На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Закончился золотой век жизни в США в кредит от всех стран мира. С печатанием зеленых бумажек на своём станочке и поб...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 2. Глава 7

 

ОПАСНОСТЬ МИСТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ

Игра в ангела заканчивается превращением в зверя. [12]

 

Влез Паскаль

 

     Описанные в священных текстах возвышенные переживания, стихи святых, где отражен блаженный восторг единения с Богом и Вселенной, чудесные видения и слова, воодушевляющие тягу к Окончательной Свободе, — все эти чувства вполне могут быть если не признаками самого пробуждения, то даром богов. С другой стороны, они могут знаменовать конец духовного ученика, чьё эго искушает заявить исключительные права на переживания и тем самым не даёт ему приобрести какую-либо преображающую ценность. Эго и есть тот самый Владыка Иллюзий. По этой причине мистические переживания требуют и простора для вольного проявления, и, одновременно, очень осторожного отношения. В этом разделе мы поговорим о неизменно иллюзорных личинах эго и о том, как искусно прикрывается оно идеей подлинного просветлении и освобождения.

 

 

 

ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ.

     Нe получивший надлежащего образования и опыта новичок, который простодушно и легкомысленно втягивается в мистические переживания, играет с огнём. Опасности поджидают его не только на телесном и психологическом уровнях, но и на уровне индивидуального духовного развития. Духовные наставники уже много тысяч лет предупреждают учеников об угрозах игры с мистическими состояниями, но современная духовная среда напоминает кондитерскую, где любой случайный посетитель может испробовать образцы «сластей», предвещающих разнотипные мистические взлёты.

 

     Духовные энергии — непреодолимая сила. Вступая на эту сцену, человек часто воображает, будто к просветлению ведут именно мистические переживания. Однако просветление — лишь один из многих возможных исходов, и оно обычно становится следствием не внезапных озарений и кратковременных всплесков, а растягивающейся на всю жизнь усердной и суровой духовной практики, которой занимаются под руководством опытного учителя.

 

     В своей книге «Духовный кризис, или Трансформация, ставшая проблемой» Станислав и Кристина Гроф, чьи новаторские работы привели к возникновению широкой сети «духовной неотложки» [13], описывают различные типы распространённых духовных переломов, включая шаманские кризы, пробуждение кундалини, общение с духовными наставниками и «ченнелинг» в целом, а также переживания, вызванные угрозой смерти [14].

 

     Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли объясняет, почему наплыв духовных явлений может вызвать у отдельных людей большие сложности:

 

 

 

     [В некоторых случаях] личность просто не способна вместить в себе столько света и энергии. Это случается, например, когда интеллект лишён достаточной внутренней согласованности или вообще слабо развит; когда эмоции и воображение человека неуправляемы; когда его нервная система чрезмерно чувствительна либо в результате слишком неожиданного и мощного вторжения духовной энергии. Неспособность разума выдержать просветление, склонность к сосредоточенности на себе и тщеславию могут привести к тому, что переживания истолковываются совершенно превратно, вследствие чего возникает, так сказать, «путаница уровней». [15]

 

     Если с внезапным потоком энергии сталкивается человек, лишённый соответствующего контекста для её восприятия, он может пострадать от самых разных неблагоприятных последствий, включая физическое истощение, принципиально ложное толкование испытанного, раздутое самомнение и духовную наркоманию.

 

Телесное истощение.

 

     Любой, кто хотя бы однажды пускался в поход по «духовному рынку», прекрасно знаком с самыми ходовыми нынче товарами: «пробуждение кундалини»,    «тантрические откровения», «шаманистские полёты», «чудесные видения» — и прочее, прочее, прочее. Наивный покупатель даже не догадывается, что без надлежащей опеки подобные практики могут оказаться очень небезопасными. На том уровне, на каком их преподают опытные наставники, они действительно почти безвредны (хотя на деле редко приносят рекламируемые результаты), но никогда нельзя исключать возможность того, что они пробудят в человеке непредвиденные силы, с которыми он просто не сможет справиться.

 

     Вопреки широко распространённому мнению, сильные духовные энергии требуют осмотрительности как явления священные и невероятно могущественные. Сознавая угрозу таких энергий, Чарльз Лидбитер в своём труде «Чакры» предупреждает случайных практиков об опасностях работы с кундалини:

 

     Вместо того чтобы искать осознания, которое пробуждало бы разум большинство людей ищут духовного ощущения, которое, как наркотик, о6легчило бы им тяготы 6ытия

 

Эндрю Коэн

 

     Обычный человек, у которого она мирно спит в основании позвоночника, не подозревает о её существовании всю свою жизнь. Действительно, пусть уж она лучше спит, пока человек не поднялся до определённых высот нравственного развития, не воспитал в себе необходимую для власти над ней силу воли и не очистил свои мысли до того уровня, когда сможет без вреда для себя перенести. пробуждение кундалини. Никому не следует проводить опыты без чётких указаний наставника, хорошо разбирающегося в предмете, поскольку связанные с этой силой опасности совершенно реальны и чрезвычайно серьёзны. Часть этих угроз сугубо телесна: бесконтрольное движение кундалини часто вызывает острую физическую боль, может привести к разрыву тканей и даже смерти. Это, впрочем, лишь меньшее из зол, так как процесс может нанести непоправимый ущерб и телам тоньше физического. [16]

 

     Подобных предупреждений нет, однако, в рекламных буклетах, которые раздают на воскресных курсах пробуждения кундалини. Эксперименты с высшими духовными энергиями далеко не всегда вызывают сокрушительный ущерб для тела, но это случается, и понимание такой угрозы обостряет бдительность духовного искателя: собравшийся поиграть с огнём должен знать, что тот обжигает.

 

Ошибочное толкование духовных переживаний.

 

     Когда ничего не знающий о природе духовных переживаний человек пытается найти помощь в среде, пронизанной всеобщей подозрительностью и враждебностью к подобным явлениям, последствия могут стать довольно неблагоприятными. За время своей работы в «духовной скорой помощи» Кристина Гроф столкнулась со многими случаями, когда мистические переживания воспринимались и истолковывались превратно. Вот как она это объясняет:

 

     Я слышала немало историй о случаях, когда необычные переживания возникали у человека в той среде, где окружающие не смогли бы их принять. Дело кончалось психиатрическими больницами, причём пострадавших пытались лечить совершенно неподходящими препаратами и процедурами. Одна женщина, посещающая наши занятия, прогуливалась как-то по пляжу и вдруг стала сознавать нечто большее, высшее, чем она сама. Она оставалась в этом состоянии и потом, когда вернулась домой, и её близкие перепугались. Кончилось всё тем, что она долгие годы периодически оказывалась в лечебнице для душевнобольных.

 

     Всем нам нужны чёткие конструкции и обозначения, и потому в подобном состоянии человек очень уязвим. Если кто-то мимоходом говорит, что ты сошёл с ума, часть тебя готова в это поверить. Впрочем, нечто в душе человека, испытавшего переживания такого рода, отвечает просто: «Это не так уж важно».

 

     Множество явных нарушений здоровья, причины которых врачи не в силах определить, проявляются теми симптомами, какие обычно связывают с пробуждением кундалини. Однако в силу отсутствия познаний, требующихся для понимания разницы между симптомами физическими, психологическими и духовными, врачи и психологи-традиционалисты чаще всего неправомерно расценивают духовные переживания как душевные расстройства.

 

     Я встречал людей, которым случилось иметь потрясающие переживания единения, но которые были к этому совершенно не готовы. Заканчивали они тем, что обратились к врачу, у ник определяли маниакально-депрессивнып психоз, и они всю оставшуюся жизнь сидели на транквилизаторах.

 

Левеллин Воэн-Ли

 

     Ещё один аспект духовной «чрезвычайной ситуации» связан с людьми (включая многих великих деятелей искусства), которых неожиданное откровение действительности ужаснуло настолько, что они спились или подавили свои переживания другими способами. Они просто не смогли этого вынести. Такие люди полагают, будто их прозрение несёт в себе окончательную истину, — и не могут смириться с испытанным. Вместо того чтобы найти хорошего духовного наставника, который помог бы в этом противостоянии, они предпочитают уклониться от остроты своих переживаний, одурманивая себя или гоняясь за бездумными развлечениями. Столкновения с реальностью трудны, но она не станет иной, даже если от неё отвернуться.

 

Духовная наркомания.

 

     Духовная наркомания похожа на все прочие формы болезненных пристрастий (обжорство, одержимость наркотиками или спиртным), но объектом вожделения в этом случае становится духовная практика и, в частности, мистические переживания. «Некоторые получают доступ к мистическим переживаниям без необходимой подготовки, — поясняет Мари-Пьер Шеврье. — Опасность же кроется в том, что эти переживания можно превратить в средство побега от себя и окружающей действительности. Вообще говоря, бегством от реальности нередко становятся сами духовные практики — даже без прямых мистических переживаний».

 

     Положение духовного искателя становится критическим, когда он заходит так далеко и настолько зависит от «дозы», что перестаёт нести ответственность за себя, — а порой и губит чужие жизни. В своё время Кристина Гроф добровольно отправилась в центр лечения от алкогольной и наркотической зависимости; она поняла, что попытки убежать от давления мощных духовных переживаний довели её до настоящего пьянства. Она признается, что в первое время считала, будто её пристрастие «возвышеннее», чем дурные привычки прочих участников реабилитационной программы: «Я была духовно напыщенной. Я сделала то-то, испытала то-то, и потому верила, что очень отличаюсь от обычных пьяниц и героинистов. Со временем я поняла, что все мы одинаковы и любая проститутка может научить меня чему-то важному».

 

     Духовность становится пристрастием по тем же причинам, что и прочие наркотики. Люди страдают, им плохо, и они пытаются облегчить свои муки — но на деле только усиливают их. Гроф продолжает:

 

     Беседы с людьми, пережившими сильные травмы, часто показывали, что они живут в духовном, надличностном царстве.

 

     Ещё в детстве они усвоили, что, если тебе стало плохо, можно уйти куда-то, где будет лучше. И они удалялись в «безопасное место», где кто-то всегда о тебе позаботится, пожалеет и поможет.

 

     Впрочем, даже те, кто не перенёс сильных травм, испытывают такие же страдания, что и весь род людской, хотя нередко отрицают это. А когда разнообразные приёмы и практики, помеченные — совершенно незаслуженно! — понятием «духовности», открывают перед ними путь к блаженству и радости, такие возражения принимают самые изощрённые обличья, призванные продолжить отрицание действительности. Ли Санелла ясно выражает эту мысль в своей книге «Пробуждение кундалини»:

 

     У большинства людей измождена душа. Они сомневаются в существовании Бога, других людей и даже самих себя. Их чувствующее начало зачахло. Отсутствие счастья заставляет их непрестанно искать способы чувствовать себя лучше, и, если им не удаётся найти утешение в привычных удовольствияхсексе, еде и власти, они находят другие стимуляторы нервной системы. Они становятся «духовными искателями», бросаются исследовать потенциальные возможности своего тела и ума. Но эти попытки убежать от ощущений разобщённости и внутренних противоречий обречены на провал. Человек не в силах возвыситься над тем, чего не понимает и не замечает. [17]

 

     Закалённые духовные ученики постигают — или познают благодаря собственным страданиям, — что любой, кого манят духовные взлёты, всегда может отправиться к контактёрам, экстрасенсам, псевдотантристам либо просто достать психоделические вещества.

 

     Думаю, в мире есть множество хороших людей, которые действительно ищут чего-то, тянутся к Богу, но в то же время хотят уйти из этого мира.

 

Кристина Гроф

 

     Известно им и то, что, если мистическое состояние мешает отношениям с семьей и друзьями, те немедленно проявят подозрительность. Одна мать предостерегала: «Когда я чувствую, что слишком погружена в свои переживания — настолько, что меня уже не волнуют нужды моего ребёнка, — я жертвую переживаниями. Бог с ним, с просветлением. Раз у меня пропадает желание откликнуться на зов ребёнка, я не смогу найти главное даже в самых захватывающих переживаниях».

 

     В конечном счёте, никто не в силах полностью избежать страданий. Как и любому наркоману, духовному «пьянице» со временем нужна для взлёта все большая доза блаженства, но в жизни не бывает нескончаемого подъёма ввысь, и человек рано или поздно падает на землю.

 

* * *

 

     Кристина Гроф: «Можно ли топить духовные печали в алкоголе?»

 

     Я из числа людей упрямых и твердолобых. У меня бывало много духовных переживаний, пугающих и прекрасных, но в обычной жизни меня так потрепало, что рамки личности уже не могли сдерживать проблемы, и те сочились изо всех дыр. Переживания по-прежнему случались и серьёзно мешали повседневной жизни. Спиртное стало одним из средств, какие я испробовала в отчаянных попытках утихомирить эту энергию. Начиналось всего-то со стаканчика вина просто чтобы успокоиться. Но пристрастилась я очень быстро; к тому же некоторые симптомы алкоголизма умело подражали всплескам кундалини, галлюцинациям и видениям. Частью моего механизма отрицания стали сами переживания. А я наивно думала: «Ерунда, это просто кундалини».

 

     Как только я завязала, на свет показались все проблемы, вся гадость, которая пряталась за выпивкой. В царстве архетипов мне было хорошо и уютно, но тот мир в определённом смысле безличен, он выше личности. Намного труднее было соприкасаться с самой собой, с историей собственной жизни. Это не тот случай, когда тебе приходится решать свои проблемы, зная, что потом ты наконец-то вернёшься к духовным переживаниям, в свой любимый мир.

 

 

 

Важность правильного контекста.

 

     Действенным способом избежать духовного кризиса или своевременно заметить его начало является мысленное определение контекста этих переживаний и общение с теми, кто уже установил такой контекст и способен оказать помощь во время кризиса. Станислав и Кристина Гроф предлагают следующее:

 

     Важнейшая задача заключается в том, чтобы предложить оказавшимся в кризисном положении людям позитивный контекст восприятия своих переживаний и достаточный объём сведений о том, что с ними происходит. Главное, чтобы они отбросили мысли о болезненности своего состояния и увидели целительный характер этого переломного периода... Как относятся к человеку в узком кругу родных и близких друзей ободряюще, сочувствующе либо, напротив, испуганно, осуждающе и грубо? Это оказывает огромное влияние на течение и исход кризиса. [18]

 

Мистические переживания относятся к царству неведомого. Хотя источников у них может быть много, переживания эти выходят за рамки обычных ощущений, и нам следует выказывать определённое уважение к этому — по меньшей мере, не полагать, будто мы уже обладаем властью над непознанными мирами. Если же человек лишён почтения к запредельному и четких представлений об ограниченности собственного эго, к любому духовному кризису он по-прежнему будет относиться точно так же, как и к обычному душевному срыву.

 

Духовный кризис и духовная наркомания служат образчиками самых грубых, очевидных опасностей мистических переживаний. Оба примера основаны на ряде широко распространённых в нашей культуре предположений и домыслов в отношении важности, цели и содержания мистических явлений. Независимо от того, как поступает человек —начинает считать себя просветлённым либо со всех ног бежит от своих переживаний, — их объективная цель заключается в чём-то ином. В следующих главах мы обсудим более утончённые опасности мистических переживаний, подстерегающие личность на духовном пути, а также результаты пренебрежения этой угрозой.

 

 

 

 

 


 

Картина дня

наверх