На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Antanas
    Египетские сказки и династии фараонов.Очень интересно.👍👍👍👍👍.ЭНЕРГИЯ ДНЯ  1 ию...
  • Юрий Ильинов
    И снова на дачу... А тамЧасть 1 "Что есть...
  • Юрий Ильинов
    «Этим временам пришел конец». В США сделали неожиданное заявление о Путине Макгрегор: США стоит прислушаться к Путин...Часть 1 "Что есть...

Крейсер «Варяг» и «Маршал Шапошников» вскоре из Гаваны взглянут на Вашингтон через ракетные прицелы

Крейсер «Варяг» и «Маршал Шапошников» вскоре из Гаваны взглянут на Вашингтон через ракетные прицелы

Стала известна конечная цель таинственного похода самых мощных боевых кораблей ТОФа — из Средиземного моря к побережью США

На фото: носовое орудие фрегата "Маршал Шапошников".
На фото: носовое орудие фрегата «Маршал Шапошников». 

С каждой неделей все загадочней выглядят маршрут и истинные цели дальнего похода тихоокеанского отряда наших боевых кораблей в составе гвардейского ракетного крейсера «Варяг», а также недавно прошедшего глубокую модернизацию и перевооруженного в носителя знаменитых высокоточных крылатых ракет «Калибр» фрегата «Маршал Шапошников» (изначально — большого противолодочного корабля проекта 1155 типа «Удалой»).

Этот отряд еще в конце января вышел из Владивостока. Однако первое официальное сообщение о маршруте его перехода Министерство обороны РФ выпустило лишь 14 февраля. Было сказано, что «Варяг» и «Маршал Шапошников» преодолели Малаккский пролив и вошли в Андаманское море (Индийский океан)".

Ни о дальнейших курсах, ни о конечном пункте назначения не сообщалось вообще ничего. Лишь крайне туманно говорилось, что тихоокеанский отряд «продолжает переход по плану дальнего морского похода».

Однако поскольку за полторы недели до этого иранское агентство «Мехр Ньюс» со ссылкой на главкома ВМС ИРИ контр-адмирала Шахрама Ирани проинформировало, что Россия, Китай и Иран в ближайшие недели намерены провести совместные военно-морские маневры в акватории Оманского залива Аравийского моря, появились обоснованные предположения, что наши корабли как раз для этого и вышли в океан. Тем более, что предстоящие маневры с самого начала выглядели как внушительный ответ США и их союзникам на резкое обострение обстановки в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе. Где корабли стран западной коалиции начали активные боевые действия против союзных Тегерану йеменских хуситов.

Международные маневры под названием «Морской пояс безопасности-2024» в Аравийском море действительно состоялись в середине марта. И в них наряду с еще двумя десятками кораблей и катеров стран-партнеров действительно приняли участие вовремя подошедшие в те края «Варяг» и «Маршал Шапошников». Пора домой?

Но не тут-то было. Дальше наш отряд решительно двинулся еще дальше от Владивостока. 28 марта Министерство обороны РФ проинформировало, что тихоокеанцы Баб-эль-Мандебским проливом прошли в Красное море. То есть — в самую гущу почти беспрестанно отражающей хуситские ракетные атаки и наносящей ответные удары по территории Йемена эскадры американских, британских, французских, германских, нидерландских и прочих боевых кораблей во главе с атомным авианосцем ВМС США «Дуайт Эйзенхауэр».

Казалось, продолжительная и отважная демонстрация Андреевского флага под самым боком у столь могущественного и до крайности обозленного собственным постоянными боевыми неудачами вероятного противника — это и есть конечная цель длительного похода «Варяга» и «Маршала Шапошникова»?

Те, кто так посчитал, почти сразу же поняли, что ошиблись. Потому что уже 1 апреля наш гвардейский ракетный крейсер, совершенно не отвлекаясь на предполагаемое противостояние с натовцами, благополучно миновал Красное море. И Суэцким каналом вошел в море Средиземное. А затем для кратковременного отдыха и пополнения запасов направился в сирийский порт Тартус, в котором, как известно, находится единственная в этих широтах российская военно-морская база.

Следом тоже самое проделал «Маршал Шапошников», на пару дней задержавшийся ради первого в истории российского ВМФ кратковременного делового визита в Эритрею.

И вот только тут-то, на мой взгляд, и стало происходить самое важное, ради чего, собственно, поход «Варяга» и «Маршала Шапошникова» и был затеян.

2 апреля в ТАСС со ссылкой на некий «источник, близкий к ВМФ России», сообщили, что после Сирии наш отряд в сопровождении танкера (скорее всего — из состава Черноморского флота) «совершит трансатлантический переход и посетит порты дружественных стран Латинской Америки». А вот это уже настоящая информационная бомба! Как минимум — для американцев.

Потому что кто и где в Латинской Америке может с нетерпением ожидать наших военных моряков? Исходя из нынешних военно-политических реалий, перечень вариантов крайне невелик: Куба, Никарагуа и Венесуэла. Иными словами, то, что еще недавно Соединенные Штаты привыкли считать своим «задним двором». А любое появление здесь своих вероятных противников с дальнобойным оружием — явной угрозой национальной безопасности США.

Самое интересное для нас случится, если конечным пунктом назначения для тихоокеанцев окажется, конечно, Куба. Просто потому, что она поближе к территории Штатов. Но и Венесуэла и Никарагуа тоже в смысле Realpolitik — достаточно приличные варианты.

В любом случае, осознав, что именно затевает Москва, отправляя свои мощные боевые корабли с просто превосходным ракетным вооружением под самый бок непривычных к такому обращению Штатов, Вашингтон со дня на день точно поднимет просто вселенский вой.

Еще и потому, что предстоящее неизбежное крайнее обострение военно-политической обстановки вот-вот произойдет не только на фоне очевидного и самого непосредственного участия американцев в продолжающихся боевых действиях на Украине. А значит — будет выглядеть как наш наглядный ответ на подобную практику Вашингтона.

Поскольку в прицелы «Калибров» фрегата «Маршал Шапошников» откуда-нибудь из Гаваны или другого кубинского глубоководного порта Сьенфуэгос можно будет легко разглядеть едва ли не половину территории США. Примерно как украинцы с помощью Штатов сегодня из Харькова разглядывают многострадальный уничтожаемый ими российский Белгород.

Похоже, что особую истерику Вашингтона вызовет конкретное время, выбранное Россией для трансатлантического броска ее кораблей к слишком долго пребывавшему в стратегической безмятежности «заднему двору» американцев.

Мы же помним: у них в решающую стадию входит предвыборная президентская кампания, в ходе которой оба основных претендента, как водится, активно поливают друг друга словесным помоями. Республиканец Дональд Трамп и без того без конца с высоких трибун утверждает, что противостоящий ему демократ Джо Байден - давно выжившая из ума бестолочь. И просто «половая тряпка», с которой никто в мире не считается. А Владимир Путин, по мнению Трампа, так тот вообще регулярно и повсюду в мире демонстративно вытирает о Байдена ноги.

Легко представить, как ужесточится эта риторика республиканцев, едва дымы из труб наших ракетных боевых кораблей расчертят небо где-нибудь на траверзе пляжей Флориды. Нет, правда: что это будет в таком случае, с точки зрения Вашингтона, как не самое прямое, открытое и неотвратимое вмешательство Москвы в ход заокеанских выборов?

При этом важно отметить, что в последние годы Соединенные Штаты просто не могли не ожидать чего-то подобного от нас. Дело даже не в том, что совсем недавно по похожему поводу они уже бились в падучей. Это когда в 2019 году на Кубу зашел российский фрегат «Адмирал Горшков» тоже с «Калибрами» на борту. Одновременно с судном материально-технического обеспечения «Эльбрус» и спасательным буксиром «Николай Чикер».

Вскоре после того памятного визита американское издание The National Interest озадачено констатировало: «Важнейшие морские пути проходят вдоль северного, восточного и западного побережий Кубы. … Куба изобилует природными особенностями, подходящими для размещения флота. А в области обороноспособности Куба — это мини-континент, который будет трудно блокировать (ВМС США — „СП“)».

И далее: «Российский Военно-Морской флот может разместить эскадру военных кораблей в Карибском море с достаточной численностью и боевой мощью, чтобы ощутить свой вес на морских путях, пересекающих регион… Поэтому русские стратеги, несомненно, обратили внимание на стратегическую ценность Кубы».

С нее Москва якобы не только в состоянии контролировать акваторию к югу от Кубы. Но и «сможет смотреть на север, в сторону Хьюстона, Нового Орлеана, Мобила и других приморских городов США на побережье Мексиканского залива… С Кубы открывается выход в узкий морской пролив, отделяющий Гавану от Ки-Уэста, через который совершаются рейсы между портами восточного побережья США и побережья Мексиканского залива, а также идут морские пути на восток и запад».

Все эти военно-теоретические рассуждения — пока просто волны, кругами расходящиеся вокруг Вашингтона после визита «Адмирала Горшкова» на Кубу. Но и после этого у американцев появилась еще масса поводов с тревогой вглядываться в детали на глазах крепнущего сотрудничества Москвы и Гаваны в области обороны.

В последние месяцы в тамошней прессе стали появляться сведения, будто бы в различные районы страны, которая во времена СССР была известна у нас как «Остров свободы», начали скрытно прибывать российские военнослужащие. И уже якобы развернута мобильная разведывательная станция сбора данных со спутников.

Мало того. На опрометчиво и добровольно закрытый было нами в 2001 году важнейший Центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, с которого мы получали львиную долю информации о происходящем в США и за аренду которого ежегодно платили кубинцам до 200 миллионов долларов в год, под видом дипломатов стали все чаще наведываться российские военные специалисты.

«С этого ключевого поста прослушивания Советы следят за коммерческими американскими спутниками, связью военных и торговых судов, а также космическими программами НАСА на мысе Канаверал. С Лурдеса Советы могут прослушивать и телефонные переговоры в Соединенных Штатах», — зафиксировано в совместном докладе Госдепартамента и Министерства обороны США, опубликованном в 1985 году.

А это уже многое объясняющая цитата из недавней публикации парижской Figaro: «Россия возвращается на Кубу, поскольку Гавану и Москву объединил общий враг, добивающийся смены режимов в обеих странах».

А теперь давайте представим, что через пару недель «Варяг» и «Маршал Шапошников» и в самом деле ошвартуются в Гаване или Сьенфуэгосе. Да не на два-три дня, как при обычных деловых заходах. А, воспользовавшись известным радушием кубинцев, назидательно останутся на острове, допустим, на полгода. Как раз — до президентских выборов в Америке. Или до окончательного и вполне реального по мнению многих в эти же сроки падения правящего в Киеве режима.

Приличный предлог, чтобы остаться, всегда можно придумать. Скажем — необходимость проведения сложного межпоходового ремонта материальной части одного или обеих российских кораблей. Который бы, впрочем, не помешал регулярно проводить сугубо учебные электронные пуски «Калибров» в сторону территории США.

Вы представляете, что тогда начнется в Белом доме и вокруг него?

Сергей Ищенко

Проект века: «Сталинский» тоннель под проливом Невельского свяжет, наконец, Сахалин с материком

Японо-британские подводные дроны окажутся бессильны перед толщей морского песка

Проект века: «Сталинский» тоннель под проливом Невельского свяжет, наконец, Сахалин с материком

Сахалин нужно связать мостовым переходом с материковой Россией, тогда развитие этого региона пойдет совсем «другими темпами», заявил Владимир Путин в видеобеседе с губернатором острова Валерием Лимаренко, посвящённой социально-экономическому развитию региона.

Новизна события заключается в фактическом признании моста на Сахалин «долгостроем». Даже хуже — разговоры о нём велись годами («СП» писала регулярно), но строительство так и не начато. «Мы подходили к этому снаряду уже неоднократно», — использовал спортивную аналогию Путин. Но может быть, вопрос теперь стоит рассматривать в военном контексте?

Многолетняя история проекта уже подтолкнула циников к крамольной мысли: мол, президент заговорил про мост лишь для того, чтобы вручить этот козырь Лимаренко, кандидатуру которого он поддержал на предстоящих выборах губернатора. Дескать, сахалинцам в очередной раз подвесили перед носом «морковку». Голосуйте…

Хуже этого лишь предположение, что речь идёт о поддержке Аркадия Ротенберга, построившего Крымский мост, новым выгодным госконтрактом. Но, во-первых, Ротенберг обещал, что стройка в Крыму станет для него последней. А во-вторых, что плохого в передачи заказа тому, кто уже справился с аналогичным крайне сложным проектом?

По словам Лимаренко, возведение моста обойдется в 300 млрд рублей и это можно оформить через концессионное соглашение, но вот подходы к мосту, стоимостью ещё в 300 млрд — уже нет, эти траты станут вложениями государства в освоение территории. На что Путин заметил, что с развитием региона появятся инвестпроекты и всё окупится. Резонно.

Сейчас в дополнение к нефтяным шельфовым проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые развиваются, несмотря на уход западных операторов Exxon и Shell, прорабатывают возможность строительства на острове нефтехимических производств «СИБУР» и морского порта. «Газпром» раздумывает о строительстве завода газового конденсата. А моста всё нет.

Инвестиции в строительство могут окупиться не раньше чем через 25 лет, кривятся специалисты. Мол, слишком долго. Широко мыслит лишь Лимаренко. «Появятся мост или тоннель из Японии в Россию и мост с Сахалина на материк. Как Суэцкий канал, он был предопределен за многие годы до того, как его вырыли», — мечтал он в 2021 году.

Действительно, в случае соединения мостами материка с Сахалином, а затем и с Хоккайдо, экономический эффект был бы колоссальный. Поток товаров из Японии в Европу и обратно через Россию, быстро и дёшево, — это ли не золотое дно? И освоение острова ускорится. Сахалин бы расцвёл. Не зря об этом говорили в ходе визита Путина в Токио в 2017-м.

Возможно, именно по этой причине надеяться на реализацию проекта уже бессмысленно. Экономические выгоды двух стран фактически торпедированы США, подобно тому как уничтожена украинским кризисом торговля России и Европы. Милитаризация Японии, втягивание её в антикитайский блок AUKUS подвели черту под связкой Хоккайдо-Сахалин.

Означает ли это, что Россия должна отказаться от своей части проекта? Вовсе нет. Мост на Сахалин должен теперь появиться не только по экономическим, но и по военно-политическим причинам. Он усилит возможности Москвы в зоне стратегического риска, укрепит треугольник Сахалин — Курилы — Камчатка, защитит акваторию Охотского моря.

Вот почему все прежние соображения дороговизны, нехватки нынешнего грузопотока, необходимости развивать другие, параллельные, проекты вроде частного БАМа, конкуренция околокремлёвских кланов и тому подобные соображения, которые приводили противники моста (например, Сергей Иванов), должны быть забыты.

Именно политические резоны должны выйти на первый план. Внешние и внутренние. Помимо выстраивания инфраструктуры накануне предстоящего нам геополитического противостояния на Тихом океане, это ещё и необходимость дать россиянам некий позитивный образ будущего, план развития страны, а не только боевых действий.

Последнее соображение наиболее важно и перевешивает всё. Несмотря на бодрые сводки с фронта, туман СВО пока не рассеивается и когда это случится, неясно. Всплеск патриотизма полезен, но он не может быть бесконечным. Помимо новостей о вынужденных разрушениях на ЛБС, людям нужны и вдохновляющие новости — например, о стройках. Мост подходит.

Так что проект почти наверняка реализуют. Главное, помнить, что в перспективе мост на Сахалин с высокой вероятностью станет военной целью для наших недругов на востоке, подобно тому как Крымский мост стал целью для украинско-британских диверсантов. Конструкция должна быть неуязвима ни для ракет, ни для подводных дронов.

Определённое преимущество по сравнению с Крымом даёт география. Ширина пролива Невельского всего 7 км. Мост будет втрое короче крымского. Прикрывать его будет полегче, так как огромные площади прилегающей акватории и воздушного пространства удобно и на большую глубину простреливаются с российской части материка и самого Сахалина.

Однако, лучшей защитой стала бы принципиально иная конструкция мостового перехода. Напомним, что идею связать Сахалин с материком развивают ещё со сталинских времён. Смело мыслящие, дерзкие большевики предполагали тогда в качестве альтернативы классическому мосту и дамбу, и даже подводный тоннель.

«С мостом могут быть большие проблемы, — предупреждал ранее „СП“ профессор кафедры „Проектирование и строительство железных дорог“ МГУПС Анатолий Васильев. — Сахалин, на 1,5 тысячи километров севернее Владивостока. Там постоянно обледеневают рыболовные суда. А то построим, а эксплуатировать не получится».

«Лучше строить дамбу, — убеждал в свою очередь координатор движения „Мост на Сахалин“ Иван Воронин. — Но не „глухую“, а с опорами, внутри которых гидрогенераторы. Это позволит задействовать энергию течения в проливе, скорость которого достигает 4 метров в секунду. Фактически, это будет работать как приливная электростанция».

Оба этих варианта оценивались ещё в мирное время. Террористическая практика последних лет показала, что мост — всё-таки более уязвимая конструкция, чем дамба. Крымский приходилось чинить месяцами. Многосотметровую же толщу из гравия и песка не разбить никакими самыми мощными боеприпасами. Уязвимыми будут только «ворота».

В этой связи наиболее защищённым вариантом представляется подводный тоннель, пробуренный под дном пролива Невельского. Глубина его фарватера в самом узком месте — 7,2 метра, в разы меньше, чем Ла-Манша, под которым проложен и успешно действует «Евротуннель» с железнодорожными путями в обе стороны. Неужели русские так не смогут?

Тогда возможные атаки японских, британских или американских подводных боевых дронов с сотнями килограммов тротила на борту станут бесполезны. Потыкавшись носом в морской песок они уберутся восвояси или будут уничтожены ещё на подходе без ущерба для самого транспортного тоннеля. И кому-то в Токио придётся сделать харакири.

Картина дня

наверх