На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Будущее человечества не будет таким электрифицированным, как принято думать Практически каждый прогноз относительно ...Мигранты – страте...
  • Юрий Ильинов
    В СФ допустили размещение ракет РФ на Кубе, в КНДР и Венесуэле Это может быть сделано в ответ на размещение американс...Мигранты – страте...
  • Юрий Ильинов
    «Это тупик». В США рассказали о возможностях России в случае начала войны Макгрегор: Россия может перекрыть Атлантик...ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВО...

Дэн Миллман. НИЧЕГО ОБЫЧНОГО. ПУТЬ МИРНОГО ВОИНА . III. Часть. СРЕДСТВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Стр.102-112

Книга "Путь мирного воина"

Секрет тела.

Жизнь становится спокойной только тогда, когда текущее мгновение заботит человека больше, чем прошлое и настоящее, которыми исполнен разум. Секрет и ключ к достижению этого состония хранится у тела. Вернитесь к телу - и вы освободитесь от разума.

        В любой миг мы способны освободиться от иллюзий прошлого и будущего с помощью простейшего переключения внимания на настоящее и заботы о том, что прямо перед нами в это мгновение, теперь, сейчас.

        Мирный Воин переносит своё внимание непосредственно к настоящему, возвращаясь к телу. Этот метод означает осознание своего тела с помощью трёх вопросов: "Расслаблен ли я? Легко ли мне дышать? Свободно ли я двигаюсь?"

        То, что я так много говорю о внимательности к настоящему моменту, может показаться навязчивой идеей, основанной только на догматичной убеждённости в том, что "независимо от обстоятельств, мы всегда должны быть внимательны к тому, что здесь и сейчас". Мне бы хотелось исправить подобное впечатление. Вполне естественно переносить своё осознание в вероятное будущее, чтобы спланировать свой день (только не стоит слишком привязываться к таким планам, потому что жизнь любит устраивать нам неожиданности). Не менее нормально проецировать осознанность в прошлое, чтобы использовать дар памяти для пересмотра, изучения и исцеления настоящего.

        Однако, когда мы чувствуем себя обеспокоенными, испуганными, озабоченными или огорчёнными, это должно стать для нас сигналом необходимости сделать глубокий вдох и спросить себя: "Где я сейчас? - Здесь. Что это за время? - Сейчас" Когда разум создаёт проблемы, стоит вернуться к телу и к безмятежности текущего мгновения.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

Даже если мы регулярно занимаемся медитацией и живём в настоящем, в повседневной жизни всё еще приходится принимать решения. Даже в текущем мгновении нам иногда необходимо делать выбор, влияющий на обозримое будущее. Когда для Джанин наступает срок подавать документы в колледж, она не может позволить себе заявить: "В данный момент я еще учусь в школе, зачем же мне беспокоиться о колледже сейчас?", точно так же, как белка не дожидается зимы, чтобы начать запасаться орехами. Задачей настоящего для Джанин является выбор колледжа, в котором она хочет учиться в будущем.

        Предположим, что ее могут принять в два хороших колледжа. Ей нужно выбирать, и этот выбор сводит её с ума. Она просто не знает, как выбрать: у колледжа А прекрасная репутация и вообще там очень красиво, но её лучшая подруга Салли выбрала колледж Б, и они могли бы не разлучаться и даже жить в одной комнате.

        Большинству из нас знакомы подобные мучения при необходимости принятия решения. Так или иначе, но всем когда-либо приходилось делать важный выбор. Я даже знаком с одним парнем, выбирающий магазин, в который отправится за покупками, с помощью гадания и-цзин - по китайской "Книге Перемен"!

 

Причины колебаний при выборе.

Большинство людей испытывает затруднения при принятии важных решений по двум причинам. Во-первых, люди пытаются выбирать раньше срока. Мы стараемся решить, на какую дорогу свернем, задолго до того, как увидим развилку - но это все равно, что гадать, какой ногой мы ступим на проезжую часть, когда до светофора остается еще несколько сот метров. В результате наш разум мечется туда и назад, взвешивает все "за" и "против", распределяет ценности - и желает найти совершенные доказательства того, что принимаемое решение абсолютно правильно. Однако единственный подлинный момент принятия решения - действие. А действуем мы только тогда, когда приходит срок. Это и есть момент принятия решения - выбор никогда не может быть сделан раньше. Наступает решающий момент - и мы выбираем из того, что прямо перед нами. Только это и реально. В этот момент решение появляется само.

        Во-вторых, нам трудно принимать решения, потому что мы боимся сделать неверный выбор. Предположим, мы добираемся до развилки и сворачиваем влево, а не направо. Оказывается, что на этой дороге наш путь преграждают поваленные деревья, нам постоянно нужно объезжать препятствия, избегать диких животных, преодолевать крутые подъемы и спуски и прочие трудности. Означает ли это, что мы сделали неправильный выбор? Конечно, нет. Все эти трудности могут быть как раз тем, что необходимо для нашего высшего блага и быстрого обучения.

        Если в какой-то миг сердце подсказывает нам, что ситуация изменилась, и наш путь уже не кажется нам правильным, мы всегда можем вернуться назад и выбрать другую дорогу. В жизни очень мало необратимых решений.

 

Мудрость Базового Я.

Если бы существовала машина времени, позволяющая нам заглядывать вперёд и рассматривать результаты предстоящего выбора с преимущественной точки зрения будущего, вряд ли принятие решение было бы настолько мучительным. И на самом деле такая машина времени существует; мы называем ее воображением.

 

УПР. Перемещение во времени

Чтобы достичь наилучшей перспективы будущего перед принятием важного решения, мы можем путешествовать в будущее:

Рассмотрите существующие варианты выбора; допустим, у вас есть выбор между решениями А и Б.

Предположите, что вы сделали выбор А - почувствуйте своим телом и представьте умом, как вы будете выглядеть, чувствовать себя и что будете делать:

через месяц;

через год;

через десять лет.

 

Это должно занять у вас не более трех минут.

Очистите свой ум от мыслей о решении А, сделайте глубокий вдох и проведите такую же трёхминутную процедуру по отношению к выбору Б. Примерно через десять минут после завершения всего процесса вы почувствуете гораздо более чёткое представление о том, какой выбор будет для вас лучшим.

 

Доверие интуиции.

Наш мозг похож на библиотеку, с её центральным залом и подвальными хранилищами. Сознательный ум обычно работает в читальном зале, то есть имеет дело с неполными данными. Сознательное Я способно на многое, однако оно не очень приспособлено к принятию решений - по крайней мере, в отсутствие интуитивных ощущений.

 

Хорошо развитые инстинкты обычно подсказывают, что нужно делать, задолго до того, как это понимает разум.

 Майкл Бурк

Любящее руководство Высшего Я, передаваемое сознательному уму путём сновидений, инстинктов и интуиции Базового Я, позволяет нам принимать решения быстрее, яснее и правильнее, потому что подсознание обладает большими объёмами данных, чем сознательный разум. Когда мы начинаем доверять и открываться связям и сотрудничеству Базового, Сознательного и Высшего Я, наша жизнь упорядочивается и приходит в равновесие. Преодолевая границы сознания, мы испытываем прилив энергии, уверенность в себе и возрастающее ощущение Духа.

 

1. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ.

 

Я здесь, чтобы пожить от души.

Эмиль Золя

 

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ.

У меня есть глубокая интуитивная уверенность в том, что каждый, кто держит в руках эту книгу, является одним из людей, готовящихся к эволюционному скачку осознанности, собирающихся совершить прыжок к вере, озарению, пробуждению и полноте жизни. Этого требуют наступающие времена.

        Воссоединение со своими глубочайшими и самыми искренними чувствами составляет существенную часть этого процесса. Если мы останемся оторванными от своего базового Я, как остров эго, одиноко плавающий в океане, мы будем отрезаны от самой Земли и вряд ли выживем как человеческий род.

        Тщательный анализ показывает, что мы уже уловили тот факт, что большинство мировых политических, экономических и экологических проблем являются проявлениями более глубокой всеобщей болезни - практически полного отрицания важности чувств. Ещё детьми мы перенимаем эту отстранённость от родителей. Пришло время прервать этот порочный круг и позволить детям нынешнего поколения обрести богатые плоды эмоциональной свободы.

        Как можно пробудить политику, пока не проснулись политические деятели? Мы вновь возвращаемся к главному: чтобы изменить мир, нужно менять самих себя.

 

Целительные отношения

Большинство из нас автоматически связывают слово "чувства" с близкими и интимными отношениями, потому что эти отношения представляют собой основную сферу жизни, в которой мы постигаем свои эмоции. На практике отношения с близкими людьми могут стать самым серьезным духовным испытанием нашей жизни.

        Мужчины и женщины обычно используют различные способы общения; чаще всего они даже по-разному видят мир. Помимо этого, из-за своей индивидуалистичной и склонной к отделению природы, наши Сознательные Я не часто уживаются друг с другом, а Базовые Я, как дети, стремятся к сравнениям и соревнованиям друг с другом. После периода ухаживаний и медового месяца театр личных отношений сводится к постоянным попыткам вырваться за пределы Сознательного и Базового Я - для каждого человека это становится прекрасной возможностью самоизучения.

        Более широкие отношения людей в обществе обычно представляют собой сферу соревнования в социальном мире; повсюду вокруг нас раздаётся скрежет сталкивающихся эго. Конкуренция и связанный с ней образ мышления являются основнымии движущими силами правительств, законодательства и спорта. Таким образом, мир предоставляет нам огромное количество возможностей обучения.

 

ОЧИЩЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Перед тем, как мы можем признать свои чувства, необходимо понять их значение для Пути Мирного Воина. Слово "эмоция" обычно понимается как чувство - положительное (счастье, радость, восхищение) или отрицательное (гнев, горе, зависть, подавленность и так далее).

        Многие боятся собственных эмоций и чувств, проявляемых другими людьми, потому что связывают их с неприятными ощущениями или слабостями - хотя, на самом деле, всё совсем наоборот. Мы стремимся всегда оставаться "объективными" и хладнокровными, "сохранять здравый смысл" - в противоположность "слишком эмоциональным" людям. Таково общепринятое понимание пространства чувств. Немногие из нас знают о них нечто большее, чем то, что было преподано в семье и в школе.

        По собственному опыту мы прекрасно знаем, что эмоции приходят и уходят, проплывают, как облака в небе. Чаще всего люди предпочитают счастье и другие позитивные чувства, и реже - негативные эмоции. Поэтому мы стремимся к тому, что приносит нам приятные ощущения - к интересным телевизионным программам вечером по пятницам, к частым встречам с любимыми и любящими нас людьми.

        Тем не менее, наш повседневный опыт связан также со страхами, огорчениями, разочарованиями и гневом, несмотря на то, что эти чувства могут скрываться или подавляться. Хотя мы понимаем, что физическое напряжение и неприятные эмоции порождаются нашим собственным разумом, но все же чувствуем испуг, печаль или ярость, а знание того, что это лишь творения разума, ничуть не помогает бороться с этими чувствами - нам всё равно приходится их испытывать.

 

Природа эмоций.

Для понимания и использования, полной объективной оценки, чистоты и принятия эмоций мы можем использовать силу и ясность рассудка.

        У меня есть основания полагать, что нашим естественным и нормальным состоянием является блаженство - единственное реальное чувство. Слово "блаженство" обычно ассоциируется с экстраординарными и возвышенными духовными состояниями или религиозным подъёмом, тем не менее мы способны ощутить его прямо сейчас, если сможем оторваться от окружающего нас тусклого поля эмоционального напряжения.

        Чтобы понять, как можно перейти к состоянию блаженства, вернёмся в годы детства, когда мы были открытыми, а программирование нашего поведения еще не началось. Будучи младенцами, мы плакали, когда чуствовали голод или усталость, но после непродолжительного сна мы ложились на живот или на спину и смотрели на мир, исполненные блаженства и благоговения. Наши широко раскрытые глаза всматривались в Тайну. Мы еще не знали, что есть что, но всё это явно было захватывающим! Загляните в глаза любого малыша, когда он не голоден и не спит, и вы увидите в них удивление и счастье - это глаза крошечного Мирного Воина.

        Эмоции не являются какой-либо особой формой восприятия; эмоции сами по себе есть процесс восприятия. Это чистая энергия, непрерывно текущая в нас - не жизненная энергия, которая позволяет нам поднимать тяжести, напряженно трудиться или пробегать большие расстояния, а энергия восприятия, которая заставляет нас преследовать новые ощущения.

        Когда мы были совсем крошечными, и наша эмоциональная энергия не испытывала никаких препятствий, у нас существовали самые естественные побудительные причины исследовать, двигаться, изучать, действовать и открывать новое. Говоря, что наши эмоции протекали беспрепятственно, я не имею в виду, что мы всегда были счастливыми; но даже тогда, когда мы были рассержены, огорчены или испуганы, мы позволяли своим чувствам свободно выражаться и беспрепятственно выпускали их, что позволяло очень быстро и естественно возвращаться к состоянию счастья и блаженства.

        Что же с нами произошло? Почему мы, взрослые, не позволяем своим чувствам течь свободно? Почему нам стыдно признаться в своих горестях; почему нам страшно проявить свой гнев? Почему многие из нас настолько отдалились от собственных эмоций, что уже и не понимают, что же они на самом деле чувствуют? Почему мы не позволяем себя испытать свои эмоции в полной мере, естественным образом, а затем вернуться к состоянию счастья, но вместо этого сдерживаем свои чувства, подавляем их, а затем пытаемся бороться с физическими симптомами, возникшими как результат равнодушия к громким призывам Базового Я?

        Мы уже знаем, что Сознательное Я, с его рассудительностью и логичностью, склонно недооценивать и подавлять ощущения и проявления чувств. Наши ценности и приоритеты, школы и научные традиции воздвигли сознательный ум - интеллект - на высочайший и почетнейший пьедестал. Наша система образования уделяет разуму гораздо большее внимание, чем телу. Многие ли занимаются развитием, исследованием и раскрытием своих чувств? Поощрялись или подавлялись проявления наших чувств, когда мы были детьми?

        Для большинства людей чувства остаются слабейшим звеном в жизни. Жизнь многих из нас стала совершенно чёрно-белой, и мы совсем забыли, что она может ощущаться во всем спектре цветов радуги.

        Чтобы вернуть себе богатство жизни, детское восхищение и невероятную тягу к её познанию, нам необходимо устранить те препятствия, которые мешают свободному течению энергетического потока чувств.

 

ТРИ ПРЕГРАДЫ.

Все понятия, которые мы употребляем для выражения бесконечного числа оттенков и нюансов негативных чувств, включая ревность, бешенство, ненависть, депрессию, беспокойство, зависть, раздражение, волнение и огорчение, основаны на трёх первичных состояниях - на страхе, горе и гневе. Подобно трём основным цветам - желтому, синему и красному - смесь различных пропорций страха, горя и гнева приводит к возникновению всех вообразимых оттенков отрицательных эмоций.

        На самом деле, страх, горе и гнев - совсем не эмоции; скорее, они представляют собой три первичных преграды, или сокращения свободно текущей энергии, которую мы называем блаженством. Страх, горе и гнев - три фундаментальных формы эмоционального страдания.

        Когда мы говорили о средствах облегчения, я описывал универсальную проблему стресса, возникающую, когда энергия сталкивается с внутренними преградами. Мы уже рассмотрели физические барьеры и нарушения равновесия, вызываемые неправильным питанием, неверными положениями тела, недостатком физических упражнений, травмами, поверхностным дыханием и стрессовым напряжением - все эти причины отражают или создают внутренние возмущения энергетичеких потоков.

        Кроме того, мы исследовали умственные препятствия, такие как необоснованные убеждения, мнения, толкования и интерпретации, а также жёсткие, устаревшие и противоречивые мысли, которые становятся источником возникновения физических и эмоциональных барьеров.

        Сейчас мы поговорим о том, как устранить эмоциональные препятствия, мешающие свободному течению энергии, и открыть путь растущей радости и приливам блаженства даже в разгаре обыденной жизни.

        Физически мы ощущаем страх, горе и гнев совершенно одинаково: как сокращения, спазмы, напряженность или боль в жизненных центрах - в груди и животе. Затем наш разум истолковывает такие сокращения, и мы начинаем чувствовать гнев (раздражение, отвращение, бешенство, злость), печаль (подавленность, меланхолию, уныние) или страх (беспокойство, волнение, нервозность) - в зависимости от текущей интерпретации.

        Многие легко согласятся, что чувство страха возникает при угрозе жизни, безопасности и благополучию. Можно согласиться и с тем, что гнев и злость возникают при проблемах, касающихся власти и подчинения. Связь печали с сексуальностью и удовольствиями может показаться менее очевидной, тем не менее, она существует. Когда человек впервые влюбляется, но не уверен в том, что объект его чувств отвечает на них взаимностью, то в большинстве случаев этот человек теряет аппетит, непрерывно вздыхает и ощущает нечто сходное с грустью. Сексуальное желание неизбежно предполагает потерю или риск потери партнера. Даже на самых тонких энергетических уровнях оргазм представляет собой форму телесного жертвоприношения, освобождение или потерю жизненной энергии.

        Страх, горе и гнев коренятся чуть ниже уровня сердца, который мы связываем с любовью и счастьем.

 

Иерархия эмоциональных барьеров.

Страх, самое истощающее эмоциональное препятствие, обладает парализующим воздействием. Когда мы напуганы, наше дыхание и тело обычно замирают - именно тогда, когда необходимо действовать решительно. Страх является корнем всех эмоциональных сокращений, он гнездится в нас намного глубже, чем горе и гнев. Когда Тодд действует под влиянием гнева, чувствуя себя разозленным или беспомощным, чуть ниже гнева кроется печаль (потому что при этом он чувствует себя обиженным или болезненно задетым), а ещё ниже огорчения - боязнь оказаться ничего не стоящим и покинутым и страх смерти. Этот механизм является универсальным, она справедлив для каждого человека, что может показать глубокий анализ любой ситуации.

        Печаль не может парализовать нас - никто не "замирает от грусти". Горе ослабляет. Не настолько резкое и сильное чувство, как внезапный приступ страха, печаль высасывает нашу энергию и заставляет нас терять присутствие духа. Голова бессильно падает на грудь, плечи склоняются вперёд. Предельно подавленные люди часто не могут даже встать с постели.

        Гнев сильнее страха и горя. Его можно использовать, чтобы заставить себя действовать. Гнев способен превозмогать влияние страха и печали. К примеру, когда я занимался гимнастикой и осваивал какую-нибудь новую и рискованную комбинацию сальто, мне часто было очень страшно, моё сердце бешено колотилось в груди, когда в кровь выделялась очередная порция адреналина. Однако я инстинктивно научился вырабатывать в себе определённую форму злости или свирепости, помогавшую преодолевать страх. Сам страх не исчезал, гнев просто позволял прорваться сквозь него.

        Когда нас внезапно увольняют с работы или оставляет любимый человек, мы можем ощутить, как прибывающая энергия последовательно проходит в начало по иерархии чувств, включая - хотя и не всегда - шок или оцепенение, панику или испуг, страдания и боль и, наконец, гнев. Возникновение гнева можно считать признаком процесса исцеления, но это ещё не последняя его стадия. Хотя гнев сильнее и полезнее страха или печали, он всё ещё расположен ниже уровня сердца, является формой эмоционального страдания и препятствует свободному течению возрастающей жизненной энергии. Таким образом, наряду со страхом и горем, необходимо устранять ярость и искать выход, ведущий к открытому сердцу и счастью.

 

ЭМОЦИИ И ДЫХАНИЕ.

В описанной модели мы установили, что страх, горе и гнев являются тремя первичными формами эмоциональных преград. Теперь мне хочется предложить вам простой и практический метод устранения этих препятствий и освобождения от спазмов, блокирующих наши естественные состояния уравновешенности и блаженства.

        Я выработал этот метод на основе такого наблюдения: дыхание и эмоциональное состояние отражают друг друга. Дыхание как следует из нашего эмоционального состояния, так и влияет на него. Когда мы чувствуем себя спокойно и открыто, мы дышим ровно, медленно и легко. Когда мы расстроены, ритм нашего дыхания начинает сбиваться и ускоряться.

        Когда мы напуганы, наше дыхание обычно задерживается или замедляется.

        Когда мы испытываем горе или печаль, мы вдыхаем с силой, но выдыхаем очень слабо и вяло, что можно заметить, наблюдая за рыданиями или затруднённым дыханием человека в приступе горя, что отражает потребность в успокоении, притоке энергии и внимания других людей (сильный вдох). Хроническая грусть может сопровождать определенные физические состояния, например, эмфизему. Зажатые тесными тисками тоски, мы становимся энергетически опустошенными и поэтому с трудом выпускаем энергию наружу (слабый выдох).

        Когда мы разгневаны, происходит обратное: выдох становится сильнее, чем вдох. Дыхание действительно отражает психофизиологическое состояние - в приступе гнева мы отталкиваем или выталкиваем скопившуюся энергию (сильный выдох) и временно теряем способность воспринимать, открываться, принимать или ощущать поступающую информацию (слабый вдох). Хроническая злость может привести к различным формам астмы.

 

Устранение эмоциональных препятствий.

Самым прямым способом устранения эмоциональных барьеров является возвращение дыхания к нормальному режиму.

 

УПР. Рецепт уравновешенности

Когда вы чувствуете страх, просто вспомните, что вам необходимо дышать! Единственная разница между страхом и возбуждением - отсутствие и присутствие дыхания.

Когда вы испытываете грусть или горе, уделите особое внимание сильным, полным выдохом, до тех пор пока дыхание не вернётся к норме. При этом целиком отдайтесь испытываемому чувству; если вы будете интенсивно выдыхать, сила чувств вырвется наружу.

Если вы ощущаете гнев, следите за тем, чтобы ваши вдохи были полными и энергичными, пока дыхание не станет уравновешенным. Заставьте себя стать восприимчивым.

 

Восстановление нормального режима дыхания, разумеется, не уничтожает мыслеформу, вызвавшую негативные эмоции, и не разрешает внешней причины, занимающей наши мысли. Тем не менее, равновесие дыхания является эффективным способом "короткого замыкания" кризиса чувств, препятствующего течению эмоциональной энергии, и позволяет нам вновь раскрыться для энергообмена. Другими словами, уравновешенное дыхание помогает устранить паралич (страх), слабость (печаль) и напряжённость (гнев) и делает нас более эффективными в решении возникшей проблемы.

 

Ритуал очищения.

Другим средством, которое я назвал "ритуалом очищения" и которое может применяться в повседневной жизни для высвобождения негативной энергии и чувств из тела, разума и эмоций, представляет собой сочетание дыхания, восприятия и внимания.

        Выдыхая, мы выводим в атмосферу не только двуокись углерода, но и другие ненужные отходы, в том числе умственные и эмоциональные токсины - заботы, волнения, горести, страхи и ярость.

        Вдыхая, мы вбираем в себя не только кислород, но и жизненную энергию, свет, любовь, счастье и вдохновение, или Дух. Сознательная концентрация на этом в процессе дыхания повышает его значимость и качество и оказывает благотворное влияние на Базовое Я.

 

УПР. Очищающее дыхание

Потренировавшись, создайте осознаную церемонию самочищения. Мне кажется, что значение этого простого упражнения трудно преувеличить.

При полном выдохе ощутите, как избавляетесь от всех негативных состояний и чувств, находящихся в сфере вашей осознанности. Их можно представлять в форме темной энергии. Если вас что-то беспокоит, печалит, злит - выдохните это.

При глубоком вдохе почувствуйте, как вас наполняет свет, исцеляющая энергия, любовь и Дух. Ощутите все свое тело, особенно те его области, которые могут нуждаться в лечении и подпитке, и представьте, как оно насыщается трепетным и сияющим светом и любовью.

 

 Когда я проводил процедуры очищающего дыхания для освобождения от беспокойств, она могла подействовать настолько сильно, что временами я просто не мог вспомнить что же заботило меня пять минут назад.

 

Ловушка стресса

Хотя использование дыхан.ия для очищения эмоциональных барьеров представляется удивительно простым - что может быть проще, чем уделить немного внимания вдохам и выдохам? - существует одна большая проблема: когда мы испытываем страх, печаль или гнев, мы можем просто забыть о внимании к своему дыханию и заметить, что оно выбилось из нормального ритма: "Один момент, мне нужно вернуть своё дыхание к норме." Очень трудно вспомнить о том, что нам стоит посчитать до десяти - это еще одна полезная практика, когда мы сталкиваемся с мощным зарядом энергии (и ее очень легко совместить с дыхательным упражнением!).

        Однажды, несколько лет назад, я минут на двадцать опоздал домой. Я не позвонил и не предупредил Джой о том, что задерживаюсь, к тому же это был третий день подряд, когда я возвращался домой позже, чем обещал. Помимо всего прочего, у меня даже не было уважительной причины - я просто задержался, обследуя полки книжного магазина. Тогда у нас была только одна машина, и я обещал Джой быть дома вовремя, чтобы она успела на важную встречу. По моей вине она опоздала. Но вместо того, чтобы извиниться, вернувшись домой и увидев Джой достаточно разозлённой, я начал вести себя вызывающе и выдумывать какие-то оправдания.

        И в этот момент я сделал серьёзную тактическую ошибку, как если бы попытался потушить огонь бензином. Я сказал: "Джой, вспомни о своём дыхании". Можете себе представить, что произошло после этих слов!

        Не так уж сложно вспомнить о равномерном дыхании в минуты плохого настроения, однако очень трудно заставить себя им воспользоваться. Тем не менее, легко это или нет, у нас есть такой выбор.

 

РАССЛАБЛЕНИЕ И ОБЛЕГЧЕНИЕ.

Поскольку эмоциональные препятствия - страх, печаль и гнев - представляют собой формы напряженности, или сокращения, одним из наиболее эффективных способов облегчения этих приступов является сознательное воспоминание о необходимости расслабления.

        Каждый может самостоятельно убедиться, что, когда наше тело расслаблено, практически невозможно почувствовать страх, печаль или гнев. Наше дыхание становится более лёгким и само приходит к размеренному ритму, поэтому расслабление является ещё одним способом устранения препятствий и раскрытия тела и разума.

 

УПР. Устранение спазмов тела

Возможно, вы не испытываете страха, печали или гнева прямо сейчас, тем не менее это упражнение можно выполнять в любое время в качестве подготовки к возможным негативным ситуациям в будущем.

Вспомните один из недавних случаев, когда вы чувствовали себя очень испуганным, разозленным или опечаленным; чем сильнее был эмоциональный заряд ситуации, тем эффективнее использование этого случая в упражнении.

Как чувствовало себя тогда ваше тело? Вспоминая тот случай, обратите внимание на текущие ощущения тела. Чувствуете ли вы напряженность в груди или в области живота?

Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и постарайтесь избавиться от любого напряжения в области живота, груди, плеч, шеи и бёдер, продолжая при этом вспоминать выбранный случай.

Обратите внимание на разницу в восприятии, на то, насколько спокойнее разум оценивает происшедшее сейчас, когда расслабленное тело устранило эмоциональное сокращение.

 

Соблазн негативного.

Перед тем, как мы сможем освободиться от эмоциональных препятствий и сокращений - посредством контроля за дыханием или других методов - нам необходимо захотеть сделать это. Базовое Я вполне может привыкнуть к постоянной грусти, поскольку многих из нас в детстве поощряли к ней.

        Некоторые люди, к примеру, добиваются безраздельного внимания со стороны близких и любимых только с помощью горя - когда они плачут, болеют или становятся жертвами несчастного случая; вполне естественно, что в таких случаях человек начинает регулярно грустить, болеть и получать травмы. К тому же, печаль намного безопаснее, чем выражение гнева. Другие люди привыкли пребывать в беспокойном или испуганном состоянии, поскольку в детстве это был эффективный метод привлечения поддержки и заботы родителей.

        Частый гнев также может быть достаточно соблазнителен. Иногда нам просто хочется быть злыми, чтобы отомстить другому за подлинную или вымышленную обиду. "Ну вот, ты снова так себя ведешь. Хорошо, тогда я целую неделю не буду с тобой разговаривать!"

        Некоторые люди посетили курсы психологического практикума, узнали и почувствовали, как здорово свободно выплескивать наружу свои чувства, и в итоге превратили эмоциональную разгрузку в навязчивую привычку - со временем их поведение стало похожим на роль в "мыльной опере", в которой один катарсис немедленно сменяется другим.

        Дети внимательно следят за привычками своих родителей и экспериментируют со своим поведением, стараясь достичь желаемых результатов. В детстве мы могли научиться использовать мелодраматические приемы, чтобы влиять и управлять родителями симптомами панического страха, печали или истерики. Преувеличенная демонстрация чувств позволяла манипулировать окружавшими нас взрослыми, которые, по причине своей скованности и подавленных страхов, чувствуют себя очень дискомфортно при всплесках эмоций и свободном выражении чувств. В итоге они просто сдавались: "Хорошо, хорошо, только успокойся и прекрати плакать". К несчастью, подобное использование эмоций приковывает нас к повторению цикла актерского притворства и препятствует обычному честному - а не тактическому и стратегическому - выражению своих чувств и связанному с ним духовному развитию.

        Те, кто привык неверно использовать эмоциональную энергию, способен измениться, перевоспитать себя и освободиться от этой привычки, когда осознаёт, что старые стратегии "применения" чувств лишь способствуют продолжению процедуры самоуничтожения. Перед тем, как мы можем устранить барьеры страха, печали и гнева из своего тела и из всей своей жизни, необходимо найти новые, позитивные методы внешнего и прямого выражения своих желаний и нужд и решиться на процесс очищения своего эмоционального поведения. Знание - сила; чтобы обрести власть над самим собой, человеку нужно сначала познать своё собственное поведение.

 

УПР. Эмоциональные соблазны и привычки

К проявлению чувств какого типа - страха, грусти или гнева - вы наиболее склонны? Задайте себе следующие вопросы:

Показывали ли вы когда-нибудь свой страх, чтобы добиться от других отзывчивости?

Демонстрировали ли вы свою грусть, чтобы привлечь внимание людей?

Проявляли ли вы гнев, чтобы повлиять на кого-нибудь?

Можете ли вы придумать какой-нибудь способ привлечения внимания к своим желаниям и потребностям со стороны окружающих без использования негативных состояний?

 

 

 

Восстановление равновесия.

Сами по себе страх, печаль и гнев ни хороши, ни плохи, но они приводят к определённым результатам и последствиям. У нас есть сильное, врождённое стремление к избавлению от этих препятствий, поскольку сильные и, особенно, неожиданные негативные эмоции выводят из равновесия наше тело и снижают его сопротивляемость болезням и инфекциям. Очень давно, когда я разводился со своей первой женой - и испытывал при этом глубокое эмоциональное потрясение, хотя и не вполне осознавал это тогда - лёгкие порезы на моём теле и даже заусеницы мгновенно становились очагами заражения.

        Длительные и застарелые препятствия могут приводить к совершенно разрушительным для иммунной системы последствиям - к сердечным заболеваниям, раку и многим другим тяжелейшим болезням. Желание оставаться здоровым может стать великолепной причиной внимательности к ритму своего дыхания и устранения препятствий, связанных со страхами, печалью и гневом. Если мы не избавимся от этих преград, нам неизбежно придётся столкнуться с их последствиями.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧУВСТВ.

Люди, которые уже умеют принимать, а не отрицать свои чувства, могут выдвинуть возражения против всех этих разговоров об устранении преград страха, горя и гнева. Однако равновесие дыхания никак не связано с подавлением свободного выражения чувств; оно нацелено на устранение причин их возникновения, на то, чтобы мы не были полностью поглощены припадками отрицательных эмоций. Таким образом, это, наоборот, позволит нам выражать свои чувства намного эффективнее, с большей искренностью и ясностью.

        Кроме того, страх, печаль и гнев иногда бывают вполне обоснованными! Если мы видим грабителя, прячущегося в тени, совсем не обяязательно останавливаться и пытаться вступить с ним в мирную беседу - вполне естественно полностью выразить свой страх и убежать. Однако осознанность в этот момент позволит нам избежать паралича. Если мы присутствуем на похоронах друга, то горестные чувства совершенно уместны. Но если при этом мы будем глубоко дышать и позволим своим чувствам выражаться свободно, то после рыданий к нам придёт ощущение покоя. Когда мы сталкиваемся с бездельником-бюрократом, прикрывающего свою лень всякой чушью вроде "политики компании", наш гнев будет вполне понятен, а зачастую и эффективен. Но вероятность достижения реальных результатов в такой ситуации повышается, если мы все ясно осознаём и не поддаёмся слепой ярости.

        Когда мы с Джой подыскивали для себя и своих дочерей дом, я пришёл переговорить с владелицей, сдававшей домик, который нам особенно приглянулся. Она оказалась очень высокомерной и разговаривала со мной с резким холодком. Я заполнил объёмистую анкету и подошёл к её столу, чтобы вручить ей бумаги. Она не удостоила меня даже мимолётным взглядом, и произнесла, махнув рукой в сторону кипы бумаг: "У нас тут сорок анкет; оставьте свою - сейчас я занята". Я не хотел её беспокоить и, тем более, обострять отношения, поэтому просто положил свою анкету в стопку и направился к двери, когда меня вдруг осенило. Почему я позволяю так с собой обходиться? Я резко развернулся к столу и громко сказал: "Простите!" Вскинув брови, она удивленно подняла глаза.

        - Я знаю, что такое занят. - сказал я. - Я тоже когда-то был таким занятым, но сейчас называю это грубостью. - Теперь я определенно привлёк её внимание. Черт с ним, с домом - меня охватил праведный гнев и приступ красноречия!

        - Мне нужно всего несколько мгновений вашего драгоценного времени и внимания. - предельно вежливо сказал я, указывая на стопку анкет. - Не больше половины того времени, что я потратил на заполнение этого бланка.

        - Чего же вы хотите? - спросила она.

        - Я просто хочу сообщить вам, что моей жене, моим детям и мне очень понравился этот домик, и что мы заботились бы о нем так, словно он наш собственный. - Я что-то еще рассказал о своей семье, пожелал ей приятного дня, поблагодарил за то, что она меня выслушала, и покинул контору. Через два дня она позвонила и сообщила, что из сорока претендентов выбрала нас.

        Да, я действительно разозлился и дал ей это понять; но при этом я смог объяснить, что она действительно вела себя не очень хорошо, и мы поговорили вполне нормально, по-человечески. Когда мы искренне гневаемся, небо совсем не обязательно обрушивается на нас - иногда мы, наоборот, разгоняем на нём тучи.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ.

Обычно мы сталкиваемся лишь с одним из двух состояний здоровья чувств. Этот первый уровень представляет собой определённую степень их отрицания, даже если мы считаем, что уже "переросли это". Второй уровень ведёт к оздоровлению тела и совершенствованию отношений с людьми и означает выражение чувств.

        Отрицание происходит, когда Сознательное Я не обращает внимания на сигналы и эмоциональные потребности Базового Я, что приводит к многочисленным неприятным симптомам. Когда мы научимся и начнем на практике - конструктивно - признавать свои чувства, Базовое Я обязательно отблагодарит нас за это, выделяя для нас новые объёмы энергии.

 

Картина дня

наверх