На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей
    БЛАГОДАРЮ!ТАО ПУТЬ ВОЗНЕСЕН...
  • Юрий Ильинов
    5 ноября в ток шоу Малахов 05.11.2024 смотреть онлайн У меня в руках билет на научно-просветительский семинар професс...После успеха в ра...
  • Юрий Ильинов
    Процитирую пункт 57 указанного доклада, касающийся отношения к русским: «Основными методами пыток и жестокого обращен...Чем отличается гл...

Карма: снова война, снова мины в Балтийском море


В этой истории действительно есть что-то кармическое. Действительно, стоило начаться боевым действиям, и в воды Балтийского моря сыпались мины. Причем, со всех сторон.


Сколько было выставлено мин в Первую Мировую, точных данных нет, но ставили задорно и с огоньком. И на этих минах подрывались все, но в основном досталось немцам.

Они действительно на минах Балтики потеряли много кораблей. Самой известной потерей стала гибель 7 новейших эсминцев из 11 кораблей отряда спецназначения осенью 1916 года. Вместо того, чтобы пощипать дозорные силы Балтийского флота, немецкие эсминцы отправились на дно. Это стало самым значительным успехом Балтийского флота в Первой Мировой войне.

После войны мины, конечно, тралили, но не очень активно. России, которая становилась СССР, было чем заняться и без того, а где ставились русские мины, противники толком не знали.

В промежутке между войнами Советский Союз, Финляндия, Швеция, Германия потихоньку подновляли свои минные заграждения, а после начала Второй Мировой вообще начался минный кошмар. СССР, Германия и Финляндия сообща выставили в Финском заливе около 67 000 мин. Плюс отдельно авиацией Германии было выставлено почти полторы тысячи мин.

Карма: снова война, снова мины в Балтийском море


Что в итоге произошло?

Балтийский флот оказался заперт в небольшой акватории и практически не принимал участия в войне. Подводные лодки ВМФ РККА с огромными трудностями прорывались через сетевые и минные заграждения и несли потери. Из 46 подводных лодок, которые потерял Балтийский флот за время Великой Отечественной войны львиная дола приходится именно на минные заграждения.

Так что однозначно можно сделать вывод, что минную войну против СССР Германия и Финляндия выиграли «за явным преимуществом».

Минная война на Балтике длилась до 1957 года, и потребовала немалых усилий как в техническом отношении, так и в количественном.


Не зря до сих пор в определенных кругах КБФ отмечается скромная дата прорыва минной блокады – 5 июня.


Почему сегодня поднимается эта тема?

Потому, что ее поднимают. Пока только в теории, главное – не бросают в воду. Но не дожидаясь принятия Финляндии и Швеции в дружные ряды НАТО, в Эстонии и той же Финляндии совершенно не стесняясь, вслух заговорили о том, как у них может быстро и качественно получиться операция по минной блокаде Балтийского флота России и последующей полной блокаде Калининграда.

Разговоры на грани провокации, причем, как военной, так и дипломатической. Недавние разудалые пляски Латвии вокруг Калининграда и Норвегии вокруг Шпицбергена показывают, что спокойно нам жить не дадут и гадить по мелочи будут.

Но вот так нагло рассуждать о перекрытии Финского залива… Это уже более крупный размер.

А ведь может и получиться. Не зря в срочном порядке горячие финские и эстонские парни начали консультации на уровне своих министерств обороны о создании общей системы морской обороны двух стран.

Министр обороны Эстонии Ханно Певкур выдал шедевральную мысль:

«Интеграция противоракетной обороны Финляндии и Эстонии позволит закрыть Финский залив для российских военных кораблей. Балтийское море с присоединением Финляндии и Швеции к НАТО станет внутренним морем альянса. Нам нужно объединить системы береговой обороны. Дальность полёта эстонских и финских ракет превышает ширину Финского залива. Теперь нужно системы объединить, начать делиться друг с другом всей имеющейся информацией».


Эстонский министр выдал это все в эфир неделю назад, после встречи с финским коллегой Антти Кайкконеном. Видимо, наговорили эти мужчины друг другу много приятного.

Но если посмотреть на карту этого самого Финского залива, то мысли в голову лезут не самые радостные. Действительно, Эстония и Финляндия вполне могут доставить глобальные неприятности на море. Даже при отсутствии флотов, хотя тут еще как сказать.

Понятно, что времена морских сражений ушли в историю, тут все более или менее понятно. Да, у Эстонии флота нет в привычном нам понимании, два патрульных катера и три тральщика – это все. Но эстонцам корабли и не нужны!

Достаточно установить на берегах пусковые установки противокорабельных ракет – и вот вам проблема с проходом! Тем более, что никакие чудо-ракеты, сверхдальнобойные и очень умные и не нужны. При общей ширине залива в некоторых местах (как на карте), стрельба будет вестись в упор, с расстояния 30-40 км. А тут уже все летит.


Но эстонцы-то закупили вполне себе современную технику! Израильские противокорабельные ракеты «Blue Spear» - весьма неплохое оружие. Скорость полета под 1000 км/ч, с дальностью полёта полный порядок, под 300 километров. То есть, эстонцы могут запускать эти ракеты не просто по целям в Финском заливе, а простите, у причальных стенок Петербурга и Крондштадта.


Конечно, есть ПВО, есть ракеты и у нас, есть и корабли, но…

О составе и боевых возможностях ДКБФ уже сказано столько, что повторяться не хочется. А если говорить о надвигающейся минной войне, то дела обстоят еще более печально. Не так давно мы делали обзор наших тральных сил, и умом понимаешь, что десяток тральщиков ничего сделать не смогут.

О финском флоте. Он как раз заточен именно под минную войну. Шесть минных заградителей, пять из которых родом из 90-х годов, то есть, еще вполне себе ничего. За один раз эта банда может выставить от 600 до 1000 мин. И тральщиков собственной постройки у финнов больше, чем у нас. И они новее.

И финны продали приличное количество своих мин… Эстонии! Спросите, откуда эстонские парни будут их ставить? Сложный вопрос, если честно. Эстонские тральщики британской постройки типа «Сэндаун» - это в общем даже не тральщики, а искатели мин. У них не заложена возможность траления, нет оборудования на борту. Да и если посмотреть на «Сэндаун» в кормовой части, там и места особо нет для размещения мин.


Но факт: мины куплены. Тренировки по обучению проводятся. Значит, возможность установки мин есть, просто мы пока не знаем, как решили поизгаляться бравые эстонские минеры. Возможно, как их финские коллеги попробуют применить для минных постановок вертолеты «NH-90».

Но это действительно угроза. Тут ситуация не простая: кто первый, тот и в выигрыше. Кто первый накидал мин в воды Финского залива, тот будет потом сидеть на берегу усмехаясь и рассматривая потуги оппонента в прицелы своих береговых противокорабельных комплексов.

Кстати, у финнов с противокорабельными ракетами все в порядке, их МТО-85М летят на дальность до 150 км и тоже запросто перекрывают всю ширину залива.

И вот тут возникает ситуация, когда вроде бы оборонительное вооружение морская мина становится очень даже наступательным, если применяется вместе с противокорабельными береговыми комплексами. Можно запросто заблокировать Калининград, заблокировать Балтийский флот в гаванях. И не дать возможности разминировать, поскольку береговой ПКРК – вещь мобильная и не очень заметная.

И можно не ждать даже помощи от старших братьев по НАТО. Немцы, датчане и поляки будут спокойно сидеть в гаванях, финны и эстонцы смогут в теории справиться сами.

И, что самое неприятное – сценарий-то очень дешевый. Набросали пакости в воду, сами сидят на берегу и спокойно ждут развития событий. А вы там, в России, выкручивайтесь, как можете.

Реально придется выкручиваться. Блокированный Калининград заставит. По суше остановить подвоз всего необходимого проще простого. А если еще и море перекрыть… Ситуация станет совсем печальной, потому что в возможности нашего торгового флота (если он еще есть) после Сирии вообще верится с трудом.

А если еще и соседи коллегам помогать придут…


Германия: 6 подводных лодок, 12 фрегатов, 5 корветов, 19 тральщиков.
Польша: 2 подводных лодки, 2 фрегата, 2 корвета.
Дания: 9 фрегатов.
Норвегия: 6 подводных лодок, 4 фрегата, 6 корветов.
Швеция: 5 подводных лодок, 11 корветов, 20 тральщиков.

Итого получаем 19 подводных лодок, 27 фрегатов, 24 корвета и более 50 тральщиков (с финскими и эстонскими).

Может ДКБФ оказать вменяемое сопротивление, если будет задействована хотя бы четверть этих сил? Однозначно, нет. Ни по количеству кораблей, ни по их качеству, Балтийский флот не в состоянии тягаться с флотами стран НАТО.

Причём, в флотских штабах все прекрасно понимают: не нужно стараться уничтожить Балтийский Флот, по опыту двух мировых войн достаточно отрезать его от оперативного простора простым минированием, и дело сделано. Балтийский флот снова начнет играть привычную для него роль мишени, только теперь к самолетам добавятся еще и ракеты.

Волны Балтики помнят с начала прошлого века, как скромные минные заградители прикрывались броненосцами и линкорами, крейсерами и эсминцами. Теперь времена несколько иные, и для того, чтобы минзаги в очередной раз превратили Финский залив в «суп с клецками», достаточно ракет с небольшой дальность действия по нашим временам, авиации и разведывательных беспилотников.

Так что проблема весьма злободневная, порождающая вопрос: что делать?

Окончательно расформировать Балтийский флот, распределив остатки кораблей по другим флотам, оставив только корабли прибрежной зоны и патрульные катера? Напрячься из всех сил, чтобы максимально усилить состав ДКБФ? А вместе с силами флота усилить морскую авиацию, ракетные войска и так далее?

Вообще ответов пока нет. Расформировать ДКБФ «за ненадобностью», как предлагают сегодня некоторые «эксперты» депутатского корпуса России – это реально обречь Калининград. Если будет сухопутная блокада Польшей и Литвой, то только под прикрытием кораблей, оснащенных ПВО, сухогрузы и танкеры могут дойти до Калининграда без помех.

Усиливать? Откровенно пока нечем.

Между тем, если смотреть с юридической стороны, со стороны международного права, минирование есть классический «casus belli», прямой акт агрессии, повод для объявления войны.

Понятно, что в этом случае выбор у России небогат. Бить придется на суше, как и в Великую Отечественную. И бить, как говорится, от души.

Понятно, что сухопутный противоракетный комплекс не обязательно уничтожать с моря, используя для этого вооружение кораблей. Комплекс прекрасно уничтожается самолетами, РСЗО, артиллерией. Да, наш флот не так силен, как нам хотелось бы, потому устраивать морские сражения нам реально не с руки. Что же, в распоряжении нашей армии есть не менее эффективные средства поражения, способные уничтожить ПКРК до того, как огни смогут открыть огонь по кораблям.

То же самое относится и к объектам минной инфраструктуры Финляндии и Эстонии. Вертолеты, минные заградители, склады – все становится объектами превентивного удара со стороны России. Об этом стоит подумать горячим парням что в Таллинне, что в Хельсинки.

Да, финны не так давно уже прорепетировали блокировку морского прохода в Калининград с помощью мин, установленных с вертолетов «NH-90». Мины «Blocker PM16» фактически заблокировали проходы к Калининграду. Теперь Эстония проведёт тренировки, мины закуплены.

Остается только планировать ответные действия, потому что они просто обязаны быть.


К сожалению, Балтика становится не менее взрывоопасным регионом, чем наши Тихоокеанские рубежи. И мины в Балтийском море и Финском заливе – это, в принципе, повторение мировой истории. Но история не обязательно должна повторяться.

Картина дня

наверх