На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    О подвиге тех, кто первым встал на пути ВСУ Первой неожиданностью для ССО ВСУ стало сопротивление необстрелянных под...Знаменитое Красно...
  • Юрий Ильинов
    Всякому овощу свой фрукт или Давние размышления о наступлении на Курскую область «А сегодня в завтрашний день не все...Знаменитое Красно...
  • Юрий Ильинов
    Продвижение в Торецке, успех в Волчанске. Ситуация в зоне СВО к 9 октября ВС РФ освободили Золотую Ниву Вооружённые...Отправленные на п...

Сергей Ключников ПУТЬ К СЕБЕ. ОБРЕТЕНИЕ ДУХОВНОЙ СИЛЫ Часть1. №5

Глава 5
СТУПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ И
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОНКИХ СТРУКТУР.

 

ЭЗОТЕРИЗМ О СТУПЕНЧАТОСТИ ПУТИ.

     Большинство эзотерических учений утверждают, что духовный путь нельзя уподоблять бесконечной линии, ведущей вверх. Любая дорога делится на участки, а любая лестница предполагает ступени. С этим соглашаются практически все духовные традиции, даже такие парадоксальные как дзэн-буддизм, где прослеживается идея спонтанного прыжка в пространство абсолютной свободы.

Казалось бы, о каких ступенях может идти речь, когда ученику предлагается прыгнуть в неизвестность? Однако другой символ дзэн-буддизма, отображающий десять стадий победы человека над своей низшей природой, нарисованной в виде быка, расставляет всё на свои места – ступени духа нужны, и они действительно есть. Потому классическая индийская йога разделяет путь к окончательному освобождению на восемь ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи. О восьми ступенях, каждая из которых освобождает человека от очередной порции страданий, говорит и классический буддизм. Немалое число традиций и учений исходят из семеричной структуры мироздания и делят путь на семь главных отрезков. Так, зороастризм и эзотерическое христианство утверждают, что душа на пути к Богу проходит через семь небес, вознестись к которым наиболее праведные подвижники могут ещё во время земной жизни. Вспомним суфизм с его доктриной «семи стоянок». О семи символических вратах, которые стоят на двух основных путях, ведущих к Богу, писала и Е. П. Блаватская в «Голосе Безмолвия». Агни Йога предлагает делить путь на трёхлетия и семилетия, считая, что это такие отрезки времени, которые обязательно фиксируют все изменения, происходящие с учеником, в случае его серьёзной работы над собой. В то же время она отмечает, что путь познания и совершенствования подразделяется на двенадцать стадий. В этом нет противоречия с предыдущим делением, поскольку все эти числа с эзотерической точки зрения связаны друг с другом, и по сути являются разными проявлениями единого числа.

     Теософская традиция в лице Анни Безант говорит о том, что основному пути предшествует начальная стадия, называемая «Путем испытаний»:

«Первые шаги составляют то, что было названо "Путем Испытания"; этот Путь несколько отличается от того, которым идёт уже признанный ученик. В течение времени испытания можно констатировать известные успехи, приобретаются определённые качества, но успехи эти не столь заметны, как на Пути признанного чела.

На этом истинном Пути не только Учитель признаёт ученика, но и ученик знает своего Учителя. Чела проходит четыре определённые стадии, имеющие каждая своё название и отделяющиеся одна от другой особыми посвящениями.

На Пути Испытания также существуют особые ступени, но они не столь ясно заметны; они проходят, скорее, одновременно, а не следуют одна за другою. От вступившего на Путь Испытания не ожидается совершенства. Он ещё только пробует свои силы. Достаточно, чтобы намерения его были чисты, а усилия постоянны, чтобы он не изменял своих решений и не терял из виду цели. Пока этого достаточно.

Посылаемые ему страдания и испытания в значительной степени принадлежат к числу тех, которые обычно встречаются в жизни; но это далеко не те трудности, которые встречаются на Пути признанного чела. В этот период ученику посылается свыше много помощи, но он об этом не знает; ученик воображает, что он одинок на своём Пути и может рассчитывать только на свои силы. Эта иллюзия происходит от его неведения. Взоры Учителя обращены на него, и он постоянно получает помощь с высших планов, хотя, быть может, его бодрствующее сознание её не замечает».

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОНКИХ СТРУКТУР НА ПУТИ.

     Влияние духовного пути на тонкий состав и ауру человека очень велико. В эзотерических учениях принято делить человека на три основных уровня (тело, душа и дух), а также на семь основных планов или тел – физическое, эфирное, астральное, ментальное, высшее манасическое, буддхическое и атмическое тело. Эти тела вложены друг в друга по принципу матрёшек, только каждое следующее оказывается не меньше, а больше предыдущего. Уровень духовного развития человека зависит от того, на каком этаже пребывает его сознание. Сознание грубого материалиста, находящегося в рабстве у низших инстинктов, находится на первом этаже, более утончённого материалиста, например, того, кто сделал культ из физического здоровья – на втором, человека страстей – на третьем, интеллектуала – на четвёртом, а святого или посвящённого, в зависимости от степени продвинутости – на пятом, шестом или седьмом уровне. Чем богаче внутренние накопления, тем на более высоких этажах психики находится сознание.

     Кто же в самом человеке идёт по духовному пути? Как меняется при этом его глубинный состав тела и тонкие структуры?

     Основное движение в человеке осуществляет его сознание, которое с каждым шагом по лестнице эволюции одновременно расширяется, углубляется и поднимается вверх. Сознание представляет собой истинного путника. Оно – барометр, показывающий, на какой ступени эволюции находится человек. Оно расправляется и распрямляется, а нити, сдерживающие его, ослабляются и рвутся. Человек внутренне растёт и с этой высоты лучше видит себя, что помогает ему более эффективно собой управлять. В результате человек лучше сдерживает отрицательные эмоции, понимает свои противоречивые желания и учится стимулировать волю на преодоление трудностей. Сознание, поднимающееся вверх, начинает охватывать все больше структур и тонких тел человека. Оно пропитывает эти тонкие тела, которые, как правило, находятся в рассогласованном и не скоординированном по отношению друг к другу виде. Чем выше уровень сознания, тем большее количество тонких структур оказывается под контролем человеческого духа. Рост сознания приближает человека к духовному плану бытия.

     На собственном опыте могу утверждать: когда пробуждается дух, он начинает излучать силу, присутствие которой чувствуешь всем своим существом. Резко повышается искусство саморегуляции и умение управлять собой. То, что раньше казалось невозможным, получается просто само собой, без специальных усилий и энергетических затрат. Это касается и умения управлять мыслями, и борьбы с отрицательными привычками, и власти над страстями, и поведения в экстремальных ситуациях.

     Эзотерические учения утверждают, что на духовном пути в человеке рождается новый синтез его тел, или структур. Ментальное тело, устремляющееся к совершенству, носитель которого – атмическое тело, соединяется с высшим ментальным телом, или Большим Манасом, и помещается в пространство буддхическического тела (так на Востоке называют высшую, или духовную душу). Е. И. Рерих писала об этой духовной алхимии, преобразующий весь тонкий состав: «На пути ученик должен соединить четвёртый, пятый и седьмой принцип и поместить их в шестой». Четвёртый принцип в теософии называется принципом устремления, пребывающем в ментальной сфере – высшем этаже земной личности человека. Пятый принцип – принцип высшего самосознания, так называемый Божественный разум в человеке, или Большой Манас. Седьмой принцип эзотерические учения отождествляют с искрой Божественного Огня, или присутствием Абсолюта в человеке. Шестой принцип – духовная душа, высшее проявление сердца, любви и мудрости. Соединяя в глубине своего пробуждённого сердца устремление к совершенству, Божественную искру и Божественный разум, ученик становится просветлённым существом. У него открываются и проходят через процесс огненной трансмутации все чакры. Результатом является новый сплав очищенной человеческой и божественной природы и появление нового тела – тела просветления, блаженства и космической реализации. Низшая природа человека на этой ступени эволюции также очищается и преображается. Тяжёлые психологические элементы сознания, грубые энергии, тёмные страсти и грубоматериальные желания, хаотические мысли и негативные накопления растворяются и заменяются очищенной тонкой материей, из которой состоит новое тело человека.

     Невозможно двигаться к совершенству и подниматься по ступеням эзотерического пути, не меняя свой духовно-психологический состав. Процесс преображения сложен и даже мучителен. Это и понятно: низшая природа человека должна умереть, сгореть в очистительном огне устремления. После переплавки это будет уже другая природа, в которой по-иному работают энергетические центры. Если у нетренированного человека высшие центры спят, оставаясь закрытыми и подстраивая своё вибрационно-энергетическое звучание под тональность, излучаемую низшими чакрами, то у просветлённого и посвящённого духовного мастера главная нота, которую он издаёт в тонком мире, связана с включением высших центров. Их гармоничная музыка становится камертоном, под который подстраиваются низшие центры. Победа над собой, достигаемая на духовном пути, – это во многом победа над хаотическим звучанием низших центров.

     Ступени духовного пути относятся и к состоянию сознания человека, и к его духовно-психологическим качествам.

     На низших ступенях пути человек находится в состоянии духовного полусна, от которого его периодически пробуждает новая эзотерическая информация и энергия. Сознание сужено и зациклено на сугубо материальных целях. По мере усилий, связанных с желанием пробудиться, сознание становится более ясным, бодрствующим и одухотворенным. Оно уже не столь привязано к телу и способно всё чаще подниматься в более высокие духовные области. Человек познает себя, собственные глубинные мотивы, скрытые желания, сильные и слабые стороны. Его сознание более адекватно отражает и внешний мир, проникая сквозь его плотные покровы к тонким сферам. Каждая ступень вверх выражается во всё более ясном, расширенном и бодрствующем состоянии, наполненном энергией и светом.

     В процессе восхождения меняется сама личность. Если на первых этапах положительные качества находятся в зачаточном состоянии – человек в какой-то степени трудолюбив, пытается быть честным, в меру альтруистичен, стремится быть уравновешенным, – то по мере восхождения эти черты становятся все более выраженными и определёнными. Работая над собой, ученик постепенно избавляется от лени, лживости, эгоизма, неуравновешенности, которые оттягивали на себя психическую энергию и препятствовали эволюции. Свои достоинства ученик сплавляет в новую комбинацию, меняющую его характер. Дух из неотесанного алмаза превращается в бриллиант, блистающий разными гранями.

 

ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ.

Визуализируйте путь в виде сияющей лестницы с многочисленными ступенями, уводящей в беспредельность. Представьте, что вам нужно подняться по ней. Настройтесь на то, что на каждой ступени вам предстоит преодолеть какой-то свой недостаток, порок, отрицательное качество и в тоже время приобрести то или иное положительное свойство. Вдумайтесь в то, что на пути весь ваш психологический состав должен будет подвергнуться мощной трансформации. Какие негативные черты и непрочные психические элементы должны отмереть, видоизмениться, а какие, напротив, укрепиться, вырасти? Ваша задача – соединить свои личностные черты, психологические накопления, энергии, устремления с божественной искрой и духовной реальностью, живущей в глубине сердца. Настройтесь на это глубокое преобразование самого себя вплоть до огненной переплавки всего своего состава в огне духовного устремления.

 

Картина дня

наверх