На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты выдвигают версии о том, зачем Нетаньяху отдавал приказ атаковать консульство Ирана, зная о высокой вероятнос...Провал ЦАХАЛа
  • Юрий Ильинов
    The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Варианты ответа Израиля варьируются от нане...Провокация века: ...
  • Юрий Ильинов
    Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал соотечест...#Аудионовинка|Там...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 2. Глава 10

РАЗДУТОЕ ЭГО.

     Когда приходит великое прозрение, медитирующий думает: «Никогда прежде не было такого прозрения. Поистине, я нашёл путь и достиг цели». Так он находит не тот путь, который правилен, и достигает не той цели, которая верна. И, когда он находит не тот путь, который правилен, и достигает не той цели, которая верна, ход его озарений прерывается. Он отвлекается от основ своей медитации и просто сидит, наслаждаясь прозрением. [13]

Бхадантачарья Буддхагоша, «Путь очищения»

 

     Определённое Карлом Юнгом как «то, что можно считать одним из наиболее неприятных последствий полного созна­ния» [14], а Э. Голдом — как «комплекс Иисуса», разросше­еся самомнение являет собой тот случай, когда и без того самоуверенное и мощное эго раздувается до такой степени, что ослабляет способность ясного восприятия. Людям с преждевременными притязаниями на просветлённость ча­ще всего свойственно чрезмерное самомнение, субъектив­ная и весьма помпезная убеждённость в своём духовном величии и масштабности достижений. Самомнение может быть настолько безоговорочным и внушительным, что пог­лощает на своём пути всё — совесть, разборчивость, а порой и элементарный здравый смысл.

     Напыщенности эго нередко предшествует восприятие — порой неоднократное — того, что мы ранее называли «про­светлением», — мистические переживания и прозрения, не­верно истолкованные при процеживании через эго. Хотя раз­дутое самомнение проявляется у людей в разной степени, склонность воспринимать собственные переживания и ду­ховный прогресс односторонне и субъективно присуща большей части серьёзных духовных искателей. Духовный ученик должен учитывать, что напыщенность всегда прячется где-то рядом и готова выскочить из укрытия, если хотя бы на миг потерять бдительность. Карл Юнг, подробно изучавший это явление, описывает его так:

     ...Состояния, о которых речь идёт, влекут расширение личности за собственные границы иными словами, её раздувание. В этом состоянии человек распространяет себя на области, какие, вообще говоря, не в силах собой заполнить. Но заполняет он их лишь подходящим для себя контекстом и теми качествами, которые способны существовать только сами по себе и, следовательно, должны оставаться за рамками личности. Всё, что вне нас, принадлежит либо кому-то другому, либо всем, либо вообще никому. [15]

     Поговаривают, что, когда сам Юнг переживал кризис раздутого эго, в ящике у его кровати лежал пистолет. Юнг уверял, что застрелится, если не найдет выхода из кризиса.

     Вот один из таких парадоксов: вы не замечаете никакого «я» и начинаете по этому поводу собой гордиться. Но эго, устранённое от главной роли, ожидает за кулисами, готовое выйти на сцену.

Дэйнан Геири

     Склонность к эгоистической напыщенности проявляется не только во всех культурах и духовных течениях; она вовсе не ограничивается сферой духовного. Обычные люди заполняют своё повседневное существование огромным капиталом или восторгом, какой вызывают у окружающих их таланты, а размах своего финансового состояния или известности они делают частью себя; в духовной жизни человек измеряет свои заслуги трансцендентальными силами, способностями и мистическими видениями — масштабность этих свойств он оценивает так, будто «владеет» перечисленными качествами.

     «Люди добиваются власти деньгами либо престижем, — говорит Джудит Лейф. — По той же причине духовные традиции остаются плодородной почвой для эгомании». В обычной жизни раздутое эго называют чванством, высокомерием, самодовольством и самовлюбленностью; по существу, это все тот же нарциссизм, самолюбивая склонность считать себя лучше и выше других. В обыденной жизни самолюбование просто укрепляет иллюзорные заблуждения, но в духовном мире раздутое самомнение рано или поздно приостанавливает духовное развитие и даже обращает его вспять.

Личины напыщенности.

     Раздутое самомнение многолико: ощущение собственного превосходства, тщеславие, самодовольство, чувство своей исключительности, переоценка способностей и духовного развития, гордость духовными свершениями и достигнутым уровнем, равнодушие и убеждённость в том, что никому твоих переживаний не понять. Все это — надетые от иллюзорных заблуждений маски раздутого эго, которые владелец, впрочем, считает своим настоящим лицом.

     Опыт просветления это замечательно. Но обычно этот опыт делает человека тихим. Поэтому, когда я смотрю на людей, гордо выставляющих напоказ своё просветление, я не вижу просветления. По большей части я вижу эго.

Мэл Вайтзмэн

     Как уже говорилось ранее, каждый мечтает быть особенным, «Тем Самым». Причина кроется не только во всеобщей психологической травме, остающейся с детства от чувства, будто тебя не любят и бросили; немалую роль играет и интуитивно ощущаемая духовная истина о том, что в нас нет ничего исключительного и на деле мы вообще не «кто-то». Эго упорно противится этому факту и стремится стать «кем-то».

     Раздутое эго часто проявляется вполне недвусмысленно, но в некоторых случаях его выражения так изощренны, что явление остаётся почти незаметным. Примером такого самомнения может служить человек, отчуждённый в духовном общении, а втайне считающий себя выше чужих мелочных драм и неведения окружающих.

      Другой распространённой маской напыщенного эго является комплекс мессианства, мечты спасти весь мир, а точнее — стать его спасителем. Самомнение такого рода встречается во всех фанатических течениях, а образчики его можно увидеть на центральных площадях захолустных посёлков, в студенческих городках и на собраниях сект «возрожденцев». Мнят они себя пророками или нет, фундаменталисты неизменно полагают, будто нашли верный — по существу, единственно верный путь; многие из них к тому же чувствуют себя важными, исключительными, удостоенными особой чести, И потому хотят навязать свои великие знания всему миру.

     Самодовольство представляется мне вещью вполне естественной, поскольку все мы ученики, а ученик столкнувшийся с чем-то намного его превосходящим, неизбежно станет истолковывать это по-ученически.

Клаудио Наранхо

     От них нередко можно услышать выражения вроде: «Наш Господь — Иисус, а я — лишь сын Его» либо: «Великий снизошёл до меня, Его скромного слуги», где явно сквозит гордость за право быть сыном или хоть слугой, но «избранным».

     Масок много, но подлинное лицо одно — старое доброе эго, ставящее перед собой цель выжить и полагающее себя единственным владыкой человеческой сущности, рядом с которой нашло себе временное пристанище.

Как и почему растёт самомнение?

     Разрастание эго — процесс не мистический, а механический. Протекает он нередко исподволь, непредвиденно для самого человека, так как эго полно коварства. Хотя личность обычно не в силах заблаговременно уловить собственное раздувание, понимание того, как и когда это обычно случается, способно повысить нашу бдительность к возможности роста самомнения в определённых обстоятельствах. Оставаясь начеку, мы можем подготовиться к внезапному наступлению эго.

Рвение.

     Простейшее, хотя подчас и чрезмерно упрощаемое объяснение того, как и почему происходит разрастание эго, заключается в том, что испытавший особые состояния человек часто относится к ним легковерно и горит страстным желанием поделиться своими чувствами и познаниями с другими. Неофит, лишь недавно включившийся в духовную работу, но уже столкнувшийся с достаточно мощными переживаниями, нередко воображает, будто такого никто доселе не испытывал. Это перерастает в ревностную мечту раструбить о случившемся по всему миру, чтобы остальные люди тоже прониклись частицей этого величия. Кристина Гроф делает такое замечание:

     Такое часто случается с теми, кто ставит опыты с каким-то духовным приёмом и получает первые плоды. «Ого, — думает он, а я-то лучше, чем сам о себе думал». На этом работа и заканчивается, поскольку отныне он превращается в «мессию» и всем советует попробовать ту же практику.

     Когда перед личностью неожиданно распахивается незримый мир, она пылко мечтает поделиться открытой «молочной рекой с кисельными берегами» со всеми страждущими. «Стремление поделиться с другими своими удивительными переживаниями вполне естественно и понятно, — говорят Крамер и Альштад. — Беда лишь в том, что люди, ничего подобного не испытавшие, склонны относиться к герою по-особому, воздавать ему почести. Похвала всегда приятна, но она поневоле укрепляет мнение о собственной исключительности — тем более что это заставляет окружающих прислушиваться к тебе ещё внимательнее» [16].

Отождествление с переживанием.

     Как уже должно быть ясно, мистические переживания и ощущения просветлённости возникают за гранью сферы обыденного сознания — источником служат иногда архетипы, а иногда недвойственная реальность. Однако как полагает Юнг, эго очень быстро отождествляет себя с подобными переживаниями и присваивает их себе.

 

     С нами стали происходить эти вещи, и они кого-то испугали, кого-то привели в восторг, кого-то очаровали. И тогда мы перестали воспринимать запах цветов. Многие, соприкоснувшись с этим, стали превозносить своё эго.

Рам Дасс

     Эго отождествляется с переживаниями, проявляющимися за пределами обычного сознания, так как самосознание вовлечено в эти ощущения. Когда переживания угасают — а порой и в ходе переживаний, — эго делает вид, будто ощущения возникали именно у него.

     Отличить эго от Иного невероятно трудно. Учитывая размытость этой грани, эго обращает представившуюся возможность в свою пользу и тут же заявляет, что оно и было источником испытанного. В своей книге «Проект Атман» Кен Уилбер поясняет:

     Интуитивно каждый человек, да и вообще любое разумное существо постоянно чувствует, что изначальная его Природа бесконечна и вечна, она «Всё и Везде», потому он и обладает подлинной интуицией Атмана.

     ...Интуитивно каждый человек совершенно правильно ощущает, что по природе своей един с Атманом, но в то же время он сам искажает это интуитивное прозрение, так как относит его к своей обособленной личности. Ему кажется, что именно эта личность бессмертна и вездесуща, занимает в Космосе центральное положение и имеет первостепенную важность. Он, таким образом, подменяет Атмана своим эго. И вместо того, чтобы искать настоящее, вневременное единство, он просто подменяет его мечтой владеть всем Космосом, а вместо того, чтобы слиться с Богом, он пытается разыгрывать Бога из самого себя. [ 17]

     Да, люди обыкновенны, но в то же время божественны. Откровения всех великих мистиков говорят, что «Я есть То», но это отнюдь не равносильно «Мое эго есть То» или «Мое эго — Бог». В миг откровения «Я» о котором идет речь, действительно есть То, а когда переживание миновало, когда снова появляется личность — которой зябко, хочется надеть свитер и не очень нравится, как жена приготовила котлеты, — человек по-прежнему Божествен, но в то же время совершенно зауряден. Именно эта обычность и нескончаемые заботы повседневной жизни помогают удержать эго от увлечённости самим собой.

     Роси избегает говорить «ты просветлён» и тому подобные вещи, поскольку такое похлопывание по плечу способно придать новые силы эго, только лишь подавленному, но не изгнанному окончательно.

Филип Капло-роси

Мощный прилив энергии.

     Царства архетипов и, несомненно, сфера Абсолюта таят в себе невообразимую энергию — намного больше, чем в силах представить себе обычное сознание. Когда человек начинает ощущать этот прилив энергии, эго часто теряет равновесие, а подчас погружается в полную сумятицу. Земля уходит у него из-под ног, и вместо того, чтобы свободно влиться в полноту великого Непознанного, оно суетливо мечется, изыскивая способ вместить происходящее и связанный с этим энергетический шквал в границы собственного мирка, чтобы ни в коем случае не потерять власть над обстоятельствами. Один путь — сделать вид, будто энергии принадлежат самому эго. Хотя энергии эти незнакомы, эго разбухает в попытках вместить их, то есть раздувается. Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли говорит: «Подобная путаница характерна для тех, кто ослеплён соприкосновением с истинами либо энергиями, слишком великими и могучими для рассудочного понимания и поглощения личностью...» Подобный прилив энергии, по мнению Ассаджиоли, «может обернуться неблагоприятно и послужить пищей для разрастания индивидуального эго» [18].

     Эндрю Коэн дополняет эти слова ещё одним проницательным замечанием о воздействии энергии на эго:

     Энергия сама по себе необузданна. Попробую выразить это иначе: представим, что энергия просветлённого сознания проходит сквозь призму. Призма это мозг, разум и сердце личности. Мозг, разум и сердце человека вот-вот подвергнутся животворному воздействию могущественного просветлённого сознания, так как просветлённое сознание всё наполняет жизнью. Таким образом, после животворного влияния просветлённого сознания человек очень гордый с очень разросшимся эго станет человеком очень могущественным, который на первый взгляд неожиданно очень много узнал о просветлении, потому клетки его наполнены отныне энергией такого сознания.

     Цель духовной практики — познать эго, как следует ознакомиться с его деятельностью, а затем, по обстоятельствам, ослабить его либо укрепить для того, чтобы после справиться с напором сил, с которыми можно столкнуться по мере углубления духовной работы.

Неуверенность под маской раздутого эго.

     Под разросшимся эго часто скрывается неуверенность — и не только психологическая. Это экзистенциальное ощущение угрозы иллюзии обособленности, сознание собственной бренности, интуитивное понимание того, что эго вовсе не является независимой и всемогущей сущностью, какой себя мнит.

     В психологии давно известно, что люди напыщенные, хвастливые, высокомерные и жестокие к другим в глубине души страдают от неуверенности в себе и комплекса неполноценности. В обычной, не связанной с духовными вопросами жизни такой человек может одеваться кричаще, сорить деньгами, играть мышцами и даже обзавестись пистолетом; все это — желание почувствовать себя стоящим, важным и сильным. В мире духовности та же неуверенность оборачивается тягой читать окружающим дхармические лекции, назойливым желанием исправлять ошибочность чужих духовных убеждений и внутренним ощущением праведности, позволяющим видеть в своих достижениях больше, чем они заслуживают; основная же цель — убедить себя и всех остальных в собственной духовности, важности и значимости. Карл Юнг писал:

     ...Мы отчётливо видим, как неуверенность в себе заставляет фанатика преувеличивать истины, в которых он и сам-то не слишком убеждён, и обращать в свою веру других, чтобы приверженцы доказывали ему ценность и правоту его собственных взглядов. Он не настолько доволен богатством своих познаний, чтобы держать их в себе; в глубине души он чувствует, что оторван от них, а потаённая боязнь остаться в одиночестве принуждает выставлять свои мнения и толкования напоказ при любом удобном случае, потому что гнетущие сомнения отступают лишь в тот миг, когда ему удаётся убедить в своей правоте кого-то другого. [19]

 

 

Борьба с разрастанием эго.

     Рассуждая о том, как избежать разбухания эго либо избавиться от него, Роберт Свобода отмечает:

     Думаю, справедливо будет сказать, что каждый из нас в той или иной мере страдает заблуждениями или напыщенностью; остаётся лишь надеяться на то, что человеку хватает увлечённости и внимательности к происходящему и он спохватится прежде, чем отклонится от проторенного пути слишком далеко; что у него есть хороший наставник, который при необходимости образумит; либо что эго будет уже достаточно обуздано, чтобы не отождествляться чрезмерно с подобными иллюзиями, и со временем человек сможет отделить одно от другого.

     С раздуванием эго можно бороться, потому что в игре, помимо него, участвуют и другие силы. Когда эгоистический механизм человека начинает разрастаться, Сущность его остаётся прежней — чистой, цельной и неизменной. Поскольку человек отождествляет себя с эго, кажется, будто личность его разрастается. Но человек — не только эго. Наряду с разбухающим эго есть иной, пусть и неосознаваемый аспект; он в это время не расширяется, и обратиться можно к нему. Ниже приводятся предположения о том, как можно бороться с разбуханием эго. Одни из перечисленных мер даются сами собой, другие требуют немалой силы воли, а третьи — помощи со стороны.

Низвержение.

     Лучшим лекарством от разбухания эго является его низвержение, когда сама жизнь, которая прежде вознесла человека до небес, снова возвращает его на землю. Это причиняет поистине адские муки, но на деле становится настоящим подарком судьбы; свергнутым с престола повезло намного больше, чем тем, кто продолжает парить на иллюзорном ковре-самолёте раздутого самомнения — какое блаженство ни доставляло бы разрастание эго, не в нём таится сокровенное желание человеческой души.

     Однако для тех, кому доводится упасть с небес на землю, полёт вниз редко становится плавным. Его сравнивают с отказом от спиртного и наркотиков, уподобляют самой смерти — резко пробуждаясь от чудесного сна, человек видит, что в спальне бушует пожар. Психолог Гэри Мюллер делится собственным опытом:

     Падение похоже на смерть. Ты гибнешь. В моей жизни тоже был период, когда напыщенность так въелась в меня, что расставание с высокомерием ощущалось как смерть.

     У некоторых такое падение вызывает острое чувства стыда и унижения. Они сознают, какими были прежде; понимают они и то, что такими их видели окружающие. Э. Голд говорит, что стыд — чувство благоприятное, так как на самом деле человек стыдится своего эго, а эго — это действительно позор! Его ужимки непристойны и возмутительны; когда человек возвращается с небес, где парил рядом с ангелами, и видит, что вдыхал не дыхание Бога, а ядовитые миазмы, стыд нужно считать вполне здоровой реакцией.

     Здравомыслящий взгляд на собственное низвержение очень полезен, поскольку именно он позволяет в полной мере оценить вероломную деятельность ума и постичь, с какой легкостью человек обманывается переживаниями, которые казались такими правдивыми и достоверными. После падения новые ощущения разбухания эго всегда унизительны; падение, таким образом, помогает ощутить, что угроза эго — тут, прямо за порогом, а не «где-то там».

     Обстоятельства, возвращающие человека на землю, могут быть самыми непримечательными и обыденными. Арно Дежарден говорил Жилю Фарсе: «К счастью, жена и сын со мной не церемонятся. Если им что-то не нравится, они заявляют об этом прямо. Другие такого не скажут, ведь я — Учитель. Но сын — это сын, жена — это жена, они открыто говорят правду, и это очень здорово!» О подобном чувстве благодарности говорили и многие другие учителя. Супруг, дети, болезнь и даже заурядная случайность нередко предупреждают человека о том, что он сбился с пути, даже если человек этот «раздулся» ещё не до конца.

Воздавая должное тому, что этого заслуживает.

     Человек учится оберегать себя от угрозы напыщенности, воздавая должное тому, что этого заслуживает; в этом случае заслуги приписываются не эго и не собственной личности, посредством которой проявляются духовные силы. Источником служит не учитель, а Бог, Истина либо безличная сила сознания, пронизывающая наш мир.

     Воздавать должное высшему Источнику, откуда приходят переживания, очень важно, но столь же трудно. Понимая проблему только рассудком, но не сознавая её, человек может говорить: «Нисходит просветление» либо: «Через меня проявилось чудесное переживание»; лишний раз подчеркивая, что не отождествляет себя с эго, человек может даже писать сво имя со строчной буквы. В подавляющем большинстве случаев это просто очередные ловкие игры эго, которое обманом вынуждает человека и окружающих полагать, будто отождествления вовсе нет. Лучше уж честно признаваться, что ты высокомерен и считаешь себя просветлённым, чем пытаться скрыть это за красивой позой.

     Подлинное отстранение от своих переживаний — процесс сознательный, намеренный и упорядоченный. Начинается он с понимания того, что не мы являемся источниками своих переживаний, — с одновременным признанием, что на самом-то деле мы не знаем даже этого, о чем себе следует неустанно напоминать. Процесс подразумевает осознанную внутреннюю работу, не допускающую самовозвеличивания даже в тех случаях, когда тебя хвалят или ты сам знаешь, что сделал что-то хорошо.

     Похвала, разумеется, может быть вполне искренней, озарения — не самыми точными, но это все равно не означает, что вследствие каких бы то ни было переживаний наше эго может переродиться во что-то иное. Кристина Гроф рассказывает историю о том, как Рам Дасс пошёл в больницу к своему брату, который испытал духовное переживание и начал считать себя Иисусом. В то время брат его был гладко выбрит и коротко острижен, носил модную рубашку и вообще вписывался в современную культуру; Рам Дасс, наоборот, ходил с длинными волосами и бородой, которые делали его чем-то похожим на образы Христа. Рам Дасс спросил брата: «Говорят, ты считаешь себя Иисусом?» Брат кивнул, и Рам Дасс продолжил: «Знаешь, я тоже чувствую себя Иисусом, но не считаю, что я один такой!»

Ничего особенного.

     Ещё один приём борьбы с разрастанием эго — умение не уделять особого внимания возвышенным переживаниям, которые нередко вызывают напыщенность. Как узнал Дэйнан Генри благодаря общению с Капло-роси, делать это самостоятельно довольно трудно, ибо такие переживания если не поглощают без остатка, то по меньшей мере мощно к себе влекут. Эго очень хочется придавать им особую важность. Именно в такое время помощь учителя становится неоценимой. Эта идея подчеркивается в известной дзэнской истории, где ученик рассказывает наставнику о том, что испытал космические переживания всеобщего единства, а учитель спрашивает: «И что было потом?»

Молчание.

     Держать свои переживания при себе — хороший способ уберечься от разрастания эго, особенно если у человека нет учителя, который помог бы разобраться с испытанным переживанием.

     Умение молчать о своих переживаниях — не попытка закрыть глаза на само явление, а занятный и достойный серьёзных размышлений эксперимент. Могут ли переживания вызвать манию величия, если никто не знает, что ты их испытал? Ценность переживаний, разумеется, не зависит от того, кому о них известно и какое признание они получили. Ощущения оставляют след в подсознании, впитываются и становятся частью личности без каких-либо усилий. Они предназначены вовсе не для того, чтобы выставлять их напоказ; их высшая цель заключается в преображении человека.

     В некоторых обстоятельствах говорить о значительных духовных переживаниях вполне уместно, но едва ли к ним относятся случаи, когда человек усаживается в кресло перед сотнями слушателей, пишет статью для журнала либо выступает с лекцией на семинаре по развитию личности. В целом, польза рассказов и записей о своих переживаниях сводится к тому, что это как бы доказывает случившееся, даёт ему твёрдую почву, обостряет осознанные воспоминания, — но не стоит делать это, чтобы похвастаться, добиться признания и одобрения со стороны окружающих либо, того хуже, влияния на них. Однако перечисленные возможности слишком соблазнительны, чтобы эго могло удержаться от привычных розыгрышей.

Воля.

     Один из самых практичных путей предотвращения разрастания эго — твёрдое намерение его избежать, а для того, чтобы такое намерение было искренним (в противоположность случаю, когда внутренний духовный диктатор терзает нас нотациями: «Напыщенность — это плохо. Не важничай»), человек должен ясно понимать и сознавать опасности этого явления. Серьёзность намерений Карла Юнга покончить с приступом самолюбования подтверждается пистолетом на тумбочке у кровати. Чарльз Тарт боролся со склонностью к раздутому самомнению, упорно внушая себе верность Действительности; вот как он сам это описывает:

     Я выступал где-нибудь, и в конце лекции тысячи людей аплодировали. Мне это нравилось. К счастью, случалось это редко, а если всё же случалось, я быстро уходил со сцены. Мне не хотелось тешить своё самолюбие. Я верен реальному и стараюсь служить ему бескорыстно, а не ради собственного удовольствия.

     Любой, кто полагает, будто напыщенность никогда его не затронет, — потенциальный кандидат на самовлюблённость. Все сводится к простому вопросу: хватит ли ему воли устоять перед такими соблазнами.

 

Роль духовной традиции.

     Приведённый ниже рассказ Левеллина Воэн-Ли прекрасно показывает, как сама традиция может оградить своих учеников от разрастания эго:

     В нашем течении уже с двенадцатого века предусмотрены меры, препятствующие тому, чтобы личность воспринимала духовные переживания как приятную награду. История эта очень забавная. Давным-давно на Ближнем Востоке, в Нишапуре, существовало особое течение суфиев. Суфии в те времена носили латаные-перелатаные плащи, и все знали, что это дервиши. Но нишапурские суфии сказали: «Послушайте, если носить рваный плащ, каждый сразу поймёт, что ты дервиш. Тогда ты и сам начнёшь думать: "Ядервиш", будешь отождествлять себя с дервишем. Это плохо, так что давайте носить обычную одежду». Они пошли дальше и сказали: «Есть ещё одна опасность. Когда вступаешь на путь, возникают духовные переживания, и тогда ты думаешь: "Я ищущий. У меня бывают духовные переживания. Я человек одухотворённый". Это очень опасно». И потому в нашем течении большинство переживаний сглаживается настолько, что ты очень долго даже не подозреваешь, что испытываешь их, и так до тех пор, пока твои наставники не решат, что духовные переживания уже не увлекут тебя в сторону и не вызовут самолюбования.

     В зависимости от потребностей учеников, а также сильных и слабых сторон самой традиции, каждый путь предлагает своим приверженцам особую защиту. Иудаизм, например, сосредоточен больше на основных вопросах выживания — слишком уж свежа память о недавнем геноциде, — чем на разрастании эго вследствие чрезмерной поглощённости блаженством и восторгом, хотя и эти переживания для иудейских мистиков отнюдь не редки. Вот что говорит раввин Зальман Шахтэр-Шаломи:

     Самомнение нас мало беспокоит. Прежде всего, не так уж нас много. У нас тут нет прислуги, которая занималась бы чёрной работой. С самолюбованием у нас редко возникают сложности, потому что в своём кругу мы не так уж часто говорим о Пути. Мы вообще не рассказываем другим, что сами думаем. Мы говорим: «Учитель сказал то-то, Реббе учит тому-то». Важно понимать, от чьего имени ты говоришь. Мы никогда не заявляем: «Я Реббе»; мы говорим: «Я вестник, один из посланцев Реббе».

     Конечно, в рамках такой традиции разросшееся эго может скрываться под напускной, неискренней скромностью, но объяснения Реббе сводятся к тому, что давняя традиция предлагает определённую защиту от разбухания самолюбия.

Самолюбование естественно.

     Разрастание эго — явление естественное, и не стоит удивляться, что оно время от времени случается. Клаудио Наранхо поясняет, почему это происходит:

     Думаю, мы вправе говорить, что можно испытывать духовные переживания и в то же время делать шаг назад в психологическом смысле... Такое бывает после прорыва, сопровождавшегося особыми переживаниями, которым трудно подобрать иное название, кроме слова «духовные»; но, если человек не возвысился ещё над своим эго, эти переживания нередко вызывают обостренное самолюбование. Мне кажется, это не редкие исключения и вообще не отклонение от нормы, а, судя по всему, самая обычная схема... Я склонен считать, что любая экстатическая религия на деле заражена эгоизмом, и даже самые возвышенные мистические и экстатические переживания просто отражения истинной духовности в кривом зеркале эго... Такое впечатление, что духовные прорывы и, в целом, любые зачатки духовности непременно должны искаженно истолковываться незрелой личностью. [20]

     Своеобразие взгляда Наранхо — точки зрения, сложившейся в результате многолетнего личного опыта и собственной борьбы с самолюбованием, — заключается в терпимости к этому явлению, граничащей с одобрением. Он полагает, что склонность к разрастанию эго и «комплексу мессии» неизбежна, и потому лучше вообще выпустить её из клетки, отвести ей свое место и дать немного воли.

     Для того чтобы избавиться от комплекса мессии, нужно прежде всего выявить его в себе, чуток пожить с ощущением собственного величия. Не исключена, разумеется, опасность застрять в этом состоянии навсегда и ввести в заблуждение других, и все же складывается впечатление, что на определённом уровне развития самолюбование неизбежно и его можно считать очередной ступенькой ведущей вверх лестницы.

     В завершение Наранхо очерчивает возможные положительные стороны раздувшегося эго: «Не стоит растрачивать впустую даже нарциссический восторг человека, который чего-то достиг. Самолюбование заразительно, оно разжигает интерес у других и в этом смысле идёт на пользу их работе».

     О каких бы проявлениях раздутого самомнения ни шла речь, основной вопрос заключается не в том, присуще оно личности или нет. Главная проблема — хватит ли ей честности и желания ясно различить собственное состояние и взять на себя ответственность за него. В данном случае ответственность означает признание своей склонности к самолюбованию, волевое намерение заметить происходящее, когда процесс разрастания эго начнётся, способность воспринимать критику и замечания окружающих, связанные с нашим текущим состоянием, и умение не потакать себе чрезмерно деятельным обращением других в свою веру и прочими формами самовозвеличивания. Учитывая все опасности раздутого эго, мы существенно снизим вероятность преждевременных притязаний на просветлённость.

     В следующей главе нам предстоит поговорить о другом виде самообмана, часто встречающемся на духовном пути. Характерной его чертой является то, что неосознанное, но исходящее от эго стремление помешать встрече с неприкрашенной Истиной заставляет человека искусно жонглировать общеизвестными духовными штампами.


Картина дня

наверх