На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    СБУ задержала наместника Святогорской лавры митрополита УПЦ Арсения Служба безопасности Украины (СБУ) задержала намес...Крайон. Денежная ...
  • Юрий Ильинов
    Ирак продолжает обманывать США по негласным договоренностям против Ирана На прошлой неделе большая делегация Ирака в...Байден ошибся. Аг...
  • Юрий Ильинов
    Экс-разведчик армии США: неоконы всегда используют слово «демократия» в качестве оправдания своих действий Очередную ...В чем заключается...

Сергей Ключников ПУТЬ К СЕБЕ. ЗЕМНЫЕ СТУПЕНИ К СОВЕРШЕНСТВУ: ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНЫХ ИСКАТЕЛЕЙ Часть2. №2

Глава 2
РОДНЫЕ И ДАЛЁКИЕ

 

ЕСЛИ НАШИ БЛИЖНИЕ – ДАЛЁКИЕ

     Почему Христос так жестко выразился по поводу членов семьи человека и взаимоотношений между ними: «Враги человеку – домашние его»? Спаситель хорошо знал, насколько сильным бывает отрицательное влияние родных и близких на человека, тем более, если он выбрал духовный путь. Жестокое, холодное слово мужа, жены, отца, матери, сына, дочери, брата или сестры ранит куда больше, чем аналогичное высказывание постороннего человека. Если грубость от дальнего неприятна, но не более того, то некоторые реакции наших близких способны нас очень серьёзно травмировать, а в отдельных случаях – выступить орудием убийства. Одна женщина получила инсульт после того, как муж после пустяковой ссоры сказал, что не любит её и никогда не любил. Благодарите Бога за то, если ваши родные и близкие – родственны вам и по духу. Тогда они, увидев, что вы всерьёз начали работать над собой и вступили на духовный путь, и убедившись, что это реально помогает вам в жизни, не станут вам мешать, а может быть и пойдут за вами. Многое, конечно, зависит от вашего поведения. Если вы будете навязчивы и примитесь зазывать их на ваш путь и давить на свободную волю, то можете быть уверены, что как бы ни были деликатны ваши родственники, и как бы они ни уважали вас, они едва ли пойдут за вами. В таких случаях надо суметь увлечь людей за собой прежде всего силой своего примера. Но наихудшим будет такой вариант, когда члены вашей семьи по своим интересам и сути окажутся весьма далеки от вас, если даже не враждебны вам, а вы с упорством, достойным лучшего применения, будете пытаться просвещать их и стараться перетянуть на свою сторону. Делая такие шаги, вы неизбежно встанете на тропу войны.

     Однако бывает, что ближние не смогут перенести вашего ухода от них в непонятный для них духовный мир, несмотря на ваше деликатное и ненавязчивое поведение. Они первыми развяжут войну, проявят по отношению к вам агрессию и выступят с самыми нелепыми обвинениями.

Жена моего знакомого, который начал заниматься хатха-йогой, обвинила его в том, что он специально издевается над ней, принимая нелепые, на её взгляд, позы. «Ты, наверное, считаешь, что я такая дура, что поверю тебе, будто такие уродские позы – это и есть гимнастика», говорила эта недалёкая женщина, повергая супруга в ужас от степени своей дремучести.

     Агрессия родных и близких может проявляться в самых разных формах: они могут не разговаривать с вами, хамить вам в лицо, кричать, намеренно отвлекать от медитаций или чтения духовной литературы, врываться в комнату во время занятий, выбрасывать любимую литературу, не подзывать к телефону, когда звонят не нравящиеся им ваши единомышленники, настраивать против вас самых разных людей, обвинять вас в эгоизме, чёрствости, психической неадекватности. Особенно часто конфликты возникают в самом начале знакомства человека с духовными учениями, когда новообращённый находится в состоянии так называемой оккультной лихорадки, выражающейся в неконтролируемом возбуждении от переполняющей его информации и желания облагодетельствовать с её помощью весь мир. Со временем человек устаёт от агрессивных диалогов и ненужных споров и начинает видеть, что все попытки обратить домочадцев в свою веру приводят к обратному результату.

     Война между начинающим духовным последователем какого-либо учения и его родными и близкими может быть как холодной, так и горячей. Бывают и такие семейные столкновения, когда временное холодное перемирие, установленное после бурных вспышек и выяснения отношений, завершается новым взрывом, а яростные скандалы стихают и уступают место усталому прохладному спокойствию. Каждый остаётся при своём. Домочадцы по-прежнему ждут не дождутся, когда их заблудший родственник оставит глупые затеи и вернётся к здравому смыслу и семье, а духовный искатель не перестаёт мечтать о том, что его домашние поймут, что его путь – самый лучший в мире. Но на самом деле подобные желания сбываются крайне редко: как правило, срабатывает закон – если кто-то в семье сразу отринул новые духовные идеи, в дальнейшем потребуется немало времени, чтобы он всё-таки смог оценить предлагаемые сокровища и вступить на духовный путь. Так работает карма: чтобы начался новый цикл, нужно чтобы полностью завершился прежний цикл событий, действий и взаимоотношений и чтобы прошло определённое время.

Олег тридцатитрёхлетний научный сотрудник, составитель компьютерных программ. Деньги неплохие, должность на фирме престижная, но Олега не привлекает путь коммерции и высоких заработков. Ему всегда хотелось чего-то большего, и когда он встретил на пути теософию, он понял про себя это моё. На радостях он попытался просвещать свою жену и тёщу, но только вызвал их раздражение. Прежде довольные Олегом, жена и тёща пришли в неописуемую ярость от его увлечения. Тёще казалось несолидным и позорным, что её зять увлекается таким несерьёзным делом, как мистика и оккультизм. Жена впала в раздражение по другому поводу: ей не нравилось, что каждый день полтора-два часа Олег стал тратить не на семью или на зарабатывание денег, а на совершенно нерентабельное занятие. Увлечение Олега никак не вписывалось в рамки обывательского мировоззрения матери и дочери. Будущее семьи висело на волоске, и теща начала вначале намекать, а затем и прямо говорить Олегу, чтобы он подыскал себе квартиру и паковал чемоданы. Позднее Олег признался, что какая-то непонятная сила заставила его подойти после одной из моих лекций по истории мировых религий и попроситься на консультацию. Я предложил ему отказаться от агитации хотя бы на пару месяцев, поскольку, вызывая у кого-либо отвращение к теософии, человек создаёт себе тяжкую карму. Позже Олег признался, что выдержать этот обет молчания ему было невероятно трудно. Через два месяца ситуация в семье стабилизировалась, и разговоры об уходе Олега прекратились. Жена и тёща смирились с увлечением Олега. Я посоветовал ему возобновить разговоры об увлекающих его новых идеях только после того, как жена и тёща увидят, что эти идеи реально помогли им жить, сделали всю семью более счастливой. Только тогда Олег понял, как нужно проповедовать интересующие его духовные идеи в своей семье. Через полгода они стали ходить на консультацию ко мне вместе с женой. И об этом попросила она сама.

 

МУДРОСТЬ ТЕРПИМОСТИ

     Далеко не всегда попытки увлечь родных своими идеями кончаются для духовного искателя столь счастливо. Гораздо чаще близкие остаются при своих прежних взглядах. В этом случае важно добиться от них одного: чтобы они относились к вашим занятиям и устремлениям терпимо и лояльно.

Во время поездки в индийский ашрам Сатья-Лока, о котором я уже писал в книге «Мастер жизни», я услышал удивительный рассказ одной из послушниц этого духовного центра, которая приехала туда из Европы. Она рассказала о своих отношениях с родителями и родственниками. Поначалу они резко не принимали её увлечений, много смеялись над ней и называли ненормальной. Но она терпеливо и смиренно переносила всё, при этом чётко выполняя все домашние и родственные обязанности, и не прекращала своих духовных занятий. В какой-то момент их недовольство обострилось до такой степени, что они были готовы отказаться от неё. Однако она не сдавалась и продолжала молиться за них. И произошло чудо: они вдруг осознали свою неправоту. «Делай, что ты считаешь нужным, даже если это нам не очень нравится, ведь ты такая добрая и заботливая», – стали говорить ей все члены семьи один за другим. Они не увлеклись теми идеями, которые волновали её, но отказались от стремления переделать её личность и жизнь на прежний образец.

     Искусство выстраивать правильные отношения с родными и близкими – одно из самых трудных умений, овладеть которыми необходимо кандидату в духовные ученики. Оно требует безграничной любви к своим ближним вопреки их несовершенствам, нужно находить терпение, мудрость, быть готовым к вмещению противоположных, нередко самых абсурдных взглядов, и, наконец, противодействовать тьме, которая порой проявляется через них. В крайнем случае, если он будет видеть, что во имя ложно понимаемых родственных отношений ему навязывают зло, ученик должен уметь порвать ложные путы и отойти от своих родственников, которые уже перестали быть ему близкими. Дай Бог, чтобы ваши родные не оказались в их числе.

 

ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Внимательно просмотрите перед своим мысленным взором во время медитации ваши взаимоотношения со своей семьей и родственниками. Иногда такой способ позволяет лучше увидеть то, что не удаётся разглядеть в житейской суете обычным психологическим зрением. Попытайтесь увидеть всё, что кармически отягощает ваши взаимоотношения, приносит боль, проблемы, стрессы, конфликты. После этого настройтесь на состояние доброжелательства, тепла, терпения, прощения наиболее трудных с их стороны проступков и ошибок в общении. Обратитесь к духовному учителю с молитвой и просьбой, чтобы он помог вам выстроить правильные взаимоотношения с вашими родными и устранил бы причину конфликтов, которые могут иметь место в ваших взаимоотношениях. Попросите у Бога, чтобы он помог вашим близким быстрее обратиться на путь восхождения или по крайней мере нейтрализовал излишнее их недовольство вашим выбором.

 

Картина дня

наверх