Предисловие.
Ответы на жизненные вопросы.
Много лет назад я встретил мирного воина на круглосуточной автозаправочной станции. Звали его Сократ, и вот что он мне тогда сказал: «В этом мире существует три категории людей: те, благодаря которым что-то происходит; те, кто наблюдают за тем, что происходит; и те, кто могут только догадываться о том, что же всё-таки произошло». В те времена я был опытным атлетом, заставлявшим Землю «крутиться». Но за пределами тренажерного зала, сталкиваясь с дилеммами и необходимостью принятия решений в реальном мире, я по большей части только наблюдал, гадая, что вокруг меня происходит.
И не один я был таким.
Многие из нас проживают свои жизни случайно: почему-то завязывают отношения, как-то делают карьеру, ищут смысл жизни, надеясь и моля Бога о взаимной любви, удаче, достатке и здоровье. Долгие годы я жил вот так вслепую, наобум, пока не научился жить осмысленно.
Учиться я начал тогда, когда задал Сократу свой первый вопрос. Он пожал плечами и сказал: «Достаточно знать Местные Правила». «Место» — это жизнь, Дао, Вселенная, реальность; «правила» — универсальные законы или обучающие правила. Представленные в этой книге Местные Правила — вынесенные из школы жизни уроки — помогут встать на путь осмысленного существования.
Осмысленная жизнь охватывает как разумную сторону бытия, так и веру. Разум позволяет нам поставить нужную цель, а вера учит полагаться на жизненный процесс. Даосская мудрость гласит: гибкость побеждает непреклонность — как стремительный ручей обходит препятствия, так и наши цели приспосабливаются к часто меняющему своё направление течению жизни. Таким образом, Местные Правила — это не заученные формулы, а ненавязчивые напоминания. Живя осмысленно и действуя по правилам, мы становимся похожими на бамбук — сильный, но гибкий, — уступаем под натиском встречных сил, затем снова возвращаемся к заданному курсу.
Формат данной книги также был выбран осмысленно — книга была разработана специально для того, чтобы вы могли легко ознакомиться с упомянутыми выше правилами. Открыв любой раздел, вы обратите внимание, что он:
* начинается с общего вопроса;
* далее идёт Местное Правило;
* краткое пояснение;
* два относящихся к заданной проблеме вопроса и ответы на них;
* страница, посвящённая практическому применению вами описанного правила.
Некоторые вопросы в этой книге сугубо личные, другие же затрагивают универсальные темы; одни выражают любопытство, другие представляют собой просто крик отчаяния. Вопросы эти интересуют людей по всему миру, они отражают наши обычные желания и дилеммы. Темы вопросов включают в себя взаимоотношения между людьми, работу, детей, здоровье, нравственность, психологию, ценности и необходимость принятия решений. Для облегчения восприятия я их отредактировал и намеренно не указал имена авторов, поскольку их личности не имеют непосредственного отношения к поднятым глобальным проблемам.
Мне кажется, что мои ответы не столько исходят от меня, сколько проходят через меня. Конечно, я не черпаю мудрость из пятого измерения, разговоров с Богом или посланий астральных наставников. Дар мой помог мне выразительно и открыто живописать Местные Правила так, как я их интуитивно понимаю. Как гласит одна пословица, «Нет секретов там, где есть любовь».
Опробуйте эти Местные Правила на себе, на личном опыте; приспособьте их к каждой конкретной ситуации. Вы поймёте, что они указывают путь к большей продуктивности, креативности и веселью, учат нас, как можно вести более нравственную и духовно насыщенную жизнь в царстве материализма. Бог помогает тем, кто помогает себе сам — и это как раз книга для такой помощи себе самим. Чем лучше мы становимся, тем больше пользы приносим миру. Ведя осмысленную жизнь, улучшая её качество, мы вдохновляем других своим примером.
Как говорится в одном из Местных Правил, которое я разъясню чуть позднее, я не в силах дать вам мудрость, которой в вас самих нет, но могу указать на ваши скрытые силы. И если эта книга стимулирует рефлексию и интуитивное понимание, — если вы постараетесь узнать правду о себе — значит, цель книги «Живи Осмысленно» достигнута. Перелистывая эти страницы, не отступайте от веры в то, что, несмотря на все дилеммы и трудности мира, наши жизни представляют собой великую Загадку, разгадать которую можно только в согласии с универсальными законами вкупе с осознанием нашей сущности.
Дэн Миллман,
весна 2000 г.
Местные Правила.
Есть ли смысл в жизни?
Земля — это школа, а жизнь — наша классная комната
Мы здесь для того, чтобы научиться лучше понимать мир и самих себя. Познание мира помогает нам добиваться успеха. Познание себя способствует эволюции. Все наши трудности в сфере взаимоотношений, здоровья и финансового положения — всего лишь часть учебной программы. Ежедневно жизнь учит нас всему, что необходимо для того, чтобы сделать следующий шаг. Буквально каждый день нам даются все новые уроки.
Вопрос: Мы растём, ходим в школу, зарабатываем на жизнь, обзаводимся семьями, ездим в отпуск, посещаем церковь и живём до тех пор, пока не умрём. Разве этого не достаточно? К чему весь этот интерес к духовной стороне жизни? В чём смысл?
Ответ: Большинство из нас согласится, что жизнь это школа в том смысле, что даёт нам много уроков. Но если смерть — конец всему, что же в первую очередь является смыслом существования? Вопросы о смерти часто приводят нас к размышлениям о жизни. Что мы собой представляем: случайный эксперимент или часть большей картины? Один вопрос приводит к другому, но все они приводят к осознанию Загадки. Некоторые из нас в таких случаях обращаются к вере и религии; другие пытаются самостоятельно найти разгадку. И на этом поле догадок восходят семена духовности.
Лучший учитель — открытое сердце.
Неизвестный автор
В какой-то момент мы получаем фундаментальные уроки в школе жизни: наше сознание находится одновременно в двух отдельных реальностях, у каждой из которых есть свои принципы и законы. Первая — традиционная общепринятая реальность, описанная в вашем вопросе. Вторая — трансцендентная реальность, духовное измерение.
Большую часть времени традиционная реальность монополизирует наше внимание суетой повседневной жизни: проблемами образования, заработка, взаимоотношений в семье и с другими людьми, здоровья. Драматические спектакли наших жизней, разыгранные в театре приобретений и потерь, желаний и удовлетворения, кажутся полностью реальными и исключительно важными. Традиционная жизнь включается в себя погоню за удовлетворением и самореализацией, которые зависят от событий, развивающихся параллельно с нашими желаниями, надеждами и ожиданиями. Стараясь добиться желаемого, мы страдаем от своих же привязанностей, стремлений и тревог.
Мы вовлечены в загадочное действо, неподвластное пониманию, и самое важное наше занятие — жизнь.
Джон Кейдж
Однажды — возможно, после травмы, смерти кого-то из членов семьи, ранения или другой напасти — мы замечаем, что традиционная жизнь, пусть даже на первый взгляд идеальная, приводит к неудовлетворённости. Мы чувствуем себя разочарованными, когда не получаем того, что хотим, когда получаем то, чего не хотим, и даже когда получаем именно то, чего хотим, потому что в этом моральном мире мы потеряем всё, что любим.
Повседневная жизнь — это ваша школа, ваш храм и ваша религия.
Халиль Джебран
Несчастья и психологические переживания пробуждают сильное желание выйти за пределы условного мира, очнуться и найти высшую мудрость, которая возвысит наши души даже в условиях традиционной реальности. Сложные жизненные уроки порождают желание начать верить, отказаться от привычных правил, которые больше не действуют, и окунуться в неизведанное. Как писала Анаис Нин: «Наконец пришло время, когда боязнь остаться в бутоне казалась более болезненной, нежели страх расцвести». В школе повседневной жизни духовная сторона не отделена от реального мира; она позволяет нам вести обычную жизнь, не забывая о трансцендентных освобождающих истинах.
Вопрос: Я в постоянном поиске — пытаюсь найти в жизни нечто большее, нежели новости, погода и спорт. Занимаюсь йогой и медитирую; в прошлом году я проехал на велосипеде четыреста миль в надежде достичь духовно возвышенного состояния. После этой поездки я чувствовал временный эмоциональный подъём и боль в мышцах. Такое происходит каждый раз, когда я довожу своё тело до предела. В правильном ли направлении я двигаюсь?
Ответ: Все эти экстремальные эксперименты над организмом — отказ от еды, воды и прочие истязания — могут изменить ваше состояние и вызвать временный эмоциональный подъём, но чем это заканчивается? Много лет назад, путешествуя по Востоку, я исходил множество дорог до тех пор, пока мой поиск не исчерпал себя, и я не успокоился. Сегодня бесконечное количество шаманов, гуру и наставников рады предложить вам свою единственно верную дорогу. Но ведь все эти дороги являются всего лишь уроками в Школе Повседневной Жизни — частью великого приключения, которое учит нас всему самому необходимому, никогда заранее не раскрывая того, что принесёт нам день грядущий. Это напоминает мне одну историю.
Каждый день формирует наши жизни точно так же, как текущая вода точит камень.
Неизвестный автор
В конце Второй мировой войны, двоих молодых людей схватили и отправили в американский лагерь для военнопленных. Допрос ни к чему не привёл — они не хотели или не могли говорить, ничего не сказали они и другим немецким заключенным, которые уверяли, что знать ничего не знают об этих двоих. Вскоре эксперт по азиатским языкам установил, что они были тибетцами. Обрадовавшись, что кто-то, наконец, может их понять, они поведали свою историю.
Летом 1941 года двое друзей решили исследовать мир за пределами своей маленькой деревеньки, пересекли северную границу Тибета и спокойно бродили по территории Советского Союза в течение нескольких недель, пока русские не поймали их. После этого их вместе с сотнями других молодых ребят посадили в поезд и отправили на запад. В военном лагере им дали форму и винтовки, кратко рассказали о том, что такое война и что на ней нужно делать, и вместе с другими солдатами погрузили в машины и направили на русский фронт. Воспитанные в ненасильственных буддистских традициях, они вздрагивали каждый раз, когда видели убивавших друг друга людей. В итоге они дезертировали, но были схвачены немецкими войсками и снова на поезде были отправлены в Германию. Затем, после вторжения в Нормандию — когда американские силы приблизились к границе Германии — этих двух незадачливых парней отправили во вспомогательные войска немецкой армии, им выдали ружья и приказали сражаться. И вновь они сбежали с кровавой бойни, но были схвачены американцами, после чего их запутанное испытание войной закончилось.
Часто простыми житейскими способами мы усваиваем важные уроки.
Перл С. Бак
Приключения этих двух скитальцев напоминают наши собственные блуждания в школе жизни. Вспомните все витки и крутые повороты на вашем жизненном пути — эта повседневная жизнь представляет собой своеобразную школу, позволяющую нам понять, что же это такое: быть человеком. Ваша жизнь в каждую конкретную минуту — это путешествие героя, ваш момент истины, опасный, граничащий со смертью опыт. Взаимоотношения с людьми, семья, работа, здоровье и финансы — Божественный Курс Испытаний. Если вы жаждете приключений, просто обращайте внимание на каждый момент своей жизни, попытайтесь разглядеть чудеса в повседневной суете. Выбирайте курс по своему вкусу. Ищите оригинальные способы помочь своей семье и обществу. И это будет для вас величайшим приключением из возможных.
Практическое применение.
Курсовая работа в Школе Жизни, по сути, отражает уникальную цель вашего существования. Есть и более мелкие задачи, краткосрочные цели, такие как приготовление завтрака, стирка, проезд до места работы. Также вы обнаружите и долгосрочные цели, такие как, например, совершенствование тела или налаживание отношений, помощь семье, друзьям, всему миру. Как только мы усвоим уроки жизни и осознаем свои цели, краткосрочные и долгосрочные, мы обретём мудрость.
* Перечислите три краткосрочные цели, которые вы хотите достичь сегодня.
* Перечислите в порядке возрастания значимости три долгосрочные цели (задачи или мечты), которые вы бы хотели достичь в течение года, десятилетия или всей жизни.
Вопросы и ответы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где я могу найти подходящего мне учителя?
Учителя могут быть разными.
Учителя-наставника можно найти не только на вершинах гор или в ашрамах на Востоке. Учителя могут выступать в обличии наших друзей и врагов — облаков, животных, ветра или воды. В каждый определённый момент наши учителя открывают нам всё, что необходимо знать. Вопрос в том, обращаем ли мы на это внимание? Когда ученик готов, учитель всегда найдется.
Вопрос: Я прочитал сотни книг и посетил бесчисленное количество разнообразных занятий и семинаров. Но все же мне нужен личный учитель, который смог бы наставить меня на истинный путь. Разве людям не нужны учителя, гуру или наставники для успешного завершения жизненного путешествия?
Ответ: Практика в изоляции часто порождает иллюзии; лучше всего мы себя познаём во взаимоотношениях с другими людьми. И хотя книги действительно могут многому научить, направить и помочь осознать свои потребности и особенности темперамента может только живой учитель-человек. В буддийской и некоторых других традициях идеальной средой обучения считается триединство учителя, учения и сообщества учащихся. Но это может стать подобием минного поля: иногда даже истинных учителей портит лесть и подхалимство приверженцев. Так что будьте мудрыми и осмотрительными, глядите в оба и слушайтесь своего сердца. Учителя должны заслужить доверие своих учеников, а это требует времени. Избегайте всех, кто требует преданности и почитания с самого начала. Обращайте внимание не на то, что учителя говорят, а на то, что они делают. Обратите внимание: живут ли их ученики той жизнью, к которой стремились? Они добрые, способные к состраданию, уравновешенные, здоровые, честные, открытые, вежливые? Есть ли у них чувство юмора? Если нет, ищите учителя в другом месте.
Ваши учителя бесчисленны — каждое событие и каждое жизненное обстоятельство может вас чему-то научить.
Баульское стихотворение
Наше отношение к учителям часто зависит от трёх ступеней жизни: детства, юности и взрослости. Дети ищут себе человека-родителя, который смог бы направить и защитить их, с которых можно во всём брать пример (и некоторые учителя рады выступать в роли родителей). Подростки отрицают авторитет взрослых и скептически относятся к большинству учителей. Взрослые прилагают большие усилия, чтобы научиться всему, чему можно научиться, там, где это возможно: у глупцов и мудрецов, друзей и врагов, животных, младенцев и стариков. Мы также учимся на собственном опыте и сложившихся обстоятельствах, на трудностях и интуиции. Как, например, в следующей истории.
Зембу, молодой самурай, состоял в близких отношениях с женой своего наставника. Когда факт измены был раскрыт, он, защищаясь, убил обманутого вельможу и сбежал в дальнюю провинцию страны. Не найдя подходящей работы, он начал воровать и продолжал до тех пор, пока однажды утром на него не снизошло озарение. Тогда Зембу осознал, во что превратилась его жизнь по его же собственной вине. Чтобы хоть как-то искупить свою вину, он решил совершать добрые поступки в знак раскаяния. Вскоре, гуляя по опаснейшей дороге на вершине скалы, на которой погибло так много людей, он задумал прорыть тоннель в горе. Каждую ночь Зембу копал, а днём просил у прохожих милостыню на пропитание. Тридцать лет спустя, когда тоннель достиг уже шестисот метров в длину, Зембу столкнулся с Катсуо, молодым самураем, который пришел для того, чтобы отомстить ему за смерть отца, вельможи, которого Зембу убил много лет назад.
Обращайте внимание на своих врагов, ибо они первыми укажут вам на ваши ошибки.
Антисфен
Увидев меч Катсуо, Зембу сказал: «Я с радостью отдам тебе свою жизнь, только позволь мне закончить работу». Так Катсуо нетерпеливо прождал несколько месяцев, а Зембу все продолжал рыть. Увидев, что осталось совсем немного, Катсуо начал помогать Зембу копать. Работая плечом к плечу с Зембу, Катсуо поймал себя на мысли, что восхищается сильной волей и характером своего врага. В конце концов, тоннель был готов, и путешественники могли спокойно и безопасно по нему передвигаться.
Мы все учителя: вопрос не в том, будем ли мы учить, а в том, чему мы научить можем.
Неизвестный автор
Зембу обратился к юному бойцу: «Работа сделана. Можешь теперь отрубить мне голову». Слезы хлынули из глаз Катсуо: «Как же я могу отрубить голову своему учителю?».
Как гласит старинная пословица: «У нас нет друзей, у нас нет врагов, у нас есть только учителя». Ищите мудрость, в какой бы форме учителя вам ни явились.
Вопрос: Мне двадцать два года и я ищу смысл жизни. Я хотел поехать в Индию на несколько месяцев через пару лет. Но у меня есть двухгодовалый сын. Я изо всех сил стараюсь понять, что же действительно правильно и благородно. Я хочу многому научиться, но мой сын нуждается во мне, и я не могу его бросить. Что Вы мне посоветуете?
Ответ: Когда мы совершаем паломничество или просто путешествуем, посещение экзотических мест может расширить наш кругозор и стимулировать. Но сейчас мир превратился в большую деревню, и Восток больше не может похвастать монополизацией вселенской мудрости. Я много путешествовал, в результате чего пришёл к выводу, что лучшее место на Земле — дом, потому что все универсальные истины открываются нам ежедневно всюду, где бы мы ни находились.
Я рассматриваю отцовство и материнство как священную ответственность и высшую форму учительства. Воспитание ребёнка потребует больше усилий и способствует лучшему развитию способностей, чем бесконечные часы медитации в пещере или выполнение особых упражнений в ашраме. (Я знаю, потому что попробовал все это на себе). Все возвышенные духовные секреты доступны здесь и сейчас, в вашей стране, области, городе, доме и сердце. Вы наверняка придёте к выводу, что ваше совместное с сыном путешествие по просторам детства так же обогащает и облагораживает вашу душу, как и реальная поездка на корабле или самолёте.
Ламп много, но Свет один.
Пословица
Откройте двери своего восприятия, и вы увидите, что учителя являются вам не только в человеческой форме, но и в мире природы, в детях и незнакомцах, в неожиданных обстоятельствах. Например, отойдя от дел, врач А. Дж. Кронин переехал в небольшую крестьянскую общину в Шотландии для того, чтобы написать первую книгу. Много месяцев потратил он на написание произведения, после чего отправил её в Лондон своему наборщику текста. Когда отпечатанная рукопись вернулась, он перечитал её на свежую голову и был просто шокирован бездарностью и посредственностью написанного. От отвращения к результату своей работы он бросил рукопись в камин в кучу золы и пошёл прогуляться под моросящим дождём на вересковое болото. Там он встретил старого крестьянина, рывшего дренажную канаву на топком болотистом поле. Крестьянин спросил о произведении Кронина и узнал о том, какая судьба постигла рукопись. Старик помолчал немного, затем сказал: «Мой отец рыл дренажные канавы всю свою жизнь, но так и не сумел сделать пастбище. Я занимаюсь тем же самым, но тоже до сих пор не преуспел. Но несмотря ни на что я знаю то, что знал и мой отец — если рыть достаточно долго, то рано или поздно получится сделать пастбище». Кронин вернулся в дом, вытащил рукопись из золы, очистил её, высушил над плитой. Затем вернулся к работе, переписывая книгу до тех пор, пока она его полностью не удовлетворила. Так получился Замок Броуди, первый из череды успешных романов его авторства, — а всё благодаря учителю, которого неожиданно для себя Кронин встретил на болоте.
Всё в этом мире имеет скрытый смысл... Люди, животные, деревья, звёзды — всё это иероглифы... А мы думаем, что это на самом деле всего лишь люди, животные, деревья, звёзды. Только спустя годы... некоторые из нас приходят к пониманию.
Никос Казандзакис
Наши дети, достойные гораздо большего, чем какая-то рукопись, растут так быстро. Мир никуда не денется до тех пор, пока ваш сын не станет достаточно взрослым, чтобы путешествовать вместе с вами или пойти собственной дорогой. Спросите себя, что бы вам по прошествии многих лет хотелось больше вспоминать: то, что вы уехали из дома на поиски себя, или то, что потратили это время на заботу о ребёнке, отдав предпочтение ему, а не путешествию? Вряд ли вы сможете найти высшее призвание, величайшее благословение, лучшего учителя или более духовно насыщенное путешествие, чем процесс воспитания вашего малыша.
Практическое применение.
Многие верят, что когда мы оканчиваем институт, колледж или университет, наше обучение на этом заканчивается. Но самое настоящее обучение начинается тогда, когда мы переходим от словесных уроков к урокам глобальным. В течение жизней мы встречаем (хотя и не всегда это осознаем) множество учителей, если наши глаза и уши готовы внимать их урокам.
В буддийской традиции последователи этого религиозно-философского учения верят, что Будда везде, в каждом; ко всем существам и предметам они относятся с одинаковым уважением. Точно так же христиане видят Иисуса или искру божью, пронизывающих своим сиянием все вокруг; то же самое можно сказать и о многих других религиях. Помня об этом, мы можем найти поистине мудрых учителей там, где раньше встречали самых обыкновенных. И мы точно так же можем найти Будду, Иисуса или источник бесконечной мудрости в самих себе. Нужно только спросить о том, что нас интересует, и слушать, доверяя себе.
* Перечислите троих или больше людей или ситуаций, которые послужили для вас учителями, научили вас чему-то.
* Напротив каждого имени или каждой ситуации напишите вкратце, чему именно вы научились.
Вопросы и ответы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему после прочтения стольких книг и посещения такого количества семинаров моя жизнь не изменилась?
Лучше всего мы учимся на собственном опыте.
Из глобальных уроков окружающего мира мы черпаем большую мудрость, нежели из словесных уроков школы. Словесные уроки учат нас посредством концепций и понятий; уроки мира учат за счёт личного опыта. Понятия и концепции могут дать нам карту, опыт же включает и путешествие. Любой опыт ценен, ибо любой опыт учит. Уроки, усвоенные нами на личном опыте, всегда положительны, даже если сам опыт таким не был.
Вопрос: Ваши взгляды на медитацию далеко не ортодоксальны — а некоторым могут показаться и вовсе непочтительными. Не могли бы Вы объяснить эти взгляды и рассказать, как пришли к ним?
Ответ: Медитация в положении сидя, практикуемая во многих достойных почитаемых культурах, имеет множество преимуществ на разных уровнях. Я практиковал медитацию практически всю свою жизнь и очень уважаю эту традицию. Такая практика благотворно сказывается на здоровье и развитии творческих способностей, а также помогает понять природу разума. Но нельзя прожить жизнь в сидячем положении — нам всё же нужно подниматься для того, чтобы вести свою повседневную жизнь.
Любой человек, переживший детство, знает о жизни достаточно, чтобы дотянуть до конца дней своих.
Фланнери О’Коннор
Моё кажущееся непочтение к медитации предназначается для того, чтобы уравновесить низкопоклонническое отношение многих особо впечатлительных, считающих эту практику Единственно Верным Путём к Просвещению. Лично я не считаю медитацию дорогой, ведущей к просветлению, но отношу к самой практике просветления. Сидя прямо в спокойном, расслабленном, но сосредоточенном состоянии — не наклоняясь ни вперёд, заглядывая в будущее, ни назад, вспоминая прошедшее, — мы сохраняем просветлённое расположение духа, предвидя перспективу очищенного сознания, созерцания своего приобщения к божественному.
Опыт, разрушающий невинность, также возвращает нас к ней.
Джеймс Болдуин
Но жизни практикующих медитацию похожи на жизни простых смертных. Они сталкиваются с теми же проблемами: трудностями в отношениях с близкими, финансовыми неурядицами и другими неприятностями. Так что медитация — это не панацея. Раскрыв однажды глаза, мы видим, что без прямого жизненного опыта нам не обойтись. Истинная мера любой практики — ежедневная жизнь практикующего. Другими словами, медитация должна быть ежеминутной практикой — не только тем, чем мы занимаемся, усевшись на полу. Сейчас я практикую медитацию с открытыми глазами, проникновение в сущность каждого момента жизни, оценка опыта такого, какой он есть, а не такого, каким бы я хотел его видеть. Обращая внимание на дыхание, расслабление и движения, мы выводим медитацию на другой уровень: она уже не случайный гость, а член семьи; не отложенное до лучших времен занятие, а часть целого. Такой подход к пониманию медитации дарует свет осознанности каждому моменту жизни и каждому нашему опыту.
Верьте тому, кто пробовал.
Вергилий
Вопрос: Предположим, Вам уже двадцать пять лет, но вы до сих пор даже не пытались самосовершенствоваться, расти как личность. Затем натыкаетесь на книгу, подобную той, что написали Вы. Вы думаете, такие книги способны изменить отношение к жизни, помочь человеку достичь вашего уровня просвещения? Не посчитает ли большинство читателей более целесообразным продолжить своё хаотичное скитание по учителям, практическим занятиям и различным обществам?
Ответ; Вот история одного юного учёного из привилегированной семьи, который большую часть своего времени проводил за чтением и изучением работ величайших дидактов. Однажды, путешествуя, оказался он на берегу широкой реки и нашёл лодочника, который согласился перевезти его на противоположную сторону. Чтобы как-то скоротать время в процессе переправы, учёный начал рассказывать историю своей жизни, полностью посвященной обучению. Лодочник же внимательно слушал. Спустя какое-то время он, подумав, сказал юноше: «Да, вы многое узнали за свою жизнь, сэр, но научились ли вы плавать?».
Профессиональный труд учит большему, нежели книги и колледжи вместе взятые.
Гарриет Робинсон
«Вообще-то нет, — ответил молодой человек, — не научился».
«Тогда, боюсь, все ваши знания бесполезны, — пожал плечами лодочник, — потому что наша лодка тонет».
Непосредственный личный опыт несмотря ни на что остаётся самым лучшим учителем, но и из книг мы можем много почерпнуть, они нам как бы дают карты ещё неосвоенных территорий, подготовку, необходимую для того, чтобы как можно больше всего усвоить уже из опыта. Книга может указать направление, но совершать путешествие мы должны самостоятельно. На самом деле нам вовсе не нужно делать выбор между книгами и непосредственным опытом. Наиболее разумно будет сочетать и то, и другое. Конечно, жизнь полна трудностей и неприятностей, но они нас могут многому научить.
Опыт — это не то, что происходит, а то, что мы делаем с тем, что происходит.
Олдос Хаксли
Может потребоваться несколько лет для того, чтобы интегрировать в реальную жизнь правила и принципы, почерпнутые из книг. Наша восприимчивость и интересы меняются по мере того, как жизнь учит нас, опуская с небес на землю. Не важно, что именно мы можем узнать из книг; природа жизни такова, что, прежде чем обрести мудрость, мы теряем лицо, падаем на колени; прежде чем обратить взор к небесам, блуждаем в кромешной тьме, перед тем как увидеть луч света. Мы все скитаемся по пустыне жизненного опыта в поисках вселенской мудрости. Всё, с чем нам приходится столкнуться, служит определённой цели. Мы добиваемся успеха благодаря провалам, учимся на своих ошибках и поднимаемся к вершинам познания по извилистой винтовой лестнице.
Я слышу — и забываю; я вижу — и запоминаю; я делаю — и понимаю.
Дзен-буддийская пословица
Практическое применение.
Юморист однажды сказал: «Чужой опыт приносит пользу только одной категории людей — биографам». Если бы это было правдой — если бы мы могли учиться только на собственном опыте — тогда каждому из нас пришлось бы стартовать с нулевой позиции, не воспринимая уроков истории, заново изобретать колесо, снова и снова повторяя ошибки предшественников. Но поскольку мы все связаны на уровне нашей общей человечности, чужой опыт может быть нам полезен. Но он принесет пользу только в том случае, если мы его поймем, сделав его, таким образом, своим собственным.
Однажды моего друга, переходившего дорогу на оживлённом перекрестке, сбила машина. Когда он выздоровел, я напомнил ему, что следует смотреть по сторонам, прежде чем переходить улицу. Тогда же я напомнил и себе о том, что нужно быть внимательнее и осторожнее. Освоить законы улиц и познать высшую мудрость мы можем, обратив должное внимание на непосредственный опыт других, точно так же, как если бы мы учились на собственном опыте.
* Перечислите три важных урока или мудрые мысли, которые вы почерпнули в книгах.
* Перечислите три урока, которые вы усвоили благодаря личному опыту.
* Какой из этих уроков может быть самым ярким примером, что бы вы сами выделили?
Вопросы и ответы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как я могу преодолеть страх неудачи?
Из неудач строится мост к успеху.
Дорога к успеху выстлана маленькими неудачами. Если сомневаетесь, попробуйте научиться жонглировать. Лучше всего этому учиться получается у детей; они предпочитают метод проб и ошибок. В этой технике они превзошли нас всех: никто так много не ошибается, но и никто так быстро не учится. Зачем нужно бояться неудач? Каждая ошибка представляет собой урок, каждый урок приближает нас к мудрости, а каждая неудача — к новому достижению. Провалы и ошибки — ступени на лестнице, ведущей к вашему потенциалу. Если вы никогда не терпели неудач, значит, вы не ставили ещё перед собой достаточно значимых целей.
Вопрос: Мой лучший друг и любимый человек решил в эти выходные бросить пить. Просто остановиться, окончательно и бесповоротно. Я хочу ему помочь — я сказала, что если понадобится, привяжу его к дивану. Может быть, Вы предложите другие решения этой проблемы?
Ответ: Его намерение бросить пить говорит о том, что он осознает наличие этой проблемы. Он сделал большой шаг вперед по сравнению с теми, кто все еще находятся в стадии отрицания, блуждая в темноте и повторяя изо дня в день одну и ту же ошибку. Вся жизнь представляет собой учение. Его прошлые неудачи привели к нынешней борьбе за жизнь. Как бы сложно вашему другу ни было преодолеть это тяжёлое испытание, будучи закрытым в комнате или привязанным к кровати, под воздействием специальных медицинских препаратов, изолированным в больнице или палате для алкоголиков, все равно очиститься и протрезветь гораздо легче, чем поддерживать такое состояние. Пережив начальные стадии абстинентного синдрома, ваш друг сделает первый шаг на пути к успешной трезвости.
Неудача становится успехом, если учит нас чему-то.
Малкольм Форбс
В реальной жизни никто не избавляется от вредных привычек за один раз. Мы вынуждены бросать что-то тысячи раз в течение жизни — каждый раз, когда чувствуем, что нам необходима ещё одна порция спиртного, ещё одна доза, ещё что бы то ни было — ещё разок, ещё чуть-чуть, просто для того, чтобы справиться с желанием. Мы всегда находим привлекательные непреодолимые причины, придумываем, почему наши привычки могут быть необходимыми, полезными и хорошими. Вот почему нужно каждый раз подтверждать свое стремление оставаться трезвым, тренировать силу воли, взывать к нашим богам с просьбой о помощи в каждый момент своего существования, как перед лицом провала, так и на пороге успеха. Как бы это ни выглядело со стороны, но это дело жизни и смерти. Любому человеку, страдающему от алкогольной или любой другой зависимости, я бы посоветовал всеми силами преодолеть абстинентный синдром и тут же связаться с кем-то из Общества Анонимных Алкоголиков или другим специалистом в этой области. Для того чтобы оставаться трезвым, не возвращаться к спиртному или наркотикам, нужна дополнительная помощь: советы и групповая поддержка, смена обстановки, грандиозная внутренняя работа над собой. Так, через трезвость можно прийти к самопознанию. Вылезти из ямы безысходности, поднявшись на гору собственной значимости.
Понять, что работает так, как нам того хотелось бы, мы можем, только обнаружив то, что не работает вовсе; те, кто никогда не допускал ошибок, никогда не делал и великих открытий.
Самуэль Смайлс
Я обратил внимание на то, что написал мне не ваш друг, а вы, потому не могу говорить о его терзаниях, только о ваших. Пожалуйста, берегите себя, не дайте этой битве за трезвость слишком затянуть вас; одними вашими усилиями успеха не добиться. Вы можете поддержать его на пути к трезвости, установив свои ограничения, правила, или собственным примером, но преодолеть эту проблему за него вам не удастся. Никто, увы, не наделён силой спасать ближнего. Вы можете воодушевлять своего друга, вселять ему мужество, столь необходимое для борьбы с таким недугом, постараться помочь ему забыть о прошлых неудачах и освободиться от них. В конечном счёте, только его выбор, его смелость и его правильное поведение помогут ему победить в этой борьбе.
Годы жизни, потраченные на ошибки, достойны большего уважения, нежели жизнь, прожитая в безделье.
Джордж Бернард Шоу
Вопрос: Каждый раз, когда я вижу привлекательную женщину, я делаю вид, что не замечаю её. Я убеждаю себя в том, что поступаю так из уважения, чтобы не побеспокоить её. Но подозреваю, что дело в моей застенчивости и заниженной самооценке. Кроме того, я чересчур разборчив и придирчив, когда дело касается девушек. Часто, еще до встречи с ними, я их отвергаю, посчитав их слишком высокомерными, слишком эгоцентричными, слишком неискренними или даже слишком привлекательными для меня. Может быть, я просто боюсь. Я обычно встречаюсь с теми девушками, которые меня особо не интересуют, и не уделяю должного внимания нашим отношениям, чтобы не так сильно страдать в случае, если они меня бросят. Действительно ли мой страх берет надо мной верх?
Ответ: Однажды, когда я был маленьким, я нервничал, собираясь с силами, пытаясь настроиться на прыжок с крыши в песчаную насыпь. Заметив это, мой старший и мудрый друг сказал: «Перестань думать и прыгай!». Я советую вам сделать то же самое. Если вы на минуту отвлечётесь от сомнений в своей полноценности, вы можете заметить перед собой другого, самого настоящего человека с такими же страхами, волнениями и надеждами.
Если вы не умеете делать ошибки, это значит, что вы ничего не умеете.
Марва Н. Коллинс
Боязнь быть отвергнутым понятна, естественна и известна издавна. Но жизнь дарует нам множество возможностей преодолеть такие страхи и сомнения. И единственный известный мне способ от этих страхов избавиться — воспользоваться полученными возможностями. Когда дело доходит до эмоций, попытка равносильна жизни. Любовь не даёт нам безопасность и комфорт, но она помогает нам жить и учиться. Как гласит старинная поговорка: «Кораблям безопаснее в порту, но не для этого корабли строятся». Так что не бойтесь окунуться в бурное и беспокойное море любви. Да, временами вам придётся промокнуть до нитки, но все же вы будете чувствовать, что живете.
Упорство — вот ключ к успеху. Посмотрите на тех, кто преуспел, и усвойте их секрет: чтобы что-то получить, нужно достаточное количество раз это попросить. Ни одна неудача не будет решающей, пока вы сами не сделаете её таковой. Вспомните, как вы падали, прежде чем научились стоять и ходить. Семь издателей отказались печатать «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл, пока однажды она не получила утвердительный ответ; Р. Х. Мейси много раз терпел неудачи, прежде чем сумел открыть свой знаменитый универмаг в Нью-Йорке; английский писатель Джон Кризи получил семьсот пятьдесят три уведомления об отказе, прежде чем смог опубликовать первую из пятисот шестидесяти четырех своих книг. И более трехсот банков возвращали обратно заявление Уолта Диснея, прежде чем, наконец, согласились дать ему ссуду на строительство Диснейленда. Каждая неудача приближает нас на шаг к успеху, так что всегда помните, что рано или поздно вы найдёте в связке ключей именно тот, который подходит к желаемой двери.
С первого раза ничего не получается так, как того хотелось бы. Неудачи и повторяющиеся неудачи — всего лишь остановки на пути к великому достижению.
Чарльз Ф. Кеттеринг
В страхе потерпеть неудачу мы боимся даже пытаться что-то сделать. Но только благодаря таким попыткам и всем допущенным нами ошибкам мы растем и развиваемся, становясь самими собой. Нужно усваивать уроки неудач, но концентрироваться на успехе. В конце концов, успех зависит не только от того, что вы знаете, но и от того, что вы делаете. Так что в следующий раз, когда встретите привлекательную девушку, выберите другой подход. Выразите то, что на самом деле чувствуете. Это сработает — или не сработает. Некоторым людям вы инстинктивно понравитесь, другим же — нет. Но зачем же тратить своё время, беспокоясь из-за тех, кому вы не понравитесь? Если она вам откажет, будет ли это означать то, что вы никудышный слизняк — или то, что она упустила лучшую возможность в своей жизни? (Бедная девушка!) А если она скажет: «да», перед вами откроется масса новых перспектив.
Я учился говорить так, как другие учатся кататься на коньках или велосипеде — упорно выставляя себя дурачком до тех пор, пока не привык к этому.
Джордж Бернард Шоу
Как говорит Майкл Джордан, «неиспользованные попытки дают нам ноль процентов успеха». Так не упускайте возможность; пусть с риском потерпеть неудачу, но стремитесь к успеху. Тогда что бы ни случилось, вы будете чувствовать, что вы в игре. А это одна из основных целей осмысленного существования.
Практическое применение.
Многие из нас боятся потерпеть неудачу, не осознавая, что мы совершаем маленькие ошибки и терпим небольшие провалы ежедневно в процессе жизни и обучения. Мы что-то роняем, не можем найти то, что ищем, говорим или делаем что-то не так хорошо, как могли бы.
Также мы совершали и большие, более значимые ошибки, которые влекли за собой серьёзные последствия. Но как же мы можем знать наверняка, что все эти неудачи были замаскированными божьими благословениями, ведущими нас к последующим великим свершениям?
* Перечислите пять ошибок (неважно, насколько малозначительных), которые вы совершили вчера и сегодня.
* Перечислите три более крупные свои ошибки или неудачи.
* Чему научила вас каждая ошибка и неудача, что вы измените в своём поведении, оказавшись в подобной ситуации в следующий раз, чтобы наверняка добиться успеха?
Вопросы и ответы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему постоянно возникают одни и те же проблемы?
Уроки будут повторяться до тех пор, пока мы их не выучим.
Некоторые из нас, повторяя одно и то же действие, ожидают от него разных результатов. Интеллект позволяет нам учиться на своих новых ошибках вместо повторения старых. Признавая ошибки и учась на них, мы уже реже их повторяем и, соответственно, становимся более приспособленными к жизни. Такое обучение влечёт за собой изменение; изменение часто основано на потере репутации; с потерей репутации отмирает все старое; смерть старого приводит к рождению чего-то нового. Ничто не изменится до тех пор, пока не изменимся мы сами.
Вопрос: Однажды Вы написали, что мы «подсознательно учим других, как следует обращаться с нами: посредством использования посланий языка тела, интонаций и других едва уловимых сигналов и действий». Уверен, что так и есть на самом деле, хотя в этом сложно разобраться. Не могли бы Вы подробно рассказать об этих сигналах и о том, как мы, не замечая того, подрываем свою репутацию постоянно повторяющимися неудачами и провалами?
Ответ: Часто мы многого не замечаем из-за того, что наше внимание рассеяно, затемнено или попросту отсутствует. Вот почему способность обращать внимание на то, что происходит в каждый конкретный момент, — на наши действия и их результаты — является основным принципом осмысленного существования. Неудачи и нежелательные результаты служат для того, чтобы мы выработали новые манеры поведения и подходы. Единственным провалом в таком случае будет неспособность учиться на своих ошибках. Как гласит старая поговорка: «Знание проблемы — это уже половина её решения». До тех пор, пока мы не осознаем те действия, сигналы и послания, которые долгое время оставались незамеченными, мы будем снова и снова следовать своим старым манерам поведения. Многие из нас переживали подобное: начиная с неудачных попыток отбить бейсбольный мяч и заканчивая бесконечной чередой неудачных браков.
Мудрые на ошибках учатся; глупые их повторяют.
Неизвестный автор
Обращайте внимание на то, как вы двигаетесь, на интонацию и тембр голоса в различных ситуациях, — особенно в стрессовых, когда большинство из нас «действуют неосознанно» — например, в эмоциональных спорах или когда встречаете новых людей. Так, я могу не осознавать то, что кусаю губу и хмурюсь каждый раз, когда кого-то впервые встречаю. Возможно, я всего лишь стараюсь сконцентрироваться, другим же выражение моего лица может показаться недружелюбным. Или если я, потупив взор, попытаюсь пригласить кого-то на свидание, сказав: «Может, как-нибудь сходим с тобой куда-нибудь?», я вряд ли получу утвердительный ответ, хотя зрительный контакт и изменение в построении предложения: «Я бы с радостью поужинал с тобой в пятницу вечером — в 8:00. тебе будет удобно?» могли бы помочь добиться желаемой цели в подобной ситуации.
Иногда мы не знаем, какое именно из наших действий привело к нежелательному результату, но итог очевиден, и мы торжественно обещаем себе в следующий раз поступить иначе. Но что значит «иначе»? Вновь мы возвращаемся к жизненной важности осознания — к внимательности. Но, возможно, проблема вовсе и не в нашем поведении — допустим, тому, кого мы приглашали на свидание, просто не понравился наш цвет волос, глаз или кожи? Какими бы ни были обстоятельства, если мы сумеем честно и объективно оценить свои действия, мы сможем выучить урок — и больше не придётся его повторять.
Далеко не каждый из нас сознательно пытается разрушить отношения или свою карьеру. Но если мы будем продолжать не замечать такие слабые, едва уловимые сигналы, как язык тела и интонации, мы будем терпеть одни и те же неудачи из раза в раз. Обращая внимание на свои слова, интонации и движения — и замечая реакции других людей на то, что мы говорим или делаем — мы развиваем в себе талант добиваться взаимопонимания. А сделав то, что раньше было бессознательным, полностью осознанным, мы только улучшим свой уровень жизни. Когда больше нет необходимости повторять старые уроки, можно перейти к новым. Мы можем достичь больше того, чего желаем. Вот почему умение обращать внимание — освещение лучами осознанности тех укромных уголков и расщелин бытия, которые раньше оставались незамеченными — является основополагающим в практике осмысленного существования. Но это вовсе не значит, что нужно постоянно заниматься рефлексией, всё время сомневаясь в правильности своего поведения, движений и жестов.
Не нужно быть гением, чтобы посчитать, что достаточно трёх ударов для того, чтобы вы потеряли сознание.
Ред Смит
Будьте бдительны, но не забывайте при этом жить. Выходите в свет и смело совершайте ошибки, но учитесь на них. Возможно, прав тот, кто считает, что неизученная жизнь стоит того, чтобы её прожили — но и непрожитая жизнь вряд ли стоит того, чтобы её изучали.
Вопрос: Я уже дважды разводился, и сейчас мои отношения с супругой на грани распада. Недавно мы решили помириться, снова попробовать жить вместе после года раздельного проживания. Я знаю, что однажды Вы разводились, но сейчас вот уже двадцать пять лет живете в счастливом браке со второй женой. Не могли бы Вы сказать, что представляет собой удачный брак?
Ответ: Большинство пар, проживших вместе более двадцати пяти лет наверняка согласятся с тем, что брак — это смиренная школа самопознания, уроки которой будут повторяться до тех пор, пока мы их не усвоим. Мы вступаем в брак с багажом своих странностей и ожиданий. Если ожидания слишком идеалистичны, вскоре мы разочаровываемся. Также мы начинаем понимать, что, поженившись, нам нужно либо взрослеть, либо расходиться. Некоторые из нас охотно меняют раздражающие привычки одного партнера на кого-то с другим набором не менее раздражающих привычек. И мы повторяем один и тот же урок, пока, наконец, не начнем серьезно относиться к отношениям, какими бы они ни оказались. Взаимные обязательства — это не то же самое, что мазохизм, большинство психически здоровых людей стараются всячески отгородиться от наркотической зависимости или злоупотребления алкоголем, от насилия, криминального поведения и измен. С остальным же вполне можно справиться.
Продолжая делать одно и то же, вы будете получать те же самые результаты.
Неизвестный автор
Успешный брак строится из кирпичиков дружеских отношений, общения, честности и верности, а при определённых обстоятельствах нужно ставить потребности и желания партнера впереди своих. В браке все равны. Если же мы пытаемся стать для партнёра психотерапевтом, учителем или надсмотрщиком — если мы создаём дух соперничества и постоянной борьбы в надежде исправить супруга: «Если бы только он (она) перестал(-а) делать Х или чаще бы делал(-а) Y!» — семейная жизнь превращается в войну.
Мы можем контролировать только своё поведение. Чтобы развить в себе талант мирного сосуществования в условиях человеческих взаимоотношений, начните с признания себе (и своему партнёру) в том, что иногда вы действительно можете быть эгоистичными и инфантильными и что далеко не всегда вы чётко представляете себе, что нужно делать для того, чтобы быть хорошим партнером. Признайте это, не ожидая, что ваш партнёр сделает то же самое. Говорите «спасибо» и «извини» хотя бы раз в день (и обращайте внимание на то, как часто вам выпадает возможность сказать это). Больше думайте в направлении «мы» вместо «я». Будьте готовы больше поддерживать своего партнёра и меньше защищать себя. Старайтесь не настаивать чересчур активно на своём в спорах. Стройте совместными усилиями дом, фундаментом которого будет ваша дружба.
Возможно, успешный брак вырастает из способности просто уживаться друг с другом. Помните слова Анаис Нин, которая сказала: «На то, что я не могу полюбить, я не обращаю внимания». Это может показаться странным, но принимайте себя и своего партнёрами такими, какие вы есть — даже к особенностям и странностям друг друга относитесь с любовью и юмором — это поможет проложить дорогу к обоюдному росту и трансформации. С моей женой не всегда бывает легко — у неё есть привычки, которые просто сводят меня с ума, и время от времени мы с ней громко ссоримся. Но всё это проходящие бури. Она давно стала для меня уютным домом, очагом и безопасной пристанью в море жизни. Она мой величайший критик и самый любящий сторонник. Таков же и я для неё. Всё это па одного совместного танца.
Практическое применение.
Ошибки — часть жизни, но разум позволяет нам не повторять одни и те же ошибки, ожидая при этом все новых результатов. Возникающие проблемы указывают нам на ещё не усвоенные уроки. Мы узнаем, что урок выучен, тогда, когда видим, что наше поведение изменилось. Рефлексия бесполезна без смены поведенческой модели.
* Перечислите повторяющиеся трудности, с которыми вы сталкивались в одной из следующих областей.
Взаимоотношения
Работа
Здоровье
Финансовые дела
* Какие уроки вы вынесли для себя?
* Что бы вы изменили в своем поведении или что вы уже изменили?
Вопросы и ответы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему кажется, что моя жизнь становится только хуже и хуже?
Если не усвоить простые уроки, они станут сложнее.
Свежие комментарии