Телеханы, затем Варшаву, затем Великие Луки Псковской области. И что уж совсем не подобает поляку, он был крещён в православии, поскольку по законам Российской империи ребенка от православной матери полагалось крестить только по православному обряду.
Иначе он бы просто считался незаконнорожденным, а перекрещиваться уже после коммунисту Рокоссовскому, наверное, и в голову бы не пришло. И в католической до фанатизма Польше, куда после войны он прибыл командовать армией, к этому отнеслись нормально, поскольку коммунистические власти навязывали населению атеизм.
Свежие комментарии