Это не тот вопрос, на который ответит кто-нибудь другой, — именно вы должны на него ответить. Вы ответите на этот вопрос тем, какие продукты вы будете употреблять в пишу, что вы выберете в супермаркете, в магазине одежды и на той улице, где вы живёте.
Вы отвечаете на эти вопросы каждый день: тем, что вы говорите другим людям, тем, к чему вы их призываете, тем, что вы выбираете.
И до тех пор, пока вы действительно не задумаетесь над тем, что я вам говорю, над смыслом того, что я говорю, всё это можно считать просто пустой болтовней.Я призываю вас прочитать отличную книгу под названием «Последние часы древнего мира» Тома Харт-мана ( Thorn Hartmann . The Last Hours of Ancient Sunlight). Также прочитайте книгу Барбары Маркс Хаббард «Сознательная эволюция» ( Barbara Marx Hubbard . Conscious Evolution ). И также не пропустите книгу Марианны Уилъямсон «Исцеляя душу Америки» ( Marianne Williamson . Healing the Soul of America ). Эти книги излагают обсуждаемую нами тему очень подробно, очень динамично... очень ясно и помогают достичь удивительного понимания проблемы.
Я Позвольте себе, по крайней мере, подняться на уровень осознания, которого требует этот вопрос; осознания того, что в настоящий момент — момент, когда мы вступаем в двадцать первый век, — мы находимся в опасном положении. Мы участвуем в гонке со временем. Кто выиграет?
Технологии или человеческий дух? Уже однажды технология победила и буквально стёрла человечество с лица Земли — почти уничтожила. И мы, конечно же, имеем шанс столкнуться с этим снова. Я хочу вам сказать, что, возможно, это и не случится. В пятидесятые мы все боялись, что это случится. Я не хочу сказать, что это произойдёт как один большой взрыв, и Манхэттен будет разрушен или Москва будет лежать в руинах после одного взрыва атомной бомбы, или ещё что-то вроде этого. Такое может произойти, но я не говорю, что это будет именно так, если, это, конечно, вообще произойдёт. Это будет более коварный процесс, который, возможно, займёт очень много времени, прежде чем проявятся результаты, и вот тогда мы уже вряд ли захотим жить дальше.
Таким образом, очень важно обратить наше внимание на этот медленный, но, безусловно, разрушительный процесс. Пора прекратить вырубку лесов. Вы согласны с этим? Это достаточно просто. И давайте будем искать способ, с помощью которого мы сможем накормить всех, чтобы на нашей планете больше не умирали дети — четыреста детей каждый час.
Еще вопросы?
Нил, с точки зрения концепции целостной жизни, как вы думаете, что мы можем сделать для совершенствования своего ума, тела и духа... чтобы поддержать равновесие?
Я думаю, что в наши дни это действительно сложная задача — совершенствовать ум, тело и дух одновременно, сохраняя при этом равновесие. Это очень нелегко в мире, где настолько всё не в порядке, что он представляется нам дисгармоничным. И вследствие того, что мир кажется нам дисгармоничным, мы склонны выходить из равновесия вместе с ним — здесь срабатывает своего рода механизм компенсации: мы просто бросаемся в другую крайность.
Например, если мы долгое время посвящаем себя духовным занятиям в какой-нибудь духовной общине, мы можем выйти из равновесия и удариться в другую крайность, начав уделять слишком много внимания своему телу и совершенно забыв о том, что мы существа духовные. Или, точно так же, если люди сильно вовлечены в деятельность физического характера, при которой они не получают достаточно духовной пищи, то иногда они начинают интенсивно заниматься всевозможными практиками и так глубоко погружаются в духовный аспект жизни, что их просто невозможно вытащить из этого. И всё кончается тем, что они делают слишком большую ставку на шести-, восьмимесячные семинары, далёкие от повседневной реальности — реальности, в которой они живут. Поэтому настоящая проблема — это достичь золотой середины. Кажется, это сказал Джеральд Джам-польски: «Жизнь — это вопрос равновесия».
И достичь этой золотой середины можно только в том случае, если мы будем помнить, что являемся существами, состоящими из трех частей, и ни одна из этих частей не является более важной, более священной, чем все остальные. На самом деле, мы — это тело, ум и дух.
Некоторые люди считают, что именно духовная часть человеческого существа, наш дух является наиболее священной и, следовательно, наиболее важной частью. Это неверно. Духовная часть человеческого существа не является более важной, и нет необходимости заботиться о ней больше, чем о теле или уме.
И с другой стороны, можно сказать, что мы не уделяем достаточно внимания нашему телу. Я уже говорил об этом. Мы не тренируем наше тело. Мы не поддерживаем его в хорошей форме. Мы не поддерживаем его в хорошем тонусе. Мы, как правило, уделяем нашему телу чрезвычайно мало внимания. И это так для большинства людей. В результате, люди, особенно в Соединённых Штатах, страдают от проблем излишнего веса, и их здоровье в плохом состоянии. И люди зачастую умирают раньше, чем следовало бы, из-за этих и других физических недугов, которым они не уделяли достаточно внимания.
Также мы не уделяем достаточного внимания развитию своих умственных способностей. Меня поражает, как мало книг люди читают. Где бы я ни был, я всегда спрашиваю людей: «Сколько книг вы прочитали в прошлом году?» Если они отвечают — три или четыре, то по нынешним временам это считается довольно много. Вы знаете, я читаю двадцать или тридцать, а иногда пятьдесят книг в год — практически, одну книгу в неделю — это когда я буквально глотаю книги. Я не хвастаюсь, я просто рассказываю о том, как это у меня. Я думал, что так происходит у большинства людей. Но оказалось — парень читает три или четыре книги в год и очень этим гордится.
К сожалению, пищей для ума у большинство людей являются телевизионные программы. Или, может быть, кино — если это вообще можно назвать пищей для ума. Средний гражданин не может вспомнить, когда он в последний раз посещал в воскресный день библиотеку, чтобы узнать, что, например, сказал потому или иному поводу Бальзак, — огромное большинство людей вообще никогда этого не делали, никогда за всю свою жизнь. А ведь их умы изголодались по чему-нибудь, кроме Симпсона или спортивной странички в «Лос-Андже/гес Тайме».
Многие люди не развивают и свой духовный аспект. Они не занимаются медитацией. Они ничего не делают, чтобы развивать духовный аспект своего существа. Они не ходят в церковь, или синагогу, или в другое место для молитв с той регулярностью, как могли бы, а некоторые не ходят туда вообще никогда. Эти люди игнорируют тот факт, что они на одну треть — если позволите — духовны. Я имею в виду, что мы являемся существами, состоящими из трёх частей. И эти люди не тратят 33 процента своего времени и внимания на своё духовное развитие. Большинство из нас питает какую-то одну часть больше остальных, вместо того, чтобы распределить внимание равномерно между тремя составляющими нашего человеческого существа.
Как вы предлагаете изменить это положение дел ?
Остановитесь. Вы можете всё это изменить, если увидите, что являетесь существами, состоящими из трёх частей, и начнёте уделять внимание всем этим аспектам, даже если при этом вы будете испытывать некоторый дискомфорт. Выйдите за пределы своей зоны комфорта.
Если вы чувствуете дискомфорт, находясь в церкви, или синагоге, или в каком-либо ином молитвенном месте, или во время медитаций, — всё равно сделайте это. Кстати, я сам именно так и начинал медитировать. Меня никогда по-настоящему не прельщала идея о том, чтобы глубокой ночью просидеть целый час со свечой и тихой музыкой, погрузившись в себя. Но именно потому, что я не чувствовал себя комфортно в такой ситуации и не думал, откровенно говоря, что смогу целый час просидеть спокойно, — именно потому я и попытался сделать это. Я пытался делать это снова и снова и однажды испытал удивительное чувство во время медитации: я почувствовал свою связь со Всем Что Есть, и это было столь невероятно, что теперь я уже не могу обходиться долгое время без медитации.
Таким образом, я обнаружил, что в этом что-то есть. Это похоже на то, когда вы обнаруживаете, что спаржа, на самом деле, имеет не такой уж неприятный вкус; на самом деле, она на вкус даже очень ничего. Поэтому попробуйте. Выйдите за пределы своей зоны комфорта.
В настоящее время, между прочим, я пытаюсь делать что-то подобное в отношении физических упражнений, Я не дружил с тренировками уже многие годы. Но теперь в моём доме есть небольшой физкультурный зал — просто маленькая комнатка, где имеется несколько тренажёров, — и я пытаюсь уговорить себя заходить туда два-три раза в неделю и выполнять несложные упражнения. Я уверен, что это чудесным образом преобразит меня. И это очень просто. В этом нет волшебства и нет никакой тайны. Просто пообещайте себе уделять тому или иному аспекту больше внимания.
Что такое внутренняя руководящая система?
Каждый из нас имеет внутреннюю руководящую систему, которая позволяет нам знать всё о жизни. Всё, что необходимо знать о жизни. И если мы при слушаемся к этой внутренней руководящей системе, она приведёт нас к прекрасным людям, в удивительные места и создаст такие ситуации, в которых мы сможем реализовать всё лучшее, что в нас есть.
Мне не сложно услышать, что мне подсказывает моя внутренняя система руководства. Это где-то в моём желудке. Я часто советую людям: «Прислушайтесь к своему желудку. Он знает». Итак, вот — процесс, и вот — инструмент, которым я хочу поделиться с людьми, который поможет им распознать, когда они движутся в правильном направлении, а когда могут совершить ошибку. На самом деле, всё очень просто.
Прежде всего, сдвиньтесь с мёртвой точки. Если вы чувствуете, что «застряли», если вы не делаете ни то, ни это, или если вы разрываетесь между двумя решениями, боясь сделать неверный шаг, то сделайте, наконец, свой выбор. Сделайте хоть какой-нибудь выбор. Сделайте шаг.
Я всегда советую людям так поступать, то есть принять решение и сделать шаг. Как только вы определённо решили делать что-то или не делать, выбирать или не выбирать что-либо, как только вы двинулись в каком-либо направлении, ваш желудок немедленно подскажет вам, туда или не туда вы направляетесь. Это и есть внутренняя руководящая система. Для меня она находится в желудке; для других она расположена, может быть, в голове. Но мы все имеем эту внутреннюю руководящую систему.
Вы можете вспомнить случаи, когда вы собирались что-то сделать, но ваша система восставала против этого, говоря: «Нет, не делай это». И это не страх. Это внутренняя мудрость, которая нам говорит: «На самом деле, я не согласен. Ты этого, на самом деле, не хочешь». Или внутреннее знание говорит нам: «Да, это правильно. Иди дальше». Вы испытываете радость, joie de vivre («радость жизни», фр.). Душа говорит: «Я с тобой. Идём дальше». Но это чувство приходит только после того, как вы приняли решение, а не раньше. Но очень часто люди ожидают этого ощущения, этого руководства до того, как они приняли решение.
Это ключевой момент. Я повторю это ещё раз, хорошо? Я знаком со многими людьми, которые молятся, медитируют и просят Бога, чтобы Он подсказал им, что делать, до того, как они приняли решение. Всё надо делать наоборот. Необходимо изменить принцип. Люди сидят и просят: «Господи, пожалуйста, помоги мне, дай мне знать, что делать, прежде чем я приму решение». Но я вам говорю: «Нет, нет и нет; примите решение и прислушайтесь к тому руководящему голосу, который исходит из каждой клеточки вашего тела».
Видите, всё как раз наоборот. Не бойтесь сделать выбор. Сделайте выбор, а затем вы узнаете правильный он или нет. И если вы чувствуете, что выбор неверен, остановитесь, поверните назад и идите в другом направлении. А если вы чувствуете, что выбор верный, продолжайте идти в выбранном направлении. Разве это не интересная идея?
Нил, у меня есть ещё пара вопросов о тепе человека — в основном, относительно страдания. Считаете ли Вы, что, если что-то не в порядке со здоровьем, то это значит, что исцеления требует душа? Вы знаете, метафизики, например, говорят, что, если у вас простуда, то это значит, что вы сбиты с толку — что-то в этом роде. И другой вопрос, который я хочу задать, это вопрос о людях, которые испытывают физическую боль, — об их духовных ощущениях. Возможно ли для людей, которые страдают физически, действительно приобрести опыт [духовного] пробуждения, именно в те моменты, когда они страдают от физической боли?
Ну, буддисты говорят, что вся жизнь — это страдание. И в этом контексте ответ на ваш вопрос — конечно же, да. Страдание существует. Страдание — это то, что мы испытываем. Я имею в виду, что вы можете это называть страданием. Для меня это, возможно, не так. Например, я —человек, который постоянно испытывает боли. На протяжении дня только считанные моменты я не испытываю боли. Я ощущаю боль, скажем, на протяжении всей этой презентации. Но, на самом деле, эта боль не является болью, по сравнению с моментами действительной боли. Вы понимаете о чём я говорю? И человек, который расскажет вам обо мне, возможно, скажет: «Как он может это выносить? Если бы у меня были такие боли, я не смог бы думать и тем более вести презентацию».
Я не хвастаюсь. Я просто объясняю, как это происходит. Аналогичным образом это происходит со всеми нами. Мы все имеем подобный опыт. Поэтому боль —это, прежде всего, относительное ощущение.
В некотором смысле почти каждый из нас постоянно испытывает какую-то боль. Когда буддисты говорили о боли, они имели в виду именно это. Жизнь — это боль (смех).
Потому что, когда вы обнаруживаете, что ваше Я... что оно заключено в определённую физическую форму, которая на каком-то уровне ограничивает ваше Я — то, чем вы на самом деле являетесь, и это болезненно. Я не хочу уходить от вашего вопроса, я просто говорю о нём в более широком контексте.
Ну, а если говорить более конкретно о вашем вопросе, то да, человек, который испытывает боль, может иметь моменты огромного просветления и глубокого духовного осознания. И иногда именно боль приводит к этому. Потому что физическая боль изменяет наши представления о том, что действительно важно. И в такие моменты мы задумываемся о том, кто мы такие.
Я помню, как я работал у женщины по имени Элизабет Кёблер-Росс. Кто-нибудь знает её? Я имел удовольствие работать с Элизабет и её командой, и это был благословенный период моей жизни. Я помню, что однажды мы навещали — мы часто это делали — дома безнадёжно больных. Это было огромным уроком. Знаете, если вы хотите действительно узнать кое-что о жизни, посещайте десять умирающих в неделю. Обычный человек за всю свою жизнь не имеет возможности увидеть столько. Может быть — медсестра или врач, но обычный человек не имеет такой возможности.
И я помню, как однажды вечером мы навестили умирающую женщину. Она постепенно, начиная с ног и выше, теряла способность двигать различными частями своего тела и ощущать их. Болезнь поднималась всё выше. И каждый раз, когда мы навещали её, мы находили её в состоянии, ещё худшем, чем в прошлый раз. Однажды она потеряла способность управлять рукой. Это случилось в тот момент, когда она держала в руках свою внучку, которой было всего несколько недель. Женщина поняла, что она не может более двигать рукой, как она это делала раньше. И она сказала: «Боюсь, что я не смогу более держать ребенка, я не уверена, что удержу его, когда он зашевелится».
Но с нами она поделилась своими ощущениями. Элизабет спросила её: «Что вы чувствовали, когда поняли, что не можете больше двигать рукой? Что вы ощущали?» Она задала этот вопрос
потому, что хотела узнать её чувства. И женщина сказала с доброй улыбкой: «Вы знаете, в тот момент, когда я поняла, что не могу двигать рукой так, как делала это раньше, я посмотрела на маленького восьминедельного ангела, которого держала. Ребёнок поднял ручку и двигал ею. Мне показалось, что я передала жизнь из моей руки ему в ручку».
Свежие комментарии