На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Первые 83 участника СВО начнут обучение в рамках программы «Время героев» 27 мая МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Первые 83 уч...ЧТО ЖДЁТ МИНИСТЕР...
  • Василий Васильев
    ДАВНО пора переходить от слов к действиям. Надоело уже утираться, пора отвечать адекватно!Возрождение для в...
  • Виль Батршин
    Принцип старый как мир. "Разделяй и властвуй" По хорошему они не понимают!Возрождение для в...

Нил Доналд Уолш - Чего хочет Бог: Ответ на важнейший вопрос. №10

10

Ну, как настроение? Я знаю, что это может быть весьма неприятно, но периодически задумываться над такими вещами просто необходимо. Внушаемые с детства идеи о Боге оказывают глубочайшее влияние, как на наши философские представления, так и на многие практические аспекты жизни.

Может показаться, что последние вопросы, которые мы здесь рассмотрим, сугубо абстрактны.

Однако представления об этих абстракциях влияют на наш конкретный повседневный опыт — и даже формируют его.

Свобода воли

Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди обладали свободной волей. Таким образом, они сами определяют и решают, какая участь их ждёт после смерти — рай или ад. Люди сами выбирают, как им вести себя в каждый момент. Они никоим образом не ограничены в этом выборе.

Людям говорят, что Бог дал нам свободную волю, чтобы мы могли сами сделать выбор в пользу того, чтобы подчиняться Богу, соблюдать Божьи правила и стремиться к воссоединению с Ним в раю. Иными словами, мы можем свободно выбирать путь праведности, и никто нас не принуждает к этому. Бог хочет, чтобы люди вернулись к Нему по собственному выбору. Нас не заставляют это делать.

И ещё, в рамках той же доктрины о свободной воле людям говорят, что они, конечно, могут действовать по собственному выбору, но, если они выберут не то, чего хочет Бог, за это придётся заплатить вечными муками в аду. И в этом никто не видит принуждения. Просто так обстоят дела. Это справедливость на самом высоком уровне. Это Божья справедливость, которая восторжествует после того, как состоится Божий суд. Поэтому очень важно добровольно выбрать именно то, чего хочет Бог.

И вот результат этого учения: человеческие представления о свободе формируются под влиянием того, что подразумевает под словом «свобода» Бог. Люди пришли к выводу, будто свобода — это вовсе не свобода, а способность выбрать действия, ведущие к желаемым последствиям. Это лучше, чем вообще не иметь выбора, и власть имущие научились использовать слово «свобода» для обозначения процесса, посредством которого они вынуждают граждан делать то, что им велено.

Конечно, те не обязаны делать так, как им скажут. Но в случае отказа им придётся заплатить определенную цену. Санкции разнятся от притеснений через налоговые органы до тюремного заключения на пару лет без предъявления обвинения на том основании, что данный человек якобы угрожает безопасности государства. При этом общества, использующие подобные методы, называют себя «свободными».

Большинство людей, за исключением, пожалуй, наиболее упрямых апологетов такого образа действий, признают, что в этом подходе есть определённые противоречия. Они прекрасно понимают, что человек, которому угрожают страшными карами за ослушание, не свободен в своём выборе. Лишь лицемер или глупец может назвать такой выбор «свободным».

Люди давно убедились, что лицемерие, — особенно лицемерие, преследующее «праведные» цели и направленное на торжество «правого» дела, — вполне приемлемо как на небесах, так и на земле. Политическая деятельность в большинстве случаев основывается именно на такой этике. Да и в любых сферах человеческой деятельности — в общении, в деловых отношениях — нередко считается, что цель оправдывает любые средства.

На самом деле многие люди давно уже убедили себя в том, что описанный выше подход вовсе не лицемерен. Это просто вопрос интерпретации происходящего.

И поэтому в наше время у людей отнимают свободу во имя самой Свободы. Миллионы людей охотно соглашаются с политическими заявлениями о том, что для того, чтобы гарантировать людям свободу, необходимо ограничить свободу; и с религиозными учениями, согласно которым мы делаем свободный выбор только в том случае, если ведём себя так, как нам велят, ибо этого хочет Бог.

Страдание

Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди совершенствовались и очищали свою душу через страдания. Страдания — это благо. Они позволяют человеку обрести заслуги в Божьих глазах, — особенно если мы терпим их безропотно или даже предлагаем Богу в качестве «приношения». Страдание является непременным обстоятельством человеческого роста и обучения и — что особенно важно — средством, при помощи которого грехи человека могут быть искуплены в глазах Господних.

Целая религия основана на веровании в то, что один человек умер за грехи всех остальных и своими страданиями спас всех. Говорят, якобы человечество «задолжало» перед Богом в силу своей слабости и греховности, а этот человек расплатился за всех. Согласно данной доктрине, Бог был глубоко оскорблён слабостью и греховностью человечества и для того, чтобы исправить положение, нужно было, чтобы кто-то подвергся страданиям. В противном случае примирения между людьми и Богом быть не могло. Таким образом, страдание было назначено в качестве искупительной платы.

Что же касается случаев, когда страдания человека вызваны теми или иными «естественными» причинами, то нельзя допустить, чтобы они были прерваны смертью, которая наступила бы не «естественным» путём. Страдания животных могут быть милосердно прерваны до наступления «естественной» смерти, а человеческие страдания — нет. Бог и только Бог может решать, когда следует прекратить страдания человека.

И вот результат этого учения: люди в течение длительного времени терпят невероятные страдания ради того, чтобы исполнить Божью волю и не навлечь на себя Божий гнев в загробной жизни. Миллионы людей считают, что даже если человек очень и очень стар и ему приходится испытывать очень и очень сильные страдания, — если, испытывая ужасную боль, он находится на самом пороге смерти, но не умирает, — то этот человек должен до самого конца терпеть то, что сулит ему жизнь.

Есть даже законы, не позволяющие людям самостоятельно прервать собственные страдания, а тем более помогать в этом другим. Как ни ужасна боль, как ни безнадёжно положение человека, страдания должны продолжаться.

Этого хочет Бог.

Мораль

Множеству людей постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы в обществе царила мораль.

И вот результат этого учения: люди на протяжении всей своей истории пытаются определить, что морально, а что нет. Проблема состоит в том, чтобы установить для общества некие неизменные стандарты, несмотря на то что само общество непрестанно изменяется. В поисках этих «золотых стандартов» многие общества обращаются к Богу, Аллаху, Яхве, Иегове или божеству, нареченному каким-то другим именем, и формируют мораль, руководствуясь соответствующими представлениями о том, чего хочет Бог.

Много столетий назад Божьи предпочтения в сфере морали были отмечены непререкаемым ярлыком: «естественное». Дело в том, что первые представления о Божестве созревали в сознании первобытного человека в процессе самых ранних наблюдений природы*. Природа представляет собой нечто большее, чем человек, нечто неподконтрольное ему, нечто, чьи деяния можно только пассивно наблюдать со стороны, надеясь на лучшее.

«Надежда на лучшее» со временем превратилась в то, что мы ныне называем молитвой. С точки зрения первобытных людей, кем бы и чем бы ни было Божество, Оно непосредственно связано с Природой, и Природа является Его непосредственным проявлением. Поэтому люди придумали богов, представляющих Солнце, Луну, звезды, погодные явления, злаки, реки, землю и многое другое. С помощью этих богов люди надеялись контролировать окружающий мир. По меньшей мере, они пытались вступить в общение с силами, которые могли его контролировать.

Итак, люди пришли к выводу, что Бог и природа тесно взаимосвязаны. Отсюда только один шаг к представлениям о том, что все вещи, связанные с божествами, «естественны», а вещи, не связанные с божествами, «неестественны». Когда человеческий язык сформировался, слова «Бог» и «природа» в нем оказались тесно связаны между собой. Определенные условия, обстоятельства и действия стали считаться «естественными» или «неестественными» — в зависимости от того, соответствовали ли они текущим представлениями о том, в чем состоит Божья воля.

Неестественное, в свою очередь, стали считать «аморальным», — поскольку оно не от Бога и не отвечает тому, чего хочет Бог. Таким образом, круг замыкается. То, что не считается «естественным», объявляется «аморальным». Сюда относятся все «неестественные» способности, действия, поведение и даже мысли.

Идея, будто то, чего хочет Бог, естественно, а естественное — морально, не является идеальным мерилом нравственности, — но лучшего морального стандарта человечество не нашло. Именно поэтому человечество так неохотно меняет свои представления о том, чего хочет Бог. С изменением этих представлений приходится изменять золотой стандарт человеческого поведения.

Поведение — это валюта человеческого взаимодействия. Верования о потребностях Бога придают ценность поведенческим моделям, как золото придаёт ценность листкам бумаги, которые мы называем деньгами.

Таким образом, в большинстве человеческих обществ мораль определяется не реальным опытом индивидуума, а общественным определением этого опыта. Так обстоят дела в случае гомосексуальности. Так же обстоят дела со многими другими поведенческими моделями, включая проституцию, добрачный секс, откровенное графическое изображение полового акта, использование пейота, марихуаны и других психоактивных веществ, а также экстатические переживания, не вызванные внешними стимуляторами.

Например, человек утверждает, что пережил опыт экстатического единения с Богом. Если такой опыт не соответствует современным представлениям о «естественном», его признают аморальным и предостерегают этого человека против дальнейшего обращения к подобным переживаниям. Если же он будет снова рассказывать об этом опыте, его проклянут, а в следующий раз покарают.

Были времена, когда за такой опыт нередко наказывали пытками и даже смертью. История человечества знает массу случаев, когда, руководствуясь описанной выше логикой, святых, говоривших о своем экстатическом опыте, подвергали жесточайшим истязаниям.

Эти святые погибли лишь потому, что убившие их были уверены, что этого хочет Бог.

Смерть

Многим людям непрестанно твердили, что Бог хочет, чтобы их прекрасная жизнь в конце концов завершилась. Смерть знаменует окончание периода учёбы и роста и наступление момента, когда человек должен быть наказан или награждён за то, как он прожил свою жизнь.

И вот результат этого учения: многие люди считают, что смерть ужасна и ее нужно бояться. Это Конец Пути, Финальный Занавес, Последний Звонок. Почти все образы, связанные со смертью, несут на себе печать страха, грусти, уныния, — никто не говорит о ней с радостью, воодушевлением и удовольствием. Мрачные образы, связанные со смертью, очень распространены в нашей речи. Состояние, когда у человека совсем нет сил, называют «смертельная усталость». Обиду, которую невозможно простить, — «смертельная обида». Прекрасного духа, который приходит, чтобы забрать вашу душу в мир иной, представляют в виде ужасной старухи с косой.

Большинство людей не хотят даже говорить о смерти, а умирать — тем более. Всем хочется по возможности отложить момент смерти. Люди часто с удивительным отчаянием цепляются за жизнь. Инстинкт выживания — самый сильный из инстинктов. Наша культура признает, что выживание является важнейшей целью человека. Люди не позволяют умереть даже тем, кто хочет этого.

Многие уверены, что после смерти нас ждёт Страшный Суд. Если человек жил неправедно, после смерти он отправится в ад. Бог хочет, чтобы ты таким образом заплатил за все свои грехи.

Человеческий список того, чего хочет Бог, очень велик и включает многие области нашего опыта, о которых мы здесь не говорили. Этот список лежит в основе неисчислимых гражданских законов, культурных традиций, социальных максим и устоявшихся обычаев, затрагивающих все сферы нашей жизни.

Так что же вы думаете о том, что прочли здесь? Если не принимать во внимание некоторые отличия в формулировках и интерпретациях, разве не учили вас, что именно этого хочет Бог?

Если да, то вы не одиноки. Миллионы людей на Земле разделяют ваш опыт.

Миллиарды.

А что, если некоторые очень важные знания людей о Боге

просто не верны?

Это что-то меняет?



* В английском языке слова «естественный» {natural) и «природа» {Nature) — однокоренные. Собственно, и русское слово «естество» означает «природа». — Прим. перев.

Картина дня

наверх