На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Закончился золотой век жизни в США в кредит от всех стран мира. С печатанием зеленых бумажек на своём станочке и поб...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...

Как банды «рыцарей креста» захватили Константинополь

Как банды «рыцарей креста» захватили Константинополь

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гюстав Доре


Крестовые походы


В условиях жесткого кризиса, который в этот период охватил тогдашний Запад – западноевропейскую цивилизацию, которая изначально стояла на грабеже и паразитизме, папский Рим нашёл выход – крестовые походы. Именем Христа освещалось военно-колонизаторское движение на Восток – в земли славян и мусульманского мира.



В крестовых походах были заинтересованы разнообразные круги тогдашнего западноевропейского феодального общества. Папский престол «железом и кровью» насаждал свою религию, увеличивая число «паствы» («стада»). Духовным феодалам нужны были новые земли и рабы. Также Рим решал задачу покорения соседних цивилизаций – русов-славян, восточных христиан и мусульман. Папство могло поднять Европу на «священную войну» против мусульман, язычников и восточных схизматиков (раскольников) – православных.

Феодалам, рыцарям требовались новые земли для захватов, новые крепостные для эксплуатации, добыча и золото. Западная Европа была уже поделена, переизбыток рыцарей вёл к жестоким усобицам, войнам, нужно было канализировать энергию на новое «жизненное пространство». В эту группу входили разные деклассированные элементы, наемники, авантюристы, мечтавшие о большом куше.

На богатый Восток были обращены хищные взоры и хозяев торговых городов, поднимавшихся в это время в Европе, особенно в Италии. Они желали захватить торговые пути в восточной части Средиземноморья, получить доступ к рынкам сказочного Востока – Персии, Индии и Китая. Здесь были и интересы работорговцев.

Слухи о сказочно богатом и «свободном» Востоке ходили и среди крестьянства, городской бедноты. Крестьяне мечтали о переселении на свободные от крепостного рабства земли. О райской «Земле Обетованной», свободной от господ-феодалов, без войн и голода.

Поэтому Римский престол с конца XI века ревностно начал информационную подготовку (проповедь-пропаганду) крестовых походов. Организация крестовых походов стала одним из методов воздействия пап на европейских монархов. Рим получил предлог для вмешательства во внутренние дела европейских стран. Также папство получило новый источник дохода и орудие усиления престижа.

Одновременно начинается длительная борьба за преобладание на Средиземном море между Византийской империей, Венецией, Сицилийским королевством (южноитальянское государство норманнов), Францией, Англией и Священной Римской империей. Государства Запада и Востока входили в самые разные союзы. При этом западные крупные феодалы осваивают хитроумные методы восточной и византийской политики.


Картина французского художника Ларивьера, где изображена Битва при Монжизаре (1177 г.) между силами Иерусалимского королевства и армией айюбидов во главе с Салах ад-Дином, в которой крестоносцы одержали победу

«Так хочет Бог!»


Крестовым походам предшествовала большая политическая и информационная подготовка. Византия, которую в последние десятилетия XI века активно теснили сельджуки, печенеги и южноитальянские норманны, не раз просила помощи у князей и королей Запада. Римский престол пытался использовать проблемы Второго Рима, чтобы подчинить его своему влиянию, сделать восточную церковь зависимой.

Папа римский Григорий VII (1073–1085) стремился навязать Византии церковную унию. В 1074 году он замышляет направить в Византию рыцарскую армию с Запада, лицемерно поставив ей задачу «выручить» из беды греческую церковь, которой угрожают неверные. Григорий первым начал призывать к крестовому походу против сельджуков, но безрезультатно. Папу отвлекли дела на Западе – в основном борьба с императором Священной Римской империи Генрихом IV. Папский престол претендовал на полное доминирование в Европе.

Планы Григория поддержал и развил второй из его преемников – Урбан II (1088–1099). В качестве предлога использовался призыв о помощи против мусульман византийского императора Алексея Комнина. На Клермонском соборе, состоявшемся в ноябре 1095 года, папа призвал христиан вырвать силой Святую Землю из рук «неверных»:

«Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов.
Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев – христиан...
Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».

Речь папы прерывалась возгласами слушателей: Dieu le veut! («Так хочет Бог»). Слушатели, вдохновленные такой речью, поклялись освободить Гроб Господень от «неверных». Очевидно, что большинство вдохновилось «изобилием трофеев», и тем, что «земля та течёт молоком и мёдом».

Пожелавшие пойти в поход пришили к одежде красный крест. Отсюда и произошло название «крестоносцы».


Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет крестовый поход

Успехи и неудачи крестоносцев


На Восток двинулись десятки тысяч крестоносцев – первый поход 1096–1099 гг. Используя раздробленность мусульманского Востока, первые крестоносцы захватили ряд территорий на восточном побережье Средиземного моря. В конце XI – начале XII века были основаны государства: королевство Иерусалимское, графства Триполи и Эдесса, княжество Антиохия. Однако затем началось объединение мусульманских княжеств и их контрнаступление.

Это вызвало новые походы крестоносцев. В ответ на захват «неверными» Эдессы (1144 год) последовал второй крестовый поход (1147–1149 гг.), но он закончился полным провалом. Эдесса была навсегда потеряна. Последовавшие затем 4 десятилетия были временем потери позиций христиан и усиления мусульман.

Талантливый правитель и полководец Саладин (собственно Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб) подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана. Он возглавил наступление на крестоносцев, которых ослабляли внутренние противоречия. После смерти разумного короля Балдуина, при котором установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском (этот сюжет показан в великолепном историческо-приключенческом фильме Ридли Скотта «Царство Небесное»), Саладин начал успешное наступление.

В 1187 году он разгромил крестоносцев при Хаттине, взяв в плен короля Ги Лузиньяна и всё командование крестоносцев. Саладин овладел затем Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами. Осадил и занял Иерусалим. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия.


Крестовые походы 1096–1099 и 1189–1191 годов (рисунок из статьи «Крестовые походы» «Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)

Успехи Саладина вызвали новое движение в Европе, приведшее к третьему большому крестовому походу (1189–1192). Результаты его были минимальными для крестоносцев. Их предводители большее ссорились, чем воевали с мусульманами.

Личные амбиции, стремление захватить ключевые позиции на Средиземном море, приводившее к контролю важнейших коммуникаций тогдашней торговли, сталкивало крупных феодалов между собой. Это вело к возникновению самых разнообразных политических комбинаций и союзов. Причём довольно часто религиозные воззрения особой роли не играли.

Так, во время второго крестового похода государь Сицилии Рожер II, держава которого претендовала на господство в Средиземноморье, и сам он именовал себя «защитником христианства», вступил в союз с мусульманским султаном Египта и напал на христианскую Византию. А другой предводитель крестоносцев – германский король Конрад III был в союзе с Константинополем.

Во время третьего крестового похода также завязался интересный политический сюжет.

Греки заключили союз с Саладином против крестоносцев. Французский король Филипп II всячески интриговал против английского короля Ричарда Львиное Сердце. Во время остановки на Сицилии эта вражда приняла открытый характер. Ричард попытался завоевать остров, а Филипп выступил против него.

В дальнейшем хитроумный французский монарх использовал неудачи своего «союзника», чтобы атаковать его владения во Франции, и договорился с императором Священной Римской империи Генрихом VI о совместной борьбе против Ричарда. В результате Ричард два года провёл в плену в Германии, когда возвращался домой из Палестины.


Король Ричард Львиное Сердце на пути к Иерусалиму. Джеймс Уильям Гласс

Слабое звено


При этом западные хищники довольно быстро обнаружили «слабое звено» Востока – одряхлевшую и деградировавшую Византийскую империю. При этом с весьма богатыми городами, стратегическими портами, которые контролировали важные торговые пути.

В массе своей бедные и оборванные крестоносцы, которые шли через Византию в Землю обетованную, с жадностью смотрели на богатства Второго Рима. Византия казалась им, и не без оснований, лёгкой добычей. До сарацин надо было идти через горы, пустыни и моря, гибнуть от жажды, голода, штормов, вражеских стрел. Враги были зубастыми.

Орды крестоносцев во время всех трёх походов грабили жителей Византийской империи и с жадностью смотрели на её города, столицу, которая ещё не утратила лоска мировой. По сравнению с убогим миром и городками Западной Европы, это была развитая городская цивилизация, которая сохранила часть наследства античной цивилизации, её культурные богатства.

Греки понимали, что их мир под угрозой не только стороны мусульман, но и католиков. Поэтому византийские дипломаты употребили традиционную дипломатию: разделяй и властвуй. Пытались применить опасных союзников для своих целей. Первые отряды крестоносцев использовали для борьбы с сельджуками.

В XII веке Второй Рим уже нередко выступал на стороне мусульман против крестоносцев. Так, во время второго крестового похода василевс Мануил Комнин, несмотря на официальный союз с германским королем Конрадом, заключил соглашение с сельджукским Иконийским султанатом, когда германские рыцари уже воевали с ним.

Во время третьего крестового похода король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1155–1190) договорился с греками о свободном проходе через Византию. Однако крестоносцы начали военные действия против византийцев, а германский король думал об осаде Константинополя. Греческий василевс Исаак II Ангел подписал союзный договор с султаном Саладином.

Впрочем, и римский император ещё раньше начал контакты с Иконийским султанатом, враждебным Византии и Саладину.

Таким образом, оба христианских императора в 1189 году оказались в союзе с мусульманами. Также Фридрих пытался натравить на Византию Сербию и Болгарию.


Фридрих Барбаросса в крестовом походе. Миниатюра рукописи Петра из Эболи, конец XII в.

Фридрих Барбаросса считал себя наследником римских императоров, законным государем не только Запада (включая Италию), но и Востока. Византийскую империю он называл «греческим королевством», как своего непокорного вассала.

Со своей стороны византийские василевсы считали себя подлинными наследниками Древнего Рима. Греки помогали деньгами итальянским врагам германского императора. В итоге Барбаросса проиграл борьбу за Италию.

Только ловкая дипломатия Византии помешала Фридриху напасть на Константинополь, хотя крестоносцы уже захватили Адрианополь. Греки переправили рыцарей в Малую Азию, и они пошли на юг. Во время похода император утонул в реке Салеф, и экспедиция развалилась.

При этом в конце своего правления Фридриху удалось одержать большую дипломатическую победу, создав новую угрозу Византии. Он женил своего сына, будущего императора Генриха VI (1191–1197) на наследнице престола Сицилийского королевства Констанции и приобрел для своей династии Сицилию и Южную Италию. Богатое королевство, которое до этого претендовало на власть в регионе. Генрих утопил в крови все заговоры и мятежи, перебил подданных, которые не желали ему подчиниться, разграбил страну.

Сицилийского королевство тогда было своего рода мостом между Западом и Востоком, как и Византия. Там жило много греков, евреев и мусульман, тесно связанных с восточной торговлей. Сицилия стала базой для нового крестового похода, который готовил Генрих. Был собран огромный флот, который, видимо, римский император хотел направить на штурм Константинополя.

В конце лета 1197 года он прибыл в Мессину, чтобы лично присутствовать при старте крестового похода. Но все эти обширные замыслы неожиданно были пресечены. Генрих, которому было всего 32 года, неожиданно заболел и умер. Возможно, был отравлен.


Осада Константинополя крестоносцами (1204). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е годы

Картина дня

наверх