На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей
    БЛАГОДАРЮ!ТАО ПУТЬ ВОЗНЕСЕН...
  • Юрий Ильинов
    5 ноября в ток шоу Малахов 05.11.2024 смотреть онлайн У меня в руках билет на научно-просветительский семинар професс...После успеха в ра...
  • Юрий Ильинов
    Процитирую пункт 57 указанного доклада, касающийся отношения к русским: «Основными методами пыток и жестокого обращен...Чем отличается гл...

Су-30МКИ против J-31: совершенно реальная схватка

Су-30МКИ против J-31: совершенно реальная схватка

Вот уж действительно, не забиваешь ты – забивают тебе. Не так давно в наших материалах мы обсуждали действия Индии, устроившей черт знает что с плясками на рынке авиационной техники, и вот очень неожиданный поворот – Пакистан купил китайские J-31.

По сути господа пока еще партнеры из Дели совершили невозможное: выполнили задачу по максимальному ослаблению своих ВВС.

Кто-то может не согласиться, но смотрите сами:
- проект совместного истребителя пятого поколения FGFA с Россией провален;
- с F-35 все вышло примерно так же, как с FGFA, то есть, танцы закончились ничем;
- собственный проект Tejas получился настолько убогим, что о нем перестали говорить;
- второй собственный проект HAL AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) вроде как истребителя-невидимки явно переходит в стадию супердолгостроя с результатами на уровне 2040 года.

 

Ах, да… Закуплены «Рафали»…

Но тут тоже частично облом, потому что ни о каком производстве на территории Индии речи не идет, тут французы молодцы: ничего личного, только бизнес. Это русские могут «все для друзей», а с европейцами такое дело не прокатывает. Плюс сколько времени займет адаптация индийского вооружения под французский истребитель, тоже интересный момент.

Ну и вот, пока шли танцы, Пакистан получил свои первые истребители нового поколения. Не изгаляясь, просто купил партию J-31 у китайских партнеров. И первые самолеты уже поступили в учебные центры, где ВВС Пакистана начнет готовить летчиков для работы на этих самолетах. Соответственно, к тому времени, как летчики получат должную подготовку, Китай поставит для них самолеты.

В общем, к востоку от индо-пакистанской границы пора заканчивать петь и плясать, пора начинать думать.

А мы сей час в свою очередь подумаем над тем, что может получиться в небе над той самой границей в случае очередного погорячения отношений.

«Рафаль» брать совершенно не интересно, там вообще пока непонятно, когда французы все поставят и переобучат летчиков. Явно дело не быстрое и в данном моменте я бы поставил на китайцев, которые со своей задачей явно справляются оперативнее.

Кроме того, мы уже писали, что песни и пляски в исполнении индийских военных настолько удорожали «Рафаль», что их количество внезапно уменьшилось в закупке с 128 до 36, что при цене в 218 миллионов евро за самолет понятно. Ну и поставлен пока десяток машин (это по контракту от 2012 года), из которого в летном состоянии пара самолетов. В общем – «отмистралили» индусов по полной программе господа французы, так что за «Рафаль» мы молчим и смотрим на то, чем реально обладают в Индии.

А это у нас все тот же Су-30МКИ. Именно нашему самолету в индийской сборке придется принимать на свои крылья весь удар. А то, что он будет, почему-то сомневаться не приходится.

Учитывая, что для первого покупателя своих новых самолетов Китай расстарался и за первой эскадрильей однозначно последует вторая, то стоит посмотреть именно на противостояние этих самолетов.

Итак, J-31 против Су-30МКИ, Пакистан (Китай) против Индии (России).

1. Человеческий фактор.

Учитывая, что индиец отличается от пакистанца только храмом, в который он идет молиться, то у обеих сторон все плохо. Какие бы ни были инструкторы и тренажеры, аварийность, вызванная раздолбайством летного и технического состава уже стала легендой.

Единственное, что на стороне индийских летчиков, так это время эксплуатации Су-30МКИ. Все-таки с 2004 года, то есть, двадцать лет. То, что в теории они будут лучше владеть материальной частью, вполне возможно.

Так что Пакистан-Индия: 0-1.

2. Планер

J-31 значительно меньше, чем Су-30МКИ, а двухколёсное переднее шасси с усиленной стойкой намекает на возможность использования на кораблях. Есть определенные сходства с американскими самолетами, но J-31 скорее основан на F-22, имеется определенное сходство формы, аэродинамики и конфигурации планера. Это косвенно свидетельствует о том, что со сверхзвуковыми скоростями у китайского самолета проблем не будет.

У J-31 есть два внутренних отсека для вооружения, каждый из которых может нести по две ракеты средней дальности. Дополнительно имеются четыре узла внешней подвески под крыльями, два для тяжелого вооружения, два для легкого.

Присутствуют определенные технологии для малозаметности, но применение внешних узлов подвески значительно ее ухудшает.

У Су-30МКИ классический планер самолета четвертого поколения, естественно, о малозаметности мы речь не ведем, но тут вопрос, насколько этот самолет вообще в ней нуждается.

Итого: 1-1.

3. Двигатель и все с ним связанное

Прототип J-31 был оснащен российскими двигателями РД-93 от МиГ-29. Двигатель представляет собой модификацию РД-33 родом из 70-х годов. Однако в Китае уже есть двигатель, аналогичный РД-93, Guizhou WS-13, который в настоящее время устанавливается на ряд китайских истребителей, в том числе и J-31. Сегодня Китай работает над улучшенным вариантом под названием WS-13E с тягой 9 000 кгс для использования на J-31.

Копия – это всего лишь копия. Тем более, двигателя, который начал свою эксплуатацию в далеком 1977 году. А китайская копия – это меньший ресурс и надежность, это известно всем.

Су-30МКИ оснащен двигателями АЛ-31ФП. Мощность двигателя в 12 500 кгс значительно выше, чем у РД-93, что логично, поскольку Су-30 – машина несколько более тяжелого класса, чем МиГ-29. Кроме того, на стороне Су-30МКИ еще и такая полезная вещь, как управляемый вектор тяги. Вместе с надежной отработанной схемой все это выглядит намного перспективнее, чем китайский аналог старого двигателя для МиГ-29.
Скоростные данные лучше у Су-30. Причем, максимальная скорость, так полезная, когда надо кого-то догнать или от кого-то смыться, больше, чем у J-31 почти на 350 км/ч.

Дальность у самолетов примерно одинаковая, но Су-30МКИ забирается на полтора километра выше китайца.

В целом, высотно-скоростные и маневренные качества российского самолета смотрятся предпочтительнее.

Итого: 1-4

4. Авионика

Относительно начинки китайского самолета информации не очень много. Единственное достоверное – самолет оснащен китайской версией РЛС «Жемчуг», на переработку которой ушло пять лет, но зато теперь J-31 оснащен сразу двумя БРЛС с АФАР.

Что касается Су-30, то там «Барс» Н001М, который «видит» на 200 км вперед и на 60 назад. Вместе с «Барсом» работает ОЛС-30 лазерно-оптический инфракрасный поисково-следящий комплекс, который включает в себя дневной и ночной инфракрасный режим и используется в сочетании с системой прицеливания, устанавливаемой на шлем. Дальность обнаружения составляет до 90 км, а дальность действия лазерного дальномера — до 3,5 км.

Кроме того, индийцы за весь период использования Су-30МКИ за счет использования электроники израильского и французского производства неплохо модернизировали самолет.

Оценить возможности самолетов в плане обнаружения противника и противодействия комплексами РЭБ очень сложно, особенно в свете режима секретности в Китае.

5. Вооружение

J-31 берет на борт до 8 000 кг бомб и ракет, как во внутренние отсеки, так и на внешнюю подвеску. Внешняя подвеска – 6 узлов, плюс 4 точки в люках. Довольно неплохо.

Су-30 в этом плане не менее монструозен. 12 точек подвески, на которых можно закрепить примерно те же 8 тонн вооружения. Плюс 30-мм пушка на всякий случай. Ассортимент вооружения впечатляет: российское, индийское, российско-индийское, израильское.

В принципе, если у Су-30 и есть преимущество, то не очень большое. Китайцы научились делать весьма неплохие ракеты.

6. Малозаметность

Здесь, конечно, преимущество будет у китайского самолета, поскольку в его конструкцию изначально была заложена эта самая малозаметность. В конструкции J-31 используются самые современные радиопоглощающие покрытия, прошедшие всесторонние испытания на J-20. И это будет преимуществом китайского самолета.

Итого: 2-4.

7. Эксплуатация

А вот здесь все совсем не в пользу китайского самолета. J-31 – машина новая даже для китайцев, чего говорить о пакистанских инженерах и техниках, которым предстоит изучить самолет «от корки до корки»?

Если кто не знает, но ВВС Пакистана – это жуткая солянка из американских, французских и китайских самолетов, как совсем старых, так и не очень. Древние «Мираж III», почти древние JF-17 (это внук МиГ-21), F-16 разных моделей (A, В, С) и так далее.

В теории, пакистанские техники – это такие универсалы, которые могут работать с любой авиарухлядью. Но здесь совершенно новый самолет, последнего поколения, ничего подобного которому в ВВС Пакистана не было до этого момента. Самый новый самолет – это F-16C Block 52.

То, что пакистанским инженерам и техникам придется проделать огромную работу по изучению нового самолета, это факт. И пока техсостав будет «сырым», а это займет довольно приличное время, возможны дополнительные аварии именно по вине технического состава.

Впрочем, рано или поздно, пакистанцы самолеты освоят. Хотя если у них примерно такое же отношение к технике, как у соседей, то не надо будет удивляться тому, что ВВС Пакистана потеряют в авариях и поломках больше машин, чем при несении боевой службы.

У индусов с Су-30, конечно, все намного лучше. Самолет освоен и отработан до винтика, да плюс с запчастями никаких проблем. Все делается здесь же, в Индии. Пакистан тоже делает шаги по производству необходимого на своих предприятиях, но до положения в индийском военпроме еще очень далеко.

Итого: 2-5

8. Применение экипажем

Здесь стоит поговорить о том, насколько эффективно будет работать экипаж. Сами индийские военачальники из Минобороны весьма критично оценивали возможности своих пилотов, а потому с большим удовольствием рассматривали на конкурсах самолеты с экипажем из двух человек. Определенный расчет в этом есть, в сложной обстановке летчик выполняет маневрирование, а штурман-оператор работает системами вооружений.

Однако современная электроника приходит человеку на помощь и берет на себя большое количество вопросов в управлении самолетом. И здесь сложно сказать, что лучше: пакистанский самолет, набитый современной (в китайском исполнении) электроникой или российский самолет с двумя индусами внутри.

Конечно, в современном бою очень многое зависит от экипажа, но попробуем рассмотреть частный случай: повторение боя 27 февраля 2019 года. Насколько мог бы измениться рисунок боя, будь на месте F-16 китайские самолеты?

Скорее всего, нет. Самолеты двух стран в тот день толкались в воздушном пространстве практически в зоне прямой видимости. И весь сценарий этого боя был выстроен так, что дистанции были небольшие. Насколько полезна при таких раскладах малозаметность? Вообще ни к чему.

Другой вопрос – это воздушные бои, пусть и в небольшом количестве, которые наблюдались в небе Украины. Там сценарий был совсем другим: российские Су-35 (особенно) на полную катушку использовали преимущество в дальности действия БРЛС перед более старыми Су-27 и МиГ-29 (о Су-24 даже говорить неудобно) и более дальнобойные ракеты, что привело к потерям у ВВС ВСУ.

Если воздушные бои будут проходить на больших дистанциях, тогда малозаметность китайского самолета может сыграть определенную роль и дать определенное преимущество пакистанским летчикам. И будет очень интересно понаблюдать, насколько J-31 действительно малозаметный. Это будет очень полезно: понаблюдать J-31 на экранах радаров, не важно, самолетов ли, ЗРК ли, важно увидеть и определить все возможные параметры самолета на различных частотах.

Сегодня очень многие эксперты в голос начали кричать о том, что Индии просто срочно нужны свои «стелс»-истребители. Что без них все пропало, китайские самолеты, которые «стелс», будут чуть ли не как в тире расстреливать индийские «сушки».

Не все так просто и однозначно. То, что индийские военные влетели в карри ногами с FGFA – факт. Будут ли они что-то пытаться изобразить с Су-57 или F-35 – это не важно. Здесь они время потеряли просто немеряно, но те, кто говорят, что «все пропало» - это «эксперты».

На самом деле, вопросов очень много. Настолько ли J-31 малозаметен, как этого хотелось его создателям? Так ли хорошо «видит» его БРЛС, сделанная на основе не самой современной советской РЛС «Жемчуг», которая, в свою очередь, представляет собой экспортный вариант РЛС «Жук»?

Вопросов к китайскому самолету много. И было бы очень интересно получить ответы, потому что китайцы не спешат раскрывать сильные и слабые стороны своей техники. И как раз в пакистано-индийском противостоянии и можно будет изучить J-31, а изучив уже сделать выводы на тему того, насколько совершенны и боеспособны китайские самолеты.

Для индийцев же ничего страшного на самом деле нет: у них на вооружении огромное количество добротных Су-30МКИ, которым даже 2 (а больше Пакистан не купит пока) полка J-31 не составят значимой конкуренции. Ну не будет китайский самолет пусть и пятого поколения настолько хорош, чтобы играть 1 против 5 «сушек». Просто потому, что если американцев видят на радарах все кому не лень, что что говорить о китайском самолете?

Да если он и вправду будет невидимкой без кавычек, Су-30МКИ – очень серьезная машина. И в том бою в 2019 году именно Су-30 сбил ракету АIМ-120, которой потом индусы соседям тыкали. Так что невидимый самолет – это половина дела, надо еще чтобы и ракеты были «стелс».

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Недавно тут пара читателей обвинила меня в «ура»-патриотизме (уже смешно) и в том, что я якобы преувеличиваю возможности российской техники и унижаю, скажем, американскую. А что прикажете делать, если это так, и суперсамолет F-22 (его старательно облизывали тогда) за столько времени и выпущенный таким количеством, отметился сбитием одного летучего пузыря?

Су-30МКИ, если что, сбил таких пузырей аж три! Пакистанских. Значит, «сушка» в три раза эффективнее, так что ли?

Но ведь самолет реально хороший. Абсолютно на одном уровне с F-15 и «Тайфуном», а в чем-то и получше их будет. Проверенный временем и боями. Кстати, то, что возле Тайваня в основном шатаются китайские летчики на Су-30МКК, тоже говорит о многом.

Индусы наклепали их столько, что бьют не жалея, и летают по полной программе. И это нормальная практика. Задумайтесь, 250 самолетов Су-30МКИ! И там на подтанцовках «Миражи» и «Рафали» общим количеством до полусотни. Ну сколько надо китайский, пусть и «пятерок», чтобы что-то изобразить в плане паритета?

Не получится. Но увидеть в очередном индо-пакистанском конфликте два самолета в бою, было бы интересно. У J-31 могут быть сильные стороны, глупо это отрицать. Вот было бы познавательно в этом убедиться. А у Су-30 есть сильные стороны, и если индийские летчики, давно эксплуатирующие этот самолет, смогут их реализовать, то никакое пятое китайское поколение им не будет опасно. Но тут тоже есть определенные сомнения.

Но в целом в схватке Су-30 и J-31 я бы поставил на наш самолет. Не из чувства ложного патриотизма, просто это очень серьезное оружие в прямых руках.

Картина дня

наверх