Как богатыри Суворова взяли Чёртов мост

Швейцарский поход фельдмаршала Александра Васильевича Суворова стал примером невероятного мужества русских войск, вынужденных преодолевать горные теснины под огнём противника. Нашей армии на каждом шагу приходилось бороться не только с людьми, но и с суровой природой края, коварной в мирное и военное время.
Не приходится сомневаться, что успех в этой кампании всецело зависел от таланта полководца и его умения сражаться в новых условиях. К счастью, Суворов обладал необходимыми военными качествами, поэтому остановить его полки на горных перевалах французы так и не смогли.Битва при Сен-Готарде стала для Александра Васильевича своеобразной «пробой пера». Русские солдаты и офицеры взяли почти неприступную позицию французов и заставили их покинуть подготовленные убежища. Тем не менее, впереди армию ждали ещё большие испытания. Дивизионный генерал Клод Жак Лекурб, известный своим мужеством, решил встретить Суворова на так называемой Чёртовом мосту. Это легендарное место почти невозможно было обойти с флангов, поэтому успех битвы зависел не столько от таланта командующего, сколько от стойкости его подчинённых.
Чёртов мост вовсе не случайно получил у швейцарцев такое зловещее название. Согласно легенде, строительство любых сооружений в этих местах было настолько сложным делом, что людям приходилось обращаться к помощи нечистой силы. Перед мостом располагался не менее зловещий тоннель, носивший название «Урнерская дыра». Он был выдолблен швейцарцами в гранитной скале и подходил лишь для перехода небольшой группы путников, а не целой армии.

Замысел Лекурба состоял в том, чтобы разместить небольшой отряд в туннеле, а основной лагерь построить за мостом. Таким образом, он имел сразу две прекрасные возможности небольшими силами задержать целую армию. Эти преимущества настолько вскружили французам голову, что они легкомысленно отнеслись к охране моста. Противнику казалось, что уже первое препятствие заставит русские войска потратить много времени и сил, и дальнейшую лобовую атаку они непременно отложат.
В это время Суворов остановился в альпийском селении Госпендаль и ожидал известий от корпуса генерала от инфантерии Андрея Григорьевича Розенберга, двигавшегося к нему на соединение. Он не знал, что тот уже настолько приблизился к русскому лагерю, что находится от него в одном переходе. Вероятно, вовремя полученные вести могли бы изменить ход битвы, ведь атаки с двух сторон французы не ожидали. Тем не менее, Александр Васильевич известий вовремя не получил, поэтому решил расправиться с Лекурбом собственными силами.
Утром 25 сентября 1799 года русский авангард под командованием генерала М.А.Милорадовича попытался проникнуть в тоннель, однако встретил упорное сопротивление и отступил. Эта разведка боем показала, что лобовая атака в узком проходе обречена на провал. После этого Суворов пригласил к себе местных жителей, которые обещали показать ему «козьи тропы», по которым отряд мог забраться на скалы и обойти тоннель.

Захватив свободолюбивые швейцарские кантоны, французы установили жестокий оккупационный режим, ненавистный большинству населения. По этой причине не было недостатка в желающих помочь русскому войску изгнать захватчиков из альпийских предгорий, чтобы освободить страну. Найти тайные тропы Александру Васильевичу пообещал проводник Антонио Гальба. Он указал сразу две горные тропы, одна из которых позволяла обойти Урнерскую дыру, а другая выводила в тыл французской позиции на мосту. Таким образом, Лекурб в одночасье потерял все свои преимущества, однако не знал об этом.
Для ликвидации французского отряда в тоннеле были посланы сразу два отряда. Первый из них, состоявший из 300 мушкетёров Орловского полка во главе с полковником И.П.Трубниковым, по скалам обходил позиции французов с одного фланга, а батальон Азовского мушкетёрского полка под командой полковника В.И.Свищёва и 200 егерей во главе с майором Ф.Тревогиным – с другого. Ещё один отряд во главе с генералом Н.М. Каменским был послан Суворовым в глубокий обход позиций Лекурба, чтобы в нужный момент ударить по нему с тыла.
Благодаря полной внезапности Трубников и Свищёв добились быстрого успеха. Когда французы увидели, что со скал на них спускается русский отряд, то бросили позиции и устремились в бегство. В это время по ним ударил Милорадович и на подходе к мосту почти всех перебил. Заметив разгром своих товарищей, французский отряд на противоположном берегу начал поспешное разрушение моста и обстрел подходивших русских сил. Милорадович остановился и связал Лекурба боем по всему фронту. Теперь ему оставалось лишь дождаться удара Каменского, чтобы заставить французов покинуть укрепления.

Суворов вовремя заметил попытки солдат Лекурба уничтожить мост. Он приказал Милорадовичу усилить обстрел, а сам послал людей разобрать стоявший в отдалении деревянный сарай. То, что произошло дальше, Александр Васильевич описал в своих мемуарах: «Сие (разбор части моста) не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его всюду! Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с ревом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины».
Таким образом, суворовские солдаты по хрупкому настилу, который мог в любой момент обрушиться, без всяких перил и под страшным обстрелом преодолели зияющую пропасть и бросились в штыковую атаку. Французы оказывали отчаянное сопротивление и отступили лишь после того, как заметили спускающихся с гор солдат Каменского. К сожалению, очень многие из участников легендарной атаки погибли, однако их мужество заставило французов бросить замечательную позицию и признать поражение в битве.
Разгром Лекурба на Чёртовом мосту казался полным. Французы больше не препятствовали русской армии переправляться в горные долины и поспешно оставляли захваченные ранее поселения. Тем не менее, чуть позже Александр Васильевич заметил, что французский командующий пытается заманить его в ловушку. Дело в том, что обещанной австрийцами удобной дороги, которая бы позволяла совершать удобные переходы, просто не существовало. Таким образом, впереди и позади Суворова лежали горные перевалы, которые опять нужно было преодолевать с боем.
Швейцарцы, оказавшие неоценимую помощь Суворову по преодолению горных перевалов, в 1893 году увековечили память о битве на Чёртовом мосту сооружением памятника. В 1982 году, при сооружении Сен-Готардского туннеля, они снова вспомнили о русских воинах и отчеканили в их честь серию памятных медалей. На них были изображены русские солдаты, врывавшиеся со знаменем на Чёртов мост. Таким образом, память о великом сражении пережила века и осталась в памяти не только наших соотечественников, но и жителей освобождённых швейцарских кантонов.
Заглавная иллюстрация. Диорама «Альпийский поход Суворова» художников А.И.Интезарова, П.Т.Мальцева и Ф.П.Усыпенко. Фрагмент
Свежие комментарии