Мигранты и миграции. Когда целью миграции является самосовершенствование
Одно из самых значительных и оригинальных поселений индейцев пуэбло Клифф Пэлас («Скальный дворец») в национальном парке Меса-Верде
«Тогда они сказали ему: — Пожалуйста, спроси у Бога, чтобы нам знать, будет ли наше путешествие успешным.
»
Книга Судей Израилевых, 18:5
Книга Судей Израилевых, 18:5
Люди и культуры. А было так, что прочитал я в детстве книгу Вилларда Шульца «Сын племени навахов», и она произвела на меня очень сильное впечатление. Из неё я узнал и про то, что такое пуэбло («поселение» по-испански) и про индейцев тева и навахов. Но лишь значительно позже я узнал о том, что «пуэбло» это название целого индейского народа, состоящего из многих племён, в том числе и индейцев племени тева. Кстати, тева в переводе означает «мокасины», а навахо – «поля у оврага»! Ну а потом, заинтересовавшись индейской темой, я также узнал, что пуэбло были заядлыми мигрантами и многие столетия только тем и занимались, переселением с места на место. Целью же такой миграции являлось…стремление к самосовершенствованию! Подобная цель выглядит необычно. А всё необычное привлекает вдвойне, и вот поэтому-то мы сегодня об этих необычных мигрантах и расскажем.
Начнём с того, что даже с названием и происхождением ясности нет до сих пор. Считается, что предками пуэбло были люди культуры Анасази, причём созданное ими поселение Таос-Пуэбло, которому вот уже 1000 лет, сохранилось до сих пор и является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но название «анасази» нынешние пуэбло не принимают, потому что на языке индейцев навахо оно означает «древний враг». Ну а навахо выступают против термина «древние пуэбло», или «предки пуэбло», Мы, мол, тоже очень древний народ!
Как бы там ни было, а предки сегодняшних пуэбло принадлежали к одной из четырёх известных нам крупнейших археологических культур юго-запада Америки. Их древней родиной являлось плато Колорадо, а расселились они в своё время от Нью-Мексико и вплоть до Великих равнин. То есть на очень большой территории.
Район этот отличался весьма прихотливыми естественно-географическими особенностями. Высокогорные плато, от 1,5 до 2,5 км над уровнем моря, чередуется здесь с глубокими каньонами. Селились древние пуэбло в низинах с сухим климатом, обычно неподалёку от ручьёв, из которых они брали воду для полива, а вот наверху в горах они охотились на дичь. Зимой здесь всё бывает покрыто снегом, и именно талая снеговая вода была для древних пуэбло основным её источником. Снег питал водой малые реки, которые легче было использовать для ирригации, нежели большие, текущие в глубоких каньонах.
«Паучья скала», которая играет видную роль в кинофильме «Золото Маккены» (1969). Вот в таких-то местах индейцы пуэбло и жили… Кадр из фильма
А вот так она выглядит сегодня
Очень необычным у них было жилье, так как свои дома из саманного кирпича они строили в расселинах известняковых скал, так, чтобы сама скала служила бы крышей всему их посёлку или, по крайней мере, группе домов.
Остатки кивы – культового сооружения пуэбло. Называется «Дома антилопы». Каньон-де-Челли. Аризона, США
Лучше всего такие дома сохранились в крупных национальных парках США, таких как Чако-Каньон, Меса-Верде, Ховенуип и Каньон-де-Челли. Попасть в эти поселения, которые как раз испанские конкистадоры и назвали «пуэбло», можно было либо по шатким деревянным лестницам, либо по ступенькам, вырубленным прямо в скалах.
Одна такая постройка показана в кинофильме «Золото Маккены» (1969), и как раз туда-то герои фильма и ползут чуть ли не по отвесной скале! Кадр из фильма
Но самым известным сооружением пуэбло является «Скальный дворец», построенный из песчаника и известняка с перекрытиями из деревянных балок. Дендрохронологический анализ этих балок показал, что здания этого поселения строились около 70 лет, где-то с 1190 по 1260 год. Каменные блоки скреплялись раствором из глины, смешанной с золой, благодаря чему постройки «дворца» сохранились до нашего времени. В нём насчитывается 150 жилых комнат, 23 кивы — округлых церемониальных помещения для церемоний (кстати, происходящее в кивах очень живо описано у Вилларда Шульца) — и целого ряда явно складских помещений. Стены комнат покрыты штукатуркой розового, коричневого, красного, жёлтого и белого цветов, а ещё их украшают росписи из геометрических орнаментов.
«Скальный дворец».
Мы знаем, что в период с 700 и по 1130 год н. э. в этом районе наблюдалась повышенная плодородность почвы, что привело почти к десятикратному увеличению численности населения. Вполне возможно, что этот фактор вызвал и приток населения из окрестных районов. Кстати, сами пуэбло считают, что они тоже пришельцы в тех местах, где они живут сейчас, потому что пришли на них с севера, где появились под землёй, словно озеро. А затем во главе с Великим духом они тронулись в путь, несколько столетий проживали в местах, где была найдена культура анасази, а затем мигрировали в современные места своего проживания. А вот цели миграций были такие: самосовершенствование, сохранение гармонии с окружающим миром и спасение народа от полного исчезновения, видимо, вызванного нехваткой пищевых ресурсов.
Реставрированные постройки «Скального дворца».
И все эти причины так до конца прояснить и не удалось. И почему древние пуэбло мигрировали в XII–XIII веках на другие земли, непонятно. Мог ли быть тому причиной малый ледниковый период или длительная засуха и исчезновение лесов, война с другими мигрантами… кто знает? Возможно, это была одна причина или же совокупность причин. Но об этом можно лишь только гадать. Хотя археологические находки вроде бы говорят, что древние пуэбло неоднократно меняли место жительства именно из-за изменений климата.
С другой стороны, «золотой век» культуры древних пуэбло падает на период с 900 по 1130 год, когда климат был жарким, а осадки в виде дождя умеренными. Именно тогда индейцы сумели одомашнить индейку, и мяса в рационе у них сразу прибавилось.
Зато после 1150 года в Северной Америке началась так называемая Великая засуха, которая тянулась 300 лет и вызвала гибель цивилизации Тиуанако на берегах озера Титикака и упадок восточно-американской миссисипской культуры. Соответственно, и культура пуэбло, известная как «Пуэбло II», сделалась более замкнутой и менее контактной в отношениях с другими племенами. Но вот покидать свои поселения и поля при неблагоприятных условиях и переселяться в другие места пуэбло так и не перестали.
Уходя из мест, где почва была истощена земледелием, они герметизировали двери своих жилищ камнями и известковым раствором, а содержащиеся в кивах имущества уничтожали… огнём! Предания пуэбло говорят о том, что их предки с помощью большой духовной силы могли управлять природными явлениями. Но что тогда означало уничтожение их святилищ? Вероятно, их демонтаж был следствием того, что они начинали считать, что злоупотребили своим могуществом, природа за это наказывает, и потому все свои «колдовские штучки» следует попросту сжечь!
Ну а потом из потомков древних пуэбло возникли группы индейцев пуэбло, встретившихся с испанцами, а сегодня живущих в штатах Аризона и Нью-Мексико. Кстати, своя собственная хронология у пуэбло идёт от самых древних их поселений, например в том же Меса-Верде.
Вот в таких скальных трещинах пуэбло и строили свои поселения, надёжно укрываясь в них от любых врагов, а также от пронизывающего ветра на вершинах плато, снега и дождя. Имея запасы маиса и дров, не покидать их можно было неделями!
Впрочем, причиной миграции пуэбло в конце XIII века могли стать и войны с другими племенами. В повести Шульца «Сын племени навахов» как раз и описывается война земледельцев тева с кочевниками навахами. И хотя события повести относятся уже ко времени распространения в Америке лошадей и появления огнестрельного оружия, ничто не указывает на то, что и до этого накал вооружённой борьбы разных племён был меньше, чем в начале XIX века. То есть мигранты сражались с мигрантами и даже… поедали побеждённых, о чём говорит, например, находка 24 человеческих скелетов со следами насильственной смерти, и расчленённых явно с целью каннибализма. И такие находки встречались несколько раз…
Поселение в Тёмном каньоне.
Свежие комментарии