На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Председатель КНР призвал к более справедливому и устойчивому миру, основывающемуся на принципах справедливости После ...Крайон о Свете и ...
  • Юрий Ильинов
    Мишустин разберётся, серьёзный мужик! Только благодаря Шойгу (и Путину, конечно) начались перемены. Следили уже  5 ле...Если уж воровать ...
  • Валерий Мязин
    Шойгу развёл бардак,и здесь ему не открутиться. НЕ ВЕРИТСЯ что контроль работал всё списывалось и разворовывалось.Если уж воровать ...

О.М. Айванхов. Вера, которая передвигает горы. №8

 

 

 

РЕЛИГИЯ - ТОЛЬКО ФОРМА ВЕРЫ

 

     Люди, которые учатся и размышляют, всегда рассматривались как угроза господствующему классу или группе, чьей главной заботой было удержать власть. И в самом деле, этим людям труднее навязать свой авторитет: они обретают знание, развивают свой критический ум, они всегда могут выдвинуть контраргумент, представить возражения. Таким образом, они все более и более становятся независимыми, свободными и могут стать опасны.

      Многие вам скажут: если надо, чтобы люди были покорны, то лучше оставлять их в невежестве. И чтобы оправдать это утверждение, они вам приведут исторические примеры, которых предостаточно! Когда образование распространилось среди народа, во многих странах стало больше невозможно господствовать над крестьянами и рабочими! Они совершили революции и уничтожили правящий класс.

     Так было и с целыми странами, которым помогли развиться, принеся им не только образование, но и последние технические достижения. Спустя какое-то время там происходили события, которые позволяли им провозгласить свою независимость. Они её обретали, нападая на тех, кто ещё совсем недавно помогал им выгодно пользоваться всеми преимуществами цивилизации. Они их изгнали но, освободившись от своих "угнетателей", большинство этих стран стали жертвами гражданских войн, ибо все эти, наконец-то, освобождённые люди, начинали уничтожать друг друга.

     Каков же вывод из всего этого?.. Что знание опасно и людей надо держать в невежестве?.. Это останется без ответа до тех пор, пока не поймут следующее: одновременно с созданием благоприятных условий для развития образования, то есть для развития интеллекта, надо питать и развивать другой фактор - нравственность. С распространением научно-технических знаний, всё больше и больше людей имеют возможность наносить вред. Всё знание у них под рукой. Любой имеет возможность доступа к этому знанию, стоит ему дать себе немного труда и иметь к этому немного способностей. Прежде чем некоторые знания давать в распоряжение людей, надо сначала быть уверенными в их бескорыстии, силе характера, чувстве ответственности, то есть воспитывать их; но это очень трудно.

     А почему так трудно воспитывать людей? Потому, что настоящее воспитание совершается через пример, а хорошие примеры, к несчастью, редки. Недостаточно сказать людям: "Вот, мы вам несём образование, это вам даст безграничные возможности. Но, поскольку вы должны использовать эти возможности только во благо, то постарайтесь также научиться честности, бескорыстию, великодушию". Надо ещё показать, что те, кто воспитывает сами соблюдают эти рекомендации. А поскольку этого нет, то воздерживаются воспитывать, а если некоторые это делают, то слышат в ответ: "А вы сами? Разве вы так поступаете?.. Не вам нас учить".

     Знание, это, конечно, очень хорошо, но как всякая хорошая вещь, оно представляет опасность, когда его неправильно используют. Во всяком случае, если есть люди, которые чувствуют угрозу от распространения знания, то это люди власти. Вот почему, даже если Церковь многое сделала для образования, она в то же время стремилась держать своих приверженцев в некотором неведении, чтобы сохранить их под своим влиянием. Каковы бы ни были религии, эти тенденции проявлялись и проявляются ещё и сейчас. Возьмём только Индию: даже в наши дни: как каста брахманов обращается с кастой париев?..

     Я не хочу входить в детали этих вопросов, меня интересует только общая идея: тот факт, что для того, чтобы сохранить власть, некоторые общественные классы стремятся побольше людей держать в зависимости от себя, лишая их осознания своей внутренней свободы. На протяжении веков христианам даже объяснялось, что для того, чтобы понравиться Господу, надо чувствовать себя недостойным грешником; спасение обретали только показывая себя обездоленным, покорным, ничтожеством, то есть невеждой... ибо знание неизбежно влечёт за собой гордость. Как будто Господь мог радоваться, видя человеческое существо, которое он сотворил по своему образу и подобию, вечно барахтающимся в рабстве и темноте! На самом деле, особенно для Церкви, важно было сохранить свою власть и привилегии. Но ничто не может оставаться стабильным вечно. Появляются новые потоки, которые произведут великие потрясения; всё более и более люди вынуждены констатировать противоречия между религией и истинной верой, и они задают вопросы.

     Кто-то вам говорит, что он верующий. Вы его спрашиваете, какова его религия, и он вам отвечает, что он католик... протестант... православный христианин... иудей... мусульманин и т. д. Вы продолжаете с ним разговаривать и понемногу осознаёте, что та религия, к которой он принадлежит, не оказывает никакого реального влияния на его жизнь: она только набор неясных понятий, форм, лишённых всякого содержания. Его учили этому в детстве, и он это повторяет, как выученный урок; эти верования не соответствуют ничему глубокому, живому. Но если вы ему это заметите, он не поймёт и разозлится: как вы можете сомневаться в его вере?

     Вы задаёте этот же вопрос другому человеку. Он вам отвечает, что не принадлежит ни к какой религии: его родители были, скажем, католики, но они не практиковали, они его не крестили и не дали ему никакого религиозного образования. Продолжая разговор, вы, однако, заметите, что у этого человека есть чувство святого, что его вдохновляет высокий идеал и у него самые благородные устрсмлсния. Он не умеет говорить о Боге, но он чувствует в глубине своей души и во вселенной высшее присутствие и ищет, как стать лучше, чтобы жить в гармонии с этим присутствием, которое он смутно угадывает. У этого человека, может быть, нет религии, но у него есть вера.

     Сколько людей я встречал в своей жизни и сколько раз это наблюдал! Вот почему, вопреки тому, как думает большинство верующих, религия - это одно, а вера - это другое. Религия - это совокупность догм, доктрин, которые представлены верующим как догматы веры. Но вера не ограничивается присоединением к доктрине. Необязательно, что она этому противится, но и не связывает себя этим.

     Возьмём христианскую религию. Скажем вкратце, что она основывается на следующих принципах: Иисус, единственный сын Бога, второе лицо Троицы, воплотился на Земле ради спасения людей. Он родился вмешательством Святого Духа от девы Марии, которая была единственным человеческим существом, с рождения свободным от первородного греха. В возрасте тридцати лет он начал проповедовать своё учение в Палестине и совершать чудеса. В тридцать три года он умер на кресте. Но спустя три дня воскрес и вознёсся на небо в своём физическом теле. В конце времён все люди воскреснут, как и Он: они выйдут из могил и предстанут перед Ним, чтобы быть судимыми.

     Вот, вкратце, основные положения христианской религии; тот, кто подвергает их сомнению, не может называть себя христианином. Тысячи христиан умерли, защищая эти принципы, впрочем, это не мешало им часто жить как совершенно неверующим: не говоря уже о дурных примерах самих представителей духовенства на протяжении веков. Но если сейчас спросить иных христиан, они вам признаются, что им трудно поверить во все то, что церковь говорит о божественном происхождении Иисуса, его рождении, его воскресении, его вознесении на небо... И если им трудно, то дело в том, что эти доктрины противоречат всем законам природы и, что касается воскрешения тел в конце времён, идут наперекор здравому смыслу. Тем не менее они чувствуют себя в высшей степени христианами, ибо сознают, что Иисус своей жизнью, своим учением и своей жертвой на кресте являет собой непревзойдённый пример.

     Что касается христиан, знающих другие религии, они вынуждены констатировать, что эти религии основываются на таких же возвышенных понятиях, что и христианство, и некоторые спрашивают себя, почему их хотят заставить поверить, что их религия намного превосходит другие. Действительно ли, что один раз за всю историю, две тысячи лет назад Бог послал своего сына? Тогда другие религии, кем же были основаны они?.. Безумцами, самозванцами?.. И те, кто их практикуют, заблуждаются? Если они ведут примерную жизнь, у них нет той же цены в глазах Бога?

     Эти вопросы всё более и более занимают людей, и я встречал некоторых, которые действительно мучились ими. Я вспоминаю о дочери одного протестантского пастора, которую так смущал этот предмет, что она была на грани психического расстройства. Мне потребовалось несколько часов, чтобы объяснить ей, что религия и вера не обязательно одно и то же, и что даже если вера чаще всего выражается через догмы и ритуалы какой-либо религии, учреждённой людьми, на самом деле она может выразить себя и без этого.

     Поскольку она была дочерью пастора, отец, конечно, заставлял её изучать Библию, и я её спросил: "Вы помните тот отрывок, где сказано, что Бог напишет свой закон в сердцах людей, и что тогда уже никто не будет учить никого, ибо, от мала до велика, все будут знать Его?" "Да, да, -ответила она мне, - это из Иеремии"'. Я всегда удивлялся тому, как протестанты знают Библию; что касается меня, я почти никогда не умел точно цитировать стихи из Библии, и часто даже не помню, в какой книге они находятся. Только вот недостаточно цитировать стихи из Библии наизусть, надо уметь их толковать. И я объяснял этой милой девушке: "Вы видите, сказано, что Бог вписывает свой закон в сердца людей, и не только в сердца некоторых людей, а всех людей. Постарайтесь понять, что иметь веру, это быть способным читать этот закон в своём сердце, и перестаньте мучить себя, спрашивая, соответствует ли ваша вера тому, о чём проповедует ваш отец".

     Конечно, было бы неразумно предоставить людей самим себе под предлогом того, что они должны читать закон Бога в своём сердце, ибо большинство из них к этому ещё не готовы. Чтобы правильно читать этот закон, который Бог написал в нашем сердце, надо начинать с того, чтобы навести порядок в этом сердце, иначе там прочитают только фантасмагории и тёмные желания. В этом и должна была заключаться роль религий: учить людей тому, как читать божий закон, записанный в них самих. Вместо этого они довольствуются тем, что навязывают им разного рода доктрины, в которых они ничего не понимают, и которые не помогают им жить. Какая у них может быть вера? Есть люди, которые гордо провозглашают себя неверующими. Хорошо, это их дело, оставим их. Проблема в тех, кто, называя себя верующим, бьётся в неразрешимых противоречиях.

     Как можно напитать внутреннюю жизнь людей догматами веры? Это для них так же абстрактно, как если бы им говорили верить в математические операции. Многим ли христианам идея Бога в трёх лицах соответствует живой реальности? И если они задают вопросы, то им говорят, что это тайна. К счастью, они носят в себе то, что вписано в них Господом; это позволяет им, когда они действительно ищут, открыть в своём сердце, в своей душе то, что не открывает религия. Почему? Потому что Религии или, вернее, те, кто их представляют, в общем, более озабочены обеспечением своей вла сти, чем просвещением людей, даже если претендуют на спасение их душ!

     Желание обладать властью и привилегиями которых нет у других, это врождённая склонность человеческой природы. И есть столько способов заставить других признать себя! Если это не могут на физическом плане, пытаются на плане психическом. Сколько амбициозных, фанатичных, алчных людей воспользовались религией, чтобы навязать людям психическое, моральное превосходство, что было невозможно сделать другими средствами! Вот почему надо констатировать, что религия слишком часто становилась человеческим учреждением, не имевшим ничего общего с верой. Ещё доказательств? Упорное желание духовенства убедить своих приверженцев в превосходстве их религии. Так повсюду в мире есть люди, верящие, что их религия является высшей, так же как они верят, что их страна превосходит другие. Они закрываются в своей религии, как закрываются в границах своей родины; впрочем, часто это одни и те же границы. С такими верованиями христиане, как и другие, не перестают совершать преступления и оскорблять Господа! Однако не такой пример дал им Иисус. Но хорошо ли они прочитали в Евангелии о том, как Иисус вёл себя с самарянами?

     Когда Иисус шёл из Галилеи в Иудею, он должен был проходить через Самарию. Евреи считали самарян язычниками и идолопоклонниками с которыми не надо было встречаться; со своей стороны, самаряне были враждебны по отношению к ним. И вот однажды Иисус, отправляясь в Иерусалим, посылает учеников в селение самарянское, чтобы приготовить для него жильё, но жители отказались их принять. Тогда, сообщает Евангелие: "Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их...? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете какого вы духа; Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать".

     В другой раз, проходя через Самарию, Иисус остановился у колодца, чтобы отдохнуть. Женщина самарянская пришла зачерпнуть из колодца воды, и он у неё попросил попить... И когда она ему говорит: "Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме", Иисус ей отвечает: "Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе; Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине". И когда ученики присоединились к нему, они удивились, увидев его говорящим с женщиной, более того, с женщиной чужого народа, ибо так он нарушал закон.

     Ещё в другой раз Иисус должен был объяснять одному законнику, который его спрашивал, что такое эта его любовь к ближнему, которую человек должен практиковать, чтобы обрести жизнь вечную, и он отвечает этой притчей: "некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, был на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостинницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же".

     Следовательно, Иисус призывает брать пример не со священника и левита, представителей еврейской религии, а с обыкновенного человека, более того - самарянина, к которому он как еврей должен бы испытывать вражду, ибо самаряне сохраняли практику идолопоклонства. Если бы христиане дали себе труд поразмышлять над эпизодом из Евангелия и поведением Иисуса, они бы лучше поняли, что истинная вера - это состояние сознания, которое превосходит узкие рамки религии.

     Вы скажете: "Но Иисус не был, однако, очень терпимым. На протяжении всех Евангелий он постоянно гневается на книжников, фарисеев и саддукеев". Это так, но почему он возмущался ими? Потому что они ценили только внешний аспект закона Моисея и использовали свою власть, чтобы угнетать народ. Вот почему он им говорит: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!"' Или ещё: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете"". Итак, Иисус упрекает их за то, что они не одушевлены истинной верой и довольствуются "восседать на Моисеевом седалище"'". И однажды он даже им объявил: "мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Боэк:ие""". Что, конечно, было для них худшим из оскорблений.

     Фарисеи и саддукеи гордились своим знанием, тем более, что они основывали на нём свой авторитет.  Когда они возражали Иисусу, они всегда взывали к предписаниям Закона, как будто Иисус их не знал. А Иисус никогда не цитировал Закон, но своими ответами показывал фарисеям и саддукеям, что он его знал так же хорошо, как и они, цитируя другие заповеди, которыми он обосновывал своё поведение. Так фарисеи и саддукеи выбирали в Законе некоторые правила, данные Моисеем, но пренебрегали другими, которые им меньше подходили.

     И надо признать, что христианство сделало то же самое с учением Иисуса, и это делают все религии тоже. Со временем они учиняют сортировку учения своего основателя, убирая то, что им мешает и добавляя доктрины, правила и практики своего собственного изобретения, потому что это кажется им необходимым для того, чтобы оказывать свое влияние.

     Стремление навязывать себя другим физически и психически очень распространено. И когда исключительное, бескорыстное, полное любви существо приходит освободить людей, его послание немедленно извращается теми, кто пользуются им, чтобы снова поработить людей. Имеются тысячи способов поработить людей: навязывать им некоторые верования - это один из них. И таким образом религии стали неким сортом учреждений, которые угнетали народ.

     Итак, христианам не надо воображать, что у них большое превосходство над темп иудеями, которых бичевал Иисус. Ибо если бы он вернулся, он бы так же упрекнул пап, кардиналов, епископов, богословов и т. п., которые на протяжении веков сменяли друг друга во главе Церкви. Они должны были учить людей истинной вере: то есть помогать им осознать, что все духовные ресурсы и богатства находятся в них самих, а так же тому, как их развивать. Вместо этого большинство из них присвоили Божество и проповедовали: "Вне Церкви нет никакого спасения!" Хорошо, я согласен, это не так плохо, но при условии, что Церковь сама показывает пример, умея отдать первое место духовным принципам. Но дело в том, что она позволила себе уйти в те же заблуждения, что и сильные мира сего: она захотела стать империей и поставила акцент на организацию. И сейчас, бесспорно, Церковь является внешне великолепно организованным сооружением, но внутри этого сооружения многие вещи истощаются и приходят в упадок!

     На протяжении веков христиане преследовали евреев под предлогом того, что те погубили Иисуса. Но представьте, что Иисус вернулся. Был бы он настолько счастлив увидеть, во что из века в век превращалось христианство?.. Пусть христиане меня простят, но зрелище, которое бы предстало перед его глазами и проповеди, которые бы он услышал, напомнили бы ему то, в чём он обвинял книжников, фарисеев и саддукеев. И значит, он бы снова восстал против этого; но вместо того, чтобы слушать, иные бы организовали заговор, чтобы его убить. Да, да, сейчас сами христиане предали бы его смерти, или заставили бы его замолчать.

     Каждая земная реализация имеет свои источник, свои корни наверху, в божественном мире. Ничто из того, что создаётся на Земле, не может существовать, если сначала не позаботиться о его основах на духовном плане. Это уже верно для политических, социальных учреждении, тем более это верно для такого учреждения как Церковь. Стремясь к светской власти, она постепенно утратила то, что составляло силу евангельских посланий, и в то же время, принялась размножать доктрины, догматы до такой степени, что они затуманили эти послания. Во всём том, чему сейчас учит Церковь, часто трудно распознать голос Иисуса.

     Таким образом, упрёк, который можно было бы произнести в адрес устоявшихся религий, заключается в том, что они постепенно дают увлечь себя в материю, что влечёт за собой много ошибок, заблуждений и лжи. Вот почему верующим не удаётся что-то улучшить ни в своей собственной жизни, ни в делах мира. Истинное могущество человека в его духе, а не в материи. Я тоже могу, как любой другой, восхищаться красотой религиозных сооружений и церемоний, которые там совершаются. Но истинность религии не измеряется богатством или украшенностью её храмов, пышностью одежд её священнослужителей; впрочем, сколько монархов обладали ещё более роскошными дворцами, одеждами и украшениями! Со временем христианство трансформировалось в некий сорт музея, где можно прочесть всю историю архитектуры, живописи, музыки. Есть от чего прийти в восторг, что правда, то правда, но то было живым в прошлом, а сейчас это не более чем развалины. Слишком много развалин, а дух утрачен. Нормально, что дух проявляется и материи соответствующим образом, но то, что мы видим в наше время, не является проявлением духа и материи, напротив, материя поглотила, парализовала дух. Где сейчас та вера, тот пыл, то рвение, которые могли создать столько шедевров?..

     Если религия в том виде, в каком она была представлена христианам на протяжении исков, могла создавать исключительные вещи в области мысли и искусства, то сейчас этого уже недостаточно. Доказательство: церкви пустеют, духовенство редеет, и если вы поспрашиваете тех, кто называют себя христианами, большинство не смогут нам сказать точно, во что они верят. Так же быстро вы убедитесь, что их Священные книги, Ветхий и Новый Завет, остаются, большей частью, чуждыми их пониманию. Они их уважают, почитают, они убеждены, что Библия является боговдохновенной, но все эти письменные тексты уже давно больше не соответствуют их мышлению.

     Основатели великих религий, Посвящённые прошлого говорили для одной эпохи. Даже если есть некоторые истины, которые вечно остаются в силе, они должны быть приспособлены к пониманию людей каждой эпохи. Принимать их буквально, означало бы делать их непонятными или даже шокирующими. Иисус сам пришёл продолжить Учение Моисея, Он говорил: " думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить"'.

     О явленных религиях говорят так, как будто в какой-то исторический момент Бог сам взял слово, чтобы дать о себе знать, дать заповеди и как будто то, что он сказал, должно было считаться окончательным, чтобы ничто не могло быть добавлено или изъято. Но Бог не приходил проявиться лично, он дал о себе знать через своих самых светлых, самых достойных сыновей. Таковыми были Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Магомет и все великие духовные Учителя, некоторые из которых даже неизвестны, ибо история не сохранила их имен. А ведь эти существа, которые были посредниками, принадлежали к какой-то определённой культуре, к определённой эпохе, они не могли говорить теоретически для вечности. Вот почему Бог, который есть Любовь, продолжает делать о Себе откровения через других своих сыновей, которых он не перестаёт посылать на Землю.

     Религия - это только форма веры, а никакая форма не может оставаться неизменной. Христианство, которое родилось на Ближнем Востоке, с самого начала получило некоторые элементы греческой и латинской культуры, которые добавлялись к уже устоявшимся элементам иудейской религии, которая сама была под влиянием религий соседних стран: Египта, Месопотамии и  религия никогда не рождается из ничего, она получаст элементы предыдущих религий и сама трансформируется по мере своего распространения всё дальше от места возникновения. Так народы Африки, Америки или Азии, которые были обращены в христианство, внесли в него элементы своей собственной культуры.

     Религии трансформируются, хочется того или нет. Даже если это всё те же священные тексты, всё более и более увеличивается дистанция между тем, что люди читают и тем, что они думают и делают. Вот почему неразумно упорно пытаться увековечить формы религии. Человечество идёт по пути эволюции, ибо эволюция является законом жизни. Со временем у людей появляется иное понимание вещей и другие нужды. В наше время, например, их знание психической жизни продвинулось далеко вперёд, и они, по крайней мерс, многие из них, обрели нравственное сознание, о чём в предыдущие века не имели никакого понятия. Значит, надо адаптировать религиозные истины, чтобы они продолжали быть живыми для людей.

     Посмотрите только, как эволюционировало понятие о Боге. Как рассказать о Боге, этом Существе, которое превосходит всякое понимание, первобытным народам, которые не имели никакого понятия о внутренней жизни? Надо было использовать тот язык, который они могли бы понять, то есть придать Богу черты человеческого характера, особо подчёркивая его могущество, его величие. Именно так из него сделали царя, с характерными чертами царей, которые правили на Земле  властного, гневливого, завистливого, мстительного по отношению к тем, кто не склонялся перед ним, и вознаграждающего своих придворных. Не правда ли, какое благородное занятие для Господа? А поскольку народонаселение Земли продолжает увеличиваться, вы отдаёте себе отчёт: что это за работа?.. Кто бы хотел быть на его месте? Сейчас земные короли более разумно и с большей выгодой используют своё время.

     Вот почему сегодня вы встретите всё меньше и меньше людей, которые бы принимали всерьёз идею Бога, который их накажет, если они ему не будут служить, и вознаградит, если они выполняют его волю. Но если им объяснят что их мысли, чувства и дела отразятся на их психических и физических органах, тогда они поймут гораздо лучше. Будут ли они помнить об этом, это другой вопрос. Но однажды они убедятся в точности всего этого.

     С развитием научно-технического знания, наши современники вынуждены признать, что вся Вселенная управляется законами. И значит, даже если само слово "Бог" им больше не говорит о чём-то важном, они могут понять, что существует Космический Разум, который установил законы, и что эти законы, которые управляют Вселенной, так же управляют и человеком: его физической и психической жизнью. Один из этих законов говорит что всё, что человек делает, записывается в нём самом, как в его физическом, так и в его психическом организме. Да, какими бы они ни были, хорошими или плохими, мысли, чувства, желания, дела и поступки записываются в материю человеческого существа. В таком случае всё, что он делает плохого, проявляется в нём как тормоз, как ограничение, а всё то, что он делает доброго, напротив, приносит ему безграничные возможности расцвета.

     Вот что нужно сейчас объяснить людям; иначе ни Церковь, ни Библия, ни священные книги, пусть даже они переведены на все языки, не смогут их образумить. Я не подвергаю сомнению правдивость священных книг, не надо меня толковать превратно; но тот способ представлять вещи, который был хорош в прошлые века, сегодня больше не эффективен. Люди должны в самих себе найти причины уважать и соблюдать божественные законы и в самих себе обнаружить божественную модель.

     Итак, пусть это будет ясно! Когда говорят о "явленных религиях", не надо воображать, что Бог сам пришёл воплотиться на Землю, или что он обращался к тому или иному историческому лицу, чтобы передать ему истины, которые должны были оставаться неизменными на протяжении столетий. Никакая религия не может дать представления о необъятности, бесконечности Бога. Каждой эпохе соответствует одна форма религии; я говорю "форма", а не религия и, значит, мы не нуждаемся в новой религии.

     Вера должна держаться на основах, которые ничто не может поколебать, иначе, рано или поздно, каковы бы ни были усилия тех, кто хотел бы защитить её заветы, они будут отвергнуты один за другим. Впрочем, это хорошо заметно, если они не адаптированы к новому времени, люди их оставляют. Все эти заветы, все эти догмы, которые больше ни с чем не соотносятся, подобны пустым жилищам: они заброшены, жители переехали в другое место.

     Поймите, что я не претендую на то, чтобы принести новую религию, но хочу развить и углубить учения, основы которых являются очень древними, и которые должны быть адаптированы к нашей эпохе. Человеческая история - это последовательность изменений, ничто не может оставаться в прежнем состоянии, ибо жизнь - это постоянное движение. Хотелось бы думать, что это движение всегда прогрессивно. К сожалению, надо констатировать, что часто случается регресс. Но прогресс или регресс, - ничто не остаётся на месте: поколение людей сменяют друг друга, и даже если в некоторых обществах изменения происходят медленнее чем в других, когда условия благоприятны, никто не может им воспротивиться. Это как потоки, которые начинают захватывать тех, кто к этому готовы и кто становятся проводниками этих пото ков. И если они достигают успеха, это потому, что время пришло.

     Если посмотреть на историю,  в какой бы области это ни происходило и даже  перекроить некоторые вещи, чтобы установить новые. Они приходили потому, что условия были благоприятны, потому, что мышление людей развивалось. И это также верно для религии. Все религии должны эволюционировать, и христианская религия тоже; если она отказывается эволюционировать гармонично, она будет вынуждена делать это через расколы.

     Итак, наша работа, я повторяю, не в том, чтобы дать новую религию. В мире уже достаточно религий. Проблема в том, чтобы знать, как работать, чтобы питать нашу веру. Вот что нас заботит. Для этого мы несём методы, то есть позицию, которую надо принять, программу, которую надо реализовать. Мы не будем сейчас спорить об основных истинах, которые известны тысячелетия. Мы только должны знать, как работать, чтобы эти истины были всегда живыми. В истинной религии должна приниматься во внимание всякая человеческая деятельность: которая касается нашей физической жизни: дышать, есть, ходить, спать и т. д., и которая касается нашей души и нашего духа. И если мы ставим акцент на методах работы, то потому, что никакая область не должна рассматриваться вне религии, ибо человеческое существо едино. Именно на этом мы должны основывать нашу веру.

Примечания

"Ищите Царства Божьего и правды Его", часть 8, гл. 3: "Вхождение во всемирную семью". 2- "Вы ~ боги", часть 9, гл. I: "Праздник Рождества".

112

Вера, которая передвигает горы

3. Там же, часть 9, гл. 3: "Воскресение и Страшный Суд" и гл. 4: "Тело Славы".

4. "Ищите Царства Божьего и правды Его", часть 6, гл. 2.1: "В духе и истине".

5. Там же, часть 5, гл. 1: "Что означает: "любить ближнего"?".

6. Там же, часть 5, гл. 1: "Принципы и формы".

7. Там же, часть 3: "Вы храм Бога живого".

 

Картина дня

наверх