На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Т
    КУДА НАРКО КОНТРОЛЬ СМОТРИТ???К СЛАВЯНАМ МИРА В...
  • Nikolay Orlenko
    Проходите по ссылке и читайте... Там и откровения Посланников, явленных здесь и сейчас народу славянскому, пророчеств...ДА БУДЕТ СВЕТ!
  • Nikolay Orlenko
    https://poembook.ru/poem/3169981-pastyr-edinyj-+-velikaya-pesn-orfeya-*-gimn-vechnostiДА БУДЕТ СВЕТ!

Абхидхармакоша.

К этим веществам и прибег бог, вознамерившись наладить отток влаги из брюшной полости в жилы. Он соткал из воздуха и огня особое плетение, похожее на рыболовную вершу и у входов имевшее две вставленные воронки, одна из которых в свой черед разделялась на два рукава; от этих воронок он протянул кругом во все стороны подобия канатиков, доведенные до самых краев плетения; при этом всю внутренность верши он составил из огня, а воронки и оболочку – из воздушных частиц.

Затем он взял свое изделие и снабдил им то существо, что было им изваяно, а действовал при этом вот как: отверстия воронок он утвердил во рту, поскольку же их было две, то одну из них он вывел через дыхательные пути в легкие, а другую – мимо дыхательных путей в брюшную полость; при этом первую он рассек на две части, проведя к обеим общий проход через отверстия носа, так что, если проход через рот оказывается закрытым, приток воздуха восполняется по другому проходу. Далее, всю оболочку верши он прикрепил вокруг полости тела и устроил так, чтобы все это попеременно то втекало в воронки – притом мягко, ибо последние состоят из воздуха, – то вытекало из воронок, при этом плетение утопало бы в глубине тела, которое пористо, а затем сызнова выходило наружу, между тем как огнистые лучи, заключенные в теле, следовали бы за движением воздуха в том и другом направлении.

Все это должно непрестанно продолжаться, пока не распадутся жизненные связи смертного существа; и мы беремся утверждать, что именно это учредитель имен нарек вдыханием и выдыханием. Благодаря всей этой череде действий и состояний орошаемое и охлаждаемое тело наше получает питание и жизнь, ибо всякий раз, как дыхание совершает свой путь внутрь и наружу, сопряженный с ним внутренний огонь следует за ним, вновь и вновь проходит через брюшную полость, охватывает находящиеся там еду и питье, разрушает их, разнимая на малые доли, затем гонит по тем порам, сквозь которые проходит сам, направляя их в жилы, как воду из родника направляют в протоки, и таким образом понуждает струиться через тело, словно по водоносному рву, струи, текущие по жилам.

Но рассмотрим еще раз причины, по которым устройство дыхания возникло именно таким, каким остается поныне. Дело обстоит следующим образом. Поскольку не существует пустоты, куда могло бы устремиться движущееся тело, а выдыхаемый нами воздух движется наружу, для всякого должно быть ясно, что идет он отнюдь не в пустоту, но выталкивает со своего места соседний воздух; тот в свою очередь гонит с места воздух, который окажется рядом, а тот передает толчок дальше, так что весь окружающий воздух оказывается перемещенным в то место, откуда вышло дыхание, а войдя туда и наполнив эту полость, воздух следует по тому же пути. Все это происходит одновременно, как поворот колеса, ведь пустоты не существует. Поэтому пространство груди и легких, откуда вышло дыхание, снова наполняется обступившим тело воздухом, который погружается в поры плоти и совершает свой круговорот; когда же этот воздух обращается вспять и идет сквозь тело наружу, он в свою очередь становится виновником кругового толчка, загоняющего дыхание в проходы рта и ноздрей.

Следует предположить, что начало всего этого имеет вот какую причину: всякое живое существо обладает очень большим внутренним теплом в крови и в жилах, являющих собою как бы источник телесного огня; именно его мы уподобляли плетению нашей верши, когда говорили, что внутренняя ее часть соткана целиком из огня, в то время как внешние части – из воздуха. Между тем должно признать, что все горячее от природы стремится наружу, в соответствующее ему по природе место; поскольку же у него есть лишь два выхода, один из которых ведет наружу сквозь тело, а другой через рот и ноздри, то стоит горячему устремиться в какой-либо один выход, как оно круговым толчком гонит воздух в другой, причем вдавленный [воздух] попадает в огонь и разогревается, а вышедший – охлаждается. И вот когда соотношение теплоты изменится и [воздух] станет более горячим у другого выхода, он в свою очередь сильнее устремится туда, куда повлечет его природа, а круговой толчок погонит [воздух] к противоположному выходу. Бесконечная череда этих действий и противодействий образует круговорот, направленный то туда, то сюда, который и дал начало входу и выходу.

Здесь же следует искать объяснение тому, что происходит, когда ставят банки, а равно и при глотании или при метании предметов несутся ли они высоко над землей или по ее поверхности. Сюда относятся также звуки, которые в зависимости от своей быстроты или медленности представляются высокими или низкими, причем иногда они несозвучны между собой, ибо производимое ими в нас движение лишено подобия, иногда же, напротив, дают созвучие благодаря согласованности движения. Все дело в том, что, когда более медленные звуки настигают движения более быстрых, ранее дошедших до нашего слуха, те оказываются уже обессилевшими, а их движения – подобными движениям, которые вносят при своем запоздалом прибытии более медленные звуки; таким образом, последние не становятся причиной разлада, но вместо этого начало медленного и конец быстрого движения уподобляются друг другу, и так возникает единое состояние, в котором высокое и низкое звучания смешаны. При этом неразумные получают удовольствие, а разумные – светлую радость от того, что и смертные движения через подражание причастны божественной гармонии.

Подобным образом следует объяснять также все, что случается при струении вод и падении молний, а равно и пресловутое притяжение, будто бы исходящее от янтарей и гераклейских камней. На деле ничто не обладает притяжением, но по причине отсутствия пустоты все вещи передают друг другу круговой толчок, то разделяясь при этом, то сплачиваясь и постоянно меняясь местами; в переплетениях всех этих состояний истинному исследователю природы и откроются причины всего чудесного.


Ведь и дыхание, с которого у нас началась речь, совершается, как уже было сказано, таким же образом и в силу тех же причин: огонь рассекает пищу, следует за дыханием внутрь тела; при этом своем следовании он наполняет жилы, черпая для этого из брюшной полости вещества, им же разложенные, и таким образом у любого живого существа происходит обильное орошение питательной влагой. Поскольку же эти вещества только что претерпели рассечение и притом сродны нам, ибо взяты от плодов и зелени, произращенных богом нам в пищу, они принимают от перемешивания всевозможные цвета, но безусловно преобладающим оказывается красный цвет, обязанный своим возникновением секущему действию огня, запечатленному и на жидкости. Отсюда цвет струящейся по телу влаги таков, как мы только что сказали, а влагу эту мы зовем кровью, и от нее плоть и все тело получают свое пропитание, причем всякая истощившаяся часть восполняет свою убыль из орошенных частей. Способ, которым осуществляет себя это восполнение и опустошение, соответствует общему движению во Вселенной, где все движется по направлению к тому, что ему родственно. В самом деле, вещества, окружающие наше тело, непрестанно разлагают его и распределяют разложившееся таким образом, что каждая частица отходит к родственному виду; с другой стороны, составные части крови, которые претерпели в нашем нутре дробление и теперь замкнуты в теле любого существа как в своем собственном небе, принуждены подражать вселенскому движению: каждая отделившаяся внутри тела частица устремляется к тому, что ей сродно, и заново восполняет образовавшуюся пустоту.

Если отток частиц превышает приток, любое существо хиреет, в противном случае оно набирает силы. Соответственно когда строение всего существа еще юно и треугольники составляющих его родов новенькие, словно только из мастерской, связь членов обнаруживает большую прочность, в то время как все тело в целом нежное, ведь оно недавно родилось из мозга и было вскормлено молоком. Когда это тело принимает в себя входящие извне треугольники, из которых состоят еда и питье, то его собственные треугольники оказываются свежее и сильнее появившихся, а потому одолевают и рассекают их, благодаря чему живое существо увеличивается от изобилия частиц, подобных его собственным. Hо стоит корням треугольников расслабиться от нескончаемой и многолетней борьбы с неисчислимыми противникам, как тело уже не способно рассекать треугольники пищи, доводя их до подобия своим собственным; напротив, последние сами легко дробятся под напором пришлых. Тогда всякое живое существо, изнемогши, впадает в то состояние, которое мы именуем старостью. В конце концов и те узы, что связуют треугольники мозга, не справляются с напором, размыкаются и в свою очередь дают распуститься узам души, которая обретает свою природную свободу и отлетает с радостью, ибо все противное природе тягостно, а все происходящее сообразно с природой приятно. Значит, и смерть тягостна и насильственна лишь тогда, когда приходит от недугов и ран, когда же она в согласии с природой замыкает течение старости, это самая безболезненная из всех смертей, которая совершается скорее с удовольствием, нежели с мукой.

Что касается недугов, то их происхождение, пожалуй, ясно каждому. Поскольку тело наше сплотилось из четырех родов – земли, огня, воды и воздуха, стоит одному из них оказаться в избытке или в недостатке или перейти со своего места на чужое, стоит какой-либо части (вспомнив, что как огонь, так и прочие роды являют не одну разновидность) воспринять в себя не то, что нужно, тут же, как и в случае других подобных нарушений, возникают смуты и недуги; от этих несообразных с природой событий и перемещений прохладные части тела разгорячаются, сухие – набухают влагой, легкие – тяжелеют и вообще все тело претерпевает всяческие изменения. Лишь тогда, утверждаем мы, может что-либо сохранить самотождественность и оставаться целым и невредимым, когда тождественное приближается к тождественному и удаляется от него тождественно, единообразно и в должном соотношении; но все, что нарушает это своим притоком или оттоком, становится причиной неисчислимых и многообразных перемен, недугов и пагуб.

Однако в природе есть и другие соединения; с ними связан второй разряд недугов, и для нашей любознательности находится и другое объяснение болезней. Правда, поскольку мозг, кости, мышцы и сухожилия построены из вышеупомянутых [родов] (да и кровь родилась из них же, хотя и иным способом), недуги поражают все это большей частью именно так, как мы раньше сказали, однако самые тяжелые из них становятся особо опасными вот по какой причине: стоит образованию этих частей принять обратный ход, и они обречены на распад, ведь при естественном порядке вещей мышцы и сухожилия возникают из крови (причем сухожилия возникают из сродных им кровяных волокон, а плоть – из сгустков той крови, которая не имеет волокон); далее, от сухожилий и плоти в свою очередь отделяется клейкое и жирное вещество, которое приклеивает плоть к кости и одновременно способствует росту последней, заключающей в себе мозг, между тем как чистейшая его часть, составленная из самых гладких и скользких треугольников, просачивается сквозь плотную костяную толщу, по капле льется из кости и орошает мозг; когда рождение каждого из этих веществ происходит в таком порядке, следствием, как правило, бывает здоровье, но извращение порядка порождает недуги.

Так, стоит плоти снова растечься и выпустить жижу обратно в жилы, как последние оказываются переполнены как воздухом, так и самой разнообразной кровью, различного цвета и степени горечи, а также остроты и солености, несущей в себе множество видов желчи, сыворотки и флегмы. Поскольку все эти вещества возникли в обратном порядке и таят в себе порчу, они губительно действуют прежде всего на саму кровь; они не доставляют телу никакого питания, а только носятся по жилам туда и сюда, не сообразуясь с порядком естественного круговорота. Между собою они в разладе, ибо не могут получить друг от друга никакой пользы, а всему, что осталось в теле устойчивого и блюдущего свое место, они враждебны и несут ему пагубу и распад. Притом та часть разлагаемой плоти, которая достаточно стара, плохо поддается размягчению; от продолжительного перегорания она чернеет; поскольку же она насквозь разъедена, ее вкус горек и близость с нею опасна для любой еще не поврежденной части тела.

Иногда же, если горечь поубавится, черному цвету сопутствует уже не горький, а острый вкус; в других случаях горькая гниль, погружаясь в кровь, краснеют, и от смешения красноты с чернотой получается зеленоватый цвет, наконец, если воспалительный огонь разлагает молодую плоть, с горькой гнилью смешивается желтый цвет. Общее наименование для всех этих вещей – «желчь»; быть может, оно измышлено врачами или просто кем-то, кто сумел увидеть за множеством различий родовое единство, требующее для себя одного имени. Что касается разновидностей желчи, то они получили особые названия сообразно своему цвету.

Так, сыворотка черной и острой желчи в отличие от безвредной кровяной сыворотки опасна, если под действием теплоты восприняла свойство быть соленой; тогда она именуется едкой флегмой. Другая разновидность образуется из распада молодой и нежной плоти, происходящего под воздействием воздуха; она настолько вздута воздушными веяниями и объята влагой, что образует пузырьки, по отдельности невидимые из-за малого размера, но в совокупности создающие зримое глазу скопление, которое состоит из пены и потому на взгляд белое; это пронизанное воздухом разжижение нежной плоти мы именуем белой флегмой. Водянистая часть новообразовавшейся флегмы – это в свой черед пот, слезы и сколько ни есть прочих жидкостей, отделяющихся при повседневном очищении тела. Все они служат орудием недугов, когда кровь пополняется не из еды и питья, как того требует природа, но возмещает свою убыль вопреки естественным законам. Впрочем, покуда какая-либо часть плоти, распадаясь под действием недуга, сохраняет свои основы, это лишь полбеды, можно с легкостью восстановить разрушенное.

Hо стоит недугу поразить то, что связует мышцы с костями, стоит выделениям плоти и сухожилий перестать питать кости и сращивать их с плотью, стоит плоти под действием недостаточного, вызывающего сухость питания сменить свою жирность, гладкость и клейкость на грубость и соленый вкус – и все это вещество, претерпевая описанные несчастья, отпадает от костей, сызнова распадается на плоть и сухожилия, между тем как плоть, отделяясь от своих основ, оставляет сухожилия оголенными и наполненными соленой влагой, а сама вновь подхватывается током крови и умножает недуги, которые мы уже называли.

 

Hо сколь ни тяжелы подобные страдания тела, тяжелее те, которые имеют еще более глубокую причину и обусловлены чрезмерной плотностью мышц, не дающей костям дышать и вызывающей в них гнилостный перегрев, а из-за этого – костоеду; больная кость не только перестает принимать питание, но и сама распадается и в обратной последовательности переходов разжижается в долженствующую ее питать влагу; та в свой черед становится плотью, между тем как плоть, возвращаясь в кровь, уготовляет такие недуги, которые еще злее, чем названные. Но всего хуже, если из-за недостаточного или чрезмерного притока каких-либо веществ будет поражена природа мозга; из этого проистекают тяжелейшие заболевания, самым верным путем ведущие к смерти, ибо тут уже все совокупное строение тела обречено перерождаться.

Для третьего рода недугов должно предположить троякое происхождение: либо от дыхания, либо от флегмы, либо от желчи. Так, когда легкое, являющее собою как бы распределителя дыхания в теле, засоряется истекающими мокротами и потому не может дать воздуху свободных проходов, дыхание до одних мест вообще не доходит, а к другим приходит в избытке; и вот в первом случае неохлаждаемые части загнивают, между тем как во втором дыхание насильственно прорывается сквозь жилы, искривляет их, разлагает тело и застревает в его середине, у грудобрюшной преграды. Из этого возникает множество мучительных недугов, чаще всего сопровождающихся обильным потом. Весьма часто также воздух возникает внутри тела от разложения плоти; не находя пути наружу, оно доставляет такие же муки, как и воздух, вошедший извне с дыханием. Эти муки бывают особенно сильны, когда воздух, скопляясь и разбухая возле сухожилий и окружающих жилок, принуждает суставные связки и прилежащие к ним сухожилия сгибаться в противоположном направлении. От такого судорожного натяжения эти недуги и получили свои имена: «тетан» и «опистотон». Лечить их трудно, чаще всего они проходят под действием лихорадки.

Что касается белой флегмы, то содержащийся в ее пузырьках воздух опасен, когда она заперта внутри тела; отыскав сквозь отдушины путь наружу, она становится безвредней, но разукрашивает тело белыми лишаями и другими подобными недугами. Порой она смешивается с черной желчью и тогда тревожит своими вторжениями самое божественное, что мы имеем, – круговращения, происходящие в нашей голове; если такой припадок схватывает во сне, он еще не так страшен, но вот если он нападает на бодрствующего, бороться с ним куда тяжелее. Поскольку природа поражаемой им части священна, он по справедливости именуется священной болезнью. Едкая и соленая флегмы являют собою источник всех недугов катарального свойства; от множества различных мест, куда может устремиться истечение, недуги эти получили много разных имен.

Напротив, так называемые воспаления различных частей тела, именуемые так от горения и опаливания, все обязаны своим возникновением желчи. Если желчь обретает через отдушины тела путь наружу, она в своем кипении порождает всевозможные нарывы; заключенная внутри, она производит множество воспалительных недугов, и притом самый тяжелый из них тогда, когда примешивается к чистой крови и нарушает правильное соотношение кровяных волокон. Эти волокна рассеяны по крови для того, чтобы поддерживать равновесие между разреженностью и плотностью: кровь не должна ни разжижаться от горячего настолько, чтобы просочиться через вены, ни сгущаться сверх должного и этим мешать собственному бегу по жилам.

 

К тому, чтобы блюсти эту меру, волокна предназначены уже самым своим рождением. Если извлечь их даже из холодеющей крови мертвеца, весь остаток крови разлагается; напротив, если оставить их, они быстро свертывают кровь, оказавшись в союзе с обступившим ее холодом. Таково действие кровяных волокон; они оказывают его и на желчь, которая по своему происхождению являет собой старую кровь, а потом снова становится кровью из плоти. Когда теплая и разжиженная желчь сначала лишь понемногу поступает в жилы, она терпит под действием волокон свертывание и насильственное охлаждение, производя в недрах тела озноб и дрожь. Но стоит ей нахлынуть обильнее, она одолевает волокна своим жаром и, вскипев, приводит их в полный беспорядок; если же сил ее достанет на окончательную победу, она проникает до самого мозга и палит его, как бы сжигая корабельные канаты отчаливающей на волю души. Когда же, напротив, она оказывается слабее, а тело в достаточной мере сопротивляется ее разлагающему действию, поражение достается ей, и тогда она либо распространяется по всему телу, либо бывает отброшена по жилам в верхнюю или нижнюю часть брюшной полости и затем извергнута вон из тела, словно изгнанник из волнуемого смутой города. При своем удалении она производит кишечные расстройства, кровавые поносы и прочие недуги этого рода.

Заметим, что, если тело заболевает в основном от избытка огня, оно подвержено непрерывной лихорадке; если от избытка воздуха – лихорадка повторяется каждый день; если от избытка воды – она бывает трехдневной, ибо вода являет больше косности, нежели воздух и тем более огонь; если от избытка земли, четвертого по счету и самого косного рода, требующего для своего изгнания вчетверо больше времени, – тело подвержено четырехдневной лихорадке и выздоравливает с большим трудом.

Так возникают телесные недуги; что касается недугов души, то они проистекают из телесных следующим образом. Нельзя не согласиться, что неразумие есть недуг души, но существуют два вида неразумия – сумасшествие и невежество. Значит, все, что сродно любому из двух названных состояний, заслуживает имени недуга, и тогда к самым тяжелым среди этих недугов души придется причислить нарушающие меру удовольствия и страдания. Когда человек упоен радостью или, напротив, терзается огорчением, он в своей неуемной жажде несвоевременно получить одно и освободиться от другого не может ничего правильно видеть и слышать; его ум помрачен, и он в такое время менее всего способен рассуждать. Между тем, если у кого-нибудь, словно у особо плодоносного дерева, мозг рождает в избытке струящееся семя, такой человек по различным поводам испытывает много терзаний, но и много удовольствий, то вожделея, то насыщая вожделение; обуреваемый сильнейшими удовольствиями и неудовольствиями, он живет в состоянии безумия большую часть жизни.

Итак, душа его больна и безумна по вине тела, однако все видят в нем не больного, но добровольно порочного человека. На деле же любовная необузданность есть недуг души, чаще всего рождающийся по вине одного единственного вещества, которое сочится сквозь поры костей и разливается по всему телу. Когда так называемую невоздержность в удовольствиях хулят как добровольную порочность, хула эта почти всегда несправедлива: никто не порочен по доброй воле, но лишь дурные свойства тела или неудавшееся воспитание делают порочного человека порочным, притом всегда к его же несчастью и против его воли.

Что касается области страданий, то и здесь тело зачастую оказывается повинным в пороках души. Так, когда острая и соленая флегма, а также горькие желчные соки, блуждая по телу, не находят себе выхода наружу, но скапливаются внутри и возмущают примесью своих паров движения души, они вызывают всевозможные душевные недуги разной силы и длительности. Поскольку же они могут вторгаться в любую из трех обителей души, то в зависимости от места, в которое они попадают, рождаются многообразные виды подавленности и уныния, дерзости и трусости, забытья и тупоумия. Если же к такой предрасположенности прибавляются порочные государственные установления, а равно и дурные речи, наполняющие как частную, так и общественную жизнь, и если при этом не изучаются уже с юных лет те науки, чья целительная сила могла бы противостоять этому злу, то под воздействием этих двух причин, совершенно неподвластных нашей воле, и становятся порочными все те из нас, кто порочен. Ответственность за это лежит скорее на зачавших, нежели на зачатых, и скорее на воспитателях, нежели на воспитуемых; и все же каждый обязан напрягать свои силы, дабы с помощью воспитания, упражнений и занятий избегнуть порока и обрести то, что ему противоположно. Впрочем, это относится уже к иному роду рассуждений.

Напротив, весьма уместно и ко времени противопоставить всему вышесказанному повествование о средствах, силой которых поддерживается здоровье тела и здравомыслие; сама справедливость требует уделять больше внимания доброму, нежели злому. Между тем все доброе, без сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно.

Hо что касается соразмерности, здесь мы привыкли принимать в расчет мелочи, а самое важное и существенное упускаем из виду. Когда стоит вопрос о здоровье и болезни, о добродетели и пороке, нет ничего важнее, нежели соразмерность или несоразмерность между душой и телом как таковыми. Hо мы не задумываемся над этим и не понимаем, что, когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако, когда в нем есть эта соразмерность, оно являет собою для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ. Ведь и тело, в котором либо длина ног, либо величина других членов нарушает меру, не просто безобразно: когда всем его частям приходится работать сообща, оно то и дело подпадает утомлению или судорогам, делается неустойчивым, падает, оказываясь само же для себя причиной нескончаемых бед.

То же самое следует предположить и о том двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом. Когда входящая в его состав душа слишком сильна для тела и притом яростна, она расшатывает тело и наполняет его изнутри недугами; самозабвенно предаваясь исследованиям и наукам, она его истощает; если же ее распаляют задором и честолюбием труды учительства и публичные или частные словопрения, тогда она перегревает тело, сотрясает его устои, вызывает истечения и притом вводит в обман большинство так называемых врачей, понуждая их винить в происходящем неповинное тело.

Напротив, когда большое, превосходящее душу тело соединяется со скудными и немощными мыслительными способностями, то, поскольку людям от природы даны два вида вожделений – телесное вожделение к еде и божественнейшее в нас вожделение к разуму, – порывы более сильной стороны побеждают и умножают собственную силу, а душу между тем делают тупой, непонятливой и забывчивой, навлекая на человека невежество, этот злейший из всех недугов. От того и другого есть лишь одно спасение – не возбуждать ни души в ущерб телу, ни тела в ущерб душе, но давать обеим сторонам состязаться между собой, дабы они пребывали в равновесии и здравии. Скажем, тот, кто занимается математикой или другим делом, требующим сильного напряжения мысли, должен давать и телу необходимое упражнение, прибегая к гимнастике; напротив, тому, кто преимущественно трудится над развитием своего тела, следует в свой черед упражнять душу, занимаясь музыкой и всем тем, что относится к философии, если только он хочет по праву именоваться не только прекрасным, но и добрым.

Сообразно с этим должно заботиться и об отдельных частях [тела], подражая примеру Вселенной. Ведь если то, что входит в тело, изнутри горячит его и охлаждает, а то, что обступает его извне, сушит и увлажняет и в придачу ему приходится терпеть последствия и того и другого воздействия, значит, тело, пребывающее в неподвижности, станет игрушкой этих воздействий, будет ими осилено и погибнет. Напротив, тот, кто, взяв за пример кормилицу и пестунью Вселенной, как мы ее в свое время назвали, не дает своему телу оставаться праздным, но без устали упражняет его и так или иначе заставляет расшевелиться, сообразно природе поддерживает равновесие между внутренними и внешними движениями и посредством умеренных толчков принуждает беспорядочно блуждающие по телу состояния и частицы стройно располагаться в зависимости от взаимного сродства, как мы об этом говорили раньше применительно ко Вселенной, – тот, кто все это делает, не допустит враждебное соединиться с враждебным для порождения в теле раздоров и недугов, но дружественное сочетает с дружественным во имя собственного здоровья.

Что касается движений, наилучшее из них то, которое совершается [телом] внутри себя и самим по себе, ибо оно более всего сродно движению мысли, а также Вселенной; менее совершенно то, которое вызвано посторонней силой, но хуже всего то, при котором тело покоится в бездействии, между тем как посторонняя сила движет отдельные его части. Соответственно из всех видов очищения и укрепления тела наиболее предпочтительна гимнастика; на втором месте стоит колебательное движение при морских или иных поездках, если только они не приносят усталости; а третье место занимает такой род воздействий, который, правда, приносит пользу в случаях крайней необходимости, но в остальное время, безусловно, неприемлем для разумного человека: речь идет о врачебном очищении тела силой лекарств.

 

Если только недуг не представляет чрезвычайной опасности, не нужно дразнить его лекарствами. Дело в том, что строение любого недуга некоторым образом сходно с природой живого существа; между тем последняя устроена так, что должна пройти определенную последовательность жизненных сроков, причем как весь род в целом, так и каждое существо в отдельности имеет строго положенный ему предел времени, которого и достигает, если не вмешается сила необходимости. Сами составляющие это существо треугольники при своем соединении наделены способностью держаться только до назначенного срока и не могут продлить свою жизнь долее. Таким же образом устроены и недуги, и потому обрывать их течение прежде положенного предела силой лекарств может лишь тот, кто хочет, чтобы из легких расстройств проистекли тяжелые, а из немногих – бесчисленные. Следовательно, лучше руководить недугом с помощью упорядоченного образа жизни, насколько это позволяют нам обстоятельства, нежели дразнить его лекарствами, делая тем самым беду закоренелой.

На этом мы кончим наши рассуждения о живом существе в целом и о частях его тела, а равно и о том, как жить сообразно с рассудком, в одно и то же время осуществляя руководство самим собой и оказывая себе послушание. Hо что касается того [начала], которому предстоит быть руководящим, то его чрезвычайно важно наперед снабдить силой, дабы оно смогло наипрекраснейшим и наилучшим образом осуществить свое руководительство. Впрочем, обстоятельный разбор этого предмета сам по себе составил бы особую задачу; если же коснуться дела лишь попутно, то имело бы смысл в связи с предшествующим заметить вот что: как мы уже не раз повторяли, в нас обитают три различных между собой вида души, каждый из которых имеет собственные движения.

В соответствии с этим мы должны сейчас совсем вкратце сказать, что тот вид души, который пребывает в праздности и забрасывает присущие ему движения, по необходимости оказывается слабейшим, а тот, который предается упражнениям, становится сильнейшим; поэтому надо строго следить за тем, чтобы движения их сохраняли должную соразмерность. Что касается главнейшего вида нашей души, то ее должно мыслить себе как демона, приставленного к каждому из нас богом; это тот вид, который, как мы говорили, обитает на вершине нашего тела и устремляет нас от земли к родному небу как небесное, а не земное порождение; и эти наши слова были совершенно справедливы, ибо голову, являющую собою наш корень, божество простерло туда, где изначально была рождена душа, а через это оно сообщило всему телу прямую осанку.

 

Правда, у того, кто погряз в вожделениях или тщеславии и самозабвенно им служит, все мысли могут быть только смертными, и он не упустит случая, чтобы стать, насколько это возможно, еще более смертным и приумножить в себе смертное начало. Но если человек отдается любви к учению, стремится к истинно разумному и упражняет соответствующую способность души преимущественно перед всеми прочими, он, прикоснувшись к истине, обретает бессмертные и божественные мысли, а значит, обладает бессмертием в такой полноте, в какой его может вместить человеческая природа, поскольку же он неизменно в себе самом пестует божественное начало и должным образом ублажает сопутствующего ему демона, сам он не может не быть в высшей степени блаженным.

Вообще говоря, есть только один способ пестовать что бы то ни было – нужно доставлять этому именно то питание и то движение, которые ему подобают. Между тем если есть движения, обнаруживающие сродство с божественным началом внутри нас, то это мыслительные круговращения Вселенной; им и должен следовать каждый из нас, дабы через усмотрение гармоний и круговоротов мира исправить круговороты в собственной голове, нарушенные уже при рождении, иначе говоря, добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и таким образом стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена.

Вот мы, кажется, и покончили с той задачей, которую взяли на себя в самом начале: довести рассказ о Вселенной до возникновения человека. Что касается вопроса о том, как возникли прочие живые существа, его можно рассмотреть вкратце, не вдаваясь без особой нужды в многословие, чтобы сохранить в этих наших речах должную меру.

 

Вот что скажем мы об этом: среди произошедших на свет мужей были и такие, которые оказывались трусами или проводили свою жизнь в неправде, и мы не отступим от правдоподобия, если предположим, что они при следующем рождении сменили свою природу на женскую, между тем как боги, воспользовавшись этим, как раз тогда создали влекущий к соитию эрос и образовали по одному одушевленному существу внутри наших и женских [тел], построив каждое из них следующим образом.

В том месте, где проток для выпитой влаги, миновав легкие, подходит пониже почек к мочевому пузырю, чтобы извергнуть оттуда под напором воздушного давления воспринятое, они открыли вывод для спинного мозга, который непрерывно тянется от головы через шею вдоль позвоночного столба и который мы ранее нарекли семенем. Поскольку же мозг этот одушевлен, он, получив себе выход, не преминул возжечь в области своего выхода животворную жажду излияний, породив таким образом детородный эрос.

 

Вот почему природа срамных частей мужа строптива и своевольна, словно зверь, неподвластный рассудку, и под стрекалом непереносимого вожделения способна на все. Подобным же образом и у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему долго нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до последней крайности и до всевозможных недугов, пока наконец женское вожделение и мужской эрос не сведут чету вместе и не снимут как бы урожай с деревьев, чтобы засеять пашню утробы посевом живых существ, которые по малости своей пока невидимы и бесформенны, однако затем обретают расчлененный вид, вскармливаются в чреве матери до изрядной величины и после того выходят на свет, чем и завершается рождение живого существа. Итак, вот откуда пошли женщины и все, что принадлежит к женскому полу.

Растить на себе перья вместо волос и дать начало племени птиц пришлось мужам незлобивым, однако легкомысленным, а именно таким, которые любили умствовать о том, что находится над землей, но в простоте душевной полагали, будто наивысшая достоверность в таких вопросах принадлежит зрению. А вот племя сухопутных животных произошло из тех, кто был вовсе чужд философии и не помышлял о небесном, поскольку утратил потребность в присущих голове круговращениях и предоставил руководительство над собой тем частям души, которые обитают в груди. За то, что они вели себя так, их передние конечности и головы протянулись к сродной им земле и уперлись в нее, а череп вытянулся или исказил свой облик каким-либо иным способом, в зависимости от того, насколько совершающиеся в черепе круговращения сплющились под действием праздности.

Вот причина, почему род их имеет по четыре ноги или даже более того: чем неразумнее существо, тем щедрее бог давал ему опоры, ибо его сильнее тянуло к земле. Те, которые были еще неразумнее и всем телом прямо-таки распластывались по земле, уже не имели нужды в ногах, и потому бог породил их безногими и пресмыкающимися. Четвертый, или водный, род существ произошел от самых скудоумных неучей, души которых были так нечисты из-за всевозможных заблуждений, что ваятелям тел стало жалко для них даже чистого воздуха, и потому их отправили в глубины – вдыхать мутную воду, позабыв о тонком и чистом воздушном дыхании. Отсюда ведет начало порода рыб, устриц и вообще всех водяных животных, глубинные жилища которых являют собою возмездие за глубину их невежества. Сообразно этому все живые существа и поныне перерождаются друг в друга, меняя облик по мере убывания или возрастания своего ума или глупости.

Теперь мы скажем, что наше рассуждение пришло к концу. Ибо, восприняв в себя смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым существом, объемлющим все видимое, чувственным богом, образом бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единородным небом.

Абхидхармакоша.

Глава 1. Дхарма.

1. Тот, который победил полностью всякое омрачение
И осуществил вывод живых существ из грязи Колеса бытия,
Учитель цели существования. Его почтительно приветствуя,
Абхидхармакошу буду разъяснять.

2. Абхидхарма — это чистая мудрость с тем, что за ней следует.
Чтобы ее постигнуть, этот трактат.
Чтобы ее смысл как следует понять,
Здесь ее местопребывание. Поэтому Абхидхармакоша.

3. Омрачения при отсутствии детального
Анализа элементов бытия,
Без этого нет способа полного их успокоения.
Ведь благодаря омрачению океан
Мирского бытия, и в нем скитаются,
Поэтому ради того это было сказано Учителем.

4. Элементы бытия бывают омраченные и неомраченные,
Подвержены бытию, за исключением пути.
Почему омраченные? В них полностью распространены омрачения.

5. Hеомраченные — истина о пути
И три необусловленных:
Пространство и два подавления.
Из них пространство не помеха.

6. Подавление через аналитическое знание — глубокий анализ.
Постоянное же препятствование возникновению —
Иное подавление, не через аналитическое знание.

7. Обусловленные элементы бытия — это пять групп:
Чувственное и прочее. Hепостоянство этих
Элементов — предмет обсуждения. Они способны
Выйти из круга феноменального бытия и обладают причиной.

8. Обладающие омрачением, или мирские группы, —
Они как бы в борьбе между собой. Феноменальное
Бытие, его причины, мирское,
Место ложных воззрений, бытие — вот что они такое.

9. Чувственное — это пять органов, пять объектов и
"Hепроявленное". Опора их сознания — тонкое
Чувственное глаза и других органов.

10. Видимое бывает двух и двадцати видов,
Звук — восьми видов,
Вкус — шести, запах — четырех,
Осязаемое — одиннадцати.

11. Колеблющаяся мысль и состояние без нее,
Благоприятное и неблагоприятное ее сплетение —
Производное Великих элементов.
Оно именуется внешне непроявленным.

12. Великие элементы — это элементы
Земли, воды, огня и ветра.
Они постигаются при схватывании и
Прочих действиях как твердое, жидкое, жар и движения.

13. При обычном определении земли
Указывают на цвет и форму.
Вода, огонь и ветер определяются так же просто,
Как определяется элемент земли.

14. Органы и объекты — именно они
Включены в десять баз и категорий.
Ощущение — это чувственное Различение
Имеет сущностью схватывание отличительных признаков.

15. Группа сил отлична от четырех.
Эти три, внешне непроявленное
И необусловенное следует понимать
Как базу и категорию элементов.

16. Сознание — это полное знание в отдельности,
Это база интеллекта.
В семи же категориях — шесть видов сознания и интеллект,
понимаемый как сознание предыдущего момента.

17. Шесть непосредственно прошедших сознания
Это и есть интеллект, то есть
Опора шести сознаний.
Так осуществляются восемнадцать категорий.

18. Одной группой, одной базой
И одной категорией охватывается все
Через собственную сущность,
А не вследствие обладания чужой сущностью.

19. Хотя орган зрения и другие органы двойные,
Hо из-за сходства природы, сферы деятельности
И сознания категория едина.
Двойственность — для красоты.

20. "Груда", "дверь возникновения", "происхождение"
Смысл наименований группы, базы и категории.
Вследствие трех видов заблуждения, способностей и склонностей
Указываются три: группы и прочие.

21. Будучи основой дискуссионного обсуждения
Будучи причиной "круга бытия", по причине последовательности
Из всего ментального "ощущение" и "различение"
установлены как отдельные группы.

22. Hеобусловленное не указано в группах,
Так как это недопустимо по смыслу.
Порядок же — по грубости, омраченности,
Вмещению и прочему, по подобию сфер.

23. Первые пять органов. Их объект — в настоящем времени;
Первые четыре. Их объект — производное чувственное.
Или иначе они действуют дальше и быстрее.
Такова последовательность расположения.

24. Вследствие главности и различения,
Вследствие концентрации лучшего и множества элементов
Одна база называется базой видимого
И одна — базой элементов.

25. 80 000 групп элементов,
Которые названы Буддой,
Они — слова или наименования
И собраны в чувственном или ментальном.

26. Некоторые считают: "Мера — это шастра
И отдельный устные предания о группах".
Врагом их действий названа
Совокупность по шастре "Чой-чжи-пхунг-бо".

27. Эти и другие соответствующие
группы, базы и категории
После хорошего исследования их сущности
Следует включать в то, что было названо.

28. Отверстие — вот что такое категория пространства,
Свет и мрак.
Оскверненное сознание —
Категория сознания, опора возникновения.

29. Указуемая — "Вот оно" — единственно категория видимого.
Десять категорий чувственного — непроницаемые.
Нейтральных — восемь.
Другие, за исключением видимого и звука — трех видов.

30. Сфера страстей включает все категории,
А в мире ограниченного чувственного — 14.
Обоняемое и вкушаемое
И их сознания не включены.

31. Мир нечувственного включает категорию интеллекта,
Категорию нечувственного и сознание нечувственного.
Эти три категории могут быть скверной и нескверной.
Остальное — скверна.

32. "Искание" и "установление" находится
В пяти категориях сознания
Последние три — трех видов.
Остальные отбрасывают оба.

33. Отсутствие конструктивной мысли,
Восприятие рассматривающее и памятующее.
Они — колеблющаяся мудрость интеллекта
И памятование интеллекта.

34. Семь категорий, шесть видов сознания и
Интеллект, а также часть объективно — нечувственного, имеющие опору.
Восемь этих и звук — неберущие.
Другие девять — двух видов.

35. Осязаемое — двух видов.
Оставшиеся, девять видов чувственного —
Производное, также и часть объективно — нечувственного.
Чувственных — десять. Они конгломерат.

36. Рубящие и разрубаемые —
Четыре внешние категории.
Также и сжигаемые и взвешивающие.
Нет согласия в отношении сжигающих и взвешивающих.

37. Возникшие как последствия кармы
И возникшие от развития — пять внутренних категорий.
Звук не рождается как последствие кармы.

38. Возникших от однородных условий как последствия кармы
Непроницаемых — восемь. Остальные — трех видов.
Категорий, обладающих субстанцией, — одна;
Последние три моментальны.
Категории зрения и осознания отдельно и вместе.

39. Внутренних — двенадцать категорий,
За исключением видимого и прочего.
Сознание объективно-нечувственного активно,
Остальные неактивны, то есть не создают своей кармы.

40. Созерцанием отбрасываются десять, а также пять категорий,
Последние три — трех видов.
Неомраченные категории чувственного, интеллекта, невозникшего
Не отбрасывается прозрением.

41. Орган зрения и часть категории объективно —
нечувственного — воззрения.
Последняя — восьми видов.
Пять видов сознания и мысль, рожденная в связи с ним,
Не являются воззрением, будучи недостоверным актом мышления.

42. Видимое видится лазом по причине однородности.
Им, а не сознанием однородности,
Потому, когда налицо препятствие,
То видимое не видится.

43. Орган зрения видит двумя для ясности увидения.
Органы зрения, интеллекта и слуха
Не встречаются с объектом,
А три других встречаются.

44. Орган обоняния и прочие три
Стремятся к схватыванию равного объекта.
У последнего опора прошедшая,
Пять же возникает вместе.

45. Через изменение органов, вследствие изменчивости их,
Опора — в органе зрения и прочих.
Поэтому, а также вследствие специфичности
По ним указывается сознание.

46.Орган зрения — не ниже тела,
Объект зрения — не ниже органа зрения.
Сознание и его объект, а также и тело —
Это пара во всех ступенях.

47. Так же и орган слуха.
Три следующие — все своей ступени.
Сознание осязаемого — ниже и своей ступени.
Интеллект не установлен.

48. Пять внешних осознаются двумя.
Необусловленный элемент — неизменный.
Половина элементов и двенадцать внутренних
Именуются решающими факторами.

  • Надежда

Глава 2. Дхарма.

1. Пять по отношению к четырем предметам —
Решающие факторы. Четыре — по отношению к двум.
Пять и восемь — они
По отношению к омрачению и очищению.

2. Так как господствуют по отношению к условиям
для возникновения чего-либо,
По отношению к своему собственному объекту и всем объектам,
то таких факторов-органов шесть.
Господствующие факторы М. и Ж. выделяют из телесности,
Потому что они таковые по отношению к мужественности и женственности.

3. Фактор жизненности выражается в единомыслии,
Он господствует по отношению к омрачению и очищению.
Жизненность, ощущения, а также вера и прочие —
Так сказано о двух пятерках.

 

4. Вследствие господствования при получении
Движения вперед и вперед и нирваны
"Познания непознанного", "познания всего", а также
"Обладания всезнанием" — высшие господствующие факторы.

5. Опоры сознания, из различие,
Длительность, омраченность, накопление
И очищение, сколько бы их не было,
Все они — господствующие факторы.

 

6. Опять же, опора силы, создающей неминуемость
потока причин и следствий,
Возникновения, длительности, общения —
Таких факторов 14.
Их антитеза — иные факторы.

7. Телесное ощущение, которое неприятно,
Есть фактор, создающий страдание.
Приятное ощущение благоприятно. Мысли третьей ступени
созерцания — фактор, создающий благоприятное.

 

8. В другом случае — это чувство удовлетворения.
Неприятности мысли — это чувство неудовлетворения.
Чувство же безразличия — среднее, потому что нет конструктивности мысли
Как у обоих первых.

9. На путях прозрения, созерцания и архата — девять
И три. Эти три — чистые.
Чувственное, жизненность и неприятное —
Оскверненные. Девять — двух видов.

10. Жизненность — последствие кармы. Двенадцать — двух видов.
Восемь последних и чувство неудовлетворения исключая.
Оно одно способствует карме.
Десять — двух видов.
Интеллект, другие ощущения, вера и прочее.

11. Восемь благоприятных.
Чувство неудовлетворения — двух видов.
Интеллект и другие ощущения — трех видов.
Остальное — одного вида.

12. Неоскверненные факторы не входят в сферу страстей.
Факторы М и Ж не входят в сферу получувственного.
Чувственное и приятное не входят
В сферу чувственного.

13. Интеллект и три ощущения — трех видов.
Чувство неудовлетворения отбрасывается двумя,
Девять — через путь созерцания,
Пять, а также и три не отбрасываются.

14. В сфере страстей, в первую очередь, фактора — как последствия кармы.
Кроме как у родившихся чудесным образом
У этих — 6, 7 и 8.
В сфере получувственного — 6, в высшей — один.

15. В сфере нечувственного смерть
останавливает жизненность, интеллект и чувство
Безразличия. В сфере получувственного — восемь;
В сфере страстей — десять, девять или восемь.

16. При постепенном умирании — четыре
При благоприятной смерти — пять.
При двух крайних —девять.
Два же — через семь, восемь или девять.

17. Архатство — через одиннадцать факторов
Вследствие наличия какого-то одного — так сказано.
Обладающий безразличием обладает обязательно тремя.
То есть еще и интеллектом, и жизненностью.

18. При обладании приятностью и осязанием — четырьмя,
При обладании зрением и прочим — пятью,
Также и при обладании удовлетворением. Обладающие
Страданием — семью, а Ж. и прочими —

19. Восемью, при "обладании всезнанием"
Обладают одиннадцатью факторами,
При обладании "познанием непознанного"
Обладают тринадцатью.

20. Без благоприятного самое малое восемь:
Телесность, ощущения, жизненность, интеллект.
В сфере нечувственного —
Безразличие, жизненность, интеллект, благоприятное.

21. Наибольшее число — девятнадцать,
Исключая неоскверненные.
Они же — у двуполых, у праведника, обладающего страстями,
За исключением половых органов и двух неоскверненных.

22. В сфере страстей, когда не имеет места орган
И звук, атом состоит из восьми субстанций.
При наличии органа осязания — субстанций девять
При наличии других органов — субстанций десять.

23. Сознание и его элементы всегда вместе,
Все с признаками обусловленного, со своими признаками
Или с "получением-обладанием". Связанные с сознанием — пяти видов,
Потому что различаются по разрядам.

24. Ощущение, усилие, различение,
Рвение, контакт, мудрость, память,
Внимание, намерение и
Сосредоточение — во многих видах сознания.

25. Вера, изобретение и сохранение хороших качеств,
Готовность к действию,
Безразличие, стыд перед собой. Стыд-страх перед другими,
Два корня, непричинение зла,
Энергия — всегда возникает в благоприятном сознании.

26. Неведение, невнимание, ложь,
Неверие, тупость, беспокойство
Возникают при омрачении сознания.
В неблагоприятном — отсутствие стыда перед собой
И стыда-страха перед другими.

27. Гнев, враждебность, вероломство,
Зависть, ободрение предосудительного, лицемерие, скупость,
Обман, самодовольство, причинение вреда —
Это разряд "ограниченно-омраченных".

28. В благоприятном сознании сферы страстей
При обладании элементов "искания" и установления —
22 элемента, связанных с сознанием.
Иногда к ним присоединяется еще "угрызение".

29. Сознания несмешанные неблагоприятные,
Обладающие ложными воззрениями, имеют 20.
Добавление одного из четырех ограниченно-оскверненных,
а также гнева и прочих,
И угрызения — дают 21 элемент.

30. При омраченности неопределенное состоит из
Восемнадцати, иногда лишь из двенадцати.
Апатия, вследствие свой непротиворечивости,
Присоединяется к любому из них.

31. Из них угрызение и апатия как неблагоприятные
Отсутствуют в первой ступени созерцания.
Искания нет в особой ступени созерцания,
А в высших нет и установления.

32. Неуважение — это два вида бесстыдства,
Не видение страха перед заслуживающим порицания.
Радость и уважение — стыд.
Эти два — в сферах страстей и получувственного.

33. Искание и установление — это понятия тонкости и грубости.
Грубость — это высокомерие.
Самодовольство — страстная привязанность к элементам своей личности
И сознание, полностью постигшее это.

34. Термины "йид", "сем" и "нам-шэ"
Однородны по смыслу. Сознание и его элементы
Обладают опорой, объектом, формой
И пятью видами связей.

35. Силы несвязанные: 1) обладание, 2) необладание,
3) общность бытия, 4-6) три вида транса,
7) жизненность, 8-11) признаки.
12-14) придание значения звукам, словам, предложениям.

 

36. Термин "тхоб-ба" означает получение и обладание.
Обладание и необладание входят
В состав цепи личности,
Как и два "подавления".

37. У трех времен — силы трех видов.
У благоприятных и прочих — благоприятное и прочее
Связаны со своей сферой.
У невключенных — четырех видов.

38. Она — трех видов у нетренирующегося и тренирующегося.
Двух видов — у неподлежащего отбрасыванию.
Неопределенные "получение-обладание" возникают одновременно,
За исключением всезнания и магии.

39. Также и получение-обладание загрязненного чувственного в сфере страстей.
В сфере страстей перед чувственным и не возникает.
Необладание незагрязненно-нейтральное
Бывает трех видов у прошедших и будущих.

40. У входящих в сферу страстей и прочие и у незагрязненных.
Таким образом, необладание Путем имеет место
У простого человека.
Исчезновение — это "получение-обладание" и переход в другую ступень.

41. Сила общности — это схожесть живых существ,
Определяемая как "ду-шэ-мэд-ба",
Это подавление сознания и его элементов с отсутствием представлений.
Последствие кармы, третья ступень четвертой степени созерцания.

42. Мистический транс без представлений —
Это последняя ступень созерцания благодаря желанию освобождения.
Она благоприятна, испытывается после рождения
Не у праведника и получается одновременно.

43. Конечное подавление схоже в смысле места успокоения.
Рождение в кульминации бытия благоприятно.
В двух — воздаяние в свое время и в неопределенное.
У праведников получается тренировкой.

44. Получаемое буддой просветление
Вследствие получения через 34.
Оба вида транса имеют место и в сфере страстей, и в сфере получувственного.
Мистический транс с подавлением сначала у людей.

45. Сила жизненности — это жизнь, теплота
И опора сознания.
Признаки — это возникновение,
Старение, пребывание и исчезновение.

46. У них тоже есть эти последующие вторичные признаки.
Они воздействуют на восемь элементов и на один.
При отсутствии причин и условий
Не рождается подлежащее рождению через рождение.

47. Силы, придающие значение словам и прочему, —
Это силы, придающие значение словам, предложениям и звукам,
Принадлежащие сферам страстей и получувственного,
понятные всем живым существам.
Общие по причине и неопределенные также.

48. Общие, являющиеся следствием кармы, —
В трех сферах. Обладание — двух видов,
Также и признаки. Сила, останавливающая сознание при трансе, и
Необладание — они общие по причине.

49. Вот эти шесть видов причин:
Непрепятствующая, одновременная,
Схожая, совместносвязующая,
Однородная и кармическая.

50. Кроме себя в отношении других — непрепятствующие.
Одновременные, когда имеется общий результат,
Подобно Великим элементам, сознанию и
Связанным с ними элементами и признаками.

51. Психические (ментальные) элементы, два обета,
Из признаки, которых четыре, — сопровождающие сознание.
С точки зрения времени, результата и прочего,
Благоприятности и прочего.

52. Схожая причина — похожая.
Той же разновидности. Родившееся ранее.
Путь девяти ступеней при взаимности.
Равна или высшая.

53. Возникшие от усилия именно двух,
Возникшие от слушания, размышления и прочего.
Совместно связующая причина в случае сознания и его элементов
Со сходными опорами.

54. Причина однородности — это обладание
Омраченностями своей ступени.
Возмездная причина — это элементы
Неблагоприятные и благоприятные нечистые.

55. Причина однородности и схожая причина — двух времен,
Три причины — трех времен.
Обусловленное есть результат разделения
У необусловленного их нет.

56. Возмездный плод — от последней,
Главный плод — от первой,
Естественный — от схожей и однородной,
Человеческой деятельности — от двух.

57. Последствия кармы — нейтральный элемент
У живого существа, родившегося после предписанного
Естественный результат схож со своей причиной.
Разделение — это истощение мудростью.

58. Результат, возникший от такой силы,
Возникает от человеческой деятельности.
Обусловленное, не возникшее ранее,
Именно оно и есть главный результат.

59. Пять причин берут результат настоящего.
Две — дают.
Также настоящее и прошедшее.
Одна дает прошедший результат.
60. Омраченные, последствия кармы,
Оставшиеся и первые чистые, соответственно —
Исключая причины: возмездную, однородную, эти две
И схожую — рождаются.

61. Сознание и его элементы.
Другое также, за исключением совместно связующей причины.
Условий называют четыре.
Причинное условие составляет пять причин.

62. Возникшее сознание и его элементы,
За исключением последних, — непосредственно предшествующее условие.
Все элементы — объективное условие.
Непрепятствующая причина называется главным условием.

 

63. Две причины действуют на прекращающие свою деятельность,
Три — на возникающие,
Другие — от них,
Условия от них наоборот.

64. Сознание и его элементы — благодаря четырем условиям,
Два мистических погружения — благодаря трем.
Другие элементы рождаются от двух,
Не благодаря богам и прочему, а вследствие последовательности.

65. Причины Великих элементов — двух видов,
А производного — пяти видов.
Производное — взаимно трех видов,
Великие — одного вида.

66. В сфере страстей — благоприятное, неблагоприятное,
Омраченно-нейтральное и неомраченно-нейтральное;
В сферах — получувственного и нечувственного
Иначе, чем неблагоприятные; в морально чистых — два.

67. Сначала сознания — сферы страстей. После благоприятного — девять.
Благоприятное — после восьми.
Неблагоприятное — после десяти.
После неблагоприятного — четыре.
После омраченно-нейтрального — также.

68. Неомраченно-нейтральное — после пяти.
После него — семь сознаний.
В сфере получувственного после благоприятного — одиннадцать
Само оно — после девяти.

69. Омраченно-нейтральное — после восьми,
После него — шесть.
Неомраченно-нейтральное — после трех,
После него — шесть.
Так же и в сфере нечувственного,
Тот же метод. После благоприятного —

70. Девять сознаний. Оно само — от шести.
После омраченно-нейтрального — семь, само оно также.
Тренировки — после четырех, от него — пять.
Нетренировки — после пяти.

71. От него четыре сознания.
Эти двенадцать дают двадцать:
От возникновения в трех, полученных
От рождения и от тренировки, то есть двух видов.

72. Возникшие от возмездия, пути осторожности,
Пребывания в работе, волшебства,
Неомраченно-нейтральные сферы страстей — в четырех видах,
В сфере получувственного — за исключением возникших от работы.

73. Омраченных сознаний трех сфер —
Шесть, шесть и два получается. Благоприятных,
Возникших в сфере получувственного, — три.
Тренировки — четыре. У остальных — они же.

ß

Глава 3. Миры.

1. Адские существа, преты, животные,
Люди и шесть божеств —
Это сфера страстей. От деления
Адов и континентов — двадцать.

2. Выше — семнадцать местоприбываний
Сферы получувственного. Там каждая
Ступень созерцания трояка.
В четверть ступени — восемь.

3. В сфере нечувственного нет местопребываний.
Действие рождения — четырех видов.
В нем поток сознания опирается
На силу общности и жизненную силу.

4. Пять судеб : адские существа и прочие,
Названные своими именами. Они
Неомраченые, нейтральные, (это)
Живые существа без промежуточного бытия.

5. Различные телом и представлениями,
Различные телом и единые по представлениям
И, наоборот, —единые телом и представлениями и
Три вида, не обладающих чувственным,
Дают семь состояний сознания.

6. Оставшиеся —
Они нарушенные. Кульминационная точка бытия и
Живые существа без представлений
Именуются девятью местопребываниями существ.

7. Вследствие нежелания других местопребываний их и нет.
Местопребываний же, как известно, четыре.
Четыре загрязненные группы
С сознанием своей ступени. Сознание,

8. Пребывающие самостоятельно, не указывается.
Существует всего четыре случая,
Например, рождение из яйца и прочего.
Место рождения существ — четыре.

9. Люди и животные — четырех видов.
Существа ада, божества и
Существа промежуточного бытия рождаются чудесным образом.
Преты же рождаются из матки.

10. Там где смерть и рождение,
Возникает промежуточное бытие.
Вследствии неухода в направлении следования
Промежуточное бытие не является рождением.

11. Вследствие сходства (потока) элементов
(Вообще) с потоком (элементов) зерна
После пребывания бытия нет рождения.
Так отражение не установлено, то,
Вследствие несхожести, это не пример.

12. Потому что водном месте не бывает двух,
Потому что нет потока, потому что возникновение от двух,
Потому что сказано голосом. Гандхарва.
Ранее обсказаные судьбы установлены из сутры.

13. Они вследствие одинаковости отражения
Имеют телесную форму предшествовавшего бытия.
Оно от прошедшей уже смерти
И до момента рождения.

14. Видятся своим классом, божественным оком,
Обладают силой магического действия,
Органы их в полной мере, проницаемы,
Необратимы и это — ди-са.

15. Ум, ложно направленный,
Имея радостную цель, идет к месту своей судьбы.
Другие страстно желают запаха и места.
Адские существа — вниз головой.

16. Один вступает бессознательно;
Другой, пребывая; третий
Рождается; четвертый в полном омрачении.
Родившиеся из яйца всегда (омрачены).

17. Вхождение в утробу трояко:
Чакравартины и двое будд.
Или действия, или познания, или оба,
Так как последовательны и обширны.

18. "Я" нет, есть только группы,
Обусловленные омраченными деяниями.
Через поток промежуточного бытия,
Подобно пламени, следуют в утробу.

19. Так, поток (бытия), последовательно отражаясь,
Рождается через деяния и омрачения,
И идет в другой мир.
Круг бытия безначален.

20. Это три части двенадцатичленной
Формулы зависимого происхождения.
Предшествующая и последующая — каждая по две,
Средняя полностью завершает восемь.

21. Неведение — это омрачение предыдущих обстоятельств.
Силы — предыдущие деяния.
Сознание — (новое) объединение групп.
После этого — пять групп.

22. До появления шести баз.
Так до соединения трех.
Контакт — до способности
Понимание причин страдания и прочего.

23. Ощущение перед сожительством. Жажда жизни.
У желающих сожительства и обладания.
Вожделение вследствие спешки
К получению обладания.

24. Возникшие от этого результат
И есть бытие.
Рождение — это новое перерождение.
Старость и смерть — до "ощущения".

25. По-видимому, это обстоятельственная,
Потому что указываются только главные,
Чтобы исключить невежество
В отношение предшествования, последования и между ними.

26. Три (ее члена) — омрачение, два — действие,
Семь — база и также плоды.
Резюме о причинах и результатах, об этих двух, —
Из вывода о среднем (члене).

27. От омрачения — омрачения и
деяния. От этого — основы.
От них — основы и омрачения рождаются.
Таков характер членов бытия.

28. Здесь возникновение — причина,
Возникшее — результат.
Неведение — особый элемент, обратный
Знанию, подобно недругу, неправде и другим.

29. Потому что определяется как полное единение.
Не является плохой мудростью, которая есть воззрение.
Ложное воззрение с ним связано.
Указано как омраченная мудрость.

30. Группы, не являющиеся чувственными, — наименования.
Контактов — шесть. Они возникают от встречи.
Пять из них — контакт непроницаемости,
Шестой — слово — наименование.

31. Знание, неведение и другие;
Чистые, омраченные и остальные;
Контакт злобы и дружелюбия,
Чувствование удовольствия и прочего — три.

32. От него возникает шесть ощущений.
Пять телесных, остальные — мысленное.
Сопутствующее интеллекту —
Восемнадцати видов.

33. В сфере страстей все (имеют) свои объекты.
Двенадцать — объект действия сферы получувственного.
В вышей — три. В двух созерцаниях —
Двенадцать, идущие — в сфере страстей.

34. Восемь объектов — в своей. В сфере нечувственного —
Два, а в других созерцаниях — шесть.
Шесть — сферы страстей. Своей — четыре.
Высшее — объект одного.

35. В сфере нечувственного при "готовности" — четыре.
Идущие в получувственное. Идущий выше — один.
При основе — один. Имеет свой объект.
Все 18 загрязнены.

36. Другие разъяснены или будут разъяснены.
При этом омрачения подобны семени,
Нага, корню, дереву,
А также скорлупе.

37. Деяния подобны плоду со скорлупой,
Траве и цветку.
Основа подобна еде и питью.
Из четырех видов бытия.

38. Бытие — рождение омрачение.
Всеми омрачениями своей ступени.
Три остальных — трех видов. Три — в сфере нечувственного.
Существа живут пищей.

39. В сфере страстей — твердой пищей.
Ее сущность — в трех базах.
Видимое не установлено,
Ибо не полезно ни органам, ни освобождению.

40. Соприкосновение, духовная пища, сознание —
Пища в трех, когда загрязнены.
Возникшие от интеллекта, доискивающиеся бытия,
Гандхарвы, от промежуточное бытие и Возврат.

41. При этом пребывание и
Опора — оба для развития.
Для отражения в ином бытии и завершения.
Двое последовательно.

42. Прекращение, объединение, отделение от страстей,
Упадок, смерть, рождение — они
Предполагают сознание нечувственного.
Смерть и рождение — при безразличии.

43. При отсутствии сознания и сосредоточения их нет
Нирвана же — нейтральность обоих.
У идущих вниз, в люди, в божества, у нерождающихся более
Последовательность — в ногах,

44. В пупе, в сердце умирает сознание.
Ранимые части — через воду и прочее.
Праведники и совершающие грехи
Идут к Истине и к ложному.

45. При этом мир — сосуд
Расположен, имея внизу
Круг ветра, высотой в
Миллион шестьсот тысяч; неисчислима.

46. Вода в высоту 11 по 100 тысяч
И 20 по тысяче.
Позднее высота 8 по 100 тысяч.
Оставшееся — золото.

47. Диаметр кругов воды и золота —
Двенадцать по сто тысяч,
И 450.

48. Длина их окружности — трижды.
Нанем горы: Меру, Югандхара,
Ишадхара, Кхадирика,
Также гора Сударшана,

49. Арвакарна, Винилаке и
Гора Ниминдхара. После них
Континенты. Вне их —
Горы Чакравада.

50. Семь гор — из золота. Одна — из железа,
Сумеру же по природе — из четырех драгоценностей.
В воду на 80 000
Погружены. Также и вверх.

51. 80 000 йоджана.
Оставшиеся восемь в высоту уменьшаются наполовину.
Они в глубину и высоту одинаковые.
Между ними — семь морей — каналов.

52. Первое — 80 000,
Это внутреннее море.
Его сторона трижды.
Остальное моря — каналы — каждое вполовину.

53. Оставшееся внешнее море —
Триста тысяч и Двадцать две тысячи.
Из них Джамбудвипа.
У трех ее сторон.

54. Две тысячи — в виде колесницы.
У одной стороны — три с половиной тысячи йоджана.
Восточная Видеха схожа с полумесяцем.
Три стороны схожи, а одна —

55. 350 йоджана.
Годания круглая, 7500 йодана и
Ее диаметр — 2500.
Уттаракуру — 8000, подобна квадрату.

56. Восемь промежуточных континентов:
Деха, Видеха, Куру, Каурава,
Чамара, Аварачамара,
Шахту и Уттарамантрин.

57. В нем на север, девять черных гор
Миновав, — гора Химават. От нее
По другую сторону с фимиамом —
Озеро шириной 50 йоджана.

58. Под ним на 20 000 —
Нар-мэд. Несколько
Выше него — семь адов.
Во всей восьмерке — 16 лаг-ма.

59. У них четыре стороны
Мэ-ма-мур, Ро-ньяг,
Бу-ди-лам и прочие. Река.
Восемь других холодных Чху-бур-чжан и другие.

60. Солнце и луна — вполовину горы,
Их диски — 50 и 51 йоджана.
Полночь, заход солнца,
Полдень и восход не одновременны.

61. С девятого дня последней половины
Второго летнего месяца ночи удлиняются.
С четвертого же месяца зимы —
Укорачиваются. Дни — наоборот.

62. Дни и ночи удлиняются постепенно
Во время движения солнца на юг и север.
От близости солнца,
Благодаря своей тени становится теневым.

63. Ступеней там четыре,
Расстояние между ними — 10 000.
На 16 000,
На, 8, на 4 и 2 тысячи возвышаются.

64. Там "Лаг-на-шог-тхог",
"Пхренг-тхог", "Дри-нье"
И божества "Чжал-чан-ши" пребывают.
На семи горах также.

65. На вершине Сумеру — 33
Ее скаты — 80 000.
В четырех башнях по сторонам
Пребывают "Ланг-на-до-ржа".
В центре —

66. Город Сундаршана.
Его сторона — 2500 йонжада,
А высота — !500. Золотой
По природе, с почвой пестрой и эластичной.

67. Там — Нам-бар-чжал-чжед
Со стронами 250.
Снаружи он — шинг-да-на-цхог,
Цуб-чжур, дэ-ба и га-ва украшен.

68. От них на четыре направления
При отрезке в 20 — красивые места.
На северо-востоке — "Йонг-ду",
На юго-западе "Чой-санг-бо".

ß

69. Выше их — дворец божеств.
Шесть действуют в сфере со страстями.
Они сожительствуют, спариваясь объятиями,
Касанием рук, смехом и взглядами.

70. Подобные ребенку, достигшему
5-10 лет, среди них рождаются.
Сферы получувственного,
Совершенны и одеты.

71. Рождение в сфере страстей — три.
Божества сферы страстей — с людьми.
Счастливых рождений — три.
В трех созерцаниях — 9 степеней.

72. Сколько от местопребывания вниз,
Столько же от него вверх.
За исключением, опоры на магию или другое,
Они не видят вверх.

73. Четыре континента, солнце и луна,
Сумеру и божества — сферы страстей.
Тысяча миров брамы.
Это понимается как универсальная тысяча.

74. После нее — вторая тысяча,
Это средняя вселенная.
После нее — третья тысяча.
Вместе разрушаются и возникают.

75. Мера обитателей Джамбудвипы —
Четыре и три с половиной локтя
Восточного, Годами и
Северного рождаются, изменяясь дважды.

76. Тело божеств сферы страстей —
От четверти кроша До полутора.
Первые в сфере получувственного — пол-йоджана.

77. Выше увеличиваются на половину.
У божеств выше Од-чунг
Тело удваивается.
У Чжиг-мэд — отбрасывается три йоджана.

78. У куру жизнь — тысяча лет.
У двух других отбрасывают половину.
В этом непостоянна. В конце концов
10 лет. Вначале неизмерима.

79. 50 людских лет —
Одни сутки у низших
Божеств сферы страстей.
Через это их жизнь — 500 лет.

80. У высших — дважды.
Для получувственных нет времени дня и ночи
Их кальпы измеряются телом.
У нечувстенных — тысячи кальп.

81. Двадцать и выше.
После Од-чунг — великая кальпа.
Ниже — половина.

82. В аде Сой и прочих, всего шести,
Сутки равны жизни богов сферы страстей.
Здесь жизнь их
Схожа с жизнью божеств сферы страстей.

83. В Раб-ту-пха-ва — половина. Нар-мэд —
Промежуточная кальпа. У животных
Наибольшая долгота — кальпа. Преты
500 — с месячными сутками.

84. Если из сосуда с сезамом (раз) в 100лет
Извлекая по одному зерну —
Время жизни в Чху-бур-чан;
Жизнь в других умножается на 20.

85. За исключением Да-ми-ньян умирают.
Предел чувственного, слова и времени —
Атом, слог и момент.

86. Неделимая частица.
Железная пыль, водяная пыль, кончик
Волос зайца, овцы, рогатого скота,
Пылинки на солнце,
Увеличиваясь (каждая) в семь раз,
Доходят до величины сустава пальца.

87. 24 пальца — один локоть;
4 локтя — натяжка лука;
Их 500 — один чжанг-данг;
Здесь место отшельника.

88. Их восемь составляют йоджана.
120 малых моментов —
Один момент. Их
60 — один тханг-чжиг.

89. Тройка йуд-пам, ньин-шаг, да
С учетом шаг-ми-тхуб-ба —
12 месяцев в году.
Кальпа указывается многих видов —
промежуточная, разрушения, созидания и Великая кальпа.

90. Кальпа разрушения при отсутствии
Бытия адских существ. Истощения вместилищ.
Создание от первого ветра

91. До бытия в аду.
Промежуточная кальпа — от неизмеримости
До десяти лет жизни.

92. Увеличения — в одном.
Их жизнь 80 000 лет.
Выше этого не идет.
Таковая создания вселенная. Она

93. Пребывания в двадцати промежуточных кальпах.
Созидание, разрушение и
Пребывание в разрушении равны.
Эти 80 — Великая кальпа.

94. Из этих трех неисчислимых
Возникает Будда.
Во время деградации
До ста они возникают.
Претьекабудды в обоих.
"Подобный носорогу" по причине ста кальп.

95. Появление чатравартинов
После 80 000 не встречается.

Глава 4. Карма.

1. От деяний рождается многообразие миров.
Это усилие сознания и им созданное.
Усилие сознания- это деяние интеллекта, —
им производятся телесные и словесные деяния.

2. Деяния бывают внешне-проявленные и непроявленные.
Телесное внешне-проявленное понимается как форма.
Оно обусловлено, так как не является движением
Оно моментально, так как разрушается.

3. При отсутствии причины ничто не возникает.
Причина становится разрушением.
Воспринималось бы двумя. В атоме не существует.
Словесное внешне-проявленное — это звук речи.

4. Сказано: три вида и чистое чувственное
вследствие развития, пути без деяний и прочего.
Внешне-непроявленное, входящее в сферу страстей,
возникает от прошедших великих элементов после
первого момента.

5. Телесное и словесное оскверненные деяния
происходят от своих великих элементов.
Неоскверненные — от где родившийся.
Внешне-непроявленное не схватывается.

6. Возникает от общей причины и указано у живых существ.
Рождается от великих элементов, схватываемых общей при — чиной.
Рожденное от сосредоточения не схватывается великими
элементами.
Рождается, не являясь отличным от возникших от развития.

7. Внешне-непроявленное не бывает нейтральным.
Другое трех видов. Неблагоприятное в сфере страстей.
В сфере получувственного имеется внешне-непроявленное
Внешне-проявленное у обладающего "установлением".

8. В сфере страстей отсутствует неомраченное.
А почему? Вследствие отсутствия побуждения.
Освобождение благоприятно по своей возвышенности.
Через сущность корней "стыд перед собой" и "стыд перед другими".

9. Через связь с ними,
через побуждение к деяниям.
Обратное — неблагоприятное.
Абсолютное указано как нейтральное.

10. Побуждение двух видов: как причина
и данного момента.
Первое из двух- инициатор.
второе- продолжатель.

11. Сознание, отбрасываемое прозрением, — это инициатор.
Сознание, отбрасываемое сосредоточением, двояко.
Пять — продолжатели.

12. От благоприятного и прочих инициаторов —
продолжатели трех видов.
У Будды схожие. Тот благоприятный.
Возникший как последствие кармы- ни одно из двух.

13. Внещне-непроявленное трех видов:
дисциплина, недисциплина и иное.
Дисциплина пути освобождения,
также неоскверненная и возникает при созерцании.

14. Путь освобождения восьми видов.
По сущности четырех видов.
Потому что наименование вытекает из пола,
отдельно и не противоречит.

15. Взяв пять, восемь, десять отбрасываний,
беря все отбрасывания,
становятся принявшим пять или восемь обетов,
послушником или монахом.

16. Нравственность, правильное поведение
и деяния, дисциплина.
Первые внешне-проявленное и непроявленное —
пути освобождения и деяний.

17. Обладающих путем спасения восьми.
Родившиеся в созерцании обладают ей.
Праведники же — чистой.
Две последние сопровождаются сознанием.

18. Рожденные на "беспрепятственном пути" — эти двое
называются "отбрасывающими при непоколебимости".
Знание и память — эти двое —
дисциплина ума и органа.

19. Прибывающей на пути освобождения
постоянно, не отбрасывая, обладает
настоящим внешне-непроявленым. После
первого момента также и прошедшим.

20. Пребывающий вне дисциплины подобен этому.
Обладающий дисциплиной созерцает —
всегда прошедшим и будущим.
Праведник сперва прошедшим не (обладает).

21. Пребывающие в глубоком сосредоточении и на пути праведника,
эти двое, обладают настоящим.
В промежуточном состоянии пребывающие — сперва промежуточно.
В последующее время первое и второе.

22. Недисциплинированный с благоприятным внешне-непроявленым
и дисциплинированным с неблагоприятным
обладают им так долго, пока
имеются силы чистоты и омрачения.

23. Внешне-проявленное во всех случаях
у совершающих его — настоящее.
До неотбрасывания. С последующего момента
оно прошедшее. Будущего же нет.

24 Омраченно- и неомраченно-нейтральное
не обладает прошедшим.
Недисциплина — это преступные деяния,
безнравственность, деяния и их путь.

25. В промежуточном при действии
со слабым усилием сознания — обладание внешне-проявленным.
При невозникновении отбрасывания внешне-проявленного
праведная личность (обладает) внешне-непроявленным.

26. Возникшая от созерцания
получается через ступени созерцания.
Неокверненная через праведность.
Пути освобождения через внешне-проявленное других.

27. На всю жизнь и на сутки
следует принимать обет-дисциплину.
Суточный недисциплины нет.
Она не берется — так известно.

28. Опустившись, шепотом,
без украшений, утром,
полностью свет части поста
следует принимать от другого тайно.

29. Член нравственности, член
осторожности, член обета;
последовательно четыре, один, а также три.

30. Некоторые, хотя и постящиеся,
но не берут убежища.
"Принявший восемь обетов" признает
обет-дисциплину. Учения (как) у монаха.

31. Если соблюдать обет-дисциплину полностью,
то как имеются выполняющие одно правило и прочее?
Это понимается как сказанное для бережения.
Малое и прочие соответствует сознанию.

32. Бегущий убежище в трех
элементах, создающих будду,
в двух, создающих общину,
берет убежище в нирване.

33. Вследствие большого порицания прелюбодейства
и легкости достижения его несвершения.
Как признали дисциплину, так ее
получили, а в отношении потока — нет.

34. Пройдя (нарушив) все учения,
допустили бы ложь.
Открытый грех —
от опьянения. Чтобы других охранялись.

35. Входящие в сферу страстей, к двум,
деяния получаются настоящего времени.
Дисциплина созерцания и чистая
по существу во всех временах.

36. Обет-дисциплина в отношении всех живых существ,
а в отношении членов и причин раздельно.
Недисциплина в отношении всех,
всех членов, но не причин.

37. Недисциплина достигается
деянием или обещанием.
Оставшееся непроявленное
получается "полем", получением и оказанием почтения.

38. "Дисциплина пути освобождения теряется
от отталкивания учения, смерти,
гермафродитизма,
разрыва корней, ухода ночи".

39. Некоторые: "От ведущих к падению".
Другие: "От исчезновения истинного учения.
Кашмирцы: "При возникновении
возможны два- подобно богатству и долгу".

40. Благоприятное, принадлежавшее созерцанию,
теряется через упадок и смену ступени.
Также праведника из сферы нечувственного.
От получения плода, ощущение и упадка.

41. Недисциплина (теряется) от получения дисциплины,
возникновения смерти, двуполости.
Среднее от силы, принятия, деяния,
объекта жизни и корней теряется.

 

ß

Абхидхармакоша.Вот уж индуистская религиозная философия то!Посоперничает с христианскими теологами веры...однозначно.

Значит  п о б е д и в ш и й  всякое омрачение и выведший ВСЕХ живых из грязи колеса бытия и есть тот Главный очень почитаемый,поклоняемый учитель...заметьте,Надежда-опять учитель...может бог или уж посланник Творца наших миров(типа Иссуса)?Но если в именно нашей вселенной ВСЁ закономерно,и даже развитие сознания проходит по каким то строго намеченным временным именно нашего понимания меркам - зачем брахманы или наставники сект ндуистско-религиозных(коих ох как там немало) так всё закручивают.Не уж то простые из трущоб и грязи их понимают?Уверен,понимают лишь закон кармы.Чистые-нечистые...вот скорее всего из этого и возникли тысячи лет назад касты.... по сей день.

Да и брахманы или наставники сект напоминают мне....-ну как какая то аналогия,что ли  -  наших каменьщиков да религиозников,таивших знания тысячалетиями,и з б р а н н и к а м и(у нас-божьими-святейшими!)Патриарх и папа уж при жизни святые!Вот как!!!
А у них скорее всего полупросветлёнными....-вот сколько у них будд?Уже немало....а здравствующего будды то нет(далай лама не в счёт)Он же не будда-посредник вроде как...

но всё же аналогия просматривается.
А всё же будисты и дзенбуддисты китая,тибета...наши - как то попроще всё,по

Картина дня

наверх