Сиды Ирландии, эльфы и феи Британии, орки и угры
В предыдущей статье мы говорили об эволюции представлений об эльфах и феях, а также о светлых альвах скандинавов и знаменитых феях Броселиандского леса. В этой будет рассказано о кельтских феях и эльфах.
В настоящее время насчитывают шесть кельтских территорий – Бретань, Корнуолл, Уэльс, Шотландия, Ирландия и остров Мэн, общим названием волшебных существ здесь является фейри (старофранцузское «faerie», современное – feerie, fee).
В русском языке слово «фея» женского рода, но у кельтов и их потомков феями назывались и волшебные существа мужского пола, а перед людьми феи могли представать в любом облике – в зависимости от желания. Свой настоящий пол при этом они, разумеется, не меняли: это был тот самый glamour, «отвод глаз», о котором было рассказано в первой статье (а сейчас «гламуром» пытаются морочить людям головы всевозможные стилисты). В наше время, чтобы не путаться, фейри-мужчин обычно называют эльфами. Вначале мы поговорим о сидах и феях Ирландии.Сиды
В Ирландии считают, что раньше этот остров населял владеющий магией народ богини Дану или дети Дану (Tuatha De Danann), представители которого, кстати, как утверждают, жили также в Уэльсе и на севере Франции. Они пришли сюда с каких-то северных островов и с собой принесли 4 волшебных предмета: приносящее победу копьё Луга, меч Науду (меч Солнца), котёл Дагды, от которого никто не уходил голодным, и Камень судьбы Фаль, который начинал громко кричать, когда на него вставал или садился истинный король Ирландии.
Народ Дану был побеждён людьми из племени сыновей Миля. Некоторые из потерпевших поражение божеств покинули Ирландию, но многие остались, набросив на себя покров невидимости. С тех пор будто бы существуют две Ирландии: там, где человеческий глаз видит зелёные холмы, менгиры и руины, находится страна вечной юности, где год равен нескольким человеческим десятилетиям. Здесь в невидимых глазу дворцах пируют укрывшиеся от людей потомки богов. Им незнакомы добро и зло – они ведают лишь радость и страдание: то, что хорошо для них, признаётся благом, что вредно – злом. Это народ холмов – ши (Shee) или сиды (Sídhe).
Кстати, частица «ши» в названиях волшебных существ указывает на их ирландское происхождение – например, банши, которые могут представать в облике и уродливой старухи, и неестественно бледной красавицы, но с обязательными красными (от слёз) глазами.
Сиды настолько красивы, что буквально сводят с ума людей другого пола. Наконечники их стрел пропитаны мгновенно убивающим ядом.
Сидами (Sidhe, sid – возможно, «Волшебная крепость») называют и холмы, в которых живут дети богини Дану. Предание утверждает, что 31 октября они переселяются из одних холмов в другие – в это время они могут увлечь за собой смертных людей. На представленной ниже картине вы видите такое переселение сидов:
Джон Дункан. Всадники сидов
В руках героев картины священные символы кельтов: дерево жизни, которое является также символом мудрости, чаша любви (символ также щедрости и лекарств), меч (символ власти) и камень спокойствия, который даёт знание о прошлом и будущем.
Но рассказывают в Ирландии также и о «традиционных» феях, сапожниками которых, кстати, называют лепреконов – тех самых, что закапывают в земле горшочки с золотом. Сейчас лепреконов изображают как смешных маленьких гномов в зелёных камзолах, однако первоначально – это эльфы высокого роста, которые любили представать перед людьми в облике стариков.
Ещё в начале XX века в Ирландии крестьяне угощали эльфов и фей молоком и потином (крепкий алкогольный напиток) и криком предупреждали их перед тем, как выплеснуть за порог ведро с грязной водой. Более того, утверждают, что в существовании фей не сомневались первый президент независимой Ирландии Дуглас Хайд (профессор знаменитого Тринити колледжа Дублина, бакалавр искусств и доктор права) и два лауреата Нобелевской премии по литературе – писатель Сэмюэл Беккет и поэт Уильям Йейтс.
Дуглас Хайд на портрете Сары Персер
В 1999 году по требованию ирландского фольклориста Эдди Ленихана в графстве Клэр вынуждены были изменить маршрут новой магистральной автомобильной дороги. Сделано это было, чтобы сохранить «дерево фей», у которого, по утверждению Ленихана, эльфы Манстера издавна собираются перед битвами с сородичами из Коннахта.
Графства Ирландии
Ленихан угрожал проклятием эльфов, которое непременно приведёт к большому количеству дорожно-транспортных происшествий на этой автостраде – и к его мнению прислушались.
Каковы же признаки дерева фей? Оно должно расти в одиночестве близ холма или крупного камня.
Одно из «деревьев фей» в Ирландии
Шансы повышаются, если это тёрн, ясень или дуб (щель в корнях которого может оказаться входом в подземный мир), и на ветвях имеется омела.
Кстати, у Натальи О'Шей – российской певицы ирландского происхождения, известной также как Хелависа (лидер группы «Мельница»), есть песня «Дуб, терновник и ясень».
А если у холма или скалы растут три терновых дерева, приближаться к ним категорически не рекомендуется – живущим здесь феям это не понравится, и они постараются отомстить потревожившему их незваному гостю.
Эльфы и феи Британии
С 43 до 409 года на юге острова Британия правили римляне, а затем эти земли стали заселять германские племена: англы обосновались на северных и восточных территориях современной Англии, саксы – на юге (королевства Уэссекс, Суссекс и Эссекс), юты заняли земли вокруг Кента. На севере появились два смешанных королевства – Мерсия и Нортумбрия. Бритты отступили на запад – в область, которую саксы назвали «Землёй чужаков» – Wales (Уэльс), и на север – в Шотландию. С конца VIII века постоянно враждующие между собой германские королевства подвергались ударам норвежских и датских викингов. Сферой влияния норвежцев стали северная Шотландия, Ирландия и северо-западная Англия. Датчане осваивали Йоркшир, Линкольншир, Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию – и обширные территории на востоке Англии стали именоваться Денло или «область датского права». В результате Британия едва не стала ещё одной скандинавской страной. Здесь был распростраёен «северный язык», часть населения поклонялась скандинавским богам и верила в светлых альвов. Но после нормандского завоевания армией герцога Вильгельма в Британии возобладали верования в кельтских эльфов и фей – ближайших родственников волшебных существ кельтов Северной Франции. А у английских и французских дворян стали популярны феи легенд Артуровского (Бретонского) цикла – Моргана, Вивьен, Мелюзина и прочие (о некоторых из них было рассказано в предыдущей статье).
Надо сказать, что многовековая «антиэльфийская пропаганда» всё же не сделала эльфов и фей однозначно отрицательными персонажами. Даже во времена католической реакции их часто называли «добрым» или «тихим» народом и «мирными соседями». Впрочем, некоторые считают, что называли их так из страха обидеть и получить немедленное возмездие – возможно, какую-то мелкую пакость, но порой и в виде серьёзной болезни. Иногда выделяют эльфов и фей Благословенного и Неблагословенного Дворов. Первые более добры по отношению к людям, однако издавна считалось, что понять помыслы эльфов и фей невозможно – как и подружиться с ними. Общение с феями ничем хорошим обычно не заканчивается – даже если они искренне желают помочь людям. Об этом, кстати, писал С. Лукьяненко в романе «Непоседа»:
Ироничный Терри Пратчетт в романе «Дамы и господа» даёт эльфам такую характеристику:
А в аннотации к этой книге говорится:
Таковы, например, фейри (fairy) – не добрые и не злые: даже желая добра, они часто приносят лишь вред, и потому человеку категорически не рекомендуется общаться с ними.
Фэйри на иллюстрации А. Рэкхема, 1908 г.
Среди эльфов и фей Англии выделяют особенно вредных и озорных существ – пикси (pixie), о которых чаще всего рассказывали в Девоне и Корнуолле. В Британии, кстати, считают, что именно «вульгарные и неотёсанные пикси» любят одежду зелёного цвета, а вот «благородные феи» Соммерсета носят красное.
Иллюстрация Альфреда Смедберга к сборнику «Среди пикси и троллей», 1907 г.
В Шотландии феи вполне ожидаемо предпочитают клетчатую ткань. Скрывающие свои копыта глэйстиги (полуженщины-полукозы) там одеваются в длинные, расшитые золотом платья. А морские девы селки (в Ирландии Мерроу, на Фарерах – копаконаны, «женщины-тюлени»), выходя на берег, сбрасывают кожу, одеваясь в одежду из белого шёлка.
Фарерская марка, изображение на которой датировано 585 годом
Кстати, крылышек «настоящие» феи не имели – считается, что они были придуманы и нарисованы художниками эпохи Романтизма, а окончательно современный образ маленьких крылатых фей сложился в Британии во времена правления королевы Виктории.
Джон Эткинсон Гримшоу. Дух ночи, 1879 г.
На самом деле маленькие эльфы и феи летали на птицах, крупных насекомых, а порой – и на каком-нибудь прутике.
Джон Анстер Фицджеральд. «Пленённая Малиновка» (сидит справа), около 1864 г.
Возвращаясь к пикси, сообщим, что существует короткая женская причёска с таким названием. В конце 1940-х годов её придумал американский парикмахер Рэймонд Бессонет и назвал в честь феи из сказки «Питер Пэн». Сверхпопулярной она стала в 1953 году после выхода фильма «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли.
Одри Хепберн
В разные годы с этой причёской «засветились» также супермодель Лесли Хорнби (Твигги), Натали Портман, Элизабет Тэйлор, Мишель Мерсье, Рианна и другие знаменитые дамы.
В Шотландии записана легенда о Томасе Лермонте (Томас Рифмач, Честный Томас), которого некоторые считают предком нашего великого поэта. В награду за прекрасную игру на лютне и стихи о Тристане и Изольде королева эльфов пообещала исполнить любую его просьбу. Томас выбрал поцелуй, и его не смутило даже условие феи – стать её слугой на 7 лет. При расставании королева наделила его даром говорить только правду, а также способностью прорицать будущее. Через много лет к его дому явились два белых оленя, с которыми он уже навсегда ушёл в страну эльфов.
Кэтрин Кэмерон. Томас Рифмоплет и королева эльфов
Камень, установленный на предполагаемом месте встречи Томаса и королевы эльфов
Очень интересным персонажем ирландских и британских легенд является эльф Ганконер, которого ирландцы представляли в виде прекрасного юноши с флейтой, а британцы – «представительным» мужчиной с трубкой в руках. Это был кельтский Казанова и Дон Жуан, который соблазнял оказавшихся в лесу девушек. Чаще всего Ганконер появлялся там, где росли колокольчики – говорили, что эти цветы вырастают на месте следов этого эльфа. Встретиться с ним можно было также в местах, где росли терновник и бузина. После такого свидания жертвы лишались покоя и сна, среди женщин существовала поговорка: «Встретишь Ганконера – готовь себе саван». Согласно преданиям, лишь однажды он вдруг влюбился в одну из соблазнённых девиц и вернулся к ней.
Часто рассказывали также истории об озорном лесном эльфе Паке, которого называли также Робином Гудфеллоу (Robin Good-fellow, буквально – Робин Добрый или Славный Малый).
Титульный лист книги «Робин Гудфеллоу, его безумные проделки и весёлые шутки», 1639 г.
На этой картине слева стоят Оберон и Титания, рядом с ними с поднятыми вверх руками – Пак, справа танцуют феи:
Её автор – известный английский художник, гравер и поэт Уильям Блэйк вполне серьёзно уверял, что видел в своём саду похороны феи, а также ангелов в листве деревьев и много чего ещё.
А это Пак образца 1912 года – статуя шведского скульптора Карла Андерссона, Стокгольм:
По одной из версий, его именем стал называть себя знаменитый шервудский разбойник, известный как Робин Гуд – со временем «good-fellow» могло сократиться до «good». В пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» Пак – слуга короля эльфов Оберона, и встретившаяся с ним фея говорит ему:
Повадки, вид... ты – Добрый Малый Робин?
Тот, кто пугает сельских рукодельниц,
Ломает им и портит ручки мельниц,
Мешает масло сбить исподтишка,
То сливки поснимает с молока,
То забродить дрожжам мешает в браге,
То ночью водит путников в овраге;
Но если кто зовет его дружком –
Тем помогает, счастье вносит в дом.
Пак беседует с феей, иллюстрация А. Рэкхема к пьесе Шекспира
В Ирландии Пак гораздо менее симпатичен и даже его имя в переводе с древнеирландского означает «Козёл». На Зелёном острове Пака относят к гоблинам, которые являются то ли родственниками немецких кобольдов, то ли «народом Гоба» (это король гномов) – Gob-lings.
И совсем страшными были жившие в полуразрушенных замках Британии гоблины паури, которых называли также «красными шапочками» – потому что, убивая людей, они смачивали кровью свои шляпы.
«Феи из Коттингли»
Но вернёмся к фейри и пикси. С такими малютками-эльфами связана одна из величайших мистификаций ХХ века, которая вошла в историю под названием «феи из Коттингли» (это деревня в графстве Йоркшир). Шестнадцатилетняя Элси Райт и её двоюродная сестра десятилетняя Френсис Гриффитс обманули множество серьёзных взрослых мужчин и прославились на весь мир. С помощью четвертьпластиночной фотокамеры «Бучер Мидж» они ухитрились сделать пять фотографий «фей» (две в 1917 году, три – в 1920), аргументированно признать которые поддельными долгие годы не удавалось никому из специалистов.
Первая фотография: «Френсис Гриффитс в окружении фей»
Вторая фотография: «Элси Райт и крылатый гном»
Разумеется, в эту историю многие не поверили, однако доказать факт фальсификации не удавалось. Одно из заключений, сделанное известным профессиональным фотографом Генри Стеллингом, гласило:
Знаменитый писатель Артур Конан-Дойл до конца жизни верил в подлинность этих снимков. Иллюзионист Гарри Гудини, который прославился разоблачением многих шарлатанов, также не смог вынести однозначное решение. В 1997 году в Британии был даже снят фильм «Волшебная история», среди героев которого оказались и Конан-Дойл, и Гудини. Аннотация к картине гласила: «Фильм основан на реальной истории о феях из Коттингли».
Афиша и кадр фильма «Волшебная история»:
В 1978 году бывшему иллюзионисту Джеймсу Рэнди при большом увеличении удалось рассмотреть «ниточки, на которых держались феи», однако он так и не смог ответить на ехидный вопрос Элси (опубликованный в журнале New Scientist!): к какой части неба крепятся ниточки, и как можно удержать «бумажных» фей в одном положении?
Лишь в 1981 году Элси Райт заявила, что срисовала фей с иллюстраций Артура Шеппертона из вышедшей в 1915 году детской книги «Подарки принцессы Мэри». С её слов, до той поры они не признавались в обмане лишь потому, что не хотели поставить в смешное положение искренне поверившего им Конан Дойла, к которому обе девочки относились с большим уважением. Но перед смертью – в 1988 году, Элси вдруг опровергла свои слова.
Орки и угры
У Толкина, как известно, орки – это тоже эльфы, но «порченые» болью и чёрной магией. Однако некоторые исследователи считают, что на образ этих персонажей оказали влияние кочевники-угры, которые, обосновавшись вокруг озера Балатон, долгие годы совершали набеги на земли Германии, Италии, Франции, а в 942 году успешно атаковали даже далёкий Кордовский халифат. Они так напугали европейцев, что их стали связывать с ограми-людоедами из французского фольклора или даже с древнеримским божеством смерти Оркусом. А маленькие степные лошадки угров в рассказах «очевидцев» превратились в огромных волков.
Свежие комментарии