В буддизме, из-за множества школ и отсутствия понятий «Бог» и «душа», нет подобных чётких утверждений. Но однозначно признается, что Будда был олицетворением безусловной любви и сострадания. Он учил, что без очищения своего существования, развития сострадания, полного контроля ума, ахимсы (ненасилия), избавления от эгоизма, человек не может достигнуть совершенства. А совершенство – это бескорыстная любовь. Любовь – это основополагающая истина, которую должен культивировать каждый. Блаженство любви слаще нектара. Будда распространял именно весть любви. Он чувствовал эту любовь и наслаждался ею и в конце жизни он слился с нею. Это то, что говорят про Будду просветлённые мудрецы.
Когда Будде пришло время покинуть физическое тело, у него была мелкая монетка, которую он бережно хранил. Императоры строили великолепные монастыри для него, жертвовали большие суммы денег. Но особой радости Будде это не приносило. Однажды к нему пришла нищая старушка и подарила ему эту монету от всего сердца. Он взял у неё монету обеими руками и хранил, как сокровище. Этим он хотел подчеркнуть, что имеет значение не то, сколько вы отдаёте, ибо любовь и смирение делают благотворительность драгоценной. Какой прок в литрах ослиного молока? Чайная ложка коровьего молока намного полезней. Даже мелкая монета становится священной, если её отдать с чистым сердцем. Важен не размах, а любовь и доброта.
Что касается ислама, то я, к сожалению, не знаком с этой религией глубоко, но знаю, что в Коране сказано: «Те, кто верят, обладают великой любовью к Богу». Пророк Мухаммед говорил: «Обладающий сильной любовью к Богу беспорочен в любви и хранит свою влюблённость в тайне от других, он, несомненно, умрёт святым».
Более глубоко я знаком с суфизмом (движение отрешённых мудрецов, которых считают мистическим направлением в исламе). Суфизм – это путь к Богу через любовь. Суфии считают, что основой сотворённого мира является любовь. Любое движение, активность и свет во Вселенной берут начало в лучах любви, истинное совершенство сущего необходимо искать в любви. Суфии утверждают, что любовь – это совокупность всего совершенного в сущности человека, и эта совокупность может быть только атрибутом Абсолюта, и считают, что любовь есть сущность Абсолютного Единства.
В завершение нельзя не сказать о Ведах, этой божественной инструкции, данной человечеству многие тысячелетия назад, касающейся всех сфер жизни, и объясняющей, как достичь успеха во всех сферах жизни. Истинным успехом, истинным совершенством считается обретение любви и преданности Богу. Квинтэссенцией Вед считается Бхагавад-Гита, а Шримад-Бхагаватам – «зрелым плодом древа ведической мудрости». Они особо проникнуты любовью и преданностью. Каждый их стих подчёркивает особое значение любви. Например: «Ни религиозная деятельность, выполняемая честно и с милосердием, ни знания, доставшиеся великими епитимьями, не могут полностью очистить сознание личности, если они лишены любовного служения Богу» (Ш.Б.11.14.23).
Астрология и любовь
Теперь от религии давайте перейдём к астрологии.
Я действительно много лет изучаю и преподаю эту замечательную науку. Предметом моего изучения является древнеиндийская астрология, которая, хоть и является источником современной западной астрологии, теперь в корне отличается от неё тем, что, будучи составной частью Вед, главной своей целью ставит помочь человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром, очистить сознание, избавиться от всех форм эгоизма. И самое главное – познать Бога, что, в конечном счете, возможно только через любовь.
Древнеиндийская астрология утверждает, что каждый человек – это маленькая вселенная, что если что-то происходит на одном уровне – это отражается на другом. Центральное положение в Ведах занимает утверждение, что макрокосмос пребывает в нашем сознании, которое, в свою очередь, не имеет временных и пространственных пределов. Мы представляем собой целую вселенную, которая есть откровение нашего собственного глубочайшего Я. Наше бытие есть любовь, свет и блаженство.
И хотя ведическая астрология очень успешно решает практические вопросы (совместимость в браке, предсказание событий, психологический разбор личности, определение кармических задач, нейтрализация неблагоприятных моментов в гороскопе и т. д.), главная и конечная её цель – это показать человеку, что ничего не случайно, что за всем стоит Бог, что все планеты движутся благодаря Его энергии любви и чем меньше любви у человека, тем более негармонично влияние планет на него, которые, как и все в этой Вселенной, пытаются помочь человеку полюбить Бога, приблизиться к Богу.
Но давайте закончим на том, с чего мы начали, на позиции здравого смысла: посмотрите вокруг внимательно. Разве не видно, что от людей, чьё сознание пропитано ненавистью, завистью, жадностью, эгоизмом и т. д., исходит энергия разрушения, разрушения себя и окружающих? Неужели вы не замечали, что просто немного побыв рядом с добрым и безусловно любящим человеком, вы получаете огромнейший заряд положительной энергии и можете вылечиться от тяжёлой болезни?
Архиепископ Десмонд Туту очень хорошо сказал: «Нет ситуации, которую нельзя изменить. Нет личности, которая была бы безнадёжной. Нет обстоятельств, которые нельзя изменить человеку и его природной способности к проявлению глубочайшей любви».
В соответствии с вашей картой, вы достаточно разумны и духовно продвинуты и легко сможете понять истину, что «Безусловная Любовь – это Жизнь, а всё остальное, в лучшем случае, блеклое существование, наполненное множеством различных страхов»… А это первый и самый важный шаг на пути к совершенству.
(Глава 5. 5. приводится с небольшими изменениями из моей книги «Судьба и я».)
Шестой шаг
Как жить безгрешной жизнью
Три главных источника греха
Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал:
– Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю Землю.
Я работаю над собой, пытаюсь избавиться от одной болезни, прекратив грешить определённым образом, болезнь уходит, но появляется другая болезнь, я обнаруживаю в себе ещё что-то негативное и создаётся впечатление, что нет конца болезням и грехам, и как мы ни стараемся, только убеждаемся больше, что мы слабы. Какой выход вы видите?»
Действительно, для нас стало привычным жить с болезнями. Найдя лекарство от одного заболевания, врачи обнаруживают, что появилось несколько новых, или вирусы научились жить и с этим лекарством. Современная медицина пытается классифицировать каждую болезнь и выпустить какое-то специальное лекарство от этой болезни. Но главная причина всех заболеваний, а их уже сейчас насчитывается десятки тысяч, не убирается. Так же как попытка жить безгрешно. Просто пытаясь искоренить один грех за другим, только убеждаешь себя, что ты слаб, и само понимание греха очень разное в каждой культуре и религии.
Более того, кроме десяти основных заповедей, есть ещё сотни других, данных Учителями и священниками в своих наставлениях, и нарушение этих заповедей ведёт к греху. Некоторые религиозные течения утверждают, что человек уже рождается во грехе, и только став членами их религиозной организации, может избавиться от всех грехов. Но если вы будете искренни, то увидите, что у всех болезней есть одна глубинная причина. Есть только один грех – это отречение от единства с Богом и прекращение жить безусловной любовью. Об этом говорят все просвещённые мастера.
И чем больше мы отходим от Бога, от чувства безусловной любви, тем более дисгармонично мы живём, тем больше ошибок мы совершаем.
В Бхагават-Гите, квинтэссенции всей восточной мудрости, говорится, что есть три источника греха, то есть три причины, закрывающие нам сердце:
1. Вожделение
2. Гнев
3. Жадность
Первый источник греха
Первое – все начинается с жадности, желания потреблять больше, чем отдавать. И мы живём в обществе, культуре потребителей, где всё пропитано идеей: чем больше ты приобретёшь, тем больше ты будешь счастлив, и, по большому счёту, неважно, каким путём ты достигаешь комфорта для тела. И это несмотря на очевидный факт, что жадные, алчные люди не могут быть счастливы, а уж тем более успешны в личных отношениях, ибо главное правило, делающее любые отношения успешными, – это отдавать больше, чем получать.
Белорусские психологи разработали тест из 60 вопросов, главная цель которого – определить, насколько человек жаден. Так вот те, кто ответил утвердительно более чем на сорок вопросов, – все были тяжелобольными, несчастными людьми.
Только важно помнить, что отдача должна быть от сердца, т. е. бескорыстной, ничего не ожидая взамен, и мы не должны делать из тех, кому мы что-то делаем хорошее, паразитов.
Один из показателей, что человек проходит этот уровень – это то, что он жертвует регулярно как минимум 10 % дохода на благотворительные цели, не считая помощи родственникам и друзьям, которым мы и так обязаны помогать. Ни в том, ни в другом случае об этой помощи никому не говоря. Жадные люди всегда оправдываются, мол, «пока» не могу, как только заработаю миллион… Обычно смерть или разорение приходит быстрее… А гордые эгоисты, даже если жертвуют, но главное их условие – чтобы про это знало как можно больше народу.
Второй источник греха
Второй источник греха – это гнев, раздражительность, осуждение, упрёки.
Японская притча: «Однажды известный воин-самурай, победивший во многих сражениях, пришёл к мудрецу и попросил показать ему, великому воину, дорогу в рай. На что мудрец рассмеялся ему в лицо: «Какой ты великий? Ты трус». Воин, не задумываясь, выхватил меч и замахнулся на мудреца. На что мудрец спокойно отреагировал: «Это дорога в ад». В последнюю секунду воин остановился и вложил меч в ножны. Мудрец отреагировал тем же голосом: «А это дорога в рай».
В Бхагавад-Гите говорится, что, созерцая объекты чувств, возникает привязанность, и когда привязанность разрушается, то возникает гнев.
Например, вы увидели рекламу какой-то машины, сделав большое усилие, приобрели её, и кто-то крадёт эту машину или портит её, или даже просто критикует её. Чем больше у вас гнева и ярости к этому человеку, тем больше вы закрыты по этому пункту.
И это касается не только материальных вещей. Привязанным можно быть к определённому мировоззрению, принципам, поведению, моральным нормам, образу жизни и т. д.
Например, человек опаздывает или говорит в манере, которая нам не нравится, или одевается, как нам не нравится, если мы при этом гневаемся, раздражаемся, то это показывает, что сердце закрыто и что мы являемся потребителями.
Часто мы думаем – этот человек должен вести себя таким образом, я хочу, чтобы он был таким-то, хочу, чтобы он ко мне хорошо относился. И если этого не происходит, то мы обижаемся, раздражаемся, осуждаем. В современной цивилизации большинство людей закрыто по этому пункту. Многие современные общественные, религиозные и духовные лидеры зачастую не скрывают своего гнева и раздражения. А это один из показателей, что они служат своему эго, а не Истине, какими бы красивыми идеалами они ни прикрывались при этом.
Гнев допустим, если он осознан и одевается как маска. Например, вы руководитель и иногда должны строго отчитать подчинённых, тут гнев и определенный уровень жесткости вполне приемлем. Неприемлем только тогда, когда мы попадаем под его власть. Например, вы отчитываете строго подчинённых и в это время раздаётся звонок, вы хватаете трубку и в таком же тоне, как вы только что отчитывали, вы отвечаете: «Что? Кто это? Позвоните позже, не до вас». Это значит, что вы – раб низших эмоций и ваше сердце закрыто. Если же вы отвечаете на звонок адекватно ситуации, одев другую, соответствующую ситуации маску, а после разговора по телефону снова осознанно преображаетесь, для продолжения «педагогической» работы – это значит, вы властвуете над своими эмоциями, а не они над вами и достойны уважения.
Раздражение, даже если оно не показано внешне, очень быстро закрывает сердечную чакру и разрушает нервную систему. Мне однажды очень опытный водитель объяснил, как определить хорошего водителя – он всегда очень спокойно принимает любое развитие событий на дороге. Новичок же или просто плохой водитель постоянно возмущается за рулем, все у него виноваты вокруг. И каким-то непонятным образом он притягивает к себе различные проблемы на дорогах.
И эту аналогию можно провести к каждому из нас. Мы находимся в этом теле, как в машине, и, идя по дороге жизни, мы выбираем, как реагировать на происходящее с нами по пути, на отношение к нам других людей, и если мы выбираем агрессию, гнев, раздражительность – то наша жизнь наполняется проблемами, несчастьями и очень страдает здоровье. Очевидно, что обидчивый, раздражительный, наполненный гневом человек любить не может.
Важно понять, что:
– в этом мире всё может произойти в любую секунду,
– в этом мире всё может измениться в любую секунду.
И это может произойти помимо нашей воли, потому что помимо нашей воли, есть Высшая Воля, которую мы своим ограниченным сознанием понять не можем. И очень опасно пытаться Её подчинить нам. Раздражение, обиды, презрение – это показатель того, что мы не принимаем Высшую Волю.
И по первым двум уровням довольно легко проверить себя – сколько мы бескорыстно готовы отдать, не ожидая ничего взамен и никому не говоря о том добре, что мы делаем? Что от нас чаще исходит – упреки или благодарность? Как часто мы чувствуем раздражение, недовольство по отношению к кому-либо или к чему-либо и т. д.
Простой тест: чтобы увидеть, насколько человек примитивен, – нужно обратить внимание на то, как часто человек раздражается.
Китайская мудрость утверждает: «Объект твоей неприязни, ненависти или раздражения будет следовать за тобой, пока ты не научишься его любить или хотя бы не станешь нейтральным. Чтобы не испачкаться в грязи – грубой или тонкой, нужно прекратить презирать или критиковать её».
Третий источник греха
Третий уровень более сложный для понимания и самый сложный для преодоления – это вожделение. В Ведах говорится, что в духовном мире душа живёт любовью к Богу, попадая в материальный мир, это чувство трансформируется в вожделение, сексуальные привязанности. Секс – это самое большое материальное наслаждение, поэтому впасть в зависимость от него, начать преклоняться основам человеческого счастья, сексу, человеческой любви – совсем не сложно. А если человек привязан к этому, то он будет привязан ко всему остальному.
Все религии ограничивают сексуальную свободу, и многие современные исследователи говорят, что большинство преступлений и психологических проблем происходит на сексуальной почве. В современной же цивилизации всячески раздувается половое влечение и потом предлагается заниматься развратом, ни о чём не задумываясь, максимум, о чём нужно подумать, – это о том, чтобы вовремя натянуть презерватив.
Восточная психология не против секса как такового – нет. Она говорит, что секс должен быть с любимым человеком. Его интенсивность – в соответствии с врождённым уровнем страсти. И правильный секс – он приближает, возвышает до Божественного уровня. Но это отдельная тема. В общем, нужно понять, что Бога нужно любить больше, чем самого близкого человека. Нужно ощутить вторичность человеческого счастья, каким бы красивым оно ни казалось. Но осознать, что моё истинное Я – это одно, а человеческая любовь, чувства, страсти – земное, очень трудно.
Для того чтобы ощутить Божественное, нужно отказаться на какое-то время от этих моментов. Нужно уметь периодически отстраняться от своей жизни, от всех проблем, связанных с выживанием, работой, защитой и т. д. И, что ещё сложней, – от человеческой любви, от проблем в личных отношениях, детей, семьи. Научиться жить в настоящем, не сожалеть о прошлом и не погружаться в мечты о будущем. Если это получится хоть на несколько секунд, то появится энергия, чтобы ощутить своё Божественное Я. А это даст огромный поток чистой энергии, помогающей справиться с любой болезнью и проблемой и наполняющей большими творческими способностями.
Это три главных источника греха, которые не позволяют нам жить в единении с Богом, в состоянии постоянно увеличивающегося счастья и любви. Большинству людей вообще это состояние кажется невозможным, более того, нас вообще не учили разнице между Божественной Любовью и привязанностью, умению любить Бога и вообще весь этот мир (как проявление Бога) полностью.
Как увидеть отличие между любовью и привязанностью?
Все стремятся избавиться от одиночества, которое причиняет боль, и найти счастье в личных отношениях. Но если мы вкладываем свою привязанность в отдельных людей, это становится причиной одиночества и страданий. Мы привыкли относить себя к какой-то группе или объединяться с каким-то человеком, а других считать врагами.
Вожделение – это состояние нужды, потребность в любви, состояние внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить снаружи. Любовь же – это состояние полноты. Это состояние огромной внутренней силы, полного удовлетворения и изобилия, выходящее за рамки наших отношений с каким бы то ни было человеком. Самый главный вопрос, который мы должны задавать себе: «Как дарить любовь?», вместо вопроса: «Где я могу найти любовь?» Ведь очевидно, что если мы стремимся дарить любовь, она обязательно к нам придёт, потому что в таком состоянии мы воспринимаем любовь как нечто, изначально нам присущее. И соответственно, наоборот, если мы ищем любовь вовне, то она будет бегать от нас, т. к. мы воспринимаем её как нечто нам не принадлежащее. Мы ищем любовь вовне, в первую очередь сексуальных партнёров. Но это также и несексуальная любовь к родным, друзьям. Мы хотим, а иногда даже требуем, чтобы любили нас, вместо того, чтобы стремиться дарить миру бескорыстную и безличную любовь.
Наши личные отношения приносят нам столько проблем только потому, что нам недостает истинной Бескорыстной Любви. Мы ищем в отношениях с ближними то чувство, которое могут принести только отношения с Богом.
Многие сейчас пытаются найти вечную бессмертную любовь, но отношения между людьми временны. Обрести бессмертие они могут лишь в том случае, если увидят в другом человеке проявление Божественного, видя его как часть Бога. Не признавая Бога, который есть во всём и в каждом, мы не можем найти удовлетворение ни в одной связи. Мы рождаемся и умираем в одиночестве, и слиться с другим человеком физически или духовно можем лишь на краткие мгновения судьбы. По-настоящему мы никогда не остаёмся одни. Наше истинное Я включает в себя сознание всей Вселенной – нужно лишь обратить свой взор внутрь и найти его. Истинные связи формируются тогда, когда мы видим Божественное начало в других людях и во всём сущем. Для этого нужно выйти за пределы всех тел и форм и установить связь с Богом.
Но мы, привязавшись к кому-то, портим и себе, и ему жизнь. Привязанность – это когда мы вцепились в кого-то и не даём ни ему, ни себе двигаться естественным образом.
Примерно так отвечают на подобный вопрос просветлённые мастера и, в частности, мой основной учитель в Аюрведе – доктор Давид Фроули.
«Отчего светильник погас? – Я закрыл его плащом от ветра. Отчего цветок увял? – Я жадно прижал его к груди. Отчего ручей обмелел? – Я запрудил его, чтобы он служил мне. Отчего струна на арфе порвалась? – Я попытался извлечь из неё звук, превышающий её силу».
Интересно, что само слово «счастье» означает быть частью Бога, что даёт огромное блаженство, а под привязанностью понимается что-то болезненное, и синонимом этого слова является несчастная любовь.
Есть только один грех
Таким образом, мы вернулись к тому, с чего начали: есть только один грех и один источник всех болезней и несчастий – это отречение от единства с Богом и прекращение жить безусловной любовью. И лёгкий тест к этому – если мы можем любить и сострадать тому, кто нам не нравится, это значит, мы любим Бога. И чем меньше у нас зависимости от мира, тем больше мы способны отдавать, и значит, тем больше мы способны любить. А если вы живёте любовью, – то все вокруг вас получают огромное благо, даже если иногда вы делаете что-то, расходящееся с принципами и моралью окружающих вас людей.
Великий суфистский поэт Омар Хайям писал: «Есть много вер, и все несхожи. Что значит ересь, грех, ислам? Любовь к тебе я выбрал, Боже. Все прочее – ничтожный хлам».
Поймите это, примите это, начните жить в соответствии с этим – и вопросы с грехами, несчастьями и болезнями отпадут непроизвольно. Ибо это и есть высшее совершенство жизни.
Свежие комментарии