На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей С
    сша и кетай - две стороны одной экономической медали«Синий» против «к...
  • Юрий Ильинов
    «С меня сняли шоры», – прозападный олигарх разочарован в Западе Российский бизнесмен Михаил Гуцериев, попавший под...Новости СВО: Арми...
  • Юрий Ильинов
    Униатство как пролог к церковному беспределу, который сегодня происходит на Украине «Церковный беспредел» на Украине...Forbes: Следом за...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 4. Глава 18

САДХАНА, МАТРИЦА, ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗЛИЧЕНИЕ

     Решение есть. От страданий можно . Ответом является практика, причём прямо сейчас. Практика нужна нам, нужна Богу, Вселенной, гуру, но прежде всего тебе самому. Практика, а не просветление вот ответ. Лучше практика прямо сейчас, чем просветление когда-нибудь потом.

Ли Лозовик

     Недостаточно прийти в храм, отделить свою религиозную практику от повседневной жизни и уйти.

Дэйыан Генри

     Садхана, духовная практика, — вот проводник очищения, построения матрицы и развития целостности. Садхана включает все формальные и неформальные виды практики, которыми занимается ученик под руководством наставника в духовной школе. Матрица и интеграция — грани и в то же время плоды садханы. Создание матрицы означает развитие фундамента, контекста, изощренной внутренней «структуры», способной удерживать и обрабатывать духовные знания и переживания. Интеграция — это процесс поглощения знаний и переживаний посредством практического приложения инсайтов в повседневности. Садхана, матрица, интеграция и различение наряду с очищением образуют взаимосвязанный процесс, мощную паутину, которая оберегает от опасностей ошибочных притязаний на просветлённость и прочих форм самообмана, часто встречающихся в духовной жизни.

 

Садхана.

     Многие из тех, кто преждевременно претендует на просветлённость, отказываются признавать необходимость не столько продолжительной, сколько пожизненной садханы, когда человек до последней минуты продолжает заниматься, учиться и углублять степень своего понимания истины. Сэнсэй Дэйнан Генри рассуждает о том, что после первоначального всплеска монашеской духовной жизни, характерной для западного дзэн в шестидесятых годах, маятник качнулся в сторону явления под названием «будзи-дзэн» — философских упражнений, не требующих настоящего обучения и прозрения. Будзи-дзэн, сходный со множеством современных духовных практик новой волны, замыкается на самом себе. «Ты сам всем заправляешь, — отмечает Дэйнан Генри. — Весь день напролёт, каждую секунду. Медитируешь, когда хочется. В храм приходишь, когда есть на то желание. Такая практика покорна прихотям эго, а оно интересуется только собой.

     Всё, с чем вы сталкиваетесь, всё, что вы делаете, начиная с момента пробуждения и заканчивая отходом ко сну, служит цели воспитания и очищения вашего «я»: это непрерывный, постоянный труд

Дэйнан Генри

     "Если мне плохо или не по себе, позанимаюсь чуток, чтобы успокоиться". Это не практика, не отказ от себя, не избавление от эго, а самый настоящий эгоизм». Будзи-дзэн и современные нью-эйджевские духовные практики — садхана для эго. Эго ими руководит, эго пожинает их плоды и тешит себя мыслями о том, что делает шаги навстречу просветлению, которое и так уже достигнуто.

     В книге «С глазу на глаз, или в поисках новой парадигмы» философ Кен Уилбер изобличает порочность мысли о том, что просветления можно достичь, просто рассуждая о духовности. Он оспаривает и осуждает убеждение в том, что переход к новой парадигме способен заменить усилия по очищению и классическую духовную практику, а в доказательство приводит ошибки из недавней истории. Каждому приятно считать себя исключением из правила, но все великие учителя и мыслители, а также развитые ученики, безуспешно пытавшиеся срезать путь к цели, неустанно призывают к усердной духовной практике. «Острые переживания не сделают тебя святым, — утверждает Рабби Зальман Шахтэр-Шало-ми. — Святым делает тяжкий нравственный труд».

     Дэйнан Генри уделяет внимание практике с точки зрения соответствия буддийским предписаниям. Подобно иудео-христианским «заповедям» и установлениям других традиций, они часто понимаются как неукоснительные законы, но, по существу, представляют собой проявления зрелой садханы. Их исполняют не как навязанные моральные устои, не из страха, а для того, чтобы приблизиться к просветлению.

     Результатном ваших занятий станет то, что, даже решив поступить дурно, вы не сможете этого сделать. «Они» не дадут Вам поступить дурно. И если вы будете заниматься постоянно, «вы», ваше эго, не будет иметь права голоса.

Ли Лозовик

     Буддийские предписания (не убивать, не лгать, не красть и так далее) не заповеди. Буддизм, как и любая другая традиция, это не следование законам, а жизнь в согласии с истиной; его предписания просто перечисление принципов, естественных для подлинно просветлённого и развитого человека. Так ведёт себя тот, кто стал Буддой. Нужно работать и работать, оттачивать и оттачивать своё мастерство, пока не начнёшь жить настоящей просветлённой жизнью. Исполнение предписаний свидетельство просветлённости, а не навязанные самому себе правила.

     Ли Лозовик говорит, что именно в разгаре чувства пробуждения и следует укреплять, объективизировать важность практики. В этот период есть возможность по-настоящему оценить значение практики и воспользоваться временной просветлённостью для того, чтобы определить лучший способ устроить свою жизнь в согласии с испытанным пробуждением. К сожалению, мимолётное просветление обычно уносит людей слишком далеко; сознавая, что «некуда идти, нечего делать», либо переживая иное проникновение в недвойственность, они упускают шанс извлечь из пробуждения нечто такое, что усилило бы дальнейшую духовную практику.

      Если для доказательства собственного существования эго требуются страдания, практика станет для него средством превращения в мученика. Если ему хочется избегать близких отношений, практика станет тому благородным оправданием. Как мы уже убедились, эго способно воспользоваться чем угодно — включая идеи практики, просветления и духовности — и направить эти средства на последующее укрепление своего неприступного замка.

      Практика — ещё один способ проверки просветлённости. О плодах просветления легко судить по обыденной жизни человека, и потому нет садханы более трудной, чем осознанная и осмысленная жизнь. Роси Вайтзмэн отмечает: «Практика испытывает пределы твоих способностей. Это проверка. Практика испытывает тебя до предела, помогает проявиться тому, чего ты сам от себя не ждал».

     Работать нужно так упорно, чтобы со стороны казалось, будто вы уже находитесь в нирване.

Ли Лозовик

     Практика не становится совершенной сама собой. Новичку не следует надеяться, что он сразу вступит на духовный путь опытным и искусным практиком. Практика постепенно укрепляет способности к практике. Её силами постепенно выстраивается матрица — фундамент, позволяющий человеку сберегать накапливаемые преимущества и в то же время обращать их на пользу дальнейшей практике.

Матрица.

     Матрица — это основа, энергетическая структура, медленно выстраивающаяся благодаря садхане. Она позволяет человеку переходить к высшим духовным энергиям и процессам, а после переносить их в свою повседневную жизнь.

     Боб Хофман, изобретатель Четверичного Процесса Хофмана, утверждает: «Для многих людей духовный труд — это украшение мусорной кучи взбитыми сливками. Сливки самые настоящие, но и они не в силах заглушить смрад отбросов». Духовные переживания — именно их Хофман называет «взбитыми сливками» — не так уж ценны сами по себе и могут ввести в заблуждение, если венчают гору неочищенной структуры эго. Внешне все выглядит благопристойно, но отсутствие столь же аппетитной начинки рано или поздно обнаружится. Начинка же готовится в процессе упорной практики. Энергетическое укрепление тела допускает больший приток преображающих сил и уравновешенность эмоциональной структуры, что позволяет сберегать устойчивость даже при усиливающейся эмоциональной нагрузке, которую непременно вызывает процесс очищения.

     Что я считаю действительно важным, так это необходимо научиться быть постоянно бодрствующим настолько, насколько это возможно.

Йоко Бех

      «Задача духовного пути, — поясняет Левеллин Воэн-Ли, — научиться обращаться с мистическими переживаниями так, чтобы они не выводили из равновесия, поскольку переживания эти нередко очень мощны». В отсутствие матрицы, способной вместить возникающие мистические переживания, случается обычно одно из трёх: человек либо переносит духовный кризис, либо неверно толкует испытанное, вследствие чего его самомнение раздувается, либо вообще не претерпевает какой-либо трансформации. Позже мы обсудим каждую эту возможность подробнее.

     Древние мастера дзэн говорили, что не просветлённость определяет характер человека, а наоборот. Образованная за время многолетней духовной практики надёжная матрица формирует, видоизменяет и шлифует личность таким образом, что черты её индивидуальности становятся изящным сосудом для хранения энергии просветления.

     Матрица — это сосуд, где сберегается энергия пробуждения, Бога, или Истины, а духовная практика — средство, с чьей помощью этот сосуд промывают (очищают) и готовят принять содержимое. Духовный искатель, который не проводит надлежащей подготовительной работы, приглашает Бога в неприбранный дом, недостойный столь почётного гостя. Левеллин Воэн-Ли развивает эту мысль:

     Нужно создать внутри себя вместилище для мистических переживаний. Многие из нас захламлены проблемами, горечью неудач, комплексом неполноценности; с возрастом объёмы этого мусора увеличиваются, он заполняет все свободное пространство. Душу можно сравнить с домом: если жилище доверху забито вещами, то явившаяся энергия Высшего Я 6удет биться о стесняющую его мебель и вызовет настоящий хаос.

     Человек не сможет её удержать, она будет причинять слишком много неудобств. Я встречал немало людей, которым негде было хранить свои переживания, и в результате они очень страдали.

     Говорят, что тот, кто увидит Бога во всём его величии, просто погибнет от благоговения. Именно с такими опасными энергиями играют простодушные духовные искатели. Без соответствующей подготовки они могут оказаться в обстоятельствах, с которыми не в силах будут справиться. Духовная практика выстраивает новую совокупность привычек - уже осознаваемых, осмысленных, - которые замещают прежние невротические привычки и способствуют сбережению и поглощению высших энергий.

     Такие моменты пробуждения бывают у многих, но многие ли готовы быть усердными, дисциплинированными, работать над собой... чтобы естественным образом, говоря словами брата Лоуренса, «быт» способным жить в присутствии Бога».

Левеллин Воэн-Ли

     Матрица не просто полезна для практического использования мистических переживаний; в некоторых случаях отсутствие Матрицы причиняет серьёзный вред. «Иные люди с самого раннего возраста испытывают поразительные переживания, — поясняет Джоан Галифакс, — но недостаток эмоциональной зрелости не позволяет их удержать, поскольку структура мышления остаётся слишком жёсткой, привычки так сильны, что сберечь яркость видений очень тяжело. Таким образом, для многих эти явления становятся началом падения сопровождающегося самоосуждением, ощущением своей странности, разочарованиями, ощущением предательства и прочими подобными переживаниями».

      Воэн-Ли утверждает, что поток духовной энергии, который подчас совершенно неожиданно захлестывает начинающих учеников и тех, кто проводит эксперименты с наркотическими веществами либо становится жертвой несчастного случая, вибрирует на такой высокой частоте, что неподготовленное тело и мышление не способны одновременно сохранять и обычное, и расширенное сознание.

      Нишапурские суфии — течение, к которому относит себя Воэн-Ли, — так остро понимали необходимость крепкой матрицы, позволяющей сознательно удерживать мистические переживания, что на протяжении долгих столетий разрабатывали особые средства такого преобразования этих переживаний, чтобы человек даже не догадывался, что они у него случались.

     Достижение целостности происходит через испытание и прочувствование опыта, а не его осмысление. Судить о той степени, которой вы осмыслили и впитали свой опыт, можно по конкретный примерам из повседневной жизни.

Мари-Пьер Шеврье

     Суфии знали, что у новичка не может быть той ясности и глубины сознания, какая необходима для правильного обращения с подобными переживаниями.

     Помимо прочего, матрица позволяет духовным переживаниям оказывать продолжительное трансформирующее воздействие. Без такой матрицы переживания либо уходят в подсознание и забываются, либо пылятся на полке трофеев эго, не вызывая каких-либо устойчивых изменений личности.

     Джек Корнфилд разделяет характерное для многих учителей мнение о том, что устойчивая трансформация требует таких усилий и объёмов времени, какие большинство начинающих духовных учеников просто не в силах вообразить. Во всяком случае, для серьёзных перемен нужно нечто большее, чем парочка пьянящих переживаний.

     Благодаря изучению буддизма и многолетнему преподаванию его традиционных взглядов, мне стало ясно, что люди недооценивают глубину перемен, необходимых для полного духовного преображения. Настоящая свобода требует широкомасштабной точки зрения той, которую учителя дзэн называют «вечным разумом». Да, само пробуждение занимает считанные мгновения, но для того, чтобы жить им, сделать его вечным, могут понадобиться месяцы, годы, порой целая жизнь. Наклонности и привычки так глубоко впитываются в наши души, что даже самые притягательные видения почти не меняют жизнь человека. [14]

     Новички чаще всего попадают в одну и ту же ловушку: мечтая о свободе и пробуждении, они не желают трудиться и строить хранилище для просветления. «Людям свойственно дурное упрямство, — отмечает Мари-Пьер Шеврье. — Они слишком торопятся и упускают множество важных этапов процесса». Под процессом она понимает духовный труд, духовную практику, а не развлечения с духовным совершенством, которое никогда не даётся легко. За настоящую трансформацию приходится платить высокую цену, и лишь тот, кто платит её сполна, получает качественный товар.

Интеграция.

     Интеграция — это постепенное поглощение духовных переживаний и энергий, которое ведёт к трансформации. Мышление может погружаться в просветлённые состояния и покидать их, но вечное пробуждение таится внутри и выражает себя посредством тела. Садхана выстраивает матрицу, которая способна удержать переживания и энергии, а после впитать их и вызвать подлинное преображение, а не просто усилить склонность к самомнению и выгодным для эго толкованиям.

 

     Если взглянуть совсем уж беспристрастно, духовный путь скорее практический, чем эзотерический.

Ли Лозовик

     Воэн-Ли полагает, что без интеграции переживания никогда не приносят плодов: «Они по-прежнему парят где-то там, среди облаков, никогда не приближаются к земле и никак не влияют на обычную жизнь человека».

     Интеграция — не короткое событие, как многие считают, а длительный процесс. По правде говоря, многие либо вообще не сознают, либо предпочитают не обращать внимания на необходимость интеграции, хотя она рано или поздно происходит сама собой. Человек поспешно делает шаг от ощущения просветлённости прямо к преподаванию и обращению в свою веру, не сознавая, однако, того, что испытанное им ещё не срослось с душой, не пустило ростков и корней.

     Капло-роси считает, что до тех пор, пока «ощущения пробуждённости не стали частью повседневной жизни, когда человек живёт в строгом соответствии со своими прозрениями, нельзя говорить о настоящем просветлении» [15]. Он сравнивает это с чувством голода: чтением книг о вкусной и здоровой пище желудок не наполнишь, а еда усваивается лишь после того, как её кладут в рот, пережевывают, проглатывают и переваривают.

     Мой примерный критерий таков: в тот день, когда человек научится производить духовные экскременты, он станет разумен, ибо тогда он отбросит все ненужное на пути к духовному.

Дэниэл Моран

     Сходным образом, подлинная трансформация наступает лишь после того, как просветлённость становится неразрывной частью человеческой жизни [16].

     Воэн-Ли рассказывает о суфийском учителе Бхаи Саибе, который без труда мог вызвать у других мистические переживания, но делал это очень редко. «Зачем? — говорил он. — Стоит им расстаться со мной, как эти ощущения исчезнут». Одних только переживаний ещё не достаточно. Для того чтобы слиться с дарами богов, нужны время и усилия.

     Ли Лозовик горячо отстаивает необходимость интегрировать переживания с самой жизнью — в частности, по той причине, что наш мир движется к потенциальной гибели. Лозовик поясняет, что мощные мистические состояния почти всегда вызывают желание погрузиться в них без остатка и забыть обо всём прочем; главная же задача сводится к продолжению участия в жизни этого мира, что достигается трудом — совершенно обычной, заурядной работой.

     Именно потому, что мистические переживания так засасывают, я всем и каждому твержу: «Продолжайте работать». Делай что угодно пропалывай грядки, готовь еду, сиди в конторе, главное продолжать действовать. Основная цель не заблудиться в переживаниях, а добиться того, чтобы очищающая сила тех энергий, что вызывают блаженство, мистические взлёты и чудесные картины, повлияла на твою обыденную жизнь тут, в этом мире, среди людей. Цель во взаимоотношениях, и не только с окружающими, но и со всем миром: ты должен перестать вносить свой вклад в уничтожение девственных лесов и коренных народов, в подавление Западом исконных культур. Мудрость такого очищения кроется в том, что ты углубляешь свои отношения не только с близкими женой, мужем и детьми, а со всем миром в целом.

Достижение различения.

     Благодаря садхане, матрице и процессу интеграции у человека развивается всё более острое умение отличать подлинные мысли и переживания от эгоистических, способность испытывать мистические переживания, не позволяя себе затеряться в них, честность перед собой, откровенный взгляд на самого себя, других учеников и учителей.

     Я вовсе не одарён больше других Я только лишь более любопытен, чем средний человек, и никогда не брошу заниматься той или иной проблемой, пока не найду удовлетворительного решения.

Альберт Эйнштейн

      «Человек, стремящийся к просветлению, должен хотеть и уметь различать, — настаивает Эндрю Коэн. — Без различения, ясного, незамутнённого и непротиворечивого понимания пробуждения не достичь» [17].

     Различение — не линейный процесс; к тому же оно не опирается исключительно на интеллектуальные способности. Когда дело касается духовных учителей, многие весьма разумные люди проявляют поразительную неразборчивость. За редчайшими исключениями, дар различения развивается длительно, на протяжении многолетней духовной практики, путём бесчисленных проб и ошибок.

Клаудио Наранхо отмечает:

     Не следует ожидать, что дар различения проявится сам собой. Различение возникает благодаря долгим самонаблюдениям, размышлениям о собственном существовании, честному анализу своих переживаний и если живёшь в духовном сообществе откровенным отношениям с окружающими.

     Различение развивается со временем, но определяет его, конечно, не только стаж занятий. Многие ученики и наставники, отдавшие всю жизнь духовному пути, до сих пор не в состоянии ясно видеть собственные недостатки, находить настоящих учителей — и даже разобраться, насколько они сами хороши в роли учителя! Для того чтобы понять тонкую разницу между законченным цинизмом и невежественным простодушием, нужно немало потрудиться. Для этого необходимо подвергать себя самым разнообразным испытаниям: во всей полноте пользоваться силой мышления, идти на риск, полагаться на ненадёжные обстоятельства духовной жизни и жизни в целом. Но люди склонны искать лёгкие пути, а откровенность перед собой требует больших усилий. Однако дар различения обретает лишь тот, кто упорно занимается самонаблюдением, подвергает все сомнению и безжалостно честен перед самим собой.

Здоровый скептицизм.

     Различение зарождается благодаря здоровому скептицизму по отношению не только к себе, но и к духовным учителям, мистическим переживаниям, собственным представлениям о подлинном смысле духовного пути и «движения» по нему. Скептицизм принято считать едва ли не бранным словом; скептиками называют тех, кто сомневается, когда следует верить, и ведёт себя с подозрительностью, когда нужна обычная откровенность.

     Серьёзное внутреннее очищение захватывает эго. Оно, по существу, создаёт вокруг эго оболочку, не дающую ему пресытиться духовными переживаниями.

Левеллин Воэи-Ли

     И многих людей действительно можно отнести к категории «праведных, богобоязненных скептиков»: они критикуют все без исключения стороны духовного пути, грозящие каким-то риском, поскольку больше всего боятся гибели своего эго. Но существует другой скептицизм, нужный и вполне оправданный, так как он порождён господством лжеучителей и коварным проникновением эго во все духовные сферы.

В «Путешествии без цели»[1] Трунгпа Ринпоче утверждает:

     Следует поощрять постоянные сомнения. Нельзя не уделять внимания здравому смыслунеотъемлемой грани потенциала любого ученика. Если бы ученикам запретили сомневаться, остались бы просто неисчислимые армии зомби... [18]

     Скептицизм особенно полезен для представителей Запада; им, вообще говоря, недостаёт разумного, критического подхода к духовности, и потому они становятся лёгкой добычей для собственного эго и лишены сколько-либо выраженных способностей к различению. Эндрю Роулинсон очень тщательно формулирует важность здорового скептицизма, чётко разделяя скептицизм высший и низший:

     В буддизме различают два вида сомнений: глубокие и бессмысленные. Разница между ними описывается так: «Что, чёрт побери, происходит?» и «Я не понимаю, что происходит». Все основополагающие духовные принципы и суждения очень трудны для понимания; к этим категориям относятся убеждённость и вера, преданность и дисциплина. И всё такие идеи можно при желании превратить в банальность.

     Следует почаще задаваться вопросами: «Что такое вера?», «Что такое самоотверженность?». У других об этом не спросишь, но самого себя нужно спрашивать обязательно. Высший скептицизм это защита. Я тоже прибегал к нему, и мой скепсис исчезал, как солнце в утреннем тумане. Я наблюдал, как он пропадает, и это было здорово, ведь, если скептицизм был и потом исчез, ты понимаешь, что имеешь дело с чем-то таким, что сильнее тебя, а не просто пожелал чего-то мощного и сам это создал.

     Если пристальное рассмотрение со скептической позиции доведено до конца и при этом удалось избежать ловушек страха и неверия, очевидное проявляется со всей несомненностью. В отсутствие скептицизма — особенно по отношению к самому себе — эго без труда обольщает нас своими соблазнами и уводят от ясного и честного взгляда на вещи.

     Духовная садхана, создание матрицы и интеграция, наряду с усиливающейся способностью различать — вот факторы, позволяющие определить, как повлияют на личность мистические переживания и практики, укрепят они её или ослабят. Все эти средства, однако, многократно усиливаются, если рядом есть духовный наставник. Учитель — это ключевой элемент формулы, хотя, разумеется, далеко не каждый учитель может оказаться настоящим и надёжно уберечь ученика, ведь многие учителя, как и ученики, тоже опираются на ошибочные представления о своей просветлённости и духовной жизни. Таким образом, в духовной работе чрезвычайно важно научиться отличать настоящих учителей от фальшивых. В следующей главе мы остановимся именно на этом непростом вопросе.

 



[1] Книга намечена «Софией» к публикации в 2002 году. — Прим. ред.

Картина дня

наверх