Стратегическая развилка на Украине
Призрак ядерной войны
История с ударами дальнобойными ракетами НАТО вглубь российской территории далека от своего завершения. Байден со Стармером после совещания в Белом доме так и не разрешили Зеленскому запускать ракеты по международно признанной территории России.
Впрочем, и о запрете речи на итоговой пресс-конференции не было. О потенциальных ракетных ударах вообще не говорили. Как заявил позже Стармер, говорили о вопросах «стратегического характера». Забраться в головы двух бонз блока НАТО сложно, но вариантов немного – обсуждали или вариант эскалации, или перемирия.
Есть еще и третий вариант, по которому Запад продолжит поддерживать сопротивление киевского режима. Идея выглядит логичной, если бы не несколько нюансов.
Первый – Зеленский так и не научился эффективно использовать помощь. Не хватает даже на эффективную оборону, не говоря о наступлении. Выделенные в начале года 60 млрд долларов оказали совершенно символическое значение на поле боя. Если, конечно, не считать тактический и бессмысленный успех ВСУ в Курской области.
Второй нюанс – совокупные потенциалы противников на Украине несоизмеримы. Промышленность Запада так и встала на военные рельсы в полном смысле этого слова, а значит – за Зеленским не стоит весь блок НАТО. Этим долго и жутко пугали последние два года. Военная промышленность Североатлантического блока должна была просто смести Российскую Армию еще в 2023 году. Но не случилось. Не готовы или не захотели – это другой вопрос.
Поэтому стратегия поддержания «тлеющего конфликта» с подбрасыванием дровишек приведет лишь к отсрочке поражения режима Зеленского. С гораздо более тяжелыми последствиями для Запада. Украина стала черной дырой, пожирающей миллиарды.Зеленский с этим, разумеется, не согласен и время от времени пускается в авантюры. Сначала вторжение в Курскую область, позже призывы разрешить удары Storm Shadow и ATACMS вглубь России.
Кремль достаточно хладнокровно (пока, по крайней мере) отнесся к очередному пересечению его красной линии. Но так может быть не всегда. Зеленскому как воздух необходимо обострение – иначе он так и будет отступать. В эскалации есть вероятность прямого вмешательства НАТО с непредсказуемым исходом. Только так киевский режим может переломить медленную, но верную демилитаризацию и денацификацию.
В итоге, Байдена и Стармера можно понять – тлеющая Украина может вспыхнуть в любой момент. Как в любой момент Зеленский может стать неуправляемым и в одиночку спровоцирует ядерный апокалипсис.
Одним из вариантов, как уже говорилось выше, является обострение конфликта. На Западе до сих пор есть мнение, что Россия не решится на крайние меры даже после пересечения самых последних из её красных линий. Значит, можно всерьез подумать об ударах крылатыми и баллистическими ракетами по Воронежу, Белгороду, Курску и Брянску. Именно для этих городов Зеленский так выпрашивает разрешения на запуски.
Армия России с большой долей вероятности уже вывела из-под удара все значимые военные объекты. Остается только привычное для Киева использование оружия НАТО в террористических целях. Только вот Кремль непривычно активно предупреждает Запад о последствиях снятия запрета. Впору задуматься, чем на самом деле ответит Россия. Похоже, именно это в Белом доме обсуждали Байден и Стармер 13 сентября.
Нервы не железные
Если ракеты действительно полетят вглубь России, то у военно-политического руководства имеется широкий арсенал ответных мер.
Игнорировать подобный терроризм со стороны Зеленского точно нельзя, тем более после прямого предупреждения Владимира Путина. Вариант с массированным ударом по украинской инфраструктуре кажется маловыразительным. К разрушению вражеских ТЭС и ГЭС привыкли, похоже, и на Западе, и в России, и на Украине. Рутиной такие акты возмездия назвать пока сложно, но определенная устойчивость к ним выработалась. Поэтому ответ должен быть ассиметричный, то есть не по Украине.
Американцы очень боятся за свои коммуникационные кабели, проложенные по дну Атлантики. Перерубить их в ответ за Storm Shadow в Курской области выглядит как вполне адекватное возмездие.
Будет ли это объявлением войны странам НАТО?
Могут расценивать как угодно – Верховный предупреждал о последствиях. Разрушение объектов критической инфраструктуры Запада будет реализовано с минимальным количеством жертв, либо вообще без них, но вполне ощутимо. Вашингтон и Брюссель впервые по-настоящему выйдут из зоны комфорта за свою историю спецоперации.
К слову, разорванные атлантические коммуникации – это не только нарушенная связь, но и вполне ощутимый удар по ВСУ. Оперативность и доступность разведывательной информации заметно пострадают. В этой же обойме массовые кибератаки на западную инфраструктуру, хотя сравнить их с физически разрушенной связью между Европой и США нельзя. Но даже после такого поворота именно Запад будет решать, перешагнула ли Россия красные линии или нет.
Ядерные испытания в безлюдной арктической пустыне или в нейтральных водах как демонстрация твердых намерений России. Это также один из вариантов вынужденного обострения событий. В 1961 году во время Берлинского кризиса Хрущев распорядился провести специальные учения «Роза». Тогда на Новой Земле взорвали две термоядерные боеголовки, которые доставили к цели ракеты Р-12.
Учения стали в итоге важным фактором смягчения позиции Соединенных Штатов, и третья мировая война не случилась. Разумеется, сейчас «Абрамсы» армии США и российские Т-90 не стоят друг против друга на пограничном переходе, но успокоить противника ядерные учения вполне в состоянии.
Все вышеописанное относится к сценариям эскалации событий на Украине. Это лишь одно из направлений развилки.
Второй возможностью являются мирные договоренности, ставшие еще более призрачным после вторжения ВСУ в Курскую область. Но их нельзя считать невозможными. Прежде всего, из-за политической ситуации в Соединенных Штатах. Речь о Дональде Трампе, обещавшим быстрое замирение сторон на Украине. Если конфликт до ноябрьских выборов не потушить, то мирная инициатива Трампа может стать его козырем. Просто потому, что у Харрис никакого мирного плана нет, а только заявление о неизменной поддержке бандеровцев.
В команде демократов зреет план завершения конфликта к выборам президента США. Трампистам просто нечем будет крыть в этом случае. Похоже, команда уже дана, и Зеленский готовит приемлемый для него «план победы», состоящий из пяти пунктов. Как сказал просроченный президент Украины, «четыре из них – основные, плюс один, который нам потребуется чуть позже».
Говорить о реалистичности мирного плана бессмысленно, так как он касается «безопасности, геополитического положения Украины, очень сильной военной поддержки, которая должна быть доступна бандеровцам, и чтобы у них была свобода в том, как использовать те или иные ресурсы». Все детали мирного урегулирования конфликта были озвучены 14 июня 2024 года президентом Путиным, и с течением времени условия по нему для Украины не могли стать мягче.
Сложилась интересная и одновременно трагичная картина стратегической развилки, к которой подступает спецоперация. Свалиться в третью мировую войну события могут сотнями способов, а вот вариант мирного завершения один. И он не обсуждается.
Свежие комментарии