ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО.
Когда изменяются привычки и образ жизни - когда наше питание становится здоровее, а тело, благодаря упражнениям и растягиваниям, - сильнее, подвижнее и гибче - мы можем уделять меньше внимание таким приземлённым проблемам и направить его на восприятие более тонких энергий и интуитивных ощуущений, которые все время пронизывают нас. Боль превращается в удовольствие, и мы начинаем видеть, ощущать, вдыхать аромат и чувствовать вкус окружающего мира совсем иначе. Мы перестраиваемся на новые каналы энергии и духа и осознаём, даже в повседневной жизни, что каждый её миг волшебен.
- ОСВОБОЖДЕНИЕ РАЗУМА.
В сражении, как и в жизни, если мы начинаем слишком много думать - мы мертвы.
Майкл Букбиндер
ПАРАДОКС ОТКРЫТОСТИ.
Когда мы начинаем раскрываться и преодолевать блоки в различных частях тела и сферах своей жизни, то начинаем ощущать страдания там, где раньше, казалось, никогда не чувствовали особых проблем. Выявляя свои скрытые болезненные симптомы, мы можем испытать так называемый "кризис исцеления", при котором процесс очищения тела сопровождается приступами боли. В целом, перед тем, как улучшиться, наша жизнь становится более тяжелой. Это явление присуще любому процессу перемен.
Боль как источник пробуждения.
Страдания тела, ума и чувств можно рассматривать как благословение. Когда боль становится достаточно ощутимой, мы пробуждаемся от своей полудрёмы и начинаем искать причину неприятных ощущений. По необходимости добыча становится охотником, жертва - воином. Боль содержит в себе указание на метод исцеления: неспособные, как раньше, пребывать в роскоши удобных иллюзий, мы начинаем смещать фокус своего внимания. Мы понимаем, что на самом деле боль не приходит откуда-то "извне", от начальника, работы или близкого человека; она возникает в нашем собственном разуме - из-за ошибочности его предположений, убеждений и интерпретаций.
В тот момент, когда мы приходим к осознанному пониманию того, что сами создаём свои страдания, мы обретаем силу для борьбы с ними. Таким образом, страдание содержит в себе зерно собственного разрушения.
Явление, которое мы называем "разум", является первичным источником напряженности тела, чувств и повседневной жизни. Разум создает покровы и тусклые стекла, через которые мы наблюдаем реальность. Обычно мы считаем это искаженное восприятие мира подлинным и реальным - пока не осознаем, что источником искажений и обмана, волшебником, скрывающимся в глубине нашей души, притворяющимся нашим другом и верным советником и нашептывающий ложные идеи, заставляющие нас следовать за миражами, является наш собственный разум.
Разум является величайшим противником Воина. Принимая позицию сочувствующего свидетеля происходящего, Высшего Я, мы способны прорваться сквозь пелену разума, наблюдая за своими мыслями, но не доверяя им безоговорочно и не отождествляя себя со своим умом.
ВЫБОР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ.
В течение дня наша осознанность мечется между двумя мирами, и лишь один из них является достоверной реальностью.
Первый мир можно назвать объективным; он включает в себя то, что существует или происходит - но ничего сверх этого. К примеру, я открываю дверь и вхожу в комнату, в которой за столом сидит множество людей.
Второй мир - субъективный, внутренний. Это покров наших верований, убеждений, ценностей, восприятия - мыслей о том, что существует или происходит, то есть интерпретации реальности. В приведённом выше примере меня заботит то, как я выгляжу; люди за столом, возможно, гадают, почему я опоздал. Неприятно!.. Я надеюсь, что мое отсутствие никому не повредило... Субъективный мир включает также Базовое Я (подсознание), ответственное за воспоминания, хранящиеся в теле.
Блуждания разума.
Один мой клиент по имени Тед рассказал мне неприятную историю о том, как его бросила невеста.
Однажды вечером я сидел дома и что-то читал, дожидаясь Салли - мы собирались провести выходные вместе. В дверь позвонили. У неё был свой ключ, поэтому я решил, что это почтальон, и очень обрадовался, когда увидел, что это Салли.
- Ты потеряла ключ? - спросил я.
- Нет, - сказала она, и в этот момент я почувствовал, что что-то не так. У нее был очень серьёзный и расстроенный вид.
- Ну, заходи же, - сказал я, но она осталась стоять на пороге и произнесла нечто такое, что подействовало на меня, как разорвавшаяся бомба. - Тед, - сказала она, доставая ключ от моей квартиры и кольцо, которое я подарил ей при помолвке, - я пришла, чтобы вернуть тебе это.
Я был совершенно потрясен. Я не понимал, что происходит - ещё неделю назад мы были так счастливы вместе. Я почувствовал тошноту и слабость в животе, у меня перехватило дыхание.
- Почему? - выдавил я из себя.
Заплакав, Салли начала торопливо и сбивчиво говорить:
- Боб, ну, тот мой приятель, который живет в Европе, вернулся назад. Мы просто решили встретиться и попить кофе, но... Тед, я собираюсь выйти замуж за него и уехать в Европу. Мне очень жаль...
Судя по всему, она не так уж сильно жалела об этом. Да, по её лицу катились слёзы, но она была какой-то возбуждённой, словно всё это её захватывало! Она говорила что-то ещё, но я её почти не слышал. Её слова словно нанесли мне удар в солнечное сплетение; я просто оцепенел. Появился какой-то парень и разрушил мою любовь, разбил всю мою жизнь на кусочки! Как она могла так поступить? Мне хотелось попросить её не покидать меня, рассказать, как мне больно. Но я словно онемел. Кажется, я сказал что-то очень глупое, типа: "Ну, если ты этого действительно хочешь, Салли..." Похоже, после этого ей стало легче, но мне кажется, она мне не поверила. Да я и сам себе не верил.
Было видно, что она торопится уйти. Ну и чёрт с ней! После её ухода я почувствовал себя настолько одиноким, как никогда раньше. Мне казалось, что из меня вырван целый кусок жизни. Чуть позже я разозлился - мне пришлось полгода работать сверхурочно, чтобы купить ей это кольцо... Что мне теперь с ним делать? Мне захотелось напиться и забыться сном.
Мне хотелось позвонить ей. Ужасно хотелось. Но это только ещё больше растравило бы рану. Очевидно, что она любит того парня, а не меня. Я представлял себе его образ: высокий, симпатичный, носит дорогой костюм и вообще превосходит меня во всех отношениях. "Иногда жизнь просто несправедлива ко мне. Что же со мной не так? Ни одна женщина из тех, кого я любил, не отвечала мне взаимностью".
Я чувствовал себя совершенно уничтоженным.
В жизни происходит всякое, но в конечном счёте ничто из происходящего само по себе ничего не означает - это мы придаём событиям их значение. Тед описывает свою субъективную интерпретацию происшедшего, связанные с ним мысли, ощущения и страдания. Разумеется, мы должны стараться понимать и сочувствовать его восприятию, однако в то же время нам следует осознавать, что, в отличие физической боли или травмы, психологические страдания вряд ли являются следствием самого события, но, скорее, представляют собой реакцию разума на это событие. Стрессы возникают, когда разум сопротивляется происходящему.
Я попросил Теда ещё раз рассказать об этом случае, но на сей раз как можно проще, короче и объективнее, без личного восприятия, суждений, мнений и объяснений. Я предположил, что решение Салли выйти замуж за другого гораздо больше затронуло ее, чем Теда.
Тем не менее, Тед был убежден, ччто если бы он был выше, симпатичнее или богаче, он бы наверняка "завоевал" Салли. Я согласился, что если бы мы были способны превращаться в другого человека, то смогли бы привлекать людей, которым этот человек нравится; тем менее, нам приходится искать тех, кому мы понравимся такими, какие мы есть.
- Преставь, что Салли нужен муж-яблоко, а ты апельсин, - сказал я Теду. - Разве нельзя допустить, что одним женщинам нравятся яблоки, а другим - апельсины?
- Да, разумеется.
- Тогда ты должен признать: то, что она выбрала Боба и уехала с ним в Европу совсем не означает, что ты как человек хуже него.
- Думаю, это так. - улыбнулся Тед. - Что ж, в следующий раз буду искать ту, которая любит апельсины.
Я рассказал Теду, как много лет назад, когда я учился в колледже, я обратил внимание на то, что мои вкусы в отношении женщин значительно расходятся с предпочтениями моих друзей. Одним из них нравились невысокие женщины, а другим - высокие, одним - женщины с худенькими, почти мальчишескими фигурками, а другим - пышные формы. Мой лучший друг избегал женщин, которые казались ему слишком умными, а мне действительно нравились интеллектуалки. Такие примеры можно обнаружить повсюду, как только мы начнём сравнивать вкусы людей к чему-либо.
Один мой приятель как-то смущенно заметил, что все женщины, на которых он обращал внимание, были чем-то похожи на его мать; зато другому моему знакомому нравились именно те женщины, характер которых отличался от характера его матери - и так далее.
Меня поразило, что различия во вкусах работают в обоих направлениях - казалось, есть определённый тип женщин, которым я, несмотря ни на что, обычно нравлюсь, и другой тип женщин, которым я никогда не понравлюсь, как бы ни старался. При этом совсем не обязательно принимать это близко к сердцу - их выбор был связан только с их вкусами, а не с моими достоинствами и недостатками.
Мы с Тедом говорили очень долго, и в итоге он пересмотрел своё несчастье и начал понимать, что возникшие у него ощущения и мнения относительно происшедшего случая связаны исключительно с его самооценкой.
Самоанализ очень полезен для прояснения степени влияния разума на восприятие событий. Однако многие из нас тратят на анализ какой-нибудь серьёзной проблемы не больше нескольких часов, а все остальное время лишь драматизируют ее. В итоге ничто не меняется, потому что мы анализируем только то, что происходит снаружи. Осознание роли разума в формировании нашего восприятия и возникновении страданий позволит нам прекратить обвинять в них окружающий мир и других людей и начать уборку в собственном доме.
Анализ, однако, не является последним шагом; это лишь метод изучения события Сознательным Я. Сознательное Я могло уже давно проанализировать, "понять" и тщательно разобрать всё случившееся. Чтобы помочь Базовому Я освободиться от эмоционального заряда, сохраняющегося в нас несмотря на умственное понимание ситуации, необходимо провести пересмотр всего случившегося - представить и вновь пережить его, но в этот раз с объективной точки зрения. Когда мы обращаемся к эмоционально болезненному для нас случаю прошлого и "вычленяем" из него субъективное восприятие - мнения, суждения и предположения разума - оставшееся и представляет собой то, что объективно случилось, "чистое" событие, свободное от страданий.
Целью такого анализа является не только облегчение воспоминаний об этом случае. Устраняя из этих воспоминаний эмоциональную наргузку, мы также резко снижаем вероятность того, что подобная ситуация случится в будущем, поскольку важность события уже сознательно изучена и подсознательно усвоена.
Подлинная история.
Я вновь попросил Теда рассказать о том, что на самом деле произошло, без его субъективных добавлений - кратко, просто и только на основе реально увиденного и услышанного.
"Салли, моя невеста, пришла ко мне домой, но отказалась пройти дальше порога. Она вернула мне ключ от моей квартиры и обручальное кольцо и сообщила, что собирается выйти замуж за человека по имени Боб и жить с ним в Европе. Мы немного поговорили, и она ушла."
Хотя Тед действительно описал события кратко и "объективно", но наблюдая за ним, я понимал, что определённый груз случившегося ещё оставался, поскольку - и это вполне естественно - в нём ещё оставалась эмоциональная и умственная оценка происшедшего. Иногда одно и то же приходится пересказывать несколько раз, прежде чем мы окончательно освободимся от эмоционального заряда. По крайней мере, Тед обрёл осознание причины этой эмоциональной напряжённости - те мнения, которые заставляли его чувствовать жалость к себе.
Он повторял свою историю вновь и вновь и с каждым разом все больше расслаблялся. Он рассказал её самому себе ещё много раз. В последний раз он даже улыбнулся, когда понял, что то, о чём он рассказывает, и является тем, что происходило на самом деле, а всё остальное было додумано им самим. Когда он осознал это, к нему мгновенно пришло облегчение и прилив сил.
Интересным моментом, который служит причиной сопротивления подобным упражнениям, является убежденность в том, что объективное описание кажется людям "холодным", лишенным "подлинных эмоций". Разумеется, все зависит от того, что мы понимаем под эмоциями. На практике, чем меньше на наше восприятие реальных событий накладываются эмоции, тем больше чистосердечных чувств мы при этом испытываем.
Тед обнаружил, что ничто из того, что сделала Салли, не было само по себе приносящим страдания. В конце концов, если бы в тот момент он сам хотел расстаться с ней, но не знал бы, как ей об этом сказать, такая новость была бы воспринята им с благодарностью и облегчением. Страдания вызвало совсем не поведение Салли, а состояние его собственного разума, его желания и убеждения.
Салли не ударила и не оскорбила Теда - она даже вернула ему его кольцо. Она ни о чем его не просила и не насмехалась над ним. Тед пострадал от событий, происшедших в его собственной голове.
Тед осознал значимость этого случая как возможности узнать новое о самом себе. Он вступил на Путь Мирного Воина, практика которого означает использование повседневных событий для непрерывного развития, превращение страданий в мудрость.
Подобное первое великое пробуждение к объективной реальности может казаться очень простым, но на самом деле это очень сложно сделать. Преодоление иллюзий, создаваемых разумом, подобно пересечению колючих зарослей в лесу. Многие люди затрачивают на этот процесс годы сознательных усилий. С другой стороны, иногда мы сталкиваемся с "реальной" реальностью внезапно и, казалось бы, совершенно случайно.
Назад в реальность.
Однажды я проснулся после приятного сна, открыл глаза, но никак не мог понять, где я и что меня окружает. Ничто не вызывало у меня никаких чувств. Я смотрел на потолок и не понимал, что это. Я уставился на часы, на их циферблат, не имея никакого представления о том, что это такое. Ничего не понимая, я посмотрел в окно. Я смотрел на пол - и не понимал.
Оставаясь в этом состоянии, я оказался в ванной комнате, включил кран с горячей водой, но забыл добавить холодной. Когда ванна наполнилась, я как-то умудрился раздеться, но потерял равновесие и упал назад - спиной в кипяток. И тогда я мгновенно всё понял.
Физические страдания возвращают нас назад к объективной реальности и напоминают об установленных в мире приоритетах осознанности, однако я не рекомендую проверять это подобным образом.
Две формы знания.
С каждой реальностью, объективной и субъективной, связана своя собственная форма знания. Объективный мир требует практических знаний, которые можно использовать в жизни - способности починить протекающий кран, знания правил уличного движения и так далее. Объективная информация несёт в себе и практические принципы, применяемые в повседневной жизни для расширения горизонтов и диапазона ощущений, для увеличения своей ценности в глазах окружающих - вообще, для повышения качества нашей жизни.
Субъективный мир имеет дело с "чистым знанием" и абстрактными идеями. Я приучил себя спрашивать самого себя, когда получаю новую информацию: "Как я могу это использовать? Чем это знание может помочь мне в моей жизни? Что оно означает для моего счастья? С чем оно связано? Может ли оно помочь мне улучшить отношения с людьми и усилить поддержку семьи? Что нового внеёет это знание в мою жизнь?"
Вместо того, чтобы заниматься абстрактными концепциями, мало что изменяющими в моей повседневной реальности, я предпочитаю поинтересоваться: "О чём я сейчас думаю? Что я сейчас чувствую?" Эти вопросы ведут к самоосознанию и самопостижению, помогают избегать ловушек ошибочных астрактных соображений о реальности, которые разум вплетает в свою паутину иллюзий.
Проблеск возможности
Большинство людей могут вспомнить те редкие и радостные случаи, когда они испытывали спокойную, простую и счастливую ясность, когда буря мыслей успокаивалась, и мир становился спокойным, тихим и ярким. Независимо от обстоятельств все казалось очень простым, по-настоящему прекрасным и совершенно правильным - это происходит всегда, когда мы перестаём обращать внимание на непрерывный шум мыслей своего разума.
Те из нас, кто смотрит сквозь разум, а не посредством разума, кто протёр окна своего восприятия, видит жизнь таковой, какова она есть, а не через тусклые покровы мыслей, оценок, суждений и интерпретаций. Мысли всё ещё присутствуют, человек всё ещё обладает убеждениями и ассоциациями, всё ещё интерпретирует, распознаёт, сравнивает и выносит суждения, но он уже не считает всё это реальностью.
СВОЙСТВА РАЗУМА.
Известно, что мозг состоит из двух полушарий, выполняющих разные функции: левое полушарие является логичным, рациональным, а правое - духовным, воображающим. Особые клетки мозга позволяют нам накапливать данные и сравнивать, распознавать и обрабатывать их с поразительной скоростью - этот процесс называется мышлением.
Мы способны сознательно заставлять себя думать о чём-либо - вспоминать случай из прошлого опыта, решать математическую задачу, написать письмо другу или сочинить стихотворение в честь возлюбленной. Однако, в нашем разуме постоянно возникают непреднамеренные мысли, которые обычно проходят вне сферы осознанности. Очень часто эти мысли несут в себе негативный эмоциональный заряд - беспокойство, образы, о которых мы стараемся не думать - идеи, которые способны поднимать и опускать наше настроение, поворачивать его в ту или иную сторону; они дергают нас за веревочки, как кукол. Такие случайные мысли, как и сновидения, представляют собой естественное высвобождение подавленных впечатлений и воспоминаний.
Базовое Я склонно путать эти внутренние впечатления с реально получаемыми, что приводит к физическому напряжению и неуравновешенности. Сознательное Я, интерпретирующее мир через фильтры собственных мыслей, придаёт событиям реального мира неверное толкование и в результате значительно усложняет и затрудняет нашу жизнь.
Взгляд с высоты.
С глобальной точки зрения, Вселенная и всё, что в ней существует, создаётся Сознанием. Я использую понятие "Сознание" - с большой буквы - как синоним слов "Бог" или "Дух"; это означает ту первичную силу жизни, которая одухотворяет всё вокруг, от мельчайших субатомных частиц до галактик. В человеческом существе Сознание проявляется как чистая осознанность. Во время сна, как нам кажется, мы не осознаем мир вокруг; пробуждаясь, мы переходим к относительной осознанности явлений внешнего мира.
Внимание соответствует той степени, в которой мы способны фокусировать свою осознанность. Подобно линзе, собирающей солнечные лучи, чем тоньше наше фокусирование, тем глубже и мощнее способен проникать в вещи наш разум. Способность фокусировать внимание, которую мы называем концентрацией или сосредоточенностью, можно значительно развить путём практики.
Мы обладаем мозгом; с помощью органов чувств мозг расщепляет Сознание на различные формы и каналы осознанности, как призма расщепляет белый свет на радугу спектра. Однако, как уже говорилось, наш разум включает и постоянный фоновый шум произвольно возникающих образов, слов, обрывков мыслей, интерпретаций, ассоциаций и рассуждений, которые отделяют нас от ясного, простого и непосредственного восприятия мира. Другими словами, мир совсем не такой, каким мы его мыслим.
К примеру, если мы придём в ближайший парк или на городскую площадь, мы можем думать о том, что там увидим, осуждая в своих мыслях женщину, позволяющую своей собаке бегать где попало, гадая, попросит ли у нас подачки идущий навстречу бродяга и заранее продумывая, как мы ему откажем, и чувствуя раздражение от громкой музыки, под которую бурно веселятся подростки, не задумывающиеся о том, нравится ли это окружающим. С другой стороны, мы можем присесть на скамейку и вступить в безмолвное и свободное от мыслей общение с природой, чувствовать пронизывающую все вокруг энергию и наслаждаться приятной картиной окружающего мира и такими разными людьми, проходящими мимо нас.
Приручение неуловимого разума
Разум похож на непрерывно (за исключением периода глубокого сна) играющее радио, самостоятельно переключающегося на новые каналы. Судя по всему, это явление служит достаточно полезной цели и обеспечивает своего рода разрядку нервной системы, и поэтому случайные мысли представляют собой неизбежный побочный продукт деятельности мозга. Дрессировка разума не означает необходимости полностью отключать этот внутренний шум; скорее, приручение ума представляет собой распознание этого шума как независимого явления, чтобы мы не сходили с ума, когда в голове начинает гудеть "хэви металл рок", и не становились грустными, когда в нем звучит скрипка. Кроме того, контроль над разумом предполагает понимание того, что как только мы осознаем, на какой волне работает внутреннее радио, мы обретаем свободу выбора другого канала.
В своём объяснении всего этого Сократ использовал другой образ: "Разум напоминает назойливо лающего пса. Тебе совсем не обязательно убивать собаку; в конце концов, все они лают. Тебе нужно приучить её к послушанию и удерживать не поводке."
Смирившись с естественностью поведения разума-радиоприемника, мы можем учиться управлять им, включать те каналы, которые нас интересуют, и приглушать его громкость, чтобы услышать пение птиц вокруг или просто посидеть в тишине.
Разум и толкования.
Жизнь покрыта тайной. Хотя мы можем изучать бесконечное число новых фактов практически обо всем вокруг, вряд ли мы когда-нибудь постигнем всё. Когда мы осознаем, что само по себе ничто ничего не значит, и что мы сами придаём всему значение, мы испытываем первое великое пробуждение что на выходных.
То, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и ощущаем на вкус, действительно существует, однако всё, что мы говорим, думаем или считаем по отношению к ощущаемому, существует только в нашем разуме. Понимание этого становится существенной базой, прочно обосновавшись на которой, мы можем наблюдать за поведением собственного разума, а не идти у него на поводу - это что-то вроде "непрерывной медитации". При внимательном рассмотрение мы можем убедиться, что каждый раз, когда сталкивались с какой-либо проблемой, нечто означало для нас что-то другое, было неверно истолковано, интерпретировано, сравнено или оценено.
Давайте рассмотрим пример того, как мы придаем явлениям значимость и создаем собственную реальность. Две семьи - семейство Бейкер и семья Джонсон - живут в соседних домах; оба главы семьи уезжают на работу на целую неделю и возвращаются только на выходные.
Как это обычно бывает, миссис Бейкер частенько сетует в присутствии детей: "Вашего папочки никогда нет дома, когда он нужен. С этими его командировками он видится с вами только по выходным." Дети растут с представлением о своём "потерянном отце", у которого "никогда не было для них времени", разве что на выходных.
Миссис Джонсон разговаривает со своими детьми совсем иначе: "Нам очень повезло, что у нас такой хороший папа. Ему так хочется все время быть с нами, но приходится много работать, чтобы содержать всех нас. И всё-таки у нас есть самое лучшее время - каждый выходной! Это большая удача!" Эти дети наверняка всегда будут уважать своего "преданного, любящего отца, возвращавшегося домой каждый уикенд, чтобы побыть с семьей."
Это разновидность старого примера, в котором нужно выбрать "наполовину полный" или "полупустой" стакан. Мы видим вещи не такими, какие они, а такими, каковы мы сами.
В жизни мы часто испытываем реальную, объективную физическую боль, и многие внешние объекты действительно могут угрожать нашему благополучию, однако большинство страхов, стрессов и разочарований возникают в разуме, а не в теле. Пугливый ум лишь отягощает объективные физические страдания, потому что разум способен привносить напряжённость в тело; это напряжение усиливает боль, а боль в сочетании со страхом ранит нас гораздо сильнее, чем страдания без страха.
РАЗУМ КАК ИСТОЧНИК СТРЕССА.
Психологические стрессы происходят, когда разум сопротивляется реально происходящим событиям. К примеру, расставаясь с любимым человеком, мы испытываем происходящие перемены - мы долго прожили вместе под одной крышей, а теперь расходимся. Конечно, если мы стремились к разрыву, были готовы к нему или надеялись, что он произойдёт, то вряд ли будем считать его проблемой. Но сопротивление - и придание значимости - переменам может создавать эмоциональные возмущения, колебания и волнения: "Мне не повезло. Меня обманули. После всего того, что я сделал, ко мне относятся вот так. Это нечестно. Существует кто-то другой - я точно знаю - кто-то более привлекательный и сексуальный, чем я. А я стал недостаточно хорош." Так человек загоняет себя всё дальше во тьму депрессии.
Инициатор разрыва отношений обычно чувствует себя неплохо, потому что для него конец этих отношений означает относительно положительные перемены. Но тот, кого бросают, чувствует себя страшно подавленным - в той степени, в какой он сопротивляется разрыву. Для обоих партнеров происходит одно и то же событие, однако толкования, к которым они прибегают, различны и определяются настроением каждого из них.
То, что одним человек воспринимается как стрессовая или пугающая ситуация, другим переносится намного легче, потому что он не сопротивляется этому. К примеру, Патрик способен прыгать с парашютом, потому что любит ощущения свободного полёта, но в то же время испытывает страх при необходимости говорить перед большой аудиторией. У Джейн всё наоборот. На вечеринках и в больших группах людей Мэри чувствует себя беспокойно, а Роберта старается не пропустить ни одной подобной возможности общения. Но Роберта впадает в депрессию, когда близится срок завершения очередного этапа работ, а Мэри обожает "возбуждённость" и "борьбу", сопровождающие выполнение заданий в срок.
В "Пути Мирного Воина" я описывал случай в парке, когда меня очень огорчило то, что намеченный пикник сорвался из-за плохой погоды. "В дожде нет ничего плохого, - заметил Сократ. - Он приносит воду цветам". Проблема возникла только по причине моего сопротивления дождю, хотя в то время я его совсем не замечал. Принцип "Нет сопротивления - нет стресса" применим к любой ситуации, независимо от её сложности. Сопротивление чему-либо - даже страху или страданию - лишь усиливает неприятные ощущения. Таким образом, у нас есть выбор: мы можем все время желать "солнечного погоды" и время от времени впадать в отчаяние и подавленность; с другой стороны, мы можем прекратить сопротивляться бурям. Когда бы мы ни заметили, что чему-то сопротивляемся, следует спросить себя: "Почему я решил, что это проблема?" Как подметил Сократ, когда мы проходили мимо теннисных кортов: "Каждый удар по мячу делает кого-то счастливым".
Распознавание искаженных мнений.
Если нам не нравится, как мы себя чувствуем, следует изменить образ своего мышления. Процесс мышления во многом напоминает разговор с самим собой; иногда он настолько тих, что мы его даже не замечаем. Мы повторяем самим себе то, что говорили о нас родители - то, что, как мы считаем, они на самом деле чувствовали. Подобные сообщения, хранящиеся в подсознании, создают негативные физические и эмоциональные реакции.
Если кто-то обругал нас во время поездки на работу, мы можем сказать себе: "Какой болван!" или "Бедный парень - наверное, у него сегодня тяжёлый день". Эти мысли вызывают у нас различные физические и эмоциональные отклики.
Разнообразие негативных мнений создаёт и поддерживает стрессовые состояния. Вот несколько примеров этого:
Когда нам кажется, что наше поведение не одобряют, мы заключаем, что мы ведём себя неправильно или плохо (следовательно, мы должны стремиться к тому, чтобы все нас одобряли и любили).
Наша ценность для окружающих зависит от того, чего мы достигли и что совершили (поэтому мы должны достигать и создавать, а иначе мы совершенно никому не нужны).
Для счастья нам необходима идеальная любовь и непрерывно радостные отношения с любимым человеком.
Мы должны все делать правильно (остальные - тоже).
Наше видение мира абсолютно правильно (поэтому тот, кто с нами не согласен, не прав).
Мы можем попадать в ловушку прочих искажённых и абсолютизированных мнений:
Или - или. Мы делаем всё либо абсолютно правильно, либо совершенно неправильно.
Противоядие: необходимо стараться видеть мир в красках, а не только чёрно-белым.
Полная ответственность. Если кто-то другой в плохом настроении, мы чувствуем личную ответственность за помощь ему.
Противоядие: снимите с себя обязанности генерального директора Вселенной и прочитайте какую-нибудь хорошую книгу о взаимозависимости людей.
Самоосуждение. Если мы ошибаемся, то вместо того, чтобы признать это и выучить урок, мы называем себя тупицей.
Противоядие: вспомните, какими словами частенько называли вас родители и подумайте, хотите ли вы и дальше продолжать начатое ими.
Внимательность к негативному. Хотя из двенадцати задач мы успешно справились с десятью, наше внимание полностью занимают только два провала.
Противоядие: не забывайте хвалить себя, когда делаете что-то хорошо.
Самоотрицание. Обычно мы выражаем свои мысли в негативном варианте: "Не хочешь сходить вместе со мной?"
Противоядие: хотя это может показаться трудным или странным, научитесь выражать свои запросы в наиболее положительной форме - и вы получите гораздо больше положительных реакций от окружающих.
Хотя Сознательное Я вполне способно распознавать нелогичность подобного категоричного и абсолютного мышления, родители и влияние окружающей среды в детстве могли приучить наше Базовое Я признавать такие самоуничтожающие мысли, результаты чего всем нам прекрасно известны. Осознание собственных наклонностей, сочетающееся с положительными воображаемыми картинами, изменяющими образ мышления, помогают переучивать Базовое Я. Со временем человек замечает, что у него возникает все меньше и меньше стрессовых проблем и огорчений, вызванных "внешними обстоятельствами".
Интерпретация реальности.
События - это всего лишь события. Рассмотрим пример празднования дней рождения. Наверняка каждый из нас чувствовал себя веселым на одних из таких вечеринок и печальным - на других, только в зависимости от того, что происходило внутри нас и насколько мы доверялись собственным интерпретациям.
Ошибочные интерпретации и искажённые толкования разума вызывают бурю чувств. Однажды я ехал по извилистой дороге, и из окна проезжавшей навстречу машины высунулась женщина и крикнула мне: "Свинья!" Меня очень расстроило то, что совершенно незнакомый человек, к тому же привлекательная женщина, назвал меня свиньей. Я подумал: "Наверное, у нее проблемы с мужчинами", въехал за поворот - и едва не врезался в огромную свинью, стоявшую прямо посреди дороги.
Здоровье, стрессы и сопротивляющийся разум.
Большинство болезней начинаются с подавленных мыслей, которые вызывают напряжение в теле. Любая мысль отражается на организме. Недавние исследования в области психосоматической медицины показали, что иммунная система организма тонко и быстро реагирует на позитивные и негативные мысли и настроения человека.
Сопротивление подобно камню, брошенному в спокойное озеро, а чувства - расходящимся по глади воды кругам. Хронические стрессы возникают в разуме, вызывают эмоциональные возмущения и проявляются в теле в форме накапливаемого напряжения. Напряжённость превращается в болезненные ощущения - головные и желудочные боли, радикулит и так далее. Все мы испытывали те или иные неприятные симптомы, казавшиеся беспричинными.
Разум и чувства.
Когда тело расслаблено, дыхание равномерно, а разум - ясен и чист, наши чувства остаются открытыми. Ни один человек не становится эмоционально подавленным, если разум не создает причины плохого настроения. Эта мысль не нова даже для Запада. Уильям Джеймс, один из основателей современной психологии, обнаружил, что все мы испытываем страх, печаль или гнев одинаково - как напряжения и сокращения в области живота и груди; и тогда разум интерпретирует такие ощущения как гнев, страх или огорчение, в соответствии с мыслями и толкованиями, протекающими в это время в мозге.
Когда бы ни чувствовали печаль, причинами внутреннего беспокойства являются мнения и толкования разума, которые возникают чуть ниже уровня сознательной осознанности. Эмоциональные сокращения вызываются мимолетными образами, внутренним шумом мыслей, жесткими правилами, ассоциациями и воспоминаниями.
Мне вспоминается случай, происшедший несколько лет назад, когда я стоял в очереди в банке, держа за руку дочь, которой тогда было около двух лет. Я простоял довольно долго, и когда уже почти дошёл до стойки, в банк вошёл какой-то мужчина, посмотрел на длинную очередь, прошел вдоль нее и встал прямо передо мной! "Я очень спешу" - заявил он. Сначала я просто поразился его наглости, а потом мной овладел гнев. Моя дочурка, напротив, никак не отреагировала, потому что у неё ещё не сформировалось никаких убеждений или интерпретаций подобных ситуаций; она ещё не знала правила:
"Люди должны стоять в очереди на своём месте" или еще более тонкого закона: "Если кто-то пытается обставить тебя, ты должен дать ему отпор." Не зная никаких правил, она никак не сопротивлялась ситуации - и не испытала стресса.
Это совсем не означает, что мы должны оставаться спокойными и позволять другим переступать через себя, однако очищение и устранение мнений и вызываемых ими эмоциональных потрясений позволит нам действовать уверенно и с пониманием происходящего, и таким образом эффективнее достигать своих целей. В описанном выше случае, к примеру, я так ничего и не сделал, только что-то пробормотал в ответ - мне не хотелось затевать ссору в присутствии дочери. Сегодня я бы просто улыбнулся, спокойно прошёл мимо этого мужчины, сообщил бы банковскому служащему, что этот человек пытается пройти без очереди, и его бы просто не обслужили. Или я мог бы позволить ему пройти вперёд - как бы мне заблагорассудилось.
Пустая лодка.
Если вы проникнетесь одной из моих любимейших историй, то она может помочь вам увидеть ключ к эмоциональному спокойствию и средство "короткого замыкания" практически непрерывного воздействия со стороны разума.
Человек поднимался в маленькой лодке в начало по течению, направляясь домой, и вдруг столкнулся с другой небольшой лодкой, спускавшейся по реке. Поскольку ему должны были уступать дорогу, он разозлился. Развернувшись, он крикнул другому гребцу: "Смотри, куда правишь! Осторожнее!"
Сидящий в другой лодке извинился и они разминулись без развития ссоры. Однако час спустя продолжавший подниматься по течению человек вновь столкнулся с другой лодкой. Совершенно разгневанный, он развернулся к беспечному рулевому второй лодки. Приступ ярости мгновенно прошёл, когда он увидел, что в лодке никого нет - судя по всему, течение сорвало её с причала. Человек спокойно оттолкнул её и продолжил свой путь.
После этого случая он никогда не терял своего спокойствия, потому что относился к каждому человеку, как к пустой лодке.
Свежие комментарии