Ориентировочная схема полного самостоятельного занятия. Расслабление в Шавасане (В.Востоков).
1. Настрой на занятие
Найдите место, где вам никто не будет мешать и не отвлечет ваше внимание. Если это место в квартире, то выключите телефон и попросите ваших близких не беспокоить вас определенное время.
В первую очередь сядьте удобно, успокойте дыхание и произнесите следующий мысленный настрой на работу, приказ самому себе:
Ритуал 1: «Я приступаю к работе, способствующей моему духовному гармоничному развитию на Пути. И прошу Старшего (мое Сверхсознание) и мои Силы оберегать меня от ситуаций, способных помешать процессу работы».
Примечание. При произнесении ритуала 1 необходимо сосредоточиться на верхней точке головы (либо произнести мысленно обращение вверх над головой) — это поможет вашему сверхсознанию отключить из вашего внимания все посторонние, мешающие вам в работе события. И вы сможете глубоко погрузиться в работу.
Этот настрой, слегка видоизменив, возможно использовать перед любой работой.
2. Техника начального расслабления
Выполните данное упражнение стоя или лежа — как вам больше нравится.
Техника выполнения в положении «стоя»
Поставьте ноги на ширину плеч, распределив вес своего тела таким образом, чтобы 70% веса приходилось на пятки и 30% на подъем свода стопы. Пальцы стопы держите слегка растопыренными. Старайтесь держать позвоночник прямо, так, чтобы он создавал одну линию с бедрами, плечами и головой.
Выполняйте п. а) в течение 2-3 минут. И переходите к п. б). В случае необходимости выполните этот цикл 2-3 раза.
а) Расслабьте все суставы, слегка встряхивая туловище, руки и позвоночник. Раскрепоститесь и пусть ваше тело трясется, чувствуя энергии, движущиеся от ног. Позвольте этому распространиться повсюду и сами станьте этой тряской. Глаза могут быть как открыты, так и закрыты. Выполняйте 2-3 минуты.
б) Перенесите внимание на позвоночник, все его суставы должны быть полностью расслаблены. Сохраняйте правильное положение позвоночника. Выполняйте в течение времени, необходимого для мысленного просмотра всех суставов позвоночника.
Техника лежа
Выполняйте п. а) в течение 30—60 секунд и переходите к п. б). Выполняйте п. б) в течение 1—3 минут и переходите к п. в). В случае недостаточного освобождения суставов повторите этот цикл 2-3 раза.
а) Лежа на спине, руки вытянуты за головой: начните изгибы в теле, напоминающие движения рыбы в воде. Активность движений по самочувствию. В активном варианте выполнения — длительность около 1 минуты. В спокойном варианте исполнения — 2-3 минуты. В среднем от 5 до 25 волнообразных изгибов тела.
б) Лежа на спине поднимите ноги и руки вверх и начните тряску руками и ногами. Пусть тряска распространится на все тело. Почувствуйте энергии (тепло, покалывание, мурашки) в руках и ногах. Длительность — 1-3 минуты.
в) Закройте глаза и оставайтесь неподвижны, свидетельствуя обо всем, что происходит внутри. Сви-детельствование каждого сустава рук, ног и позвоночника мысленным взором. Все суставы дол-
жны быть полностью расслаблены. Сохраняйте прямое положение позвоночника.
3. Активизация всех систем организма
Для успешного овладения способностью осознания эфирного поля необходимо выполнить активизацию всех систем и органов физического тела — это способствует очищению энергетических каналов и активизирует потоки энергии в эфирном теле.
Если у вас острый дефицит времени, то выполните минимальную подготовку:
1) переплетите пальцы рук и вытяните руки вверх над головой, потянувшись всем телом; затем отклонитесь и потянитесь влево, вправо, вперед, назад, вниз и снова вверх;
2) со вдохом разводите руки по дугам вверх и наружу, а с выдохом опускайте руки по дугам вниз и внутрь с мысленной установкой и мысленной концентрацией на эфирное поле — и вы ощутите руками нечто, что мы называем эфирным полем. Выполните 2—9 раз.
Простой комплекс упражнений для приведения физического тела в активное состояние
Вращение в суставах активизирует энергетические вихри тонкого тела (эфирного), проекция которых приходится на эти части тела.
1) Вращение кистями
2) Вращение предплечьями
3) Вращение прямыми руками
4) Вращение плечами
5) Упражнения для шеи
6) Повороты в стороны
7) Наклоны в стороны
8) Наклоны к ногам
9) Вращение тазом
10) Вращение верхней половиной туловища
11) Вращение ступней
12) Вращение голеней
13) Вращение согнутыми ногами попеременно
14) Подъем на носках
15) Хлопки пятками по ягодицам
16) Ролик («качалка»)
Комплекс упражнений, направленных на увеличение гибкости суставов и эластичности связок и сухожилий
1) Сесть на коврик и развести прямые ноги врозь насколько возможно. Выполнить от 3 до 10 пружинистых наклонов, стремясь лбом коснуться левого колена, затем 10 наклонов к правому колену. Затем выполнить 10 наклонов, стремясь коснуться пола лбом по центру между ногами. Расслабиться.
2) Упражнение «бабочка». Сесть на коврик, ноги вытянуть прямо перед собой. Сгибая ноги в коленях, подтянуть ступни к промежности и соединить подошвы ног между собой. Обхватив руками ноги над щиколотками и опираясь предплечьями на бедра, стремитесь опустить колени на пол.
Выполнить 10—25 раз. Дышать свободно. Спину стараться держать прямо.
3) Исходное положение, как в упражнении 2. Переплести пальцы рук и обхватить руками носки ног. Стремиться лбом коснуться пальцев ног или пола.
Выполнять 10—25 раз.
4) Наклон к ногам с интенсивным растягиванием спины. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой. Выдохнуть, нагнуться и взяться за ступни. Вытягивать голову вверх, продвигая поясницу вниз, стремясь сделать спину совершенно плоской. В этом положении выполнить несколько дыхательных циклов.
Облегченный вариант.
Выдохнуть и легким пружинистым наклоном стремиться прижимать подбородок к коленям. Разогнуться. Выполнить 5—10 пружинистых наклонов. Стараться сгибаться не в талии, а в тазобедренных суставах.
5) Выполните облегченный вариант «Мостик» на плечах.
Противопоказания: людям с дефектами позвоночника, большой массой и слабыми руками нужно осторожно подходить к освоению позы. Не рекомендуется лицам с гиперфункцией щитовидной железы.
6) Ролик. Сесть на ягодицы, подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Выполнить перекаты вперед-назад на спине.
4. Осознание границ эфирного поля
Главной задачей является вывод концентрации сознания с физического тела и четкая ментальная установка на более тонкие тела. Одним из способов достижения этого является приведенная ниже настройка.
Ритуал 2 (настрой на эфирное поле):
«Хочу осознать тем способом, на который я способен в данный момент, границы моего эфирного поля на данный момент». И — концентрация на ощущении энергетического поля и его границ.
В случае затруднения осознания границ эфирного поля вследствие недостаточного опыта концентрации, можете практиковать дополнительные методы расширения осознанности. С приобретением опыта вам не нужно будет выполнять изложенный ниже дополнительный метод, достаточно будет произнести один раз ритуал 2.
Метод 1 (техника осознания эфирного поля)
1) Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки свободно опущены вдоль тела. Глаза закрыты. (Или сидя в свободной позе — ладони на коленях).
2) Мысленно проведите внимание (рассмотрите внутренним взором) от копчика по позвонкам до макушки и обратно. Это один цикл. Выполните 1—3 цикла, ощущая расслабление позвонков.
3) Внимание удерживайте на всем протяжении позвоночного столба, от копчика до макушки (рис. 26). Представьте, что на вдохе в позвоночник втекает энергия Земли в виде тумана (это целительская энергия Земли, эффективная при очищении человека от энергий западения и эмоционирования), а на выдохе вытекает все плотное, темное из позвоночника. Выполните 9 раз.
4) Мысленно плавно расширяйте осознание (внимание) с позвоночного столба на все тело (рис. 27). Удерживайте чувствительность всей поверхностью тела (1—3 мин.).
5) Начните расширять осознание за пределы тела (как будто раздувается шар осознания). Расширение ведите не спеша и примерно в пределах 40—90 см (рис. 28) ощутите границу поля. Это может быть неясное или ясное чувство границы, она может быть увидена, может интуитивно осознаваться. На первых занятиях вам поможет инструктор. (На втором занятии это получалось у всех слушателей). Затем переносите осознание на верхнюю часть эфирного поля (рис. 29) и на нижнюю (рис. 30). Если результат достигнут, тогда сосредоточьтесь на этой границе эфирного поля в течение 1—3 минут, зафиксировав радиус.
6) Плавно возвратите сознание на поверхность тела.
7) Плавно переключите сознание с тела на позвоночный столб.
8) Отключите внимание от позвоночника. Откройте глаза.
9) Потянитесь всем телом вверх, вперед, в стороны, назад, вниз и снова вверх. Осознайте свой, полученный на данный момент, опыт.
Метод 2
1) Сядьте в позу «лотоса», «полулотоса» или «по-турецки». Успокойте дыхание, расслабьтесь. Сделайте дыхание ровным, спокойным, неглубоким, ритмичным.
2) Со вдохом разводите руки по дугам вверх и наружу, а с выдохом опускайте руки по дугам вниз и внутрь с мысленной установкой и мысленной концентрацией на эфирном поле (рис. 25). И вы ощутите руками нечто, что мы называем эфирным полем.
Метод 3
1) Внутреннее сосредоточение. Подготовьтесь: сядьте на стул (на пол) и примите удобную позу, способствующую медитации.
Осознайте все, что вас окружает. Почувствуйте, как части вашего тела касаются пола, ощутите свои соединенные кисти, стул (пол) под собой. Осознайте звуки внутри комнаты для занятий, вне ее и звучание своего тела.
2) Переведите внимание на свое дыхание. Почувствуйте, как ваше тело свободно расширяется на вдохе и сжимается на выдохе. Вдохните и выдохните 9,18 или 36 раз, осознавая расширение и сжатие. Количество раз зависит от реальности ощущения расширения и сжатия. В начале может потребоваться больше повторений, но с опытом достаточно будет одного вдоха и выдоха для полного ощущения поля.
Метод 4
Приведем дополнительный способ фиксирования границ своего эфирного поля при помощи ощущений в ладонях. Этот способ даст результат в случае, если радиус эфирного поля меньше, чем длина рук. У многих людей это именно так.
1) Станьте ровно, ноги вместе, руки свободно опущены. Сосредоточьтесь.
2) Разогрейте ладони, хорошо растерев их друг о друга. Встряхните кисти. Медленно отводите руки вверх в стороны, отдавая себе приказ: «Я хочу осознать границы моего эфирного поля на данный момент», — до ощущения (тепло, покалывание, изменение давления) границы поля (рис. 36).
3) Проделайте пункт 2 несколько раз, сосредоточиваясь на ощущениях в ладонях, и ощутите границы поля. Вначале, как правило, это ощущение очень слабое, но все же оно присутствует. Доверьтесь себе и своим ощущениям.
4) Зафиксируйте границы поля в сантиметрах.
Методы 2, 3, 4 помогают осознать эфирное поле другими путями. В зависимости от психотипа человека, ему может быть ближе какой-нибудь один из изложенных методов. Определив его, сосредоточьтесь на нем и овладейте им в практике. После любой из этих практик осознайте свой полученный опыт.
5. Отслеживание деформаций границ эфирного поля
Станьте ровно, сосредоточьтесь на позвоночнике и, добившись углубленного состояния концентрации, произнесите ритуал:
«Хочу осознать тем способом, на который я способен в данный момент, изменения деформации моего эфирного поля на данный момент на уровне сердечного центра».
И удерживайте концентрацию сознания в области границы поля на уровне сердечного центра (или любого исследуемого центра). Если сумеете сконцентрироваться, то познаете.
В случае успеха осознания деформации необходимо найти ее описание в разделе «Описание деформаций границ эфирного поля и способов исцеления» и выполнить изложенные там рекомендации.
6. Исследование причин возникновения деформации
В течение 15 минут созерцайте пламя свечи. Произносите мысленно следующие формулы, концентрируясь сознанием на тонких ощущениях тела:
«Мир... Доброта... Покой... во всем моем теле...» «Мир... Доброта... Покой... вокруг меня...» «Мир... Доброта... Покой... во всем Мире...»
После выполнения данной медитации примите удобную позу и отдайте приказ своему сознанию:
«Я хочу разобраться в истинных причинах такого положения дел» (чтобы любая выявленная причина не вызвала эмоциональной реакции и воспринималась спокойно с пониманием),
и затем:
«Хочу осознать момент возникновения этой деформации», либо «Хочу познать истинную причину данной деформации»,
и удерживайте концентрацию на выявленной деформации границы эфирной оболочки.
Выявленные при этом ситуации прошлого необходимо разобрать в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделах, где содержатся описания деформаций.
7. Выход
Закончить занятие выполнением ритуала благодарности и прощания.
Ритуал: «Я закончил работу, способствующую моему духовному гармоничному развитию на Пути. Благодарю Старшего (мое Сверхсознание) и мои Силы за внимание».
---
В. Востоков. Расслабление в Шавасане
В 30-х годах XXвека Иоган Шульц обратил серьезное внимание на рекомендации первых йогинов. И на основе теории расслабления йогов создал самостоятельное учение, так называемую аутогенную тренировку, которая получила в 60—70-х годах дальнейшее развитие во всех странах мира. Появилось множество ее модификаций. Мы рассмотрим йогическую позу расслабления — Шавасану, изучение которой дало возможность появлению системы аутотренинга.
Приведем описание Шавасаны из пяти фаз. К разучиванию каждой следующей фазы желательно приступать после овладения предыдущей.
1 -я фаза, подготовительная
Лягте на пол, предварительно постелив свернутое вдвое шерстяное или байковое одеяло. Руки лежат вдоль туловища ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены, голова повернута чуть-чуть в сторону (так как лежать прямо без напряжения мышц шеи она просто не может). Рот слегка приоткрыт, язык прижат к верхнему ряду зубов, как при произнесении буквы «т». Глаза закрыты.
Полусогнутое положение пальцев рук позволяет быстро расслабить мышцы рук, положение стоп с развернутыми носками облегчает расслабление мышц ног. Повернутая чуть в сторону голова помогает расслабить мышцы шеи и плеч. Слегка приоткрытый рот и описанное положение языка создают маску релаксации. Закрытые глаза помогают лучше сосредоточиться. Приняв правильную позу расслабления, успокойтесь и попытайтесь ни о чем не думать. Нормализуйте дыхание — сделайте его ровным, спокойным, неглубоким, ритмичным.
Выполнение этих рекомендаций и есть подготовительная стадия, которая не требует специальной подготовки и обычно занимает не более 2-3-х минут. После этого сразу же приступайте ко 2-й фазе.
2-я фаза
Цель этой фазы — достижение максимального мышечного расслабления.
Находясь в исходном положении, для начала необходимо сосредоточиться на определенных точках тела. Сначала на кончиках пальцев ног, затем мысль скользит вверх, сосредоточиваясь на икрах, бедрах, половых органах, пупке, подбородке, губах, кончике носа, точке между бровями, середине лба, и, наконец, мысль погружается внутрь мозга. Затем все погружается в обратном направлении.
Важно то, что это сосредоточение на отдельных точках должно быть синхронно дыхательным экскурсиям (движениям). На выдохе мысль движется снизу вверх, на вдохе — сверху вниз. Это желательно, но чаще всего добиться синхронизации дыхания с движением мысли сразу не удается, так как длительность вдоха обычно бывает короче времени мысленного «пробега» по всем точкам. На первых тренировках не обращайте на это внимания, впоследствии вы этому научитесь.
Движение мысли вы должны сопровождать следующими словесными формулами расслабления:
1. Мои руки, ноги и все тело расслабляются (повторить 7— 9 раз).
2. Мои ноги, руки и все тело тяжелеют (Повторить 7—9 раз).
3. Мои ноги, руки и все тело становятся совсем тяжелыми и теплыми (11 раз).
4. Я совершенно спокоен (спокойна) (1 раз).
При этом надо отметить, что тяжесть и тепло в области лба и висков создавать не следует. Эта область должна расслабляться, но при этом оставаться холодной.
Эффект расслабления ног и рук при многократном повторении формул достигается довольно быстро. Мышцы туловища и живота расслабляются самопроизвольно во время дыхательной паузы и во время удлиненного вдоха. Особое внимание необходимо обратить на расслабление мышц шеи и головы, в том числе глаз, губ, языка.
Во время попыток синхронизации движения мысли и дыхания должно быть достигнуто ощущение, что вдоль тела как бы прокатывается волна в направлении, совпадающем с направлением движения мысли.
3-я фаза
Находясь в стадии расслабления, необходимо сильно сконцентрировать взгляд на кончике носа и удерживать глаза в этом скошенном положении весь период вдоха и короткой задержки дыхания. На выдохе глаза принимают нормальное положение. Это действие нужно повторить 9 —13 раз, пока не появится ощущение, что ваше тело как бы падает в пропасть.
Во время скашивания глаз в первые дни разучивания может появиться небольшая головная боль, которая тут же проходит. В этом случае время тренировки приема вы можете несколько сократить. Но нужно стремиться постепенно его увеличивать.
4-я фаза
Психическая релаксация.
Вы находитесь в состоянии мышечного и нервного расслабления. Вы должны мысленно ярко и образно представить голубое небо.
Теперь необходимо достичь того состояния, чтобы представление ярко-голубого неба было возможным непрерывно удерживать как можно дольше перед глазами. Вначале такое удержание будет составлять 2-3 секунды. Вы должны упорно, день за днем, буквально по секундам увеличивать это время. В эти мгновения мозг напряженно сосредоточивается, происходит отключение практически всех органов чувств, окончательное мышечное и нервное «дорасслабление».
Характерным является отсутствие ощущения физического тела, состояния невесомости. Тело как бы парит в воздухе. Дыхание почти приостанавливается, сильно падает пульс. Внешне человек напоминает труп. Шавасана в прямом переводе так и называется — поза трупа.
5-я фаза
Достигнув 4-й стадии — высшей формы расслабления и высшей степени сосредоточенности — и находясь в этом необычном расслабленном состоянии, через какой-то период времени вы совершенно неуправляемо начнете переходить в 5-ю стадию.
Это явление — следствие сосредоточения на представлении голубого цвета, причем это сосредоточение должно быть длительным, не менее трех минут.
Независимо от времени выполнения Шавасаны необходимо правильно завершить упражнение — выйти из состояния расслабления, — так как неправильным выходом можно свести на нет весь положительный эффект релаксации. Существует два основных способа выхода из Шавасаны — успокаивающий и мобилизующий. Успокаивающий способ является основным, но иногда, в экстремальных ситуациях, можно применять мобилизующий метод, в результате которого человек мгновенно приходит в состояние сверхработоспособности.
Успокаивающий метод выхода из Шавасаны
Если выход выполняется на 3-й или более высоких фазах, то ваши мышцы отключены от головного мозга. Первое, что надо сделать, это восстановить активность связей между мышцами и мозгом, включить органы чувств. Вы должны ощутить каждую часть своего тела, почувствовать поверхность, на которой лежите, представить место, в котором находитесь, вернуть себе чувство времени. Словом, вернуть себе связи со своим телом и с окружающим миром.
После этого вы должны настроиться на возвращение к активной жизни, в которую вы войдете отдохнувшим, спокойным и счастливым, и сладко потянуться. Потягиваясь, следует растягивать все мышцы и сухожилия, растягивать и скручивать позвоночник, как выжимаемую тряпку. Кстати, потягивание — это вообще очень полезное упражнение, следует выполнять его всегда, когда вам этого хочется. От этой процедуры вы должны получать удовольствие. Попытайтесь несколько раз зевнуть, тонизируя дыхательную систему.
Опустите руки в исходное положение, а затем поднимите вертикально вверх, одновременно с подъемом сделав зевок или глубокий вдох. Теперь свободно бросьте руки в исходное положение (вдоль тела). После этого у вас автоматически произойдет выдох, некоторое время после которого вам не будет хотеться дышать. Когда эта естественная дыхательная пауза закончится, вдохните, одновременно сгибая ноги в коленях, сначала левую, потом правую. Повернитесь на правый бок, правый локоть выдвиньте вперед на уровень плеч, левую ладонь опустите на пол рядом с правым локтем. Затем встаньте на четвереньки (коленно-локтевая поза), не отрывая головы от пола. Выполняя это движение, старайтесь не напрягать мышцы брюшного пресса.
В этом положении сделайте несколько свободных вдохов и выдохов, после чего на одном из вдохов сядьте на пятки, расслабленно выпрямитесь, перейдя таким образом в позицию дза-ден (в йоге Ваджарасана). Откройте глаза и потянитесь. Если выход начался на 4-й или 5-й фазе Шавасаны, то положите руки на бедра ладонями вниз и спокойно посидите в этом положении 30—60 секунд. После этого вставайте и приступайте к своим делам.
Мобилизующий метод выхода из Шавасаны
Так же, как и в начале успокаивающего метода, восстановите связи головного мозга с телом и окружающим миром.
Удерживая вновь обретенные ощущения своего тела и окружающего мира, представьте две сближающиеся грозовые тучи. Эти большие черные тучи все ближе и ближе, и по мере их сближения растет электрическое напряжение между ними. Вы ощущаете это растущее напряжение всеми органами чувств. Вдруг это напряжение достигает предела. Раздается взрыв! Ослепительная молния! Эта молния — вы! Резко сядьте и тут же встаньте на ноги. В момент, когда вы будете садиться, поднимая корпус, сделайте резкий выдох. Чем более сильного, яркого представления удара молнии вам удастся достичь и чем быстрее вы встанете, тем сильнее будет мобилизирующее воздействие. Но злоупотреблять этим приемом не следует. Больным, ослабленным и пожилым людям этим способом пользоваться нельзя.
.............................................................................................
Лишнее тело
Почему толстый человек ни за что не хочет худеть
Представьте себе, что доступ к реальному миру вам застилают километры сосисок, котлеток, пирожных, сыров и бутербродов, и вы прогрызаете ход, лаз наружу, надеясь освободиться. Но в какой-то момент сдаетесь и думаете, что, может быть, на самом деле мир можно различать через еду.
Еда многофункциональна: приносит утешение и радость, чувство праздника и чувство безопасности. Она — один из способов прокрастинации: развлекает, отвлекает, наполняет содержанием и в прямом и в переносном смысле. Содержанием безопасным, сосисочным, в которое не проникают сложные вопросы и внутренние конфликты. Помогает контролировать домашних. Служит средством выражения заботы, заменяет любовь.
А жир? Что жир… В нем можно увязнуть, захлебнуться, забыться, как в мягком облаке. Через него все видится как в тумане. Он убежище, защита. И в то же время он шифр, код к тому, что происходит с человеком. Психологи бы сказали: симптом. Он о чем-то говорит, и если внимательно послушать, можно различить трагичные истории, конкретные причины, по которым человек ни за что не хочет с ним расставаться.
История 1. О большом животе и семейной верности
Тортик — так зовет ее муж. Его вполне устраивают ее 120 килограммов. Если в глубине души он и мечтает, чтобы она похудела, то не признается в этом даже себе, так как обожает жену и решил раз и навсегда, что она красавица.
Она и была красавицей. Даже титулованной. В юности Лариса участвовала в каком-то региональном конкурсе красоты, у нее сохранились фотографии, где она в купальнике и короне. Поклонники, то да се. 50 килограммов, между прочим.
Ларка — так ее тогда звали — поступала в театральный. В итоге закончила филологический. Нормальная бурная молодость, нормальная несчастная любовь, аборт, попытка суицида, отдельная комната пополам с подружкой в столице. Бедность.
Да что там, муж ее спас. Оказался самым настоящим принцем: порядочный, добрый, обеспеченный, ре-бенка хотел — родила одного, второго. Детей обожает. Ее бы на руках носил в буквальном смысле. Если бы не 120 килограммов.
Тортик — уютная, домашняя, с ямочками и огромным животом. От нее пахнет печеньем и ванилью. Потому что она часто печет. Такая не может, скажем, влюбиться в друга семьи. Она сама и есть эта семья, мать семейства.
Другое дело, если бы было другое тело. Те самые легкие 50 килограммов, которые любым порывом шального ветра снесет и закрутит в страстях и несчастьях. «Эх, Лара, бедовая ты, наплачешься», — говорила ей мать. А друг семьи — он такой, как ей нравится: с умными глазами и слегка кривым ртом. Когда напивается, читает, раскачиваясь, Бродского. Четвертый раз разведен.
Что говорит психолог
— Похудеть для Ларисы — все равно что столкнуться с собой другой, той шальной и бедовой, о которой ей говорила мама. Расщепление между такими полярностями, как хозяйка домашнего очага и страстная женщина, слишком велико. В свою семейную жизнь она не смогла интегрировать свою страстную натуру, от которой бывали проблемы: слишком велика опасность потерять голову и мужа.
И еще. Это может привести к открытию, что она не очень-то и любит своего мужа. Ценит — да. Благодарна ему — да. Но скорее соглашается жить с ним, чем хочет. Это открытие может разрушить такую надежную, уютную и правильную жизнь, которую выстроила Лариса, привести к внутреннему конфликту, конфликту ценностному: сгореть от любви, разрушив попутно жизни своих близких, или все сберечь ценой отказа от свободолюбивой, рискованной, страстной части себя.
Очень важный аспект, который необходимо учитывать при работе с избыточным весом и перееданием, — это «вторичная выгода». По сути, это ответ на вопрос: «А зачем мне нужен лишний вес? Что я с этого получаю?» Вторичная выгода не лежит на поверхности и зачастую отвергается ее обладателем. Она удерживает от изменений, как в случае с Ларисой. Ее выгода в том, что она получает стабильный и крепкий брак, ощущение своей значимости.
Но однобоко видеть здесь только ожирение и то, как это влияет на семью. Опыт Ларисы обогащает ее, это происходит в течение многих лет. Она уже умеет быть верной и заботливой, она такая уже много лет, и ей это нравится. Но страх измены говорит о том, что она еще не присвоила себе роль верной жены. Когда происходит присвоение новой идентичности, это автоматически становится ресурсом, на который можно опираться, снова становясь страстной женщиной, способной флиртовать, но знающей границы дозволенного.
Что говорит жир
«Я та, которая может разрушить свою жизнь, влюбившись. Я не уверена, что смогу быть верной своему мужу, но я должна быть верной матерью семейства, даже такой ценой».
Проблема
Неинтегрированные полярности, вторичная выгода.
Социальный аспект
Выйти замуж — как перейти Рубикон. После начинается другая жизнь и другая личность. Непривлекательность жены — в отличие от девушки — вшита в нашу культуру. Замужняя женщина — это полная, несексуальная заботливая тетка — мамка, одним словом. Она уже отцвела. И приносит плоды.
Мужья в большинстве своем этому потворствуют — так проще поддерживать свою монополию на данную женщину, никто на нее уже не позарится. Не только кольцо на пальце — само раздобревшее тело указывает на ее семейную принадлежность. И у мужа, соответственно, по отношению к себе планка ниже, а спокойствия больше: все уже завоевано, однажды и навеки.
История 2. О страхе смерти и гамбургерах
Лена, студентка литинститута, любит стихи и не любит свое тело. Неудобное, хлопотное, его надо повсюду за собой таскать, содержать в чистоте. Оно хочет то жрать, то спать, то опаздывает. Болит периодически. Ограничивает в прямом смысле этого слова.
Некоторым с телом везет — оно у них спортивное и легкое от природы. Не то что у Лены: каждый пирожок сразу на талии. Да и вообще, при чем тут размер, если речь идет об образе героя и контексте эпохи? Не то чтобы ей не хотелось похудеть. Но думать специально, что есть, а чего не есть, в тот момент, когда речь идет о емких метафорах и лейтмотиве в последнем тексте, казалась ей кощунственным.
С другой стороны, еда всегда была той гаванью, в которой можно было укрыться и не чувствовать. Жевать — и не чувствовать. Лене всегда было жаль, когда еда заканчивалась. Это означало, что нужно возвращаться в реальный мир. Со всеми его ограничениями, с этим смертным неудобным телом. Размер одежды при этом менялся каждые два месяца.
Когда стрелка весов достигла отметки 85, Лена научилась смотреть на себя в зеркало только под определенным углом, не попадать по возможности в кадр, не замечать своих фотографий. И только в ванной никуда было не скрыться от собственных форм.
Некоторым с телом везет — оно у них спортивное и легкое от природы. Не то что у Лены: каждый пирожок сразу на талии. Да и вообще, при чем тут размер, если речь идет об образе героя и контексте эпохи? Не то чтобы ей не хотелось похудеть. Но думать специально, что есть, а чего не есть, в тот момент, когда речь идет о емких метафорах и лейтмотиве в последнем тексте, казалась ей кощунственным.
С другой стороны, еда всегда была той гаванью, в которой можно было укрыться и не чувствовать. Жевать — и не чувствовать. Лене всегда было жаль, когда еда заканчивалась. Это означало, что нужно возвращаться в реальный мир. Со всеми его ограничениями, с этим смертным неудобным телом. Размер одежды при этом менялся каждые два месяца.
Когда стрелка весов достигла отметки 85, Лена научилась смотреть на себя в зеркало только под определенным углом, не попадать по возможности в кадр, не замечать своих фотографий. И только в ванной никуда было не скрыться от собственных форм.
Парадокс: обладая распухшим, большим телом, она стремилась его не замечать. Игнорировать все его запросы, как будто его и не было вовсе, этого ненавистного расплывшегося контура из жировых и кожных покровов. Как будто можно жить отдельно от него, обходясь только силой мысли. Закормив себя до бесчувствия.
Что говорит психолог
— Отношения с телом бывают очень сложными. Это случается, когда оно доставляет больше неудобств, чем радости… Отношение к нему складывается из множества аспектов: возможностей и ограничений, идеальности и несовершенства, половой идентичности, принадлежности к чему-то (полу, роду, семье) и нежелания принадлежать к чему бы то ни было, сексуальности и, конечно же, скоротечности жизни и смерти как факта, подтверждающего эту скоротечность.
Переедание позволяет не чувствовать тревоги, отчаяния, страха перед жизнью, а значит, и смертью, заглушать эти чувства. Тело расплывается, и его начинают «избегать». А если тела нет, если им можно пренебречь, то и не умрешь. Парадокс в том, что своими большими размерами тело предательски напоминает о себе, просто кричит: «Я есть, я существую, заметь меня!»
Присвоение телесности — единственный путь решения этих затруднений.
Что говорит жир
«Даже если тело не так важно, ты не можешь его не замечать. Ты выше телесности? Я верну ее тебе. У бессмертных тел не бывает, лишний вес напомнит о смертности».
Проблема
Отчуждение своей телесности, страх смерти, тревога перед неопределенностью.
Социальный аспект
Интеллигенты часто делают акцент на внутреннем, а не на внешнем. Порой в гипертрофированном виде — в форме отрицания всего «земного и мещанского».
«Я выше этого» может означать: «Я небожитель, читаю Кафку, и ожирение меня не касается, потому что я — про смысл жизни, а не про объем бедер». Следить за собой, замечать свое тело считается чуть ли не постыдным: это удел «блондинок», а не умных людей.
История 3. О толстом сыне и любимой маме
Кресло на заказ — это подарок на день рождения. Леонид в какой-то момент перестал помещаться в обычное офисное, которое стояло у него перед компьютером. 220 килограммов не шутка.
У Лени никогда не было девушки, последний раз он влюблялся на первом курсе, но у его избранницы уже был парень. Жиртрест — так его звали во дворе. Он плохо бегал, задыхался, и никто не хотел быть с ним в одной команде на физкультуре. Со своим большим неуклюжим телом он везде оказывался не к месту. Не вписывался. Только дома с мамой и двумя котами чувствовал себя свободно. И со временем почти перестал выходить на улицу: работал через интернет, общался через фейсбук.
Пару раз — сто килограммов назад — Леня пытался устроиться на работу и снять квартиру. С мамой делалось плохо: сердце. Она беспомощно лежала на диване и просила «не думать о ней, потому что он должен жить своей жизнью, это закон природы». Леня ненавидел мать, себя и законы природы. Покупал ведро крылышек в «Ростиксе» и погружался в фейсбук.
Маме не нравились крылышки, 200 килограммов и то, что Леня сидит дома, вместо того чтобы стать успешным бизнесменом и ее гордостью. Она находила какие-то диеты, лепила котлеты из капусты, покупала отруби. Она так заботилась о его похудении, как будто худела сама. Но Леня пух на диетических котлетах и не понимал, на что сердится мама, ведь он делал все, как она хотела. Пока однажды не проснулся с четким решением все поменять.
Вес был слишком большой, и Леонид обратился в клинику к профессиональным психологам и диетологам. За 2 года сбросил 100 килограммов. И впервые в жизни полетел на самолете. Банально — поместился в кресло. Правда, до обычного размера довести свое тело пока не может: то наберет килограммов двадцать, то сбросит их. И маме то лучше, то она снова болеет.
Мама, к слову, о его новой системе питания знает все в мельчайших деталях и полностью обеспечивает ее соблюдение. Она по-прежнему выполняет свою главную материнскую функцию — кормления.
Что говорит психолог
— Созависимость стала одной из болезней нашего времени. У Леонида есть зависимость от еды. А точнее, от мамы, просто выражается она с помощью еды. А мама вовлечена в борьбу с этой зависимостью от еды, тем самым укрепляя зависимость сына от нее самой. Она так много делает для него, но трагедия в том, что ему это уже не нужно.
Он взрослый мужчина, который должен дистанцироваться от нее, чтобы начать самостоятельную жизнь. И необходимым условием здесь должна быть агрессия. Здоровая нормальная агрессия, не уничтожающая, а необходимая, чтобы оттолкнуться.
Мама же манипулирует сыном, вызывая у него то чувство вины, то благодарность, чтобы он и дальше оставался под ее влиянием, наполняя ее жизнь смыслом. Кто кормит, тот контролирует. Хотя разумом она понимает, что ему давно пора повзрослеть и жить своей жизнью.
Для Леонида это способ не брать на себя ответственность за собственное одиночество, не сталкиваться с тревогой по поводу возможного отвержения со стороны женщин. Он уже сделал шаг в направлении отделения от мамы — начал худеть. Но страх приблизиться к другим людям, прежде всего к женщинам, заставляет его снова набирать вес и укрываться возле мамы.
Интересно, что в ожирении как раз и скрыто послание к маме: «Я не подчинюсь тебе и не похудею». Если бы это было произнесено вслух, то изменения затронули бы эту семью. В нас одновременно живет стремление к стабильности (стагнации и сохранению того, что есть) и к развитию (изменению), именно этот механизм лежит в основе неврозов, связанных с ожирением. Очень хочется новой жизни — и так страшно потерять то, что есть. Нет уверенности, что, уйдя в другую жизнь, можно будет вернуться и мама примет, поймет и будет рада его начинаниям, а не станет осуждать.
Ресурс лежит на поверхности — это способность долго находиться в отношениях. Разных. И не сбегать при первой возможности. Это тот ресурс, который поможет Леониду построить отношения с женщиной.
Что говорит жир
«Я хочу уйти, повзрослеть и жить своей жизнью, но я боюсь тебя обидеть, а еще больше боюсь, что ты не примешь меня обратно, когда мне это будет нужно».
Проблема
Созависимые отношения с матерью, инфантильность, регресс, недостаточная социализация в подростковом возрасте.
Социальный аспект
Мы не знаем, что делать с нашими детьми. Они слишком сильно от нас отличаются, мы слишком заняты, мир меняется слишком быстро. Раньше одной из форм общения было обучение (в том числе профессиональное): отец кузнец — сын подмастерье, мать рукодельница — дочь делает первые стежки. Но в современном мире подросток бывает более компетентен в техническом и профессиональном смысле, чем его «отсталый» родитель.
Что делать? Как проявить заботу? Как поддержать и сохранить авторитет, остаться матерью (отцом)? Самое очевидное и вечное — накормить.
Второй аспект: наши родители растили нас в условиях дефицита, а в пору своего детства и вовсе испытали настоящий голод. Поэтому накормить — даже когда еда сверхдоступна — это еще и защитить и спасти. Интересно, что даже в самых интеллигентных и продвинутых семьях пообщаться с ребенком — это в том числе сходить с ним в «Макдоналдс».
История 4. О семейном счастье и кулинарной книге
Валентина была женщиной серьезной и монументальной. За ней, как за каменной стеной, жил ее муж Коля. Хотя он и сам был не из щуплых, казалось, она вполне могла приподнять его за шкирку одной рукой и отправить спать. Что время от времени и случалось, когда он неумеренно выпивал (работники горводоканала частенько неумеренно выпивают: работа грязная, холодная, мокрая).
Валя такой крупной, фактически квадратной, была всегда, и женихи обходили ее стороной. Бабушки вздыхали: девка видная, квартира своя, хозяйка, а пропадает зря. Тут Коля и пригрелся. В гостях познакомились. Валентина разошлась от вина и положила ему, малознакомому мужчине, на тарелку кусок своей недоеденной курицы. Он безропотно доел. Тут она его и полюбила.
Вернувшись домой — она после длинного дня, заполненного таблицами и отчетами, он из канализационного люка, — супруги вместе отправлялись в супермаркет и с упоением покупали продукты. Продуктовая тележка была их настоящим местом встречи: соус чили и кусок свинины, майонез и зеленый горошек, слоеное тесто и копченая колбаса, пельмени и домашний фарш, эклеры и мороженое на десерт. «Дорогая, не забудь бутылку вина. И мне что-нибудь покрепче!»
У гастрономического свидания, как и у обычного, есть несколько стадий, супермаркет только увертюра. Дома — совместное приготовление ужина, и наконец кульминация — сам ужин. По накалу как бурный секс. Правда, на ужин, как и на его приготовление, часто приглашались гости. Но они всегда были только зрителями.
Валя все больше расширялась, за ней подтягивался Коля. Детей у них не было, собак и кошек они не любили, индивидуальных увлечений и общих тем не прослеживалось. Собственно, и гости на ежедневных трапезах нужны были для «вербального сопровождения», так как общие темы у супругов заканчивались через четыре фразы.
Что говорит психолог
— Еда многофункциональна. В данном случае проявляется ее социализирующая функция, точнее, объединяющая. Совместная еда — тот клей, который удерживает эту пару. Чаще у людей, которым не о чем поговорить, у которых нет общих интересов, эту функцию выполняет секс или общий ребенок. Но ребенок вырастает, и выясняется, что супруги — чужие друг другу люди.
Похоже, совместное приготовление и потребление еды для этой пары и символ, и содержание семейной жизни, поэтому любые попытки пересмотреть отношение к еде, чтобы похудеть, могут привести к кризису в их отношениях. К тому же Валентина, судя по всему, играет роль главной в этом гастрономическом союзе, то есть она, по сути, кормящая мать.
Страх одиночества и страх осознать, что рядом живет чужой человек… В этом и есть некоторая трагичность этого союза. Мы знаем, что каждому человеку нужен рядом кто-то близкий, но забываем, что настоящая близость с настоящим предъявлением себя и принятием другого — это труд и риск. Ведь могут не принять, могут отвергнуть или осудить.
Ресурс у этой семьи есть — достаточно пофантазировать, что бы они еще могли делать вместе с таким же упоением, как готовят еду, о чем бы могли говорить с таким же наслаждением. Пока еда — единственная безопасная форма предъявления себя, но они совершенно точно умеют это делать.
Что говорит жир
«Мы вместе, пока мы вместе едим».
Проблема
Страх близости и предъявления себя.
Социальный аспект
Большинство граждан при нормальном «продовольственном обеспечении», оказывается, не удовлетворены жизнью. Нелюбимая работа «за зарплату», не оставляющая времени и сил на то, чтобы развиваться, заниматься любимым делом. Низкая социальная активность. Неразвитое общение — даже на уровне соседей. Ничем не заполненная жизнь как у мужа, так и у жены. Обмениваться нечем.
Еда же как традиционное, социально одобряемое действие становится символом семейной жизни и фокусом общения. Внешнее благополучие — и свинину можно купить, и креветки — обнаруживает внутреннюю пустоту, которая заполнятся таким примитивным образом. Но формула «все сыты, а значит, довольны» не работает, потому что удовлетворение разных потребностей заменяется одной — универсальной.
История 5. О пищевых загулах и покаянных постах
В шкафу у Марины вещи от 54-го до 42-го размера. Это ее диапазон: несколько недель в году она бывает 42-го размера, но потом вес неуклонно начинает расти, и когда ненависть к себе и размер достигают предела, снова садится на диету. Она знает все диеты, вкалывала иглу, голодала, «чистилась» в санатории и снова сидела на диете.
Выбор диеты как принятие новой веры. Привычки, режим, убеждения — все меняется, и часто радикально. Марина становится адептом то Поля Брега, то Дюкана, безоглядно верит в автора очередного метода, читает на ночь его книги, как Евангелие, все остальные методы объявляет ересью.
В некоторых методах она потом разочаровывается, некоторые теряют свою эффективность от многократного использования. Дома под запретом то белки, то углеводы. Ну и, понятное дело, жиры. Марина сутками может обсуждать способы очистки кишечника и радикальные ванны для похудения, после которых можно потерять сразу полтора килограмма.
Первый раз на диету она села в 15 лет. И с тех пор уже 30 лет борется с лишним весом. Для нее самое сладкое в диете — это ее окончание. Достигнув 42-го размера, она закатывает пиры, словно торопится съесть как можно больше до того, как ее снова настигнет лишний вес. Так алкоголик, которому на год вшили капсулу, ждет, когда закончится ее действие и можно будет «развязать».
Семья Марины измучена ее борьбой, дети едят быстро и испуганно, муж ловит себя на том, что невольно считает калории в пиве. Они хотели бы с ней погулять. Но она где-то прочла, что вечерние прогулки приводят к отекам, и поэтому гулять с ними не может.
Что говорит психолог
— Борьба с лишним весом — тот образ жизни, который позволяет Марине не жить настоящей жизнью, не сталкиваться со своими настоящими чувствами, не обнаруживать пустоту. Ее жизнь устроена как жизнь запойного алкоголика — от срыва до срыва. Она не в контакте ни со своими собственными желаниями, ни с близкими.
Если диагностировать тип пищевого поведения, это периоды строгой диеты и резкий выход с приступами переедания. А самое главное — это замкнутый круг, который создает иллюзию похудения и важного дела. Секрет постоянно худеющих женщин в том, что процесс для них цель, а это провальная стратегия. Процесс снижения веса только тогда будет конечным, когда желанная стройность рассматривается как средство для достижения чего-то большего.
Есть еще один важный аспект — чувство вины, стыда. Чтобы их не переживать, можно наказать себя строгой диетой или спортом. Иллюзия: съел — отработал.
Еще один вопрос: как образ жизни Марины встраивается в ее систему отношений с мужем и детьми? Демонстрация своей недоступности и отдельности от них создает ощущение большой дистанции. И здесь снова встает вопрос о близости и способности устанавливать близкие отношения. Для Марины это угроза ее границам и личности. Возможно, «страх поглощения» удерживает ее от того, чтобы быть с ними вместе.
Надо заметить, что Марина помимо самобичеваний точно стремится получать удовольствие, она это делает, когда позволяет себе объедаться. Но можно ведь разнообразить способы получения удовольствия. Желательно вместе с семьей.
Что говорит жир
«Я занята очень важным делом… Вы можете быть рядом, но не близко».
Проблема
Пищевая зависимость, обсессивно-компульсивное поведение, страх близости.
Социальный аспект
Оставаться молодой и красивой — тренд современного общества. Худеть — модный способ жизни, самоидентификация через принадлежность к элитной группе (что объединяет Дженнифер Лопес и Клаву из Бибирева? И та и другая худеют по Дюкану). Активная деятельность, заменяющая смысл жизни. Борьба — победа — поражение. По кругу. Социально одобряемый тип активной женщины, которая следит за собой и периодически удивляет окружающих результатами.
Наличие социальной группы единомышленников — худеющих легион, и с ними автоматически находится общая тема. Комьюнити, правила жизни худеющих, форумы и сетевой дневник… Вечно худеющий человек отлично встраивается и в социальные, и в коммерческие схемы: он носитель идеологии стройности и потребитель бесконечных услуг и товаров, связанных с похудением.
На вопросы отвечала психолог: Екатерина Косарева.
Автор статьи: Светлана Скарлош.
Свежие комментарии