На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    СБУ задержала наместника Святогорской лавры митрополита УПЦ Арсения Служба безопасности Украины (СБУ) задержала намес...Крайон. Денежная ...
  • Юрий Ильинов
    Ирак продолжает обманывать США по негласным договоренностям против Ирана На прошлой неделе большая делегация Ирака в...Байден ошибся. Аг...
  • Юрий Ильинов
    Экс-разведчик армии США: неоконы всегда используют слово «демократия» в качестве оправдания своих действий Очередную ...В чем заключается...

Дейл Карнеги и искусство счастливого общения. №6

Урок 6. Научитесь ставить себя на место другого

Понять, что чувствует другой, – значит найти ключ к его сердцу.

Бывает, что мы не находим общего языка даже с самыми близкими, потому что никак не можем согласиться с ними по каким-то вопросам. Как же мы ведём себя в таких случаях? Ругаемся, сердимся, говорим, что «с людьми невозможно иметь дела», «людей невозможно понять», или впадаем в уныние, чувствуем себя одинокими и никем не понимаемыми, загнанными в тупик из-за того, что не знаем, как нам поладить с людьми.

Не стоит ни злиться, ни расстраиваться. Вы вполне способны как понять другого, так и быть понятым, если только измените свой подход к общению: вместо того чтобы убеждать другого в своей правоте и навязывать ему своё мнение, сначала попытаетесь понять, что он думает, чувствует и почему считает себя правым.

Способность понимать чувства другого человека, смотреть на мир его глазами называется эмпатией (в переводе с греческого «сопереживание»).

Эмпатия – это вовсе не отождествление себя с другим и не перенос его эмоций на себя. Это именно способность временно отстраниться от себя, чтобы понять, что чувствует другой – без оценок, осуждения, собственных выводов, а только с желанием вникнуть в его состояние.

Способность к эмпатии есть у всех, но не у всех она одинаково развита. Однако её можно развивать и тренировать – для успешного общения это необходимо.

Упражнение 1. Развитие способности к эмпатии.

Это упражнение выполняется в четыре этапа, между которыми по вашему желанию вы можете делать перерывы, а можете выполнить их один за другим без перерыва.

Первый этап. Оставшись наедине с собой, вспомните кого-то из ваших знакомых. Для начала лучше вспоминать человека, с которым у вас хорошие отношения и нет никаких конфликтов. К тому же вы должны достаточно хорошо знать этого человека, помнить, как он ходит, говорит, какая у него мимика, жесты, манера поведения.

Представьте, что вы – актёр и вам надо сыграть роль этого человека. Вернее, даже не роль, а нечто вроде актерского этюда, в котором вам нужно временно перевоплотиться в него. Абсолютно не важно, насколько развиты ваши актёрские способности. Элементарные навыки игры есть у каждого человека (ведь все мы во что-то играли в детстве). Вам не надо никому демонстрировать вашу игру – вы делаете это только для себя. Никто не будет вас оценивать. Вам не надо особенно стараться что-то изображать внешне – ваше перевоплощение должно быть прежде всего внутренним.

Если вы представите себе, что вы внутренне как бы раздвоились – одна часть вас является актёром, который помнит, что это лишь роль, и не теряет контроля за происходящим, а другая часть временно становится другим человеком – вы сможете сохранить состояние внутренней устойчивости, ощущения собственной личности и не слиться полностью с другим, не раствориться в нём, но всё же в полной мере ощутить его состояние.

Одновременно как бы глядя на себя со стороны, попробуйте представить, что вы превратились в выбранного вами человека. Просто посидите так, как сидит он. Смотрите вокруг так, как смотрит он. Примите его обычное выражение лица, его позу. Встаньте и немного пройдитесь, как он. Выполните несколько простых действий, не выходя из роли: налейте себе чаю, полистайте книгу, вымойте посуду и т. д. Вспомните что-то смешное и рассмейтесь как он. Затем представьте, как он злится. Как он ведёт себя, когда чем-то взволнован? А когда у него хорошо, спокойно на душе? А когда он чем-то восхищается?

Второй этап. Точно так же примерьте на себя роли ещё нескольких человек – желательно, чтобы они были совсем не похожи друг на друга, а ещё лучше – обладали противоположными характерами, темпераментами, манерой себя вести. Чем больший диапазон нравов и характеров вы сможете примерить на себя, тем лучше.

Третий этап. Когда вы достаточно уверенно начнёте переходить из роли в роль, попробуйте немного пожить своей обычной жизнью, будучи в роли другого. Никому не надо об этом рассказывать – пусть это будет ваш личный эксперимент. Не обязательно тратить на него много времени. Вы можете решить, что, например, побудете в роли другого полчаса или час. Но всё это время вы должны общаться как он, говорить по телефону как он, делать покупки или заниматься любой работой как он. Жестких рамок себе ставить не обязательно – если чувствуете, что не можете больше быть в этой роли или это становится по каким-то причинам неуместно, возвращайтесь снова к своему обычному поведению. Но при возможности снова повторяйте этот эксперимент.

Четвёртый этап. Проанализируйте, что нового вы поняли и узнали о людях, в ролях которых находились. Может быть, вам стали ясны их проблемы, переживания, чувства? Может быть, вы увидите и возможные способы решения их проблем? Если сочтете нужным, деликатно поговорите об этом с людьми, в образы которых вы входили. Конечно, им тоже не надо ничего говорить об этом упражнении. Вы можете просто при удобном случае сказать: «Мне кажется, тебя беспокоит… (то-то и то-то). Я не ошибаюсь?» Возможно, очень многие ваши догадки окажутся точны, и вы сможете помочь человеку хотя бы своим пониманием и сочувствием.

Как прийти к взаимопониманию с кем угодно.

Дейл Карнеги говорит о том, что, уважая другого и его право на свою точку зрения, мы с лёгкостью разрешаем уже назревшие конфликты или предотвращаем ещё не начавшиеся.

Если вы хотите навязать кому-то свою точку зрения – вас, скорее всего, не захотят и слушать. Если же вы покажете, что понимаете точку зрения другого – он заинтересуется и прислушается. И с большей охотой выполнит ваши просьбы и даже требования, с которыми вы обратитесь!

Только помните: начинайте не с требований, а с интереса к точке зрения другого и выражения того, что вы её понимаете.

Это вовсе не значит, что вы должны отказаться от своих взглядов и принять чужие. Вы имеете полное право оставаться при своих взглядах – но и другому дать право оставаться при своих. Вы можете, как минимум, выслушать его, представить себя на его месте и попробовать понять, в чём состоит его правда, даже если она сильно отличается от вашей. Увидите, как это пойдёт на пользу вашему общению!

Упражнение 2. Как понять того, с кем вы не согласны.

Выполните это упражнение в пять шагов, четыре из которых следуют один за другим без перерыва, а пятый – на ваше усмотрение.

1. Вспомните кого-то из тех людей, с кем у вас есть разногласия. Если вам захочется сказать: «Он не прав», или как-то осудить его, выразить своё непонимание – не делайте этого. Вспомните, что этот человек считает себя правым и у него есть для этого причины. Задайтесь целью понять, почему он считает себя правым.

Для этого избавьтесь от всякой предвзятости. Отнеситесь к этому человеку с максимально возможной доброжелательностью. Скажите себе: «Возможно, он заблуждается или ошибается, но он совсем не плохой человек, и я искренне хочу его понять».

2. Представьте себя на его месте. Что если бы у вас были те же обстоятельства жизни, что и у него? Если бы с вами происходили те же события? Если бы вы вынуждены были жить и действовать как он?

Представьте, что было бы, если бы вы ненадолго стали им. Представьте, что вы актёр, которому предстоит сыграть этого человека. Чтобы сыграть его роль достоверно, вы должны хотя бы на время «влезть в его шкуру», посмотреть на мир его глазами, понять его чувства, мысли, мотивы его поведения – и оправдать его, то есть понять, по каким причинам он так себя ведёт. Как вы думаете, почему он стал таким, какой он есть? Ведь он же не хочет ничего плохого для себя. Значит, он считает, что его поведение помогает ему в чём-то, в достижении каких-то, возможно, вполне благих целей. А может быть, он от чего-то спасается или защищается при помощи такого поведения?

Подумайте, почему его точка зрения представляется ему правильной. В чём он прав? Да, его правота отличается от вашей – но она тоже имеет право на существование. Вам не обязательно принимать точку зрения этого человека и соглашаться с ним. Но почему он пришёл к такой точке зрения и к отличным от ваших взглядов – вы понять можете. Только не спешите давать свои объяснения со своей точки зрения. Попробуйте понять, каковы его объяснения и его логика.

Если вам трудно сразу войти в роль – скопируйте выражение лица этого человека, его походку, осанку, жесты. Представьте, что он чувствует и как воспринимает мир.

Теперь посмотрите его глазами на ваши с ним отношения. Каким он видит вас? Чего он хочет от вас и ваших отношений?

3. Выйдите из его роли и подумайте, а чего вы хотите от ваших отношений. Может быть, ваши желания не так уж отличаются? Может быть, вы оба хотите взаимопонимания, сочувствия и доброжелательного отношения друг к другу?

4. Подумайте, как бы вы могли сделать шаг к улучшению ваших отношений. Поняв мотивы и логику этого человека, разве вы стали бы его осуждать? Найдите слова, с которыми вы могли бы обратиться к нему, чтобы выразить свою доброжелательность и понимание. Представьте себе, как бы мог протекать ваш разговор. Представьте, что вы сначала позволяете ему высказаться, изложить свою точку зрения, внимательно слушаете его, не перебивая. Затем вы можете сказать, к примеру: «Я очень хорошо понимаю ваши чувства», «Я знаю, как вам тяжело», «Я вижу, что вы действительно переживаете по этому поводу» и т. д. Настоящее сочувствие как раз и заключается в способности понять чувства другого человека. Понять чувства друг друга – это и значит сделать очень важный шаг к взаимопониманию.

Затем представьте себе, как бы вы могли своими словами изложить то, как вы поняли точку зрения этого человека. Представьте, как бы вы сказали ему об этом: «Если я вас правильно понял, вы считаете… (то-то и то-то)», «Я понимаю, что вы хотели бы…, потому что…» и т. д. Затем вы бы переспросили ещё раз, так ли вы поняли мотивы, чувства и желания собеседника.

Дальше представьте, как бы вы изложили свою собственную точку зрения на предмет. При этом помните, что вы должны излагать ее лишь как одну из возможных точек зрения, вовсе не настаивая на своей непогрешимости, и не считая, что другого мнения быть не может. Затем вы могли бы выслушать его мнение и подумать, нельзя ли прийти к какому-то компромиссу, который устроит обоих.

5. Решите сами, когда и при каких обстоятельствах подобный разговор мог бы состояться в реальности. Если даже с первого раза вам не удастся договориться – по крайней мере вы можете предпринять попытку это сделать.

Картина дня

наверх