Некоторые люди используют это средство облегчения в самых предельных формах, намеренно нанося своему телу повреждения или увечья (обычно это является следствием сильных травм или физических побоев в детстве). Подобный шаблон поведения может стать привычкой, поскольку вызывает приток адреналина, за которым следует высвобождение энергии и ощущение расслаблённости.
Люди, неосознанно использующие недомогания и травмы как средство высвобождения энергии, обычно совершают это либо по приобретённой в детстве привычке, либо оттого, что избегают иных методов облегчения, например, физических упражнений, либо потому что неожиданно сталкиваются с настолько сильным дискофмортом, что Базовое Я использует болезнь как дополнение к другим средствам.
Разумеется, не каждая болезнь или несчастный случай - результат намеренного или бессознательного решения освободиться от избытка энергии. Студент может всегда быть в хорошей форме, но заболеть тяжёлым гриппом от волнения перед защитой дипломной работы. Всегда внимательный водитель может попасть в аварию на перекрестке по вине другого пьяного или легкомысленного водителя. Иногда мы просто испытываем недомогание; иногда у нас просто не складывается день. Случайные болезни и травмы совсем не обязательно указывают на шаблонное поведение, однако регулярные заболевания, несчастные случаи и другие формы высвобождения энергии должны заставить человека внимательно пересмотреть свою жизнь и провести определённые изменения для достижения более благополучного уровня своей энергетики.
Перенапряжение.
Регулярные и умеренные физические упражнения и спортивные занятия вызывают в нашем организме приток жизненных сил и являются здоровой, осознанной и приносящей радость формой восстановления физических сил, общения с людьми и индивидуального развития. Перенапряжение, напротив, представляет собой стрессовую, угнетающую и относительно безрадостную деятельность, в отсутствие которой человек чувствует себя дискомфортно. Насильное физическое перенапряжение, вызываемое стрессом, часто приводит к хроническим травмам суставов и мышц тела, которое причиняются слишком завышенными нагрузками и отсутствием нормального отдыха и восстановления сил. Как и многие алкоголики, осознавшие своё пристрастие как нездоровую привычку, люди, понимающие свою склонность к перенапряжению, способны начать процесс лечения и привести в действие силы, ведущие у переменам своего образа жизни. По мере того как осознанность, внимание и усилия воли помогают освободиться от навязчивости приобретенного шаблона поведения, привычка перенапряжения сменяется расслабленным и приятным режимом упражнений.
Перенапряжение проявляется не только в гимнастическом зале или на спортивной площадке. Если человек проводит долгие часы за нелюбимой, в общем-то, работой, взваливает на себя массу обязанностей и сгибается под их тяжестью; если он способен заснуть только при крайней усталости или чувствует себя беспокойно в моменты отдыха - просто от того, что "ничего не делает" - такой "трудоголик" также демонстрирует признаки пагубного пристрастия. Как только подобная проблема сознательно распознаётся, можно заняться уравновешиванием своего образа жизни. Разумеется, многие из нас иногда задерживаются на работе, потому что любят её, - работа придаёт нашей жизни смысл и содержание. Такая привязанность к своей профессии ещё не является шаблонной привычкой.
Бесконечные навязчивые разговоры и непрерывная суета отражают как накопление избточной энергии, так и стремление снизить её объём путём непрестанной болтовни или подвижной активности, которые тоже являются формами перенапряжения.
Страх и риск.
Страх вызывает повышение уровня адреналина в кровеносной системе, за которым следует усталость и апатия. Он также является потенциальной навязчивой привычкой. Страх можно вполне намеренно использовать как средство снятия стресса - например, в форме фильмов ужасов, прыжков с парашютом, преступной деятельности и других рискованных занятий. Помимо этого, Базовое Я вырабатывает подсознательные страхи, которые выражаются в ночных кошмарах, беспричинных приступах паники и различных фобиях.
Когда другие средства облегчения по каким-то причинам недоступны - например, в детстве, - Базовое Я способно создавать хронические и повторяющиеся страхи в форме фобий, кошмарных сновидений и беспричинных приступов страха. Фобии считаются нарушениями психики; это навязчивые, преувеличенные и нелогичные страхи, выходящие за рамки реальной степени угрозы какой-либо ситуации. Наиболее распространёнными фобиями являются боязнь темноты и высоты, замкнутых помещений и слишком открытых пространств, страх перед змеями, грызунами и насекомыми.
Тёмные улицы или жалящие насекомые неприятны для многих людей, однако когда такой страх становится постоянным и истощающим, когда он начинает мешать нормальному течению повседневной жизни (например, если пчела, влетевшая в окно, способна заставить человека потерять управление автомобилем, или если он панически боится летать самолетом или пользоваться лифтом) - они превращаются в развитые фобии.
Ночные кошмары и приступы страха тоже порождаются Базовым Я. Большинство беспричинных страхов возникают в состоянии сновидения, в форме кошмарных снов. Наиболее распространенными кошмарами являются сны о нападении насекомых или грызунов, бесформенные и неясные образы каких-то созданий, вызывающих непреодолимый ужас (в этих образах проявляется свободное от форм, "чистое" беспокойство), и страхи, связанные со скованностью, неспособностью двигаться.
Фильмы ужасов привлекают зрителей исключительно пугающими образами; дополненные соответствующей музыкой и звуковым сопровождением, они приводят к усиленному выделению адреналина и сменяющей его расслабленности. С этим согласится каждый, кто хоть раз выходил из кинотеатра "на ватных ногах". Люди, пренебрежительно отзывающиеся о такого рода "тёмных" или "неприятных" фильмах и книгах, просто предпочитают иные средства разрядки, хотя для большинства людей "ужастики" являются вполне надёжным и испытанным методом высвобождения энергии. Побочным преимуществом этого жанра является то, что он позволяет с безопасного расстояния заглядывать в тёмные закоулки наших душ и обеспечивает сравнительно безвредную возможность проявления наших скрытых "мрачных половин".
Как ни странно, "уморительные" комедии, над которыми мы хохочем до полного изнеможения, используют тот же механизм, что и фильмы ужасов; вспомним известную житейскую мудрость: "Смех - лучшее лекарство". Ученые доказали, что смех действительно является эффективным методом облегчения и лечения болезней, вызванных стрессом. Фильмы и книги, вызывающие другие сильные эмоции, к примеру печаль или гнев, работают по той же схеме - напряжение сменяется облегчением - поэтому у многих людей возникает страсть к "плаксивым" мелодрамам и "мыльным операм". Дети и взрослые могут также приобретать патологическую привычку к ролевым "предельно опасным" видеоиграм и мучающим неизвестностью развязки "телевизионным шоу", которые приносят расслабление после напряженного ожидания.
Несмотря на все удовольствие видеоигр и телешоу, чрезмерное увлечение и одержимость ими способны привести к семейным конфликтам и серьёзно мешать и вытеснять более продуктивные и необходимые виды деяятельности. Во всех наших занятиях необходимо постоянно осознавать разницу между употреблением и злоупотреблением.
Острые ощущения - одно из самых популярных развлечений для тех, кто привык использовать страх как средство разрядки. "Адреналиновые наркоманы" с восторгом вспоминают свой первый прыжок с парашютом или раскачивание на банги (Аттракцион, в котором человек, ноги которого закрепляют эластичным тросом, прыгает с моста и раскачивается над пропастью. - прим.), скоростные гонки и другие рискованные увеселения, потому что резкий всплеск адреналина в крови вызывал глубокое облегчение и расслабление, когда опасность оказывалась позади. Парковые аттракционы обеспечивают максимальный страх при минимальном риске, и всем нам известно, как хорошо они выполняют свою роль средства от стресса. Люди вообще готовы хорошо платить за любые средства, обеспечивающим разрядку стрессового состояния. Разумеется, не все любители парашютизма или автогонок - маньяки риска; многие находят в них честную соревновательную борьбу и способ личного совершенствования, но эти люди обычно вообще не испытывают страха при занятиях такими видами спорта.
Большинство форм острых ощущений, возбуждающих и рискованных развлечений представляют собой относительно безвредные занятия; беспокоиться нужно лишь при возникноввении чрезмерного пристрастия к ним, когда они начинают оказывать истощающее воздействие. Это в особенности касается азартных игр, последствия которых варьируются от интересного времяпрепровождения до довольно трагических ситуаций. Для большинства людей поездка в Лас-Вегас или Атлантик-Сити, где азартные игры разрешены законом, представляет собой просто развлечение и часть отпускного отдыха - там можно выиграть или проиграть пару долларов, посмотреть несколько шоу, погулять по улицам и по магазинам. Однако те, кто не обладает иммунитетом к азарту, очень быстро приобретают пагбное пристрастие к картам и рулетке и способны дойти до полного разорения. Первоначальный интерес для страстного игрока представляют "лёгкие деньги", но скоро его полностью поглощает возбуждение, напряжение и последующий выброс накопленной энергии; при этом уже неважно, выиграл он или проиграл. Независимо от своего финансового положения, азартный игрок готов повышать ставки до высшего предела и приносит в жертву своё благополучие, семью и дом - все, что у него есть - ради получения очередной "дозы адреналина".
Отличающееся от других рискованных развлечений своим антиобщественным характером, преступление также включает краткий период напряженной сосредоточенности и возбуждения, за которыми следует высвобождение энергии. Первое нарушение закона может быть совершено ради денег, из любопытства, из мести, по причине отсутствия социального воспитания и даже по принуждению. Но как только Базовое Я обнаруживает, что при этом приток адреналина сменяется облегчением, преступления начинают жить собственной жизнью, независимо от причин, по которым они начались. Клептоманы, люди, болезненно склонные к вороству, часто крадут дешевые, совершенно ненужные им вещи. Такая кража совершается только ради напряжения и расслабления, вызываемых риском быть пойманным.
Преступление подобно героину; оно начинается с малого, к которому человек со временем привыкает. В погоне за всплесками адреналина он переходит ко все более "крупным" и рискованным правонарушениям, все больше приближается к самому краю, пока эта игра не заканчивается печально. Те, кто совершает преступления "только во имя наживы", являются обычно социопатами-профессионалами, и поймать их гораздо сложнее, чем новичков, делающих все в возбуждении и в спешке.
Прочие рискованные средства включают в себя осуждаемые моралью нарушения общественных табу, например публичные половые акты или раздевания, ходьба по карнизу на большой высоте в центре города и прочие щекочущие нервы "забавы", во время которых страх и возбуждение вызывают резкое повышение содержания адреналина с последующим быстрым спадом. Известный писатель Грэм Грин, когда ему необходимо было "возбуждение, вырывающее из сонных объятий депрессии", играл в "русскую рулетку".
Переедание.
Переедание яввляется одним из самых распространённых и поплярных средств избавления от чрезмерной энергии. Поглощение сахаров и очищенных углеводов представляет собой испытанный способ понижения энергетического уровня организма, а психологически связано с недостатком внимания со стороны окружающих, вследствие чего человек стремится "позаботиться о самом себе" и таким образом обеспечивает себя необходимым "попечением".
Быстро усваиваемые очищенные углеводы - конфеты, выпечка и другие сладости - вызывают повышенное содержание сахара в крови, за которым следует его снижение. Некоторые люди, злоупотребляющие углеводами, доводят себя до совершенно сонного состояния, в буквальном смысле валят себя ими с ног.
Другие увлекаются плотными белками, в первую очередь, мясом и молочными продуктами, белки и жиры которых требуют от органов пищеварения большого количества энергии и приводят к ощущению тяжести и сонной расслабленности тела - это основные последствия насыщенного белками питания.
Люди, обильно добавляющие практически в любую пищу специи, вполне могут стать своеобразными наркоманами: специи оказывают на систему пищеварения дополнительную нагрузку, и хотя многие из них очень полезны и даже рекомендуются медициной для стимуляции организма, они тоже обладают свойством поглощения энергии.
Совсем не каждый, кто использует переедание как средство снижения энергетического уровня, страдает ожирением. Многие одновременно и переедают, и перенапрягаются, а хроническое обжорство часто облегчается слабительным. Как это ни странно, противоположные перееданию отсутствие аппетита или усиленное голодание точно так же понижают уровень энергии и приносят искусстввенно вызванное ощущение "легкости" и апатии - эта форма освобождения от напряжения может приводить к настоящему истощению, иногда даже фатальному.
Жестокость.
Упоминание о жестоком поведении вызывает в памяти образы садистов, тюремщиков фашистского гестапо, преступников, социопатов и прочих злодеев, которым приносят удовольствие страдания других, но такие люди, к счастью, представляют собой редкие и крайние примеры склонности к использованию жестокости как средства облегчения.
Более распространённые в повседневной жизни случаи жестокости включают те ранящие замечания, которыми мы обмениваемся в пылу обиды и гнева или циклы напряжённости и облегчения "любовных раздоров", когда влюблённая парочка затевает яростную ссору, которая заканчивается примирением в постели.
Другими повсеместно встречающимися формами жестокости являются измывательства детей друг над другом, а во взрослом мире - издевательства, унижения, ругань и оскорбления. Иногда дети и даже взрослые применяют это средство, мучая насекомых и других животных - эта неприглядная практика распространена гораздо шире, чем можно себе представить.
Оскорбление супруга или приятеля или избиения и жестокие наказания детей представляют собой трагические примеры пристрастия к жестокости как к средству снятия стресса. Вина и страдания подвергающегося наказанию становятся источником еще более сильного внутреннего напряжения мучителя, которое окончательно разряжается после целого цикла повторяющихся и усиливающихся жестоких слов и действий.
Оргазм.
Оргазм является универсальным и относительно безввредным средством освобождения от напряжения и реализуется посредством секса с партнёром, мастурбации или ночных поллюций ("эротических сновидений"). Поскольку он связан с естественным инстинктом, обеспечивающим выживание вида, оргазм вполне независим от высших мотивов любви, привязанности и психологической близости; мы способны - зачастую так и бывает - достигать оргазма без вовлечения в высокие чувства. При взаимном согласии взрослые люди часто занимаются ни к чему не обязывающим "спортивным сексом", достигают оргазма, а затем вновь расходятся. Однако высшие формы сексуальных отношений включают любовь и страсть.
Как и другие средства облегчения напряжения, сексуальность становится проблемой только тогда, когда превращается в привычку и пристрастие. Люди, постоянно стремящиеся к оргазму и преследующие любые способы его достижения, склонны использовать себя и своих партнёров как сексуальные предметы, предназначенне исключительно для высвобождения энергии.
В современном мире беспорядочные, неразборчивые и неосторожные половые отношения стали "фактором риска" и способны привести к серьёзным и даже смертельным болезням, не говоря уже о тех эмоциональных мучениях, обидах, лжи и ненадёжности отношений, которые часто сопровождают секс.
Тем, кто не имеет постоянного партнёра, я рекомендовал бы в качестве средства управления своей сексуальной энергией мастурбацию, помогающую снять половое напряжение. Онанизм, эта практически повсеместная практика, представляет собой всегда доступное средство облегчения полового напряжения и редко связан с эмоциональными проблемами. Он явно предпочтительнее лживого и похотливого секса без любви, который угрожает, к тому же, болезнями, беременностями и сложностями личных отношений. Кроме того, мастурбация позволяет простым и безвредным образом разрешать половые проблемы и нереализованные фантазии, возникающие в тех случаях, когда партнёр не откликается на сексуальные предложения или вообще отсутствует.
По определению, мастурбация означает отсутствие взаимоотношений; она не использует энергетический обмен, открытость и близость к другому человеку. Тем, кто склонен к этой форме облегчения даже при существовании доступного партнёра, следует проанализировать явный недостаток откровенности и взаимопонимания в своих отношениях и половой близости.
Чем меньше в человеке препятствий, тем менее настоятельна его необходимость в оргазме. При малых нуждах можно отдавать другим гораздо больше, и это способно повысить степень близости в половых отношениях. Снижение потребности к оргазму, однако, сильно отличается от подавления сексуальных стремлений, сексуальных предрассудков и предубеждений или от самобичующего полового воздержания, которые могут стать сигналом необходимости в помощи профессионалов.
Сочетание средств.
Внимательные наблюдения за собственным образом жизни позволяют увидеть, что чаще всего мы сочетаем различные средства освобождения от стресса. Перенапряжение используется, чтобы компенсировать переедание; секс совмещается с наркотиками или с физическими упражнениями. В тёмных уголках общества можно обнаружить чудовищные комбинации наркомании, преступности, жестокости и риска. Каждый из нас сталкивается с затруднениями, вызываемыми привычками и пристрастиями, которые возникают до тех пор пока человек не проводит внутреннюю работу, устраняющую препятствия разума, тела и эмоций.
Пристрастие или нет?.
Как я уже много раз повторял, далеко не каждый, кто использует какое-либо из описанных средств, - выпивает стакан вина, болеет, занимается спортом, совершает преступление, обижает близкого человека или испытывает оргазм - обладает сформировавшейся привычкой к этому средству. На самом деле, не существует чёткого различия или явной черты, отделяющей пристрастие или шаблонное поведение от обычных действий. Можно говорить только об относительной свободе или подчинённости тем или иным привычкам.
В целом можно сказать, что когда потенциальная привычка начинает мешать нашей жизни, нашим взаимоотношениям с людьми, работе, здоровью и благополучию, когда мы слишком часто думаем о ней в самых неподходящих обстоятельствах, то, скорее всего, этот способ уже пересек черту обычности и перешел в область зависимости.
Многие люди обладают подобными привычками, даже не замечая этого. Тем, кто склонен отрицать свои пристрастия или закрывать глаза на собственные привычки, я бы хотел предложить простейшую проверку, помогающую самостоятельно определить, являются ли ваши действия свободным выбором или навязчивой наклонностью: воздержитесь от какого-либо занятия (или нескольких занятий) на одну-две недели и понаблюдайте за своим самочувствием. Если одна только мысль о воздержании по отношению к чему-либо вызывает у вас беспокойство, то стоит глубже проанализировать те последствия и проблемы, с которыми вы можете столкнуться в будущем.
Когда использование одного или нескольких средств достигает точки возникновения физической или психологической зависимости, Сознательное Я теряет контроль над поведением в соответствующих ситуациях, а Базовое Я полностью подчиняется выработанному шаблону и сопротивляется любым попыткам изменить его. Сначала Сознательное Я успокаивает само себя, утверждая, что "все под контролем, и это можно прекратить в любой момент", то есть тогда, когда ему только захочется. Затем начинается период героической борьбы уязвлённого чувства собственного достоинства, стремящегося вернуться назад, к нормальной жизни, но чаще всего благие намерения Сознательного Я терпят крах, а сила воли оказывается бессильной. В этих повторяющихся попытках избавиться от привычки человек испытывает и проблески надежды, и беспомощность, добивается частичных успехов и вновь терпит неудачи: "Я хочу бросить, но не могу". Вы можете бросить, однако это чрезвычайно сложно сделать только лишь с помощью доброй воли и сердитых приказов Сознательного Я. Привычку можно разорвать, когда мы приходим к полному отчаянию и осознанию ее вредности, когда какой-то высший источник воодушевления гораздо больший, чем эго, принимает на себя руководство вашими силами, и Базовое Я отдается этой высшей воле. Если мы хотим взойти по горной тропе Воина, то должны преодолеть препятствия, преграждающие нам путь к обретению власти над собой.
Причины выбора.
Причины, по которым мы выбираем и сочетаем те или иные средства разрядки стресса, настолько же запутанны и разнообразны, как сама наша личность. Источниками могут быть детские привычки, частые и даже случайные опыты данной формы облегчения, подсознательное копирование привычек родителей, принуждение, убеждения, система ценностей, влияние окружающей среды или недоступность иных средств.
Алкоголь и прочие наркотики предпочитают те, кто стремится к относительно пассивному и лёгкому способу побега от повседневных проблем, которые на самом деле являются внутренними препятствиями. Иногда люди используют алкоголь или наркотики для достижения изменённых состояний или в попытке обрести более открытую, духовную связь с явлениями жизни. К сожалению, отдалённые последствия злоупотребления этими средствами совершенно противоположны.
Болезни и травмы очень распространены среди детей, которые ещё не имеют прямого доступа к большинству более распространенных средств высвобождения излишков энергии. Те, кто склонен к этой форме облегчения, может признать, что в детстве оно было для него единственным способом привлечения внимания, заботы и любви родителей, а также предоставляло возможность не пойти в школу и уклониться от других скучных и неприятных обязанностей.
Перенапряжение популярно среди людей, большое значение для которых имеют высокие результаты и свершения, недостижимые стандарты или строгие и консервативные убеждения и ценности.
Страх используется очень многими людьми по самым разным причинам. Фобии и приступы внезапного страха часто возникают у людей, склонных к подавленности и депрессиям, которые воздерживаются от прочих форм облегчения. Фобии могут возникать также в необычных ситуациях, когда испытанных средств оказывается недостаточно. Экстравертированные личности обычно сознательно предпочитают напряженные, шокирующие, комедийные или трагические фильмы. Погоня за риском, азартные игры и подобные развлечения часто выбираются на основе стремления к возбуждению, высокого мнения о самом себе или желания испробовать острый вкус опасности. Преступления чаще всего совершаются недостаточно развитыми и малообразованными людьми, а также теми, кто ненавидит весь мир как "несправедливое общество".
Переедание может превратиться в способ психологической изоляции от окружающего мира, а для людей, перенесших сексуальное насилие, становится своеобразной защитой от нежелательного внимания других. Причинами обжорства могут стать недостаток знаний о правильном питании, семейные традиции и подавленные творческие способности. Базовое Я часто связывает пищу, особенно сладости, с образом "заботы", то есть рассматривает их как символы любви и терпимости. В этих случаях люди пытаются восполнить нехватку таких чувств со стороны окружающих заботой о самих себе; разумеется, заполнить такой пробел невозможно, до тех пор пока человек не научится любить самого себя и чувствовать себя любимым.
Жестокость приносит облегчение тем, кто ощущает огромное внутреннее страдание, ненависть к себе и разочарованность в жизни, хотя внешне всё это может быть совершенно незаметно. Занятия с психотерапевтом, особенно в группе, могут разрушить стены агонизирующего несчастного детства, обычно окружающие таких людей, и помочь им почувствовать любовь и заботу окружающих.
Оргазм, как и питание, является одной из биологических потребностей и вполне доступен большинству взрослых людей. Общество использующих оргазм в качестве разрядки - самое многочисленное в мире! При этом может использоваться мастурбация, поскольку она удобна, проста и, к тому же, выражает способность "позаботиться о себе самостоятельно". Если у человека есть сексуальный партнёр, но он, тем не менее, предпочитает мастурбацию, это скорее всего означает сложности в общении и недостаточную степень откровенности с партнером. Половые домогательства и оскорбления в детстве могут стать причиной множества психических расстройств и неприятных представлений о сексе, хотя хороший психолог вполне способен помочь в устранении подобных предубеждений.
УПР. Оценка привычек
Проанализируйте самого себя в настоящее время. Просмотрите следующий список и задумайтесь, без осуждения, но с сочувствием к самому себе, когда и каким образом ваше Базовое Я использовало эти средства облегчения:
Наркотики (спиртное, табак, кофе, болеутоляющие лекарства и прочее)
Болезни или травмы, вызванные стрессом
Перенапряжение (при физических упражнениях или в работе)
Страхи (фобии, приступы страха, ночные кошмары); острые ощущения (азартные игры, преступления и так далее); фильмы и книги, вызывающие страх, смех или слёзы
Переедание (не случайное, но регулярное)
Жестокость (устное негодование или физическое насилие)
Оргазм (не просто интерес к сексу, но навязчивое желание освобождения от сексуального напряжения)
Полностью и спокойно признайте обнаруженные привычки вашего прошлого и настоящего, но подумайте, какой иной выбор вы предпочитаете, и сделайте то, что считаете необходимым сделать, чтобы принять такой выбор, например, запишитесь на курсы лечения этой дурной привычки. Откройте путь переменам.
Вообразите, насколько прекрасно вы будете себя чувствовать, если ваши препятствия вдруг исчезнут. Представьте себя абсолютно свободным от своего пристрастия, исполненным уважения к самому себе, чувством личной силы и власти над собой, которые вы сможете ощущать при этой свободе.
Когда мы начинаем осознавать нашу склонность к тому или иному средству, можно начинать подмечать это средство в момент использования: "Вот, я снова это делаю." Мне хочется ещё раз подчеркнуть, что пока мы не избавились от внутренних барьеров, все такие средства являются необходимыми и полезными. Нам нужно смириться с ними, пытаться управлять ими и совершать свой выбор средств облегчения осознанно, но в то же время заниматься устранением препятствий, которые создают необходимость подобного выбора.
УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЫЧКАМИ.
Различные формы высвобождения энергии похожи на одну японскую игрушку, которую мне как-то довелось увидеть - деревянную коробочку с торчащими из нее металлическими стержнями. Если вдавить внутрь один стержень, наружу сразу выходит другой, и так без конца. Перекройте одно средство облегчения - и сразу откроется другой канал вывода избыточной энергии.
Один мой приятель обратился в заведение, которое чрезвычайно успешно помогало избавиться от пристрастия к героину и спиртному. После успешного окончания программы лечения он, как и большинство исцеленных, начал выкуривать в день несколько пачек сигарет, пить кофе литрами и грызть ногти на руках.
Опасность использования методик модификаций поведения, гипнотического лечения и терапий, приводящих к отвращению к источнику прежнего пристрастия, заключается в замене одной привычки другими; это происходит всегда, если при искоренении наклонности не рассматривается в первую очередь ее источник.
По этой причине лучшим временным решением проблемы привычек является управление ими - выбор наименее вредных и безопасных средств облегчения. Для более серьезного лечения нам понадобится внимательнее рассмотреть само препятствие.
Ответственность за свои действия.
Понятие пристрастия обычно рассматривается как некая принудительная сила, которая оказывается выше нас, то есть подразумевает неуправляемость, беспомощность и обречённость страдающего ею человека. Это может показаться очень справедливым, особенно после многочисленных неудачных попыток контролировать своё поведение, однако на самом деле все мы способны управлять своей жизнью. Те, кто следует Путём Мирного Воина, должен осознавать, что, несмотря на обилие странных, неприятных и навязчивых мыслей, мы тем не менее способны нести ответственность за свои действия. Навязчивые мысли совсем не обязательно превращаются в действия. Мы способны выбирать предпринимаемые действия; несмотря на предельную сложность, кажущуюся невероятность и даже "безнадёжность" некоторых возможных решений, мы всё ещё обладаем способностью принять их, искусно управляя своим Базовым Я.
Понимание собственных шаблонных привычек, средств снятия стресса является первым шагом в процессе изменения образа жизни.
Свобода выбора.
Оскар Ихазо, преподавший мне учение о средствах освобождения энергии, говорил: "Печенье (переедание) лучше головной боли (болезни)", имея в виду, что мы способны сознательно выбирать способ облегчения стресса и совсем не обязаны замыкаться в одном-двух из них.
Знание - сила; осознание приносит свободу выбора. Чрезмерный труд и физическая нагрузка, переедание и оргазм - три "лучших" (то есть, наименее разрушительных) средства облегчения. Здраво и рассудительно применяемые, они помогают сдерживать разрастание других пристрастий.
Недостаточная для устранения самих препятствий житейская мудрость утверждает, что сочетание ритмической гимнастики с упражнениями на растяжку мышц является лучшей профилактикой снятия напряжения с помощью иных средств. Люди, регулярно занимающиеся спортом, менее склонны к приобретению других привычек и связанных с ними проблем. Разумеется, физические упражнения не являются гарантированным противоядием против сформировавшихся привычек - некоторые люди, страдающие от многочисленных внутренних барьеров, достаточно легко избавляются от излишней энергии путём перенапряжения в сочетании с наркотиками. В целом же, чем больше мы занимаемся уравновешивающими физическими упражнениями, тем меньше нас беспокоят стрессовые состояния.
Хотя сладости, секс и перенапряжение не устраняют самих препятствий, но сознательное управление этими привычками позволяет нам создать свободное пространство для выбора и рассмотреть свою жизнь с позиции сочувственного понимания, а не самообвинения. Наблюдая за своими привычками с такой точки зрения, мы способны объективно понять, что помогает и что мешает нашему дальнейшему росту.
Выборочное воздержание.
Пока мы не освободились от внутренних преград, стоит следовать такому хорошему принципу: Если мы не способны чем-то управлять, лучше этого вообще избегать. Если какая-то привычка или шаблонное поведение начинают вредить нашей работе, здоровью и отношениям с людьми, слишком занимает наши мысли, беспокоит родных и близких; если нам приходится прибегать к этому средству ежедневно, иначе мы чувствуем себя дискомфортно, то мы не управляем ею.
Давайте перестанем создавать сложности самим себе. Если у нас проблемы со сладостями, давайте не будем покупать их. Если у нас сложности с наркотиками, давайте не общаться с теми, кто их часто употребляет. Если нам трудно соблюдать сексуальную привязанность к одному партнёру, давайте избегать случайного флирта или ситуаций, в которых искушение может стать непреодолимым.
Пока возрастает напряжение, нам необходимы средства высвобождения, уравновешивания энергии. Желания и стремления никогда не исчезают до конца. Тем, кто страдает от пагубных пристрастий, особенно от таких средств, как алкоголь, курение и наркотики, вызывающих физическую зависимость, я рекомендую полное воздержание от них, сочетающееся с регулярными физическими упражнениями и соответствующим курсом терапии. Эти методы оказывают большую помощь в изменении всего стиля жизни.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРИВЫЧЕК.
Многие из тех, кто преодолел свои пагубные привычки, говорят: "Чтобы стало лучше, нужно, чтобы стало хуже", подразумевая, что именно резкое ухудшение часто становится тем толчком, который заставляет человека расстаться с дурной привычкой. С этим можно согласиться, однако разные люди относятся к одному и тому же явлению по-разному, в соответствии с чувством собственного достоинства. Повышая степень уважения к себе (см. раздел 11), мы создаём в себе такой микроклимат, при котором даже мягкие формы пристрастий становятся недопустимыми; мы приближаемся к тем временам, когда увиденного и испытанного уже вполне достаточно, и мы готовы начать борьбу с преградами на своём пути - не только с внешними обстоятельствами жизни, но и с внутренними барьерами тела, разума и чувств, давно умолявших о своём исцелении.
Заряд энергии.
Несмотря на то, что любое изменение образа жизни неизбежно вызывает период дискомфорта, его результаты соответствуют затраченным усилиям. Награда за устранение препятствий гораздо выше, чем мы можем предположить. Когда мы уравновешиваем тело, приводим в порядок разум и спокойно принимаем собственные эмоции, мы открываемся таким энергетическим уровням, что во всем нашем существе, вплоть до клеток и атомов, происходит некая алхимическая трансмутация.
Стремящиеся к духовному развитию личности всех культур человечества всегда занимались практиками, повышающими уровень их жизненной энергии, поскольку все они обнаруживали, что высокий уровень энергии при определённых обстоятельствах усиливает все человеческие способности: возрастает ясность ума, а тело и иммунная система становятся намного крепче и здоровее. Пропуская через трубопровод своего организма все большие объёмы энергии, мы способны исцелять и других людей. Поле искрящейся энергии, заключённой в нас, проявляется в формах притягательности личности, приятного внешнего вида, обаяния и очарования. Мы испытываем рост осознанности и приобретаем способность направленного внимания; все так называемые мистические состояния приходят при этом естественным образом. Мы постоянно ощущаем собственную мощь, физическую силу, ясность, здоровье, сосредоточенное внимание ко всему вокруг и наслаждение жизнью.
Вверх по горной тропе.
Привычки и пристрастия могут поработить и даже убить нас, но если мы упорно преодолеваем их, они становятся болезненным, трудным, но неизбежным путём к освобождению и самопознанию. Иногда, чтобы подняться на небеса, нам приходится пройти через ад.
Знание - сила, и понимание природы шаблонов поведения и навязчивых привычек являяется мощной движущей силой и основой для будущих перемен, возможности которых существуют всегда. Жизнь позволяет нам увидеть как скрытые в нас тёмные стороны, так и наш внутренний свет, а собственные усилия и смелость помогают нам достичь освобождения от привычных ритуалов. Рост уважения к себе и личной силы позволит нам вновь стать теми детьми, которыми мы были в прошлом, и теми властелинами, которыми мы будем в будущем: с чистым разумом, открытыми чувствами, спокойным, гибким и чувствительным телом - невинными, уязвимыми и по-настоящему реальными человеческими существами.
Ощутив в себе готовность увидеть и устранить внутренние препятствия, мы делаем критический шаг, огромный скачок на Пути Мирного Воина.
1. ВОЛЯ К ПЕРЕМЕНАМ.
Во всём живом есть часть, желающая стать целым: головастик - превратиться в лягушку, куколка - в бабочку, разобщённое человеческое существо - в цельное. Это и есть духовность.
Эллен Басс
МИР ИЗМЕНЕНИЙ.
Жизнь пребывает в непрерывном движении: вращаются планеты, с небес на землю падают дожди, наступает очередное время года, семена превращаются в ростки, вырастают и умирают леса, ветры слабеют и усиливаются, приливы и отливы сменяют друг друга, старое даёт дорогу новому - эти танцы природы длятся вечно.
Чтобы успевать за неизбежными изменениями внешнего мира, нам необходимо менять свой внутренний мир. Мы словно скользим на гребне набирающей силу волны - ее нельзя остановить, пусть даже нас пугает ее ускоряющееся движение. Нам остается только научиться получать удовольствие от этого скольжения. Те, кто учится искусству удерживаться на вершине бурлящего прибоя, взлетают всё выше, в будущее; те, кто пытается противостоять ему, постигают, что сопротивление порождает страдания.
В глубине каждой души, каждой клетки нашего существа кроется стремление изменяться, расти, развиваться; оно так же присуще нам, как и жажда знаний. Тем не менее, в нас есть нечто, что пытается сдерживать это желание, - страх неизвестности.
Внешние изменения и внутренние перемены.
В "Пути Мирного Воина", когда я настаивал, что искренне желаю измениться, Сократ согласился: "Да, ты вполне можешь желать сменить гардероб, прическу, подругу, квартиру или работу; ты с готовностью изменишь всё, что угодно, - кроме самого себя."
Все настоящие дерзания исходят изнутри.
Юдора Велти
Сократ был прав; я потратил многие годы на поиски счастья вокруг себя, на бесплодные попытки изменить мир и людей вокруг, вместо того чтобы сосредоточиться на необходимости внутренних перемен - изменения своих позиций, убеждений и подхода к жизни. Я был подобен человеку, утверждающему, что у него-то с глазами все в порядке, просто газеты нужно печатать более крупным шрифтом. Мне понадобились годы, чтобы осознать, что я сам был единственной причиной собственных затруднений и что для изменения мира мне необходимо сначала измениться самому.
Если каждый из нас подметёт прямо под своими ногами, чистым станет весь мир.
Гёте
Мы становимся подлинно зрелыми человеческими существами, когда принимаем на себя сознательную ответственность за собственные действия. Признание этой ответственности приходит в тот момент, когда мы понимаем, что тот мир, который видим, отражает состояние нашей осознанности и что наши проблемы и недовольства коренятся в зависимости нашей удовлетворённости и счастья от внешнего мира. Мы способны бесконечно изменять внешнюю жизнь, но ни разу не прикоснуться к подлинной причине своей неудовлетворённости. Сознательная эволюция начинается тогда, когда мы миримся с собственной ответственностью за устранение своих нутренних препятствий. В разделе 5 мы проанализировали некоторые из основных преград и их разрушительное влияние на нашу повседневную жизнь. В дальнейшем мы рассмотрим специальные методы устранения этих барьеров. Однако перед тем, как эти методы можно будет эффективно использовать, нам необходимо выработать в себе волю к переменам.
ЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ.
Библиотеки и книжные магазины наполнены информацией на любую мыслимую тему - фактами, советами и руководствами о том, как улучшить своё здоровье, наладить отношения с людьми, повысить служебное и финансовое положение. Найти знания о подобных вещах обычно совсем не трудно; сложно превратить неуловимые цели и намерения в действия, решения - в результаты. Самым слабым звеном жизни большинства людей является разрыв между знаниями и действиями.
Мы можем решить привести в порядок свой режим питания или выработать полезные привычки; мы хотим этого; у нас даже есть прекрасные соображения о том, как этого добиться. Однако мы ждем команды к действиям откуда-то изнутри, ощущения необходимости действия, выжидаем, пока не исчезнут страхи, сомнения и неуверенность в себе. Ничто не сдвинется с места, пока мы не почувствуем в себе волю, необходимую, чтобы пройти через эти изменения. Наши внутренние противники не сдают позиций, пока мы не решимся посмотреть им в лицо, пока не начнём делать то, что считаем правильным и необходимым, невзирая на страх и неуверенность, таящиеся внутри нас.
Если мы хотим сбросить лишний вес, придется ежедневно не меньше часа выполнять подвижные ритмические упражнения (например, заняться пробежками) и исключить из своего питания, по крайней мере временно, жиры и сложные белки. Если мы хотим покончить со своим пристрастием к спиртному, придется подчиниться всем ограничениям, которые при этом требуются, и, возможно, пойти на курсы лечения или групповой психотерапии. Рано или поздно, тем или иным способом, человек расстаётся со своими дурными привычками; ему помогают либо собственная сила воли, либо Божественное провидение, либо смерть.
Когда мы начинаем любить, понимать и одобрять себя, эта любовь и сочувствие помогает нам предпринять героические усилия, направленные на преодоление своего саморазрушительного поведения, и стать хозяевами собственной судьбы.
Лёгких путей нет.
Слушатели моих семинаров часто спрашивают: "Я знаю, что мне нужно делать, но как себя заставить? Как мне убедить самого себя?" Когда люди спрашивают меня, как следует что-либо делать, я напоминаю им, что они уже знают это, и на самом деле спрашивают: "Как это сделать попроще?"
На Земле трудно найти "лёгкие" способы. Любое свершение требует усилий, смелости и силы воли; одни цели требуют большего, другие - меньшего. Если мы решились что-то сделать, то столкнёмся с одними трудностями; если мы откажемся от этого действия, к нам придут иные проблемы. Жить трудно, какое бы решение мы ни приняли.
Понимаете, из жизни нельзя выбраться живьём! Мы можем умереть либо на трибуне, либо на поле стадиона. Почему бы тогда не выйти на поле и не поиграть?
Лес Браун
Любые положительные перемены требуют, чтобы мы взобрались повыше, расширили свою осознанность, сосредоточенность, сферу внимания и затратили на это время и энергию. Те, кто справляется со своими изменениями или, по крайней мере, мирится с ними, осознают реальность спокойно и чётко, но люди, всё ещё не понявшие принципов устройства мира, по-прежнему стремятся к лёгким путям, волшебному слову, которое сотворит нечто из пустоты.
У любой сложной проблемы есть простое решение, но оно никогда не срабатывает.
Г. Л. Менкен
ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ.
В древних культурах молодые люди должны были пройти обряд посвящения, который становился их пропуском в мир взрослых. Чтобы произвести достаточно сильное впечатление на Базовое Я, эти обряды включали в себя трудности и даже страдания, которые символизировали смерть и воскрешение.
Любое положительное изменение - любой скачок на высший уровень энергии и осознанности - подразумевает обряд посвящения. Каждый раз, когда мы поднимаемся на очередную ступеньку лестницы личной эволюции, нам приходится переживать период неудобств - посвящения. Мне никогда не встречались исключения иэ этого правила.
Лес Браун, популярный радиокомментатор и политик, любит сравнивать такое восхождение со взлётом самолёта: "Первым делом нас просят пристегнуть ремни. Когда мы отрываемся от земли и набираем высоту, мы чувствуем себя скверно, но после того, как самолёт выровнялся, к нам вновь возвращается комфорт".
Дисциплина и сила воли приводят к тому, что накопленные запасы психической энергии разрывают застарелые препятствия, что означает чрезвычайно неприятный период внутренней реорганизации.
Начальные стадии активных физических упражнений, прекращение курения и начало курсов психотерапии всегда связаны с дискомфортом. Жизнь - трудный подъём по склонам горы. Она требует дисциплины, силы, смелости и силы воли.
Базовое Я, незнакомое с обрядом посвящения, боится, что эти неприятные ощущения будут длиться вечно - зачем же вообще с ними сталкиваться? Люди, привычные к процессу перемен, преодолевшие множество таких обрядов, знают, что преодоления никогда не будут лёгкими, тем не менее, к ним можно привыкнуть. Они понимают, что в конце концов дискомфорт исчезнет и превратится в чувство удовлетворения и энергичности. Те же, кто вновь и вновь поворачивают назад на самом пороге перемен, могут посчитать избавление от привычек слишком трудным. Тяжелее всего приходится в самый первый раз, тем не менее, в конце туннеля всегда виден свет. После того, как мы прошли сквозь тьму один раз, Базовое Я понимает: "Я смогу сделать это вновь".
Как себя заставить?
Жизнь очень редко устилает коврами наш путь к цели. Обычно нам приходится продвигаться сквозь трясины или тернистые кущи. Но если цель сияет достаточно ярко, она станет нашим путеводным маяком, она будет привлекать нас, как магнит и вытащит из болот и дремучего леса. Сила её привлекательности поможет нам выработать необходимую дисциплину и волю, преодолеть трудности и неудобства.
Вряд ли кто-то из студентов-медиков просыпается каждое утро и говорит себе: "Как всё-таки здорово изучать медицину!" Но если он заглянет в будущее и увидит себя зрелым врачом в клинике или больнице, использующим накопленный опыт и знания, чтобы помочь людям оставаться здоровыми, ощущающим, что это ему удается, и вознаграждённым карьерой и человеческим уважением, то наверняка найдёт в себе силы старательно учиться.
Этот принцип применим к каждому из нас. Хотя мало кто воспринимает каждый миг учёбы, работы и жизни вообще как удовольствие, но если мы обнаружим сияние цели и последуем за этим светом, то обязательно найдём в себе необходимую волю к переменам.
ТРИ "Я": КОНФЛИКТЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО.
Сотрудничая, три "Я" способны достичь практически любой цели; разобщённые или противоборствующие, они мешают проявлениям друг друга. Когда Сознательное Я пользуется поддержкой Базового Я, перемены становятся приятными, хотя и связаны с внутренней борьбой. Если же Базовое и Сознательное Я действуют в противоположных направлениях, мы сталкиваемся с непреодолимой стеной внутреннего сопротивления.
Признаки трех "Я"
Каждое из трех "Я" несёт ответственность за свою собственную область. Базовое Я поддерживает и управляет телом и обеспечивает инстинктивную мудрость и энергию, необходимую для нормальной жизни. Сознательное Я накапливает и обрабатывает информацию, обучает и направляет Базовое Я, например, проводит его через опыт, помогающий развить уверенность и уважение к себе. Высшее Я с любящей привязанностью приглядывает за Сознательным Я, воодушевляет и вдохновляет его, осуществляя своё мягкое руководство посредством интуиции и ощущений, фиксирующихся телом (Базовым Я). При неуравновешенности трёх "Я" Сознательное Я склонно подавлять чувства и интуитивные ощущения Базового Я, навязывая ему свою логичность и отвергая в то же время важность и даже само существование Высшего Я.
Разорванная связь.
Взрослые и дети часто видят мир с разных точек зрения и не понимают друг друга. Сознательное и Базовое Я имеют различные потребности и ценности; связь между ними может прерываться. Между Сознательным и Базовым Я довольно редко царит взаимопонимание и согласие - обычно они подобны отдалившимся супругам, охладевшим друг к другу. Цели Сознательного Я часто преобладают или отрицают инстинктивные потребности и эмоциональную энергичность Базового Я.
В этом случае Базовое Я может "восстать", точно так же, как дети, испытывающие недостаток любви и внимания, подвержены вспышкам гнева или антиобщественным поступкам. Восстание Базового Я проявляется в снижении общего тонуса и энергии, апатии, финансовых затруднениях, болезнях и травмах, а в критических случаях - в форме самоубийства или смертельного несчастного случая.
Отчуждённость между Сознательным и Базовым Я, между рассудком и эмоциями, относится к тому же типу конфликтов, которые происходят во внешнем мире между личностями, группами и народами. Разрешение любых подобных противоречий основано на взаимном доверии, уважении и сотрудничестве.
Гармония трёх "Я" как толчок к переменам.
Мы способны нацелить Сознательное Я на заботу, воспитание и образование Базового Я в духе взаимного уважения и таким образом открыть каналы сотрудничества и взаимодействия между ними - под любящим управлением Высшего Я.
Чем глубже Сознательное Я понимает законы, управляющие Базовым Я (подсознанием), тем большее количество энергии мы способны накапливать и направлять на достижение своих целей. Когда все три "Я" пребывают в атмосфере гармонии и взаимопонимании, мы живем полной, энергичной и счастливой жизнью. Воспитание в себе уважения, поддержки и понимания Базового Я приводит к переменам в нашем самочувствии, благополучию и приливу энергии.
"НАДО" И "НЕ ХОЧУ".
Боже, даруй мне благочестие! Но оставь хоть один маленький грех.
Приписывается Святому Августину
Большинство людей верит, что мы способны провести изменения в своей жизни просто потому, что для этого у нас есть много причин. При достижении своих целей мы полагаемся на логичность Сознательного Я. С тем же успехом можно было бы верить в то, что самолёт может долететь до Луны, поскольку без сотрудничества Базового Я у силы воли Сознательного Я нет никаких шансов на успех. Это всё равно, что пытаться затмить маяк с помощью обычной электрической лампочки. Каждое "надо" сталкивается с "не хочу" - если Сознательное Я не поддерживается Базовым, оно всегда будет терпеть поражение.
Рассудок и логика составляют лишь небольшую часть волшебства мотивации. Рассудительность помогает определить направления, но энергию действия обеспечивает страстное стремление. Если бы одна только логика обладала достаточной силой для действия, мы бы видели больше рассуждений в телевизионной рекламе! Однако мудрые специалисты по маркетингу создают рекламу, нацеленную на Базовое Я; рекламопроизводители понимают, что только подсознание вырабатывает тот импульс, который заставляет нас снять трубку телефона или отправиться в магазин, - волю к действию, к движению, к переменам.
На грани перемен.
Перед тем, как мы выработаем в себе волю к переменам, нам необходима готовность. Она возникает как результат двойного осознания:
Мы осознаем, что наша текущая ситуация не очень хороша.
Мы осознаем, что решение заключается не в попытках изменения внешнего мира, но во внутренних переменах.
Чтобы суметь проснуться, нужно понять, что мы спим. Осознание того, что мы проспали большую часть своей жизни, может проявляяться как разочарованность, потеря ориентации и подавленность; часто мы впервые ясно видим, какой долгий путь нам еще предстоит пройти.
На грани перемен кажется, что всё только ухудшается, потому что мы начинаем чётко видеть собственные ошибки. Если мы чувствуем, что остановились, заблудились или даже катимся назад, это может означать, что мы отступаем назад, чтобы подготовиться к большому прыжку.
Разум ребёнка.
Люди, которые, как им кажется, неспособны справиться с излишками энергии или найти в себе волю для достижения целей, часто чувствуют себя неудачниками, однако единственное, что им не удаётся на самом деле, - понимание самих себя и своих глубинных подсознательных побудительных мотивов.
Базовое Я даёт нам жизненную энергию, которая способна преодолеть самые сложные обстоятельства. Это "Я" является ключом к движущим силам, самодисциплине и преодолению препятствий. Её ценности похожи на интересы маленького ребёнка. Если мы научимся стимулировать детей, то поймём, как получить доступ к жизненной энергии и помощи своего Базового Я.
Дети стремятся к веселью и удовольствиям; они любят новые игрушки и возбуждение. Если мы чувствуем привлекательность или интерес к чему-либо, Базовое Я обеспечит нас тем количеством энергии, которое необходимо, чтобы преодолеть любые помехи, преграждающие нам путь.
УПР. Приятные воспоминания.
Вспомните какое-нибудь событие своей жизни, во время которого вы чувствовали увлеченность чем-то, и этот интерес вызывал у вас огромный прилив энергии.
Спросите себя:
Что именно привлекало вас?
Что вдохновляло вас на действия?
Как можно было бы вновь вызвать подобный прилив энергии, если это понадобится?
Базовое Я ощущает подъём при необходимости немедленных действий и в других возбуждающих ситуациях. Объём его энергии просто невероятны, и нам нужно лишь научиться пользоваться ею. Способность увлекать самого себя не менее важна, чем умение расслабляться. Многие психологи различают "вредные стрессы" и "полезные стрессы", потому что в момент истины, когда всё остальное уходит на задний план, когда близится предельный срок и работа почти завершена, возбуждение действительно стимулирует Базовое Я, с тем чтобы оно обеспечило нас необходимой энергией и воодушевлением. Понимание самого себя играет в этом решающую роль. То, что представляется одному Базовому Я неприятным, для другого станет возбуждающим и интересным.
Принцип удовольствия и страдания.
Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:
Знания тех объёмов энергии, которые нам необходимы.
Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.
Преодоления этого противодействия собственного подсознания, что подразумевает:
воображение тех страданий, которые принесёт дальнейшее пребывание в прежнем положении;
воображение удовольствий, связанных с новым стилем поведения.
В хороших обстоятельствах Базовое Я предпочитает большее удовольствие, в плохих - меньшее страдание. Сознательное Я тоже стремится к удовлетворению и избегает боли - это согласуется с обычной логикой. Тем не менее, понятия удовольствия и страдания для этих двух "Я" различны. Заболевший взрослый отправится к врачу, чтобы сделать укол лекарства, но ребёнок может посчитать саму болезнь менее неприятной или пугающей, чем укол, и поэтому сделает противоположный выбор. Удовольствия и страдания оцениваются каждым человеком по-разному, в зависимости от его личных ценностей, страхов и убеждений; тем не менее, этот принцип справедлив для каждого человека.
УПР. Удовольствие и страдание.
Быстро запишите всё неприятное, что связано с вашим текущим состоянием. Когда будете писать, представляйте себе эти страдания, прислушивайтесь, принюхивайтесь, прикоснитесь к ним, ощутите их вкус - используйте в своём воображении все органы чувств. Чем оживлённее и реальнее представляемые вами картины, тем сильнее будет ваша воля к переменам.
Быстро запишите все приятные соображения о своей цели, о том состоянии, к которому вы стремитесь. Пока пишете, прочувствуйте эти удовольствия - слушайте, обоняйте и осязайте их всем своим существом. Чем живее и ощутимее ваши фантазии, тем мощнее станут ваши движущие силы.
Предположим, Линда хочет бросить курить. Она записывает: "желтые зубы" - и представляет себе, как открывает рот и видит в зеркале ужасные почерневшие зубы. Она пишет: "запах изо рта" - и воображает, как люди отшатываются от неё во время разговора и смотрят на неё с отвращением. Она представляет, что есть окурки из пепельницы, а потом дышит всем этим в лицо любимого. Записывая: "рак лёгких", она видит, как дым проникает в её легкие, превращая их из нежно-розовых в коричневые. Она представляет себя старой, сморщенной и страдающей одышкой.
После этих болезненных образов Линда переходит к положительным, приятным картинам - она представляет, что бросила курить, и пишет: "белые зубы", воображая прекрасную улыбку своего отражения в зеркале. Она записывает: "свежее дыхание" - и представляет своё счастье рядом с любимым человеком. Она отмечает "сбережение денег для отпуска", и перед её внутренним взором предстает банка, наполненная десятидолларовыми банкнотами, а затем - Гавайи и порывы морского бриза. Она пишет: "энергия и здоровье" - и представляет, как резвится в волнах океанского прибоя и смеётся, наполняя лёвгкие свежим воздухом, исцеленная и сильная. Она воображает себя отшвыривающей сигареты и ощущает то уважение к себе, которое вызывает власть над самим собой. Она видит себя смеющейся над рекламой, уверяющей, что курение приносит удовольствие.
Воображаемое становится реальностью.
Осознанные и осмысленные воображемые картины помогают проникнуть в беспредельные внутренние ресурсы энергии Базового Я, потому что Базовое Я не способно чётко отличать то, что видят глаза, от образов, возникающих в воображении.
Я использую слово "воображение" и имею в виду использование не только внутреннего видения, но и всех остальных внутренних ощущений - слуха, осязания, обоняния и вкуса - что позволяет создать наиболее полное пространство ощущений. Сосредоточивая на этих картинах всё своё внимание и привлекая к этому все доступные чувства, мы способны создать внутренний опыт, зачастую производящий гораздо большее впечатление, чем реальный, - поскольку в обычной жизни наши чувства и внимание постоянно отвлекаются посторонними мыслями (к примеру, мы можем вести машину по трассе и совершенно не обращать внимания на то, что происходит вокруг).
На каждое Базовое Я оказывают воздействие индивидуальные образы и страхи; если мы сознательно формируем в разуме положительные картины, то можем заручиться поддержкой подсознания, которое обеспечит нас практически неисчерпаемым снабжением энергией.
Некоторые из Базовых Я представляются более сильными или смелыми, чем остальные, и это зависит, в первую очередь, от тех образов, которые мы чаще всего воображаем. Если предложить океанский круиз Кейту, он вообразит себе плавательный бассейн на верхней палубе лайнера и изысканные морские блюда, но у Питера упоминание о круизе вызовет образ тонущего "Титаника".
Многие спортсмены развивают свои физические возможности, воображая и ощущая себя обладающими прекрасной техникой и грациозными движениями, и таким образом вырабатывают в Базовом Я привычку и волю к победе. Воображение положительных и стирание негативных образов помогает воспользоваться мощным источником энергии и устранить устаревшие блоки и страхи.
Воображение возбуждает Базовое Я, заставляет его заинтересоваться приятными возможностями будущего свершения и активизировать пополнение его запасов энергии. Но возникает вопрос: что именно сможет воодушевить Базовое Я в той мере, чтобы оно начало вырабатывать необходимую энергию? Как нам добиться такой сильной стимуляции на подсознательном уровне, чтобы нам хватило энергии на полное преодоление всего пути?
Понимая, что Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий, мы должны использовать древний метод "кнута и пряника": "Поступай так, и я куплю тебе новую игрушку. Иначе я (или последствия твоего поведения) накажу тебя." Чтобы добиться максимального воздействия на Базовое Я, необходимо воображать и пряник, и кнут.
Чем больше мы знаем о законах и мотивах поведения маленьких детей, тем легче нам выработать в себе подсознательную волю к переменам. Мы знаем, что дети часто воспринимают удовольствие и страдание совсем не так, как взрослые; еще нам известно, что детям легче понять конкретные вещи, чем абстрактные соображения, и что немедленное вознаграждение привлекает их гораздо больше, чем отдаленные перспективы (как мы уже говорили, несмотря на все наши доводы о будущем выздоровлении, дети всё-таки склонны избегать болезненной инъекции лекарства).
С другой стороны, наша взрослая часть, Сознательное Я, может воспитывать "дитя" и помогать ему понять значение тех далёких благ, которых можно достичь благодаря неприятным ощущениям в настоящем. Так оно достигает сотрудничества - хотя и не обязательно воодушевлённой поддержки - Базового Я. Последнее вряд ли заинтересуется отдаленными преимуществами, абстрактными принципами и духовными стимулами, тем не менее мы можем добиться его поддержки, если представим эти будущие награды на языке образов, который Базовое Я понимает.
Назад к основам.
Базовое Я заботится об успехе в настоящем моменте жизни; условия жизни, удовольствия и власть всегда остаются ее основными ценностями и побудительными мотивами.
Если, к примеру, мы пытаемся найти мотивы для ежедневной медитации и обращаемся к себе с таким доводом: "Я смогу общаться с Духом, очистить свой разум, открыться высшим энергиям и приблизиться к просветлению", Высшее Я отнесется к подобным духовным стимулам вполне сочувственно, но, как всегда, не станет вмешиваться и навязывать свою поддержку; оно продолжит любить, но выжидать. Сознательное Я, исполненное логичности, решит, что медитации могут стать конструктивным способом расслабления. Но Базовое Я с негодованием заявит: "Медитировать? Это что, просто сидеть?! Да ты шутишь! Брось ты это, пошли лучше съедим пиццу или развлечемся - займемся чем-то поинтереснее!"
Если мы добиваемся энтузиазма и поддержки со стороны Базового Я, то обнаруживаем в себе достаточно энергии и силы воли, чтобы справиться со всем, что только в человеческих силах, а иногда можем и превзойти эти пределы! Тем не менее, сначала мы должны предложить Базовому Я нечто, что ему действительно понравится: веселье! слава! власть! удовольствие! приятные ощущения! Поэтому, если мы хотим регулярно медитировать, то должны сосредоточиться на том, как медитация помогает расслаблению, радости любви и простоте удовольствия; на том, как она сделает нас привлекательными для других и успешными в жизни, в конце концов, как она позволит нам больше зарабатывать - получить больше, стать чем-то большим, жить полнее! И тогда Базовое Я наверняка скажет: "Вот это другой разговор! Теперь за дело!"
Во время учебы в колледже я просто жил в гимнастическом зале - я проводил в тренировках по нескольку часов шесть дней в неделю. Я тренировался независимо от своего настроения. Что бы ни происходило в студенческом городке - разве что у меня была высокая температура, - с 14:30 до 18:30 ежедневно я выкручивал и растягивал свои мышцы. Иногда после занятий я чувствовал себя настолько утомленным, что едва мог подняться по лестнице, ведущей в раздевалку.
Как мне удалось выработать в себе такую обязательность и стремление к этому? Может быть, я долго работал над тем, чтобы решиться развить свое тело, разум и чувства и стать "уравновешенным и цельным человеческим существом"? Вовсе нет. Разве я преодолевал инерцию, усталость, разочарования и неудобства, чтобы когда-нибудь суметь вдохновить на это других людей? Ни в коем случае. Возможно, я осознавал, что тренировки научат меня каким-то жизненным принципам и законам реальности? Да у меня даже не возникало таких мыслей!
Я занимался спортом, чтобы получить признание, заслужить восторги и лестные похвалы. Я верил, что достижения в гимнастике сделают меня привлекательным для особ противоположного пола. Это совсем не относилось к мотивам Сознательного Я - все побудительные причины следовали непосредственно из моего Базового Я. Главное, что они срабатывали, и я прошел долгий путь до уровня национальных и мировых первенств.
Но пока я так усиленно трудился, чтобы достичь целей своего Базового Я, мне удалось понять самого себя и некоторые законы реальности; я достиг высокой степени управления собой, гибкости и равновесия всех своих составляющих. Гимнастика помогла мне в том, чем мне пришлось заниматься в будущем. Однако ни один из этих "высоких" мотивов не смог бы сам по себе стать достаточным, чтобы выработать во мне необходимую энергию.
Ключом к побуждению и дисциплине является понимание своего Базового Я, подсознания - того, что Базовое Я на самом деле хочет, а не того, что оно должно хотеть по мнению Сознательного Я.
Если мы хотим достичь какой-то цели и сумели связать необходимость перемен с ощущениями безопасности, удовольствия или личной силы, то Базовое Я непременно обеспечит нас энергией, достаточной для выполнения этой задачи, потому что оно любит пряники. Если же цель никак не связана с этими тремя следствиями, то нам вряд ли удастся преодолеть свое препятствие.
УПР. Три "Я" - три мотива.
Рассмотрите одну из целей, которых вам хотелось бы когда-нибудь добиться. Вероятно, она связана с какими-либо переменами, с усовершенствованием образа вашей жизни или с достижением успеха в определенной области. Выберите нечто, что вам вполне по силам, что вы можете сделать, если будете ощущать достаточно причин для этого.
Запишите или сформулируйте вслух три различных типа побуждений к достижению этой цели:
сначала зафиксируйте мотивы Высшего Я, например, любовь, помощь другим или духовное просветление. Представьте, что вы добились этого - как вы будете себя ощущать?
теперь запишите мотивы Сознательного Я - логичные, конструктивные доводы, доказывающие полезность выбранной цели. Представьте, что вы добились этого - как вы будете себя ощущать?
запишите то, что может заинтересовать Базовое Я: то, что придаст ему уверенность и чувство безопасности, связанные с выбранной целью удовольствия и радости, проявления силы, признания со стороны других и ощущения власти над собой. Представьте, что вы добились этого - как вы будете себя ощущать?
Когда вы представляете себе, что достигли своей цели, уделяйте особое внимание тем побуждениям, которые вызывают в вас самое сильное воодушевление и интерес.
ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЙ.
Процесс изменений характера подобен приливам и отливам. Он не протекает прямолинейно; поднимаясь по горному пути, мы проходим по холмам, долинам и равнинам.
В сфере физического развития я много раз замечал, что мы страдаем от последствий повторяющихся ошибок только до тех пор, пока не осознаём этих ошибок.
Сначала мы их просто не замечаем; потом мы начинаем их понимать - но лишь после того, как наступают неприятные последствия - и тогда исполняемся сожалениями. Позже мы начинаем постигать свои ошибки уже в процессе того, как их совершаем: "Вот! Я снова это делаю". И, наконец, мы оказываемся способны предвидеть эти ошибки ещё до того, как совершаем их, и, таким образом, избегаем их.
Многие люди наказывают себя за собственные ошибки, потому что ещё не понимают естественного течения процесса обучения и хотят, чтобы всё удавалось им с первого раза. Однако жизнь редко предоставляет такие возможности. Чем глубже мы понимаем происходящий процесс изменений, тем более терпимыми становимся и к себе, и к окружающему миру.
Следующий отрывок из книги Поршии Нельсон "Яма на дороге" прекрасно описывает процесс перемен:
Автобиография в пяти частях.
Часть 1. Я иду по улице. На пути встречается глубокая яма. Я падаю в неё. Я ничего не вижу... Я совершенно беспомощна. В этом нет моей вины. Проходит целая вечность, прежде чем я выбираюсь на свет.
Часть 2. Я иду по той же улице. На пути - глубокая яма. Я стараюсь не замечать её. И проваливаюсь вновь. Трудно поверить, что я снова в этой ужасной ситуации. Но это не моя вина. Мне опять требуется много времени, чтобы выбраться из ямы.
Часть 3. Я иду по той же улице. Та же глубокая яма. Я её прекрасно вижу. Но тем не менее снова падаю в неё... это уже становится традицией... но мои глаза открыты. Теперь я знаю, где я нахожусь. Это уже моя ошибка. Я выбираюсь наружу очень быстро.
Часть 4. Я иду по той же улице. Вот яма. Я обхожу её.
Часть 5. Я иду по другой улице.
Сопротивление переменам.
Большинство людей уверены, что они хотят изменяться и совершенствоваться, но наши Базовые Я нуждаются в ограниченности, прекрасно себя чувствуют в жёстких рамках и предпочитают знакомый образ жизни. Внутри каждого из нас кроется инертная масса, сопротивляющаяся любым изменениям.
Наша жизнь основана на привычках - на том, как мы встаём по утрам, что делаем перед сном и как усаживаемся в свой автомобиль; и дома, и на работе мы окружаем себя привычными действиями. Мы можем настолько сильно запереть себя в застарелых привычках, что придерживаемся их даже тогда, когда они теряют всякий смысл. Однажды я спросил женщину, которую постоянно избивал муж, почему же она не расстанется с ним. Она грустно ответила: "По крайней мере, я к этому привыкла".
Перемены означают прыжок из известного в неизведанное. Страх перед переменами отражает наш более глубинный страх смерти. Многие ли действительно хотят выпрыгнуть из знакомой раскалённой сковороды в открытый огонь перемен?
Чем меньше мы сопротивляемся, тем большему учимся; чем быстрее приспосабливаемся к изменениям, тем легче нам оставаться на гребне волны перемен. Но независимо от того, переносим мы изменения с относительной легкостью или с большим трудом, мы можем изменяться и нам приходится это делать. Мы обладаем врождённой способностью и желанием совершенствоваться.
Сложности решения любой задачи заключаются в подготовительном этапе. Если, начиная изменять свою жизнь, мы страдаем от избыточного веса, отсутствия гибкости тела и вообще пребываем в скверной физической форме, нам будет гораздо сложнее овладеть лёгкостью лазания по канату, "колесом", клюшкой для гольфа или теннисной ракеткой; тем не менее, мы можем всему этому научиться, когда завершим необходимую подготовку и заложим достаточную основу для физической активности.
Основная проблема кроется не в Базовом Я, а в сопротивлении. Понимая присущий Базовому Я страх перемен - точно так же, как мы можем понять страхи маленьких детей, - мы развиваем в себе терпимость, понимание и глубокий взгляд на свои проблемы, которые необходимы, чтобы раскрыть каналы взаимодействия с собственным подсознанием. Базовое Я, как и ребёнка, можно научить мириться с неизбежными изменениями.
Мы изменяемся, нам просто приходится изменяться, и мы способны противостоять этому не больше, чем листва может помешать тому, что осенью она желтеет и осыпается.
Д. Г. Лоуренс
Свежие комментарии