На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Только один способ». Как и где Запад собирается спровоцировать «агрессию» России Политолог Ищенко: Польша усиленно ...Атака на Минск и ...
  • Юрий Ильинов
    Названы два варианта развития конфликта между Россией и Западом Ищенко назвал два варианта дальнейшего развития конф...Атака на Минск и ...
  • Дмитрий Гурин
    Батькиным ребятам то же нужен опыт..........Атака на Минск и ...

Барбара Шер и наука осуществления желаний. №4

Глава 4. Пути продвижения к заветным целям

Методика «Пять жизней»

Вы неплохо потрудились. Обнаружили в себе массу нового и интересного. Укрепили заново обретённую способность мечтать. Узнали о том, чего хотите и кем можете быть. Наверняка загорелись новыми идеями и замыслами.

И теперь пришло время начать шаг за шагом строить жизнь, о которой вы всегда мечтали.

Для этого вам в первую очередь нужна чёткая цель.

Но давайте разберёмся с самим понятием цели.

Многие люди ставят перед собой цель – и живут так, как будто настоящая жизнь начнётся лишь тогда, когда они этой цели достигнут. А пока – не жизнь, а так, черновик.

Но ведь у жизни черновиков не бывает! Жить полной жизнью каждый день, наслаждаться настоящим, а не тем, что ожидается в будущем, – вот что значит быть счастливым!

Барбара Шер говорит, что под целеустремленностью, или стремлением к цели, надо понимать не сфокусированность на результате, а удовольствие от процесса. В этом – принципиальное отличие её системы от тех методов, которые призывают бежать к заветной цели, нацепив на глаза шоры и не замечая того, что вокруг.

Мы очень сильно ограничиваем себя, если ставим перед собой какую-то одну-единственную заветную цель и зацикливаемся на ней. По сути таким образом мы отказываемся от жизни как таковой. Жизнь превращается в какую-то гонку, лишается повседневных радостей, удовольствия от всего того, что не укладывается в работу по достижению цели.

Начнём с того, что вообще-то у живого, нормального человека не может быть одной-единственной цели. Это было бы просто нелепо. Да и неестественно.

Обычно мы пытаемся достичь нескольких целей одновременно. И порой сбиваемся с пути, плутаем, ищем новый маршрут и в итоге застреваем где-нибудь на перепутье.

Чтобы не зацикливаться на одной цели, дать себе возможность хотеть сразу много чего и вместе с тем не запутаться в движении к разным целям, очень полезно дать себе право вовсю помечтать и представить, что у вас не одна, а целых три, четыре или пять жизней. Причем все они протекают параллельно. И в каждой из этих жизней вы можете быть другим, разным, не таким, как в прочих. Какие из ваших занятий не вмещаются, как вам кажется, в одну жизнь? Какими из них вы хотели бы заняться в параллельных жизнях? Какие ваши мечты вы осуществили бы там? Главное – вместить в них то, что вам на самом деле интересно.

Вот как описали свои предполагаемые пять жизней некоторые бывшие студенты и друзья Барбары Шер.

Писательница Джулия хотела быть одновременно: писателем (в своей, скажем так, главной жизни), профессиональным музыкантом, путешественником, биологом, женой и матерью.

Домохозяйка и многодетная мать Гарриет придумала такую картинку: мать пятерых детей, специалист по английской литературе, художник, танцовщица, руководитель благотворительного проекта.

Редактор Аманда ограничилась только двумя жизнями (и это её право!). В одной она представила себя спортсменкой и фермером, живущей на лоне природы в окружении цветов и животных всех мастей. Во второй жизни Аманда по-прежнему работала редактором в Нью-Йорке, посещала выставки, балет и другие культурные события.

Упражнение 1. Мои пять жизней

Составьте список своих воображаемых пяти (двух, трёх, четырёх, но лучше не больше шести) жизней. Вносите в список только «ваше», желанное и любимое. Проранжируйте список от самой главной жизни к той, которая доставила бы удовольствие, но не преследовала самых важных целей.

Не сдерживайте себя рамками обстоятельств и той реальности, которая окружает вас сейчас. Если вам уже не десять лет, но вы в одной из жизней хотели бы стать артистом балета, так и пишите – «Хочу быть артистом балета».

Сочиняя свои несколько жизней, не подшучивайте и не иронизируйте над мечтательным собой. Думайте о том, что все ваши мечты реальны. Так вы наполните их созидательной энергией.

Хочу – могу – и надо

Наверняка вы уже задавались закономерным вопросом: «Как я могу стать спортсменом, нейрохирургом или всемирно известным музыкантом, если мне уже (сами знаете сколько) лет?»

Действительно, есть занятия, которые требуют не только физической выносливости, которая может быть у человека в любом возрасте, но и долгих лет подготовки. Так что вы действительно не сможете стать чемпионом мира по боксу, если вам больше двадцати лет, а солистом балета – если вам больше десяти. Путь в науку, медицину и некоторые другие профессии тоже бывает длинным.

И всё же… Это не значит, что нужно отказываться от мечты.

Даже неосуществимую мечту вы можете осуществить – если найдёте для неё какую-то другую форму.

Например, если вы любите петь, танцевать или боксировать – никто не мешает вам заниматься этим в любом возрасте! Вы будете брать уроки вокала или хореографии, вы запишетесь в спортивный клуб и научитесь боксировать. Да, это не станет профессией, но удовольствия вы получите не меньше (а может, и больше), чем профессионал. К тому же вы можете достичь таких успехов, что в своих глазах (а чья оценка может быть важнее?) станете самым настоящим чемпионом мира.

Вы понимаете, к чему это?

Ваши пять жизней вполне могут соединиться в одной – вашей, настоящей. Будьте готовы начать проживать их все!

Наиболее простой, по мнению Барбары Шер, способ подружить разные ипостаси себя заключается в двух принципах.

1. Выделять главное – на данный момент времени – дело, но не забывать про остальные.

Самой важной жизни (читай – самому важному делу) вы, конечно, будете отдавать больше всего сил и времени. Но это не значит, что про остальные, необязательные, существующие только для удовольствия, нужно забыть. Крайне непродуктивно рассуждать следующим образом: «Вот допишу диссертацию и тогда возьмусь за краски».

Согласитесь, вы не сможете заниматься диссертацией 24 часа или даже 12 часов в сутки, мозг просто взорвётся!

Гораздо интереснее и приятнее отдавать, скажем, время с утра до обеда научному труду, после обеда часа два заниматься живописью, а вечером проводить время с детьми (если в вашем списке есть пункт «Быть матерью/отцом и хорошим семьянином»). А ещё одну жизнь – скажем, «Быть путешественником» – вы припасёте на время после защиты диссертации и отправитесь с палатками на Валдай, на велосипеде в Швецию или на яхте вокруг Канарских островов.

2. Не зацикливаться на словах «стабильность», «постоянство», «верность решениям».

Жизнь разнообразна и непредсказуема, человек по природе любознателен и талантлив. Ну, а просыпаться в тоске и безнадёге вредно для здоровья.

Никто не вправе упрекнуть вас в легкомыслии и непостоянстве, если вы ни с того ни с сего остыли к вышивке крестиком и увлеклись игрой на бирже. Нет, к счастью, такого закона, который требует, чтобы решения в своей жизни мы принимали раз и навсегда. Если вы когда-нибудь зайдёте в тупик, утратите вкус к жизни или вдруг поймёте, что вам нужно полгода пожить в тропиках, чтобы как следует насытиться солнцем – смело крутите компас и выбирайте новый маршрут. Всё остальное – предрассудки: лошадей на переправе меняют даже самые счастливые и довольные люди.

Следующее упражнение поможет вам более конкретно определиться с целями на определённый отрезок времени и выбрать наиболее оптимальный способ их достижения.

Упражнение 2. Могу – хочу – надо

Разделите лист бумаги вертикально на три столбца, один озаглавьте «Хочу», второй – «Могу», третий – «Надо».

В первый столбец запишите все цели из своих пяти (двух, трёх, четырёх) жизней, начиная с самой важной. Если нужно, переформулируйте – желания должны быть сформулированы конкретно и ясно.

Во втором столбце напишите то, что вы умеете делать в настоящее время: перечислите свои профессиональные и другие навыки. Не скромничайте, но постарайтесь ограничиться только теми навыками, которые могут вам пригодиться в ваших пяти жизнях.

В третьем столбце обозначьте, какие навыки вам ещё потребуются для достижения каждой цели, чему нужно научиться, что освоить, что сделать.

Например.

– Хочу: стать кондитером.

– Могу: печь пирожки с яблоком.

– Надо: научиться печь торты и пирожные, разработать собственную рецептуру, познакомиться с кондитерскими города, устроиться ассистентом в одну из них.

Просмотрите всё, что у вас получилось, и ответьте себе на вопросы.

– Есть ли какие-то цели, которые можно совместить в одну большую?

– Какие цели лучше достигать последовательно, какие попеременно, а какие параллельно или даже одновременно?

– Какую мечту-цель вы хотите осуществить в первую очередь?

– Что можно оставить на потом?

– Сколько времени вы готовы посвятить воплощению каждой мечты?

Подключите фантазию! Действительно ли невозможно совместить игру на гитаре и путешествия? Почему бы нет, если, к примеру, стать на время бродячим музыкантом?

Выберите тот способ достижения цели, который вам кажется наиболее разумным и подходящим. Что бы вы ни выбрали – взаимодополняемость, попеременность, одновременность или последовательность – это будет ваше решение, а значит, самое верное.

Учиться никогда не поздно!

Может быть, вы расстроены, что «Хочу» и «Надо» у вас так много, а «Могу» умещается в одну строчку?

Не переживайте, это нормально. Самое главное, что вы теперь знаете, чего хотите. А способов восполнения пробелов на пути к желаемому – огромное множество.

Если у вас нет возможности получить профессиональное образование в интересующей вас сфере – это ещё не повод отступаться от мечты. Существуют и другие способы учиться. Этих способов очень много. Вы наверняка найдёте подходящий для себя, если зададитесь такой целью. Вот только несколько из многих возможностей.

Вы можете самостоятельно найти мастера.

Найдите известного (или не очень известного, главное – профессионального) фотографа, рестовратора, архитектора, собаковода, писателя или учёного, у которого вы бы с радостью поработали подмастерьем (ассистентом, помощником, секретарем). Это – старинный, подзабытый, непопулярный, но весьма действенный способ приблизиться к заветной цели.

Вряд ли хоть один настоящий мастер останется равнодушным, услышав, скажем такое обращение: «Я давно слежу за вашей работой. Я так многому мечтаю у вас научиться. Я готов выносить за вами мусор, мыть кисти, носить штатив… Я просто хочу увидеть, как вы работаете». Поверьте, в этом нет ничего унизительного. Говоря так, вы сразу покажете свои серьёзные намерения и готовность учиться.

Вы можете пройти курсы дистанционного обучения, он-лайн курсы, вебинары.

Существуют десятки интернет-ресурсов, предлагающих в открытом доступе видеозаписи лекций учёных с мировым именем, писателей, общественных деятелей. Не потратив ни копейки, вы можете черпать знания от лучших профессионалов в своей области, образовываться и перенимать опыт.

Разнообразные школы искусств и бизнеса, институты и колледжи самой разной направленности всё чаще предлагают варианты дистанционного обучения, практикуют и вебинары (он-лайн семинары). За умеренную плату можно приобретать и записи видеоуроков на компакт-дисках или скачивать их на свой компьютер. От вас требуется только составить себе разумное расписание занятий – желательно не сидеть перед компьютером целыми днями, а то и ночами, а учиться не более двух-трёх часов в день.

И ещё: прежде чем записаться на курс или вебинар (особенно если участие платное), почитайте отзывы, это поможет принять правильное решение и сэкономить время и деньги.

Вы можете заняться волонтерской работой.

Чем бы вы ни хотели заниматься, хоть дрессировать львов (хорошенько подумайте, если вдруг это и вправду ваша цель!), волонтерство – простой, прямой и бесплатный способ набраться практического опыта, а значит, приблизиться к заветной цели. Сейчас волонтёры требуются везде – от зоопарка до больницы. Нужно просто поискать. Вас возьмут без рекомендаций и профессионального опыта. Вам придется заслужить хорошую репутацию, но вы не будете платить за обучение.

Став волонтером, вы разорвёте порочный круг мыслей: «Без работы у меня не будет опыта, без опыта я не получу работу». Если вы проявите себя как добросовестный, перспективный волонтёр, то получите хорошую рекомендацию; как правило, в рекомендациях не отказывают. И следующая работа в интересующей вас сфере, скорее всего, будет уже оплачиваемой.

Вы можете учиться на собственном опыте.

Ещё один способ встать на свой собственный желанный путь – это придумать что-нибудь своё. Написать программу своего семинара, пешеходной экскурсии, группы по ораторскому искусству или кулинарному мастерству… Программа должна быть тщательно продумана, выношена с любовью и вниманием. Подумайте, чем ваша программа будет отличаться от других, в чём её оригинальность, увлекательность, почему она нужна людям? Найдите оригинальный ракурс, авторскую интонацию, собственный стиль работы. После того, как вы сочтёте, что программа готова, займитесь рекламой. Интернет и социальные сети дают безграничные возможности бесплатной рекламы – пользуйтесь!

Начав с малого, вы постепенно сможете добиться успеха, завоюете авторитет, обрастёте контактами и каждый день будете получать бесценный опыт.

Если вы испытываете трудности в осуществлении своей мечты, не знаете, с чего начать и куда двигаться, вам поможет методика мозгового штурма. Мозговой штурм, или brainstorming – это признанный и популярный метод, позволяющий стимулировать творческую активность в поиске решений.

Метод мозгового штурма – хороший помощник тех, кто находится в стрессовой ситуации, под дулом дедлайна или перед лицом неразрешимой проблемы.

В следующем упражнении вам предлагается модификация мозгового штурма, разработанная, опробованная и рекомендованная Барбарой Шер.

Упражнение 3. Мозговой штурм

Вам потребуется: чистый блокнот, пара шариковых ручек и, конечно же, проблема, которую вы хотите решить.

Сформулируйте проблему – просто, ясно и искренне. Например, так.

– Я не могу начать бизнес, потому что у меня нет начального капитала.

– Я не могу облететь мир на собственном самолёте, потому что у меня нет ни самолёта, ни прав на управление воздушным судном.

– Я не могу уволиться с работы, потому что иначе мне будет нечем платить за квартиру.

Затем замените каждое «не могу» двумя вопросами. Например, так.

– Как я могу начать бизнес без стартового капитала? Где мне взять стартовый капитал?

– Как я могу ещё облететь весь мир? Как мне получить права пилота?

– Как я могу избежать арендной платы? Как мне найти деньги на оплату квартиры?

Первый этап.

Поставьте таймер на двадцать минут, засеките время и, пока не пропищит финальный сигнал, записывайте все, абсолютно все идеи по этим двум вопросам, которые будут приходить в голову. Десять минут – на первый вопрос, десять минут – на второй.

Выключите внутреннего цензора, редактора и критика – на этой стадии идеи строго-настрого запрещается обдумывать. Их нужно только записывать.

Пусть в списке идей будет всякое:

– одолжить денег, начать бизнес, не требующий вложений, найти инвесторов, присоединиться к тем, кто начинает бизнес в этой же области и имеет стартовый капитал (если ваша цель – основать своё дело, на которое нет денег);

– получить права пилота, нанять самолёт с пилотом, присоединиться к какой-нибудь экспедиции (если ваша цель – облететь мир на самолёте, но прав на вождение самолета у вас нет), купить самолёт и нанять профессионального лётчика;

– найти квартиру подешевле, попросить о переводе на более интересную должность на имеющейся работе, избегать встреч с арендатором, переехать к родителям или друзьям (если ваша цель – уволиться с работы, но вас останавливает необходимость платить за жильё).

Так как мозговой штурм традиционно применяют в группах, а наш вариант предполагает индивидуальную работу, возьмите себе в виртуальные помощники людей, которые являются для вас авторитетом и поддержкой. Это могут быть как знакомые люди, так и исторические личности, которые вызывают восхищение. Поставьте таймер ещё на десять минут и попробуйте «поштурмовать» проблему с их позиции. Помогите себе такими, например, наводящими вопросами.

– Какие идеи появились бы у Марка Твена?

– Что бы мне посоветовал Вацлав Гавел?

– Как бы подошёл к этому вопросу Пласидо Доминго?

Запишите их варианты тоже.

Второй этап.

Немного отдохните. Без спешки прочитайте то, что получилось. Проанализируйте каждую идею, задав три вопроса.

1. Какая польза может быть от этой идеи?

Найдите в ней здравое зерно. Например.

– Если я присоединюсь к тем, кто уже начал бизнес в интересной сфере, я смогу сэкономить время, и мы объединим наши усилия.

– Если я получу права пилота, я действительно смогу летать на самолёте.

– Если я попрошу о переводе на более интересную должность, то могу получить новые перспективы развития без лишнего стресса, вызванного поиском работы и неизвестностью.

2. Как можно скомпенсировать несовершенство этой идеи?

Если даже идея непрактична и сложно реализуема, не отбрасывайте её сходу. Обдумайте варианты решения. Например.

– Если я присоединюсь к тем, кто уже начал бизнес в интересной сфере, мне придётся подстраиваться под чужие идеи и идти на нежелательные компромиссы.

Варианты решения: найти по-настоящему близких по духу людей, заранее оговорить условия сотрудничества.

– Если я даже получу права пилота, это вовсе не значит, что у меня будет свой самолёт.

Варианты решения: вначале просто получить права, узнать варианты аренды самолёта.

– Если я попрошу о переводе на более интересную должность, я рискую застрять на работе, которая мне не мила, и в итоге поменять шило на мыло.

Варианты решения: найти квартиру подешевле, найти другую работу и только потом уволиться, поступить на учёбу или курсы переквалификации за счёт работы, выступить с предложением открыть новый отдел специально под вас.

3. Какие новые идеи рождает эта идея?

Найдите, сформулируйте и запишите в блокноте потенциал, содержащийся в каждой вашей идее. Например:

– Существуют ли программы поддержки малого предпринимательства?

– В какой бизнес проще влиться в качестве партнёра?

– Какие существуют схемы развития бизнеса, чтобы снизить начальные затраты?

– Где учат на пилотов, сколько это времени займёт и сколько это стоит?

– Может ли стать пилотом любой желающий?

– Есть ли услуги по аренде маленьких самолётов для большого путешествия?

– Какие есть курсы повышения квалификации в моей области?

– Как можно разнообразить профессиональную жизнь, не меняя работы?

– Есть ли возможность найти квартиру через друзей и близких бесплатно или за минимальные деньги?

– Есть ли возможность снимать квартиру с соседом и таким образом существенно сэкономить?

– Как быстро я могу найти новую работу?

Третий этап.

Теперь вам предстоит преобразовать крупные задачи в цепочки маленьких, легко и быстро выполнимых задач. Для этого нужно как можно более наглядно и подробно представить весь маршрут – от замысла к воплощению. Ответьте себе на вопросы.

– Какие шаги вы должны предпринять?

– Какую информацию вам нужно собрать?

– С кем познакомиться?

– Чему научиться?

– Куда сходить или съездить?

– Кого или что найти?

– Что почитать и посмотреть?

Желательно нарисовать именно маршрут, представив путь к цели в виде графического изображения. Барбара Шер рекомендует нарисовать цепочку атомов, где каждый атом – это шаг, который нужно предпринять, а по центру (или в верхушке, как уж захотите) самый большой атом – Заветная Цель.

Вы увидите, что даже мега-глобальная и пугающая своим величием задача вполне может распадаться на маленькие, удобоваримые и вполне посильные задачки-атомы.

Сделайте первый шаг, и довольно скоро вы обнаружите, что Заветная Цель не так уж далека, а можно сказать, сидит с вами за одним столом.

Ищите помощь, не бойтесь просить о помощи, и у вас будет множество помощников!

Вы боитесь, что не сможете достичь своих больших целей в одиночку? А кто вам сказал, что вы должны достигать их в одиночку?

Вы ведь не один в этом мире!

Поверьте, на свете существует множество людей, которые с радостью стали бы вашими компаньонами, партнёрами, союзниками и помощниками! Просто они пока ничего не знают о вашем существовании и о том, что вам нужна помощь. Но эта проблема легко разрешима.

Помощь придёт, если научиться о ней правильно просить.

Просить о помощи – нормально. Это не унизительно, не оскорбительно, а наоборот, естественно. Барбара Шер считает, что сотрудничество между людьми – это инстинкт, способствующий самосохранению и продолжению жизни на Земле.

Собственно, просьба о помощи – это выражение доверия и симпатии. Это предложение интересного и полезного, не обязательно завязанного на деньгах, обмена.

Барбара Шер предлагает следовать простым и понятным правилам для тех, кто нуждается в помощи.

Правило первое: обращаясь за помощью, будьте максимально конкретны.

Попросить просто «о помощи» – глухой номер. Вам посочувствуют, но толку от этого не будет. А вот если вы попросите: добыть конкретный контакт в нужной сфере; дать вам три бесплатных урока вокала; отдать подержанный велосипед или ненужное пианино; прикрутить лампочку; одолжить автомобиль на конкретный срок; то шансы получить желаемое резко возрастают.

Формулируя внятно и конкретно, вы берете на себе ответственность за собственные нужды и потребности, как бы декларируете: «Я точно знаю, что мне нужно. Я точно знаю, чего хочу». Увидите, окружающие невольно заразятся вашей уверенностью.

Правило второе: ищите сначала таких же, как вы, новичков, которым вы будете полезны, и уже вместе с ними ищите самого главного босса.

С такими же, как вы, новичками вы сможете сотрудничать. А к самому главному начальнику вам будет легче пойти вместе – к тому же вместе вы сможете больше ему предложить.

Почему так важно выйти на контакт с самым главным боссом (генеральным директором, главным редактором, главным режиссером, генеральным продюсером, руководителем комитета, грантодателем, инвестором и т. д.)? Заместители, ассистенты, секретари, младшие редакторы, конечно, славные люди, с которыми неплохо поболтать и выпить кофе, но решения принимает первое лицо, и для первого качественного прорыва вам нужно выйти непосредственно именно на него.

Правило третье: обеспечьте равноценный обмен.

Равноценный обмен не обязательно подразумевает, что за каждую услугу и помощь вы должны заплатить деньгами или ответной услугой. Бескорыстную помощь никто не отменял, и она, как ни странно, не редкость в нашем мире! Но это не значит, что вы должны пользоваться чьей-то добротой и бескорыстием. Обращаясь за помощью, подумайте о том, что с этого будет иметь тот, кто согласится вам помочь. Обязательно учитывайте его интересы, а не только свои!

Отношения, в которых один только отдает, а другой только берет, неполноценны. Неравноценные, несправедливые условия обмена создают связку вроде «Родитель-ребёнок», «Кредитор-должник». Они будут доставлять дискомфорт обоим участникам, который рано или поздно отразится на качестве отношений и, скорее всего, уничтожит их.

Поэтому, прося помощи у людей (особенно если эти люди не являются вашими близкими друзьями и родственниками) обязательно оговаривайте условия равноценного обмена. Например.

• Помоги мне выйти на контакт с… (неким влиятельным лицом), а я помогу тебе в организации вечеринки.

• Посиди с ребёнком, пока я буду на собеседовании, а я дам тебе пару уроков по степу.

• Одолжи мне машину, а я за свой счёт сделаю техосмотр.

Конечно, в нормальном человеческом диалоге вы будете выражаться не этими суконными фразами, а сформулируете ваши условия так, чтобы это звучало живо, естественно и уместно.

Смысл равноценного обмена, или «бартера», не в том, чтобы сэкономить деньги и время. Смысл в том, чтобы просить и получать помощь, не мучаясь чувством вины, и давать помощь с удовольствием.

Правило четвёртое: дайте и себе, и другому право на «нет».

Как вы имеете право отказать, если вас попросят о помощи, так и другие имеют право сказать «нет».

Отнеситесь к этому спокойно! Если вам отказывают в помощи, это ещё не значит, что человек относится к вам плохо или не верит в ваши начинания.

Он может действительно не иметь тех контактов, в которых вы нуждаетесь.

Он может по каким-то причинам не хотеть ими делиться, и он имеет на это право.

У него может не быть времени, сил, он едва справляется с кучей своих забот и т. д.

Вы тоже имеете право сказать «нет», если вам предложат помощь в форме, которая вас не устраивает. Например, вы ищете работу, и кто-то из лучших побуждений предлагает устроить вас в фирму, которую, по вашему мнению, надо обходить стороной.

Также вы имеете право сказать «нет», если кто-то предлагает вам слишком большую услугу, отказываясь от равноценного обмена. К примеру, вы можете сказать: «Я не могу принять от тебя в подарок велосипед, если ты не разрешишь покрасить тебе стены в спальне».

Более того, имейте в виду: вы, как и другие люди, имеете право сказать «нет», вообще не объясняя причин, просто потому, что вам не хочется делать то, о чём просят, или принимать чью-то помощь.

Вам сложно говорить «нет»? Вам обидно слышать отказы? Что ж, учитесь. Лучше услышать честное, спокойное, уважительное «нет», чем получить «да», произнесённое сквозь зубы.

Уважайте право на «нет», но помните о том, что «да» всё-таки говорят чаще. Люди вообще-то отзывчивы, большинству из нас нравится помогать другим.

Следующее упражнение нацелено на то, чтобы в ситуации игры формулировать запросы на помощь, учиться договариваться об условиях обмена и при необходимости говорить «нет».

Упражнение 4. «Да» и «нет»

Пригласите в гости нескольких самых близких друзей. Сообщите им цель посиделок заранее: так и скажите, что учитесь грамотно просить о помощи и хотите потренироваться вместе с ними (и на них). Испеките к их приходу кексы или закажите пиццу (равноценный обмен, помните?).

Наверняка им тоже будет интересно поучиться.

Заранее продумайте ситуации, которые вы будете проигрывать. Лучше, если ситуации будут актуальные и реалистичные, а потому исходите из ваших нынешних целей и проблем. Продумайте, кого, о ёем и как вы будете просить, а также чем вы можете быть полезны каждому.

Специально придумайте ситуации, когда вас просят о помощи, а вам приходится сказать «нет».

Будет идеально, если вы подготовите карточки с инструкциями и репликами для друзей, которые не посвящены в тонкости процесса.

В карточках должна быть изложена суть просьбы («Отдай мне ненужный рояль»), варианты обмена («А я посижу с твоим ребенком, перепечатаю реферат, достану бесплатные билеты на спектакль») и результата переговоров («Да» или «Нет»).

В игровой, не слишком серьёзной форме и в произвольном порядке проиграйте разные ситуации из серии «Я прошу о помощи», «Я говорю “нет”, «Мне говорят “нет”».

Пусть каждый побудет «давателем» и «просителем», пусть каждый скажет «Да» и «Нет», пусть каждый сформулирует просьбу о помощи максимально конкретно и ясно.

Пусть каждый присутствующий выскажется: какой обмен он считает справедливым, к кому бы он обратился в той или иной ситуации, как он относится к просьбам и к отказам, какие ситуации, связанные с просьбой о помощи и предоставлением помощи, были в жизни у него.

Записывайте самые интересные предложения и истории.

Упражнение быстро перерастёт в дружескую дискуссию, и вы отлично проведёте время!

Поблагодарите своих друзей за уделённое время. Попросите каждого высказаться: понравилось ли ему упражнение, было ли оно полезным. Предложите завести правило в вашей компании: всегда быть свободным говорить «да» и «нет».

Практикуйте такие игровые ситуации время от времени, пока не почувствуете, что полностью усвоили четыре правила, описанные выше.

Картина дня

наверх