"МЫ - ОДНОЙ КРОВИ!"

28.04.2014

Мы привыкли относиться к животным как к «бессловесным тварям». Мы отказываем им в правах, которыми обладает любой человек с рождения. Мы убиваем животных ради мяса, охотимся на них ради развлечения, проводим над ними жестокие эксперименты ради победы над болезнями. Такое поведение выглядит естественным: считается, что «соседи по планете» лишены разума и души. Однако современная наука заставляет пересмотреть представления, казавшиеся незыблемыми.


РАЗУМ ЖИВОТНЫХ

Разум — категория, которая до сих не получила четкого описания.

Обычно под разумом понимают мышление, способность осознавать себя как личность, умение анализировать и оперировать абстракциями. Проявлениями разумной деятельности считаются связная речь и изготовление орудий. Вроде бы проще некуда, однако в живом мире достаточно существ, поведение которых вполне можно признать разумным.

Наличие у животных неких зачатков мышления отмечали еще античные мыслители. Но античная философия во многом опиралась на мифологию, которая принципиально «одухотворяла» окружающий мир. После того как возобладала монотеистическая точка зрения, в рамках которой человек считался «венцом творения», обсуждение степени разумности животных сошло на нет. Даже в начале ХХ века, когда биологи совершили революцию в изучении законов природы, ситуация практически не изменилась. Ученые исходили из соображения, что если животное демонстрирует «осмысленное» поведение, его ни в коем случае нельзя интерпретировать как проявление «высшей психической функции». Стал каноническим подход знаменитого русского физиолога Ивана Павлова, изучавшего рефлексы собак. Он запрещал сотрудникам своей лаборатории хоть как-то использовать в речи и документации выражения, в которых содержатся параллели с человеческими реакциями: за случаи употребления сочетаний типа «собака догадалась», «собака захотела», «собака решила» полагался денежный штраф.

И все же совсем игнорировать сложное поведение животных не получалось. Для начала научное сообщество признало, что некоторые виды живых существ умеют передавать информацию друг другу посредством примитивной речи. Птицы пользуются сложными звуковыми сигналами для предостережения, запугивания и привлечения сексуальных партнеров. Пчелы «танцуют» в улье, сообщая «коллегам», как добраться до источников корма. Даже рыбы не помалкивают, а обмениваются звуками, многие из которых пока не удалось расшифровать. Но, пожалуй, самые эффектные языковые навыки демонстрируют человекообразные обезьяны.

БЛИЖАЙШИЕ РОДСТВЕННИКИ

Вопреки распространенному мнению, на родственную связь между человеком и бесхвостыми обезьянами первым указал не Чарлз Дарвин, а греческий врач Гален во II веке н.э., использовавший сравнительную анатомию. Вопрос: насколько мы близки?

Ответ современной науки однозначен: ближайшими родственниками человека являются шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Причем от общего эволюционного «ствола» человекообразных обезьян мы с ними отделились около шести-семи миллионов лет назад. Фактически человек и по сей день остается одним из трех видов шимпанзе, ведь различие в геноме несущественно: по новейшим оценкам, оно составляет всего лишь 1%. Поэтому не приходится удивляться, когда шимпанзе ведут себя подобно человеку со слабым интеллектуальным развитием.

В свое время наделала много шума серия экспериментов по обучению речевым навыкам шимпанзе по кличке Уошо. Голосовой аппарат обезьян не позволяет воспроизводить отдельные слова и предложения, поэтому американские зоопсихологи Ален и Беатрис Гарднер решили обучить шимпанзе языку жестов, и у них блестяще получилось! За несколько месяцев Уошо овладела десятками слов, а позднее ее лексический запас вырос до трех сотен слов.

Но не только способность к обучению языкам отличает человекообразных обезьян от других животных. Даже те из них, кто никогда не соприкасался с человеком, активно используют орудия труда: камни и палки. Получается, что критерии разумной деятельности могут быть применены и к обезьянам. Так не пора ли признать их равными нам и наделить соответствующими правами?

ОСОЗНАНИЕ ЗЕРКАЛА

В мире действует множество организаций, выступающих против жестокого обращения с животными. В некоторых странах их усилия привели к значимому результату. Скажем, правительства Нидерландов и Новой Зеландии запретили использование обезьян в опытах, причиняющих страдания. И всё же пока преобладает мнение, что такие эксперименты допустимы, ведь они направлены на спасение людей. Кроме того, специалисты напоминают, что не существует прав без обязанностей. Даже самые разумные из обезьян вряд ли понимают смысл нашего гуманизма — в дикой природе ему нет места. Поэтому с ними следует обращаться так же, как они обращаются с добычей. Главным же аргументом сторонников прагматичного отношения к животным остаётся невозможность достоверно отделить разумное существо от неразумного.

Однако современная наука, кажется, нашла способ провести границу. Человеческий разум непосредственно связан с осознанием собственной индивидуальности. Отделяя себя от мира, мы обретаем способность планировать свои и чужие действия, оперировать абстракциями и придумывать новое. И одно из явных проявлений такого «отделения» — способность узнавать себя в зеркале.

Для человекоподобных обезьян факт узнавания своего отражения был открыт в 1960 году. Биолог Гордон Гэллап взял группу подопытных шимпанзе, погрузил в наркоз, после чего лёгкой кисточкой нанес красные пятна на их щеки. Когда шимпанзе очнулись, они увидели себя в зеркале, с которым хорошо были знакомы. И сразу начали хвататься за места, помеченные краской. Они догадались, что с ними что-то не так. Позднее были проведены аналогичные опыты на других обезьянах — и выяснилось, что своё отражение легко узнают орангутанги и гориллы, остальные принимают зеркального двойника за соперника и пытаются напасть.

В начале XXI века эксперименты удалось провести ещё на двух видах животных, демонстрирующих высокое интеллектуальное развитие: на дельфинах и слонах. Оказалось, что они тоже узнают себя в зеркале!

БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ

Учёные отмечают ещё одну особенность: чем больше интеллектуальные животные общаются с человеком, тем «разумнее» становятся. Проведён соответствующий эксперимент на крысах: те что выросли в клетке с игрушками и различными инструментами, оказались куда сообразительнее, чем крысы из контрольной группы.

Вполне возможно, что в будущем человек сумеет «возвысить» обезьян, дельфинов и слонов до полноценного разума. Тогда на Земле возникнет несколько цивилизаций. Изначально разумные животные всё же будут уступать нам в возможностях, поэтому их используют в качестве подсобной силы. Из обезьян и слонов наверняка получатся хорошие строители и мусорщики, из дельфинов — исследователи океанов и рыболовы.

Культура «животных» цивилизаций будет опираться на человеческую, ведь мы вольно или невольно будем прививать им свои представления о мироустройстве. Тем не менее, со временем она станет всё более своеобразной — трудно сохранить единомыслие, если у тебя вместо рук плавники. Мы будем казаться своим «меньшим братьям» богами, но любой разум раньше или позже отвергает богов. И тогда нам придётся признать их равенство с нами.

Наверное, нам придётся разрешить разумным животным иметь свои государства, посольства, правительства. Мы будем сотрудничать с ними, преобразуя планету ко всеобщему благу. Вопрос в одном: сумеют ли они простить нас за то, что мы делали с их предками?

Антон Первушин

Рубрика сайта: В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Часть III История Урантии. Документ 93. Макивента Мелхиседек. 6. Завет Мелхиседека с Авраамом.

 

6. Завет Мелхиседека с Авраамом.

93:6.1 (1020.4) Целью Авраама было покорение всего Ханаана. Его решимость была поколеблена только тем, что Мелхиседек не одобрял этого замысла. Однако, когда Авраам совсем уже было решил приступить к осуществлению своего предприятия, он стал терзаться мыслью о том, что у него не было сына, который мог бы стать наследником будущего царства. Он договорился о новом свидании с Мелхиседеком. Именно в ходе этой встречи салимский священник, зримый Божий Сын, убедил Авраама отказаться от своих стремлений к материальным завоеваниям и бренной власти и обратиться к духовному представлению о небесном царстве.

93:6.2 (1020.5) Мелхиседек объяснил Аврааму всю тщетность борьбы с конфедерацией амореев, но столь же недвусмысленно дал понять, что безрассудные обычаи этих отсталых кланов ведут их к самоуничтожению, в результате чего через несколько поколений они будут настолько ослаблены, что потомки Авраама, к тому времени значительно возросшие в числе, смогут легко победить их.

93:6.3 (1020.6) Здесь, в Салиме, Мелхиседек официально заключил завет с Авраамом. Он сказал Аврааму: «Посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их; столько будет у тебя потомков». И Авраам поверил Мелхиседеку, и «это было вменено ему в праведность». И тогда Мелхиседек рассказал Аврааму о будущем покорении Ханаана его потомками после их временного пребывания в Египте.

93:6.4 (1020.7) Завет, который Мелхиседек заключил с Авраамом, представляет собой великий урантийский договор божественности с человеческим родом, в котором Бог соглашается выполнить всё; человек же соглашается только верить в обещания Бога и следовать его наказам. До сих пор считалось, что спасения можно добиться только делами – жертвами и подношениями; и вот Мелхиседек вновь возвестил на Урантии благую весть о том, что спасение – благоволение Бога – достигается верой. Однако, это евангелие простой веры в Бога было слишком прогрессивным; последующие семитские племена предпочли вернуться к более древней практике жертвоприношений и искупления грехов через пролитие крови.

93:6.5 (1021.1) Вскоре после заключения этого завета, в соответствии с обещанием Мелхиседека, у Авраама родился сын Исаак. С рождением Исаака Авраам стал чрезвычайно серьёзно относиться к своему договору с Мелхиседеком и отправился в Салим, чтобы сформулировать завет в письменном виде. Именно в связи с этим публичным и официальным принятием завета Аврам изменил свое имя на Авраам.

93:6.6 (1021.2) Большинство салимских верующих практиковали обрезание, хотя Мелхиседек никогда не вменял этого в обязанность. И хотя Авраам всегда был ярым противником обрезаний, он решил придать своему договору с Мелхиседеком особую торжественность, официально одобрив этот ритуал в знак подтверждения салимского завета.

93:6.7 (1021.3) Именно после этого искреннего публичного отказа Авраама от личных амбиций во имя более значительных планов Мелхиседека три небесных существа явились перед ним в долине Мамре. Это событие является фактом, несмотря на его связь с более поздними вымыслами, имеющими отношение к естественному разрушению Содома и Гоморры. Легенды о событиях тех дней показывают, сколь отсталыми были мораль и этика даже в столь недавние времена.

93:6.8 (1021.4) После торжественного заключения завета Авраам и Мелхиседек полностью восстановили свои отношения. Авраам снова стал гражданским и военным правителем салимской колонии, численность которой в период расцвета составляла более ста тысяч членов братства Мелхиседека, регулярно плативших десятину. Авраам значительно улучшил салимский храм и обеспечил всю школу новыми палатками. Он не только расширил систему десятины, но и усовершенствовал многие методы организации занятий в школе, не считая своего огромного вклада в улучшение руководства миссионерской службой. Кроме того, он сделал многое для повышения поголовья скота и реорганизации в Салиме молочного хозяйства. Авраам был трезвым и умелым бизнесменом, богатым человеком для своего времени; он не отличался особой набожностью, однако был абсолютно искренним, и он верил в Макивенту Мелхиседека.

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх