На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    СБУ задержала наместника Святогорской лавры митрополита УПЦ Арсения Служба безопасности Украины (СБУ) задержала намес...Крайон. Денежная ...
  • Юрий Ильинов
    Ирак продолжает обманывать США по негласным договоренностям против Ирана На прошлой неделе большая делегация Ирака в...Байден ошибся. Аг...
  • Юрий Ильинов
    Экс-разведчик армии США: неоконы всегда используют слово «демократия» в качестве оправдания своих действий Очередную ...В чем заключается...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 2. Глава 8

 

ДУХОВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ.

     Духовный материализм это привязанность к духовному пути как выгодному, надёжному приобретению. Говорят, духовный материализм труднее всего преодолеть. Символом его служат цепи не простые, а золотые. Человек любит свои оковы за красоту и блеск, но он не свободен, просто попал в более просторную и приятную клетку. Цель духовной практики стать свободным, а не выстроить себе роскошный особняк, где ты по-прежнему будешь узником.

Джудит Кейф

 

     Большая опасность всех мистических переживаний — ощущений просветления, свободы и так далее — заключается в том, что эго без труда присваивает их себе и превращает в сырьё, которое позже может использовать по своему усмотрению. Когда контекст жизни человека строится вокруг эгоистического соотнесения с самим собой (то есть человек отождествляет себя с эго как самостоятельной единицей), любые мистические переживания, моменты просветления и дипломы о духовном образовании становятся потенциально опасным имуществом. Достояние, накопленное в валюте истины, легко переводится в денежные единицы эго — и тут же становится для эго ещё одним рычагом давления в его борьбе против настоящей свободы.

     Духовный материализм: тешить с помощью духовности свое «я».

Реджинальд Рей

     Эго пытается все обратить себе на пользу, а сфера  мистических переживаний и просветления таит в себе особую опасность. Для эго подобные переживания захватывающи и угрожающи именно потому, что представляют огромную ценность для нашей подлинной сущности. Эго стремится упрочить свое положение и действенно воспрепятствовать освобождению, в котором видит собственную смерть. Таким образом, превращение в «одухотворенное эго» — остроумнейшая маскировка, позволяющая незаметно просочиться в истинную духовную жизнь личности и коварно отвлечь внимание от Истины, или Бога.

     Какими бы пороками мы ни страдали, они непременно проявятся на духовном пути. Вступив на этот путь, человек сладострастный попытается добиться целого спектра экстатических состояний блаженства либо воспользуется духовным «великолепием», чтобы соблазнять потенциальных сексуальных партнёров. Личность, склонная в обычной жизни к тщеславию и внешним эффектам, бросит все силы на обзаведение яркими нарядами, духовными титулами и изощрённой речью «избранных» — всем тем, чем можно блеснуть перед собратьями по духовным исканиям. Что касается ленивых и безвольных, то они вполне могут удовлетвориться одной из тех духовных школ, где им скажут, что они уже просветлённые и ничего больше делать не нужно.

     Одна из самых неприятных опасностей духовного материализма проявляется в тех случаях, когда духовными переживаниями и практиками оправдывают нежелание исполнять требования к настоящей духовной жизни. Уже много веков назад Сан Хуан де ла Крус говорил:

     Многие из начинающих проявляют порою ужасное духовное корыстолюбие. Вечно они недовольны духовностью, которую даровал им Господь; они безутешны и ворчливы, поскольку не видят в духовном тех утешений, какие пришлись бы им по нраву. Многие ненасытно выслушивают поучения и жадно выучивают духовные наставления, стопками копят и прочитывают о том книги тратят время на что угодно, только бы не трудиться, как им приличествует, над смирением плоти и совершенствованием нищеты духа. [1]

Эго прячется за каждым углом.

Будьте осторожны!

АйринаТвиди

     В духовном материализме нет ничего нового. Чогьям Трунгпа Ринпоче, распространивший это понятие на Западе[1], рассказывает о том, что «увлечение» накопительством духовных посвящений существовало всегда и во всех культурах:

     Абишека [посвящение] совсем не похожа на монеты, марки или автографы знаменитостей, но время от времени коллекционирование сотен абишека, благословение за благословением, становится распространенной причудой, занятием очень популярным это своеобразное самоутверждение. Такое было в девятнадцатом веке на Тибете; то же самое случилось совсем недавно на Западе.

     Современная разновидность того, о чём говорит Трунгпа Ринпоче, проявляется в нынешней «беготне по духовным распродажам». От своего тибетского Ринпоче человек мчится к преподавателю хатха-йоги, потом — к терапевту-трансперсоналу, а оттуда — к учителю медитации. Обрывок там, фрагмент здесь — так и возникает огромная коллекция духовных истин, приемов, теорий и методов. Суетливые встречи с учителями, тренерами, шейхами и психотерапевтами можно было бы оправдать разве что накоплением данных для книги о современной псевдодуховной технологии, но духовного ученика подобный образ действий заставит лишь ходить вокруг да около самого себя.        

     Взобравшись на стену, вы можете обнаружить, что ваша лестница стоит не с той стороны.

Автор неизвестен

     Хотя духовный материализм — явление само по себе не новое, в последние годы он стал удивительно популярным. Поскольку в современной культуре безраздельно господствует материализм, духовность превратилась в товар широкого спроса, и массовую культуру просто заполонили искажённые духовные понятия и идеи, мода выглядеть и говорить «по-духовному», да и вообще мнить себя возвышенным. Мы, можно сказать, живём в эпоху торжества духовного материализма.

Одухотворенное эго.

     Драматическим примером духовного материализма может служить «одухотворенное эго». Обычное эго занято тем, чем ему и следует заниматься: слишком хорошо либо слишком плохо думает о себе, манипулирует окружающими, ни чем не гнушается, лишь бы взять верх, заботится только о себе, обманывает, хитрит, а при случае ворует по мелочам.

     Нередко мы принимаем экстраординарные явления за Божий дар, но чаще всего оказывается, что под маской Бога скрывается всего лишь наше «я», стремящееся обеспечить свою безопасность.

Бернадетта Робертс

     Одухотворенное эго, однако, играет в особые игры: говорит оно тихо и задушевно, на лицо напускает отработанное долгими тренировками сияние ауры, периодически испытывает «острые» переживания и выдает дхармически-корректные ответы на все случае жизни — ведь заграбастать дхарму и повернуть её под выгодным для себя углом зрения в состоянии любое человеческое существо с мало-мальски развитым интеллектом. Левеллин Воэн-Ли описывает этот принцип так:

     Больше всего меня пугают все эти одухотворенные личности люди, чье эго якобы совсем не похоже на самое обыкновенное, которое любит машины и новые тряпки. Но нет, это уже одухотворенное эго, и оно испытывает духовные переживания. Вы быстро узнаете, сколько всего духовного такие люди знают, потому что им не терпится об этом рассказать. Приглядевшись внимательнее, вы заметите, что они чуток не в себе. Их обычно переполняет неуёмный восторг и болтают они без умолку. Одухотворенное эго они принимают за подлинные духовные переживания, а окружающим очень трудно определить разницу.

     Эго не сознает, что оно неспособно испытывать мистические переживания и тем более «стать» просветленным, и в этом кроется основная причина возникновения одухотворенного эго и духовного материализма в целом. Современный индийский учитель Вимала Тхакар понимает, что эго — это единственный «кто-то», тянущийся к просветлению. Опираясь на собственный опыт, она пишет: «Содержимое сознания, пребывающего в теле Вималы, — "Никто", или "Ничто". Можно ли после этого говорить о просветлённом человеке или учителе?»

     Трунгпа Ринпоче говорит, что желание эго испытать просветление напоминает «мечту присутствовать на собственных похоронах» [2]. Но попробуйте убедить в этом само эго! Стоит проявиться какому-то переживанию — и оно тут как тут; больше того, в миг, когда переживание минует, только эго и остаётся. Явное сознание и ощущение чего-то Иного, Запредельного, которое отчетливо возникало во время переживания, полностью пропадает, и у тебя снова есть лишь все то же эго, которое гордо делает шаг вперёд, приписывая все заслуги себе.

     Наши обширные познания и опыт суть всего лишь одно из многообразных проявлений эго Мы являем их миру, тем самым ещё раз убеждаясь в своём ничем не омрачённом существовании как «духовные» личности.

Чогьям Трунгпа

      «Я часто вспоминаю одну песенку: "На кресле-качалке в небо не взлетишь, так сильно не раскачаешься", — говорит Воэн-Ли. — Эго не попасть в настоящую Реальность, оно просто не может перейти на другой план реальности, так как создано для этого мира. Эго неспособно испытывать мистические переживания. Оно может разве что подхватить отражения таких переживаний, потому что обычный ум действует только на уровне двойственности».

     Но искушение слишком велико. Подобным переживаниям присуща поразительная достоверность и реалистичность. В них есть что-то бескрайнее. Они могут сопровождаться сознанием того, что в твоём теле умещается вся Вселенная, что ты един со всем на свете. Это слишком опьяняет, и для того, чтобы такие переживания не пошли на укрепление, усиление эго, требуется огромная честность перед собой и очень чистая совесть. Чем возвышеннее энергии, с которыми работаешь, тем опаснее приписывать своему эго происходящее — ведь оно, как рано или поздно понимаешь, представляет собой далеко не личностный процесс. Эти события всеобщи, они намного обширнее всего того, с чем мы отождествляем себя в текущем воплощении.

     Эго действительно не в состоянии испытывать подлинные мистические переживания, но ему вполне по силам сфабриковать свой собственный тип духовности — если угодно, жалкое подражание тому, что реально существует.

В своей работе «Преодоление духовного материализма» Трунгпа Ринпоче поясняет:

     ...Когда осваиваешь в своей духовной практике особо действенный медитативный приём, эго сначала воспринимает его с восторгом, а затем берётся изучать. Но эго в конечном счёте слишком непроницаемо и не способно ничего впитать; оно может только подражать. Оно просто подражает медитации и медитативному образу жизни. Ознакомившись со всеми хитростями и премудростями духовной игры, мы машинально пытаемся имитировать духовность... Нельзя, однако, по-настоящему испытать то, чему подражаешь, можно лишь найти в границах эго какую-то область, с виду напоминающую объект подражания... [3]

     Эго имитирует духовные переживания и внешние признаки духовности ради надуманной выгоды, которую это якобы может принести; однако оно вовсе не желает чем-то жертвовать.

     Тот, кто думает, что чего-то достиг, поддался соблазну дочерей Мары.

Чогьям Трунгпа Ринпоче

     Положение людей с одухотворенным эго весьма шатко и незавидно, хотя сами они воображают себя красавицами на духовном маскараде. На деле духовность стала для них защитной маской, помогающей не разоблачать своё истинное лицо, хотя именно к этому и сводится настоящая духовность. Всезнающее эго прекрасно разбирается в духовности, окружает себя непрошибаемой броней, и потому само уже не в силах понять, что обратило свои познания себе же во вред. Поскольку ему известно всё — любое дхармическое толкование и медитативное состояние, — не может быть и речи о подлинной открытости, которая позволила бы сообразить, что именно это «всеведение» и отгораживает от духовной жизни.

     Но одухотворенное эго «пуленепробиваемо». Когда человек лишён какого-либо контекста понимания природы духовных переживаний и учений — а порой, впрочем, и в тех случаях, когда такой контекст есть, — эго перехватывает полученные ощущения и истины, перестраивает их в новые созвездия и пускает по орбите вокруг самого себя. Позже все это поглощается «пуленепробиваемым» центром. И если сама ткань эго составлена из переживаний и учений, прошибить его удастся разве что чудом.

     Любой, кто достаточно хорошо знаком с деятельностью эго, без труда согласится с тем, что оно вполне способно на такие изощрённые трюки, как восхождение к довольно высокому духовному положению, но неискушенному «духовному туристу» никогда не придёт в голову столь нелепая на первый взгляд мысль. Однако до тех пор, пока весь внутренний контекст личности не перейдёт к системе отсчёта, центром которой является Иное, или Бог, эго неизменно будет истолковывать любые духовные переживания так, как ему выгодно.

     Свидетельства духовного материализма встречаются во всех традициях и культурах. Для того чтобы вернуть себе незаконно присвоенные эго духовные территории, требуется отточенное умение распознавать те случаи, когда происходящим на сцене заправляет эго, а также само желание подвергать сомнениям догадки, выдвинутые эго на основе своих собственных толкований и целей.

 



[1] См.: Чогьям Трунгпа, «Преодоление духовного материализма». «София», Киев, 2001

Картина дня

наверх