На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Закончился золотой век жизни в США в кредит от всех стран мира. С печатанием зеленых бумажек на своём станочке и поб...Глубокий минус — ...
  • Сергей Храмов
    Мышинная возня в США окажется такой мелолчью, что на это мир не будет обращать внимания. Главное успеть вывезти своё ...Глубокий минус — ...

МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ Часть 2. Глава 11

«ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ» И ПРОЧИЕ ДУХОВНЫЕ БАНАЛЬНОСТИ.

     Меня весьма тревожит то, что происходит среди нас в эти дни. Стоит человеку, который только приступил к практике созерцания, во время сосредоточения услышать подобные слова, как он объявляет их даром Божьим. Он ходит и твердит: «Бог сказал это» или «Я получил ответ от Бога». Но все это иллюзия: слова эти подобны тем, которые каждый из нас внутренне говорит себе. Между тем желание слышать такие слова и повышенное к ним внимание убеждают людей в том, что все эти разговоры с самим собою суть глаголы Божьи. [21]

Сан Хуан де ла Крус

     Я слушаю внутреннего учителя», «Все вокруг мне учитель», «Всё иллюзорно», «Всё едино»... Такие заявления нередко можно услышать от духовных искателей, опережающих события и слишком преждевременно притязающих на просветлённость. Каждая подобная фраза таит в себе общераспространённый и всепроникающий самообман, поскольку редко воспринимается и применяется как воплощённая в ней Истина. К той же категории относятся идеи внутреннего наставника, проводника мудрости, высшей и внутренней сущности, способности слушать веления сердца, интуиции, Господа и так далее.

     В целом, представление о «внутреннем учителе» указывает на истинность того, что учитель ничем не отличается от сознающего «я». «Все вокруг мне учитель» подразумевает, что любые жизненные обстоятельства могут чему-то научить. «Всё иллюзорно» предполагает, что иллюзорно видение жизни глазами обычного эго. «Всё едино» утверждает недвойственность реальности. Эти истины включены во все духовные пособия, и любой разумный ученик в состоянии понять их рассудком, а в миг озарений и особой ясности даже осознать на опыте. Но рассудочное постижение и кратковременные прозрения весьма отличаются от постоянного пребывания в Истине или Действительности.

Злоупотребление.

     Проблема жонглирования высшими истинами заключается в том, что эго, как водится, очень быстро берёт их на вооружение, обращает себе на пользу и превращает в очередное оправдание заблуждений и корыстных целей, а также средство воздействия на окружающих. Несмотря на свои затейливые наряды, банальные истины якобы объясняют неправомерные поступки и безответственность; кроме того, они вводят в самообман, позволяя считать себя просветлённее, чем ты есть на самом деле.

Внутренний учитель.

     Идея внутреннего учителя — самая коварная из всех избитых истин. Хотя само понятие указывает на нечто совершенно реальное, лишь очень немногие из тех, кто полагает, будто руководствуется этим принципом, пользуются им действенно и с постоянством. Последовательность в умении прислушиваться к требовательным указаниям внутреннего учителя и подчиняться им требует высочайшей зрелости — той зрелости, какая воспитывается духовной садханой, а не простым чтением одухотворенных книг или участием в нью-эйджевских собраниях под предводительством очередного борца за свободу.

     Георг Файерстайн относится к феномену внутреннего учителя с подозрительностью:

     Первым и основным средством избежать тягот обучения становится склонность искусно подменять требовательного реального наставника удобным и ненавязчивым «внутренним учителем-». Иными словами, человек поддаётся такому искушению ради безопасности своего эго. Но, как мы уже знаем, духовный путь подразумевает именно избавление от эго. Внутренний учитель, которому многие искатели полностью доверяют своё духовное воспитание, нередко представляет собой лишь плод воображения, следствие самообмана.

     Частым источником советов «внутреннего учителя» служат сновидения. В традиции считается, что приснившийся учитель может нести весть от учителя настоящего. Прознав об этом, эго, которое всеми силами стремится подтвердить отстаиваемую в текущий момент иллюзию, творит сновидение, где выдает себя за внутреннего учителя и, разумеется, поддерживает тайное желание. Одна дама, ставшая ученицей известного индийского гуру, прервала обучение после того, как явившийся ей во сне учитель заявил: «Тебе уже не нужно приходить ко мне. Отныне я живу в твоей душе».

     На высоком уровне духовной жизни человек действительно руководствуется указаниями внутреннего учителя, но подавляющему большинству духовных учеников едва ли следует делать ставку именно на это. Внутренний учитель воплощает собой сам Абсолют, Истину. По мнению священных текстов, этот гуру — не что иное, как сознающее «я», но кто может поклясться, что его «я» именно таково?

     Есть, конечно, исключения из правила — люди, которые действительно поддерживают деятельные, живые отношения со своим внутренним учителем либо усопшим гуру. Иногда ученики, которые за долгие годы установили тесные связи с реальным наставником и достаточно усердно проводили духовную садхану, добиваются того, что эго уже не в силах вмешаться в их контакт с покойным учителем.          

     Путь поиска духовного руководства у собственного «сердца» или «интуиции», быть может, и уменьшит шансы поддаться влиянию ровного авторитета, но нисколько не уменьшит вероятность поддаться влиянию собственного эго.

Айрина Твиди

     Ещё реже случается, что прямые отношения возникают с совершенно незнакомым усопшим гуру, как бывает с благочестивыми христианами и иудеями, которые общаются с Иисусом или Богом. Подобные люди, однако, непрестанно занимаются столь глубоким самопостижением, что им удаётся поддерживать связь с внутренним высшим учителем и получать его вести в неискаженном виде. Реальный учитель рано или поздно приведёт нас к учителю внутреннему, нам же остаётся крайне осторожно относиться к собственным представлениям о том, когда это должно произойти.

Внутренний голос и «веления души».

     Внутренние голоса действительно звучат порой, но кому они принадлежат? Люди часто не задумываются о том, что есть множество внутренних голосов, и каждый говорит о своём. Гурджиев рассуждал об идее «множественных я» в рамках одной личности: одни «я» духовны, другие злы, третьи сострадательны.

     Многие люди слышат внутренние голоса всю жизнь, но не замечают их, так как звуки эти сплетаются в обычное мышление: обижается «я», сердится «я», боится тоже «я». Но, когда «я» начинает одухотворенным тоном возвещать великие истины, человек тут же полагает, будто этот голос и есть «настоящий». Писатель Джозеф Чилтон Пирс, опытный духовный практик, заслуживший всемирное признание за свой вклад в сферу человеческого развития, спросил как-то особо рьяного духовного искателя: «Если по-настоящему верить, что всё вокруг — Бог, то как можно считать "Божьим" один-единственный голос?»

     Близким родственником внутреннего голоса является идея «велений сердца». Да, в конечном счёте человек и в самом деле должен прислушиваться к своей душе, ведь Истинная Душа не лжёт. Но как удостовериться, что слышишь именно своё сердце? Большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, что такое душа, и не слышат даже биения своего сердца, не говоря о его голосе. Вести, которые приписывают сердцу, чаще всего исходят от ума, который тоже способен говорить с нами ласково и нежно, «задушевно» и «сердечно».

     Те же, кто готов усомниться в столь желанных велениях сердца и внутренних голосов, часто выясняют, что они совсем не то, чем казались. Эго поразительно хитроумно и при необходимости готово высказывать свои желания, подражая даже внутреннему голосу души.

«Учитель повсюду», или «Учиться нужно у самой жизни».

     Уроки действительно окружают нас со всех сторон, беда лишь в том, что мы редко понимаем, как их истолковать. Жизнь и вправду может многому научить, но мы слишком заняты попытками спрятаться от неё либо изменить её «под себя», а наше отношение к жизни так машинально, что её уроки мы нередко просто упускаем из виду. Всё вокруг нас, всех окружающих можно было бы смело называть учителем, если бы благодаря общению с таким бескрайним и вездесущим наставником люди действительно коренным образом менялись; такого, однако, не происходит, и потому искать, видимо, нужно в каком-то ином месте. Файерстайн в связи с этим отмечает: «Поиски учителя во всем вокруг легко перерастают в головокружительную суетливость и служат оправданием поверхностного отношения к духовности» [22].

     Если бы всё было так просто! Слова «Учитель — во всем вокруг» предполагают, что для того, чтобы духовно развиваться, достаточно просто просыпаться по утрам. Возможно, конечно, что так мы и учимся. Быть может, алкоголик, избивающий малолетнюю дочь, идёт по своему духовному пути, и жизнь действительно чему-то его учит. Быть может, убийцы и насильники — такие же ученики жизни, как и все остальные. Ясно одно: если жизнь и в самом деле наш учитель, ей досталось слишком много слабых учеников.

Всё иллюзорно.

     Угроза таких изречений, как «Всё иллюзорно», «Всё едино», «Мы живём во сне», кроется в том, что с их помощью тоже легко оправдать любые прихоти и крайности. Если всё иллюзорно, то не имеет значения, что мы вытворяем. Наши тела нереальны, и этот факт якобы позволяет причинять боль другим или губить собственный организм наркотиками. Если жизнь — просто сон, то почему бы не взять от неё всё, что можно, независимо от того, сколько чужих ног при этом отдавишь и чего лишатся вследствие твоего эгоизма другие? Раз всё едино и на свете нет добра и зла, правильного и неверного, то что мешает лгать или воровать?

     Я уверен, что из-за своей иллюзионистской метафизики большинству восточных и им подобных традиций в конечном счёте не удалось глубоко и надолго изменить своих западных приверженцев.

Георг Файерстайн

     Огромную пользу принесёт сознание того, что Абсолютная Реальность ни в коей мере не опровергает существования реальности относительной. Недвойственность вовсе не отрицает нашу Двойственность. Тот, кто по-настоящему постиг эзотерические принципы «внутреннего учителя», «всеобщего единства» или «жизни как наставника», а не просто соприкоснулся с ними благодаря кратковременному прозрению, никогда не станет жонглировать подобными истинами, чтобы отмахнуться от вопросов, которые адресованы его душе или психологии.

     Он, напротив, питает такое благоговение к величию открывшейся перед ним действительности, что это чувство подталкивает его к еще более беззаветному служению нашему — совершенно реальному! — миру двойственности.

 

ВЫЯВЛЯЯ ПОДЛИННЫЕ ГОЛОСА.

(Гуру, Мастера, Реальности)

     Как отличить настоящий голос Учителя или Действительности от поддельного? На этот сложный вопрос нельзя дать единственно верный ответ. Способность эта не подчиняется точной формуле, и ни одно проверочное определение не сможет ясно показать, насколько правильно наше толкование приходящих из внутреннего мира вестей.

     Попыткам отличить истинные и лживые указания лучше всего способствует постоянная скидка на вероятность самообмана: следует помнить, что случается он часто и на всех уровнях духовного развития — причём тем изощрённее он проявляется, чем выше поднимается человек, и потому даже величайшие из учителей допускают порой ошибки.

     Я действительно надеюсь, что всякий объявляющий себя просветлённым в самом деле просветлён.

Роберт Свобода

     Способность помнить о самообмане означает вечные сомнения в правильности своих выводов и полное отсутствие веры в свою непогрешимость.

     Учитывая определённую долю самообмана и тот факт, что каждый из нас может получить любую весть и она будет звучать в точности так, словно подсказана голосом души, можно представить, насколько нелегко научиться различать подлинный внутренний голос. Левеллин Воэн-Ли предлагает такой метод:

     Человек может однажды испытать переживание недвойственности и прийти в результате к убеждению, что одно это переживание делает его сознание совершенно лишённым двойственности. Не думаю, что это разумно.

Роберт Свобода

     Мой опыт показывает, что лучший способ понять разницу послушаться голоса эго, приняв его за Высшее Я, а затем шлепнуться лицом в грязь. Со мной такое часто бывало, и я убедился: ничто не пробуждает быстрее, чем твои собственные ошибки... Рано или поздно станет понятно, что голос эго всегда чуточку отличается по тембру от голоса Высшего Я.

     Поскольку у каждого человека внутренний голос звучит по-своему, а порой и по-разному в разное время, единой для всех проверки его подлинности не существует. Голос Высшего Я, впрочем, обычно не обещает личной выгоды. Он вообще редко говорит о своекорыстии и часто дает указания, выполнять которые не так уж хочется. Подлинный внутренний голос чаще печётся о благе других и обстоятельствах самой жизни.

     Если вы предположите, что достигли просветления и движетесь в нужном направлении, всё, что осталось в вас не трансформированным, вполне может преобразиться само собой. Но этого может и не произойти.

Роберт Свобода

     Люди, научившиеся отличать истинные голоса от фальшивых, утверждают, что со временем подлинный внутренний голос или голос учителя уже ни с чем не спутать. В книге «Связь с Возлюбленным» Воэн-Ли пишет:

     Разум постепенно знакомится с тем, как Возлюбленный говорит с любящим, и приучается не вмешиваться в беседу. Простейшие навыки молчания позволяют разуму работать с невиданной прежде ясностью, и он учится отличать голос эго от голоса Истинного Я. Знание это не похоже на привычные знания; оно не связано с процессом постижения и проявляется неожиданно, само собой. [23]

***

     Арно Дежарден: «Не забывайте о реальном учителе».

И наконец, вы приобретёте внутреннего гуру. Часто то, что люди принимают  «внутреннего гуру», это внутренний хулиган.

Ли Лозовик

     Конечно, «внутренний учитель» не пустые слова, но наставник, с которым видишься во плоти, а не какой-то там «внутренний», это живой учитель, и я знаю его, я его слышу, он говорит то-то и то-то. Нужно помнить не только о внутреннем учителе, но и о реальном, даже если внутренний неразрывно связан с тобой на уровне недвойственных отношений. Я говорю сейчас о вещах совершенно конкретных и необходимых для тех, кто не достиг ещё высочайших вершин пробуждения... кто ещё не стал Ма Анандамайи или Раманой Махариши и только начинает учиться, — он должен помнить о живом учителе, о его внешнем облике, голосе и словах... и задавать себе вопросы: «Верю ли я ему?», «Если бы учитель был тут, рядом, смотрел на меня и слушал, было бы мне хорошо? Да или нет?»

     Но при этом взаимоотношения с учителем должны быть и всегда оставаться очень тесными. На это может уйти немало времени, но я всё равно настаиваю на необходимости реального учителя. Если я забуду, кем был мой учитель, чему он учил и что говорил, я просто предам его.

 

«Мёртвые гуру уши не надерут».

Ада Да

     В конечном счёте цель заключается в том, чтобы жить по велениям внутреннего голоса и учителя, черпать уроки из всего вокруг, сознавать недвойственную идею «Всё постине Едино». Тот факт, что истинами этими нередко злоупотребляют во имя самообмана, ничуть не отрицает их ценности. И первым шагом к верному пониманию их подлинного смысла является умение подмечать многочисленные искажения, которым их подвергают.

 

 

Картина дня

наверх