На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Проклятие Зеленского: рукопожатие лидера Украины обрывает карьеры политиков   Очередной высокопоставленный политик, к...Сиды Ирландии, эл...
  • Evgeni Velesik
    Молодец паря, дал ему возможность уйти достойно!Маск высказался о...
  • Evgeni Velesik
    У меня отец был 1,5 метра с кепкой. Когда его призвали в 1942 году в нём был бараний вес. Прошёл войну и дослуживал д...Маск высказался о...

Светлые альвы скандинавов и кельтские феи Броселианда

Светлые альвы скандинавов и кельтские феи Броселианда

На протяжении многих веков эльфы и феи кельтских легенд и светлые альвы скандинавских саг не вызывали особого интереса у соседей. Да и на родине рассказы о них были уделом неграмотного и суеверного простонародья, аристократы предпочитали более «высокую» литературу средневекового «фэнтезийного» жанра – героические поэмы и рыцарские романы. Шекспир написал пьесу «Сон в летнюю ночь», но ей далеко до популярности «Макбета», «Короля Лира» и «Гамлета».


Джозеф Ноэль Патон. Воссоединение Оберона и Титании

Джон Симмонс. Титания, королева эльфов из пьесы Шекспира

Тем более что Церковь объявила эльфов и фей демонами либо падшими ангелами, соблазнёнными дьяволом, и рассказывать о них порой было просто опасно для жизни. Даже Шекспир в упомянутой выше пьесе причислил эльфов и фей к подданным древнегреческой богини колдовства Гекаты.

Кстати, вы знаете, что такое «гламур»? Настоящий, а не выродившийся, современный? Это способность эльфов и фей «отводить глаза», создавая зрительные иллюзии. Считается, что слово «glamour» связано с французским «gramarye» (гримуар), которым называют книги заклинаний. «Гламурными» тогда называли и ловко обманывавших простаков цыганок. А сейчас – безголосых певичек и самозваных «светских львиц».

Тёмная сторона эльфов


Внезапные болезни людей и домашних животных стали объяснять поражением их «эльфийсками стрелами». В Шотландии, например, их называли «saighead sith» – «волшебные стрелы», в Ирландии – «gae sídhe», «дротики сидов» (о сидах мы ещё поговорим). А внезапный паралич или эпилептический припадок называли «ударом фей» или «эльфийским ударом». Характерным признаком поражения эльфийской стрелой считался и неожиданный приступ болей в суставах или в позвоночнике. В сельской местности Британии, Ирландии и скандинавских стран в эльфийские стрелы верили даже в начале XX века.


Рисунок из «Псалтири Эдвина» XII века: эльфы и человек, поражённый их стрелами


Скандинавский амулет от стрелы эльфа

Кроме того, утверждали, что эльфы могут вызвать тяжелую болезнь, пролив эль или пиво. Эльфам приписывали и подмену некрещёных новорождённых детей: германцы, скандинавы и кельты часто болеющих и просто излишне капризных детей называли подкидышами эльфов. Чтобы вернуть своего ребёнка, рекомендовалось напугать «настоящих» родителей «подкидыша», подвергнув его какой-то опасности. Священники объясняли пастве, что эльфы и феи настолько уродливы и отвратительны днём, насколько прекрасными кажутся ночью.

Известно, что и Жанну д’Арк обвиняли в «идолопоклонстве у дерева фей», которое в её родной деревне называли также «деревом дам» и «майским деревом». Марк Твен так писал об этом в романе «Личные воспоминания о Жанне Д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря»:

«Они (дети) сплетали гирлянды цветов, вешая их на дерево и вокруг родника, чтобы порадовать живших там фей… И в благодарность за эти знаки внимания феи старались сделать для детей все, что было в их силах; они, например, заботились, чтобы источник всегда был чист, прохладен и обилен водой; они прогоняли змей и насекомых, которые жалят… с незапамятных времен все дети, подраставшие в Домреми, назывались Детьми Древа.»


«Источник фей» в Домреми, фотография 1910 г.

А позже у этого дерева Жанне стали являться архангел Михаил, святая Екатерина Александрийская и великомученица Маргарита Антиохийская.


Э. Герин. Жанна д’Арк у «дерева фей» в окружении ангелов, 1921 г.


Ч. Рикеттс. Жанна д’Арк и её голоса, 1924 г.

Высшие иерархи французской католической Церкви и самые авторитетные профессора Сорбонны потом «доказали», что на самом деле с призывами о спасении Франции к будущей святой обращались демоны Велиал, Бегемот и сам Сатана.

Эльфам и феям приписывали сооружение многих менгиров, а в Дании – даже и строительство некоторых готических церквей. Кстати, основание датского города Роскилле связывают с имевшим отношение к волшебным существам королём Хродгаром (Hroðgar, он же или Roas). Этот король является одним из героев древнейшей из написанных на англосаксонском языке эпической поэмы «Беовульф» и правил Данией во времена, когда на эту страну напало чудовище Грендель.

В числе сооружений, «построенных эльфами» – самый большой дольмен Франции Рош-о-фе (Roche aux fées), который называют также «сказочным камнем» или «камнем фей». Он находится недалеко от бретонского города Эссе:


Согласно преданию, камни для его строительства феи носили в фартуках, лишние потом высыпали – и получилась ещё и знаменитая аллея дольменов, которую местные жители также называют «камнями фей». В средние века после помолвки юноша и девушка в ночь новолуния должны были обойти эти камни, пересчитывая их: юноша справа, девушка – слева. Если в своих подсчётах они ошибались на три камня и больше, устраивать их свадьбу категорически не рекомендовалось. В общем, неплохая была «отмазка» для нежелающих вступать в брак – достаточно было довольно сильно «ошибиться» при подсчёте в ту или иную сторону.

«Курганом фей» называют и самое знаменитое мегалитическое сооружение Ирландии, датируемое 2500 годом до н. э. – Ньюгрейндж.


Ньюгрейндж – официально признан ЮНЕСКО самым большим и важным мегалитическим сооружением Европы

Подземные помещения этого кургана называют также «пещерой Солнца» – его лучи проникают сюда в день зимнего солнцестояния.


Пещера кургана Ньюгрейндж

А на этой гравюре XIX века вы видите также связанный с эльфами и ведьмами знаменитый качающийся камень Логан в графстве Корнуолл – он раскачивается даже при незначительном прикосновении к нему:


В средние века была распространена легенда, что женщина может стать ведьмой, если сумеет 9 раз прикоснуться к этому камню, ни разу не пошевелив его.

Современные эльфы


Старания католической церкви и новые веяния в литературе и культуре сделали своё дело, и в XIX веке эльфы выродились в помощников Святого Николая, который в католических и протестантских странах также претерпел весьма странную эволюцию (избежав её в государствах, народы которых исповедуют православие). В 1823 году Клемент Кларк Мур опубликовал в США стихотворение «Однажды ночью перед Рождеством» – о святом Николае, который, прилетев на оленьей упряжке, проник в дом через дымоход, чтобы оставить подарки спящим детям. Написано оно было по мотивам церковного предания о деньгах на приданое, которые получили от этого иерарха три бедные девушки. В 1863 году американскому художнику Томасу Насту пришла в голову мысль поселить Святого Николая на Северном полюсе, одеть в красную шубу с красным же колпаком и заставить его весь год заниматься подготовкой подарков для послушных детей. Архиепископ курортной Миры Ликийской (территория современной турецкой провинции Анталия), который, вероятно, и снега никогда не видел, надо полагать, был в шоке от перспективы такого переезда. Но деваться ему было некуда: и крупные, и мелкие торговцы моментально сообразили, что под это дело можно заработать, резко повысив цены в канун Рождества. Как и легенда о святом Валентине, эта история с подарками Санта Клауса быстро обрела коммерческий характер. А потом художница Луиза Мэй Олкотт решила, что Санта Клаус хоть и святой, но с задачей изготовления такого количества подарков ему одному, пожалуй, и не справиться, да и вообще – нужно расширять производство. Она и добавила христианскому святому помощников – и ни каких-то ангелов, а эльфов, которых бывший Мирликийский архиепископ, видимо, взял в рабство: а чем ещё можно объяснить бесплатную работу на него языческих волшебных существ? Эльфы Луизы Олкотт неожиданно оказались не вечно юными красавцами, а неказистыми пожилыми мужчинами. Настоящие феи и эльфы народных сказок стали отходить на второй план. В одном фантастическом рассказе, написанном во второй половине ХХ века, повествуется о том, как дожившие до нашего времени эльфы решили вернуться и захватить власть над миром. Они умели брать под контроль сознание ещё помнящих о них взрослых людей, но потерпели поражение, потому что современные дети уже ничего о них не знали.

Ситуация стала меняться после публикации фэнтезийных произведений британского филолога и переводчика Джона Толкина. Правда, опять-таки, рассказывал этот оксфордский профессор не о настоящих эльфах, а о придуманных им волшебных существах. Но он благоразумно поместил их не в Броселианде и не в норвежских фьордах, а в несуществующем Средиземье, что снимало все претензии специалистов.


Джон Толкин

У книг Толкина сразу появилось множество поклонников, стало развиваться движение «ролевиков», разыгрывавших некоторые эпизоды этих романов, и роли эльфов всегда и везде были самыми желанными и престижными. «Окучивать» перспективную тему ринулись толпы подражателей разной степени одарённости. Получалось примерно, как в этом пародийном стишке:

Допустим, ты – король подземных эльфов,
Гномья лесного принц и канцлер орков.
Вокруг тебя империи трясутся,
На кладбищах пируют некроманты,
Сражаются друг с другом кто попало...
(Генри Лайон Олди).

Однако круг читателей книг жанра «меча и магии» был всё же ограниченным, и потому подавляющее большинство людей к фанатам Толкина относились как к полусумасшедшим, но безобидным чудикам с бутафорскими мечами и луками. Окончательную победу эльфы одержали благодаря вот этому смешному толстячку:


Это режиссер Питер Джексон, который снял две кинотрилогии: основой первой послужил масштабный труд Толкина «Властелин колец», второй – небольшая повесть «Хоббит или Туда и обратно». Благородные и мудрые эльфы у Джексона получились такими «няшками», что шансов противостоять их обаянию уже не было.

Кадр фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»:


А здесь в роли королевы эльфов Галадриэль оказалась любимица Сталина – герой социалистического труда и кавалер трёх орденов Ленина полковник Ирина Спалько (то есть актриса Кейт Бланшетт, игравшая также в фильме «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа»):


Большую поддержку эльфам оказали и разработчики компьютерных игр.

Но сегодня мы всё же поговорим о настоящих светлых альвах, эльфах и феях. Сразу отметим, что от других связанных с природой божеств нижнего уровня (тех же нимф, наяд или дриад) эльфы отличались наличием у них определённой иерархии, общественной жизни и даже признаков государственности. В Норвегии считали, что все низшие лесные божества-туссеры (эльфы, гномы или веттиры, тролли) живут селениями, держат скот и даже строят церкви. Вот как выглядит одна из таких эльфийских церквей – эти камни можно увидеть в Исландии недалеко от Рейкьявика:


Эльфы и феи имели собственных королей и королев.


Джон Дункан. Мерлин и королева фей

Существовали территории, которые они контролировали и старались не допускать на них чужаков – но и не претендовали на чужие земли.

Светлые альвы скандинавов


В «Старшей Эдде» рассказывается об альвах – светлых, которых соотносят с эльфами других стран, и тёмных – цвергов или карликов, которых часто называют гномами. И, надо сказать, что именно о светлых альвах мифы скандинавских и германских народов рассказывают очень мало – о тех же цвергах или ледяных великанах можно узнать гораздо больше. В «Младшей Эдде», написанной Снорри Стурлсоном, утверждается, что альвы зародились как черви в плоти Имира – великана, убитого богами Одином, Вили и Вё. Из этой же плоти, кстати, была создана вся суша. Таким образом, альвы появились одновременно с девятью мирами Иггдрасиля (ещё два мира – огненный Муспельхейм и ледяной Нифльхейм, существовали до появления Имира). Утверждается, что светлые альвы похожи на людей, но превосходят их красотой и изяществом – «обликом прекраснее солнца». Они имели свой язык и руническую систему письменности.

Кстати, имя толкиновского Гэндальфа можно перевести как «Маг альв». С альвами связаны и некоторые другие имена: например, упоминаемая Тацитом в «Германии» пророчица Альбруна («Наделённая знанием альвов»), первый правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («Друг альвов») и даже до сих пор использующееся имя Альфред («Советующийся с альвами»).

Из рода светлых альвов происходила одна из богинь судьбы – норн (вторая была из рода асов, третья – из цвергов). Князем альвов назван кузнец Вёлунд – известнейший персонаж скандинавских легенд.

Светлые альвы поселились в одном из новых миров, который и был назван Альвхеймом. В «Видении Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды») говорится, что он находится на третьем небе (самом высоком), которое называется Видблайн. Согласно «Старшей Эдде», Альвхейм был подарен асами богу из рода ванов – Фрейру, который, как и его отец Ньёрд и сестра Фрейя, стал добровольным заложником при заключении мира между этими богами: все они пользовались в Асгарде большим уважением.


Фрейр и Фрейя

В некоторых источниках Альвхеймом называют область на территории Норвегии и Швеции – между устьями рек Гёта-Эльв и Гломма. Дело в том, что другое имя Фрейра – Ингви, и он считается родоначальником династии конунгов (Инглинги), которые правили Швецией до 1060 года, а Норвегией – до 1319-го.

В Дании светлых альвов называли словом «elv», в Швеции и Норвегии – «alv», в Исландии – «alf-ur», в Англии, где в Эпоху викингов поселилось много скандинавов – «aelf». Происхождение этих, безусловно, однокоренных слов неясно, наиболее достоверной кажется «кельтская» версия, согласно которой все они произошли от «ellyl» или «aillil» («сияющий»).

Исландский скальд Сигватур Тоурдарсон сообщает, что ещё в XI столетии в Вестергётланде (область на западе Швеции) совершались жертвоприношения альвам – и до наших лет сохранились «эльфийские алтари» (elf-altars). А в «Саге о Кормаке» утверждается, что в Исландии жертвы альвам приносились и в XIII веке.

Тех эльфов, что живут не в небесном Альвхейме, а в лесах, в Швеции называют скоге, в Дании – элле. У таких волшебных существ обычно был какой-то дефект, например, пресловутые заострённые уши или одна ноздря. Иногда говорится, что у них есть копыта или бычьи хвосты. В Швеции и Дании считали, что лесных эльфов можно узнать по полым спине и затылку – и потому они стараются прикрыть их плащом и шляпой. При этом мужчины лесных эльфов описываются как старики в широкополых шляпах, а вот женщины – всегда молоды и прекрасны.

Больше всего эльфов, судя по всему, сейчас живёт в Исландии, местный историк Магнус Скарфединссон «насчитал» на этом острове 13 разновидностей эльфов, 4 вида гномов и 2 вида троллей. В 2007 году сотрудниками университета этого островного государства было проведено вполне серьёзное социологическое исследование, в ходе которого выяснилось, что 8 % опрошенных граждан страны искренне верят в существование эльфов, более 80 % не отрицают их существование, 62 % полагают, что в настоящее время эльфов в Исландии нет, но они могли жить здесь раньше.

В Исландии, кстати, до сих пор стараются ничего не строить рядом с большим камнем, а этот камень – передвигать на другое место, поскольку он может быть домом какого-нибудь эльфа.

И кельты, и скандинавы с германцами связывают с эльфами (альвами) и феями круги в лесах, которые у нас называют «ведьмиными кольцами»: считается, что в этих местах они танцуют и водят хороводы. Принять участие в своих танцах они иногда предлагают случайно оказавшимся рядом смертным людям. В местности близ датского города Оденсе рассказывали легенду о свадьбе в Норре-Броби, где невеста, увидев, что соседний холм поднялся и стоит на красных колоннах, из любопытства подошла к нему, приняла чашу с вином от эльфа и согласилась на один танец с ним. Когда танец закончился, она вспомнила о муже и поспешила домой. Её никто не узнал, кроме древней старухи, которая сказала:

«Так это ты сто лет назад исчезла со свадьбы брата моего деда?»

После этих слов девушка упала на землю и умерла.

Рассказывали и историю женитьбы одного крестьянина на фее, которая проникла в его дом через маленькое отверстие в двери. Когда мужчина вбил клин в это отверстие, фея приняла облик нормальной женщины, забыла о своём прошлом и осталась у него, родив много детей. В старости крестьянин решил рассказать ей о том, как они встретились в первый раз, и даже вытащил из отверстия в двери когда-то вставленный в него клин. Его супруга тут же вновь превратилась в фею и ушла к своим родичам.

Общим является и поверье, что эльфы боятся железа, не любят колокольный звон, а также запах чеснока и валерианы.

Феи Броселианда



Реальная фотография, сделанная в Броселиандском лесу: на заднем плане позолоченный каштан в окружении пяти чёрных остовов сгоревших деревьев

Мы уже говорили, что в областях, населённых потомками кельтов, имелись «деревья фей», в общении с которыми потом обвинили Жанну д’Арк. Но существовал и целый лес, в котором феи якобы были полновластными хозяйками. Это знаменитый Броселианд, и даже Виктор Гюго упоминал о нём в романе «93 год»:

«Семь так называемых «черных лесов» Бретани были следующие: Фужерский лес, загораживавший пространство между Долем и Авраншом. Пронсеский, имевший восемь миль в окружности. Пемпонский, перерезанный оврагами и ручьями, почти недоступный со стороны Беньона, но имевший удобное сообщение с роялистским местечком Конкорнэ. Реннский, в котором слышны были звуки набата республиканских приходов, довольно многочисленных в окрестностях городов; в этом-то лесу отряд Пюисэ уничтожил отряд Фокара. Машкульский лес, в котором, словно дикий зверь, скрывался Шаррет. Гарнашский, принадлежавший семействам Ла Тремойль, Говэн и Роган. И, наконец, Броселиандский, принадлежавший феям.»

(В настоящее время Броселианд считают частью Пемпонского леса).

Броселианд тесно связан со знаменитыми легендами Бретонского (Артуровского) цикла, которые польский писатель Анджей Сапковский назвал «архетипом, прообразом всех произведений фэнтези».

Знаменитую ученицу Мерлина – фею Моргану многие соотносят с бретонской речной феей Морган. Впрочем, некоторые связывают её с ирландской богиней войны Морриган, другие – с валлийской богиней плодородия Модрон.


John Roddam Spencer-Stanhope. Morgan le Fay. 1880

Моргана, безусловно, является самой популярной феей Бретонского цикла, и в XIX веке в её честь даже было названо известное с давних пор редкое природное явление сразу нескольких частично накладывающихся друг на друга миражей:


Фата Моргана

Описание Фата Морганы есть даже у Чехова – в повести «Чёрный монах»:

«Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере.»

10 декабря 1941 года у Мальдивских островов коварная бретонская фея показала морякам английского транспортного судна «Вендор» гибнущий крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами близ Цейлона – за 900 км от них. Зрелище было настолько убедительным, что капитан «Вендора» решил оказать помощь тонущим соотечественникам и потратил на их поиски несколько часов.

Но вернёмся в Броселианд, где Моргана создала «Долину без возврата», выход из которой не могли отыскать неверные своим дамам рыцари. Их освободил потом воспитанник другой феи – Вивьен, знаменитый сэр Ланселот (в которого, кстати, Моргана была безнадёжно влюблена).


Броселианд, Долина без возврата


Ланселот сражается с двумя драконами, охраняющими вход в Долину без возврата, картина XV века

Племянницей Морганы была фея Мелюзина (полуженщина-полузмея), потомками которой считались английские короли Ричард Львиное Сердце и Джон Безземельный, королева Елизавета Вудвилл.


Миниатюра из рукописи «Роман о Мелюзине» Жильбера де Меца, около 1410 г.

Согласно преданию, будучи насильно доставлена на воскресную мессу, она бесследно исчезла из церкви. Прототипом Мелюзины считают принцессу Мелисанду – племянницу короля Иерусалима Балдуина II и жену графа Анжуйского Фулька V, которая стала матерью первого короля династии Плантагенетов. Змеиного хвоста у неё, конечно, не было, но современники к этой легенде относились вполне серьёзно, и будущий святой Бернард говорил о Плантагенетах:

«От дьявола вышли и к дьяволу придут.»

А Томас Бекет писал о Генрихе II Плантагенете и его детях:

«Происходят от дьявола и к нему отыдут.»

В своём происхождении от феи не сомневался и сын Генриха II Ричард. После падения Аккры в 1191 г. он приказал убить 2700 пленных, за которых не был уплачен выкуп. В ответ на поднявшийся ропот заявил соратникам-крестоносцам:

«Чего же вы ожидали от меня? Разве мы (Плантагенеты) не дети дьяволицы?»

Кстати, именно за этот поступок Ричард и получил своё знаменитое прозвище – Львиное Сердце: львы в то время олицетворяли не только воинскую доблесть, но и жестокость.

По другой версии этой легенды, Мелюзина стала родоначальницей дома Лузиньянов. Мартин Лютер уверял, что Мелюзина была демоном похоти и разврата – суккубом, и в средние века грешниц даже стали называть «дочерьми Мелюзины».

В Броселиандском лесу есть два озера – «Зеркало фей» (le Miroir aux Fées) и Компер. Во втором из них находился подводный замок упоминавшейся выше феи Вивьен, которую называют также Нимуэ, Нинев, Владычицей и Девой Озера. Она гордилась тем, что Мерлин так и не смог лишить её невинности (в отличие от других его учениц), а потом даже заточила знаменитого кельтского волшебника в скале.


Гастон Бюссьер. Мерлин и Вивьен


Броселианд, «Могила Мерлина»

Именно Вивьен подарила Артуру его знаменитый меч Экскалибур.


Lady of the Lake

Она же два раза спасала этого короля от покушений его сводной сестры – Морганы, обиженной на него за то, что он насильно выдал её замуж (от нелюбимого супруга она и сбежала в Броселианд, где стала ученицей Мерлина).

Кстати, знаменитая мелодия Шуберта, на которую положена молитва Ave Maria, первоначально была написана в качестве Ellens Gesang III – 3-ей песни Элейн, героини поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера».

До сих пор в Броселианде показывают источник Барантон (la Fontaine de Barenton), вода которого якобы исцеляет от безумия. Его же называли источником молодости: верили, что умывание водой из него разглаживает морщины.


Броселианд, источник Барантон

В следующей статье будет рассказано о сидах Ирландии, эльфах и феях Британии, а также об орках и уграх.

Картина дня

наверх