На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Я с детства знал папу... ____ ​​О своём папе я узнал, когда мне исполнилось 23 года. Перед смертью мама попросила наш... ЭНЕРГИЯ ДНЯ  27 ...
  • Андрей Алферов
    Враг - США, это ещё В.Путин обозначил. Первый.Александр Бортник...
  • Юрий Ильинов
    ЛЁГКИЙ СЕМЕЙНЫЙ ШОК Лёгкий семейный шок. Наша бабушка собирается стать мамой! — Алло, мамулечка? Привет! Как поживаеш...Александр Бортник...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 1. Глава 5

 

 

ПЕРЕЖИВАНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ПРОСВЕТЛЕНИЕМ

 

Разнообразие мистических переживаний

     Обычное бодрствующее, или рациональное, сознаниетолько один из типов сознания, но повсюду вокруг него, отделённые лишь тончайшими завесами, располагаются совершенно иные, потенциальные виды сознания. Можно прожить всю жизнь, даже не подозревая об их существовании, но стоит возникнуть подходящему раздражителю, как при первом же прикосновении они проявляются во всей своей полноте. [3]

Уильям Джеймс

 

     Сфере мистических переживаний и явлений посвящены многочисленные тома. Люди испытывали мистические состояния с первых дней своего существования, во всех культурах — и в рамках духовных традиций, и за их пределами. Обычно мы воспринимаем лишь долю Реальности внутреннего и внешнего мира. Реальность обширна, и потому ничуть не удивительно, что подобные явления периодически воспринимаются даже самыми обычными, на вид «бездуховными» людьми.

 

    Однако в эпохи духовной развращённости — например, в наше время, когда полностью отсутствует как соответствующий культурный контекст, так и надлежащее воспитание духовности и мистицизма, — психические переживания воспринимаются чаще всего превратно и ведут к субъективным, совершенно ошибочным выводам. Одним из самых распространённых и неправильных умозаключений, какие делаются на основе этих переживаний, является предположение о том, что они предвещают само просветление.

 

 

 

Разнообразие мистических переживаний.

 

     Приведённые ниже описания нескольких видов мистических переживаний представляют собой достаточно широкий обзор этого класса явлений. Анализ позволит читателю понять, почему эти переживания обычно понимаются ошибочно, что нередко ведёт к преждевременным притязаниям на просветлённость.

 

Религиозный опыт высочайшей пробы есть не более чем опыт.

 

Рабби Зальман Шахтэр-Шаломи

 

Кундалини

 

     В своей классической работе «Чакры», впервые опубликованной в 1927 году, Ч. Лидбитер рисует такой образ кундалини:

 

     Кундалини изображается в облике сверкающей, словно молния, дэви, или богини, которая дремлет в самой нижней чакре, свернувшись змеиными кольцами. ...Цель йога заключается в том, чтобы пробудить спящую кундалини и заставить её постепенно подняться по каналу сушумны. [4]

 

     «Кундалини» — ещё одно понятие из тех, какими нынче разбрасываются с такой же лёгкостью, как словами «» или «просветление». Мало кто имеет представление о том, что это такое, и лишь совсем редкие люди знают, как работать с кундалини на деле. Многие неофиты принимают любые сильные телесные ощущения за «шевеления» кундалини; порой они даже хвастают тем, как остро чувствуют «движения кундалини».

 

     Но кундалини действительно есть у каждого. Это вполне реальная сила, которая покоится в основании позвоночника. Хотя кундалини нередко приходит в движение благодаря напряжённой садхане или присутствию духовного наставника, она, судя по всему, может подниматься подчас и самопроизвольно. С ней можно работать сознательно под руководством духовного учителя; с другой стороны, она может просто перемещаться по телу сама по себе. В последнем случае, когда человек просто не знает, как управлять деятельностью и круговоротом этой мощной энергии, она способна вызывать серьёзные физические и душевные расстройства.

 

    Многие люди, сами о том не догадываясь, ощущают движения кундалини. Чаще всего они проявляются как сильные токи вдоль позвоночника, но существует и множество иных, более утончённых выражений, которых неопытный человек просто не замечает.

 

Телесная чувствительность.

 

     У большей части людей Божественное, Бесконечное проявляется осязаемо, исключение составляют внетелесные переживания и астральные перемещения, но мистические переживания намного чаще выражаются телесными ощущениями, как грубыми, так и утончёнными.

 

      Посланцы незримого мира настойчиво стучатся в двери.

 

Эвелин Aндерхилл

 

     Поскольку Божественное и Бесконечное по определению безграничны, столь же многообразны и формы их проявления.

 

     Примерами телесных, чувственных переживаний могут служить: пронизывающие тело потоки энергии — иногда слабые, но порой такие мощные, что человек не может есть и спать; острые ощущения жара и озноба, не зависящие от внешних условий; дрожь; непроизвольные сбои дыхательного ритма; звуки, которых не слышат другие; ощущение вкусов и запахов без соответствующих источников, грубых или нежных прикосновений чего-то невидимого. Мистические переживания нередко проявляются в зрительных образах: яркие вспышки перед внутренним или обычным взором, образы богов и богинь, пугающие галлюцинации и прочие зрительные искажения. Разнообразие таких чувственных переживаний беспредельно, но случаются они чаще, чем может показаться.

 

Блаженство и восторг.

 

     Многие люди рассказывают об ощущениях блаженства или восторга. Можно говорить, что они также воспринимаются органами чувств, но не привычными, а более тонкими.

 

     Описывая свои переживания, человек говорит, что его «захлестнуло» блаженство, «охватил» восторг. Само блаженство они определяют как приходящее изнутри нечто простое, приятное и умиротворяющее.

 

Прозрения и ясность мышления.

 

Мистические переживания могут принимать вид неожиданных прозрений, особой ясности. Очевидной становится природа действительности, понятной — истина. Жизнь выглядит простой, ясной, лишенной сложности.

 

«Необычайные переживания» способны превратить духовный путь в преодоление полосы препятствий, где барьеры чередуются с волчьими ямами.

 

Джек Корнфилд

 

     Иллюзии и двойственность исчезают. Такие переживания возникают подчас при глубокой медитации, а после сменяются ощущением грусти и утраты; в других случаях они происходят непроизвольно, приходят из ниоткуда. В большинстве случаев всё прекращается так же внезапно, как началось, но порой эти особые состояния сберегаются достаточно долго и человек принимает их за просветление.

 

Сдача.

 

     Некоторые мистические переживания и явления становятся следствием капитуляции личности перед высшими реалиями, будь то Бог, гуру или потусторонняя сила. Прилив энергии, испытываемый человеком после отказа от самого себя в пользу высшей силы, может проявляться в самых разнообразных формах, многие из которых уже перечислялись выше. В беседе с Эндрю Коэном суфийский учитель Айрина Твиди определяет разницу между мистическими способностями, которые приносит йога, и соответствующими переживаниями, обретаемыми после духовного самопожертвования:

 

     Есть силы йогические и силы божественные... Внешне они похожи, но одно дело выработать йогические силы усердным трудом, и совсем другое получить в дар божественные силы, когда отказываешься от себя. Разница в том, что йогические силы предполагают, что в человеке ещё остались какие-то следы эго. [5]

 

     В подобных случаях пронизывающая человека энергия может быть всепоглощающей. Вообще говоря, проявления энергии самоотверженности, как и кундалини, намного безопаснее и полезнее, когда человек работает под руководством наставника, ясно понимающего, как совладать с этими силами.

 

Иные состояния сознания.

 

     Многие люди умеют переноситься в иные сферы сознания. Весьма распространёнными переживаниями остаются встречи с ангелами, контактёрство и особенно «реальные», живые сновидения. Подобные явления — цель шаманов и визионеров.

 

     Важно отметить другое: убеждённость человека в том, что он встретил ангела, вступил в контакт с некоей высшей сущностью либо побывал на астральном плане, ещё не означает, что так оно и было. Подобные сферы реальны, но их в то же время очень легко вообразить или создать. Такие переживания тоже нередко толкуют как просветление, а еще чаще считают «бесценной жемчужиной», хотя в большинстве случаев они относятся к области двойственности и, следовательно, не имеют с просветлением ничего общего.

 

Пугающие переживания.

 

     В «мрачных», «страшных» и «душераздирающих» переживаниях, словно рождённых в каких-то адских пучинах, редко видят нечто «мистическое», но на самом деле они также относятся к этой категории. Пугающие галлюцинации, приступы страха, острое и опустошающее отчаяние — это тоже изменённые состояния сознания. Лишь стереотипы и мечты заставляют нас верить в то, что мистические переживания непременно светлы, приятны и радостны. «Адские» переживания часто сопровождаются чёткими переменами в телесных ощущениях, а порой и приносят примечательную ясность мышления. Помимо прочего, они могут стать источниками прозрений, связанных с мучениями, бренностью и смертью. Фактом остаётся то, что столкновения с пугающим, восприятие боли и страданий человечества мало чем отличаются от остальных видов мистических переживаний.

 

Молитвы.

 

     Те, для кого молитва — часть духовной практики, могут неожиданно испытывать изменённые состояния; случается такое и с людьми, которые молятся лишь время от времени либо прибегают к молитве под резким давлением обстоятельств. Иногда возникает состояние смирения (довольно мистичное для личностей, в иных условиях ведущих себя слишком высокомерно), иногда перемены касаются восприятия, а порой человек ощущает себя песчинкой в сравнении с объектом молитвы. У тех, кто обычно целиком погружён в обыденную жизнь, искренняя молитва нередко вызывает глубокое состояние открытости и всеобщей взаимосвязанности.

 

Наркотическое опьянение.

 

     Психоактивные вещества (мескалин, ЛСД, псилоцибин, МДМА и так далее) представляют собой распространённый и лёгкий способ вызвать мистические переживания и явления. Хотя каждый наркотик действует по-своему, объединяет их мощное влияние на химический обмен в организме, что влечёт перемены в мышлении и позволяет человеку испытывать иные состояния сознания, воспринимать непривычные сферы реальности, истины, видения, сатори и прочие озарения, недоступные в обычном состоянии.

 

     Вызываемые наркотиками переживания сильно разнятся по формам и глубине.

 

     Одни из них относятся исключительно к психологическому пространству, другие выходят за рамки душевной деятельности и переносят человека в мир недвойственности. Однако видения и галлюцинации — отнюдь не синоним просветления.

 

     Если считать себя просветлённым только на основании своего опыта, придётся считать просветленными многих из тех, кто в соответствующей обстановке принял нужную дозу - ЛСД или галлюциногенных грибов.

 

Ли Лозовик

 

Мистические переживания как побочные последствия.

 

     Энергии, пробуждающиеся стихийно либо благодаря духовной практике, перемещаются по многочисленным слоям души и приводят в действие различные химические процессы, а те, в свою очередь, порождают множество следствий, в том числе мистические переживания и явления.

 

     Такие переживания могут представлять собой, в частности, побочные следствия протекающего в душе человека глубинного, скрытого процесса трансформации. Роберт Эннис подчеркивает:

 

     «Некоторые мистические переживания служат предвестниками грядущего преображения. Когда человек созревает, у него возникают определённые переживания, но их можно сравнить со сливками, украшающими верхушку торта. Сами по себе эти переживания — не главное».

 

 

 

     Тот, кто считает себя просветлённым на основании своего мистического опыта, напоминает человека, который, однажды приехав в Англию, говорит себе: «Вот я и попутешествовал по миру». Один раз увидеть страну не значит стать её гражданином.

 

Роберт Эннис

 

 

 

Мистические переживания как естественная часть жизни.

 

     Мистические переживания — естественная сторона человеческого развития, великого пути эволюции, по которому идёт каждый из нас. Не желая признавать естественность таких явлений, люди склонны истолковывать их самым произвольным образом. Они нередко приходят к выводу о том, что испытанное делает их какими-то особенными, хотя случается и обратное: переживания становятся таким потрясением, что человек ощущает отчуждённость и стыд. В нашей культуре люди слишком отрезаны от мистического восприятия, и потому многие верят, что подобные переживания служат свидетельством либо исключительности, либо ненормальности.

 

     Однако во многих культурах мистические переживания считаются обычной гранью повседневной жизни. Видения и сны обсуждают за завтраком с друзьями. В коренных культурах, верных давним традициям, подростков непременно подвергают обрядам, приводящим к видениям; суровые внешние обстоятельства — пост, медитация и лишение сна — позволяют юношам и девушкам переноситься в мистические пространства, и эти путешествия становятся частью их посвящения в зрелость.

 

     Разумеется, такие переживания в равной мере доступны каждому, так как на этом основополагающем уровне все люди одинаковы. Однако в отсутствие культурной преемственности и соответствующего воспитания мистические переживания проявляются намного реже, а когда всё же случаются, люди нередко приходят к совершенно превратным выводам в отношении этих вполне естественных явлений.

 

Мистические переживания не просветление.

 

     Мгновения единения и восторга — ещё не просветление, иначе просветлёнными были бы все вокруг, ведь такие переживания испытывал почти каждый.

 

     Мистический опыт может быть кратковременным, как вспышка молнии, но пробуждённость есть прочное и необратимое состояние бытия. Это подлинная сущность человека.

 

Анник д'Астье

 

     Случаи, когда изменённые состояния сознания путают с просветлением, указывают на чрезвычайно ограниченное понимание этого слова. Георг Файерстайн утверждает: «Мимолётные ощущения unio mystica, мистического единения, часто принимают за просветление» [6].

 

     Жиль Фарсе, писатель, журналист и учитель духовной школы Арно Дежардена, размышляет о сходстве мистических переживаний и влюблённости:

 

 

 

     Мистические переживания ничем не отличаются от памяти о давней страстной влюблённости как вы ужинали при свечах, как занимались потом любовью на пляже и как это было чудесно. Когда всё заканчивается, остаются лишь приятные воспоминания. Продолжу своё сравнение: вкусный ужин и интимная откровенность, то есть кратковременное ощущение полного слияния с другим человеком, позже ничуть не мешает тебе сердиться или обижаться на того же человека, высказывать ужасные слова тому, кого ты когда-то так любил. Испытанное в прошлом ничего не значит, важна лишь твоя реальная способность любить. Мистические переживания это просто ощущения, совсем не то, что называют «пробуждением» или «просветлением», потому что просветление не мимолётно.

 

     Аналогия Фарсе очень полезна, так как понятна большей части людей. Разницу между влюблённостью и любовью понимает, вероятно, любой, кому довелось пребывать в долговременных взаимоотношениях. Для большинства из нас влюблённость, как и мистическое переживание, — дело нетрудное. Страстная влюблённость угасает порой так стремительно, что возникает чувство утраты; то же самое испытывает тот, кто полагает, будто упустил просветление, хотя однажды уже пережил его.

 

     Те, кто прилагает силы, чтобы поддерживать свою любовь, прекрасно понимает и другое: настоящая работа начинается, когда проходит влюблённость. Немало времени, много усилий — только так, в контексте любви, возникает сама любовь, и контекст этот не зависит от мимолётных всплесков космического слияния и блаженства. Любовь просто есть.

 

* * *

 

     Чарльз Тарт: Разница между хорошим настроением и хорошим характером.

 

     В чём разница между хорошим настроением и хорошим характером? Хорошее настроение бывает время от времени у каждого, это просто определённое сочетание эмоций. И в хорошем настроении очень легко быть милым с окружающими. Когда человеку хорошо, он и сам обычно хорошо относится к другим. Но это отнюдь не означает постоянного смещения в сторону хорошего настроения. Я знаю, что у многих людей могут возникнуть мистические переживания и относительно поверхностные, и чрезвычайно глубокие. Они на какое-то время меняют человека, но позже впечатления блекнут, потому что испытанное не является частью его души. Гурджиев говорил о различии между состоянием сознания и состоянием бытия. Состояние сознания относительно кратковременно: ты погружаешься в него, пребываешь в нём, а затем его покидаешь. Но состояние бытия подразумевает очень устойчивые изменения.

 

Психические явления не просветление.

 

     Когда понимаешь, что между мистическими переживаниями и просветлением есть разница и просветление не может произойти в контексте двойственности, становится очевидно, что необычные психические переживания вообще ничего не говорят о духовных достижениях.

 

     Гуляя по берегу реки со своим учителем, молодой человек решил произвести на него впечатление, пройдя по поверхности воды и вернувшись обратно. Учитель сказал: «Господи, если бы я знал, что ты за человек, я никогда не пошёл бы с тобой на прогулку. Ты был бы готов переправиться через реку за медный грош».

 

Дзэн-буддийская притча

 

     Расширение сознания лишь ближайшая цель, поскольку без пробуждения такое расширение по прежнему останется в рамках эго;   раздвоенность, или фундаментальный невроз «я и остальные», никуда не денется. Совладать с ним способно лишь подлинное пробуждение.

 

Филипп Капло-роси

 

     В своей работе «3аря Дзэн на Западе» Капло-роси рассказывает историю об одном американском профессоре, с которым он познакомился в Японии:

 

     Этот профессор побывал в Индии в надежде найти там просветлённого учителя. Однажды он искал очередного неуловимого гуру и наткнулся в какой-то деревушке на толпу людей. Протиснувшись в середину, он увидел обычного индийца, который демонстрировал свои психические силы. При виде американца тот с ходу рассказал о нём самом , о его жене и детях много такого, чего просто не мог знать- Профессор впервые лично столкнулся с экстрасенсорным восприятием и был совершенно огорошен. Произошло и ещё кое- что необычное: индиец отказался брать с профессора плату, хотя всем остальным гадал за деньги.

 

     После сеанса индиец отозвал профессора в сторону и спросил: «Ты приехал в Индию в поисках Самопознания?»

 

   «Да», ответил профессор.

 

   «Ты не похож на обычных иностранцев, каких я встречал, и я хочу дать тебе один сердечный совет. Тебя поразило то, что я способен читать прошлое и настоящее, но я сам не вижу в этом ничего выдающегося.

 

    Следуя по пути, вы, возможно, станете несколько более чувствительным, более открытым, и из-за этого можете спутать переживания из разряда экстрасенсорных с собственно просветлением.

 

Левеллин Воэн-Ли

 

Эти сиддхи [психические способности] у меня с детства, они были и у моего отца. Поверь, в молодости меня, как и тебя сейчас, переполняла глубокая тяга к религии. Но толпа требовала, чтобы я предсказывал судьбу, а отец поощрял это, так как я мог заработать деньги для нашей большой нищей семьи. И мои мечты о духовном освобождении постепенно угасли. Теперь я уже стар и, несмотря на врожденные интуитивные способности, ничуть не ближе к Самопознанию, чем сорок пять лет назад.

 

     В Индии много людей, которые строят из себя святых и просветлённых, так что не доверяй всем подряд. Такие, как я, замечают лишь незримые проявления Божественного присутствия, а настоящий святой видит самого Бога». [7]

 

     История весьма поучительная, ведь рассказана она тем, кто на своём опыте постиг опасность соблазнения психическими способностями.

 

Благодаря подлинному пробуждению человек избавляется от понятия «эго — я» и становится выше дуалистического различения «я не я». Последствия этого грандиозны.

 

Филипп Капло-роси

 

     В миф о том, что просветление приносит человеку особые способности, сиддхи, верят очень многие, и, если эти таланты вдруг пробуждаются у них самих, такие люди чаще всего ошибочно полагают, будто стали просветлёнными. Сэнсэй Дэйнан Генри увещевает:

 

     Поймите, что внетелесные переживания, паранормальная психология и другие психические явления не имеют ничего, совершенно ничего общего с духовным самораскрытием и осознанием, чья цель понять, что есть что и кто ты сам. Подобные явления представляют собой лишь побочные следствия духовных упражнений. Когда ты по-настоящему хорошо сосредоточен, когда весь твой ум направлен на постижение сокровеннейшей сущности, когда ты хочешь, чтобы это ясное понимание пошло на благо не только тебе самому, но и далёким планетам, в тебе поневоле пробуждаются такие переживания. Когда верхние слои мышления затихают, погружаешься в те области ума, которых прежде не сознавал. Но стоит соблазниться этими явлениями, как твой путь можно считать законченным.

 

     Психические явления испытывали все, но большая часть людей отбрасывает такие переживания, объясняя их случайными совпадениями. Всякий раз, когда нам звонит по телефону человек, о котором мы только что вспоминали, или приходит письмо от того, кому мы сами собирались написать, речь идёт о психическом переживании, ничуть не отличающемся, по существу, от того, о чём говорил выше Сэнсэй Дэйнан.

 

     Того, кто понимает смысл настоящей духовности, не впечатлит даже хождение по воде. Такие люди знают, что увлечение подобными соблазнами сбивает с подлинного духовного пути. Хотя сами по себе психические способности нельзя называть чем-то «плохим» или «вредным», а порой они даже полезны, относиться к ним следует с огромной осторожностью и рассудительностью. Человеку стоит всё время задумываться о мотивах, побуждающих его пользоваться теми или иными способностями, подвергать сомнениям любые выводы, которые хотелось бы извлечь из самого факта проявления таких способностей. Слишком уж часто люди начинают считать себя выдающимися и исключительными лишь по той причине, что испытали определённые переживания.

 

 

 

Картина дня

наверх