Сегодняшние аналитики, в основе своей, пытаются, в ряде случаев, отгадать, а не проанализировать глубоко поведение населения России, которое может оказать существенное влияние на ход дальнейшего развития ситуации в стране.
Игнорирование разумной составляющей при этом и не учёт её, приводит просто к механическому прогнозу событий, до конца не отражающему реальность нынешнего дня.
В настоящее время, современные рефлексивные модели внесли в научное представление о человеке новое измерение, связанное с такими категориями как мораль, совесть и чувство справедливости. Они позволяют отражать ситуации, в которых люди стремятся не только получить материальную выгоду, но и имеют неутилитарные цели, совершают жертвенные поступки, стараются выглядеть достойно в своих собственных глазах и глазах окружения.
Попытки большого числа людей сохранить своё индивидуальное достоинство путём конфликта оказывают существенное влияние на развитие обстановки в стране в целом, играя роль своеобразного «спускового крючка» при проявлениях массового недовольства.
Чтобы попытаться отрефлексировать вероятное поведение нашего населения, надо сначала дать оценку человеческому материалу, т.е., кем являемся мы сами, наша суть и возможная рефлексивная реакция на действия властей, а также, что, по большому счёту, представляет у нас сама власть, сотканная из того же человеческого материала?
Нашим политикам необходимо хорошо представлять себе суть российского народа и знать, что в нём существуют такие самобытные и, неприсущие никакому другому народу качества, которые совершенно чётко и мудро определяют глубинные направления движения его сознания и проявления его воли.
К таким важнейшим чертам русского характера относятся: религиозность народа; готовность принести себя в жертву и любовь к обиженному и гонимому; необъятность и ширь русской души; её общинность и любовь к ближнему; противоречивое сплетение всепрощенческой доброты и смирения с жёстким сопротивлением врагу; покорность «царю» и любовь к воле и свободе; склонность к нигилизму и потребность верить во что бы то не было; аскетизм и необузданность; догматизм и анархия; сочетание безграмотности с бесконечной талантливостью народа.
И чем труднее живётся народу, тем больше у него проявляется потребность в «сладкой сказке», уводящей от тяжёлой реальности, и успех популизма некоторых наших политиков - это своеобразная реакция на полное разотождествление желаемого и действительного, это характеристика продолжающегося общественного кризиса, это фактор, говорящий о неблагополучии всего общества и его болезни.
Основной принцип существования нынешней власти - это не борьба интересов социальных групп, политических партий и группировок её самоценность, а постоянная борьба за власть. Причём не борьба персонифицированная, к личности у неё пониженный интерес, а борьба власти с собой же за самоё себя. Обладание ею не требует иного умения и интеллекта, кроме как способности к её захвату и удержанию.
Вот зачем и понадобилось создание сегодня Национальной гвардии. Сохраняя внешние атрибуты государственного управления, внутри себя власть в них не нуждается, она просто сливается с государством. Её основное право не в поддержании социальных норм, а в постоянной их смене и в новом управлении. Она не знает ответственности перед обществом и с общественным мнением не считается, её произвол ничем, кроме её самой, не ограничен, поэтому то и расцветают взяточничество, воровство и коррупция.
Власть и Разум в русском сознании разделены. Участь интеллекта (и его носителя - интеллигенции) лишь в том, чтобы либо робко советовать, либо громко ругать. Наша власть своими действиями просто отторгает интеллект, и он отворачивается от власти, ища себе подходящие условия за границей, дабы не стать здесь обычным бомжом. А народ безмолвствует и живёт своей жизнью, потихоньку спиваясь и подворовывая, но только до определённого предела, за которым может наступить и стихийный народный бунт.
Проблема сегодня не столько в самом способе формирования властных институтов, а сколько в мере ответственности тех, кто приходит во власть.
Замыкаясь на безбедном самосуществовании, власть, пусть даже и сформированная самым демократическим образом, становится самодостаточной и отстранённой от всех наших бед, что вызывает у людей или плохо скрываемое раздражение, или стремление самим прорваться к властной «кормушке», чтобы всё иметь и ни за что не отвечать.
Пора бы нашим лидерам, наконец, опомниться самим, а не взывать к сознанию народа. Надо постараться понять душу своего народа и идти от неё, а не над ней. Ещё ни одна власть, не поддержанная народом, не существовала в истории любой страны в течение продолжительного срока.
Поддержка народа - это тот эликсир, та жизненная сила, дающая возможность правителям существовать и действовать, удерживающая их на гребне власти, защищающая и не дающая упасть.
И не стоит никогда в своём бессилии что-либо сделать, пенять на русский народ. Надо просто почитать исследования Бердяева, Франка, Соловьёва, Ключевского, Лосского, Тихомирова. Ведь государственная должность - это не пиджак, которой раз одел и носи его сколько хочешь. Занятие этой должности обязательно надо подтверждать своей компетентностью и профессионализмом в делах.
Проявление безграничной русской натуры в социальной жизни противоречиво - она порождает взаимоисключающие принципы: «я отвечаю за всё, не зная границ ответственности, и я ни за что не отвечаю, являясь маленькой частичкой большого целого, под названием «государство», что в конце концов порождает полную безответственность».
Подобная противоречивость разрушительна! Русскому характеру чужда западная регламентированность. При нынешнем уровне развития массового сознания населения эффективной может быть только авторитарная власть. Произвол безответственности и беспредел вседозволенности находит своё разрешение в коллективной ответственности, когда происходит отождествление личного «Я» с коллективным «Мы».
Мы не Восток и не Запад! Мы обращены к личному самосознанию, но нам не свойственна западная исключительность индивидуальности, также и не свойственен западный социальный порядок, понятный и воспринимаемый как некий общественный договор.
Русские - это не национальность, это образ жизни, отношение к окружающему миру, к основам бытия. Всегда характерной чертой большинства русских была природная зависть к более удачливым людям, отправившая, в своё время, миллионы людей в исправительные лагеря по доносам друзей, родственников, соседей и знакомых. Так называемая «Халява» является своеобразной путеводной звездой подавляющего большинства нашего населения, выросшего в советских условиях.
Русские не понимают, что такое слово «нет». В этом наша беда. Очевидные вещи для нас, русских, слишком не очевидны. Нужно, образно говоря, ударить «мордой» о стенку, чтобы, наконец, дошло до нас происходящее вокруг России. Мы никак не можем поверить, что русских сегодня просто сживают со света!
Для сравнения происходящего - нынешняя власть сегодня напоминает женщину, состоящую с народом в браке и не любящая его. А в дом, где нет любви и уважения к закону, лезет, на ходу расстёгивая ширинку, всякая сволочь, пытаясь удовлетворить свои потребности и, в очередной раз, попутно, обобрать до нитки этот народ. Развод, в таком случае, неизбежен, но всякому разводу, как известно, предшествует разнузданный разврат.
Рефлексивная оценка поведения населения показывает, что очередные социальные возмущения следует ожидать вначале лета, в основном, в крупных промышленных центрах, где люди не имеют возможность реализовать себя при росте цен на всё и задержках зарплаты.
Одновременных выступлений населения ожидать не приходится, потому что предел выживаемости на такой большой территории, как Россия, плавающий: одни живут за счёт близости границы, другие незаконными промыслами, третьи - мошенничеством, четвёртые - посредничеством, пятые - за счёт земельных приусадебных участков и т.д.
Только молодёжь сегодня способна сорганизоваться в мощные протестные движения. И, если ей кто-то из западных «друзей» поможет в идеологическом и материальном плане, то для властей она станет очередной головной болью.
Сегодня нашему Правительству надо признать объективность своих неудач и начать преобразования с собственного воспитания и саморазвития, поставив во главу угла духовные и нравственные идеалы, а не стремление к власти любой ценой.
Надо понять в это непростое время душу своего народа и постараться сблизиться с ним. Ведь народ всегда прощал истинно раскаивавшихся. И только тогда, когда наши политики будут поняты и признаны народом, Россия сможет подняться ещё на одну ступень своего развития и помочь этому народу жить с высоко поднятой головой.
Составил руководитель ИАЦ НАСТ России Б.К.Ратников
Свежие комментарии