На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ливень
    кто не скачет тот москаль?Те, кто не погиб ...
  • Юрий Ильинов
    Прелестно🍃 🥀МОЩНАЯ ЛЕКЦИЯ ОБ ...
  • Юрий Ильинов
    Политик Филиппо призвал снять санкции против России из-за неэффективности Французский политик, лидер партии «Патриоты...Те, кто не погиб ...

МЫ СТАЛИ ЗЛЕЕ?

 

Ученые из Института психологии РАН провели исследование: решили выяснить, изменились ли наше поведение, наш психологический облик за последние тридцать лет. Открылась весьма неприглядная картина. Мы стали в три раза агрессивнее и грубее…

 

Ну, не все, разумеется, стали хамами. Но такова общая тенденция: повысился градус агрессии в обществе.

Не зря же, по статистике, ежегодно растёт количество тяжких преступлений, убийств…

Мы в этом отношении в два раза обогнали США, а уж старушку Европу — в пять!                                                                                                                   

- В 1981 году нам тоже казалось, что всё плохо, потому что было зафиксировано примерно 25 тысяч убийств в год - примерно столько же, как и в США, но там и людей было на 50 миллионов больше. Потом вдруг наша страна с 280 миллионов уменьшилась до 140, а официально зарегистрированных убийств стало больше - 33 тысячи в год. И это на фоне США, у которых всё время шло падение. Сейчас они дошли примерно до показателя 15 - 16 тысяч. У нас тоже наблюдается радостная тенденция к снижению - регистрируется примерно 28 - 29 тысяч убийств.

Но вот что интересно: в Америке произошёл кризис,  но роста насильственных преступлений не отмечается! Некоторые исследователи объясняют этот феномен  высокой самооценкой и самоуважением и считают, что одной из причин является субъективное восприятие своей безопасности самими американцами: и дом защищён, и полиция хорошо работает. Кроме того, на американцев, как это ни парадоксально, не так сильно, как на нас, действует разница в доходах между бедными и богатыми.

http://www.kp.ru/daily/26179.4/3068438/

Пугает более всего то, что около 80% убийств совершаются в нашей стране без причины — в состоянии спонтанной агрессивности. Так почему мы стали такими злыми?

Обычно объясняют так: большинство соотечественников стали конфликтнее, потому что мы живём в нестабильной обстановке и в ситуации возмутительного имущественного неравенства. Вот, мол, в Советском Союзе у подавляющего большинства жителей страны достаток был примерно одинаковый, поэтому зависти не возникало, и люди были добрее — делить было нечего. Но дорогие друзья, трудно представить себе, что в Индии жизнь стабильнее, а ведь её население считается одним из самых дружелюбных в мире. Или скажем, у тайцев — что, уровень жизни выше? Да они живут на 20 долларов в месяц! И при этом их называют «народ-улыбка».

Конечно, у нас в 90-е был очень мощный перелом, шоковая терапия, но прошло, слава богу, двадцать лет! Кризис кризисом, но зачем же, как говаривал классик, стулья ломать.

 

ДОБРОТА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Ещё страшнее другой показатель: пропорционально росту агрессии снижается готовность людей к сочувствию — мы не способны пожалеть. Вот что ужасно. Мы привыкли идти по трупам. Успех любой ценой, — наш главный двигатель. И особенно подвержена этой «душевной болезни» молодёжь. Не удивительно: подросли и стали входить в самостоятельную жизнь те, кто родился на сломе эпох, а уму-разума набирался в 90-х, когда трещали по швам образование, культура, даже семьи — под нажимом новых экономических условий… Эти люди не умеют справляться с собственными эмоциями, у них нет даже базовых представлений о достойном поведении в обществе, и они очень легко выливают злость на окружающих. А недовольство у них кипит постоянно: им не нравятся власть, законы, работа, материальное положение, цены… Им невдомёк, что причина всех проблем — внутри них.

Но я бы сказал, что это не агрессия. Слово «злость» тут подходит больше. Потому что агрессия — это здоровое начало, на котором стояло первобытное общество. Она предназначена для самообороны, для защиты своей территории и потомства, для успеха в охоте на мамонта и в борьбе за самку... Агрессия — необходимый элемент выживания, продолжения рода. Но наши далёкие предки, ходившие в шкурах мамонта, использовали её экономно: когда речь шла о защите жизни. Или в ритуальных формах: угрожающие звуки и позы, силовая борьба без причинения серьёзных увечий, обозначение территории знаками… А мы-то что творим?! Стреляем друг в друга из-за помятого бампера! Школьники убивают учителей из-за несправедливой четвёрки. Соседи режут друг друга из-за шума дрели! На языке специалистов это называется «регулярная неадекватная эмоциональная реакция на обстоятельства, вызванная психотравмой». То есть, наше бешенство из-за мелочей — это диагноз. Мы сходим с ума.

 

ТРУС С ДУБИНОЙ

А природная здоровая агрессия дана нам, чтобы отстаивать свои границы, когда их кто-то нарушает. Чтобы спасать свою семью. Чтобы возмутиться, когда творят беззаконие. Она же побуждает нас отказаться выполнять дурацкие требования — начальника, чиновника, власти. Но после этого следует не с дубиной на улицу идти, а написать жалобу, подать в суд, наконец. И тут выясняется, что в нашем «вертикальном обществе» это почти невозможно. Сами процедуры, по которым идёт отстаивание своих прав, если и есть, очень невнятны и громоздки. Подать в суд на обидчика? Но это же такая волокита! А если суд и состоится, каковы мои шансы его выиграть? При нашем-то правосудии? 
И тогда мы спускаем обиду или злобу вниз. Это одна из самых распространённых ошибок — перевод агрессии «по вертикали». То есть, получив хамский нагоняй от начальства, нагрубить подчиненному. Выслушав нападки учительницы, дать в глаз однокласснику. Поскандалив с мужем, отлупить ребёнка. А ещё один способ «слить» агрессию — перенаправить её по горизонтали. Проще говоря, злиться на всех вокруг. Любого и каждого, кто вольно или невольно встанет поперёк.

Тут есть, конечно, минусы: если кидаться постоянно и на любого, быстро приобретёшь репутацию человека с плохим характером. Так что злиться лучше не на всех подряд, а на «других»: по убеждениям, цвету кожи, религии, сексуальным предпочтениям, занятиям и так далее... Но и в первом и во втором случае причина всего — глубокая и серьёзная: неверие в свои силы, сознание своей трусости, презрение и ненависть к себе. И к остальным. Ведь неспособному к самозащите весь мир кажется чужим и опасным. Чтобы не чувствовать себя в нём униженным, люди и используют агрессию — как способ примерить на себя хоть на время роль победителя, ощутить своё превосходство.

Да, как ни странно, но злобу на окружающих обычно выплескивает тот, кто не умеет за себя постоять цивилизованно. Боится говорить: «я не согласен, мне это не подходит», не решается спорить — с начальником, женой или родителями.

 

ЗЛИТЬСЯ ПО ЗАКОНУ

Вы замечали, что толпа людей на протестных митингах, оказывается гораздо более дружелюбной, вежливой и веселой, чем толпа в метро в час-пик? Потому что эти люди пробуют освоить цивилизованный способ выразить свою агрессию прямо по адресу, а не на окружающих.

Мы живём в агрессивной среде, где каждый выживает, как может. Но мы не злые — мы несчастные. Наша психика просто не выдерживает ритма большого города, вечную беготню, толчею и некомфортную близость чужих энергетик — в метро, в магазинах, на дорогах. Отсюда — постоянный, хронический стресс, и отсюда же — стремление хоть как-то сбросить громадное напряжение, «выпустить пар».

Мы так устроены: внутри нас спонтанно и непрерывно накапливается негативная энергия. Но прорывается эта энергия наружу только тогда, когда нам плохо: в ответ на раздражающие факторы.

И всё же основной «подстрекатель» агрессии — не внешние обстоятельства, а переживаемое нами неудовольствие, неприятные чувства: боль, голод, ревность...

Понятно, что на менталитете не могли не сказаться 90-е годы: всеобщая брутализация, голод, психологический шок от перемен, потеря работы и социального статуса. Как думаете, под воздействием чего именно изменился национальный российский психотип? Я тут выписала цитату из интервью одного из ваших коллег: «Причиной могли быть «заведомо недостижимые жизненные стандарты и показ на телеэкране, как живут звёзды». Мы что, такие завистливые?

- Дело не в зависти. В том, что мы на перепутье. Мы из одного общества переходим в другое. Мы находимся в состоянии аномии (состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей. - Ред.), притом очень длительном, когда нормы перестают действовать. Происходит расхождение между нашими желаниями и теми культурными образцами, ценностями и регуляторами, которые предлагаются обществом. Грубо говоря, когда мы были молодыми, то говорилось о ценности образования, без этого невозможно было устроиться на более-менее приличную работу. И были очень чётко сформулированы правила достижения цели: если ты хочешь заниматься чистой наукой - иди в физтех, хочешь преподавать - в пединститут. И люди знали, что для этого нужно делать: будешь хорошо учиться в школе - сдашь экзамены в вуз. Не будешь - пойдешь в ПТУ.

Потом начались сбои. Оказывается, можно было дать взятку и поступить в институт без знаний. А затем вообще выяснилось, что декларированная ценность образования не играет никакой роли, можно и без образования стать богатым и купить диссертацию. Не забудем к тому же обман со средствами. Декларируется, например, что ЕГЭ даёт возможность мальчику из деревни или маленького города поступить в хороший московский университет. Но потом выясняется, что у его родителей денег мало и послать в Москву ребёнка они не могут, поэтому ему бессмысленно получать высокие баллы по ЕГЭ. Реакция на такую ситуацию - рост агрессии и аутоагрессии, вплоть до самоубийства.

- Неужели этот самый мальчик выйдет на дорогу с обрезом?

- Этот мальчик не выйдет, но выйдет другой. То же самое происходит в здравоохранении. Вы не знаете, чем больше обидите хорошего врача - размером суммы, которую хотите ему предложить, или самим этим фактом? Может, он хорошо лечит и без денег? Никто не знает правил игры. А  средства массовой информации - они на самом деле в этом не виноваты, они транслируют то, что происходит в обществе, - усиливают это как рупор.

Кто сейчас достигает успеха? Если в конце 60-х - начале 70-х огромное количество детей мечтали быть космонавтами, академиками, балеринами, то с 90-х то проститутки поднимаются наверх, то бандиты. Плюс постоянная звёздность шоу-бизнеса. И мамы с папами вкладывают гигантские деньги в походы своих чад в модельные студии... Но ведь при этом из голов абсолютно вышибается, что, вообще-то говоря, страна не может обойтись без ассенизаторов, инженеров и простых людей, которые что-то могут делать.

- Я с трудом могу себе представить человека, который мечтает быть ассенизатором...

- Он, может быть, и не мечтает, но его никто никогда не опускал так низко, как сейчас. Страны, которые понимают, что нужно делать, этим ассенизаторам предлагают очень сильные бонусы. На параде в Нью-Йорке я был потрясён, когда после полицейских, у которых очень красивая парадная форма, пожарных, у которых ещё более красивая парадная форма, появились люди в немыслимо красивой парадной форме. И выяснилось, что это идёт отряд нью-йоркских ассенизаторов... Несколько раз в год, когда проходит парад в Нью-Йорке, этим людям дают такой маленький подарочек. В Советском Союзе это понимали, устраивая День учителя и День медицинского работника - эти праздники давались людям, которым государство недоплачивало, но понимало важность их труда. Людям необходимо иметь высокую самооценку и ощущать уважение к себе как со стороны других людей, так и от общества и государства.

Не сотвори себе кумира...

- Не хотите ли вы сказать, что в советских выпусках выхолощенных новостей был смысл? Была логика в том, что от нас скрывали правду о серийных маньяках и катастрофах? А где тогда проходит разница между правдой и цензурой?

- Здесь вопрос в том, КАК об этом рассказывать. Одно дело, когда от восторга ручки трясутся - нам-де удалось снять единственное интервью серийного маньяка... Кстати, одно из объяснений того, почему в Америке так много серийных маньяков и убийц, именно в этом: они получают слишком много славы. Когда вы входите в книжный магазин и видите стеллаж книг про убийцу - его собственная книга, следователя и ещё парочки журналистов, а ещё фильмы о нём снимаются и его постоянно показывают по телевизору... Американские криминологи говорят, что нельзя исключить мощного влияния той идеи, что, совершив преступление, ты станешь героем. И должен вам сказать, что у нас это явление тоже наблюдается. Люди избивают друг друга, снимают это на мобильный и выкладывают в YouTube. С точки зрения нормального, здравомыслящего человека - это же донос на самого себя! Но зато какое количество кликов! И человек идёт на нарушение самосохранения, но зато купается в лучах славы, поскольку ему объяснили, что количество посещений сайта на порядок важнее, чем жизнь.

Научиться думать о хорошем.

- У вас рецепт, что делать, есть? Объяснять этому человеку, что жизнь все-таки важнее? Но если он не понял это с первого раза, то вряд ли поверит, прочитав в 50-й и 51-й! Или всё-таки поверит?

- Если долго и упорно капать на мозги, смысл всё-таки будет. У американцев ведь в 60 - 70-е годы количество насилия и секса на телевидении было таким же, как у нас в 90-е. Но в 1980 году в конгрессе прошли знаменитые слушания научного доклада комиссии по изучению влияния кино и телевидения на поведение людей. И большая часть телемагнатов осознали, что если они хотят жить в спокойной стране, где дети могли бы спокойно гулять, а родители не дёргаться и не росло количество охранных структур, дабы охранять каждого американского гражданина, - то нужно умерить свои аппетиты. Там есть такой интересный опыт: существует ассоциация американских бабушек - они содержат мониторинговый центр, который отсматривает все каналы. И ежегодный отчёт этих бабушек для телевизионных деятелей по-настоящему страшен, потому что рекламодатели не дают рекламы на те каналы, где много насилия. Потому что старушки пенсионерки и являются основными американскими покупателями.  

http://www.kp.ru/daily/26179.4/3068438/

А ведь злость заразна, вы замечали? К психически зрелому человеку не «липнут» чужие эмоции, он понимает, что если на него орёт начальник (муж, мама, жена, прохожий), к нему лично это не относится. Любой из нас может быть недовольным, раздражаться, злиться, мы живые люди, но избавляться от гнева, никому не причинив вреда — вот главный человеческий навык. И даётся он воспитанием. «Психическая зрелость» вовсе не подразумевает, что нужно непременно давить, тушить в себе негативную энергию и агрессивные импульсы. Ни в коем случае. Агрессия, направленная внутрь себя, ещё более разрушительна. Любая отрицательная эмоция должна быть грамотно отработана — выпущена. Но не просто в мир, а на некий объект. Помните, как мудрые японцы поставили в спортзалах своих фирм чучела начальников? Вот что-то в этом роде и нам нужно придумать. Но главное, что нужно делать в ситуациях, когда закипающая агрессивная энергия вот-вот выплеснется наружу, — осознать своё состояние, взять его под контроль. Для этого в самый острый момент попытайтесь описать свои физические ощущения: тело напряглось, руки сжаты в кулаки, губы дрожат... Пока будете подбирать выражения, уже и успокоитесь.

Так что же мы можем сделать с окружающей «агрессивной» средой? Как реагировать на хамов и психов? Любой психолог вам скажет: каков человек — таким он видит мир. Если я вокруг замечаю только злобу, зависть, равнодушие, агрессию — значит, это есть во мне. То есть, изменения во внешнем мире всегда начинаются с изменений в себе. Чтобы вокруг стало меньше «агрессивных» и «озлобленных» личностей, надо почаще проявлять вежливость, радушие. Хотя бы просто улыбаться. Попробуем?

Игорь Истомин

 

Картина дня

наверх