Василий Мангазейский – первый сибирский святой
История Василия Мангазейского неразрывно связана с историей освоения Сибири и городом, в честь которого назван святой. В 1601 г. на севере Западной Сибири у реки Таз царскими воеводами был основан Мангазейский острог. Возможно, несколькими десятилетиями до прихода государевых людей здесь располагалась поморская торговая фактория. Это место стало конечным пунктом торгового маршрута от Северной Двины до Тазовской губы.
Новый острог сразу же стал одним из центров сбора ясака (налог мехами, которым облагалось коренное население) и торговли пушниной. В Мангазею съезжались купцы, скупавшие у зверопромышленников меха и перепродававшие их с большой выгодой в европейской части России. Экспорт меха, или, как его часто называли в то время, «мягкое золото», был одной из основных статей дохода нашего государства. Однако век «златокипящей» Мангазеи оказался недолог.
Уже в 1620 г. власти под страхом смертной казни запретили плавание морским путем. Такое решение было продиктовано как экономическими, так и геополитическими интересами. Грузоперевозки по морю было сложно контролировать, и таким образом много товара проходило мимо таможни. Помимо этого в Москве опасались иностранной колонизации северной Сибири. Закрытие морской торговли совпало с пожаром 1619 г. Конечно, город восстановили, и, несмотря на постепенный экономический упадок, Мангазея еще некоторое время оставалась центром сбора ясака. Однако к середине XVII в. из-за интенсивной охоты количество пушных зверей в этих местах сильно сократилось. Последние жители покинули крепость в 1672 г. Постепенно деревянные постройки заброшенного города обветшали и разрушились. Память о «златокипящей» Мангазее осталась только в архивных документах и народных легендах. Археологические исследования заброшенного поселения начались лишь с 1968 г. и ведутся с перерывами до наших дней.
Таков исторический фон, на котором развивалась драматическая история юноши Василия, ставшего первым сибирским святым. Что нам известно об этом православном мученике? Он родился в городе Ярославле в семье торговца Федора. Точная дата рождения святого неизвестна, а условно принято считать, что будущий святой появился на свет в 1588 г. Отец отдал своего сына-подростка в обучение богатому купцу, который торговал в только что основанной Мангазее.
Живя в далеком сибирском остроге, Василий работал в хозяйской лавке. Однако коммерческие дела не сильно привлекали юношу. Василий был глубоко религиозным и регулярно посещал церковные службы. Во время одной из таких отлучек воры обокрали лавку. Купец заподозрил своего молодого работника в сговоре с преступниками. Слова богатого предпринимателя были убедительнее оправданий подростка. Воевода Савлук Пушкин (один из основателей Мангазейского острога) подверг Василия пыткам. Это было обычное дело в то жестокое время. К тому же воеводы в Сибири, пользуясь тем, что жаловаться на них в Москву очень далеко, часто злоупотребляли своей властью.
В редакциях жития смерть святого (датой смерти принято считать 1602 г.) описывается по-разному. Василий умер то ли под пытками, то ли был убит воеводой, ударившим юношу кулаком в висок. Редакция жития святого Василия Мангазейского, написанная игуменом Туруханского монастыря Илиодором, приводит иную версию гибели святого. Юноша «пострадал за целомудрие». Василий отверг греховные домогательства купца, и тот в отместку обвинил его в краже, которой не было.
Что произошло на самом деле, мы не знаем, но дальнейшие события хорошо известны. Василия похоронили недалеко от стен острога в болотистой тундровой почве, а воевода не понес никакого наказания. В 1649 г. из-под земли показалась крышка гроба. Вскрыв захоронение, жители заполярного города увидели нетленное тело, в котором опознали невинно погибшего Василия. Очень скоро с этими мощами православные верующие стали связывать различные чудеса: исцеления, помощь заблудившемуся охотнику и многое другое. В 1652 г., через пятьдесят лет после гибели Василия, на месте его упокоения возвели часовню. Несмотря на то, что в Москве Синод русской церкви официально не канонизировал Василия Мангазейского, в Сибири его стали почитать как местночтимого святого.
В 1670 г. из почти опустевшей Мангазеи мощи первого сибирского святого были перевезены в Свято-Троицкий Туруханский монастырь, основанный в 1660 г. в 22 километрах от города Новая Мангазея (сейчас это село Старотуруханск). Василий Мангазейский стал почитаться как покровитель охотников и рыболовов. Такая «специализация» святого объясняется тем, что на севере Сибири именно охота и рыболовство являются основными промыслами населения. Неудивительно, что не только русские, но и коренные жители этих мест — эвенки — чтили мученика Василия. Долгое время инородцы практиковали двоеверие, т. е., будучи официально крещеными, они продолжали исповедовать шаманизм, но при этом могли молиться и христианскому Богу, и святым.
Первое время казалось, что еще немного, и Василий Мангазейский из местночтимых святых перейдет в общецерковные. Епископ Русской церкви Филофей (Лещинский) написал канон святому.
Несмотря на это, в столице к чтимому в Сибири мученику отнеслись прохладно. Петр I не дал согласия перенести мощи Василия Мангазейского в Тобольск. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), для того чтобы покончить с почитанием мощей, велел захоронить их в земле и поставить над этим местом часовню. Этим церковные власти не ограничились и в 1755 г. запретили совершать молебны Василию Мангазейскому. Однако память о мученике Василии уничтожить не удалось. В 1788 г. обрыв, где стояла часовня, начал осыпаться, и гроб вновь, как и некогда в полярной Мангазее, показался из-под земли. Неудивительно, что люди восприняли это как очередное чудо, и останки убитого почти два столетия назад юноши вновь перенесли в церковь.
В 1803 г. в Туруханском крае началась эпидемия, которую местные жители просто называли «горячкой». Верующие считали болезнь карой за отсутствие почитания святого Василия Мангазейского. В сложившейся ситуации власти, как церковные, так и светские, пошли на уступки: в церкви вернули иконы первого сибирского святого и начали проводить молебны в его честь.
Несмотря на то, что Василий Мангазейский на протяжении XIX столетия оставался местночтимым святым, в Сибири продолжали писать его иконы. В 1893 г. в Синод было вновь направлено очередное прошение о канонизации святого. Изучив записи о чудесах, которые связывались с Василием Мангазейским, церковное руководство наконец-то вняло просьбам верующих и включило имя первого сибирского святого в «Православный календарь». Таким образом, Василий Мангазейский из местночтимых святых получил общецерковное почитание.
В 1921 г. Туруханский монастырь был закрыт, а в 1933 г. здание бывшей обители подверглось разрушению, а мощи святого пропали. Тем не менее, память о святом продолжала жить в сердцах сибиряков. В народе верили, что мощи Василия Мангазейского были тайно сокрыты в тайге.
С 1991 г. в Свято-Троицком Туруханском монастыре начались богослужения, а сам монастырь открылся в 1996 г. В следующем 1997 г. при восстановлении соборного Троицкого храма, где прежде хранились мощи святого, были найдены фрагменты его останков, которые после освидетельствования были помещены в раку.
Такова краткая история Василия Мангазейского и его посмертного почитания. Автор данной статьи уважает религиозные чувства верующих, однако, будучи профессиональным историком, все-таки хотел бы взглянуть на жизнь первого сибирского святого с материалистической точки зрения (которую никому не навязывает).
С момента смерти юноши и до появления его нетленных мощей прошло более 40 лет. Это целая человеческая жизнь по меркам XVII в. Однако тот факт, что обнаруженное тело опознали, может свидетельствовать о том, что смерть Василия запомнилась жителям Мангазеи. По всей видимости, его гибель вызвала резонанс среди горожан. Возможно, это связано с явной несправедливостью или жестокостью смерти. Что же касается нетленности мощей, то в данном случае можно найти материалистическое объяснение. Кислород, необходимый бактериям для разложения органики, плохо проникает вглубь болотистых почв. В болотах находят хорошо сохранившиеся тела, пролежавшие тысячи лет.
История жизни Василия Мангазейского полностью основана на текстах жития. Других исторических источников не существует. Сохранилось пять вариантов жития святого, древнейший из которых относится к 1670–1676 гг. Таким образом, прошло около 70 лет после гибели святого, прежде чем появилось его жизнеописание. Скорее всего, к моменту создания жития уже не осталось никого из тех, кто лично знал святого. Монахи писали текст, основываясь на устных рассказах, передававших через два поколения. Неудивительно, что в разных редакциях обстоятельства смерти отличаются. Была ли кража на самом деле или купец-гомосексуалист оклеветал юношу из-за того, что тот отверг его содомитские домогательства, выяснить не представляется возможным. Даже сама дата гибели святого в 1602 г. условна.
Популярность святого за Уралом можно объяснить тем, что сибирякам хотелось иметь своего, местного небесного покровителя. Поэтому даже официальные запреты не помогли. Сибиряки продолжали молиться и просить о помощи «земляка».
Что же касается обретения в 1997 г. пропавших мощей, то подробной информации об исследовании останков найти на просторах интернета не удалось. Тем не менее, в наше время православная церковь достаточно серьезно подходит к таким вопросам. Скорее всего, информация об освидетельствовании просто не введена в научный оборот и пока не опубликована.
В любом случае, независимо от материалистической или духовной точки зрения, почитание первого сибирского святого представляет важное историческое и культурное значение, а иконы Василия Мангазейского как образцы сибирской иконописи хранятся в музеях.
С момента гибели святого прошло более четырех веков. Давно канула в прошлое «Златокипящая Мангазея», но память об убитом юноше продолжает жить среди православных верующих.
Свежие комментарии