На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • фарид сабиров
    англосукассы просрали АФРИКАНСКИЕ просторы. Пока мечтали про победу на украине. Теперь ни где нет приоритета. Полный ...Пентагон в шоке: ...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    Дайте народам почувствовать приток денег в копилку страны и они выгонят сами этих узурпаторов ,а для этого надо гнать...Пентагон в шоке: ...
  • Юрий Ильинов
    Американский писатель: Если Россия падёт, весь мир падёт на пути сатанинского Запада Американский писатель Ноктис Дре...Пентагон в шоке: ...

Сергей Ключников ПУТЬ К СЕБЕ. ОБРЕТЕНИЕ ДУХОВНОЙ СИЛЫ. Часть 5. Глава 6 №1

Глава 6
МОЖНО ЛИ ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ СМЕРТИ?

 

ЛОЖНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К СМЕРТИ

     Задумываться о смерти люди стали с незапамятных времён. Знаменитый китайский мудрец Чжуан Цзы говорил:

     Рождение человека есть рождение его печалей. Чем дольше он живёт, тем глупее становится, потому что всё более и более острым становится его тревожное стремление избежать неизбежной смерти. Как это горько! Он живёт ради того, что постоянно недостижимо! Его стремление к выживанию в будущем не позволяет ему жить в настоящем.

     Абсолютной и стопроцентной защиты от смерти нет ни у одного живого существа. Всё, что сотворено Творцом, включая человека, несмотря на бессмертную искру, пребывающую в каждом из людей, обречено на смерть. Никто, за исключением больных, усталых от жизни и отчаявшихся людей, не хочет умирать добровольно. Однако смерть не обращает на все эти человеческие «не хочу умирать» никакого внимания и приходит ко всем без исключения. Так о какой защите от смерти можно говорить? И всё-таки, осознавая всю сложность темы, решусь начать разговор о том, как встречать смерть с максимально возможной защищённостью – ведь это больше соответствует внутреннему достоинству человека.

     Смерть в жизни человека, безусловно, самое значительное событие и самое интенсивное переживание. Являясь финальной точкой жизни, подводящей итог человеческой судьбе, смерть знаменует переход к новой жизни и прекращает эту жизнь. Для подавляющего большинства людей смерть – явление глубоко трагическое, тяжёлое, неприятное, несущее в себе стрессовый удар колоссальной силы. Сама мысль о возможной смерти, пусть даже в отдалённой перспективе, приводит человека в дурное настроение. Потому многие люди стараются просто отгонять всякие мысли о приближающейся смерти. Но в подавляющем большинстве случаев этого не получается: несмотря на попытку отгонять эти мысли, спрятаться от них в клетку тела или в повседневной заботы, они снова и снова всплывают в сознании. Для человека подобное состояние оказывается удручающим, и он начинает искать выход, изучать литературу, заниматься эзотерическими учениями, каждое из которых, обещая ему бессмертие, по-разному смотрит на саму смерть.

     Современный мир культивирует ошибочное отношение к смерти. Согьял Ринпоче рассказал следующую поучительную историю:

     «Уже после смерти моего мастера я подружился с Дуджомом Ринпоче, одним из величайших мастеров , мистики и йоги нашего времени. Однажды он со своей женой ехал на автомобиле по Франции, любуясь по пути живописными видами сельской местности. Они проезжали мимо кладбища, украшенного цветами, со свежеокрашенной оградой. Жена Дуджома Ринпоче сказала: "Ринпоче, посмотри, как прибрано и чисто всё на Западе. Даже места, где они хоронят трупы, безупречны. На Востоке даже дома, где живут люди, далеко не так чисты".

     "А, да, ответил он, это правда; это очень цивилизованная страна. У них такие замечательные жилища для мёртвых трупов. Но разве ты не заметила, какие замечательные у них жилища и для живых трупов?"

     Всякий раз, когда я вспоминаю этот случай, я думаю о том, насколько пустой и тщетной может быть жизнь, когда она основывается на ложной вере в длительность и постоянство. Когда мы так живём, то становимся, как сказал Дуджом Ринпоче, бессознательными, живыми трупами.

     Большинство из нас действительно живёт так: соответственно заранее определённому плану. Свою юность мы проводим, получая образование. Затем находим работу, встречаем кого-то, вступаем в брак, заводим детей. Мы строим дом, стараемся добиться успеха в делах, стремимся воплотить мечту о покупке дома в деревне или второго автомобиля. Мы уезжаем в отпуск отдыхать с друзьями. Мы планируем уйти на пенсию. Самые большие проблемы выбора, встающие перед некоторыми из нас, – это куда поехать отдыхать или кого пригласить на Рождество. Наши жизни однообразны, мелки и состоят из повторяющихся событий, и мы напрасно растрачиваем их, преследуя тривиальные цели, потому что не знаем ничего лучшего.

     Наша жизнь проходит в таком лихорадочном темпе, что совсем не остаётся времени подумать о смерти. Мы подавляем свои тайные страхи, связанные с тем, что все преходяще, окружая себя все большим и большим количеством покупок, вещей, удобств, и всё это только для того, чтобы оказаться их рабами. Всё своё время и энергию мы тратим на заботу о своём имуществе. Скоро нашей единственной целью в жизни становится сохранение всего наиболее неизменным и постоянным. А когда происходят изменения, мы находим средство противодействовать им, какое-нибудь ловкое временное решение проблемы. И вот так наши жизни несёт по течению, до тех пор, пока серьёзная болезнь или несчастье не встряхнут нас и не выведут из этого оцепенения.

     Нельзя сказать, что мы много времени или дум уделяли даже этой жизни. Подумайте о людях, работающих годами, которые, уходя на пенсию, не знают, что им с собой делать в период старения и приближения к смерти. Несмотря на все наши разговоры о том, что нужно быть практичными, на Западе быть практичным означает быть невежественно и, часто, эгоистично недальновидным. Наше близорукое сосредоточение на этой и только этой жизни, представляет собой великий обман, источник унылого и разрушительного материализма, присущего современному миру. Никто не говорит о смерти, и никто не говорит о жизни после смерти, потому что людей заставили верить, что такие разговоры только помешают нашему так называемому "прогрессу" в этом мире.

     Но если наше глубочайшее желание – действительно жить и продолжать жить, то почему мы слепо упорствуем, что смерть – это конец всего? Почему, по крайней мере, не попытаться исследовать возможность жизни после смерти? Почему, в виду своей прагматичности, не спросим себя серьёзно: В чём состоит наше реальное будущее? В конце концов, никто не живёт больше ста с лишним лет. А после этого простирается вся вечность, о которой ничего не известно...»

     Существует несколько типов отношения к смерти, с моей точки зрения, являющихся ложными:

  •         Бездумное гедонистическое отключение от мыслей о смерти как таковой, когда человек просто вычёркивает памятование об этом неизбежном событии из своего сознания и предпочитает погрузиться в удовольствия жизни, встречающиеся на пути.

  •         Невротическая болезненная привязанность к мыслям о смерти, которые часто приходят человеку в голову и омрачают ему настроение. Человек этого склада просто не способен контролировать свои мысли и мыслеобразы, связанные со смертью. Но он совершенно не пытается жить более радостно и совершенно, чтобы бесплодные мысли пессимистической окраски не тревожили его душу, а напротив живет уныло и пассивно. Он страшится смерти, как чего-то неизвестного, что лишает его привычной и знакомой жизни в физическом мире. Своими мыслями о близкой физической смерти, которая может произойти внезапно и в любых обстоятельствах, он действительно притягивает возможности для своего досрочного ухода. Человек, невротически привязанный к смерти, по своему мироощущению, как правило, является атеистом.

  •         Псевдодуховная лёгкость отношения к смерти, основанная на вере в закон реинкарнации, при которой человек убеждён, что он будет жить ещё много раз, а раз ему в будущем гарантировано бесконечное количество перевоплощений, то не стоит вообще задумываться о смерти. Он уверен, что она будет лёгким переходом, дверью в новую жизнь. Подобное отношение присуще людям, на поверхностном уровне исповедующим восточное мировоззрение или философию Нью Эйджа – популярной версии западной эзотерики.

  •         Страх возмездия за грехи, которое неизбежно последует в инобытии, потустороннем мире, в который человек верит и который ему представляется в виде адской тюрьмы, где неизбежно будет вершиться жестокий суд над его неудачной, полной ошибок и заблуждений жизнью. Этот тип отношения к смерти более распространен среди людей, считающих, что они исповедуют подлинное христианство, смысл которого они видят в непрерывной концентрации в своей душе чувства вины.

     Как видно, первые два отношения к смерти характерны для людей атеистического склада, среди которых один полюс составляют жизнерадостные деятельные оптимисты – гедонисты, а другой – унылые пессимисты. Третий и четвёртый присущ людям, причисляющим себя к духовным традициям, но так и не сумевшим выработать более правильное отношение к этому великому событию человеческой жизни. Какой из этих четырёх типов более правильный? Едва ли стоит останавливаться на атеистическом мировоззрении и рассматривать всерьёз, как его представители решают проблему смерти. Ничего серьёзного и поучительного из их взглядов не извлечешь. Подход людей, числящих себя в лоне духовных традиций, интереснее, даже если он ошибочен. Восточный взгляд на жизнь и, конечно же, на смерть и западный, христианский, находятся друг с другом в состоянии полемики. С моей точки зрения, правы обе религии: и восточные традиции, исходящие из того, что человек живёт множество жизней, а смерть – это только двери, повторяющиеся бесконечное количество раз и соединяющие отрезки пути из одного мира в другой; и христианство, утверждающее, что человек живёт только один раз, а смерть – это одна единственная дверь, ведущая либо в рай, либо в ад. Всё решает вопрос памяти о предшествующей жизни. Лично я убеждён, что человек живёт множество жизней, но поскольку человек не помнит их, то для него фактически есть только одна жизнь, та, которую он живёт и ощущает в данный момент. Даже если он вспомнит свои предшествующие реинкарнации сам или получит точную информацию на этот счёт от какого-либо ясновидца, йога или посвящённого, такая информация не даёт ему ни дополнительной порции счастья, ни новой энергии для жизненной борьбы. Она не поможет ни улучшить настоящее, ни сформировать желаемое будущее, потому что, строго говоря, согласно тому же буддизму, грядущая личность в следующих воплощениях представляет собой совершенно другое сочетание элементов, иную мозаику, которая не будет похожа на свою предшественницу.

     С другой стороны, христианский подход, исходящий из концепции единственного воплощения, никак не объясняет разные стартовые условия жизни, в которые ставятся люди. Этот феномен выглядит настолько случайным, что напоминает тасование карточной колоды, в результате которого подонок оказывается в самой счастливой ситуации, а благородный человек «награждается» нищетой и неблагоприятными обстоятельствами. Перспектива исправить ситуацию с помощью праведной жизни, в результате которой душа человека может попасть в рай, не помогает до конца преодолеть страх смерти, поскольку человек понимает, что тяжесть грехов и недостаток жизненного времени, скорее всего, воспрепятствуют достижению желанной святости.

     Потому, с моей точки зрения, для вырабатывания в себе правильного отношения к смерти самым правильным будет объединение в себе восточного и христианского подхода к этой проблеме. Это заключается в том, чтобы, с одной стороны, принять восточный взгляд на жизнь и закон реинкарнации, а с другой – относиться к своему сегодняшнему воплощению как к единственной возможности достичь Бога, не откладывая этот труд в долгий ящик. Иначе говоря, нужно верить в бесконечность Большой Жизни, состоящей из жизней маленьких, но в то же время не убаюкивать свою активность мечтами о гарантированном космическом бессмертии и не расслабляться. При таком подходе страх смерти постепенно уменьшается и сходит на нет.

 

СМЕРТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ.

     Смерть неизбежна, и её окончательный срок предопределён свыше, хотя и неизвестен человеку. Однако это не значит, что человек автоматически может достигнуть самой финальной точки отпущенного ему срока, ничего не делая и не предпринимая сознательных усилий. Скорее всего, своей неправильной жизнью он приблизит сроки смерти. По мнению современных эзотерических учений, подавляющее большинство людей, да что там говорить – человечество в целом живёт, не достигая предела, дарованного природой. Достаточно почитать древние источники, ту же Библию, чтобы убедиться, что люди древности жили гораздо дольше, до нескольких сотен лет. И сегодня можно встретить описания ряда случаев из жизни йогов и отшельников разных культур и народов, в основном Индии, Тибета, Китая и других стран Востока, которые, согласно утверждениям их учеников и соседей, живут на Земле не одну сотню лет. Некоторых из них пробует изучать наука. Но я даже не об этих феноменальных случаях, подтверждающих неисчерпаемость человеческого потенциала во всех его проявлениях, в том числе и в плане продолжительности жизни. Моя мысль куда более прозаична и вместе с тем убийственна в своей самоочевидности: многие люди не доживают до того сокращённого и усреднённого срока в 70-80 лет, на который ориентируется современное человечество. Некоторые учёные считают, что в основе этого сокращения жизни лежат психологические факторы сравнения себя с другими людьми и с укоренившимися стандартами, согласно которым к 70-80 годам принято стареть и умирать. Другие связывают сокращение продолжительности жизни с социально-экономическими факторами. Третьи приводят статистические данные, свидетельствующие о том, что массовое сокращение жизни происходит в последние годы только в России и в бывших Союзных Республиках, то есть на пространстве распавшейся империи. Безусловно, социальные факторы и массовые психологические установки играют большую роль на влиянии на продолжительность жизни и на отношение людей к смерти. Но я постараюсь сосредоточиться на индивидуальных проблемах человека, связанных со смертью.

     Эзотерические учения говорят о том, что преждевременная смерть по нижней планке отпущенного природой и Богом срока вредна для духовного роста человека. Это относится к насильственной смерти, болезни со смертельным исходом в раннем возрасте, смерти от несчастных случаев и самоубийства, каким бы мотивом оно ни было бы продиктовано. Дело в том, что человек, который в молодом возрасте попал в тонкий мир, не изжив своих земных притязаний и вожделений, будет чувствовать себя там очень неуютно, дискомфортно, напряжённо. Он будет страдать от неутолимой жажды материальных вещей, действий, поступков, целей, которыми он не насытился в силу того, что покинул белый свет слишком юным. Такие души ведут себя в астральном мире как глубоко несчастные существа. Христианская традиция называет их мытарями. Стремясь продлить земное существование, они окружают себя иллюзорными земными образами, верят в их реальность и пытаются закрепиться в их формах, однако это у них не получается – астральные фантомы проходят сквозь них и уплывают в никуда подобно воде, утекающей сквозь пальцы. Они начинают стремиться к Земле, влиять на поведение людей, вторгаться в чужую ауру, чтобы прикоснуться к столь сладкому для них земному аромату. В самых худших случаях они могут даже стать одержателями, то есть выступить в качестве сообщников астральных бесов и отказаться от духовной эволюции во имя сомнительных удовольствий.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СМЕРТИ?

     Каждый человек, желающий избежать такой участи, должен учиться таким жизненным наукам и умениям, которые помогают избежать преждевременной смерти. Предположим, вы молоды и хотите жить долго и счастливо, чтобы по возможности исключить перспективу внезапного конца. Что для этого требуется?

     Прежде всего, нужно преодолеть страх перед смертью, который может её притягивать, если становится чрезмерным и невротическим. Преодоление такого страха невозможно по насильственному приказу воли или рациональному самоубеждению. Для этого требуется глубокая трансформация всей личности человека, его мировоззрения, мироощущения, образа жизни в сторону духовных целей. Ни один материалист, убеждённый, что «живём однова», не может по-настоящему освободиться от страха смерти. Если речь идёт о героях типа Александра Матросова, то, несмотря на их внешнюю принадлежность к атеистическому мировоззрению, по своей внутренней сути они относятся к типу духовно ориентированных людей, нацеленных на служение высшим идеалам и ценностям. Человек должен принять не просто теоретически, а всем существом, что жизнь не ограничивается 70-летним существованием в физической форме, но что подлинный её масштаб лишён предела. Только слияние с духовным миром, осуществленное благодаря внутренней работе, позволяет растворить страх смерти и поверить, что внутренний человек – бессмертен. Для этого человеку необходимо от всех страхов перед смертью, изгнать из сознания тревожные мысли о будущем переходе, который лишит возможности жить знакомой материально ориентированной жизнью. Вместо беспокойных, пронизанных опасениями переживаний по поводу приближающегося ухода с физического плана бытия человек может начать культивировать в своём сознании мысли о радостных моментах, которые несёт в себе этот переход. Ведь если ты жил достойно и чисто или, по крайней мере, к этому стремишься, то предстоит перейти в лучший мир, по сравнению с тем, в котором мы живём. Иначе говоря, нужно привыкнуть почаще размышлять всем существом, включая своё эмоциональное сердце о Боге, о Вечности, о Совершенстве, о Бессмертном Духе, пронизывающем вселенную и самого человека.

     Кроме того, чтобы избежать преждевременной смерти, нужно победить в себе легкомысленно-пренебрежительное отношение к этому величайшему событию в человеческой жизни. Огромное количество людей старается не думать на эту тему вообще, руководствуясь убеждением, что повлиять на суровую неизбежность жизненного финала просто невозможно. Результатом такого отношения к жизни, которая начинает казаться человеку бесконечной, становится культ удовольствий и бесконтрольного удовлетворения любых желаний: а как же может быть по-другому, если мы живём на Земле только один раз? Человек может легко потерять голову и чувство меры, что делает его жизнь во всех отношениях гораздо более рискованной и опасной. Он будет гораздо чаще, чем более уравновешенный человек, идти на конфликты и приобретать врагов, вести распущенный образ жизни и впоследствии сильнее болеть, попадать в различные неприятные истории, которые притягивают к себе энергии смерти.

     Отсюда вытекает следующая задача – воспитание в себе разумной осторожности, оберегающей человека от необдуманных поступков и рискованных авантюр, а также от невнимательного отношения к опасностям. В книгах Агни Йоги Великий Учитель, утверждающий бесконечность реинкарнаций и просматривающий собственные прошлые существования, говорит о себе, что в предыдущих жизнях редко бывал убитым, потому что спасался благодаря зоркости. Громадное количество преждевременных смертей происходит по причине человеческого легкомыслия, лихачества, необдуманности своих действий. Согласно эзотерическим представлениям, смерть находится всегда рядом с человеком, но она не властна над ним, пока он находится под лучом Божественной Защиты и в зоне действия Закона Кармы, несущего охранительную функцию. Но стоит человеку оступиться и выйти из зоны действия защитной силы Кармы, как смерть, внимательно ждущая его малейшей ошибки, может взмахнуть своей секирой. Если Богу будет угодно, и Он сочтёт, что данного человека ещё возможно спасти, то Он усилит действие своего Луча и отведёт опасность. Но когда человек не только создал себе негативную карму и породил множество опасных следствий, которые угрожают его жизни (впутался в какую-то авантюру, нажил себе множество врагов), и при этом неоднократно шёл против Воли Бога, проклинал его существование и отгонял Божественный Луч, то Бог сможет помочь такому человеку только при условии искреннего раскаяния в ошибках и грехах и страстной молитвы о помощи. Если же ни раскаяния, ни просьбы о спасении не последует, то Всемогущий Бог не может помочь такому человеку, ибо подобная милость была бы нарушением им же (Богом) созданных законов. Существует семинаристская поговорка, которую напомнил русский философ-эзотерик П. Д. Успенский, очень хорошо выражающая смысл данной закономерности: «Чего не может сделать Господь Бог? Он не может шестеркой побить козырного туза».

     Человек, желающий прожить долго и уберечь себя от преждевременной смерти, просто обязан проявлять определённую осторожность и не браться за такие действия, с которыми может не справиться. Слабо развитый человек не может идти в туристский поход по горам, где есть мало-мальски серьёзная опасность. Усталому человеку, с трудом сдерживающему желание уснуть, противопоказано садиться за руль автомобиля. Человек, не разбирающийся в технике, не должен браться за ремонт сложных приборов или устройств. Люди должны соблюдать правила безопасности во всех видах жизнедеятельности – на дорогах, на водоёмах, в питании, во время вечерней прогулки по городу. Все это выглядит как проповедь банальных истин, но, тем не менее, очень много людей не умеют рассчитывать собственные силы и становятся жертвами несчастных случаев. Чтобы уберечь себя от них, не обязательно становиться человеком в футляре, достаточно просто правильно оценить себя и собственные возможности. Но для многих это самая трудная задача в жизни.

     Ещё одно условие подлинной безопасности – умение не делать себе врагов. Сколько людей погибло – и буквально, и аллегорически, и прямо, и косвенно, и от рук убийц, и от интриг и травли, только потому, что своими амбициозными и необдуманными действиями породили себе огромное количество врагов. Конфликтные люди всегда живут меньше бесконфликтных и гармоничных. Преодоление ненужной амбициозности и конфликтности – важная задача духовного ученика. Ведь люди стали врагами не просто так, а потому что перешли границу чужого интереса, отказаться от которого для многих людей значит отказаться от самих себя. Иногда амбициозность и конфликтность постепенно изживаются с годами, но чаще всего победа над этими качествами достигается с помощью интенсивной работы над собой и обращения человека к духовным целям и ценностям. Людей, окружённых близкими и единомышленниками, хорошо понимающими их и готовыми поддержать в трудную минуту, смерть обычно обходит стороной гораздо чаще и приходит значительно позднее, чем к тем, кто всю свою жизнь превратил в постоянный бой за свои интересы.

     Вообще, алчность, выражающаяся в слишком страстном стремлении к богатству, известности и власти служат человеку дурную службу в плане продолжительности жизни. Насколько справедливы слова поэта о том, что «люди гибнут за металл»! То же самое можно сказать и о гибельности славы, известности, шумихи, способной не только уничтожить человека в духовном смысле, но и притянуть тлетворный запах смерти. Отсутствие быстрых результатов в случаях, когда люди сделали ставку на славу или богатство, привело к не одному инфаркту или инсульту и в будущем будет приводить в не меньшем количестве. Кроме того, среда, где сталкиваются интересы тщеславных игроков жизни, честолюбцев, сребролюбцев и властолюбцев, – это пространство, пропитанное жесточайшей конкуренцией. Здесь каждый участник ярмарки тщеславия и рыночного марафона пропитан духом тотальной вражды и отрицания вплоть до полного уничтожения любого, кого он сочтёт противником. С одной стороны, выиграв жизненный приз в виде вожделенной известности и золота, человек получает реальные возможности лучше заботиться о своей жизни, здоровье, решать любые проблемы с гораздо меньшим напряжением, чем раньше. Казалось бы, это продлевает жизнь и отводит костлявую руку смерти хотя бы потому, что исключает голодную кончину, однако цена такого выигрыша нередко оказывается столь высока, что финалом может оказаться болезнь, опустошённость, отсутствие интереса к жизни, равнодушие, депрессия, то есть всё, что легко превращается в инфаркт, инсульт, онкологию, атеросклероз. Запах тлена и смерти всегда сильнее около эстрады, криминального мира и банковских вкладов. Совсем необязательно это будет смерть от наёмного убийцы, скорее, человека добьют алкоголь, наркотики и депрессии. Стоит задуматься: нужно ли стремиться в эту опасную зону жизни? Отказ от подобного стремления возможен в случае осознания человеком, насколько проблемным и тяжёлым станет всё его существование, как только он выберет этот опасный путь.

     Неудовлетворённые амбиции и ссоры с людьми, мешающими осуществлению эгоистических планов, относятся к области внешних конфликтов. Однако есть ещё другая разновидность конфликтов, тех, что происходят в человеческой душе и сознании. Именно эти внутренние конфликты в случае, когда они становятся слишком острыми, нередко притягивают смерть. Они иссушают человеческое сердце, раскалывают сознание на множество частей, поселяют в нём многочисленных невидимых демонов, в результате чего человек чахнет и гибнет, кто быстрее, кто медленнее. Люди, раздираемые внутренними противоречиями, в большинстве своём не живут долго – об этом говорят и статистика, и житейская мудрость. Победа над внутренней конфликтностью, преодоление раздроблённости и воспитание в себе целостности представляют собой серьёзную науку, высшей ступенью которой является победа над преждевременной смертью и приближение к бессмертию.

     Прямой дорогой к смерти является нездоровый образ жизни. Его причина лежит внутри человека и связана с нездоровьем его мотивов и сознания. Человек, относящийся к своему телу как к старому автомобилю, на ремонт которого не хочется тратить средств, рано или поздно разрушит его настолько, что на нём уже невозможно будет ездить. Мне пришлось наблюдать немало людей, которые в буквальном смысле погибли из-за нездорового образа жизни, страстей и зла, проявленного по отношению к самому себе. Изменить в себе пагубную привычку вести себя неправильно и нездорово очень трудно. В первую очередь нужно чрезвычайно сильно этого захотеть. Поскольку просто так человек не может изменить себя, он должен иметь к этому мощную мотивацию. Либо его нездоровый образ жизни должен прийти к логическому завершению в виде опасной, может быть, смертельной болезни, которая мобилизует его на поиск средств оздоровления, либо человек должен увлечься какими-то серьёзными духовными идеями и целями, способными переключить его на более умеренную здоровую жизнь. В противном случае нездоровый образ жизни незаметно становится привычкой и тюрьмой, из которой уже невозможно выбраться. Как правило, нездоровый образ жизни ведёт человек, имеющий нездоровый образ мысли, потерявший связь с Великой Природой и с Богом. Потому излечивать человека от последствий нездорового образа жизни возможно только в том случае, если он изменит образ мыслей и желаний на более здоровый, научится почитать Природу как тело Бога и перестанет рассматривать себя как отдельный атом, противостоящий целому. Воистину, исцелиться – значит стать не просто частью Целого, но самим Целым.

     Особую опасность для человеческой жизни, излучающую энергию возможной смерти, создаёт нарушение закона кармы в виде совершения зла. Нельзя сказать, что любое зло, которое мы творим в силу своего несовершенства и даже в случае злого умысла, немедленно или через какое-то ближайшее время непременно завершится смертью. Нет, взаимоотношения между добром, злом и смертью очень сложные, и отнюдь не механические. Иначе не было бы на свете долгоживущих злодеев и рано умирающих героев. Однако в целом работает железный закон возмездия, согласно которому, любое преступление и зло, даже мысленное, существующее в виде замысла и тем более осуществлённое, подлежит неотвратимому наказанию. Особенно ярко действие этого закона проявляется в наше время, называемое в эзотерических учениях эпохой Калиюги, характерным признаком которой является свертывание и убыстрение кармы, включающей в себя и все виды возмездия. Многие злодеи получают своё наказание не где-то в далёкой туманности тонкого мира, а здесь, на Земле, что называется прилюдно, в назидание другим людям, желающим совершать преступления. Нередко это наказание столь сурово, что человек умирает. Если вы совершили столько зла, что чувствуете запах тлена и незримые касания смерти, то единственным спасением для вас в этой ситуации будет глубокое раскаяние в содеянном и осознанное возвращение на путь добра.

     Решающим фактором, который способен продлить человеку разрушенную жизнь и отвести от него чрезмерные удары судьбы, будет помощь Свыше. Только Бог может поставить преграду для смертельного удара и отвести занесённый над человеком кинжал. Только Он может перенести день и час прихода смерти, хотя на этом этапе развития человека и человечества она пока ещё будет не отменяемо присутствовать и прекращать время жизни. Если вы чувствуете смертельную опасность и своими человеческими силами сделали всё, что возможно, но ваших усилий не хватает, единственное, что у вас остаётся – это всей силой своего сердца обратиться к Высшему с молитвой отвести «чашу сию». Бог может раздвинуть пределы отмеренного человеку жребия, если увидит, что человек должен исполнить какую-то грань божественного замысла на Земле. Такие случаи неоднократно зарегистрированы в духовно-мистической литературе. Потому в трудный момент просите, и вам будет дано.

     Человек, искренне и старательно пытающийся соблюдать описанные принципы, имеет гораздо больше шансов, чем тот, кто постоянно искушает судьбу. Означает ли это, что надо жить сверхосторожно, исключив из жизни всякий риск? Каждый сам выбирает меру риска в своей жизни, но лично я не советовал бы уподобляться некоторым «звёздам», которые, подобно древнеиндийскому последователю джайнистской религии, всегда дышат через марлевую повязку. Всё-таки, не зря гласят пословицы: «риск – благородное дело» и «кто не рискует – тот не пьёт шампанское». Кстати, в духовном смысле риск – абсолютно неизбежная составляющая пути восхождения. Невозможно подняться к Богу, совершенно не рискуя ничем в своей жизни. Речь идёт не о метафизическом риске, о чём уже говорилось, но даже и сама идея продления физической жизни в её гарантированно сытом благополучном варианте – без опасностей, испытаний и приключений – лишена смысла. Она становится скучной, серой, неинтересной, и человек запивает, уходит в разгул, впадает в депрессию и тоже не живёт долго. Учёные заявляют, что найден даже ген, отвечающий за риск, и если в течение жизни он не включает свою программу, это сказывается на человеке очень плохо. Главное – не продолжительность биологического существования (хотя кто будет спорить, что в целом долго жить лучше, чем недолго), но психологическая и духовная наполненность жизни.

 

СМЕРТЬ ЛЁГКАЯ И СМЕРТЬ МУЧИТЕЛЬНАЯ.

     Страшно не только умереть молодым и до конца не испившим чашу жизненных наслаждений. Не менее страшно умереть в свой срок, в пожилом возрасте, не отличающемся от общераспространённых стандартов, оставаясь при этом в совершенно пустом, неподготовленном состоянии духа. Такой человек, как правило, не помнит о смерти и не готовится к ней сознательно. В течение отпущенной ему Богом жизни его душа была устремлена к чисто земным удовольствиям и заботам. При этом человек рассчитывал, что проживёт намного больше, но внезапно смерть настигла его через болезнь. Каким жалким, испуганным и ничтожным предстает другим людям этот человек, возможно, занимавший большой пост и имевший почёт и уважение в обществе! Всё, что ценил он сам и окружающие его люди, всё, чему он служил в течение многих лет и чего он добился, вмиг оказалось бессмысленным и ненужным. Способность радоваться плотским успехам оказалась убитой болезнью, лишившей его стареющее разлагающееся тело возможности получать удовольствие. Мнение людей, прежде подобострастно заглядывавших ему в глаза, сменилось на диаметрально противоположное отношение, пронизанное презрением и жалостью. Денежное состояние, с таким трудом накопленное за годы напряжённой работы, оказывается, абсолютно ничего не значит – туда, за черту, невозможно взять с собой ничего материального.

     Мировая литература полна описаний тяжёлых мучительных чувств, испытываемых духовно пустыми людьми на смертельном одре. С моей точки зрения, очень хорошо жизненная драма и удручающий финал земного существования духовно пустого человека показан в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», а также в романе Мопассана «Милый друг», где блестяще воссоздано состояние умирающего приятеля главного героя Жоржа Дюруа – Форестье. Полезно перечитать эти две книги, чтобы примерить описанные ситуации на себя – не придётся ли и вам умереть с похожим настроением, если и вы дальше будете жить так же бездуховно, как сегодня? Полезно почитать и другие книги, описывающие смерть людей самых разных типов, включая и художественную, и документальную литературу. Из них мы увидим простую и ясную, но очень показательную закономерность – то, как умирает человек, находится в прямой зависимости от того, как он живёт. Для того чтобы смерть была естественным и лёгким шагом в иной мир (хотя лёгкой смерть может быть только с относительной точки зрения – слишком серьёзное это событие в человеческой жизни), совсем необязательно, чтобы умирающий должен быть святым или посвящённым. Важно, чтобы он был хорошим, светлым человеком с чистой кармой – тогда и смерть его будет окрашена в удивительно светлые тона. Именно о такой смерти простой, но очень светлой и чистой женщины, матери Григория Мелихова Ильиничны рассказывает в «Тихом Доне» Шолохов.

     Гораздо чаще смерть бывает тяжкой, трудной, мучительной, сопряжённой с множеством телесных, психических и духовных страданий, что является довольно точным свидетельством того, какова была жизнь умирающего, и сколько тяжёлых накоплений он понёс за собой из этого мира в тот мир. Собственно говоря, для подавляющего числа людей смерть, с какой бы точки зрения на неё ни смотреть, всегда отрицательная сторона жизни, её тёмная изнанка. И ожидание смерти, и неизбежное приближение её, настолько неизбежное, что невозможно не думать об этом финальном событии жизни, и сам момент смерти, и длительный период существования в тонком мире (об этом говорят эзотерические учения), – всё это представляет собой страдательный фактор существования, от которого не уйти. Одной перспективой своего неизбежного приближения смерть способна отравить жизнь любому человеку, даже самому выдающемуся и могущественному. Тысячи лучших умов человечества ломали головы над тем, чтобы разгадать загадку смерти, остановить её колесо, помочь человеку уйти от всех отрицательных переживаний, связанных с ней. Многие из них именно под влиянием этих страданий и тяжёлых мыслей о неизбежности смерти приходили к той или иной религии, проповедующей бессмертие, то есть делали правильный шаг, однако мотив этого духовного поступка – страх потери физического существования – во многом обесценивал сделанный выбор. Единственный способ для человека правильно решить проблему смерти – это встать на истинный духовный путь и как можно более точно идти по нему.

     Что такое смерть с точки зрения религий и эзотерических учений? Эту загадку пытались разгадать множество духовных искателей. Мне приходилось сталкиваться с самыми разными трактовками и взглядами, согласно которым смерть это:

  – одномоментный переход из одного мира в другой;

  – длительный процесс, начинающийся с самого рождения человека и завершающийся после остановки сердца;

  – мистическое существо, которое находится слева от человека и которое словно охотник постоянно выслеживает его слабое место, чтобы нанести удар и прервать жизнь;

  – Божественный луч, исполняющий высшую программу разрушения старых форм жизни во имя расчищения площадки для новых форм;

  – некая непостижимая сила, превосходящая человеческие возможности, в присутствии которой каждый раскрывает свой подлинный облик и в пламени которой он сгорает;

  – безличный космический закон, фиксирующий механизм замены низших форм и энергий жизни высшими формами.

     Можно найти и другие функции и значения этой величайшей реальности человеческой, но и перечисленных достаточно, чтобы осветить её основные грани.

     Каждое из значений справедливо и воплощает какую-то одну грань многоликой смерти. Эзотерические учения чётко зафиксировали разнообразие значений, символов и образов смерти и наделили её самыми необыкновенными чертами и формами. Достаточно вспомнить изображение богини Кали в восточной традиции, рисуемой с множеством лиц, фигур и украшений, или имя «всеживой смерти» Мемборах, принятой в западном эзотеризме и означающей одновременное соединение в одном понятии смерти двух прямо противоположных сил. Невозможно понять жизнь, не понимая смерти, а это в свою очередь требует постижения ещё одного важнейшего понятия на духовном пути – бессмертия. На эту тему есть превосходное стихотворение Ю. М. Ключникова «Гладиатор», представляющее духовного искателя в виде воина-гладиатора, в ходе жизненной эволюции постепенно меняющего поле битвы переходящего от войны с внешним врагом к войне с врагом внутренним:

Прощай, владычица арена!

Прощайте, сонмы жадных глаз!

Во мне желание сгорело

Себя спасая, тешить вас.

О как рвало меня в тавернах,

Как со стыда кидало в жар,

Когда его вином Фалерна

Я разжигал и ублажал.

Но всё прошло. Игрой железной

Сюда пришли вы кровь погреть.

А я ведь пересек над бездной

Канат, что делит жизнь и смерть.

Я вам их обе возвращаю,

Казнившим плоть, спасавшим дух.

Не говорю, но возвещаю,

Что знаю больше этих двух.

Я знаю тонкий щит бессмертья,

Который выковал мне бой

С неубывающе безмерным

В ничтожестве с самим собой.

     В таинственно сумрачном свете смерти человек лучше понимает, что такое жизнь, но в просветляющем свете духовного бессмертия, достигнутого с помощью суровой работы над собой, гораздо яснее становятся загадки смерти. Постичь бессмертие – значит достичь его самому, стать бессмертным, то есть победить смерть, растворить её образ, которым она метит человека. Мировые религии и эзотерические учения говорят о двойственности природы человека, в которой присутствует смертное, или земное начало и бессмертное, или духовное начало. Смертное начало составляет, прежде всего, физическое тело и более тонкие оболочки (эфирное, астральное тело и земная личность человека). Бессмертное начало – это Дух, или Божественная Искра, Чистое Бытие, Высшая Сущность, пребывающая внутри оболочек и оживляющая их. Человеческое сознание находится посредине между этими двумя полюсами и от его выбора зависит то, какую дорогу человек выберет – дорогу жизни или дорогу смерти. В этом случае оно само либо пропитывается энергиями бессмертия и делается непрерывным, постоянно бодрствующим и точно осознающим миром (даоские и буддийские источники уподобляют его хрустальному зеркалу, в котором отражается вселенная), либо отождествляется с материальным миром и становится тяжёлым, мутным, нечистым стеклом, способным воспринимать только самую поверхностную сторону жизни. Конечно, в этом случае ни о каком непрерывном бодрствовании и самоосознании себя не может быть и речи: сознание уподобляется фрагментарной киноленте, содержащей отдельные кадрики жизни, которая случайно попадает в объектив восприятия.

     От чего зависит выбор пути – к Иллюзии или к Истине и Реальности? Ответ «от духовного уровня человека» едва ли будет достаточен – ведь сам уровень зависит от предшествующего выбора. Легко сказать, что все выбирающие иллюзорные удовольствия – недалекие пустые люди, и их выбор лишён логики и смысла. Нет, каждый из двух вариантов жизни имеет свой вполне обоснованный смысл. Человек, живущий в мире иллюзий, выбирает именно этот путь потому, что он приносит ему наибольшие удовольствия. Духовная сфера в силу неразвитости его сознания и грубости его вибраций не вызывает у него никаких откликов, не притягивает и не манит. Даже если такой человек интеллектуально развит и ориентируется в культуре, на глубинном сущностном уровне его духовный канал остаётся закрытым, и Бог для него в лучшем случае является просто ментальной идеей. Когда кто-то пытается увлечь духовно нераскрытого и внутренне не созревшего человека на путь совершенствования, это вызывает в том вполне обоснованный протест и отторжение – ведь тонкие энергии, понятия, переживания воспринимаются им как чужеродный фактор, обесценивающий те жизненные удовольствия, которые он по-настоящему любит. Так компания веселящихся юнцов воспринимает любого серьёзного зрелого человека, внезапно оказавшегося в их кругу, как зануду, который портит им удовольствие. Даже если кто-то на языке чёткой логики неопровержимо докажет истинность духовного выбора и ложность гедонистического подхода к жизни, человек, барахтающийся в мире иллюзий, никогда не примет истину сущностно: в лучшем случае он согласится на словах. Главная причина его отказа состоит в том, что он ещё не разочаровался в удовольствиях.

     Иное дело духовно созревший человек. Вполне возможно, что он также имеет жизненные привязанности и отнюдь не превратился в святого, изжившего карму. Однако он знает им цену и понимает, что они никогда не приносят того глубокого и окончательного духовного насыщения, которое он так старательно ищет. Сфера божественного или духовного мира приобретает для него такое большое значение, что ради приближения к нему он постепенно отказывается от земной суеты, грубоматериальных целей и притязаний своего эго.

 

 

Картина дня

наверх