На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Закончился золотой век жизни в США в кредит от всех стран мира. С печатанием зеленых бумажек на своём станочке и поб...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...

О. М. Айванхов "познай Самого Себя" №27

Истина

I

Простота

Просите света, просите возможности правильно понимать и правильно мыслить. Пока вы ещё не видите, насколько важно мыслить в соответствии с правилами Божественного мира. Есть много людей, считающих, что они мыслят правильно, поскольку руководствуются в своём поведении общепринятыми нормами. Но боже мой, в таком случае правыми оказываются абсолютно все, никто не выходит за рамки правил, традиций и хорошего тона, царящих в обществе. Но вот только то, что правильно для людей, совсем не является таковым для Посвящённых. Вот почему всё нужно пересмотреть в соответствии с нормами Посвящённых.

Но мне известно: вы думаете, что выполнить мои просьбы является для вас слишком трудным и сложным. Это не так, поскольку я, напротив, веду вас к простоте. Вы сами запутались в своих сложностях, а потому несчастны. Несчастны только потому, что внутри вас все запутано и сложно. Обретя простоту, вы вновь сможете стать счастливыми.

Никто не понял, что такое простота, её видят лишь как нечто внешнее: простота в одежде, манере поведения, образе жизни; нет, люди ничего не поняли. Простота - это философское отношение, смысл которого заключается в том, чтобы удалиться от материального мира явлений, чтобы подняться до мира принципов. Вот в чём простота - приблизиться к центру, вершине. Тогда как усложнение есть не что иное, как разрозненность, отдаление, уход вниз. Избегая ясности, простоты, единства, люди сталкиваются лицом к лицу со стольким, что теряют ясное видение, им становится непонятно, каким образом всё вокруг организовано по закону подобия. Простота - это умение двигаться к вершине. У людей слишком много сложностей в голове. Я признаю их великий талант, большие знания, но им не хватает единства. Вот почему они не могут найти истину. Истина проста, она - это чистый свет.

Кто усложняет вещи, так это персональность, потому что она видит только неисчислимые грани материальной и физической жизни, а они нескончаемы. В то же время, индивидуальность, дух, принадлежащие миру единства, стремятся к простоте. Вернуться к ней - вот что является их единственным желанием. Персональность всё усложняет. Именно она приносит муки, недоразумения, массу бесполезных действий, метания направо и налево. Полагают, что подобная лихорадочная деятельность может принести счастье; э, нет, это ошибка, и от неё необходимо избавиться. А для этого необходимо найти учителей, внутренне цельных, приходящих из мира единства и способных поведать о нём. Если это сделано, то все сложности тут же кончаются.

Как видите, дорогие мои братья и сёстры, усталости как не бывало, а всё потому, что, говоря с вами, я привожу вас - даже если вы к тому не стремитесь - к единству; единство всегда здесь - живое, бьющее подобно источнику, великодушное, переливающееся через край. Тогда как многообразию, сложности свойственны распыление, ослабление основного потока и утеря какой бы то ни было концентрации. Вот ещё одно доказательство силы единства. Когда у вас в голове теснится слишком много мыслей, когда вы хотите одним махом достичь сразу несколько целей, вас раздирают противоречивые устремления, и силы вас покидают. Но если вам удастся сконцентрироваться на одной идее, на единственном желании, все ваши силы будут направлены на реализацию того, что вы задумали, и тогда в вас проявится фантастическая мощь. Когда страна находится в состоянии войны, то действия её армии окажутся эффективными только в том случае, если все её усилия сосредоточатся в одном месте, а не тогда, когда её будут посылать одновременно на все направления и все фронты, распыляя её силы. Это же настолько просто понять, и является таким очевидным!

И ещё: возьмите лупу и соберите с её помощью солнечные лучи в единый пучок; сделав это, вы сможете поджечь всё, что угодно. Но если лучи будут разрознены, то не произойдёт ровным счетом ничего, даже если держать лупу в подобном положении годами. Концентрация огня, света или мысли, концентрация на одном виде деятельности является мощью, которую никому и никогда не удавалось до конца измерить. Лазер служит примером удивительной силы, которая может получиться в результате концентрации света. Но человек, в действительности, сам устроен подобно лазеру: позвоночник - это рубиновый стержень, а зелёный свет - змея Кундалини, поднимающаяся по спирали. Посвящённый, которому удалось заставить подняться эту змею до макушки, становится способен развить в себе огромную силу; и с помощью этой силы, выходящей из головы, он обретает возможность творить чудеса.

Итак, дорогие мои братья и сёстры, мы продолжим эту тему в следующий раз. Но не забывайте размышлять о простоте, старайтесь стать проще. Люди недооценивают простоту, и вот вам тому доказательство: когда говорят о ком-то, что он простодушен (то есть прост духом), то подразумевают отнюдь не что-то хорошее. Поэтому перевод строки Евангелия: "Блаженны нищие духом..." - не является правильным, как не является верным и другой вариант этой же фразы: "Блаженны простодушные". Никогда нищие духом не войдут в Царствие Божие. На Небе подобным людям нет места, они живут на Земле, куда их посылают учиться.

Севр, 20 апреля 1965 года

II

Единство и многообразие

 

Да, дорогие мои братья и сёстры, я прост, ничего не усложняю, во мне, как в ребёнке, нет притворства. Я предстаю перед вами таким, какой я есть. И именно потому, что я прост, я начинаю походить на истину. Ведь истина проста, в ней нет примесей. Когда удаётся с чем-либо синхронизироваться, начать вибрировать в унисон, то можно уловить силы, волны, идущие от того, с чем или с кем вы вошли в контакт. Да, именно так мне удалось открыть истину в простоте. Только через простоту можно обрести истину. Дети не являются сложными и вычурными созданиями, их сознание деформируется лишь потом: в семье, школе; там их голова забивается ошибочными представлениями, там они теряют свою естественность и утрачивают истину, присущую им изначально от природы.

Как вернуться к простоте? К сожалению, люди не очень-то её любят. Стоит вам показать, что вы человек простой, как вы тут же теряете свой престиж.

Нужно продумать заранее, как делать то или это, чтобы потом пустить пыль в глаза. Если вам это удалось, то тогда - да, вы, действительно, становитесь кем-то, вас, действительно, уважают и ценят; а того, кто прост и естествен, все обходят вниманием - им такой человек неинтересен. Когда девушка естественна, когда она не прибегает к разного рода ухищрениям, чтобы привлечь к себе молодых людей, они пренебрегают ею.

Быть простым - значит иметь лишь одну мысль, лишь одно желание. До тех пор, пока вы будете давать разгуливать в себе самым разным мыслям и устремлениям, которые только и делают, что спорят между собой, внутри вас будет царить беспорядок, а сами вы не будете знать, где находитесь в настоящий момент. Многие приходят ко мне со словами: "Я больше не понимаю, что со мной происходит". Я расшифровываю его слова и говорю себе: "Этот человек погряз в сложностях по самое горло, он захотел объединить в себе слишком много разрозненных вещей и сделал это; почему в нём возникло желание проглотить всё сразу?.." Кто-то идёт в бистро и просит принести ему портвейн, коньяк, виски, а потом выходит оттуда, упившись "до смерти". Нужно было быть простым и выпить чистой воды! А что делают молодые парни и девушки? Им недостаточно поддерживать отношения с одним или одной... Им необходимо переспать с двумя, тремя, десятью, и вот тогда-то всё и усложняется из-за этой смеси. Именно смеси вредят людям больше всего!

Я всегда приводил вам в пример алмаз. Если он настолько чист, то только потому, что прост - в нём нет примесей, ведь он является чистым углеродом.

Добавьте в его структуру хотя бы один элемент, и он перестанет быть алмазом. Ученики, беспрестанно смешивающие внутри себя разного рода мысли и чувства, создают из своего внутреннего мира болото, куда не может пробиться ни один луч света. Если бы они захотели стать проще, иначе говоря - если бы в них возникло желание питаться чистой пищей, иметь чистые помыслы и культивировать в себе чистые чувства, живя под лучами солнца, они стали бы подобны алмазу, то есть - чистым светом. Свет все делает проще. Ученики, стремящиеся всё попробовать, ко всему прикоснуться, всё испытать и узнать, теряют свою ценность алмаза, превращаясь в непрозрачные камни. Истинный ученик должен двигаться лишь в одном направлении, иметь только один идеал, одно желание, одну пищу. Внутри него все просто, то есть - чисто.

Итак, простота является эквивалентом чистоты, но не только: в разных обстоятельствах она также способна становиться искренностью, честностью, целостностью и полнотой; слово "простота" может быть применимо ко всему.

Простота - это качество, которое проявляется в сфере интеллекта, сердца и воли. Что касается интеллекта, то простота - это умение руководствоваться только одной философией - философией света. Когда речь заходит о сердце, то она выражается в желании любить Создателя и стремления слиться с Ним. Что до воли, то здесь она обретает форму единонаправленного и упорядоченного действия. Как видите, всё ясно. В сфере мысли простота как раз и является ясностью. А для человека в целом простота проявляется как мир и гармония.

В среде противоречивых элементов мир исчезает и начинают царить беспорядок, шум и страдание. Даже в семье, если каждый тянет одеяло в свою сторону, то ссорам нет конца, и семья рано или поздно разваливается. Почему в людях стало так много сложности? Всё реже и реже можно встретить крепкие, дружные семьи, настоящую прочную дружбу, потому что, вместо того чтобы двигаться всем вместе к вершинам, идя путём простоты, люди беспрестанно опускаются вниз. А при спуске всё усложняется, различия и противоречия становятся всё более и более значимыми.

Вступая на путь, ведущий кверху, начинаешь замечать, что многообразие фактов и явлений всё более и более стремится к упрощению, чтобы в конце концов свестись к нескольким законам. Если продолжать подниматься, то становится видно: все законы можно преобразовать в несколько принципов, а ещё выше открывается, что всё едино. Вот она простота - число один. Только удаляясь от источника, Создателя, стремясь обнаружить, что же находится на периферии, человек сталкивается со всякого рода сложностями и препятствиями, которые ему нужно преодолевать. Все недоразумения и борьба проистекают оттого, что люди оставили "отчий дом", чтобы пойти и попытать счастья где-то далеко, на периферии.

Всё можно объяснить при помощи простоты (единства, возврата к Первоисточнику) и сложности (многообразия, удаления от Истока). Я всегда стараюсь отыскать причину любого события именно в этом. Все сложности, несчастья и трагедии происходят оттого, что люди в своём незнании удалились от Первоисточника. А любое счастье, процветание, напротив, объясняется тем, что человеку вновь удалось отыскать и встать на путь, ведущий его к первооснове, единству, мировой Душе, Господу, то есть - простоте.

Поскольку у людей нет никаких критериев оценки того, что с ними происходит, то они обращаются за объяснениями к сверхсложным философским трактатам, а ведь всё так просто! Когда вы чувствуете, что внутри вас возникло беспокойство, неприятное чувство, нечто, не вибрирующее в унисон с Первопричиной всего, знайте: вы удаляетесь от Истока, вот и всё. Не ищите других объяснений. А когда наступает внутреннее облегчение, когда вы чувствуете, что становитесь сыном Божиим, знайте - вы приближаетесь к духовному солнцу, и этот путь нужно продолжить. Естественно, как и с погодой, определённые перемены будут происходить всегда: сначала придёт весна, потом - лето, а за ними осень, зима. Но нужно набраться терпения, уметь переносить непогоду; зима пройдёт, за ней вновь наступит весна. Зимы и весны могут длиться несколько часов, несколько дней или несколько лет. Каждый из нас должен пройти через эти состояния, подобные смене времён года. То, что необходимо продолжать делать, не переставая - это двигаться в том же направлении - к единству, иначе спасение для вас станет невозможным, никто не сможет вам помочь. Какого-либо другого приемлемого решения за пределами данной философии вам найти не удастся.

Я говорю вам истину, она ясна и проста, не ищите её где-либо ещё. Оставьте, если хотите, всё, но продолжайте двигаться в единственно верном направлении: к единству, центру Вселенной, Господу - этому ослепительному свету. Сколько времени вам на это понадобится, через что вам необходимо будет пройти, какие жертвы придётся принести, какие бедствия выдержать - всё это не имеет никакого значения, ведь все было предусмотрено и определено заранее, это долги, с которыми нужно расплатиться, карма. И, проходя через все обстоятельства своей жизни, нужно придерживаться того же направления - простоты, единства, истины. До тех пор пока вы будете искать решение своих проблем в другом, страдания не прекратятся и вы по-прежнему будете сталкиваться со сложностями.

Сегодня в нескольких словах я сделал для вас краткое обобщение учений всех священных книг; это квинтэссенция мудрости, религии, истины. Всё просто; что бы вам хотелось ещё? К сожалению, люди не любят простоты, они не верят в эффективность того, что не является сложным. Им необходимо услышать совершенно невероятные вещи: "Попробуйте раздобыть клык бешеного волка; потом найдите голубую ласточку, у которой необходимо взять сердце, и некую рыбу зелёного цвета, от которой вам нужна печень... Истолките все это в ступке и т. д., и т. п. Используя полученный порошок, вы сможете открыть любые двери, любые сейфы..." Вот во что, оказывается, верят люди! И после этого вы полагаете, что им нравятся простые вещи! Я, например, очень много разговаривал с врачами о том, насколько эффективной оказывается горячая кипячёная вода при лечении многих болезней, на что они мне отвечали: "Нам известно, что это эффективное средство, но если мы начнём прописывать его нашим пациентам, то вся наша лавочка закроется". Да, ведь вскипятить воду не составляет особого труда и не стоит никаких денег, поэтому её не ценят. Человеческая природа обладает странной особенностью: люди доверяют лишь сложным лекарствам да ещё разного рода аппаратам (зачастую ненужным) - только бы произвести на других впечатление.

Простота, сложность; приближение, удаление... Чем ближе вы к источнику, тем всё становится проще. Вы удаляетесь от него, и все усложняется" сначала - в ваших мыслях, потом - чувствах, поступках; именно так ваша жизнь и становится сложной, запутанной, вы более не можете найти себя. Если не верите мне, то можете сами убедиться в правдивости моих слов, обратившись за разъяснениями к книгам или любому Посвящённому: они скажут вам то же самое. Истину обнаружить несложно. Я хотел стать простым, и в этой простоте мне открылась истина, потому что она тоже проста. Люди постоянно ждут чего-то потрясающего; э, нет, тут они ошибаются; на самом деле единственное, что нужно сделать - это вернуться к числу 1.

Простота является числом 1. Даже если мы возьмем 2, то уже на этом уровне начинается усложнение, поскольку 2 - это разделение, поляризация, противоречие, а значит - война. Затем идут 3, 4, 5, 6; деление может продолжаться до бесконечности, являющейся n-ой степенью усложнённости. В математике существует формула: еди- ница, делённая на бесконечность, стремится к нулю. Интерпретируемое с символической точки зрения данное выражение означает, что человек, захотевший удалиться от центра, так растратился и рассеялся в усложнениях периферии, что от него практически ничего не осталось; он мёртв, похоронен, уничтожен... ноль. Когда единицу делят на бесконечность, то находят в результате смерть. Жизнь находится в числе 1, следовательно, необходимо каждый день работать, чтобы приблизиться к единице, которая есть Сам Господь. Когда Иисус говорил: "Отец Мой и Я - одно",- Он тем самым свидетельствовал, что осуществил в себе эту великую истину - простоту. Он захотел раствориться в Отце, чтобы стать с Ним Единым. Все, кто не проникся философией Иисуса, усложняют своё существование. Запомните эти слова, если вы поймёте меня, ваша жизнь потечет по другому руслу, примет другой оборот, в ней проявится новый свет, новые краски, новый смысл - смысл жизни.

Веками пророки Ветхого Завета без устали повторяли еврейскому народу: "Шема Израиль, Адо-кай Элохей-ну, Адонай Эхад: Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь, Един". Но Израиль не понял этих слов, занимаясь поиском других божеств: вавилонских, ассирийских, финикийских - Ваала, Велиара, Астарты... Какая борьба между единством и многообразием!

Зажгите огонь: он поднимается, стремится к единству. Тогда как вода, предоставленная сама себе, растекается, стремясь к многообразию. Вот почему огонь (как и воздух) был выбран символом духа, а вода (наравне с Землёй) - символом материи. Воздух и огонь понимают друг друга, они всегда стремятся кверху. Воздух и огонь - это два брата, тогда как вода и земля - две нежно любящие друг друга сестры: вода всегда пропитывает собою землю.

Некоторые скажут: "Но сама жизнь толкает нас на то, чтобы быть сложными! Мы оказываемся в условиях, когда нам становятся нужны самые разные вещи, а это заставляет нас бороться, сражаться..." Но кто создал подобную жизнь? Люди, и люди непросвещённые. Если пример показан мудрецами и Посвящёнными, то жизнь идёт совсем в другом направлении.

Сегодня я скажу ещё несколько слов по поводу простоты и сложности, продолжив вчерашнюю тему. Вы уже поняли, что истинная простота - это число один, Божество. Чтобы его достичь, необходимо подняться на вершину, или, если мы прибегнем к другому образу, перейти от периферии к центру. Сейчас мне хотелось бы поподробнее остановиться на том, что с философской точки зрения представляет собой феномен выхода из центра, являющийся не чем иным, как творением, манифестацией, материализацией. Тот, кому удалось понять этот двойной процесс - выход из центра и возвращение к нему - обладает ключом к Знанию.

Возвращение к Источнику единству, слияние с Отцом Небесным - вот цель всех религий. Это то, что для всех живых существ называют обретением своего первоначального состояния целостности. Любая религия стремится к тому, чтобы человек смог обрести то, что было свойственно ему изначально: уравновешенность, мир, радость, экстаз и свет, которыми он наслаждался, пребывая в лоне Всевышнего. Проблема сотворения мира беспокоит религию не слишком-то сильно. Моисей, например, в своих писаниях отвёл всего лишь одну страницу рассказу о том, как Бог создал мир. Конечно же, философы, теологи, великие Посвящённые занимаются этими проблемами, но в целом считается, что просвещать людей по этому поводу не так уж необходимо, что куда полезнее давать им практические советы, методы, упражнения, чтобы помочь им вернуться к центру.

Творение подразумевает материализацию, а поскольку люди и так уже достаточно хорошо материализовались, то заниматься и дальше с ними материализацией означало бы полную гибель. Поэтому эту проблему необходимо оставить в стороне до того дня, когда в людях будет достаточно света, уравновешенности, а сами они в своих чувствах станут руководствоваться принципами морали. Итак, уход и возвращение... инволюция и эволюция... Вы, конечно, знаете притчу о блудном сыне, ушедшем из отчего дома в мир на поиски приключений и вернувшемся к своему отцу бедным, больным и голодным. Все великие книги содержат в себе рассказы, образы, отражающие этот двунаправленный процесс.

Когда алхимики говорят о "solve" и "coagula" (растворяю и сгущаю), то это ещё один способ выразить словесно данную проблему. Даже природа говорит нам об этих двух феноменах. Вы смотрите на голубое небо, которое так прозрачно и спокойно.

Через некоторое время появляется дымка: это конденсируются испарения воды, в результате чего образуются облака. Некоторое время спустя всё исчезает, и кажется, что облака рассеялись. Эти два явления происходят во Вселенной повсюду; они как бы приглашают ученика остановить на них своё внимание, задуматься и понять, что такое появление и исчезновение, рождение и смерть, возникновение и возврат к небытию.

Теперь если вы спросите, почему и как Господь создал мир, никто не сможет ответить, ведь это самая великая тайна. Существовало ли пространство до возникновения Вселенной, заполнял ли его Собою Господь? Чем Он был в действительности? Никто этого не знает. В Ведах вообще написано, что боги пришли в мир уже после того, как он был создан.

Но если вы хотите узнать моё мнение по этому поводу, то скажу вам, что, на мой взгляд, Господь создал мир, поскольку Ему было скучно. Он был Один, а, как вы сами понимаете, жить одному - это непросто. Вот тогда Он и создал человека, чтобы Ему было на что смотреть. К тому же, лучшие спектакли играют для Него именно люди. Когда Господь сверху наблюдает за ними, Он смеётся, смеётся, буквально корчится от смеха! Хорошее объяснение, не правда ли? Но послушайте, я прочёл столько невероятных гипотез по поводу того, как был создан мир, что решил в свою очередь что-нибудь придумать. А можно ли придумать более правдоподобную причину, чем то, что Господь скучал?

Почему Бог создал мир? Может быть" чтобы пострадать за людей. Ведь если все создания Вселенной _ и даже сам дьявол - повинуются Ему, только творят, что хотят. Вместе с тем, в Книге Бытия написано, что Господь раскаялся, создав человека, то есть человек не есть нечто уж настолько замечательное!.. Вот тут-то мы и попали в затруднение!

Ничто вначале не существовало за пределами Бога. Он был всем. Он был Один. Когда мир был сотворён, появилось разделение, поляризация. Потому что каждое проявление - это поляризация, разделение на позитивное и негативное, свет и тьму, добро и зло, тонкое и грубое. Изначально всё не было ни добром, ни злом, а лишь наброском, зародышем добра и зла, которые проявлялись, по мере того как уплотнялась материя, хотя потенциально уже присутствовали во всём. Каббала объясняет творение мира через эманации. Бог выделил из себя субстанцию, квинтэссенцию; о ней невозможно сказать, что она - материя, а только лишь то, что она напоминает материю. Ею была Сефира Кетер, то есть свет - тот свет, про который Моисей написал, что Бог из всего существующего его создал первым, произнеся слова: "Да будет свет". Этим светом была Сефира Кетер. Это излучение, эманация Господа, этот свет имеет настолько тонкую природу, что его нельзя сравнивать с видимым физическим светом, который при сопоставлении оказывается таким плотным, грубым, материальным. Во французском языке существует лишь одно слово, обозначающее свет. В болгарском их два: "светлина" - физический свет и "видели-на" - внутренний, мистический, духовный свет, которым обладают Посвящённые. Это слово соответствует древнееврейскому понятию Зогар, являющемуся одновременно названием одной из основных книг каббалистической традиции.

Сказано: "В начале было..." Но само слово "начало" тоже не очень ясно, поскольку куда можно поместить начало, если время ещё не существовало? Для нас время определяется движением Солнца, Луны и звёзд, которые были созданы лишь в четвёртый день творения... Опять же и тут, о каком "дне" может идти речь? Дня не существует без движения Земли вокруг Солнца, а ведь Солнце ещё не было создано! А когда говорится: "Был вечер, было утро: день первый... И был вечер, и было утро: день второй",- что было этим днём? Ведь в промежутке между вечером и утром существует не день, а ночь! Итак, видите, теперь мы оказались в затруднении, тогда как до этого всё было просто и ясно: чтобы найти единство, нужно было просто двигаться к центру.

Теперь, когда мы ушли от простоты, перед нами открылось безграничное количество путей" потому что из центра исходит множество лучей, уходящих в бесконечность. В круге 360 градусов, а это значит, что достичь одну из точек окружности, двигаясь из центра, можно по-разному. Чтобы проделать обратное, то есть из точки, находящейся на периферии" добраться до центра, необходимо идти лишь в одном направлении; способов выйти из центра существует много: можно двигаться налево, направо, вперёд, назад... даже вверх, вниз. Всего получается шесть направлений и 360 градусов; таким образом, количество лучей бесконечно.

Выйдя из центра, первый свет образовал Офиру Кетер, имя которой означает "корона". В том сии" жили Серафимы - первые существа, вышедшие из лона Всевышнего. Подобно Господу, Кетер, обладая полнотой и богатством, породила вторую Сефиру - Хохма. Хохма имеет более плотную, более материальную структуру, нежели Кетер, но и она является законченным миром с собственной организацией, только ему присущими существами, силами, характерными цветами, своей музыкой. Хохма, в свою очередь, выделила из себя Сефиру Вина. Но дальше, за Виной, все строится по-другому. Вина - это граница, с неё началась стабилизация систем, образующих основу, каркас Вселенной. Вина породила Хесед, Хесед - Гебура, Гебура - Тиферет, Тиферет - Нецах, Нецах - Ход, Ход - Иезод, и, наконец, из Иезод появилась сефира Малхут - тот мир, где находится Земля и где царит наибольшая плотность, непрозрачность и сила тяжести. Вот каким образом создалась Вселенная. Каждая Сефира - это мир, каждый из этих миров обладает своей, свойственной только для него субстанцией, организацией и плотностью; самой большой степенью материализации является физический план, на котором мы и существуем. Чтобы обрести утончённость, свет, великолепие, присущие высшему миру, нам вновь необходимо пройти путь эволюции.

Почему мы вышли из первозданного великолепия, чтобы прийти к такой степени материализации? Зачем это было нужно Господу? Ведь Он мог не творить мира или сделать его другим. Почему Бог создал человека таким, каков он есть, зная, что тот собьётся с истинного пути, чтобы в конце концов вернуться к Первоисточнику? Всё это - тайна. Постичь её сложно, и для этого нужно подняться очень высоко. Здесь, на Земле, понимание невозможно. Кто-нибудь, допустим, спросит у вас, почему существует зло. Вы ответите ему, что оно в чистом виде не существует, что его бытие зависит от Источника, Создателя. Но Господь не может сотворить ничего плохого, поскольку Он совершен!.. Так попробуйте же, решите эту проблему! Точно так же Ад и Дьявол не могут существовать сами по себе. Поскольку Любая жизнь даётся Господом, жизнь Дьявола тоже идёт от Него. Именно Бог поддерживает и питает её, и если бы Ему захотелось отнять у Дьявола жизнь, тот бы исчез. Как же тогда понять, что Дьявола всегда представляют как врага Господа? Вот те проблемы, над которыми я размышлял; многое из того, что с ними связано, я уже объяснил вам. Но сегодня мы попали в затруднение, и дальнейшие объяснения будут лишними, иначе всё запутается окончательно!

Когда человек, удаляется от центра и двигается к периферии, он становится неспособен понимать проявления Господа. На периферии света нет. Чем дальше удаляешься, тем больше наступает мрак, а в темноте понимание невозможно. Вот почему люди без конца ругаются друг с другом, отстаивая собственные теории, которые на поверку оказываются ничуть не лучше, чем те, что у соседа: ведь и сосед, и сами они находятся на периферии. Чтобы понять, необходимо вернуться к центру, к Госиоду. Именно поэтому все религии учат человека, что необходимо стремиться к Богу, думать о Нём и Его любить. Так постепенно и возникает свет: человек вновь встаёт на путь, ведущий его к Первоисточнику, и если он следует этому пути, то каждая сефира наделяет его своим качеством: Иезод - чистотой; Ход - разумом; Нецах - красотой; Тиферет - светом; Гебура - силой; Хесед - великодушием; Бина - стабильностью; Хохма - мудростью и Кетер - всемогуществом.

Примечательно, но каждый раз, когда у меня появляется возможность увидеть произведения искусства, появившиеся за последнее время, мне приходится констатировать тенденцию к отдалению. В музыке, танце, живописи, скульптуре, архитектуре, поэзии все стремятся найти что-то новое, но никто не замечает, что в поисках этого нового они всё более и более отдаляются от истинной красоты. Поэтому-то искусство и стало чем-то крайне странным. В стремлении к новому нет ничего противоестественного, наоборот, но почему его необходимо искать постоянно внизу, всё более и более удаляясь от Источника всего сущего? Художники не просвещены светом знания Посвящённых. Для того, чтобы хотя бы просто увидеть тенденцию к отдалению, как её увидел я, необходимо обладать глубокими научными и философскими познаниями. Без них человек отдаёт себя во власть инстинктов и импульсов, толкающих его к порождению и творчеству. Конечно, вне зависимости от выбранного направления - хорошего или плохого - люди могут творить. Удаляясь от Источника, духовного Солнца, они найдут новые аспекты и формы, которые будут варьироваться до бесконечности. Эти формы, в свою очередь, ещё более будут способствовать удалению от центра всех тех, кто их созерцает.

В наши дни повсеместно: в музыке, живописи, литературе - мы замечаем тенденцию к удалению. Даже в человеческих отношениях, даже в манере любить друг друга. Замечательно стать создателем музыки, картин, фильмов... или детей. Но при этом необходимо спрашивать себя о ценности того, что делаешь, иначе на свет можно произвести лишь монстров. Вы выносили внутри себя и породили нечто - прекрасно. Но что это даёт?.. К чему ведёт? Об этом не думают.

Люди объясняют вам, что им необходимо дать выйти наружу тому, что составляет часть их самих. Да, всем существам необходимо делать это тем или иным способом, но вот нужно ли демонстрировать всё, что вышло? Два или три раза в день каждому из нас нужно дать выйти наружу какой-то части нас самих, но её же не кладут на поднос, чтобы она благоухала на всю округу... Однако в области искусства, литературы и философии некоторые художники именно так и поступают. Вниманию зрителей они предлагают свои экскременты, и люди должны вдыхать их запах, глотать их. Вы скажете: "Ну, это преувеличение!" Э, нет, отнюдь! Когда художники начнут обучаться в Посвященческих школах и там им покажут, каковы истинные пути творчества, только тогда они станут способны подарить миру произведения, которые отразят Небо, послужат источником вдохновения для людей и расширят их души. Тогда как ныне, какое вдохновение можно испытать, созерцая подобные ужасы?

В прошлом многие художники были учениками Посвященческих школ, где им открывали, как подниматься в высшие области, чтобы там улавливат формы, цвета, созвучия. Они медитировали, занимались созерцанием и за счёт этого достигали Небесного вдохновения. Когда им удавалось выразить его в своих произведениях конкретно, это оказывало сильное воздействие на людей, подталкивая их выбрать путь к вершинам. Вот почему творения этих художников по-прежнему вызывают отклик в нашей душе, несмотря на то, что прошли века. В наши дни художники заканчивают академии, получают разного рода дипломы, но ни один из Посвященческих законов им неизвестен. Они развивают перед вами всяческие теории, пытаясь объяснить, что их абстрактное искусство содержит в себе философию, мысль, которую толпа понять не способна. Но зачем копаться в самых неэстетических абстракциях? Абстрактные принципы предназначены для Посвящённых, а не для глупцов. Между тем, в наше время какой угодно невежа может показать вам свою "абстрактную картину": вы смотрите, поворачиваете е в разные стороны... Что можно в ней увидеть и понять? Ничего, одна лишь глупость и абсурд. Сами художники не знают, что такое искусство, какова его миссия, его роль. А ведь всё просто, об этом можно сказать в двух словах. Миссия искусства состоит в том, чтобы люди повернулись к Небу, Источнику всего сущего.

Теперь мне хотелось бы добавить еще несколько слов о простоте. С одной стороны, чем глубже опускаешься в материю, тем больше изменчивость и усложнение форм; с другой стороны, хорошо видно сходство между индивидуальностями, принадлежащими одному и тому же роду. Возьмите для примеpa хотя бы листья всех деревьев: какие они все разные... А вот листья одного дерева между собой очень похожи. Также и с рыбами, насекомыми и т. п. Какое многообразие форм! Но можете ли вы отличить одну муху от другой? А теперь сравните лица людей, ведущих великую духовную жизнь: какое многообразие и богатство выражений! А теперь посмотрите на грубых, крайне примитивных людей, в которых нет никакой внутренней жизни - один похож на другого. Таким образом, с одной стороны - упрощение, а с другой стороны - дифференциация. Чем выше поднимаешься к Небу, тем становишься проще, и чем больше опускаешься в среду низших существ, тем больше умножаются формы, но тем больше теряется экспрессивность и свет. Это крайне важно, но люди даже не заметили, что всё именно так и происходит.

Чем выше человек поднимается, тем он становится проще. Но это только так говорят. Становиться проще вовсе не означает превращаться в идиота, жалкое, отверженное, ничего неимеющее создание. Нет, становясь проще, вы приближаетесь к Божеству. Избегая сложностей, вы можете по-настоящему проявить себя в свете, любви, могуществе. Если пребывать в сложности, эти возможности уменьшаются, хотя, естественно, появляются другие: страдать, кричать, плакать, становиться злым, все разбивать вдребезги... Да, великие возможности появляются и тут!!!

Данте, обладавший знаниями эзотерической философии, описывает Ад как перевернутый конус. Чем больше была вина человека, тем ниже он должен был уйти в глубины конуса, чтобы там npeтеpпеть ограничения. И это действительно так: чем глубже вы опускаетесь в материю, тем больше вы раздавлены, ограничены, несчастны. Тогда как двигаясь наверх, поднимаясь к источнику, вы становитесь проще, растёт ваша способность видеть, творить, перемещаться и выражать себя.

Когда я говорю о спуске в материю, меня нужно правильно понимать. Мы все опустились в материю, поскольку воплотились. И я тоже. Мне было очень хорошо там, наверху, но я все же спустился сюда и сделал это по собственной воле. Когда я был молод, Учитель Петр Дынов открыл мне, что в присутствии Двадцати Четырёх Старцев, Владык Кармы, я подписал контракт, согласно которому должен был прийти и совершить на Земле определённую работу. Вы полагаете, что этот спуск был приятным? Мне тоже пришлось испытать на себе ужасы материи. Материя, которую мы видим вокруг себя, ограничивает нас, заточает в тюрьму, мешает полноценно видеть, понимать и слышать. Да, но всё это для того, чтобы заставить нас проделать над нею особую работу, а не для того, чтобы пускаться в опасные опыты, все более и более удаляющие нас от Божественного мира.

Вы чувствуете себя связанным, порабощённым, ощущаете на себе груз ограничений и тогда спрашиваете у себя: "Куда я влип?.. Как мне из этого выйти?" Единственно возможный ответ - вернитесь на путь, ведущий наверх, не ждите, когда уже ничего нельзя будет сделать. Представьте себе кого-нибудь, барахтающегося в растворе цемента. Естественно, пока раствор не застыл, человек ещё может вытащить из него ноги, но если его мысли витают где-то в другом месте, а сам он забавляется, то цемент застывает, и из него уже не выбраться. Он превращается в камень, и теперь его приходится разбивать, рискуя пораниться. Да, именно так. Под действием времени все превращается в нечто жесткое и отвердевшее. Если вы не поторопитесь и не выйдете из некоторых состояний, то вскоре просто не сможете унести ноги. Я здесь для того, чтобы сказать вам эти истины. Люди хотят всё исследовать, все попробовать, потому что так поступают другие, и они удаляются, удаляются... и зачастую там, где они надеялись испытать радость, счастье, получить много удовольствий, они обретают лишь оковы и порабощение.

Я не претендую на то, что исчерпывающе вам объяснил тему простоты и сложности. В моём изложении всегда можно найти места, которые можно дополнить; однако я чувствую и вижу, что понемногу свет начинает увеличиваться в вас. Земля - это школа, куда мы попали по многим причинам, в основном - чтобы избавиться от долгов, наделанных в предыдущих воплощениях, понять ситуацию, в которой мы оказались ныне, и, наконец, открыть в себе, разбудить и развить некоторые качества, которые были заложены в нас изначально. Вот в чём, дорогие мои братья и сестры, заключается смысл жизни.

Большая часть людей, не знающих ни причину своего воплощения на Земле, ни то, что им нужно здесь делать, удовлетворяются лишь тем, что едят, пьют, спят, развлекаются, ссорятся, затем уходят в мир иной, и когда снова приходят на Землю, то начинают делать те же самые глупости. Тогда как тот, кто просвещён, знает: он должен прежде всего освободиться от оков своей кармы и начать работать над самосовершенство- ванием. Затем он стремится понять, почему он живёт в такой-то стране, в такой-то семье, что от него требуется, а также осознать, почему он был послан на Землю. Наконец, он старается развить в себе зачатки положительных качеств и добродетелей, изначально заложенных в него Создателем. Вот почему существование Посвящен- ческой школы настолько необходимо. Нет ничего более ценного, чем знания, которые она даёт ученику, проливая для него свет на следующие три вопроса: откуда он пришёл, почему пришёл и куда идёт.

Итак, вот то немногое, что я хотел сегодня рассказать вам о сотворении мира и спуске человека в материю. Когда, окончив Свою работу, Бог вберёт в Себя всю Вселенную, тогда весь мир исчезнет, наступит отдых, называемый индусами "Пралайя" и длящийся миллионы лет. Затем Он снова породит из Себя Вселенную. Бог дышит, и когда происходит выдох, мир появляется, а когда вдох - он исчезает. И поскольку мы созданы по Его образу, то мы тоже дышим: вдыхаем и выдыхаем. Только вот испустив последний вздох, мы становимся совсем непохожими на Господа!

Пока же медитируйте на простоту. Уйдите от сложности, в которую люди погрузились с головой и которая приносит им только войны и нищету.

Блаженны сделавшие свою жизнь проще - в свете и чистоте, потому что, работая здесь, на Земле, они живут уже на Небе.

Бонфен, 19 июля 1967 года

Картина дня

наверх